Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Золото скифов не давало покоя археологам, ведь о нём были упоминания в писаниях самого Геродота. Долгое время племена проживали на территории нынешних России и Украины. Кроме того скифы очень активно сотрудничали с греками по ювелирному делу. Именно греческие мастера считались настоящими профессионалами по изготовлению золотых украшений.

Кто такие скифы

В древних источниках скифами называют племена, которые в 7-3 веке до современного летоисчисления населяли территорию степи Северного Причерноморья. Учёные сходятся во мнении, что скифы являются потомками срубной общности, которая была распространена от реки Днепр до Урала.

Они создали самобытную культуру. Исторические факты указывают, что скифы в своё время сплавились в племенной союз. Этому сплочению способствовало нашествие персов в конце 6 века до современного времяисчисления.

Самое долгое время племена жили на территориальных землях Крыма, а в 3 веке до нашей эры их уничтожили войска готов.

Скифские украшения

Первое время золотые украшения могли себе позволить только очень богатые скифы, а простые люди даже и не мечтали о такой роскоши. Через некоторое время золотые украшения стали делать и для простого народа, правда, самого золота в них было намного меньше.

Первые украшения у скифов появились в конце бронзового века, уже тогда мастера могли хорошо обрабатывать металл и делать из него нужные формы. Самое древнее ювелирное украшение имеет возраст около двадцати тысяч лет.

Места нахождения золотых украшений древних скифов

Большая часть украшений из золота скифов была найдена в местах захоронений — курганах. Именно в курганах хоронили самых богатых и знатных скифов. Во времена правления Петра первого начали разработку этих захоронений. Но так как власть Российской Империи часто менялась, четкие действия по раскопкам скифских захоронений не проводились.

Где золото скифов?

Известные места находок находятся в Причерноморье:

  • Солоха;
  • Куль-Оба;
  • Чертомлык.

В этих местах были найдены самые большие находки украшений из золота скифов, которые и по сей день хотят получить все мировые музеи.

Где сейчас золото скифов?

Огромная часть украшений этого народа находится в северной столице нашей странны, а именно в главном музеи страны. Некая часть находится в музеях Крымского полуострова. В 2014 году украшения из золота скифов в Крыму были вывезены в другие страны, но до сих пор не были возвращены.

Тайны и мифы кладов

Золото древних кочевых народов обросло множеством мифов и тайн. Эти истории до сих пор не дают покоя многим искателям кладов.

Все мифы о золоте этого народа пугают людей различными заклятиями, которые наложены на украшения, спрятанные в земле. Немало известно случаев, когда искатели золота умирали в курганах, а оставшиеся в живых, рассказывали страшные истории и проклятьях этик кладов.

Некоторые ученые заявляют о том, что на самом деле курганы обладают определённой магией. Ведь в народе не зря ходят рассказы о больших мучениях тех людей, кто посмел разграбить могилы великих скифов. Одна легенда гласит, что несколько человек, нашедших клад и, ликуя от счастья, получили сердечный приступ прямо в могиле, а те люди, кто сумел выжить и забрал золото — всю жизнь мучились от неизлечимых болезней. А самая древняя легенда гласит, что курганы должны обходить стороной обычными людьми. И никто не смеет тревожить скифов в их вечных снах.

Но даже заклятия и страх не мешали золотоискателям продолжать свою деятельность. Стремление разбогатеть никогда не уменьшалось, и людям предки передавали истории золота, хотя о таком народе, как скифы часто забывали. В своих рассказах часто упоминали казаков, татар, турок. Некоторые удачливые искатели кладов, создавали новые клады, закапывая их в землю.

Но и у курганов древних скифов есть тайны. По мнению учёных, их количество исчисляется не одной тысячей. Малые курганы практически незаметны, тем более прошло уже очень много лет. Народ скифов отличался хорошим умением прятать свои богатства. Некоторые раскопанные курганы содержали в себе тайники, где находилось много золота. И… возможно, не всё золото было найдено в раскопанных захоронениях…

Грелись горы, говорили гроты,
Сох песок и сыпался сквозь пальцы,
Брызгал бриз, и трепетали фьорды
Снились розам сны средь усыпальниц.
Глубина хранила мрамор амфор
Средь кораллов, в лунном царстве рифов,
В их лучах метались от метафор
Ауры морей и мифы скифов...

Пектораль из кургана Толстая Могила. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев.

Скифский курган

Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это - штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше - например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» - в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм - курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.

Гребень из кургана Солоха. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Скифский звериный стиль.

Пристрастие скифов к ювелирным изделиям, о котором писал еще Геродот, теперь подтвердилось фактами. И это были не просто красивые предметы, которые радовали глаз. На мужских и женских украшениях, на драгоценной посуде и оружии ученые увидели изображения самих скифов, а также сцены из мифологии. Любовь кочевников к характерному изображению животных породила понятие «скифский звериный стиль».

Кубок из кургана Куль-Оба. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты - соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.

Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.

Борис Мозолевский с находкой и ее фрагменты.

Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский - археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль - золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.

Скифы и скифское золото на марках и монетах Украины.

Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото - самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

По мнению, ученых, среди современных народов ближайшие родственники скифов — осетины.

С грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей..

Скифское золото «Золотой кладовой Украины»

Скибин Евгений
Гид-переводчик "Первого экскурсионное бюро".

