Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.


Мужские голоса звучат на октаву ниже женских, в них различают два регистра: грудной и головной, резко разграниченные, особенно у низких голосов. Переходные ноты между регистрами у высоких и низких голосов различны.

В диапазоне теноров условно из грудного регистра можно выделить средний регистр, так как у них бывает, заметен перелом к нижним нотам в области ре – мим.
У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Рабочий диаиазон: сольм – соль1 , ля1. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру.

Лирический тенор с широким диапазоном головного регистра, который формируется легко и свободно до нот ре2 – ми2, называют альтино. Эrи голоса без затруднений преодолевают переходные ноты, а верхние ноты у них по звучанию близки к низким женским голосам.

Альтино особой силой звука не отличаются, но нужны в хоре для расширения диапазона и обогащения красок звучания.

Драматический тенор отличается насыщенным звучанием соответствующего характера. Переходные ноты к головному регистру те же, но они осваиваются с трудом. Неудобство на этих нотах выражено больше, чем у лирических теноров. Головные ноты воспроизводятся напряженно и могут быть исполнены на forte или mezzo forte. Рабочий диапазон в области малой октавы и до переходных нот к головному регистру. На крайних нижних нотах сила звука обычно падает.

Но бывают драматические тенора, у которых нижние звуки мало отличаются от баритонального звучания.

Лирические тенора в хоре входят в партию первых теноров, а драматические – вторых.

Баритон – довольно подвижный голoс, особенно лирический баритон. Полный диапазон: ля1 – фа1, соль1. Переходные ноты до диез1 – ми бемоль1. Наибольшая сила и яркость звучания проявляется в верхней половине диапазона. Рабочий диапазон в области дом – ре1.

По характеру звучания различают баритоны лирические и драматические.

Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам и иногда, при надобности, если обладают достаточной силой звука на нижиих нотах, могут быть использованы в партии вторых басов.

Бас имеет широкий диапазон нижних нот.

Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах сим – до1. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. 3вуки в большой октаве отличаются густым низким звучанисм достаточной силы.

Басы, имеющие в своем диапазоне ноты контроктавы, называются басами профундо, или октавистами. Полный диапазон – соль контроктавы – си, си бемольм. У этого голоса короткий диапазон верхних нот. Голос наверх идет с трудом, верхняя половина малой октавы звучит напряженно и некрасиво.

Октависты – голоса специфически хоровые, так как в связи с укороченной верхней границей диапаэона в сольной исполнительской практггке неприменимы. Звуки контроктавы у таких голосoв обычно большой cилoй не отличаются, но и при звучании на пиано создают красивый органный фон, очень ценный для хора.

Баритоны составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса – партию вторых басов.

Нo во избежание пестроты звучания следует учитывать и характер голоса и по возможности старатъся составлять каждую партию хора из одинаковых по характеру голосов.

Хор - это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно - выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Типы хоров:

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса - сопрано; низкие женские голоса - альты; высокие мужские - тенора; низкие мужские - басы; высокие детские голоса - сопрано (дисканты).

Характеристика хоровых партий:

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы - ре второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы - ре второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы - ля второй октавы.

БАСЫ: обычно - фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре - роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы - ре малой октавы.

Количественный состав хора.

Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.

С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6

Вокальные ансамбли

С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 - малый хор.

Элементы хорового исполнения:

Ансамбль (ритмический ансамбль). Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.

Строй (чистая интонация каждого певца).

Нюансы (разное звучание различных мест произведения).

Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).

Расстановка хора

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание. (см. приложение 1)

КОНСПЕКТ

ПО ХОРОВЕДЕНИЮ

И РАБОТЕ С ХОРОМ

Часть 1 Хороведение

Понятие о хоре
Что такое хор.

Существует распространенное мнение, что любая группа случайно собравшихся людей, поющих вместе песни, представляет собой хор. С точки зрения хороведческой науки это неверно. Такое исполнение песни можно назвать бытовым или массовым пением.В качестве же художественногоисполнительского коллектива хор должен обладать рядом специфических признаков.

Хором называется такое собрание поющих, которое в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительны ми средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, духовного содержания, которые заложены в произведении.

Церковный хор есть собрание поющих, основой пения которого является «слово Христово» (Кол.3:16), в котором хоровая звучность существует как ансамбль, строй, динамика хора и пение хора есть служение Богу во имя Господа Иисуса Христа.

2 Пар. 29:25-30 «Поставил он левитов в доме Господнем…по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был этот устав чрез пророков Его… И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы…» Служение хора совершается по уставу от Господа.

Пение светского хора-это искусство, пение церковного хора-служение Богу, но певцы, поющие в хоре должны быть искусными (1 Пар.15:22).

Пение хора есть служение, в котором Бог Отец прославляется через Иисуса Христа; есть служение направленное к назиданию церкви и есть духовное служение, в котором эстетическая природа искусства снята и служение хора есть поклонение Богу в духе и истине, « ибо таких поклонников Отец ищет себе» (Еф.5:18-20, Иоан.4:23).
^ Учение о голосе
Хор - это, прежде всего, организованное собрание поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

В каждой хоровой группе детские, мужские и женские голоса различаются как низкие и высокие певческие голоса и,объединяясь, образуют низкие и высокие хоровые голоса.

^ Хоровая группа , являясь объединением однородных певческих голосов и, одновременно разделяясь на низкие и высокие хоровые голоса, выступает как целое – однородный хор , или как часть целого – смешанныйхор . В однородном или смешанном хоре низкий и высокий хоровой голос является хоровой партией.

Нередко каждая партия делится на две группы: такое деление называется divisi. В этих случаях более легкие (высокие) голоса составляют первую группу, остальные (низкие) - вторую группу.
^ Певческий голос
1. Детский певческий голос.

Дети трех лет имеют диапазон примерно ми 1 – си 1, четырех лет ре 1 – си 1, пяти лет до 1 – ре 2, шести лет ре 1 – ре 2.

Для детского голоса характерна звонкость, прозрачность и мягкость тембра. Звучанию голоса свойственно головноерезонирование. От шести до одиннадцати лет у мальчиков и девочек голос однороден и почти у всех дискант. К одиннадцати годам у мальчиков появляются оттенки грудного звучания. Голоса мальчиков делятся на альты и дисканты.

После одиннадцати лет в диапазоне детского певческого голоса возникает различие регистров: грудной (низкий), микст (средний) и головной (высокий).

В тринадцать-пятнадцать лет у детей начинается мутация – переход детского голоса в голос взрослого человека.
2.Мужской певческий голос.

Бас (basso) – низкий мужской голос. Основные разновидности: бас профундо,центральный бас, высокий бас.

^ Бас профундо – самый низкий голос. Рабочий диапазон октавистов:

соль к.о.-миб.о. Голос очень мало распространен.
Центральный бас – основной басовый голос хора. Диапазон:до б.о.-до 1.



У центрального баса мощно звучит средний диапазон.
Высокий бас обладает светлым звучанием. У него яркий центральный участок диапазона и звучные верхние ноты. Диапазон: соль б.о.-ми 1.



Баритон (bariton, -ni) - средний мужской голос. Основные разновидности: драматический баритон, лирико-драматический баритон, лирический баритон.


Ля б.о. ля 2

^ Драматический баритон - голос большой силы, ярко и мощно звучащий во всём диапазоне, по широте и мощи близок к басу.

Лирический баритон - звучание светлое, мягкое, близкое к звучанию драматического тенора.
Тенор (tenore, -ri) - высокий мужской голос. Основные разновидности: драматический тенор, лирико-драматический тенор, лирический тенор, тенор-альтино.

^ Драматический тенор - голос большой силы с ярким тембром. Иногда из-за густоты и насыщенности звучания драматический тенор можно принять за лирический баритон.

Диапазон и регистры


До м.о. до 2
Звуки низкого регистра с - f не сильные, мягкие и выразительные. Звуки g - с1 густые, сочные, достаточно сильные. Верхний регистр у драматического тенора звучит сильно, плотно. Переходные звуки f 1 - fis1.

^ Лирический тенор - голос мягкого серебристого тембра обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука. Диапазон до м.о.-ми1.

Звуки низкого регистра с - f слабы и почти не употребляются. Звуки g -с1 слабы и малотембренны. Звуки с1 e средние по силе, темброво

определенные. Звуки сильные, яркие, тембристые. Рабочий диапазон от f, g до a1, h1.

Тенор-альтино - самый высокий мужской голос. Нижний регистр очень слаб по силе звучания. Звуки с1 – f1 наиболеее употребительны, имеют своеобразный альтово-теноровый тембр.
3. Женский певческий голос

Контральто (contralto, -li) - низкий женский голос.

Диапазон и регистры

Фа м.о. фа 2

Нижний регистр сильный и сочный, густого, плотного тембра. Верхний регистр звучит напряжённо и утомителен для голоса. Переходные звуки е1 –f1 и с2, cis2 - d2.Рабочий диапазон g – f1, h1.
Меццо-сопрано (mezzo-soprano, ni) - средний женский голос. Основные разновидности: низкое меццо-сопрано и высокое (лирическое) меццо-сопрано.

Диапазон и регистры



^ Низкое меццо-сопрано - по характеру звучания приближается к контральто. Нижний и средний регистры имеют плотное густое звучание. Верхний регистр звучит сильно, несколько резковато. Рабочий диапазон g - a1, h1.Переходные звуки f - fis1, d - dis2.

^ Высокое меццо-сопрано - обладает легким и высоким звуком, по тембру близким к звучанию сопрано. Нижний и средний регистры хорошо развиты и имеют серебристо-матовый тембр. Верхний регистр звучит плотно и несколько напряжённо. Рабочий диапазон d1- d2.

Сопрано (soprano, ni) - высокий женский голос. Основные разновидности: драматическое сопрано, лирико-драматическое сопрано, лирическое сопрано, лирико-колоратурное сопрано, колоратурноeсопрано.

^ Драматическое сопрано - мощный по силе голос, на низких нотах напоминает звучание меццо-сопрано.

Нижний регистр полнозвучен, середина звучит ровно, верхний регистр очень силен по звучности. Переходные звуки е1- fis1 (при переходе с нижнего на средний регистр) и e2 - fis2 при переходе с среднего на верхний регистр.

^ Лирико-драматическое сопрано - широкий лирический голос, насыщенный грудным тембром. Низкий регистр звучный, хорошоразвит средний,верхний регистр сильный.

^ Лирическое сопрано - легкий и подвижный голос.

1 о. 3 о.
Звуки с1 – f1 почти не употребительны- Звуки g1 - с2 звучат мягко, но слабо. Звуки выше с2 яркие, блестящие, серебристые. Рабочий диапазон сопрано f1, g1 - g2,a2.

^ Лирико-колоратурное сопрано - также обладает большой подвижностью голоса, в сравнении с колоратурным сопрано имеет более плотное звучание. Хорошо развит верхний регистр, середина звучит не очень плотно.

^ Колоратурное сопрано - подвижный легкий голос, небольшой по силе звука. Очень хорошо развит верхний регистр (доходящий до g3) и малозвучен низкий регистр. В хоре обычно не используется, так как плохо сливается по тембру с другими сопрано.
^ ГОЛОС ХОРОВОЙ ГРУППЫ
Голос хоровой группы есть детский, мужской и женский голос представленный определённым количеством однородных певческих голосов, разделенных в то же время как низкий и высокий хоровой голос. Хоровой голос есть тоже самое, что и певческий голос, но в хоровом голосе снято различие разновидностей певческих голосов и положено их различие как низких и высоких голосов хоровой группы.
Детский хоровой голос: низкий - альт, высокий - дискант.

Различие детского хорового голоса на низкий и высокий (альт и дискант) в возрасте шести-семи лет представляет собой деление на первые и вторые голоса основанное больше на умении верно петь вторым голосом, нежели на отличии в тембре и диапазоне. В связи с дальнейшим возрастом деление на дискант и альт по тембру и диапазону проявляется довольно ярко.

^ Бас как низкий мужской хоровой голос составляют бас-профундо, центральный бас, высокий бас, драматический баритон.

Тенор как высокий мужской хоровой голос составляют драматический тенор, лирико-драматический тенор, лирический тенор, тенор-альтино,

^ Альт как низкий женский хоровой голос составляют контральто, меццо-сопрано, драматическое сопрано.

Сопрано как высокий женский хоровой голос составляют драматичeскоe сопрано, лирико - драматическоe, лиричeскоe, лирико-колоратурное.

Для хорового голоса, например, сопрано, будет безразлично сколько лирических и драматических голосов будут составлять этот хоровой голос. Это всё равно будет голос сопрано.
Низкий или высокий хоровой голос также содержит в себе деление на 1 и 2 голоса.

Сопрано 1: лирико-колоратурное, лирическое сопрано.

Сопрано 2: лирико-драматическое, драматическое сопрано.

Альт 1: драматическое сопрано, высокое меццо-сопрано. .

Альт 2: низкое меццо-сопрано, контральто.

Тенорі: тенор-альтино, лирический тенор.

Тенор 2: лирико-драматический, драматический тенор, лирический баритон.

Бас 1: драматический баритон, высокий бас.

Бас 2: центральный бас, бас-профундо.
Тип и вид хора

Типхора определяют составляющие его хоровые голоса. Хор, состоящий из однородных хоровых голосов естьоднородный хор : мужской хор, женский хор, детский хор.

Хор, состоящий из неоднородных хоровых голосов, есть смешанныйхор : мужские и женские хоровые голоса, мужские и детские хоровые голоса.
Вид хора определяет количество хоровых голосов. Хор, исполняющий один хоровой голос есть одноголосный, два голоса -двухголосный и т.д. Деление хорового голоса (divisi) при определении вида хора не учитывается.
В эпоху полифонии практиковались многоголосные хоры: шестиголосные, восьмиголосные, двенадцатиголосные и с большим количеством голосов.

Иногда многоголосие достигалось соединением двух или трех хоров различного состава. Это приводило к образованию двойных или тройных хоров.
Деление в одном из хоровых голосов, а также отсутствие одного из хоровых голосов делают хор неполным.

Неполный однородный хор: сопрано 1, 2 и альты; сопрано и альты 1, 2; басы и тенора 1, 2; дисканты 1, 2 и альты.

Неполный смешанный хор: сопрано 1, 2 и тенора (басы); сопрано 1, 2, альты 1, 2 и тенора; альты, тенора 1, 2 и басы 1, 2.

^ Хоровая партитура
Для записи хорового произведения существуют общепринятые правила, благодаря которым мелодическая линия каждой партии отчетливо видна. Это достигается разными способами. Чаще всего каждая партия записывается на отдельной нотной строке. Практикуется также такой способ, при котором на одной строке помещают две, а иногда и более, партии; это зависит от состава хора и от сложности фактуры хоровых произведений.

Запись тем или иным общепринятым способом хорового сочинения носит название хоровой партитуры .

Характеристика хоровых партий
^ Партия сопрано характеризуется высоким, подвижным, легким и светлым звучанием. Роль партии сопрано в хоре очень велика. Чаще всего, особенно в хоровых произведениях гармонического, аккордового склада, ей поручается исполнение ведущей мелодии произведения(ниже пример: «Вот дремлет»).
Наиболее распространенный диапазон (объем звуков от самого низкого до самого высокого) сопрановой партии - отдо первой октавы до ля второй октавы

В случаях разделения партии на два голоса (divisi) группа, исполняющая верхний голос, называется: первые сопрано, нижний - вторые сопрано.


^ Партия альтов отличается более низким, плотным, насыщенным звучанием. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют роль второго голоса или нижнего подголоска. В смешанном хоре альты - средний голос, но иногда он выполняет ведущую роль, исполняя мелодию. Диапазон альтовой партии - от ля малой октавы до ре второй октавы.
В случаях разделения партии на два голоса группа, исполняющая верхний голос, называется: первые альты, исполняющая нижний- вторые альты.

^ Партии теноров присуще подвижное, легкое звучание,но голоса этой партии в то же время отличаются твердостью и силой. В смешанном хоре тенор - средний голос партитуры, но иногда он выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано(ниже пример: «Великий Бог»).
Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит октавой ниже. Иногда она йотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написано.
В случае разделения партии теноров на два голоса группа, исполняющая верхний голос, называется: первые тенора, исполняющая нижний - вторые тенора.

Диапазон теноровой партии - отдо малой октавы до ля первой октавы.




Вданном произведении тенор частично выполняет роль ведущей партии.

^ Партия басов обычно является фундаментом хора, его основой. Она характеризуется силой, мощью; в то же время ей прису ща и мягкость звучания. Нередки случаи, когда басам поручается исполнение мелодии произведения(2том с.43; с.630; с.132). В мужском двухголосном хоре партия басов выполняет роль второго голоса. Диапазон басовой партии - от фа - соль большой октавы - до ре первой октавы:

В случае разделения партии на два голоса группа, исполняющая верхний голос, называется: первые басы (или баритоны), исполняющая нижний - вторые басы.

В практике весьма редко применяются еще более низкие басовые ноты. Исполняющие их певцы называются октавистами.

Следует отметить, что под понятием "тип хора" подразумевается прежде всего собрание поющих, которое может исполнить хоровую партитуру, соответствующую его составу. Но часто понятие « хор» переносится и на произведение, написанное для данного состава хора. И то и другое понимание этого термина допустимо.
Количественный состав хоров
Четыре партии голосов - сопрано, альт, тенор, бас - могут составлять собой хор, если количество певцов в каждой партии будут примерно одинаковым. Самое меньшее число голосов в партиях должно равняться трем. В этом случае при исполнении продолжительного звука один из певцов может сменить дыхание, в то время как голоса остальных двух будут продолжать звучать. Благодаря этому сохраняется основной признак хорового пения - коллективность. При наличии же двух певцов в партии в момент взятия дыхания одним из них продолжает звучать только один голос. Таким образом, минимальным составом для смеешанного хора нужно считать 12 человек:С.З +А.З+Т.З + Б.З = 12

Подобный смешанный хор, а также однородные хоры (мужские, женские или детские) с минимальным количеством певцов в каждой партии правильнее называть вокальным ансамблем: С.З + А.З = 6; Т.З + Б.З = 6

Более полноценным является удвоенный состав хора в количестве 24 человек - так называемый малый хор. Помимо усиления звучности партий при таком количестве певцов возможно разделение каждой партии на две группы, то есть divisi: С.6 +А.6 + Т.6 + Б.6 = 24.

При соответственном и равномерном увеличении всех партий количество певцов в хоре может достигнуть 100 - 150 и более человек.

По количественному составу хоры разделяются на малые (12 - 25 чел.), средние (до 54 чел.), большие (до 120 чел.).

Малый хор: Сопрано 3 чел. Альт 3 чел. Тенор 3 чел. Бас 3 чел.

Итого 12 человек

^ Средний хор: Сопрано 1 - Зчел. Сопрано 2-3 чел. Альт 1 - 3 чел. Альт 2 - 3 чел. Тенор 1 - 3 чел. Тенор 2 - 3 чел. Бас 1 - 3 чел. Бас 2-2 чел. Октависты - 2 чел.

Итого 25 человек

^ Большой хор: Сопрано 1 - 3 и 3 чел. Сопрано 2 - 3 и 3 чел. Альт 1 - 3 и 3 чел. Альт 2 - 3 и 3 чел. Тенор 1 - 3 и 3 чел. Тенор 2 - 3 и 3 чел. Бас 1 - 3 и 3 чел. Бас 2 - 3 и 3 чел. Октависты 4 человека

Итого 54 человека
Элементы хорового исполнения
Наличие необходимых партий в хоре, достаточное количествопевцов в нем, еще не дают права собранию певцов считать себя хором в полном смысле этого слова. Хор должен обладать определенными признаками , характерными для него как для художественно-исполнительского коллектива.

Каковы же эти элементы?

Ансамбль . Прежде всего - способность всех певцов петь одновременно, то есть вместе, как один, начинать песню и кончать, одновременно произносить слова во время пения, брать дыхание в указанном месте, переходить от пения в быстром темпе к медленному и от медленного к быстрому. Этот элемент хорового исполнения называется ритмическим ансамблем.

Необходимо также, чтобы певцы каждой партии и всего хора пели одинаково громко или одинаково тихо в тех местах, где этого требует ее музыкальное содержание. Такая способность отдельных певцов не выделяться среди массы других голосов обеспечит ровное по силе звучание всего хора. Данный элемент хоровогоисполнения называется динамическим ансамблем .

Строй . Певцы хора должны исполнять свои партии правильно, не фальшивя, или, как принято говорить, чисто интонировать.

Умение каждого певца петь чисто обеспечивает чистое интонирование всего хора. Такой элемент хорового исполнения называется строем . На строй нередко влияют взаимоотношения хористов между собой и с регентом. Если отношения нарушены, это сказывается на единстве в пении, на ансамбле, на строе.

Нюансы . Выразительное исполнение произведения предусматривает различную силу звучания отдельных его мест, разные оттенки звучности. Этот элемент хорового исполнения называется нюансами.

Дикция .Ведущее значение в хоровом пении имеет текст(Кол.3:16). Неясное произнесение слов участниками хора затрудняет восприятие слушателями содержания песни. Мелодия и текст в песне неразделимы, поэтому певцам следует особенно внимательно относиться к тексту исполняемого произведения, уметь произносить его четко и ясно. Этот элемент хорового исполнения называется дикци e й.

Перечисленные признаки хорового исполнения - ансамбль (ритмический и динамический), строй, нюансы, дикция - в своей совокупности создают условия, при которыххор может бытьназван художественно-исполнительским коллективом.

В самом деле, попробуйте представить себе пение хора, лишенное хотя бы одного из тех признаков, о которых мы здесь говорили. Предположительно, хор поет дружно, как один (в ансамбле), не фальшивя (с хорошим строем), с разнообразной силой звучания (с нюансами), но певцы неясно произносят слова (у хора плохая дикция). Слушателей не удовлетворит такое исполнение, потому что, не разбирая слов, они с трудом смогут понять содержание песни. Если хор, обладая хорошим ансамблем, строем, дикцией, от начала до конца песни будет петь с одинаковой силой звука, без нюансов, он утомит слушателей скучным, однообразным исполнением.

Нередко хор обладает хорошим строем, дикцией и нюансировкой, но отдельные певцы выделяются силой своего голоса, то есть поют недружно, не соблюдая ансамбля. Это также нарушит художественность и выразительность исполнения.

И, наконец, если хор будет петь в ансамбле, с хорошей дикцией, нюансами, но фальшиво, то есть не будет держать строя, то такое пение также не удовлетворит слушателей.

Разумеется, элементы хорового исполнения не возникают сразу после начала работы с хором. Они приобретаются в длительном процессе духовной и творческой работы. Было бы ошибкой думать, что приобретенные качества остаются неизмененными. Неверно также предполагать, что хорошо организованный хор, как хороший музыкальный инструмент, требует лишь небольшой настройки через определенные промежутки времени. Для достижения, сохранения и совершенствования этих качеств хор должен работать повседневно и неустанно.
Расстановка хора
Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время спевок и богослужений, привычная как для регента, так и для певцов. Необходимо, чтобы на спевках расположение хора было обязательно таким же, как и во время участия в служении.

Размещение хора определяется значимостью хора вбогослужении, особенностями места для богослужения и особенностями исполняемых произведений. При размещении хора, чтобы достичь наибольшей слитности звучания, необходимо также учитывать фактуру исполняемого произведения, количество певческих и хоровых голосов, акустику помещения и удобство восприятия жестов дирижера.

Пение хора a cappella или с инструментальным сопровождением является неотъемлемой частью богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно...; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями (Кол.3.16). Возвещу имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр.2.12).» Эти и другие места Священного Писания определяют значимость хорового служения и место хора во время богослужения.

Обычно хор, один или несколько, располагается недалеко от того места, откуда говорят проповедующие Слово Божие. В качестве дополнительного места для хора допустимо использовать балкон молитвенного зала. Это может быть вызвано особенностями исполняемого произведения (произведение написано для двух хоров

или необходимо использовать приём «эхо») и другими причинами.

В богослужениях на открытом воздухе учитывается рельеф местности (ряды певцов должны располагаться один выше другого), направление ветра, для того чтобы звучание хора достигало слушателей и многое другое.

В богослужебных процессиях хор располагается впереди играющих на музыкальных инструментах (Пс.67.26).

Размещение хора в доме молитвы должно быть таким, чтобы хористы могли не только стоять и сидеть, но имели возможность для коленопреклонённой молитвы. При расстановке певцов следует учитывать внешние данные хористов (рост, полноту, внешний вид, манеру одеваться и т.д.), чтобы певцы соответствовали друг другу. Необходимо заботиться также о том, чтобы размещение певцов на месте хора способствовало возникновению духовно здравых взаимно скрепляющих связей.

Певцы должны располагаться в хоровых партиях таким образом, чтобы их голоса соответствовали друг другу в тембре и диапазоне.

При расстановке певцов на месте хора следует учитывать то, что звук распространяется от центра хора, поэтому крепкие певческие голоса лучше располагать в центре хора, а менее громкие певческие голоса ближе к краям хора. Певцы последних рядов хора должны слышать певцов передних рядов, края хора должны слышать середину хора и наоборот.

Певцы, имеющие слабую музыкальную интонацию, должны располагаться впереди хорошо интонирующих певцов. Такое расположение в хоре позволит слабо интонирующим певцам лучше слышать верную интонацию и опираться на неё в процессе пения.

Певцы первой линии хора и, соответственно, остальных рядов хора, могут быть расположены как по прямой линии, так и полукругом. Расположение хора полукругом лучше способствует слышанию певцами друг друга. При расположении хора полукругом крайние певцы первого ряда должны быть обращены лицом друг ко другу.

Каждый последующий ряд певцов хора должен располагаться

хотя бы на голову выше предыдущего ряда певцов, а певцы этих рядов располагаться в шахматном порядке по отношению друг друга.

Регент располагается примерно в трёх-пяти метрах от передней линии хора.

К основным видам расположения хора относятся размещение однородного хора, размещение смешанного хора, размещение нескольких хоров, а также размещение хора и инструментального сопровождения.

Ниже приводятся ориентировочные схемы расположения хора различного состава.

^ Размещение однородного хора



Существуют различные способы расстановки. Целесообразно расположить хор в виде полукруга, так как при этом достигетсяа наиболее концентрированное звучание.
в) четырех голосного хора

Размещение смешанного хора.Староцерковная расстановка хора


^ Современная расстановка хора а) расстановка хора a cappella



Размещение нескольких хоровРазмещение хора с оркестром

Расстановка двух хоров


A
T
В
S
Орк-р


Существует вариант, когда оркестр расположен впереди хора.

Дополнение к конспекту №4

Виды хоров и их диапазоны.

сопрано или дискант (высокий голос мальчиков),

альт ,

тенор

Каждая из этих групп имеет свой объем звучания , или, как говорят, диапазон .

Сопрано , или дискант, - высокий женский или детский голос.

Объем звучания (диапазон) сопрано от с1 до с3 ;

объем дисканта: от d1 до а2.

Альт - низкий или сравнительно низкий женский или: же детский голос с объемом от f до f2 .

Диапазон его звучания равен объему сопрано, только на октаву ниже:

от с до с2 .

Приводимые диапазоны четырех основных групп хоровых голосов очень условны и лишь указывают на необходимость иметь в хоре четыре основные группы с подобными объемами. Однако надо иметь в виду, что обладатели голосов с такими обширными диапазонами встречаются редко. В некоторых случаях приходится довольствоваться голосами, которые не обладают полным объемом. Отсюда на практике мы имеем разделение каждой основной группы голосов на две, а то и на три подгруппы.

Сопрановую, альтовую и теноровую группы обычно делят на две подгруппы: первую и вторую .

Басовую же группу делят на три подгруппы: первые басы, или баритоны, вторые басы , или, как их называют, центральные, и, наконец, октависты, которых иногда называют по-итальянски basso profundo , то есть глубокий бас.

Первые сопрано .

К этой группе обыкновенно относятся голоса легкие, подвижные, свободно и ясно звучащие во второй октаве и достигающие звуков третьей октавы. Такие голоса по природе своей гибки и способны регулировать смену динамического напряжения от pianissimo до forte на высоких звуках. Исполнение сложных мелодических рисунков в быстрых темпах для них не представляет особого затруднения.

Объем звуков, практически полезных для хорошего звучания, у первых сопрано будет приблизительно от g1 до а2 или b2. Это так называемый рабочий диапазон .

Звуки первой октавы (f1-h1) у первых сопрано звучат нежно, мягко, но в большинстве случаев слабо; развить сильное звучание к вершине первой октавы они не могут. Звуки первой октавы в нижнем тетрахорде практически использовать не следует. Начиная со звука с2 у первых сопрано появляется возможность не только петь тихо, но и развивать. значительную силу и блеск.

Сопрано указанного диапазона носят название лирических или же лирико-колоратурных.

Вторые сопрано

имеют напряженные и тяжеловатые верхи (е2-a2), но зато полно и сочно звучат в первой октаве, особенно в верхней ее части (f1-h1).

Вторые сопрано своим полным звуком при нюансе forte восполняют сравнительную слабость первых сопрано и, сливаясь с их нежными тембрами, сообщают звучанию всей сопрановой партии полноту и насыщенность. Что касается использования вторых сопрано при нюансе piano , то оно возможно только в пределах первой октавы, во второй же октаве эта группа может отяжелить звучание всей сопрановой партии и нарушить естественную при этом прозрачность и ажурную легкость.

Что касается технических возможностей вторых сопрано в смысле их подвижности и гибкости, то эти голоса обладают всеми свойствами первых сопрано. Объем их простирается от с1 до с3. Такие голоса называют также драматическими сопрано.

Первые альты

имеют объем от а до f2. Верхние звуки малой октавы (а - h) и нижние звуки первой звучат у первых альтов мягко и слабовато, но по мере движения вверх крепнут и начиная от g1 приобретают яркость, блеск и силу. Последние два звука диапазона (е2 - f2 ) чрезмерно напряжены и крикливы. Наиболее хорошо первые альты звучат от d1 до d2. В этих пределах они могут дать разные динамические оттенки - от нежного piano до блестящего и яркого forte , и проявить подвижность и гибкость при исполнении мелодических рисунков в быстром темпе.

Группа первых альтов своим серебристо-матовым тембром придает мелодическому рисунку в умеренных темпах певучесть и подкупающую выразительность. Голоса эти иначе называются меццо-сопрано.

Вторые альты

густо и твердо звучат в малой октаве (начиная от f, могут идти вверх до f2 , но тяжело). Наиболее практически полезным в диапазоне вторых альтов будет ряд звуков от g до а1 -h1. В пределах этого объема альты везде звучат ровно, развивают естественно и без труда как forte , так и piano . Звуки второй октавы для вторых альтов неудобны, подаются тяжело и очень часто некрасиво.

Характерной чертой вторых альтов является массивность и грузность звука, что в значительной степени влияет на подвижность и гибкость этих голосов. По сравнению с первы ми, вторые альты менее подвижны и гибки. Сочные и густые, массивные звуки вторых альтов, соединяясь с легким, прозрачным и нежным тембром первых, придают всей партии компактность и полноту при самых разнообразных нюансах - от тонкого pianissimo до мощного forte . Голос этот принято называть контральто.

Голоса мальчиков делятся на те же группы, что и голоса женщин, то есть на дисканты (сопрано) и альты с их под разделениями на первые и вторые, только с более короткими диапазонами (правда, бывают исключения). О группе мальчиков-альтов надо сказать, что они имеют свой характерный, как говорят, «мальчиковый» тембр - металлический, сильный и в то же время нежный. Вообще голосам мальчиков свойственна ровность звука и звонкость.

Первый тенор лирический.

Рабочий диапазон этого голоса простирается от f - g до а1 - h1. Звуки малой октавы у него слабы и часто без тембра. Во всяком случае, верхушка малой октавы у него звучит слабо и маловыразительно.

Первая октава у первого тенора звучит в полном объеме легко, без напряжения и достаточно сильно, первый тенор свободно распоряжается динамическими оттенками от нежного pianissimo до звонкого forte . Этот голос подвижен и гибок, без особого труда овладевает мелкими длительностями и «выбирает» их аккуратно и точно.

Второй тенор драматический .

Объем голоса от с до g1 - а1. Для этого голоса в пределах малой октавы характер ны насыщенность и полнота звука. Первая половина малой октавы (с - f) у второго тенора звучит мягко, выразительно. Развить силу на этих звуках ему трудно. Вторая половина малой октавы (g - h) может быть подана и громко и тихо.

Звуки первой октавы (c1 - g1) тяжелы, с большим трудом поддаются пению piano . Наиболее естественным для второго тенора в высоком регистре будет громкое и полугромкое звучание (forte или mezzo forte).

Второй тенор менее подвижен, нежели первый.

Надо принять к сведению, что партия теноров в четырехстрочной партитуре и партиях обычно нотируется в скрипичном ключе в первой и второй октавах, а читается (звучит) в малой и первой. В двухстрочной партитуре тенор пишется обычно в басовом ключе.

Тенор-альтино.

В больших хоровых коллективах, для расширения диапазона и своеобразной тембровой окраски, к партии теноров добавляют очень высокий мужской голос, так называемый тенор-альтино или контр-тенор. Уже самое слово «альтино» показывает сферу звуков, которыми владеет этот голос. Таковыми будут звуки первой октавы, начиная со второй ее половины, и несколько звуков второй октавы - с2 - e2 и даже f2 Особенной силы тенор-альтино не имеет, но зато своеобразный альтово-теноровый тембр сообщает всей теноровой партии в высоком регистре при любом нюансе мягкость и легкость и одновременно насыщенность звучания. Звуки малой октавы для тенора-альтино почти недоступны и во всяком случае практически не могут быть использованы.

по признаку высоты звуков, входящих в их диапазон, делятся на три группы:

высокий бас - баритон , или первый бас ;

средний - второй бас , и центральный;

низкий - октава , или бас-профундо .

Кроме диапазона , признаком, объединяющим все группы, является тембр , свойственный басовому голосу.

Баритон или первый бас ,

легко и свободно звучит в малой октаве и в нижних звуках первой октавы (c1 - e1) при сравнительно слабоватом и глухом звучании в верхней части большой октавы (G-H). Диапазон баритона охватывает собой две октавы – от a до g1. Практически наиболее полезные звуки у баритона будут в пределах полутора октав - от Н до е1. В указанном объеме баритон, по мере движения вверх, приобретает все большую силу, яр кость и блеск, не теряя в то же время основного свойства - легкости. Градация нюансов от piano до forte и исполнение мелодических рисунков в быстрых темпах для баритона не представляет трудности.

Второй, или центральный бас .

Объем второго баса обширный – от С до е1 и выше. Звуки большой октавы - С, D, Е - запасные. Практически полезным будет ряд звуков от F до d1. Здесь второй бас дает твердое и полное, насыщенное и компактное звучание. При смене динамических напряжений от piano до forte везде чувствуется густота и мощь. Начиная от а до d1 второй бас может развивать могучую звучность, подобную колоколу. Грузность звука второго баса сообщает тонам высокого регистра (c1-e1) некоторую тяжесть, но все же этот голос, особенно в среднем регистре (с, d, e, f, g) довольно легко справляется с подвижными мелодическими рисунками и сменой динамических оттенков. Для хора центральные басы незаменимы, без них нет полноценного хора.

Октава, или бас-профундо.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь