вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»
вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»,
постановка вокального дыхания
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Никитиной (3-5 лет) (ТИНАО)
вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «И»
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Никитиной (3 -5 лет) (ТИНАО)
вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания (вдоха и выдоха в пении)
вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Никитиной (ТИНАО)
Вокальная задача: формирование резонативных ощущений в области «маски»
Ролик записан на примере младшей группы Оксаны Никитиной Культурного центра «Вдохновение».
Многие педагоги-вокалисты, работающие со взрослыми голосами, распевают своих учеников в начале урока с закрытым ртом. Такой вид упражнений очень полезен для голосового аппарата. Упражнение -«мычание» служит хорошим «разогревом » для голоса, позволяет эффективно решать вокальные задачи без интенсивной нагрузки (плотность смыкания голосовых связок при таком виде пения щадящая). Пение с закрытым ртом позволяет педагогу налаживать слуховые координации (развивать вокальный слух) ученика). Это связанно с тем, что, при отсутствии артикуляционных задач, ученику легче сконцентрироваться на чистоте интонации. К сожалению, мало педагогов-вокалистов, работающих с детьми,используют этот вид вокальных упражнений на практике, так-как детям скучно петь «без слов». Эта проблема решается в игровых формах. Ниже приведен пример игры «коровки», которая позволит педагогу непринужденно для детей решить поставленные вокальные задачи»
Вокальная задача: формирование мышечного ощущения высоты звука.
Педагог — вокалист Оксана Никитина (специализация — постановка голоса у детей) автор уникальных методик по развитию голоса у детей в игровых формах:
«Один из начальных этапов в занятиях вокалом — это формирование у ребенка МЫШЕЧНОГО ощущение высоты звука. Часто, ребенок слышит, что этот звук высокий, а этот низкий, но с воспроизведением заданной высоты часто бывают проблемы. Прежде чем перейти непосредственно к пению, лучше всего ребенку «попробовать» свои мышечные ощущения внетонально, в режиме распевной речи. Это помогает, во первых, почувствовать звучание своего голоса в разных регистрах, а во вторых, плавно подготавливает ребенка, как мышечно, так и эмоционально к мелодическому пению».
(Ролик записан на примере занятий младшей группы Оксаны Никитиной. КЦ «Вдохновение»)
Вокальная задача: Формирование эффективного певческого вдоха, активной дикции в пении.
В ролике демонстрируется применение игровых элементов в скороговорочных упражнениях на примере урока Анны Бородиной- 9 лет (4-й год обучения).
Применение скороговорок в качестве речевых, распевно-речевых и мелодических упражнений — распространенная практика у педагогов — вокалистов. Позволяет решить различные вокальные задачи. В первую очередь, улучшить дикционные качества артикуляционного аппарата, так же, на скороговорочном материале эффективно решаются задачи постановки певческого дыхания, формирования вокальной артикуляции и т.д.
Педагогическая задача: тренировка вокального дыхания
Педагогическая задача: формирование правильной артикуляции гласного звука «а», интонирование квартового скачка.
В ролике показан пример использования игровых технологий для эффективного формирования начальных навыков пения гласного звука А, тренировки чистоты интонирование квартового скачка в пении.
Педагогическая задача: формирования вокальной артикуляции звука «А». Ролик записан на примере урока Александры Суворовой (6 лет)
Большинство, как начинающих, так и опытных педагогов начинают развитие голоса, применяя вокальные упражнения с гласным звуком «А». Но не смотря на всю кажущуюся простоту в звукопостановке этой гласной, на мой взгляд, это один из самых сложных и коварных звуков для начинающего певца. Подробнее о постановке голоса с использование гласной «А» в статье « »
Педагогическая задача — формирование единой вокальной позиции
В ролике показаны игровые технологии постановки вокальной артикуляции гласных звуков А -У. Оксана Никитина автор уникальных методических разработок по постановке голоса у детей в игре. Автор методики развития детского голоса с 3 лет «Вокальная азбука».. При том, что все гласные звуки в пении имеют свои артикуляционные особенности, их объединяют и единые черты. Одно из самых трудных сочетаний гласных — это открытый звук А и узкий звук У.
Педагогическая задача: Формирование единой вокальной позиции
Оксана Никитина. Автор уникальных методик по постановке голоса у детей.. Педагогическая задача: формирование единой вокальной позиции.
Эстрадное пение – особый вид вокала. В нём нет жёстких правил по технике исполнения, присущих академическому или народному пению. Главной задачей является поиск собственного звучания. Заниматься лучше с опытным педагогом. Но освоить азы можно и по самоучителю. Уроки эстрадного вокала, видео или текстовые пособия по ним легко найти в Интернете. В этой статье речь пойдёт лишь о самых главных компонентах хорошего пения.
Певца от обычного человека отличает способность управлять своим голосом. В разговорном диапазоне почти любой человек может повторить незатейливую мелодию, более или менее попадая в ноты. Но стоит немного усложнить задания, и вокально-речевой аппарат неподготовленного человека даёт сбои: голос дрожит, окончания проглатываются, а на длинный фразы и вовсе не хватает дыхания. А хорошо поставленный голос отличает звучность, чёткость и выносливость, независимо от диапазона и громкости.
Начинающему певцу необходимо иметь развитое воображение и умение слушать своё тело. Только так можно понять, что такое «опора» — термин, без которого не мыслимы обучение в данном вопросе не поможет, потому что поиск этой самой «опоры» основан на внутренних ощущениях человека.
Представьте, что на Вас надета маска Зорро. Она закрывает половину лица. Вот в этой закрытой части при правильном пении должна появляться лёгкая вибрация. Особенно она почувствуется на переносице. Но чтобы «петь в маску» надо открыть гортань. Как это сделать, помогут понять следующие упражнения:
Все эти упражнения должны научить Вас физически чувствовать раскрытие глотки. В таком положении научитесь пропевать звуки на наиболее комфортной ноте. Педагоги старой итальянской школы рекомендуют начинать со звуков «м» «н» «в». «Маска» – это купол верхней опоры. А нижнюю опору образует грудной резонатор и дыхание.
В рождении красивого голоса играют роль не только голосовые связки, но и вся бронхиальная система человека. Умело используя естественные грудные полости организма в качестве резонаторов, можно придать своему голосу силу и объёмность звучания.
Положите ладонь на грудь и пойте так, чтобы под ней ощущалась вибрация, особенно на низких нотах. Стойте прямо. Опустите плечи и расслабьтесь. Дыхание должно быть свободным и бесшумным.
Глиссандо. Это плавный переход от низких нот к высоким и наоборот.
Расщепление. Это когда к чистому тону добавляется другой звук, причем не обязательно музыкальный. Подвидами расщепления являются: дэт-вокал, гроулинг, скриминг и т.п. Отдельно стоит обертонное пение, характерное для Монголии, Тибета и Тувы.
Йодль. Это знаменитое тирольское пения, когда происходит резкий переход голоса с опоры га фальцет.
Фальцет. Это пение за гранью опоры на предельно возможных высоких нотах.
Но какие бы приёмы Вы не включили в свою технику исполнения, не забывайте об интонации. И это главное, чему должны научить уроки эстрадного вокала. Видео или аудио фрагменты выступлений хороших певцов – это всегда умелая передача эмоций, в первую очередь.
Работайте и над сценическим имиджем. Только воля, усердие и вера в себя помогут взойти на эстрадный Олимп начинающей звезде.
Уроки вокала онлайн предназначены для тех, кто по тем или иным причинам не может приехать ко мне в Москву на очное обучение. Несмотря на несколько меньшую эффективность уроков вокала онлайн, эта форма мною используется. Я считаю, что если есть желание поставить голос и научиться петь, то лучше обучаться заочно, чем вообще не обучаться.
основные проблемы, с которыми сталкиваются мои студенты при прохождении уроков вокала в онлайн форме обучения следующие.
1) постоянно находятся срочные дела и курс откладывается на завтра
2) сложно себя мотивировать на регулярные занятия
3) отсутствие контроля со стороны педагога
Поэтому мы стараемся даже в онлайн курсах вокала помогать нашим студентам и поддерживать с ними связь.
Многие мои иностранные студенты получают консультацию и обучение по скайпу, вы тоже можете претендовать на мое время и на время моих педагогов для удаленных занятий.
Если вы хотите улучшить свой голос и научиться петь, самое лучшее это в начале поближе познакомиться с педагогом, школой и подходом. Вы это можете сделать пройдя один или несколько уроков вокала онлайн бесплатно. У обучения вокалу онлайн бесплатно есть свои плюсы и минусы.
Что вам необходимо сделать, что бы полноценно начать заниматься онлайн и получить максимально качественных голос быстро.
1) Изучить теорию и основы моей технологии вокала и постановки голоса. Вся теория изложена в книге-курсе «Петь или не петь, вот в чем вопрос» . Эту книгу вам необходимо купить и изучить прежде чем мы приступим к занятиям. Там основы, на которые мы постоянно опираемся на каждом занятии. Там упражнения для самостоятельных занятий. Приступать к урокам вокала не изучив базовые основы это все равно, что приступить к практике вождения в городе не зная правил дорожного движения и где находится педаль тормоза.
2) Пройти тестирование
3) Оплатить пакет услуг
4) составить личное расписание ваших онлайн уроков вокала
5) Начать заниматься и строго следовать расписанию
СНАЧАЛА ИЗУЧИТЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ВОКАЛА, ЗАТЕМ ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАНЯТИЯМ
С уважением,
Ваша
Мария Струве