Сокровищами из наших степных «пирамид» восхищается весь мир. Речь идёт об уникальной коллекции скифского золота, хранящейся в Музее исторических драгоценностей Украины, который называют «Сокровищницей Украины».
Это свидетельствует о значимости коллекции, несущей Красоту сквозь многие тысячелетия.

Музей расположен на исторической территории Киево-Печерской Лавры в двухэтажном здании XVII-XVIII вв., в котором изначально находилась хлебопекарня монастыря. Музей является основным центром хранения исторических и художественных раритетов, связанных с культурой Украины.
Сейчас основной фонд музея насчитывает 56 тыс. экспонатов - предметов археологии и декоративного искусства из драгоценных металлов. В каждом из 9 залов на украинском и английском языках изложен короткий экскурс в экспонированную эпоху, каждый экспонат пронумерован и сопровождается лаконичным объяснением.

По объему наибольшим является скифо-античный раздел, который охватывает период с XIII ст. до н.э. по IV ст. н.э. (эпоха бронзы, ранний железный век, культуры ираноязычных кочевников - киммерийцев, скифов, сарматов и греческих городов-государств). В нем выделяется уникальная коллекция «скифского золота» из раскопок курганов - погребальных памятников скифов, кочевого народа, который в VII-III ст. до н.э. господствовал на степных просторах современной Украины.

Предметами мирового значения в этом собрании являются шедевры античного ювелирного искусства. Скифо-античное искусство представлено многочисленными произведениями, каждое из которых достойно внимания и бесценное по своему историческому значению.


Однако, хочется подробно остановиться на гордости музея - знаменитой Золотой Пекторали из кургана Толстая Могила, найденной в 1971г. вблизи г.Орджоникидзе Днепропетровской области известным украинским археологом и поэтом Б.М. Мозолевским.

Наряду с сокровищами Тутатхамона Пектораль стала главной археологической находкой ХХ ст. Золотая Пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом 1148 граммов, 30,6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы в технике литья с применением пайки, чаканки, зерни, скани и эмали.

Латинское слово "пекторалис" означает "нагрудный". Однако не каждое нагрудное украшение называли пекторалью, а только то, которое были вправе носить, скажем, египетские фараоны, римские императоры, высочайшие сановники древнего мира.
Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э.
Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

О смысле изображений на Пекторали спорят уже три десятка лет… Существуют, в основном, три версии, по-своему объясняемые смысловое содержание данного шедевра.

Версия 1: Модель Вселенной

Трехъярусное строение Пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу—борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, мира демонов, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых…


Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц. Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити. Здесь же поражают своей выразительностью бытовые сцены жизни кочевья.

Существует мнение, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в высшем мире шьют магическое одеяние из золотого руна...

Новый год начинался у скифов в весеннее равноденствие - в конце марта, когда все живое дышит весной. Новогодний праздник был у скифов самым значительным культовым праздником. Скифы верили, что в новогодний праздник их цари давали толчок целому годовому циклу, животворным силам природы. Вся композиция, безусловно, имеет религиозное значение. Три мира — корни, ствол и крона Мирового Древа. Они же царства мертвецов, живых людей и высших, божественных существ—были основой космогонии многих племен.
Изображение животных также носят символический характер. Так, заяц в скифской мифологии - олицетворял счастье (такое же неуловимое и пугливое, боящееся малейшего шороха). Во время празднования скифского нового года мужчины племени осуществляли ритуальную охоту на зайца. Два кузнечика (а по утверждениям энтомологов - это парочка, то есть самец и самка) символизировали продолжение рода.

Версия 2: Карта владений скифов

На Пекторали запечатлена символическая карта древних владений скифов ("скифского квадрата", по Геродоту), Черное море и прилегающие к нему земли. Хорошо различима линия морского побережья от Босфора до Кавказа.
На карте нет Азовского моря. Но, по данным украинских археологов-подводников, в древности уровень азовских вод был ниже нынешнего на 9-12 метров. Керченский пролив тоже еще не существовал. Фактически, имелось лишь узкое пресноводное озеро Меотида. Так вот, - оно на пекторали есть!..

Важно подчеркнуть, что все фигуры календаря Пекторали по своим контурам похожи на 16 особых территорий - земель, которые в свое время входили в состав Великой Скифии (6 в. до н.э.), это т.н. легендарные “благие земли”, что размещены от Алтая до Испании.

В центре главная земля - Скифия (ныне Украина). На Пекторали она изображена в виде бараньей шкуры, которую держат два скифских царя брата Пал и Нап, потомки легендарного Скифа, что, видимо, означает двоевластие.
На овечьей шкуре можно увидеть Крымский полуостров, характерные очертания юга Украины! Выпуклости обозначают горы и возвышения, глубокие линии - реки. Можно разобрать в золотом плетении части территорий теперешних России, Молдавии, Грузии, Румынии, Болгарии, Турции…
Очевидно, вся эта географическая премудрость 2500 лет назад была понятна только специально обученным особам, жрецам, царям, военачальникам… Властелин всегда носил с собой схему своих владений!

Версия 3: Календарь

По мнению некоторых исследователей, в скифском году 16 месяцев по 23 дня в каждом, т.к. его структура рассчитана на 368 дней (16 х 23 = 368). Но, скифы уже в те времена знали, что в году 365 дней. Для коррекции счета времени по своему календарю они просто не учитывали 3 дня (21,22,23 июня) в период летнего солнцестояния (368-3=365). В високосный год не учитывали 2 дня - 22,23 июня (368-2=366). Время также исчисляли и большими периодами по 16 лет - т.н. скифскими индиктами, названия которых такие же, как и у месяцев года. (Греческий индикт некогда был равен 15 годам.)
Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены на пекторали по кругу. Всего их было 16. Зодиак - это “круг животных”. Новый год праздновали 21 марта в день весеннего равноденствия, при этом отсчет времени начинали с 1 января, как по григорианскому календарю, которым мы сейчас пользуемся.


Скифское лето - это период с 3 апреля по 30 сентября. На Пекторали до этого периода скифы изображены в теплых кафтанах, а в летний период они изображены полуобнаженными, что указывает на жару. Кстати, Пектораль - это еще и точный астрономический прибор - древние солнечные часы.
Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, иные представители элиты скифского общества, что помогало им, на основе знаний, управлять народом.

Уже более 30 лет коллекцией скифского золота и, разумеется, Пекторалью восторгаются жители стран Европы, Японии, Канады, США. Экспозиции выставок размещаются в самых престижных музеях мира, как например, в Большом дворце на Елисейских полях. Посетителям демонстрируются также снимки, планы, разрезы скифских курганов и т.д.
Говорят, чем-либо удивить парижан достаточно сложно. Но, кажется, скифское золото их всё-таки удивило. «Со страной, обладающей подобными ценностями, можно иметь дело», — заявила одна из французских газет.
Побывав в нашем замечательном городе, настоятельно рекомендуем найти время посетить музей с уникальной коллекцией, впечатление от которой Вы сохраните на всю жизнь!

Золотая скифская пектораль, из музея в Киеве

Те, кому доводилось путешествовать днепровскими степями, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Последняя версия в скором времени подтвердилась.
Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Скифы - этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились скифы в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией.
Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.
Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», — так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, могилы их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Курган после раскопок «черных археологов»

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 метров, в высоту — 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.
Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

24.04.2016 13:39

Очень подробный репортаж о крымских артефактах с момента вывоза их с полуострова и до сегодняшнего дня

В последнее время, в потоке бесконечных событий, наполняющих информационное пространство, мы как-то позабыли о нашем золоте, точнее, крымском "Скифском золоте", отправленном в голландский Амстердам на экспозицию. Почему в кавычках? Как почему, скажете вы, потому что это название коллекции, и будете правы, но, лишь отчасти…

Что вы скажете, если я вдруг заявлю, что нет там никакого скифского золота? Удивитесь, наверно, и воскликните – как это нет? Также отреагировал и я, когда услышал такую фразу от директора Центрального музея Тавриды, кандидата филологических наук, историка и политолога, Андрея Мальгина. Впрочем, обо всём по порядку. Давайте, как говорится, разложим всё по полочкам и восстановим цепь событий.


Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, Симферополь, Крым

Итак, имеем следующую ситуацию:

Летом 2013 года коллекции четырёх крымских и одного киевского музеев были отправлены на экспозицию в Европу. Третьего июля выставка, названная "Крым – золотой остров в Черном море", открылась в Бонне, в одном из старейших музеев страны – Рейнском краеведческом музее.

В начале февраля 2014 года экспонаты перевезли в Голландию. Здесь, в Амстердаме, в музее Алларда Пирсона выставка получила название "Крым. Золото и тайны Черного моря".

В истории крымских музеев это крупнейшие выставки за пределами полуострова. Крым на них был представлен как место пересечения цивилизаций Запада и Востока. Соответствующим был и интерес европейцев. Более 50 тысяч аудиогидов было продано только в Бонне. В Амстердаме в последние дни экспозиции у дверей музея стояла очередь.


Владимир Корнилов, политолог, директор Центра евразийских исследований

– Выставка вызвала значительный ажиотаж, – подтверждает журналист и политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, проживающий в Голландии. – Мало того, она была продлена и всегда была заполнена посетителями. Писали о ней много и до скандала, и тем более после.

Всего было представлено 2111 экспонатов эпохи античности и раннего средневековья, найденных на полуострове во время археологических экспедиций под руководством таких известных археологов, как Александр Айбабин, Александр Пуздровский, Юрий Зайцев, Игорь Храпунов.

Музей Алларда Пирсона, Амстердам. Очередь на выставку

Что же конкретно было отправлено в Европу? Давайте познакомимся с некоторыми крымскими экспонатами и представляющими их музеями.

Коллекция Центрального музея Тавриды, Симферополь : раннескифские предметы – бронзовое навершие, детали конской узды, алтарь из раскопок некрополя Неаполя-Скифского, скифский бронзовый котел, сосуды в виде овец из "Нейзацкого клада" – уникального могильника подобного рода на территории России, и другие экспонаты периода т. н. "великого переселения народов" – поздних скифов, сарматов, аланов и готов.

Всего 150 экспонатов. Страховая стоимость – 172 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, холл. Симферополь, Крым

Коллекция Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника : экспонаты позднескифского и раннесарматского периода – посуда, украшения для одежды, оружие, серьги, перстни, кольца, мечи, детали щитов, уникальные деревянные лаковые шкатулки китайского происхождения, готские орлиноголовые пряжки и плащевые застежки-фибулы – всё датировано I-V веками н. э.

Артефакты найдены в ходе раскопок могильников позднескифского периода, в основном Усть-Альминского некрополя у села Песчаное Бахчисарайского района.

Всего более 200 экспонатов общим количеством 1400 предметов. Страховая стоимость 400 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Коллекция Восточно-крымского (керченского) историко-культурного музея-заповедника : боспорские артефакты – античная скульптура, чернолаковая керамика, терракотовые статуэтки почитаемых в Боспорском царстве богов, надгробия и ювелирные украшения времен от VI века до н. э. до V века н. э.

В числе прочего и скульптура "Змееногая богиня – прорастающая дева", найденная археологами во время раскопок бывшей столицы Боспорского царства – Пантикапея, расположенного на территории Керчи.

Всего 190 предметов. Страховая стоимость 696 000 евро.

Фото В. Еременко. Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник Керчь,

Крым Коллекция Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонеса-Таврического : памятники эпиграфики на известняке и мраморе, архитектурные детали с полихромной росписью, фрагменты греческой керамики с граффити, среди которых, как надписи-обереги, так деловые и бытовые записи.

Всего 28 экспонатов. Страховая стоимость 170 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес-Таврический. Севастополь

Как вы понимаете, всё это вывозили из Крыма, когда он был ещё в составе Украины. Спустя месяц с небольшим, после открытия выставки в Голландии, полуостров вошёл в состав российской Федерации.

На этом спокойная жизнь крымской коллекции закончилась. Как только срок выставки подошёл к концу, Украина затребовала экспонаты, причём, все экспонаты…

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии

Голландия с самого начала была настроена на то, чтобы так и сделать – вернуть экспозицию Украине. Зачем ей лишние проблемы: вернём в Киев, а вы потом сами разбирайтесь…

Только благодаря вовремя поданному нашими юристами иску процесс передачи был остановлен. В Киев отправили только те экспонаты, что принадлежали Национальному музею Украины. Они вернулись на место их постоянного хранения – в филиал музея, расположенный на территории Лавры.

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии.

Вот, что было написано в сентябре 2014 года на украинском сайте "Инсайдер", который, к слову, уже не работает:

"Сейчас с музейщиками из Нидерландов работают специалисты украинского МИДа, Минкульта и Минюста через посольство Украины в Нидерландах. Диалог ведут также на уровне министров иностранных дел двух стран. Как стало известно INSIDER из собственных источников, переговорщики надеются, что в музее Алларда Пирсона хотя бы разрешат передать коллекцию на временное хранение в Киев".

Как вам фраза: "на временное хранение"? Знаем мы это "временное хранение"...

Экспонаты на выставке в Голландии

Окружной суд Амстердама уже назначил дату первых слушаний по делу о возвращении "крымского золота" на 5 октября 2016 года. А пока идёт процесс сбора материалов и обмена письмами между сторонами конфликта – четырьмя музеями Крыма, Украиной и музеем Алларда Пирсона.

Скифское навершие, бронза, Центральный музей Тавриды

Голландцы, конечно, оказались в трудной ситуации. Все дело в том, что в новейшей истории ещё не было подобного случая, когда ценности вывезены из одной страны, а вернуться должны в другую, сохранив при этом своё постоянное место нахождения – музей.

С одной стороны, взяли на Украине – на Украину должны и вернуть, казалось бы, это вполне логично.

С другой стороны, взяли в конкретных музеях, с которыми заключили договоры, значит, и вернуть должны в те же самые музеи. Вот такая дилемма…

Я поинтересовался у доктора исторических наук, профессора Крымского Федерального университета, известного в Крыму археолога Игоря Храпунова, что думают об этой ситуации его коллеги из других стран.

Фото: Евгений Бондаренко. Игорь Храпунов, археолог, доктор исторических наук, профессор Крымского Федерального университета

– Мнения представителей мировой науки расходятся. Кто-то считает, что в данной ситуации приоритет должен быть у государства, а кто-то отдаёт первенство именно музеям. При этом, если брать средний показатель мнений, то его можно охарактеризовать одним словом – замешательство. Однако большинство музейных работников, если рассматривать конкретно их мнение, безоговорочно считают артефакты принадлежностью именно крымских музеев, – ответил Игорь Храпунов.

Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой вполне обоснованно считает, что ситуация эта надолго останется спорной, поскольку прямое решение суда просто не может быть вынесено. Процесс перешёл в политическую плоскость и к нему давно уже подключились российские политики.

Ещё весной 2014 года спикер Госдумы Сергей Нарышкин пообщался на тему "скифского золота" с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром культуры Владимиром Мединским и директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Было принято решение сделать всё максимально возможное в решении проблемы по возврату в Крым всех артефактов.

Не остался равнодушным к ситуации и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. В те же весенние дни на сайте главы республики было опубликовано его обращение к послу Нидерландов в России Рону ван Дартелу:

“Мы надеемся, что просвещённое гражданское общество и демократическое правовое государство Нидерландов сумеют защитить неоспоримое право собственности музеев Крыма, сохраняющих бесценное наследие скифского искусства.

Для народа Осетии-Алании скифские и аланские древности являются не только предметом узкоспециального научного изучения и музейного хранения, но ещё и неотъемлемой частью национальной истории и исходной основой культурной традиции, поэтому любые сведения об опасности, грозящей скифскому наследию, вызывают в Осетии широкий общественный резонанс и серьезную озабоченность. Мы привыкли ответственно относиться к своей миссии носителей живой языковой и культурной традиции скифо-сармато-аланского мира, который в древности и Средневековье включал, в том числе, и территорию современного Крыма”.

Не молчит и Крым.

– В ближайшее время вопрос о вывозе каких-то исторических или культурных ценностей с территории Республики Крым в европейские страны вообще будет снят с повестки дня, если коллекция не будет возвращена её хозяевам – четырём крымским музеям, – сказал Валерий Косарев, занимавший на тот момент пост председателя постоянной комиссии Госсовета Крыма по образованию, науке, делам молодежи и спорту.

Валентина Мордвинцева, куратор крымской выставки в Европе

– Почему Киеву так нужны наши экспонаты? Я знаю, что для них уже подготовлены площади и витрины. Но это будет не просто выставка, это будет демонстрация трофеев, выигранных в войне с Россией! Мне кажется, это некрасиво. Если Украина хочет идти по демократическому пути развития, это совершенно неуместно, – считает куратор крымской выставки в Европе, заведующая отделом археологии раннего железного века института археологии Крыма, кандидат исторических наук Валентина Мордвинцева.

– Коллекция Керченского историко-культурного заповедника начала формироваться ещё в первой трети XIX века и пополнялась находками, сделанными на керченской земле. Сейчас эту коллекцию хотят варварски лишить части уникальных экспонатов, ­– говорится в обращении сотрудников заповедника, под которым они проводят сбор подписей за возвращение уникальных предметов.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную

Борется за наши крымские сокровища и Украина, однако, посмотрите, как отличается риторика министра культуры Вячеслава Кириленко от заявлений наших политиков:

– Что касается скифского золота, то судебный процесс, который, по сути, начался в Амстердаме, не будет простым, хотя все ключевые нормы международного права на стороне Украины.

Процесс непростой, потому что включила все ресурсы российская сторона. Я убеждён, работают и ресурсы подкупа, поэтому процесс просто затягивается. Новые дополнительные обстоятельства просит выяснить российская сторона, новые факты просит проанализировать высокий суд Амстердама и так далее.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную.

Всё то, что находится на территории Крыма, является собственностью Украины. И за повреждение, перемещение, уничтожение или прямую кражу чего-либо, в том числе экспонатов Государственного музейного фонда Украины на территории Крыма, будут нести ответственность российские оккупанты, – громко заявил Кириленко.

Не говоря о стилистике, недостойно человеку такого уровня заранее обвинять оппонента в непорядочности. Кроме того, нет "ключевых норм международного права" применительно к данной ситуации, иначе не было бы и самой ситуации.

Но… Украина настаивает.

В мае 2015-го года Верховная рада поддержала обращение к парламенту Нидерландов с просьбой о содействии по возвращению в страну "скифского золота". За соответствующее постановление проголосовало 249 депутатов.

Фото: Алексей Чугуй. Узел Геракла. Застёжка из золота, украшенная бирюзой, выполненная в форме так называемого "узла Геракла"

В конце концов, музей Алларда Пирсона принял решение пока никому не возвращать экспонаты. В пояснительном документе сказано, что по результатам собственного юридического расследования музею не удалось вынести решения ни в чью пользу.

Во избежание неминуемого иска от любой из проигравших сторон было решено дождаться постановления компетентного суда или мирового соглашения. В конце концов, ситуация может разрешиться сама по себе, так тоже бывает.

А пока все экспонаты упакованы, запечатаны и хранятся в запасниках амстердамского музея.

В настоящее время процесс идёт в основном на уровне обмена заявлениями. В любом случае, в данном споре большую роль играет отношение правительства Голландии, руководства музея и даже судей к участникам конфликта. Процесс затянется надолго, но время пока работает на нас.

В самом начале, опять же, благодаря современной общеевропейской политике по отношению к России, неприятия присоединения Крыма, симпатии Голландии были не на нашей стороне, особенно после катастрофы малазийского Боинга и развернутой вокруг этого инцидента компании. Однако, время шло и многие голландцы постепенно понимали истинную причину трагедии, особенно на фоне непоследовательных действий Украины.

Дальше – больше. Как гром среди ясного неба прогремела история с ограблением. Напомню, в чём суть. В ночь на 10 января 2005 года из музея Западной Фрисландии в голландском городе Хорн были похищены 24 картины XVII и XVIII веков, а также около 70 серебряных изделий. И вот, спустя 10 лет, в конце 2015 года, вновь всплыла история с картинами.

Джейкоб Уобен, “Тщеславие”, 1622 г. Одна из украденных картин

Выяснилось, что находятся они… на Украине! Как рассказал директор музея Эд Гердинк, ещё 14 июля 2015 года на него вышел Борис Гуменюк – украинский писатель и по совместительству – воин батальона ОУН.

Показав фото одной из похищенных картин ("Крестьянка", Хендрика Богарта) с приложенной к ней свежей украинской газетой, он уверил, что картины найдены и намекнул о возможности возврата их в музей, само собой, при определённых обстоятельствах. "Обстоятельства" тянули на 50 миллионов евро. При этом Гуменюк просил не предавать огласке эту историю.

Хендрик Богарт, "Крестьянка", та самая картина с приложенной свежей украинской газетой

В августе, на переговоры по возвращению полотен в качестве представителя музея выехал независимый арт-детектив Артур Бранд. Он огласил Гуменюку истинную стоимость украденных картин – около 10 млн. евро, а с учётом последствий хищения – картины были вырезаны из рам и свернуты в рулоны, в результате чего сильно пострадали – остаточная стоимость их может составлять в 10 раз меньше первоначальной. После этого сумма выкупа упала до 5 миллионов, однако Бранд ответил, что музей может заплатить не более 50 тысяч евро – в качестве компенсации.

Сославшись на то, что ему надо посоветоваться с коллегами, Гуменюк пропал, а голландский эксперт, прождав несколько недель, вернулся домой.

Музей Западной Фрисландии, Хорн, Голландия. Именно отсюда были похищены полотна, оказавшиеся на Украине

Спустя три месяца, администрация музея решила, наконец, придать огласке эту мутную историю, организовав пресс-конференцию. На ней Артур Бранд рассказал все подробности происшествия, заметив, что к похищению картин могут быть причастны экс-председатель СБУ Украины Валентин Наливайченко и лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок .

Я не могу раскрывать детали, однако связь между Службой безопасности и украденными картинами более чем очевидна, – сказал Бранд.

Наша коллекция находится в руках коррумпированных людей из украинской политической элиты, – добавил директор музея Эд Гердинк.

Американское издание “Veterans Today”: "Киевская хунта, торгующая вразнос украденным голландским Искусством. Украинские ультранационалисты потребовали выкуп в размере €50 миллионов для картин, украденных из голландского музея в 2005, сообщила немецкая газета в конце декабря"

– О нынешней ситуации с крымской выставкой в голландских медиа давно не пишут, – говорит Владимир Корнилов – Об этом скандале просто забыли. Больше обсуждают скандал с обнаруженными на Украине картинами, в своё время похищенными из голландского музея”.

Так голландцы представляют себе схему взаимодействия украинцев, замешанных в истории с кражей картин

Особо продвинутые “патриоты” Украины, кстати, предлагают вернуть картины в обмен на “скифское золото”, и, похоже, их ничуть не смущает, что полотна были украдены.

Вполне естественно, что вся Голландия была возмущена тем, что произошло.

Берт Кундерс – министр иностранных дел Королевства Нидерланды – обратился к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину и Президенту Петру Порошенко с просьбой о помощи в ситуации с картинами.

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости

И вот, казалось бы, Украина, стремящаяся в Евросоюз, постоянно позиционирующая себя, как современное государство, идущее путём демократии, должна сделать всё, чтобы реабилитироваться в глазах голландцев. Что же происходит на деле?

– Есть вероятность того, что коллекцию попытаются продать на чёрном рынке…, – со знанием дела заявляет Арсен Аваков, словно уже зная, кто и кому "попытается".

Министр иностранных дел Климкин напрягается и выдаёт следующее:

“Это вопрос взаимодействия правоохранительных органов. Если они, в том числе и через посольство Нидерландов, в плотном контакте и работают, это для меня очень важно. От дальнейших комментариев я воздержусь…”

Как говорится – ничего и ни о чём...

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости.

Подумать только, один предложил выкупить за баснословные деньги, другой, управляя силовыми структурами, лишь комментирует ситуацию, ничего не предпринимая, третий и вовсе ведёт себя, как паяц…

И всё это было сказано в преддверие голландского референдума по поводу ассоциации Украины с Евросоюзом! Так что, не удивительно, что результаты прошедшего шестого апреля референдума четко показали, как поменялось настроение жителей этой страны по отношению к Украине.

Вот почему я считаю, что время в данном случае работает на нас. Чем больше глупостей сделают в Киеве, тем больше у нас шансов на возвращение "золота скифов".

А пока нам остается только ждать. Ждать и надеяться.

В процессе изучения материала по "золоту скифов" мне удалось побеседовать с директором Центрального музея Тавриды, кандидатом филологических наук, историком и политологом Андреем Мальгиным.

Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды

– Андрей Витальевич, кому всё-таки должны вернуть экспонаты голландцы?

– В мировой практике таких прецедентов не было. Особенность этого дела в том, что его не стоит рассматривать, как спор между Украиной и Россией. Это не межгосударственный спор, это спор четырёх крымских музеев с государством Украина о принадлежности экспонатов.

Поэтому все эти музеи подали иск в суд Амстердама, суть которого в том, что предметы, найденные и хранящиеся на территории Крыма, имеют отношение к истории полуострова, причём, в том числе и в те времена, когда Крым не был частью Украины. Например, в Керченском музее экспонаты хранятся с конца 19 века. Крымские музеи придерживаются такой логики: предметы, взятые в музее должны вернуться обратно в эти же музеи.

– Украинцы могут возразить, мол, чего оглядываться так далеко назад, были времена, когда всё это вообще никому не принадлежало, а сейчас: взяли у Украины – Украине и верните.

– А они так и говорят. Мы не оспариваем этот пункт, мы просто выносим его за скобки. Мы говорим, что вещи должны вернуться туда, где они хранились, а вопросы принадлежности, это вопросы другого порядка и мы, как музеи, не можем их решать. Конечно, у нас есть своя гражданская позиция, но в данном случае она отношения к делу не имеет. Мы не дискутируем на тему государственной принадлежности этих предметов, но мы настаиваем на том, чтоб все предметы были возвращены на свои места в музеях и были соблюдены соответствующие пункты договора, который был заключён э на международном уровне.

– Какие иски рассматривает суд и на каком этапе идёт процесс?

– Ближайший суд рассматривает два иска. Один от крымских музеев, другой от имени Украины. В настоящее время суд собирает доказательную базу. Мы доказываем своё: откуда взялись артефакты, кто и когда их нашёл, какие средства были затрачены на раскопки, изучение, реставрацию, хранение и т. д.

Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золот а

– Нормально ли то, что на суд не приглашены представители крымских музеев?

– Да, это обычная практика. Сейчас спор переведён в юридическое русло, и весь судебный диспут ведётся юристами.

– Кто выступает в роли истца от крымских музеев?

– Крым представляет одна крупная международная юридическая компания, которая в свою очередь наняла голландскую юридическую компанию, которая и отстаивает наши интересы.

– То есть, можно сказать, что в Голландии Крым представляют голландцы?

– И голландцы в том числе. Скорее всего, так же обстоит дело и с украинской стороной.

– Предположим, что мы проиграем суд, что мы потеряем? Все говорят –"скифское золото, скифское золото"... а можно уточнить, что конкретно?

– Вот как раз скифского золота там и нет.

– Вот те на! Это как же?

– Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золота.

То есть, скифского золота, там практически нет. Есть позднеантичные изделия из золота местного производства, отражающие культуру поздней античности и раннего средневековья. И если там и есть золотые вещи, то это далеко не самое ценное.

Например, из Херсонесской коллекции отправлена высеченная в мраморе надпись в честь историка Сириска за написание им истории Херсонеса. Этот экспонат намного ценнее золота. Из керченского музея в Амстердам отправлена "Змееногая богиня", которая также является символом музея. Она тоже ценнее золота.

Таким образом, скифского золота, как такового, там почти нет, и золотые изделия в этой экспозиции – не главная часть коллекции.

Фото: Евгений Бондаренко. Одна из витрин Центрального музея Тавриды, Симферополь, Крым

– Ваш прогноз – как долго может тянуться вся эта судебная история?

– Суд – первая инстанция, потом суд – аппеляционная инстанция и последняя инстанция – кассационная. В настоящее время идёт сбор доказательной базы. Даже если мы выиграем суд, не факт что нам всё сразу вернут.

– И каким может быть максимальный срок ожидания?

– Лет десять…

– И если мы в какой-то период всё-таки выиграем эту борьбу, в ответ опять начнёт бороться Украина?

– Скорее всего, да.

– Насколько большой окажется потеря для Крыма, если мы всё-таки проиграем все суды?

– Потеря, конечно, существенная, особенно касаемо утраты керченской “Змееногой богини” и нашего “Сириска”. Ущерб будет серьезным.

– Придется смириться?

– Нет, мы будем продолжать борьбу. Не одно решение суда не будет являться конечной инстанции. Мы будем всё время отстаивать свою правоту.

– Но тогда можно сказать, что процесс будет бесконечным?

– Можно сказать, что в несудебном порядке, по крайней мере, для общества, мы всегда будем обозначать себя, как несправедливо пострадавшую сторону.

– Что говорит об этой ситуации мировая наука – не юристы, не политики, а ученое сообщество?

– Это первый случай попытки отъема ценностей после второй мировой войны. Столкнулись два приоритета – государственный и научный, и главная задача, стоящая перед судом, определить, какой из них важнее в данной ситуации. Подобных судебных процессов в мире до сих пор не было. Затрагиваются важные принципы. Если произойдёт невозврат, это будет означать, что любой музей может пострадать таким же образом. Если экспонаты вернут, то и государства с этого момента будут по-другому смотреть на своё имущество, находящееся в музеях. В любом случае, каким бы ни было решение, оно вызовет резонансы – общественный, научный, юридический и политический.

– Насколько политизировано это дело?

– Практически, на 100%. А теперь давайте вернёмся к экспонатам и я расскажу вам немного о самых необычных предметах выставки.

ДЕКРЕТ В ЧЕСТЬ СИРИСКА, III В ДО Н. Э.

Декрет в честь историка Сириска, Херсонес-Таврический

Экспонат представляет собой фрагмент мраморной стелы, состоящей из трёх частей. Верхний фрагмент был обнаружен на территории Херсонеса-Таврического во время раскопок Одесским археологическим обществом в 1879-1880 году. Два остальных фрагмента найдены там же, в 1908 году.

Кем же был этот Сириск? Как сообщает энциклопедия, Сириск – историк Херсонеса-Таврического, живший в III веке до н. э., подробно описавший в своих трудах историю полиса и его взаимоотношения с Боспором и другими государствами. Вот, как об этом говорится в самом декрете, высеченном на мраморной стеле:

"Гераклид, сын Парменонта, предложил: поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы трудолюбиво описав, прочитал, и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, – то дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то, и симмнамонам увенчать его золотым венком в Дионисии, в 21 день и быть провозглашению:

“Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы и бывшие дружественные отношения с городами и царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства. Написать симмнамонам на каменной плите народное постановление и выставить в притворе храма Девы; понесенный же расход выдать согласно решению казначею священных сумм. Это решено советом и народом месяца … в десятый день …"

“ЗМЕЕНОГАЯ БОГИНЯ”, V В. ДО Н. Э.

Фото: Алексей Чугуй. Змееногая богиня, Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь

Экспонат представляет собой двустороннюю скульптуру из керченского известняка, изображающую женскую фигуру со скрученными жгутом растительными побегами вместо ног. Высота скульптуры 124 см, а с учетом недостающих фрагментов – около двух метров.

Основная часть фигуры была найдена на северном склоне горы Митридат, территории бывшего Пантикапея – столицы Боспорского царства. Раскопки производились под руководством директора Керченского музея Степана Веребрюсова, в конце 19 века. Позже были найдены другие недостающие фрагменты.

Образ прорастающих и змееногих богов с древнейших времён был распространён в культуре разных стран. Он символизировал собой древо жизни, оберег, божество, означающее взаимосвязь жизни и смерти.

"Змееногая богиня" – уникальный в своём роде памятник античного искусства, найденный на территории полуострова. Скульптура является визитной карточкой Керченского музея, утрата её будет невосполнима для крымской истории и науки.

ЛАКОВЫЕ ШКАТУЛКИ, I В. Н. Э.

Лаковые шкатулки после реставрации

Четыре лаковых шкатулки были найдены в позднескифском погребении Усть-Альминского могильника и датируются археологами серединой первого века нашей эры. Они не золотые, не серебряные и даже не бронзовые – деревянные, но ценность их намного выше любых драгоценных металлов.

Они уникальны. Представьте себе: китайские шкатулки – в Крыму, две тысячи лет назад! Как они попали сюда? Я спросил об этом видного крымского археолога Игоря Николаевича Храпунова.

– Аналогов этим шкатулкам нет, по крайней мере, на пространстве от Китая до Крыма, поэтому их путь из Поднебесной на наш полуостров можно бесконечно предполагать, но доподлинно узнать невозможно. По крайней мере, пока. Как отслеживается маршрут артефактов? Предмет сравнивается с аналогичными, найденными в других местах. Локация наносится на карту. Сами предметы сравниваются между собой, определяются закономерности, уточняются детали. Конечно, всё это приблизительно, но появляются хоть какие-то зацепки. В данном случае сравнить не с чем. В этом и состоит их уникальность.

Лучше всех историю шкатулок рассказывает Валентина Мордвинцева – крымский куратор выставки в Голландии:

– Найденные шкатулки были в ужасном состоянии, какое-то время они даже лежали у меня в холодильнике, пока я пыталась найти того, кто возьмётся их реставрировать. В конце концов, мы получили от японского Фонда Сумитомо деньги на реставрацию и отвезли эти шкатулки, а точнее, органические остатки, в Японию. Представьте себе, их реставрировали четыре года! Это была настолько кропотливая работа, ведь практически из мусора были чудесным образом воссозданы уникальные шедевры двухтысячелетней давности. Тогда никто ещё толком не понимал до конца значения этого открытия. Очень хотелось показать их мировому сообществу. Вот так и появилась идея включить эти шкатулки в число экспонатов для выставки в Европе. Очень обидно, что у нас их ещё никто толком не видел…

Что могло храниться в таких шкатулках две тысячи лет назад? Этого, к сожалению, сказать тоже никто не может. Драгоценности, благовония, травяной сбор, а может они сами по себе были украшением, диковинкой из далёкой страны…

Самое интересное в археологии не просто найти что-то необычное, а как можно больше узнать о нём.

ГЛИНЯНЫЕ БАРАНЧИКИ, IV В. Н. Э.

Фото: Валентина Мордвинцева. Сосуды в виде баранов,

Центральный музей Тавриды Да простят меня археологи, это я их так назвал, не поворачивается язык назвать лепными сосудами эти, может быть примитивные, но такие милые фигурки!

Найдены они были во время раскопок могильника Нейзац, находящегося в живописном месте Белогорского района, недалеко от Балановского водохранилища. Археологической экспедицией руководил уже знакомый нам доктор исторических наук Игорь Храпунов.

Внутри фигурки полые, сверху на спине у баранчиков отверстие, куда можно налить какую-либо жидкость. Впереди, на конце мордочки есть ещё одна крохотная дырочка. Это также уникальная находка, потому что до сих пор не было найдено ничего подобного.

Можно лишь предположить, как их использовали 16 веков назад. Возможно, это были своеобразные кувшинчики для масла или уксуса, такие, как стоят сегодня на обеденном столе.

А может быть это поилка для маленьких детей – налил водичку, заткнул пробкой и пусть себе малыш потихоньку сосет воду через дырочку – и не разольет, и не обольётся.

А если ребёнок постарше сильно подует в отверстие сверху, из носика ударит струйка воды и получится античная брызгалка. Вот, сколько вариантов сразу пришло в голову! Может кто-то ещё придумает?

Фото: Евгений Бондаренко. Раскопки могильника Нейзац, Белогорский р-н, Крым, 2015 г.

А вы давно были в музее? Согласитесь, когда встаёт вопрос о том, куда пойти – в музей, кино или ресторан, музей, как правило, остается на последнем месте. Вот и напрасно. В наших крымских музеях, друзья, можно увидеть потрясающие вещи, среди которых есть уникальные.

Не забывайте об этом и заходите в музеи хотя бы иногда. Большинство из них специально для этого и построены!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь