Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дидактическая игра » Лягушка»

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»

Дидактическая игра «Колыбельная» (для детей 1-го месяца обучения)

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»,
постановка вокального дыхания

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Никитиной (3-5 лет) (ТИНАО)

Дидактическая игра: «Выпускаем птичек»

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «И»

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Никитиной (3 -5 лет) (ТИНАО)

Дидактическая игра » Пчёлки»

вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания (вдоха и выдоха в пении)

Дидактическая игра «Ракеты»

вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Никитиной (ТИНАО)

Дидактическая игра «Коровки»

Вокальная задача: формирование резонативных ощущений в области «маски»
Ролик записан на примере младшей группы Оксаны Никитиной Культурного центра «Вдохновение».

Многие педагоги-вокалисты, работающие со взрослыми голосами, распевают своих учеников в начале урока с закрытым ртом. Такой вид упражнений очень полезен для голосового аппарата. Упражнение -«мычание» служит хорошим «разогревом » для голоса, позволяет эффективно решать вокальные задачи без интенсивной нагрузки (плотность смыкания голосовых связок при таком виде пения щадящая). Пение с закрытым ртом позволяет педагогу налаживать слуховые координации (развивать вокальный слух) ученика). Это связанно с тем, что, при отсутствии артикуляционных задач, ученику легче сконцентрироваться на чистоте интонации. К сожалению, мало педагогов-вокалистов, работающих с детьми,используют этот вид вокальных упражнений на практике, так-как детям скучно петь «без слов». Эта проблема решается в игровых формах. Ниже приведен пример игры «коровки», которая позволит педагогу непринужденно для детей решить поставленные вокальные задачи»

Дидактическая игра «Звери летят»

Вокальная задача: формирование мышечного ощущения высоты звука.
Педагог — вокалист Оксана Никитина (специализация — постановка голоса у детей) автор уникальных методик по развитию голоса у детей в игровых формах:

«Один из начальных этапов в занятиях вокалом — это формирование у ребенка МЫШЕЧНОГО ощущение высоты звука. Часто, ребенок слышит, что этот звук высокий, а этот низкий, но с воспроизведением заданной высоты часто бывают проблемы. Прежде чем перейти непосредственно к пению, лучше всего ребенку «попробовать» свои мышечные ощущения внетонально, в режиме распевной речи. Это помогает, во первых, почувствовать звучание своего голоса в разных регистрах, а во вторых, плавно подготавливает ребенка, как мышечно, так и эмоционально к мелодическому пению».

(Ролик записан на примере занятий младшей группы Оксаны Никитиной. КЦ «Вдохновение»)

Дидактическая игра скороговорка «Краб»
(Активная дикция)

Вокальная задача: Формирование эффективного певческого вдоха, активной дикции в пении.
В ролике демонстрируется применение игровых элементов в скороговорочных упражнениях на примере урока Анны Бородиной- 9 лет (4-й год обучения).

Применение скороговорок в качестве речевых, распевно-речевых и мелодических упражнений — распространенная практика у педагогов — вокалистов. Позволяет решить различные вокальные задачи. В первую очередь, улучшить дикционные качества артикуляционного аппарата, так же, на скороговорочном материале эффективно решаются задачи постановки певческого дыхания, формирования вокальной артикуляции и т.д.

Дидактическая игра: «Шарики»

Педагогическая задача: тренировка вокального дыхания

Дидактическая игра «я люблю фрукты»

Педагогическая задача: формирование правильной артикуляции гласного звука «а», интонирование квартового скачка.


В ролике показан пример использования игровых технологий для эффективного формирования начальных навыков пения гласного звука А, тренировки чистоты интонирование квартового скачка в пении.

Дидактическая игра: «Кусака»

Педагогическая задача: формирования вокальной артикуляции звука «А». Ролик записан на примере урока Александры Суворовой (6 лет)


Большинство, как начинающих, так и опытных педагогов начинают развитие голоса, применяя вокальные упражнения с гласным звуком «А». Но не смотря на всю кажущуюся простоту в звукопостановке этой гласной, на мой взгляд, это один из самых сложных и коварных звуков для начинающего певца. Подробнее о постановке голоса с использование гласной «А» в статье « »

Дидактическая игра АУ

Педагогическая задача — формирование единой вокальной позиции


В ролике показаны игровые технологии постановки вокальной артикуляции гласных звуков А -У. Оксана Никитина автор уникальных методических разработок по постановке голоса у детей в игре. Автор методики развития детского голоса с 3 лет «Вокальная азбука».. При том, что все гласные звуки в пении имеют свои артикуляционные особенности, их объединяют и единые черты. Одно из самых трудных сочетаний гласных — это открытый звук А и узкий звук У.

Дидактическая игра: «Машенька на ярмарке»

Педагогическая задача: Формирование единой вокальной позиции


Оксана Никитина. Автор уникальных методик по постановке голоса у детей.. Педагогическая задача: формирование единой вокальной позиции.

Эстрадное пение – особый вид вокала. В нём нет жёстких правил по технике исполнения, присущих академическому или народному пению. Главной задачей является поиск собственного звучания. Заниматься лучше с опытным педагогом. Но освоить азы можно и по самоучителю. Уроки эстрадного вокала, видео или текстовые пособия по ним легко найти в Интернете. В этой статье речь пойдёт лишь о самых главных компонентах хорошего пения.

Постановка голоса.

Певца от обычного человека отличает способность управлять своим голосом. В разговорном диапазоне почти любой человек может повторить незатейливую мелодию, более или менее попадая в ноты. Но стоит немного усложнить задания, и вокально-речевой аппарат неподготовленного человека даёт сбои: голос дрожит, окончания проглатываются, а на длинный фразы и вовсе не хватает дыхания. А хорошо поставленный голос отличает звучность, чёткость и выносливость, независимо от диапазона и громкости.

Начинающему певцу необходимо иметь развитое воображение и умение слушать своё тело. Только так можно понять, что такое «опора» — термин, без которого не мыслимы обучение в данном вопросе не поможет, потому что поиск этой самой «опоры» основан на внутренних ощущениях человека.

Верхняя опора. Маска.

Представьте, что на Вас надета маска Зорро. Она закрывает половину лица. Вот в этой закрытой части при правильном пении должна появляться лёгкая вибрация. Особенно она почувствуется на переносице. Но чтобы «петь в маску» надо открыть гортань. Как это сделать, помогут понять следующие упражнения:

  1. «Горячая картошка». Представьте, что во рту у Вас горячая картошка и выплюнуть её нельзя. При хорошем воображении, у Вас приподнимется и округлится верхнее мягкое нёбо.
  2. «Аромат цветка». Представьте, что нюхаете розу, и её аромат заполняет Вас изнутри. Почувствуйте этот новый внутренний объём. Ощущения должны возникнуть в носовой и придаточной области.
  3. «Собака». Представьте, что Вы собака и Вам жарко. Чтобы охладить организм, надо часто-часто дышать. При этом язык высовывать не обязательно, а вот округлить мягкие ткани нёба необходимо.
  4. Откройте рот, а потом сомкните губы, но не плотно, оставляя внутреннее пространство неизменным.
  5. «Внутренний зевок». Просто зевните с закрытым ртом так, будто находитесь в публичном месте.

Все эти упражнения должны научить Вас физически чувствовать раскрытие глотки. В таком положении научитесь пропевать звуки на наиболее комфортной ноте. Педагоги старой итальянской школы рекомендуют начинать со звуков «м» «н» «в». «Маска» – это купол верхней опоры. А нижнюю опору образует грудной резонатор и дыхание.

Нижняя опора.

В рождении красивого голоса играют роль не только голосовые связки, но и вся бронхиальная система человека. Умело используя естественные грудные полости организма в качестве резонаторов, можно придать своему голосу силу и объёмность звучания.

Положите ладонь на грудь и пойте так, чтобы под ней ощущалась вибрация, особенно на низких нотах. Стойте прямо. Опустите плечи и расслабьтесь. Дыхание должно быть свободным и бесшумным.

Приёмы эстрадного пения.

Глиссандо. Это плавный переход от низких нот к высоким и наоборот.

Расщепление. Это когда к чистому тону добавляется другой звук, причем не обязательно музыкальный. Подвидами расщепления являются: дэт-вокал, гроулинг, скриминг и т.п. Отдельно стоит обертонное пение, характерное для Монголии, Тибета и Тувы.

Йодль. Это знаменитое тирольское пения, когда происходит резкий переход голоса с опоры га фальцет.

Фальцет. Это пение за гранью опоры на предельно возможных высоких нотах.

Но какие бы приёмы Вы не включили в свою технику исполнения, не забывайте об интонации. И это главное, чему должны научить уроки эстрадного вокала. Видео или аудио фрагменты выступлений хороших певцов – это всегда умелая передача эмоций, в первую очередь.

Работайте и над сценическим имиджем. Только воля, усердие и вера в себя помогут взойти на эстрадный Олимп начинающей звезде.

Уроки вокала онлайн предназначены для тех, кто по тем или иным причинам не может приехать ко мне в Москву на очное обучение. Несмотря на несколько меньшую эффективность уроков вокала онлайн, эта форма мною используется. Я считаю, что если есть желание поставить голос и научиться петь, то лучше обучаться заочно, чем вообще не обучаться.

Проблемы с уроками вокала онлайн

основные проблемы, с которыми сталкиваются мои студенты при прохождении уроков вокала в онлайн форме обучения следующие.

1) постоянно находятся срочные дела и курс откладывается на завтра

2) сложно себя мотивировать на регулярные занятия

3) отсутствие контроля со стороны педагога

Поэтому мы стараемся даже в онлайн курсах вокала помогать нашим студентам и поддерживать с ними связь.

Многие мои иностранные студенты получают консультацию и обучение по скайпу, вы тоже можете претендовать на мое время и на время моих педагогов для удаленных занятий.

Уроки вокала онлайн бесплатно

Если вы хотите улучшить свой голос и научиться петь, самое лучшее это в начале поближе познакомиться с педагогом, школой и подходом. Вы это можете сделать пройдя один или несколько уроков вокала онлайн бесплатно. У обучения вокалу онлайн бесплатно есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

  1. Вы не потратите денег
  2. Вы познакомитесь с нашими педагогами вокала, моей школой вокала и моим подходом к обучению вокалу и пению и сможете понять насколько это подходит именно вам
  3. Вы узнаете основы и базовые принципы пения и вокала
  4. Вы распрощаетесь с некоторыми ложными данными и заблуждениями о голосе и пении
  5. Вы попробуете простые упражнения и получите первые результаты
  6. Вы убедитесь, что моя школа вокала сможет вам помочь и сделаете свой осознанный выбор
  7. Вы точно поймете, хотите вы заниматься своим голосом или это не для вас

Минусы

  1. Вы получите поверхностное представление о моей школе вокала и моим техникам вокала, которого не достаточно чтобы сделать выводы о работоспособности и эффективности моей школы вокала и чтобы полученные знания правильно применять.
  2. Вы получите информацию высокого уровня, которая под руководством специально обученного педагога работает эффективно, но трудна в самостоятельном применении без изучения и практики фундаментальных принципов звукоизвлечения, которые даются на платных курсах вокала, таких как «3 универсальные техники вокала» и «Идеальный голос».
  3. Вы не сможете много взять из этого курса, так как практика показывает, что человек не ценит то, во что он не вложил свой труд и не заплатил адекватную цену.
  4. У вас есть риск что-то не понять и не увидеть действительно работающую и наиболее эффективную школу вокала и пройти мимо. Многие из моих учеников, у которых хватило интуиции и упорства работать, через год и более говорят, что они только сейчас поняли всю простоту и гениальность моей системы постановки голоса. А до этого они искажали, усложняли или не делали то что надо, но даже несмотря на это их прогресс был в десятки раз выше любых других занятий до этого.

Уроки вокала онлайн для начинающих

Что вам необходимо сделать, что бы полноценно начать заниматься онлайн и получить максимально качественных голос быстро.

1) Изучить теорию и основы моей технологии вокала и постановки голоса. Вся теория изложена в книге-курсе «Петь или не петь, вот в чем вопрос» . Эту книгу вам необходимо купить и изучить прежде чем мы приступим к занятиям. Там основы, на которые мы постоянно опираемся на каждом занятии. Там упражнения для самостоятельных занятий. Приступать к урокам вокала не изучив базовые основы это все равно, что приступить к практике вождения в городе не зная правил дорожного движения и где находится педаль тормоза.

2) Пройти тестирование

3) Оплатить пакет услуг

4) составить личное расписание ваших онлайн уроков вокала

5) Начать заниматься и строго следовать расписанию

СНАЧАЛА ИЗУЧИТЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ВОКАЛА, ЗАТЕМ ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАНЯТИЯМ

С уважением,

Ваша
Мария Струве

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь