Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Рождение малыша – это самое радостное событие для любой семьи, однако это и начало новой жизни, наполненной заботами и хлопотами. Самый первый месяц считается очень тяжелым для неопытных родителей, поскольку они еще многого не знают и не умеют. Для того чтобы правильно ухаживать за малышом, следует прислушиваться к мнению квалифицированных педиатров, читать современную литературу и консультироваться с более опытными товарищами.

В 1 месяц развитие грудничка происходит ускоренными темпами, активно перестраивается система кровообращения, совершенствуется пищеварительная и дыхательная системы. Определенные изменения ждут также и телосложение крохи – ко второму месяцу жизни голова станет более пропорциональной к телу, ногти на ручках и ножках немного окрепнут, пропадет пушок на теле, а ушные раковины станут более плотными.

Что касается веса, то за первую неделю жизни малыш потеряет примерно 10% от имеющейся на момент рождения массы тела, это связано с напряженной работой всех органов организма, которые активно адаптируются к новым условиям. Со временем кроха наберет положенные ему граммы, чему мама должна поспособствовать своевременным и регулярным грудным кормлением.

1 месяц знаменуется такими особенностями моторики, как первые осознанные движения руками – малыш может впервые потянуть вас за кофту, схватить ручкой нос или же крепко сжать палец. Также начинаются первые попытки приподнять голову – это можно наблюдать в положении на животике. Задачей родителей в 1-й месяц жизни малыша считается постоянный контроль за ним, поскольку он еще не умеет самостоятельно переворачиваться и приподниматься. Периодически кроху нужно выкладывать на животик, чтобы разгрузить мышцы спины и тренировать брюшной пресс.

Развитие зрительного восприятия и слуха проявляется после первого месяца, но тренировать эти навыки можно начиная с первого дня. Показывайте малышу разноцветные кубики и погремушки, поначалу кроха может не проявлять к ним особого интереса, но вскоре станет самостоятельно тянуться к интересующему его предмету.


Практически весь 1 месяц жизни грудничка проходит во сне, начальные дни малыш большую часть дня спит, просыпаясь только для приема пищи. Удобнее всего крохе спать в позе лягушки – ножки согнуты в коленях и немного разведены в сторону, ручки также подняты над головой ладонями вверх.

Нормальным для этого периода считается сон ребенка около 20 часов в сутки, однако чрезмерно активные малыши могут бодрствовать несколько больше времени, в этом нет ничего страшного, если кроха не плачет и не кричит. Если же грудничок в период пробуждения очень расстроен и кормление не исправляет проблемы, возможно, малыша что-то беспокоит. Причиной плача могут быть кишечные колики, которые возникают из-за пока еще нестабильной работы пищеварительной системы, а может, ему просто неудобно лежать – слишком туго затянута пеленка, мокрый подгузник и пр.

Вскоре мама сможет различать определенные стадии сна ребенка, что поможет подстроить свой график под маленького капризулю:

  • глубокий сон – кроха полностью расслаблен, дышит медленно и ровно. Сейчас малыша сложно разбудить, он не реагирует на посторонние звуки, поэтому вы не побеспокоите его легкими шорохами и передвижением по комнате;
  • неглубокий сон – характеризуется не совсем ровным, прерывистым дыханием, глазные яблоки малыша двигаются под веками, а конечности могут немного подергиваться. Сейчас ребенок может проснуться от шума и лишних звуков, поэтому, если нет нужды будить малыша, постарайтесь лишний раз не шуметь;
  • дремота – начальная стадия засыпания, обычно малыш начинает дремать во время кормления — глазки полузакрыты, выравнивается дыхание, тело нагревается, а движения ручками становятся более мягкими и медленными.

Запомнив манеру поведения грудничка в определенных фазах сна, мама получает возможность планировать свое время и заниматься необходимыми делами, пока кроха спит.

В 1 месяц ребенок еще не способен полноценно различать лица и голоса, однако маму он чувствует по запаху, поэтому приближение родного человека к кроватке может вызвать повышенную активность новорожденного. В этот период происходит активное развитие всех видов памяти, поэтому кроха на подсознательном уровне безошибочно угадывает родных ему людей.


На сегодняшний день существует масса вариантов правильного пеленания новорожденных, какой из них выбрать, решать только вам. Большинство педиатров рекомендуют не пеленать малыша в 1 месяц слишком туго, поскольку сковывание движений оказывает негативное влияние на развитие конечностей. Первой одеждой ребенка в родильном зале станет комплект из распашонки и ползунков, если малыш родился в холодное время года, то наряд будет дополнен байховой пеленкой, укутывающей сверху. Впоследствии вы можете пеленать малыша, но обязательно следите за тем, чтобы не передавить ручки и ножки.

В большинстве случаев пеленание осуществляется только в 1 месяц жизни. После, когда кроха начнет больше времени проводить вне сна, он станет протестовать против сковывающих движения тканей. Сейчас имеется большое количество распашонок и ползунков, которые прекрасно заменят обычные пеленки, современная одежда для новорожденных оснащена пуговицами, кнопками, молниями, что позволяет переодевать деток без особого труда и затрат времени.

Выбирая одежду для грудничка, основывайтесь на температуре воздуха, поскольку чрезмерно сильное укутывание приведет к потнице, а недостаток одежды может вызвать замерзание и последующую простуду. При комнатной температуре 24-26 градусов достаточно легкой нательной распашонки с ползунками и байхового комбинезона, который при необходимости можно легко снять. Собираясь на улицу, подберите одежду таким образом, чтобы лишнее можно было снять. В холодное время года остановитесь на конверте из натурального меха, например, овчины, причем под него не стоит надевать слишком теплые вещи, выберите легкую кофточку и теплую пеленку в сочетании с утепленными ползунками и носочками. Надев на ребенка много вещей под теплый конверт, вы можете получить значительный перегрев тела, что вызовет потницу.


В 1 месяц жизни очень важно стабилизировать и наладить режим кормления ребенка, поскольку от количества питательных веществ, поступающих в организм, напрямую зависит развитие малыша.

Первые дни после родов в груди вырабатывается молозиво – так называемый предвестник молочка, такого легкого питания вполне достаточно для неокрепшего организма, но уже через 3–4 дня грудь становится более твердой, поскольку в ней появляется полноценное молоко. На данном этапе важно помочь ребенку разработать упругую грудь, поскольку зачастую сил новорожденного не хватает для высасывания питания. Можно самостоятельно растирать уплотнения, а можно .

Бывают ситуации (особенно это характерно для первородящих женщин), когда в 1 месяц молока у мамы не хватает для полноценного кормления малыша, в этом случае необходимо как можно скорее предпринять меры по увеличению лактации.

  • Во-первых, следует как можно чаще , поскольку в вопросе выработки грудного молока спрос рождает предложение, т. е. чем чаще малыш высасывает имеющуюся жидкость, тем больше ее появляется в следующий раз.
  • Во-вторых, неправильное прикладывание не только затрудняет процесс питания, но и мешает полноценной активизации лактационного периода. Если ребенок захватывает только сосок, он не может высосать достаточное количество молочка, к тому же такой способ захвата причиняет немало беспокойства и болезненных ощущений маме. Помогите крохе – поправьте грудь, направьте сосок в ротик так, чтобы малыш захватил всю ареолу, следите за положением тела малыша, голова должна быть на уровне плеч, а шея ни в коем случае не искривлена, поскольку ребенку трудно будет глотать.
  • В-третьих, для увеличения количества грудного молока хорошо помогают специальные травяные чаи для беременных. Такие средства не просто стимулируют выработку молока, но и помогают предотвратить .

После кормления ребенка его обязательно стоит подержать «столбиком», т. е. вертикально, прижав к себе животиком. Это делается для того, чтобы малыш мог срыгнуть остатки молока, освободив желудок от лишнего воздуха, который заглатывается во время кормления. Если этого не сделать, ребенок может срыгнуть во время сна, что приведет, в лучшем случае, к пробуждению, а в худшем может стать причиной затруднения дыхания.


За время нахождения в родильном отделении, а это 3–5 дней, пупочная ранка у новорожденного не успевает зажить окончательно, поэтому уход за ней следует продолжить дома. Обрабатывать ранку педиатры рекомендуют обычным раствором зеленки каждый день в одно и то же время. Продолжать процедуры следует до полного засыхания и отпадания корочек, при правильном уходе ранка заживает до 2 недель жизни.

Алгоритм обработки пупочной ранки

  • После утренних ванных процедур необходимо смочить ранку перекисью водорода, чтобы очистить от микробов и грязи. После промокнуть чистым ватным тампоном, чтобы высушить ее. Завершающим этапом станет обработка зеленкой, достаточно 1 капли (большое количество средства способно вызвать пересыхание кожи, что причинит болезненные ощущения).
  • Перед тем, как надевать подгузник, нужно дождаться высыхания зеленки. Оптимальным вариантом станет использование специальных подгузников для новорожденных – они имеют углубление для пупка, благодаря чему к ранке не прикасаются посторонние поверхности.
  • Вечером ребенка обязательно следует купать, даже если ранка еще не до конца зажила. Температура воды должна быть в пределах 37 градусов, а для ускорения заживления в воду можно добавлять отвары ромашки либо настой марганцовки. Выбирая травяные настои, проще всего использовать аптечные пакеты с сухими сборами, они удобны в применении и имеют доступную стоимость.
  • После ванных процедур обработку ранки следует повторить, поскольку от горячей воды она может немного размягчиться.

Если вы в точности выполняете все рекомендации на протяжении 1-2 недель после рождения, 1-й месяц не принесет вам неожиданных сюрпризов. Пупочная ранка не причиняет малышу особого беспокойства, главное – предотвратить ее загрязнение и обеспечить скорейшее заживление. А вот халатное отношение к уходу за грудничком может вызвать развитие заражения и привести к серьезным последствиям для здоровья крохи.

1-й месяц жизни новорожденного, конечно, самый сложный для молодых родителей, но он проходит очень быстро и оставляет за собой самые светлые и прекрасные воспоминания, ведь это первые 30 дней вместе с самым родным человечком. Постарайтесь уделить своему ребенку в 1 месяц как можно больше внимания и ласки, он обязательно ответит вам тем же, когда немного подрастет.

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Врач-педиатр

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, .

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Почти все молодые мамы вспоминают свое возвращение из роддома примерно так: «Я положила малыша в кроватку и с ужасом осознала, что не знаю, что делать дальше…» . Первый месяц жизни ребенка — это, своего рода, «боевое крещение» молодых родителей .

Мама и малыш первый день дома

Стресс первых дней, когда родители остались один на один с ребенком, должен быть сведен к минимуму. Для этого:

  1. Отложите все другие дела, не связанные с адаптацией ребенка и семьи к новым условиям жизни. Другие дела подождут!
  2. В первые дни сведите к минимуму посещение посторонних людей (сослуживцев, соседей, друзей). Пребывая в роддоме, малыш и мама находились в стрессовой ситуации: малыш – рождаясь, адаптировался к новым жизненным условиям, а мама, испытывала сильнейшие эмоции — от невероятной боли, страха, тревоги до умиротворения и счастья. Поэтому, оказавшись дома, оба крайне нуждаются в заботе, уюте и внимании.
  3. В первый день возвращения для мамы и для ребенка важно сохранить установившийся в роддоме режим кормления и сна малыша.
  4. Именно сейчас маме пригодится опыт и навыки по уходу за ребенком, полученные ею в роддоме.

Не стоит бояться, если…

И вот малыш дома, и у родителей есть возможность быть постоянно рядом и наблюдать за ним. И тут может возникнуть тревога: на носике и лобике появилось много мелких прыщиков, цвет лица красный или желтоватый, появилась шелушащаяся кожа, ручки и ножки бывают синюшного цвета. Иногда родители замечают, что глазки ребенка как бы «бегают в разные стороны», нескоординированы или начинают «косить». Тревогу вызывает периодический плач ребенка, причем без появления слез.

Да, на самом деле, новорожденный ребенок в первый месяц может иметь все эти признаки, но со временем они пройдут. Это происходит адаптация ребенка к новым условиям после внутриутробного пребывания.

Нормальный цвет лица появится в течение недели, а слезки у малышей — через 3-4 недели.

Не стоит бояться, если головка новорожденного имеет несколько деформированную форму. Связано это с его прохождением через родовые пути. Со временем головка примет нормальную форму, для чего достаточно периодически во время сна поворачивать малыша с одного бока на другой.

Плач не всегда является проявлением болезненного состояния. Плачем ребенок привлекает к себе внимание, просит кушать, указывает на дискомфорт и желание спать. Буквально, через неделю мама прекрасно научится распознавать требования малыша, передаваемые через плач ().

Часто грудной ребенок плачет по причине беспокойства из-за так называемых кишечных колик, так что настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей ? Из-за колик, многие мамы просто сходят с ума и не понимают, ну что же так сильно беспокоит их малыша.

Так же малыша могут беспокоить газики:

Уход за ребенком

Первый месяц жизни ребенка — это адаптационный период, который проходит новорожденный и семья. При этом происходит перераспределение обязанностей между родителями и меняется ритм жизни всей семьи.

Самое главное и важное, что нужно сейчас малышу, — это уход. Он подразумевает под собой ряд процедур:

  • Кормление;
  • Бодрствование;
  • Купание;
  • Гигиена;
  • Прогулки на улице;
  • Закаливание и массаж.

Видео: Уход за малышом в первые дни жизни

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим «сон-кормление-бодрствование» здоровый ребенок установит самостоятельно в зависимости от своей физиологии. Сон (до 2-3 часов), бодрствование (30-60 мин.) и кормление — это основная «работа» новорожденного. Не переживайте, если малыш не уснул, как вам кажется, вовремя. Дело в том, что биоритмы у новорожденных настолько четко отлажены, что родителям остается только поддерживать этот ритм, а изучив поведение малыша, они очень легко смогут распознавать «требования» ребенка. К концу второго месяца жизни у крохи сформируется свой режим дня.

Когда проводить первое купание

Купание новорожденного можно провести после отпадания пуповины и заживления пупочной ранки. До этого момента ребенка лучше обтирать, предварительно приготовив все необходимое: теплую воду, пеленальный столик, ватные шарики, детское мыло, пеленки для укутывания, крема и присыпки.

Режим купания на первом месяце жизни родители выбирают самостоятельно. Состояние кожных покровов ребенка не требует ежедневного купания. Это, в большинстве случаев, приятная процедура для новорожденного. Однако не все дети любят купаться. В таком случае, проводите ежедневные обтирания. Купать достаточно 2-3 раза в неделю. В воду можно добавлять настои трав. Использование мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Видео: первое купание новорожденного малыша — советы

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Обязательные процедуры гигиены

Гигиенические процедуры должны проводиться ежедневно. Сюда входит:

  • Умывание;
  • Подмывание;
  • Уход за глазками, носиком, ушками;
  • Осмотр кожи;
  • При необходимости обработка пупка ();
  • Расчесывание;
  • Удаление себорейных корочек на головке;
  • Стрижка ноготков на пальчиках ручек и ножек;

Читаем по теме гигиены и ухода:

Видео: гигиена новорожденного — уши, глаза, нос, кожа

Прогулки и закаливающие процедуры – залог здоровья

Важное значение в развитии здорового малыша имеет прогулка. Первый глоток воздуха новорожденный сделал по выходу из роддома. В дальнейшем прогулки будут зависеть от времени года и температуры за окном.

Система регуляции теплообмена у новорожденных несовершенна, поэтому родителям надо серьезно подойти к вопросу прогулок в холодное время года. В некоторых случаях, есть смысл выносить ребенка на балкон на несколько минут или устраивать ему сон при открытом окне.

До момента окончания сна, комната должна быть согрета до обычной температуры (). Естественно, ребенок для таких «прогулок» должен быть соответствующе одет. Одевайте и укрывайте ребенка так, как бы оделись вы и добавьте еще один слой (например, дополнительное одеяльце или кофточка).

Со второй недели жизни можно начинать , закаливание и , объединив это в одной процедуре. Для начала малыша можно оставить в распашонке буквально на 1 мин., делая легкие поглаживания по всему тельцу. Если ребенок не выказывает недовольства, это должно стать ежедневной процедурой. Массаж служит укрепляющим и развивающим средством для мышц.

Наблюдайте за ребенком, изучайте его поведение и в дальнейшем вы будете «чувствовать» и легко его понимать.

Видео: прогулки с новорожденным

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

В том, что развитие ребенка в первый месяц жизни происходит в соответствии с установленными нормами, родители могут проверить дома сами. Ниже приведены основные рефлексы, присущие здоровым новорожденным деткам.

  1. Хватательный — ребенок рефлекторно схватывает и удерживает то, что касается его ладони.
  2. Поисковый и сосательный — если дотронутся до щечки малыша или провести вокруг области губ соской, ребенок поворачивает головку и делает сосущее движение губами, ища грудь.
  3. Если слегка надавить в области пальчиков стопы — пальчики согнутся, а если слегка надавить на пяточку — пальчики разойдутся «веером» и малыш пошевелит стопой.
  4. Проявляется реакция на громкий звук — малыш сводит и разводит ручки и ножки.
  5. Плавательный рефлекс — если малыша положить на животик, он совершает движения, похожие на плавательные.
  6. Имитация ходьбы — если ребенка поставить вертикально и дать опору ножкам, он будет совершать движения схожие с ходьбой.

Видео: Рефлексы новорожденного

Реакции и умения ребенка

Развитие ребенка в первый месяц жизни происходит как будто незаметно, но постоянно: при кормлении, на прогулках, в моменты бодрствования, при купании. И, в первую очередь, при общении с мамой, которую малыш уже начинает узнавать. Он слышит ее голос, чувствует интонацию, прикосновение рук и, самое главное, очень чутко реагирует на все действия. И если проследить развитие ребенка первого месяца, то можно определить приобретенные реакции и умения новорожденного, а именно.

Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.


К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.


Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.


Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.


Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.


Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза, чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.

Развитие ребенка: вторая неделя жизни

Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.


Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.


В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.


Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.


До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.

Развитие ребенка: третья неделя жизни

Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.


Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.


Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.


Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.


Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.


Развитие ребенка: четвертая неделя жизни

Прибавка в весе у за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.


Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.


Именно в это время ребенок при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.


Ребенок в может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.


Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь