Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

5 упражнений начального уровня изучения и практики сценической речи

Упражнение №1. Разминка языка

Теория

Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

Описание упражнения

1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод.

Зубы при этом разомкнуты.

2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Упражнение №2. Разминка лица

Теория

Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица.

Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.

Описание упражнения

Упражнения лучше выполнять перед зеркалом

1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.

2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.

3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.

Упражнение №3. БАО ВАО ГАО

Теория

Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.

Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.

Описание упражнения

1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.

Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».

Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.

Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.

2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением.

Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.

Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.

Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

Упражнение №4. Правильное дыхание

Теория

Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.

Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.

Описание упражнения

Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.

Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.

Упражнение №5. На мели мы лениво…

Теория

Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.

Упражнение

Выучите данную трудноговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4. Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима мы вам на линя.

Не меня о любви ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня.

Успехов Вам и творческих успехов!

Елена Бутова
Тренинг по сценической речи с элементами актерского мастерства для детей 6–7 лет

Цели :

Развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты

Развивать интонационную выразительность

Развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации

Формировать творческое воображение, фантазию

Оборудование :

Музыкальный центр, фонограммы;

Пиктограммы эмоций,

Доска, маркер, иллюстрации обложек с названием сказки (для игры «Перевертыши» )

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем : «Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией :

Радостью

Удивлением

Как президент страны

Как иностранец, плохо говорящий по-русски.

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками : птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги, вспи, взжи, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки» . Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки :

«Бобр добр для бобрят» ,

«Жужжит над жимолостью жук» ,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» ,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега» ,

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку» ,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

Упражнение "Эхо".

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо» , необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор» . А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Виды эмоций

Показать эмоции при помощи мимики и жестов : радость, грусть, удивление, испуг, злость, неприязнь

Интонационная выразительность.

Фразы : «Ну вот и всё…» , «Я люблю манную кашу» , «Ура! Скоро новый год!»

Произнести :

Кровожадно,

Печально,

Радостно,

Злостно,

Удивлённо,

«Главное слово»

(«ударное слово» , выделяется интонационно)

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

«Аня гладила кота»

«У Оли новое пальто»

«Кукушка кукушонку купила капюшон»

«Слишком много ножек у сороконожек»

«Муха Горюха села на ухо»

«Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках»

«Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

Упражнение на беспредметное действие - «Моё утро» .

Каждый участник тренинга играет этюд на тему «Моё утро» . Важно, чтобы действие выполнялось не формально, а подробно, учитывая все мелочи утренних процедур , например в ванной : открыть краны, умыться, почистить зубы, одеться и тд.

Включить спокойную музыку, способствующую размеренному физическому действию.

Игра «Перевертыши»

Предложить детям самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок :

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

«Три толстяка» (Один худыш)

Список литературы :

1. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М. Н. Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.

2. Леокарди, Е. И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи . / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г

4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.

5. Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ» , М., 1986.

6. К. С. Станиславский. Работа актера над собой . Ч. 1 – М.: Изд. “Искусство”, 1954

7. Театр, где играют дети : Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под редакцией А. Б. Никитиной–М.: Изд. центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.

8. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д» , 2010

9. В. Дмитриева Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ , Астрель, 2008

УПРАЖНЕНИЯ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

ДУДОЧКА.

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Ду! Дуду!

Я иду, иду, иду

И дую в дудочку – дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! - Дуду! Дуду!

ОХАЮЩЕЕ «О».

Не пО трОпе, а ОкОлО.

КатилОсь «О», и ОхалО.

«О» - Охало!

«О» - Окало!

Не пО трОпе, а ОкОлО.

БАБУШКИ. (для опёртого «А»).

Ах – ти, Ах - ти, Ахтушки! –

РАз АхАлись бАбушки.

Ахти – Ах! Ахти – Ах!

Не держАтсЯ нА нАгАх!

ХОЧУ МОЛОКА. (для расслабления нижней челюсти)

Ах, больной я.

Ай – ай – ай!

Молока мне, мама, дай!

НАША РЕКА . (для расслабления нижней челюсти)

Наша река широка, как Ока.

Наша река широка, как Ока?

Как, как Ока?

Так! Как Ока, широка наша река!

ТЯНУЧКА.

Тётя Мотя, дядя Петя, -

Обратились тихо дети

Вы теперь не уходите

Вы здесь с нами посидите

Дети любят дядю, тётю:

Дядю Петю, тётю Мотю.

Передать тиканье часов.

Тихо тикают часы.

Тикают вот так:

Тик-так! Тик-так!

Тиктак – тиктак! Тиктак – тиктак!

В гору, в гору поднимались. Чудо лесенкой шагаю (низкий тон)

Выше, выше забирались. Высоту я набираю (выше)

Забирались, поднимались Шаг на горы! (выше)

Оказались наверху! Шаг на тучи! (ещё выше)

Вниз помчались, А подъём всё выше, круче! (ещё)

Ух, помчались! Не робею, петь хочу… (ещё)

Шибче, шибче разогнались, Прямо к солнцу я лечу!!! (самый высокий тон).

Разогнались, повстречались

С кем бы это? Со столбом!

И вот летит Теперь мне надо

Прыжок Опуститься

Разбег Чтоб ставить

Научиться.

«Колокола» (незаметный переход от регистра к регистру)

В грудном регистре

Что за гром?

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном чистейший звон:

Динь-дон! Динь-дон!

И всё звенит, гудит им в тон;

Динь-дон! Бум-бом! (быстрое переключение с грудного в головной регистр).

Динь-дон! Бум-бом!

«Самолёт » (полётным голосом вверх, набирайте высоту)

Белокрылый. модный «Ту». (центр)

Набирает высоту.

Он летит всё выше, выше… (выше)

Превратились в точки крыши… (ещё выше)

Вот уже он выше туч… (ещё)

А теперь меж облаками … (ещё)

Вдруг ударил солнца луч! (ещё выше)

Голубой простор над нами. (ещё выше)

Выше, выше, мчится «Ту»! (ещё выше)

Покоряя высоту… (ещё выше)

НА ТЕМП РЕЧИ.

ТРИ КРУГА. ВАЛЬС.

Темп речи убыстрять учусь, Раз-два-три! Раз-два-три! Снова заданье:

Сейчас три круга я промчусь. В медленном вальсе кружиться легко

Вот в первый круг пустился я, И, сохраняя свободу звучанья,

Хоть речь и быстрая моя. Надо пытаться дышать глубоко.

Но до предела далеко, Как непрерывны и плавны движенья,

Я говорю слова легко. Так же и речь мелодично звучит

И на пути ни оговорки, С музыкой слиться одно наслажденье:

В том помогли скороговорки. В ритме живёшь ты, и чувство не спит.

Знаю одно: если вылилось чувств

Вот в круг вступил теперь второй,

Всё собранней, короче слово. Значит, владею дыханьем искусно,

Точна, предельна мысль моя. Значит. могу быть уверена в нём,

А интонация готова, Вальс увлекает, и чувства прекрасны,

Всё выразить, что вижу я. Радость кружит всё быстрей и быстрей…

Вихрем несёт… И становится ясно:

Чтоб финиша достичь скорее. Кончился вальс… Как дыханье? Ритмично.

Слова строчат из пулемёта, Значит, справляюсь с дыханьем отлично

Тра – та – та - та, язык намётан!

Весь речевой мой аппарат

Готовый к бою, только рад!

Когда пред ним трудней задача,

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своём отстал!

(очень тихо) Была тишина, тишина, тишина.

(очень громко) Вдруг грохотом грома смешалась она!

И вот уже дождик – тихонько –

Ты слышишь!

Закапал, закапал, закапал,

(тихо) По крыше…

(громче ) Наверно сейчас барабанить он станет.

(громче) Уже барабанит! Уже барабанит! (А. Шибаев).

НА ИНТОННАЦИОННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ .

Сказала тётя:

- Фи , футбол!(с пренебрежением)

Сказала мама:

- Фу, футбол!(с отвращением).

Сестра сказала:

- Ну , футбол!(с разочарованием).

А я ответил:

- Во , футбол!(с восторгом).

Рядом с ним идёт глошатый,

Длинно-усый, бородатый.

«Го сти, ла вки отпира йте!

Покупа йте! Продава йте!

А надсмотрщикам сидеть,

Подле лавок и смотреть!

Чтобы не было содому,

Ни давёжа, ни погрому,

И что б никакой урод

Не обманывал народ!». (П. Ершов)

РЕЧЬ В ДВИЖЕНИИ.

«Скакалка».

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу.

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично, было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

Льётся ровно,

И не прыгает он словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!...

Можно прыгать целый час!

«В огороде».

Ах, какие огурцы!

Право слово молодцы!

Душистые, зелёные!

Эй-эй! Не зря хвалёные!

Какой же мне сорвать и съесть?

Вот этот? Тот? Вот этот? Есть!

«Волейбол» (с воображаемым предметом)

    Раз-сильнее нет подач!

    Два-отбил удачно мячь!

    Три-уж этот не возьмёшь!

    Взят-меня не проведёшь!

    Ну-ка, мяч ТАКОЙ отбей!

    На, ДЕРЖИ! Мой посильней!

    МОЛОДЕЦ! Играешь ловко!

    ХОП! Во всём нужна сноровка!

    РЕЖУ! (воображаемый мяч ударяется в сетку)

Вот ведь неудача! В сетке мяч!

Твоя подача! (воображаемый мяч бросает под сетку).

ТЕКСТЫ ГЕКЗАМЕТРА .

Дочь дочери дочерей дочери Пе, дала яблоко, тобой откусив его.

Соблазняя Адама с горы Дота, тобою любимая дочь дочерей Пе.

Мать мира и мир, и фея мира Су, открой духа зерна глаз!

Открой берегов, не обернутися головой тю.

Открой лиственницы, со престолов упавших тень.

Открой Аньгелам поющих птиц.

Открой воздыхание в воздухе рассеянных ветров.

Низ зовущих тебя, призывающих тебя, любящих тебя.

И в жизни, желтая находящих тю.

__________________________

Твёрдо запомни, что прежде чем слово начать в упражнении,

Следует клетку грудную расправить слегка, и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыхании

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течении речи.

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей.

Выдержи паузу краткую в темпе стиха в тоже время,

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижнем дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье… затем, уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово слышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.

Прежде чем брать упражнения на темп, высоту и на громкость

Нужно внимание направить на ровность, устойчивость звука;

Выдох веди экономно… с расчётом на каждую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность, плавность –

Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражнении

Дикционные упражнения.

Сетка гласных. И Э А О У Ы. Сетка йотированных гласных.И Е Я Ё Ю И.

Пиб-би-А - к-г

Бип-пи-А - г-к

Би-би-би-би-бип-А - гик-ки-А

Киг-ги-А - ли-лли-А

Ги-ги-ги-т-гик-А - гли-А

Д-т - дли-А

Т-д - тли-А

Тид-ди-А - зжд-А

Дти-ти-А - зжди-А

Ди-ди-ди-ди-дитт-А - зждр

Ти-ти-ти-ти-ди-А - зждрр

Ти-те-тя-тю-тю-ти - зждррр

Ди-де-дя-дё-дю-ди - зждри-А

Ди-ти-ти-ди-А - т-д

Фив-ви-А - д-т

Виф-ффи-А - три-А

Кпти-А - три-дри-А

Гбди-А - дри-ррр-А

Двги-А - рри-А

Бдги-А - дрри-А

Птки-А - риррь- А

Ди-А - три-ри-ри-ри-рирь-А

Фги-А - лри-А

Вди-фти-А - рни- А

Ти-вди-А - лни- А

Вди-тги-А - лри-рли-лни-А

Фти-дди-А - дни-А

Тли-дли-А - нинн-А

Лилл-А - и-нни-А

Ста-ти-А.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Аи эи ои уи ыи

Аэ эа оэ уэ ыэ

Ао эо оа уа ыа

Ау эу оу уо ыо

Аы эы оы уы ыу

Аи - Аи – Аи эи – эи – эи ои – ои - ои уи – уи – уи ыи – ыи - ыи

Аэ – Аэ – Аэ эа – эа – эа оэ – оэ – оэ уэ – уэ - уэ ыэ – ыэ - ыэ

Ао – Ао – Ао эо – эо – эо оа - оа - оа уа – уа - уа ыа – ыа - ыа

Ау – Ау – Ау эу – эу - эу оу – оу - оу уо – уо – уо ыо – ыо - ыо

Аы – Аы – Аы эы – эы – эы оы – оы – оы уы – уы – уы ыу – ыу - ыу

ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ .

Ея яе ёё юе

Её яё ёя юя

Ею яю ёю юё

Ея – Ея – Ея яе – яе – яе ёё – ёё – ёё юе – юе - юе

Её – Её – Её яё – яё – яё ёя – ёя – ёя юя – юя - юя

Ею – Ею – Ею яю – яю – яю ёю – ёю - ёю юё – юё - юё

А, Я. И, Ы О, Ё. У, Ю. Э, Е.

Братство мир свобода труд эра

Арфа гимн воля путь этика

Ярус лира дон тундра эхо

Равенство книга домна мудрость цель

Глаза артист зной круг шелест

Яма рифма дорога сруб концерт

Счастье иволга сугроб трубы эстет

Жатва визит ёж юг съезд

Бурьян быт ёлка вьюга рельеф

Москва мыс съёмка юнга ель

Трактор ковыль питьё вьюн егерь

Баян ширь бельё юноша шлем

Отвага звёзды жнивьё адъютант Эдем

Влага лыжи подъём юмор Этажерка

Семья ширь волокно служба эврика

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (самовнушение).

Цель: расслабление мышц . (2 раза в день по 3-5 минут, лёжа на спине, закрыв глаза)

      Я вижу и слышу себя, как актёра с хорошим звучанием голоса.

      Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, длительно, активно.

      Моя нижняя челюсть освобождается от скованности, напряжения.

      Я вижу свободные движения челюсти.

      Мимические жевательные мышцы расслабились, я их ощущаю.

      Глазные мышцы отдыхают.

      Все складки на лице расправляются, разглаживаются.

      Я вижу своё лицо.

      Моё лицо спокойно.

      Всё тело успокоилось, расслабилось, брюшные мышцы активно работают, выдох длинный, сильный.

      Полная свобода, лёгкость, непринуждённость.

      Я освободился от мышечного напряжения, я это чувствую.

      Я вижу и ощущаю работу речевого аппарата.

      Я прилагаю огромные волевые усилия в работе над голосом.

      У меня сильная воля.

      Я вижу и представляю работу всего речевого аппарата.

АУТОГЕННЫЕ ПАУЗЫ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.

    Сидя, глаза закрыты, язык высунут изо рта, рот приоткрыт.

Медленно произнести:«Моё лицо свободно. Язык, нижняя

Открыть глаза и протяжно произнестиГМ…ЗМ…ДМ…ВМ…ЛМ…

    Стоя, наклон туловища вперёд, расслабиться. В этом положении прочесть:

«Добыл бобов бобыль» Встать повторить скороговорку.

    Сидя, стоя: загнуть язык чашечкой к верхней губе, нижняя челюсть

Расслаблена, протяжно «протянуть»ГМ…ГМ…ГМ… Убрать язык, прочесть:«Добыл бобов бобыль».

    Сидя, стоя надуть щёки и губы, легко протянуть:

«БУ…БУ…БУ..», расслабляя губы и нижнюю челюсть.

По окончанию прочесть: «Добыл бобов бобыль».

РЕЛАКСАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ.

Вечернее успокаивающее Утреннее возбуждающее

(вдох, выдох с мысленным счётом). (вдох, выдох с мысленным счётом).

ВДОХ ----- ВЫДОХ ------- ПАУЗА ВДОХ ----- ПАУЗА ------- ВЫДОХ

Техника сценической речи.
Голос человека – явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека. Любое волнение отражается на дыхании и звучании голоса, известны случаи, когда голос пропадал в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом речевом аппарате.
Голос и его развитие тесно связаны с раскрытием творческой индивидуальности актера. Профессиональное владение голосом предполагает не только умение находить точное и верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное.
С.М. Михоэлс – актер, создававший яркие и разнообразные образы говорил: "У актера не один голос, у актера сто голосов, тысячи граней. Мы меньше всего знаем себя и привыкли к одному тембру голоса, а у нас их тысячи. У нас есть тысяча скрытых, еще никогда не раскрывшихся возможностей!"
Система работы над техникой речи включает в себя:
1. Постановка дыхания:
2. Работа над артикуляцией:
o гласные звуки;
o согласные звуки;
o скороговорки и поговорки.
3. Работа над звуком:
o стон;
o интонация.
4. Работа над дикцией:
o слоги;
o скороговорки (логические ударения, ускорение и замедление скорости чтения).
5. Работа над голосом:
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот;
o произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.
6. Логическое чтение:
o логическое ударение;
o логические и психологические паузы.

1. Постановка дыхания.
Процесс дыхания имеет особое значение для развития сценической речи. От того, как человек умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила, легкость голоса, богатство динамических эффектов, музыкальность и мелодичность речи.
o Выработка носового дыхания.
Во время выступления актеру часто приходится "добирать" дыхание и через рот, но должен быть воспитан носовой вдох.
Упражнения:
; Выдох беззвучный, затем на выдохе произносится согласная «М», или «Н».
; Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (10-12 р.)
; Упражнения с движениями головы. Вдох носом. Медленно выдыхая через звук "Н", медленно повернуть голову направо, налево, затем принять и.п. Вдох на "Н", на выдохе поднять голову, опустить ее, и.п. (4-6 р.)

O Выработка реберного дыхания.
Наиболее эффективное дыхание - грудное или реберное. Для контроля дыхания положить руки с боков на нижние ребра (большой палец на спине) и медленно набирать воздух. Руки должны ощутить горизонтальное расширение кольца ребер, которые они обнимают. Взятый воздух надо задержать и потом плавно выдохнуть.
Начальные упражнения на дыхание.
Упражнение 1. (1 день).
3сек. - 3сек. - 3сек.

Плавный вдох задержать дыхание выдох в течении.
носом за 3 секунды. на 3 секунды. 3 секунд.

С каждым последующим днем увеличивать время вдоха, задержки дыхания и выдоха.
От 3 – 4 – 3; 5 – 5 – 5; 8 – 5 – 10 и, наконец, до 10 – 5 – 10.

«Цветочный магазин».
И.п. – стоя. Выдохнуть на звук «п-фф» и втянуть при этом живот. Делая вдох, представить, что нюхаем цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдохнуть. Вдох – короткий, выдох – длинный.

«Трубач».
Прижать к губам воображаемую трубу (это может быть собственный кулак) и, выдувая воздух протрубить (без звука) какой-нибудь энергичный мотив.

«На одном дыхании» (упр. для распределения выдоха)
Произнести большую по объему фразу на одном дыхании: глубоко вздохнуть и на выходе проговорить текст.
Например, из Гомера: «Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный:
- Робким ничтожным меня справедливо бы все называли,
Если б во всем, что не скажешь, тебе угождал я, безмолвный…»

2. Работа над артикуляцией.
Для того чтобы ясно и четко говорить, необходимо в первую очередь правильно произносить каждый гласный и согласный звук в отдельности.
Артикуляция – это образование звуков с помощью речевого аппарата.
o Гласные звуки.
1. Вначале работа над отдельными гласными: У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё.
2. Затем работа над сочетанием звуков:
; У – У – Ы – Ы;
; У – У – И – И;
; У – У – О – О;
; У – У – А – А;
3. Положив руки на ребра, вдох в течение 2 секунд, задержка воздуха на счет
1, 2, 3 и плавный, медленный выдох на звуке "У": 2 – 3 – "У"
Постепенно увеличивается счет:
; 3 – 4 – выдох "У"
; 4 – 4 – выдох "У"
; 4 – 5 – выдох "У"
; 5 – 5 – выдох "У"
4. Добившись плавных выдохов, упражнения усложняются: быстрый вдох на 1-2, задержка дыхания на 5 секунд, выдох на гласном звуке.
o Согласные звуки.
Отрабатывая каждый согласный звук, следует его произносить сильнее и ярче, чем в разговорной речи.
П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж.
1. Упражняться в произнесении отдельных звуков, а затем в различных сочетаниях согласных, например: П – Ч, Т - Ч, Ж – С.
2. Когда твердые согласные усвоены, начинается работа над мягкими согласными звуками: ЧЩ, ТЬ, ДЬ, ЛЬ.
3. Соединение согласных звуков к гласным: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ.

O Скороговорки и поговорки.
Скороговорки помогают преодолевать вялость губ и языка, добиться их подвижности. Вначале скороговорки произносятся на шепоте. Постепенно ускоряя темп.
Попытка не пытка.
Купи кипу пик.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Добыл бобов бобыль.
У быка бела губа, была тупа.
Обычий бычий, ум телячий.
Молодец, что огурец, огурец, что молодец.
Во мраке раки шумят в драке.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
От топота копыт пыль по полю летит.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

На мели мы налима лениво ловили, для меня вы ловили линя.
О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
3. Работа над звуком.
Звук – это ощущение, воспринимаемое слухом. Звучащим телом могут быть всевозможные предметы, дающие разнородные слуховые ощущения: шум, скрип и т.д.
Тон – это гармоничный звук, который создается правильным чередованием звуковых волн.
o Стон.
«Боль».
И.п. сидя, плечи опущены, шея расслаблена. Вообразить, что болит голова или горло. Негромко стонать с целью, чтобы успокоить боль, отвлечься от нее. Звук не зажимать, звук на средней ноте, свойственной на вашей разговорной речи. Затем постепенно переходить на стон с гласным звуком, затем на звуковых сочетаниях: ммум-ммом-ммам-ммим-ммым-мм.
Затем постепенно переходить к повышению, затем к понижению голоса.

Полезно читать на стоне какую-либо былину. Например:
Как у ласкова князь-Владимира… Ка-а-ак у-у-у л-а-а-аска-а-ава-а-а…
Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне: для тренированного голоса этот диапазон – примерно две октавы. Однако в обыденной речи используется такой диапазон нечасто, что приводит к звуковому монотону. Для актера это совершенно не допустимо.

O Интонация.
Силу звука в речи нужно искать не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации. Силу речи нужно еще искать в постепенности нарастания от тихого к громкому и их взаимоотношениях.

«Оттенки».
Произнести фразу с различной интонацией: весело, грустно, по-деловому, укоряющее, мечтательно, по-дружески, гневно, раздумывающее, удивленно и т.д. «Я хочу это взять», «Нет, никогда» и др.

«Не своим голосом».
Произнести одну фразу «голосами разных животных» - кролика, бегемота, коня, лисы, мышки, медведя, белочки, коровы, собаки, змеи, ежа и др. – так, чтобы резко менялся ритм, регистр голоса, интонации, окраска,; фразу лучше брать нейтральную. «Сегодня очень хорошая погода». Можно вести диалог «языком разных животных».

4. Работа над дикцией.
Начинается с тренировки активных речевых органов речи – губ, языка.
«Пробка».
Плотно сжать губы, натянуть их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвать смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами.
«Коса».
Представить, что точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз … ссс-ззз …ссс-ззз… Коса наточена, можно косить. Взмах косы – и она звучно режет траву: жжж…жжж…

1. Каждый согласный прибавляется к каждому гласному звуку: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЭ-ПЕ, ПЫ-ПИ.
2. Соединяется другой согласный: ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ и т.д.
3. Далее идут более сложные звукосочетания:
ТАДИТА-ТАДИТЯ ДАТИДА-ДАТИДЯ
ТАДИТО-ТАДИТЁ ДАТИДО-ДАТИДЁ
ТАДИТУ-ТАДИТЮ ДАТИДУ-ДАТИДЮ
ТАДИТЕ-ТАДИТЭ ДАТИДЭ-ДАТИДЁ
ТАДИТЫ-ТАДИТИ ДАТИДЫ-ДАТИДИ.

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ,ТЫТИ.

Продолжается работа над скороговорками. Сначала в медленном темпе, затем с ускорением.

5. Работа над голосом.
Для создания наилучших условий для свободного звучания голоса сначала необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. Зажим в гортани можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка.

Упражнение на развитие умения направлять звук в сторону публики.
Произнесение слова «с позывом»: как бы посылая вдаль через большое пространство; А-ЛЕ-НУШ-КА!!! Е-КА-ТЕ-РИ-НА!!! Э-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я!!!
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот.
1. Сначала тихо, постепенно расширяя звучание, опять привести к тихому, соединяя при этом А со звуком У.
2. АУОУЭУ взять дыхание ЫУИУ АЫОЫУЫ взять дыхание ЭЫИЫ
АУОИУИ взять дыхание ЭИЫИ АОУОЭО взять дыхание ЫОИО
АЭОЭУЭ взять дыхание ЫЭИЭ ОАУАЭА взять дыхание ЫАИА

3. ЯМЬ ЕМЬ ЮМЬ дыхание ЭМЬ ИМЬ ЯНЬ ЕНЬ ЮНЬ дыхание ЕНЬ ИНЬ
ЯЛЬ ЕЛЬ ЮЛЬ дыхание ЕЛЬ ИЛЬ все упражнение в одном тоне.

4. Произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.

1. 2. 3.
Э дых.
Оу Ыу Аы Иы Уу дых.
Ау Иу Оы Эи Ои Эи
У дых. Аи Ыи

5.От тихого звучания доводить до громкого, и, наоборот, от громкого постепенно к тихому на одном дыхании.
У Ы И О Э А М Н А Р В З Ж.

6. Логическое чтение.
Логическое ударение.
Каждая фраза речи должна нести свое содержание и иметь определенный смысл, ради которого они произносятся. Найти смысл фразы – выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы это делаем бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с текстом другого лица, бывает затруднительно определить слова, несущие в фразе основу. Живая речь несет в себе, кроме мысли, и чувство. При выделении слов пользуемся усилением, повышением голоса, или понижение и замедлением темпа.
Логические и психологические паузы.
Имеют влияние на выразительность речи, эмоциональность чтения.
Логические паузы – смысловые;
Психологические паузы – диктуемые чувством, это подтекст, красноречивое молчание.

Работа над скороговорками.
По очереди выделяется логическое ударение.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Таким образом, с помощью логического ударения не изменяется порядок слов, фразу можно произнести по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла.
Психологическая пауза имеет право приостанавливать течение речи, на определенном слове. Она направлена к сверхзадаче по линии подтекста и сквозного действия и зависит от уровня творческого потенциала исполнителя, эмоционального содержания текста. Она может совпадать с логической паузой, а может быть просто молчанием.
Психологическая пауза важнейшее орудие общения. Без психологических пауз речь безжизненна. Пауза заменяет слова глазами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и другими средствами общения. Все они умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Бессловесный разговор может быть интереснее, содержательнее и убедительнее, чем словесный.

Два сильных козыря в словесном общении: интонация и пауза. С ними можно сделать очень много, не прибегая даже к слову, а ограничиваясь лишь звуками.
Секрет в том, что на слушателя действуют не только передаваемые мысли, представления, образы, связанные с произносимыми словами, но и звуковая окраска слов - интонация и красноречивое молчание, договаривающее недосказанное словами.
Интонация и пауза по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь