Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

  • 4. История становления социальной психологии как науки.
  • 5. Становление зарубежной социальной психологии
  • 6. Развитие социальной психологии в нашей стране
  • 7. Методы социальной психологии. Классификации методов и их характеристики
  • 8. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.
  • 9. Виды и функции общения. Структура общения
  • 10. Уровни общения по а.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по н.И. Шевандрину
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.
  • 12. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса
  • 13. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
  • 14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание
  • 15. Невербальная коммуникация, виды
  • 16. Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  • 17. Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия э. Берна.
  • 18. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.
  • 19. Конфликтное взаимодействие. Способы разрешения конфликта.
  • 20.Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции.
  • 21. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.
  • 22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
  • 24. Психология больших социальных групп: структура, методы исследовании.
  • 25. Стихийные группы и массовые движения. Способы воздействия в стихийных группах.
  • 26. История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки.
  • 27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
  • 28. Динамические процессы в малой группе. Фазы и уровни развития группы.
  • 29. Структура малой группы. Статус, групповая роль, позиция участника группы.
  • 30.Руководство и лидерство в малых группах. Стили лидерства.
  • 31. Психологическая теория коллектива.
  • 32. История исследования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового взаимодействия.
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.

    Общение - связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    В отличие от протоимперативных жестов, которые могут включать только выражение потребностей или желаний ребенка, протодекаративы критически привлекают совместное внимание и требуют понимания интенциональности, обе из которых глубоко нарушены у маленьких детей с аутизмом. Таким образом, аутизм характеризуется значительными ограничениями в диапазоне функций, обслуживаемых языком; которые могут быть напрямую связаны с нарушением понимания других умов.

    Как отмечалось ранее, дети с аутизмом проявляют значительные трудности в разговорных контекстах. Их нарушение в понимании отношения говорящего-слушателя проиллюстрировано ошибками разворота местоимения. Эти ошибки отражают трудности в концептуализации понятий я и других, поскольку они встроены в смещение дискурсных ролей между слушателем и докладчиком. Чтобы использовать местоимение, такое как я, ребенок должен понимать, что референт Я постоянно меняется в ответном разговоре в зависимости от того, кто является говорящим.

    коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); информационная (обмен информацией между людьми); когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии); эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью); конативная (управление и коррекция взаимных позиций); креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    Они также сталкиваются с трудностями в соответствии с диалоговыми правилами, такими как инициирование разговоров и участие в взаимных беседах, а не, например, просто чтение лекций об их собственных интересах. Разговорный дефицит аутизма отражает фундаментальные проблемы в понимании того, что общение связано с выражением и интерпретацией предполагаемого, а не буквального значения. В нескольких исследованиях выяснилось, что даже пожилые люди с высоким уровнем аутизма испытывают большие трудности с толкованием нелитеральной или образной речи. что существует тесная взаимосвязь между пониманием метафоры или иронии и производительности по теории задач разума.

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    В более позднем исследовании вновь нашли прочную связь между способностью объяснять множество нелиберальных сообщений и теорию разума. Используя более структурированную задачу, также обнаружилось, что дети с аутизмом испытывают трудности с толкованием намеченного значения говорящего, когда они представлены в разговорной ситуации. В отличие от соответствующих контролей, дети с аутизмом в своем исследовании интерпретировали высказывания буквально, а не по отношению к заявленному желанию говорящего.

    Например, в одной задаче девушка помещала пряжу в ящик. Без ведома, пряжа была перемещена в шкаф. Когда девушка попросила кого-нибудь принести ей вещи из ящика, дети-аутисты не поняли ее предполагаемого значения, чтобы получить пряжу, и вместо этого произнесла ее высказывание буквально.

    И дополнительные:

    экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

    Структура общения

    В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    В детях и подростках, страдающих аутизмом, также изучалось общение в других, бессвязных контекстах дискурса. В нескольких исследованиях изучался повествовательный дискурс, в частности рассказывание историй. Рассказывая о хорошей истории, которая фокусируется на человеческом опыте, возникает способность соткать последовательность событий в соответствии с иерархической организационной структурой с тем, что называется «ландшафтом сознания» - мотивами, мыслями и чувствами главных героев в истории, были первыми, кто показал, что, по сравнению с контрольными субъектами, дети с аутизмом в своих повествованиях ограничивают количество ментальных состояний в последовательности изображений, изображающих простой сценарий ложных убеждений.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

    Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

    Дети с аутизмом были менее способными, чем органы управления, чтобы учитывать потребности слушателей и вызывать более причудливые или неприемлемые высказывания. Некоторые из детей с аутизмом не могли даже понять эту историю как представление значимых событий, предполагая, что им не хватает культурной перспективы, лежащей в основе повествования. также обнаружили, что дети с аутизмом рассказали об обедненных историях в ответ на бессловесную книжку с картинками. Кроме того, ни один из детей с аутизмом в этом исследовании не приводил к каким-либо причинным объяснениям событий в рассказах.

    Существует целая группа приемов привлечения внимания:

    прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих. Прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться. Прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

    В целом, эти данные об историйном дефиците аутизма были истолкованы как отражающие дефициты в теории разума. Однако только одно исследование непосредственно изучало взаимосвязь между повествованием и теорией умственных способностей. Используя другую бессловесную книжку с картинками, рассказы были выявлены у подростков с аутизмом и соответствовали контролю с умственной отсталостью. Только для испытуемых с аутизмом теория умственного развития значительно коррелировала с рядом различных описательных мер, включая длину, количество связок, эмоций и когнитивных терминов.

    Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции”. Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки

    Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

    Кроме того, в ответ на зондирующие вопросы субъекты с аутизмом дали значительно меньше соответствующих объяснений эмоциональным состояниям персонажей истории. Все эти исследования подтверждают гипотезу о том, что аутизм связан с конкретными проблемами в рассказе историй; проблемы, которые тесно связаны с способностью понимать другие умы.

    Таким образом, прагматические нарушения аутизма обнаруживаются в разных контекстах дискурса. Эти нарушения включают в себя: более узкий круг функций, обслуживаемых языком; проблемы понимания того, что общение связано с предполагаемым, а не буквальным или поверхностным смыслом; неспособность просматривать разговоры как средство изменения и расширения когнитивной среды диалогового партнера; и неспособность рассматривать повествования как средство для сообщения об обоих событиях и психологических состояниях.

    С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель - это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго - состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго - состояний как “ребенок - ребенок”, “взрослый - взрослый”, “родитель - ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго - состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

    В этих исследованиях была подчеркнута тесная связь между прагматическим знанием и теорией разума. Как теоретический, так и эмпирический уровень эти области, как представляется, неразрывно связаны между собой. То, что поражает эти нарушения в общении, заключается в том, что они происходят в определенной степени во всем спектре аутистического расстройства. Во всех возрастах, уровнях способностей и уровнях языка дефицит обнаруживается в некоторых или во всех этих аспектах прагматики и общения. Они даже считаются одним из компонентов более широкого фенотипа аутизма, обнаруженного среди некоторых родственников первой степени у лиц с аутизмом.

    Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то - нравится нам внешне этот человек или нет. Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола.

    В то же время важно отметить, что не все аспекты прагматического функционирования нарушаются при аутизме. Исследования показали, что дефицит в прагматике является избирательным, а не повсеместным, причем некоторые функции остаются довольно неповрежденными. Например, использование языка для получения желаемых объектов не является выборочно ослабленным при аутизме. Подробные исследования по развитию лингвистической формы и прагматической функции на языке аутичных детей находят диссоциации между формой и функцией с избирательным нарушением в тех функциях, которые влекут за собой понимание других умов.

    Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

    Дети с аутизмом и синдромом Дауна индивидуально подбирались в начале исследования по возрасту и выразительному языковому уровню. Дети посещались раз в два месяца в своих домах и снимались на видео, пока они играли со своими матерями. За ними следовали один или два года, и стенограммы этих визитов составляли первичные данные для этого исследования. Эти данные затем использовались для изучения развития различных конструкций, сосредоточения в каждой конструкции на приобретении грамматических форм и прагматических функций.

    Для иллюстрации этого подхода будут использованы выводы о развитии двух лингвистических конструкций, отрицания и вопросов. Все спонтанные неимативные высказывания, содержащие отрицательную морфему, были извлечены из транскриптов и закодированы по синтаксическим и функциональным размерам. Две группы детей не отличались развитием синтаксических аспектов отрицания; оба придерживались того же пути, что и обычно развивающиеся дети, но только один из испытуемых смог последовательно использовать правильные грамматические формы отрицания к концу исследования.

    В структуре общения различают:

    1) коммуникативную сторону;

    2) интерактивную сторону;

    3) перцептивную сторону.

    Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

    Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

    1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

    Затем набор отрицательных высказываний был оценен с использованием функциональных категорий Блума несуществования, отказа и отрицания. На ранних этапах большинство отрицательных высказываний для обеих групп детей относятся к категориям небытия и отторжения. дети с синдромом Дауна начинают использовать отрицание, чтобы выразить отрицание, следуя образцу, сообщаемому для нормально развивающихся детей. Напротив, дети с аутизмом почти никогда не выражают эту функцию. Очевидно, что основное отличие детей с аутизмом заключается в их очень редком использовании отрицание отрицания.

    2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

    3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

    4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

    5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

    Эта нехватка отрицания отражает нарушения в теории разума: отрицать правду высказывания другого человека влечет за собой понимание того, что другой человек может придерживаться разных убеждений или сам язык является представлением реальности, а не самой реальностью. Эти аспекты понимания психического состояния специфически нарушаются при аутизме, и поэтому неудивительно, что эта функция языка, отрицания почти никогда не используется маленькими детьми с аутизмом.

    Аналогичный подход был использован для изучения вопросов. На ранних стадиях дети в первую очередь зависят от возрастающей интонации, чтобы передать вопросы. Используя данные из продольного исследования, все спонтанные, неиммированные вопросы были извлечены из транскриптов с использованием контекстных и просодических контуров для их идентификации. Эта разница между группами не достигла статистической значимости. Однако были статистически значимые различия в типах вопросов, которые задавали две группы детей.

    Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

    1) субъект общения – коммуникатор;

    2) объект общения – реципиент;

    3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

    4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

    5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

    По сравнению с детьми с синдромом Дауна дети с аутизмом задавали значительно меньше вопросов. Дети с аутизмом на более поздних стадиях развития, как правило, использовали более четко сформулированные вопросы, чем дети с синдромом Дауна, прежде всего потому, что у последнего возникли особые трудности с приобретением системы вспомогательных глаголов - использование, например, с главным глаголом. Таким образом, дети, страдающие аутизмом, не были специально ослаблены в получении синтаксической формы вопросов.

    Функции всех вопросов затем кодировались в следующие взаимоисключающие категории: поиск информации; тестовые вопросы; Запросы; направляя внимание матери к объектам или событиям, представляющим интерес; и регулирование разговоров. Дети с аутизмом задавали значительно меньше вопросов, направленных на поиск информации или регулирование беседы. Таким образом, различия в типах вопросов, задаваемых этими двумя группами, отражают различные функции, выраженные ими. Именно эти функциональные категории вопросов влекут за собой понимание того, что другой человек может иметь доступ к различным знаниям или отношениям, которые значительно реже использовались детьми с аутизмом.

    6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

    Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

    Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

    Типы взаимодействия:

    1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

    а) кооперация;

    б) согласие;

    в) приспособление;

    г) ассоциация;

    2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

    а) конкуренция;

    б) конфликт;

    в) оппозиция;

    г) диссоциация.

    Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

    1) степень единства подходов к решению проблем;

    2) понимание обязанностей и прав;

    3) способы решения возникающих проблем и др.

    Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

    Структурные элементы социальной перцепции:

    1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

    2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

    3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

    В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

    Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

    1) особенности субъекта:

    а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

    б) возраст;

    в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

    г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

    д) психическое состояние;

    е) состояние здоровья;

    ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

    з) ценностные ориентации;

    и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

    2) особенности объекта:

    а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

    б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

    3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

    4) ситуация, в которой происходит перцепция.


    | |

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь