Но не стоит пугаться. Вылезать из кроватки малыш еще не может, хотя и настоятельно требует внимания, если оказывается там длительное время один. Любимое место - ковер на полу, где можно беспрепятственно крутиться, кувыркаться, предпринимать первые попытки ползти и даже садиться.
5 месяц жизни ребенка посвящен не только двигательной активности, но и прорезыванию зубов. Скорее всего, вы уже заметили белые бугорки на его нижней десне, которые по мере роста зубиков будут увеличиваться и краснеть. Боли у ребенка зубки не вызывают, но вот десны зудят и очень чешутся. Помогите крохе справиться с негативными ощущениями, которые могут делать его беспокойным и капризным, и заставляют буквально все тянуть в рот. Купите для него безопасный прорезыватель для зубов, а лучше несколько, например, резиновый, пластиковый и деревянный, разной формы и цвета, с разным рельефом. Пусть малыш сам определит, какой прорезыватель ему понравится больше.
В вопросе, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, нельзя торопиться. Многие родители, замечая, что кроха увереннее держится в положении сидя, усиживают его в окружении подушек надолго. Делать это еще рано, подождите хотя бы до , когда мышцы малыша и его спинка немного окрепнут. Однако минут 5-10 в специальном детском стульчике или на диване под присмотром мамы не повредят.
Также если ребенку пятый месяц, развитие его формирует природный интерес к собственному телу. Крохи с энтузиазмом ощупывают свои ножки, а иногда и тянут пальчики в рот, изучают половые органы. Не стоит ругать малыша за это и заострять внимание тоже не нужно. Поиграйте с ним, называя части его тела. Это принесет и пользу, и удовольствие вам обоим.
Если вы задумываетесь о введении прикорма, посоветуйтесь с педиатром. Ровно через месяц делать это будет не просто можно, но и нужно. Но пока во введении дополнительной пищи кроме грудного молока нет необходимости. Исключение составляют искусственники, которым с 5 месячного возраста рекомендовано введение прикорма в виде каш или кефира.
О том, как подрос кроха, как изменился вес ребенка в 5 месяцев, вам, конечно, сообщил участковый педиатр. Чтобы вы могли увереннее ориентироваться в нормативах для вашего возраста, приводим данные веса, окружности головы и роста ребенка в 5 месяцев.
Что может малыш в 5 месяцев? Кажется, так много! Но обо всем по порядку.
Игры с детьми 5 месяцев доставляют массу удовольствия всем. Кроха принимает в них деятельное участие. Всем малышам нравится игра в «ку-ку», которая важна и для умственного развития. Мама может прятать лицо за руками, полотенцем, может скрыться за шкафом или дверью. Можно закрывать личико крохи его же ручками. Если он хорошо отдохнул и не голоден, обязательно будет смеяться при каждом вашем появлении.
Для занятий с ребенком 5 месяцев подойдут и такие игрушки, как браслеты на ножки или носочки с погремушками. Поставьте кроху на ножки, и пусть он потопает ими. Ему обязательно понравится, как они звенят. При этом мышцы его ножек будут тренироваться. Мячик с колокольчиком интересно звенит, а еще его очень удобно держать в ручке и перекладывать в другую. Ребенка обязательно заинтересует неваляшка, с которой он с удовольствием поиграет несколько минут. А еще любая музыкальная игрушка, которую можно взять в руки.
Еще одна интересная игра для 5 месячного крохи - пальчиковые краски. Опустите ручку малыша в баночку и проведите по листу бумаги. Много цветов - много эмоций и масса новых впечатлений, для вас и ребенка.
Когда 5 месяцев малышу, развитие, режим допускают уменьшение периода дневного сна до трех подходов по два часа. Поэтому на интересные игры у вас будет все больше времени!
С первых дней жизни малыш развивается в разных направлениях. Активность с каждым месяцем прогрессирует и являет на свет все новые и новые способности. Параллельно с физическим развитием, кроха развивается и умственно и эмоционально. Внимательное наблюдение позволяет разделить стадии в зависимости от возраста. Так и 5 месячный возраст требует к себе отдельного внимания.
Из этой статьи вы узнаете:
Естественным развитием являются рост маленького человека, изменение его веса, окружности головы. Напрямую размеры зависят от пола. Мальчики, как правило, развиваются в этом плане быстрее девочек, ведь из них затем вырастают богатыри и защитники слабого пола.
Для девочек характерны следующие показатели:
Для мальчиков показатели будут иными:
Эти средние данные установлены отечественными исследованиями и могут разниться индивидуально для каждого ребенка.
Именно в этом возрасте начинает проявляться слаженность действий. Малыш уже четко начинает согласовывать движение всех частей тела для достижения цели.
Способности его не ограничиваются поворотами тела с живота на спину — некоторые дети способны поворачиваться и в обратном направлении.
При знакомстве с новыми вещами ребенок уже может различать его состояние, теплое или холодное, ощупывает поверхность. У детей могут наблюдаться и другие удивительные способности, так как с каждым годом развитие происходит все быстрее.
Развитие 5 месячного ребенка также отражается в способностях активно поднимать конечности. Малыш может подтягивать свое тело, держась за палец родителя и попытаться сесть. Но удержаться в таком положении он не сможет, да и рано еще усаживать чадо в ровное положение.
В случае принудительного усаживания, например, в подушки, может искривиться позвоночник. В то время как самостоятельные подтягивания принесут только пользу для развития его мышц.
Таким образом можно наблюдать возможные отклонения в развитии. Если кроха не выполняет какие либо действия, характерные для его возраста, можно выявить слабые части тела и укрепить их путем регулярного массажа.
Любознательный возраст в 5 месяцев привлекает юного исследователя к изучению людей. Ему нравится за ними наблюдать, ухватывать любое движение, слышать разговор. Но в пять месяцев малыш уже четко знает близкий круг людей и может отличить посторонних.
Для родителей важно не стать для ребенка «чужими». Произойти это может по причине ограничения своего общения с ним. Чем теснее контакт, тем ближе родитель становиться малышу. Важны не только эмоциональные отношения, но и телесные прикосновения.
Не нужно запрещать чаду трепать волосы, хватать за нос или уши, ведь ему все это интересно — так он пытается передать то, что не может сказать словами.
Для того чтобы не потерять нить с ребенком, еще в раннем возрасте необходимо следовать путем взаимного познания:
Планируя распорядок дня, необходимо любую свободную минуту уделять именно общения, а не просто необходимой заботе о нем.
В этот период происходят изменения и в зрении. Если раньше новорожденный способен был видеть только на расстоянии не более 50 см, то сейчас его зрение развито в полную силу. Он может наблюдать за движением и предметами на любом расстоянии.
Очень нравится всем детям наблюдать за собой в зеркале. Таким образом они как бы изучают сами себя:
Чувство осязания в пять месяцев происходит практически посредством губ и рта. Любой небольшой предмет, который малыш может схватить, он бессознательно тянет в рот. И это связано не только с возможным прорезыванием зубов. Так ребенок исследует предметы.
Также в этом возрасте дети очень восприимчивы к собственным звукам. Издавая их, кроха сам радуется собственным успехам. А особо понравившиеся малыш будет повторять неоднократно, пока не постигнет новый звук.
Для начала можно попробовать научить его понятию причинно-следственной связи. Например, катание машинки без помощи рук с горки. Также всем детям нравятся мыльные пузыри, а именно то, как они лопаются, соприкасаясь с телом. Наблюдая за их полетом, ребенок получит незабываемую радость надолго.
Одним из развивающих видов игрушек для возраста 5 месяцев могут стать звуковые игрушки . Причем не только те, которые самостоятельно издают звуки, но и те, которые пищат или кричат только при нажатии на них. Так исследователь самостоятельно сможет выбрать частоту и последовательность звуков.
Для того чтобы умение малыша владеть двигательными навыками активно развивалось, потребуется помощь родителей. Существует несколько методов в игровой форме, которые приведут мышцы в то состояние, когда можно будет свободно владеть частями тела:
Для мыслительного развития малыша можно использовать игру в детские прятки «ку-ку», когда прятаться от ребенка следует закрывая глаза. Постепенно он будет перенимать движения и повторять те же действия, а возможно и сопровождать их звуками.
Занимаясь регулярно с ребенком, уделяя ему все свое свободное время, можно получить взамен не только крепкий растущий организм и здоровое активное развитие, но и ни с чем не сравнимую любовь и радость малыша. С первых дней дети перенимают все повадки и настроение близкого окружения, поэтому достойной наградой станет улыбающееся и счастливое чадо.
В 5 месяцев дети умеют издавать различные смешные звуки. Первый лепет малыша становится предшественником развития речи и коммуникации. Младенец получает огромное удовольствие от пускания пузырьков из рта.
Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.
Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.
Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.
С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы. Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:
Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.
5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:
Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.
Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:
Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.
Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.
Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.
Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:
Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.
5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.
Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.
Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.
Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!
месяц | очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | 4.4 | 5 | 5.7 | 6.4 | 7.3 | 8.2 | 9.3 |
5 | 4.8 | 5.4 | 6.1 | 6.9 | 7.8 | 8.8 | 10 |
6 | 5.1 | 5.7 | 6.5 | 7.3 | 8.2 | 9.3 | 10.6 |
месяц | очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | 4.9 | 5.6 | 6.2 | 7 | 7.8 | 8.7 | 9.7 |
5 | 5.3 | 6 | 6.7 | 7.5 | 8.4 | 9.3 | 10.4 |
6 | 5.7 | 6.4 | 7.1 | 7.9 | 8.8 | 9.8 | 10.9 |
месяц | очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | 55.6 | 57.8 | 59.9 | 62.1 | 64.3 | 66.4 | 68.6 |
5 | 57.4 | 59.6 | 61.8 | 64 | 66.2 | 68.5 | 70.7 |
6 | 58.9 | 61.2 | 63.5 | 65.7 | 68 | 70.3 | 72.5 |
месяц | очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | 57.6 | 59.7 | 61.8 | 63.9 | 66 | 68 | 70.1 |
5 | 59.6 | 61.7 | 63.8 | 65.9 | 68 | 70.1 | 72.2 |
6 | 61.2 | 63.3 | 65.5 | 67.6 | 69.8 | 71.9 | 74 |
Казалось, что только вчера мамочку с малышом выписали из роддома, а этому карапузу уже скоро исполнится полгода! Малыш в 5 месяцев уже перерастает территорию своих кроваток и колясок: ему хочется вылезти за их пределы и узнать как можно больше об окружающем его мире и людях. Он подрос, стал достаточно увесистым, так что на руках его слишком долго не продержишь. А самое главное - с каждым днем в его развитии и поведении появляется что-то новенькое. Это радует родителей, и в то же время они нет-нет да и зададутся вопросом, соответствует ли развитие их малыша возрастным нормам и что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Знание основных особенностей, характерных для данного возраста, поможет родителям вовремя выявить даже малейшие отклонения.
Пятимесячные детки активно хватают игрушки, осознанно их рассматривают
В 5 месяцев малыш приобретает два самых важных умения для всей своей дальнейшей жизни. Во-первых, он учится произносить звуки и складывать из них слоги. Во-вторых, он получает радость от общения с близкими людьми, и лишать его этого нельзя ни в коем случае.
Физическое развитие
Ребенок в 5 месяцев:
Социализация
Пятимесячный малыш:
Начиная с 5 месяцев развитие малыша увеличивает свои темпы. Практически каждый день родители будут замечать в поведении карапуза что-то новое. Это будет и радовать, и пугать одновременно. Все ли идет своим чередом? Не отстает ли малыш от своих сверстников? Если какие-то отклонения от стандартных норм присутствуют, на них нужно обратить более пристальное внимание.
Если ваш кроха еще чего-то не умеет, не стоит отчаиваться, но будьте начеку: при тревожных симптомах стоит показать ребенка педиатру
Если ребенок в чем-то не соответствует выше заявленным возрастным стандартам, характерным для 5-месячного ребенка, еще не время бить тревогу. Это может быть обусловлено его индивидуальными особенностями. Однако если отступления от этих норм существенны, их много и они бросаются в глаза не только родителям, но и другим людям, то рекомендуется как можно быстрее показать ребенка врачам и посоветоваться с ними. Отклонения налицо, если малыш не пройдет самый элементарный тест на проверку основных умений, которые должны сложиться у ребенка к концу 5-го месяца его жизни.
Есть случаи, когда родители, не обращая внимания на отклонения от возрастных норм развития и ссылаясь на яркую индивидуальность своего крохи, упускали нужный момент, когда все еще можно было изменить. Своевременная корректировка развития маленького человечка помогает ему выправиться на этом пути и догнать все-таки своих сверстников.
Сделать из апатичного ребенка жизнерадостного исследователя зачастую вполне реально, нужно только не жалеть на это сил и внимания
Корректировка развития маленьких деток производится согласно рекомендациям врачей, если они существенны, после выявления причин. Если же отступления от нормы незначительны, родители сами могут направить развитие своего крохи в нужное русло посредством ежедневных занятий, игр и активного общения.
Родителям лучше заранее подготовиться к такому ответственному этапу в жизни и развитии малыша: узнать, что должен уметь пятимесячный ребенок и как направить его путь развития в нужном русле, соответствующем его возрасту. Это поможет в дальнейшем избежать опасных последствий и серьезных проблем со здоровьем малыша. Если родители понимают, что отклонения достаточно значительны, и сами они не в силах справиться с ними никакими развивающими играми и занятиями, им нужно как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту. Вовремя проведенные мероприятия и выявленные проблемы зачастую могут выправить ситуацию и сделать так, чтобы малыш ничем не отличался от своих сверстников, полноценно развивался и рос здоровым.
Ваш ребенок
Питание и уход за малышом
Сон и безопасность
Учимся различать знакомые лица
Игра 1. «Семейный альбом»
В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных изображений помогает научиться различать знакомые лица за доли секунды.
Вам понадобятся
5 цветных фотографий лиц родственников размером 10х15 см, 2 листа картона или плотной бумаги, 5 коктейльных трубочек, клей, скотч и ножницы.
Как сделать игрушку
Вырежьте из листа картона карточки размером 10х15 см и наклейте на каждую из них по фотографии. Затем скотчем с задней стороны каждой карточки с фотографией прикрепите верхний конец коктейльной трубочки. У вас получилось 5 табличек с портретами родственников, которые мы можете показывать малышу.
План игры
1. Посадите малыша в кресло-переноску или расположите у себя на коленях таким образом, чтобы вы могли видеть его выражение лица. 2. Покажите один из портретов на расстоянии 30 см и удивлённо спросите: «Кто это?» 3. Дождитесь, пока ребёнок узнает лицо на портрете и улыбнётся, и подтвердите его правоту: «Да, это дедушка!» Если малыш не узнает родственника, улыбнитесь сами и скажите: «Это же дедушка!» 4. Повторите то же самое с остальными портретами. Обратите внимание, на какие лица малыш реагирует слабее всего, и постарайтесь сделать так, чтобы он чаще общался с этими родственниками.
Родителям на заметку
1. Портретов может быть больше, однако лучше включать в игру фотографии тех родственников, которых малыш видит чаще всего. 2. Не прикрывайте своё лицо чужим портретом во время игры. Это может запутать или даже напугать малыша. Смотрите на портрет вместе с ним. 3. По тем же причинам не используйте свой портрет во время игры – пусть это делает кто-то другой из родных. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.
Теперь малыш растет и набирает вес не так интенсивно, как в первые месяцы после рождения. В этом возрасте мальчики весят 6,7-8,4 кг при росте 63,8-68,0 см, соответствующие показатели для девочек: 6,1-7,8 кг и 61,8-66,2 см*.
Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.
Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики. Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.
У ребенка тонкий слух, он поворачивает голову и пытается найти источник даже самых тихих звуков. Кроха чувствует музыкальный ритм и оживляется, когда слышит бодрую веселую мелодию.
Возможно, малыш уже умеет произносить некое подобие слов «ма-ма-ма», «на-на-на» или «да-да-да-да», причем, он почти никогда не произносит слоги по одному, а выдает целые серии повторяющихся звуков. Он пока еще не вкладывает смысл в “слова”, которые произносит, но, отвечая на восторженную реакцию окружающих, повторяет их снова и снова.
Самые шустрые дети уже отлично ползают, другие освоят это умение только через несколько месяцев. Помните, что все малыши разные, и темпы развития у них могут не совпадать.
*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Раньше жизнь ребенка протекала между двумя состояниями: он был счастлив или несчастлив. Теперь многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которую он пытается выразить всеми доступными ему способами, в том числе - бессвязным лепетом. В поведении крохи начинают проявляться индивидуальные особенности характера и темперамента.
Увидев маму и папу, малыш улыбается, машет руками и издает громкие звуки. Появление других близких людей он отмечает гораздо более сдержанно, а незнакомый гость удостоится простой приветливой улыбки.
Когда ребенок пытается произнести некоторые «слова», например, «ма-ма» или «па-па», то бурная одобрительная реакция окружающих побуждает его повторять их снова и снова. Он уже понимает, что, используя эти сочетания звуков, можно привлечь внимание родителей, даже когда они находятся вне поля его зрения. Свое недовольство малыш выражает столь же громко и непосредственно, как и восторг. Мама, например, может вызвать гнев ребенка, если слишком долго его переодевает.
Мама и папа - любимые объекты для изучения ребенка. Кроха будет внимательно наблюдать за всеми их действиями и прислушиваться к их речи. Если мама вышла из комнаты, взгляд малыша еще некоторое время будет прикован к тому месту, где она только что находилась, как будто он пытается мысленно позвать ее обратно.
Среди игрушек у вашего крохи теперь есть любимчики, и он не станет скрывать свое раздражение, если разлучить его с любимой погремушкой.
Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается. Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800-900 г.
Если ваш врач принял решение о добавлении в детский рацион прикорма, то пришла пора угостить малыша фруктовым пюре. Начать лучше с небольшой порции (не больше 5 г) яблочного пюре, потом разнообразить меню пюре из банана, сливы, груши и персика. Если ребенок хорошо перенес введение фруктового прикорма, то количество пюре можно постепенно увеличить до 30 г. Также можно добавить в рацион малыша каши и овощное пюре.
Соблюдайте нормы потребления продуктов для детей этого возраста: овощное пюре - 50-100 г, каши - 50-100 г, фруктовое пюре - 5-30 г. На завтрак можно приготовить малышу гречневую или рисовую кашу и развести ее грудным молоком (или детской смесью при искусственном вскармливании). За один прием пищи ребенку можно выпить не более 50 мл сока.
Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.
Для пятимесячного малыша каждое купание - настоящее приключение. Повзрослевший ребенок умеет бить по воде ладошками и устраивать водопады из брызг. Играя, он учится реагировать на изменение окружающей среды: если вода летит прямо в глаза, кроха жмурится или отворачивает лицо.
Все движения в воде даются гораздо легче, поэтому ваш малыш с удовольствием будет учиться сидеть и ползать на животике.
Когда вы вытираете ребенка полотенцем, обязательно называйте вслух все части его тела, до которых дотрагиваетесь.
Пришло время спустить вниз игрушки, которые украшали манеж или кроватку, и на которые раньше малыш мог только смотреть. Простого наблюдения ему теперь не достаточно: каждую вещь нужно схватить, потрясти, повертеть и рассмотреть поближе. Если игрушки не предназначены для контактных игр, лучше уберите их совсем. В этом возрасте ребенку важно потрогать все, что его интересует.
Используйте рюкзачок-кенгуру, чтобы заниматься домашними делами вместе с малышом, и обязательно описывайте вслух все, что вы делаете, своему маленькому помощнику.
Протягивайте руки к малышу и говорите “Оп!”, перед тем, как взять его на руки. Скоро малыш начнет тянуться ручки к вам навстречу.
Смотритесь вместе в большое зеркало: ребенок будет не только любоваться своим отражением, но и сравнивать его с вашим.
Когда малыш бодрствует, можно разложить рядом с ним несколько небольших игрушек. Со временем, он начнет различать их и выберет себе любимую.
Продемонстрируйте ребенку, как правильно произносить звуки «на ощупь». Положите его маленькие пальчики себе на губы и повторяйте за ним звуки, чтобы малыш ощущал вибрацию, когда вы их произносите.
Посадите ребенка к себе на колени и начните читать веселые стишки или петь веселую песенку. В конце каждого куплета или строфы устраивайте сюрприз: выделяйте голосом какое-нибудь слово или вставляйте в песню имя малыша в тот момент, когда он с вашей помощью подпрыгивает у вас на коленях.
Помогите крохе научиться принимать самостоятельные решения: дайте ему игрушку сначала в одну руку, потом в другую. Постепенно малыш сам научиться пользоваться обеими ручками по очереди.
Пятимесячные малыши спят около 16 часов в сутки*. Постепенно режим дня у детей выравнивается, ночной сон становится длиннее, но без ночного кормления пока не обойтись.
Если ребенок устал, но не может самостоятельно успокоиться, прислоните его к плечу и ласково и ритмично похлопывайте по спинке. Постепенно малыш расслабится и заснет.
Если у вас есть кресло-качалка, то отдохните в нем вместе с ребенком. Укачивая малыша, шепчите ему на ушко нежные слова - это тоже поможет ему быстрее успокоиться.
Колыбельная - проверенное веками средство для засыпания. Она наверняка поможет крохе скорее уснуть, если ее будет исполнять знакомый голос, особенно - мамин.
В этом возрасте малыш комфортно себя чувствует в обществе только самых близких людей, поэтому будет лучше, если укладывать его спать будут мама или папа.
Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Готовьте детскую комнату к тому, что совсем скоро в ней будет ползать и изучать местность активный малыш. По возможности уберите лишнюю мебель. Комоды, шкафы, телевизор и крупная бытовая техника должны быть закреплены к стене. На полу должно быть достаточно свободного места для игр и физических упражнений.
У некоторых детей уже начинают прорезываться первые зубки. Выбирая игрушки-прорезыватели, обращайте внимание на материал, из которого они сделаны. Наиболее безопасны плоские прорезыватели из прозрачного пищевого силикона. Они легко дезинфицируются и их трудно прокусить (в отличие объемных прорезывателей, наполненных охлаждающим гелем).
Будьте особенно осторожны, выбирая игрушки для малыша, у которого уже вылез хотя бы один зуб. Ребенок с легкостью может откусить кусочек от самого твердого на первый взгляд предмета.