Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

- – слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

рефлексивное слушание - слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ - (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического… … Психотерапевтическая энциклопедия

СЛУШАНИЕ - вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое в пед.… … Педагогический словарь

слушание Рефлексивное - активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник . СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Метод беседы - Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия

Способы слушания - нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… … Педагогическое речеведение

Предварительное следствие: допрос в бесконфликтной ситуации - Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Допрос в бесконфликтной ситуации - Бесконфликтная ситуация при допросах чаще бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовности и желанием сотрудничать с ПОО. Наиболее распространенной процессуальной формой ее… … Энциклопедия современной юридической психологии

Иствуд Атватер определяет следующие виды слушания, как нерефлексивное и рефлексивное и раскрывает преимущества и недостатки каждого из них в процессе общения.

Суть нерефлексивного слушания - в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нейтральные, по сути малозначимые фразы ("Да!", "Как это?", "Понимаю вас...», «Что?») Являются теми "минимальными" и простейшими ответами, которые позволяют содержательно продолжить беседу, собеседник приглашает к свободной непринужденного разговора.

Часто, учитывая позу или выражение лица, используют так называемые "буферные" фразы: "У вас вид счастливого человека", "Вас что-то волнует?", "Понимаю", "Что-то случилось?", "Приятно это слышать".

Исследования показали, что простая нейтральная реплика подбадривает собеседника и вызывает у него желание продолжить разговор.

Ситуации, в которых полезное нерефлексивное слушания:

В Собеседник желает выразить свое отношение или свою точку зрения.

Такое слушание полезно также для выяснения того, какой смысл вкладывается в предложение или поданную жалобу при проведении коммерческих переговоров, в сфере торговли и услуг при выяснении потребностей клиентов и т.

Собеседник желает обсудить наболевшие вопросы. Когда человек ищет решение какой-то проблемы или чувствует себя оскорбленной, у него возникает страх, разочарование, боль и потребность в собеседнике.

Собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем. Участников одного исследования попросили записать на магнитофон свой разговор на любую тему. Это материально поощрялось. Некоторые из участников эксперимента говорил пяти дней подряд. В результате некоторые из участников почувствовали себя лучше, так как имели возможность выговориться, а еще в некоторых сложилось мнение, что магнитофон - лучше, чем любой собеседник.

Ситуации, в которых нерефлексивного слушания недостаточно В Небольшое или отсутствует желание в собеседника говорить. Нерсфлексивне слушание предполагает активное желание собеседника говорить.

Нерефлексивное слушания ошибочно понимается тем, кто говорит, как согласие слушать.

Опасность слушания в том, что люди неправильно понимают нашу симпатию как сострадание, а понимание как согласие. Результатом этого может стать еще больше недоразумения и возмущение.

Тот, кто говорит, стремится получить более активную поддержку или одобрение. В таких случаях собеседник желает не только понимание, но и ищет активной поддержки или руководства к действию.

Нерсфлексивне слушания неуместное тогда, когда оно противоречит интересам собеседника и мешает его саморсализации. Этим слушанием могут злоупотреблять люди, которые любят много поговорить, не воспринимают нуждам других, и стремятся своим языком контролировать других.

Если методов нерефлексивного слушания недостаточно, необходимо пользоваться методами рефлексивного слушания.

> 4. Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание является объективным обратной связью с тем, кто говорит, в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти методы называют "активным слушанием". Умение слушать рефлексивно необходимо для эффективного общения из-за ограничений и трудности, которые возникают в процессе общения.

Такими барьерами являются:

многозначность слов, когда возникает необходимость установить или уточнить содержание данного высказывания;

"закодированность" значение сообщений, когда мы говорим одно, а подразумеваем другое, поэтому часто не удается высказать мнение, чтобы слушатель правильно ее понял;

трудности открытого самовыражения: чем меньше уверенности в себе, тем дольше человек ходит «по кругу», прежде чем перейти к главному; другие субъективные факторы, которые негативно влияют на общение.

Все это указывает на необходимость умения слушать рефлексивно, то есть расшифровывать содержание сообщений. Рассмотрим четыре вида рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, регулирования. Практически эти виды ответов используются комбинированно.

Выяснение - это обращение к собеседнику с уточнением, что помогает сделать сообщение более понятным. С этой целью используют такие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?", "Я не понимаю, что вы имеете в виду", "Я не понял", "Не объясните ли вы это?" и тому подобное.

Перефразировать - значит сформулировать ту же мысль иначе, то есть, с целью проверки точности восприятия информации. Перефразирование можно начать словами: "Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...", "Как я понимаю, вы говорите..." и т.

Отражение чувств - восприятие эмоционального состояния собеседника. Ответ или эмоциональная реакция на чувства других важны потому, что в общении люди по сути обмениваются тем, что для них лично важное значение. То есть общение во многом зависит не только от фактической информации, но и от того, что для людей значимо. Восточная мудрость гласит: "Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют".

Чтобы понять чувства собеседника, нужно:

Пользоваться фразами типа: "Мне кажется, вы чувствуете...", "По-видимому, вы чувствуете..." и т.д.;

Обратить внимание на применяемые собеседником слова, передающие чувства (гнев, радость, печаль и другие), которые являются ключевыми;

Наблюдать за невербальными средствами общения (выражение лица, интонация, поза, жестикуляция)

Попытаться понять общий контекст общения, причины обращения собеседника именно к вам.

Регулирование - вывод относительно основных идей, чувств собеседника, партнера. Резюме тоже формулируется своими словами, но вступительные фразы могут быть такие: "То, что вы в данный момент сказали, может означать...", "Вашими основными идеями, как я понял, есть..." и т.

Регулирование особенно необходимо в ситуациях, которые возникают при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий, проведении заседаний различных рабочих групп и комиссий, а также в конце телефонных разговоров.

Рефлексивное слушание – это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем). В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора (выяснение), перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), отражение чувств и резюмирование – изложение промежуточных и окончательных выводов по беседе (обычно используется в длительных разговорах).
В случае возможности обратной связи процесс коммуникации упрощается. Обратная связь с клиентом является важным фактором общения. Обратная связь – это проясняющий и очищающий от помех элемент коммуникации. Она выполняет следующие функции:
1. Получаемая от окружающих обратная связь, несущая клиенту сведения о том, как он воспринят в процессе общения другим, способствует обретению собственного "Я".
2. Переработка обратной связи в соответствии с внутренними диспозициями дополняет представление о собеседниках.
3. Конструктивная обратная связь, детерминируя саморегуляцию, вызывает корректировку последующего поведения, замену его более эффективным.
В общении специалиста любого профиля с клиентом, коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих партнёров – важное и необходимое условие установления доверительных отношений. Это достигается в том случае, когда ваш партнер уверен, что общающийся с ним человек разделяет его проблемы, переживания, способен помочь ему.
Под обратной связью понимается техника и приёмы получения информации о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать.
Механизм обратной связи предполагает умение партнёра соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определённой реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнёра. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о различных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.
К содержанию:

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: "Да", "понимаю", "угу", "почему" и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

Если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

Если собеседник говорит о своих проблемах;

В напряженных ситуациях;

При разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).

Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.

Рефлексивное слушание - вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.

Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:

- выяснение, уточнение:

"я не понял",

"повторите еще раз...",

"что вы имеете в виду?",

"не могли бы Вы объяснить?"

- парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:

"вы считаете, что...",

"другими словами...";

- отражение чувств:

"Мне кажется, Вы чувствуете...",

"Понимаю, Вы сейчас разгневаны...";

- продолжение, то есть вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;

- оценки: "ваше предложение заманчиво", "мне не нравится";

- резюмирование:

"Итак, Вы считаете...",

"Ваши слова означают...",

"Другими словами...".

Приёмы повышения эффективности делового общения

Что препятствует эффективному деловому общению?

1.Недостаточное внимание и понимание важности общения;

2.Неправильные психологические установки отдельных работников:

Стереотип мышления;

Предвзятое мнение;

Неправильное отношение к чему-либо;

Отсутствие внимания и потеря интереса;

Неполнота фактического материала;

3.Плохая структура сообщений:

Ошибки в организации сообщения;

Неправильная оценка способностей получателя понять

сообщение;

Недостаточная достоверность;

4. Слабая память;

5.Отсутствие обратной связи.

Повышение эффективности делового общения:

· прием “нейтральная фраза” – в начале выступления произносится фраза, просто не связанная с основной темой, но имеющая значение, смысл, ценность для всех участников общения и этим фокусирует их внимание.

· прием “завлечения” – говорящий вначале произносит нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно, неразборчиво, монотонно и т. п.), тем самым, провоцируя слушающего самому применять способы концентрации внимания.

· прием “установление зрительного контакта”:

Обвести аудиторию взглядом;

Пристально посмотреть на кого-нибудь;

Фиксация взглядом нескольких человек в аудитории

· прием “навязывания ритма” – постоянное изменение характеристик голоса и речи:

Быстрее;

Медленнее;

Скороговоркой;

Нейтрально и т. д.

Меняющийся ритм разговора не дает возможности слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить.

· прием ориентировки – обращение особого внимания партнера на определенные, важные моменты в сообщении.

Ведение партнёрской беседы

Партнёрская беседа - э то устный контакт между партнерами, связанными отношениями дела (рис. 24).

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни; это показатель общей культуры.

Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повернутым к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем.

Обязательно внимательно оглядеть собеседника (его лицо, руки, движения).

Задайте себе вопросы:

· Что он из себя представляет?

· В каком состояние находиться?

· Что в нем преобладает рациональное или эмоциональное?

· Каков его жизненный опыт? Его духовные ценности?

· Каким образом пришел к той позиции которую излагает?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь