Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Разговорный (разговорно-бытовой) стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения.

Основные стилевые черты: Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер речи.

Основными признаками речевой ситуации, формирующий этот стиль, являются неофициальность и непринуждённость общения; непосредственность общения; неподготовленность речи (отсутствие предварительного отбора языкового материала и предварительного обдумывания высказывания); тесная связь с ситуацией (многие элементы сообщения могут быть не выражены словесно, так как непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь), большая роль мимики и жестов.

Таким образом, язык Джакарты представляет собой смесь как можно большего количества языков, чем этнических групп ее жителей, и, таким образом, представляет собой современную Индонезию. С первого века нашей эры жители разнообразного островного мира общались на малайском языке - языке жителей по дороге Малакки, которая уже была одним из важнейших морских торговых путей. Благодаря этой лингва-франке мировые религии также могли эффективно распространяться в этой части мира: первый индуизм и буддизм, затем ислам и, наконец, христианство.

Даже когда голландцы постепенно колонизировали архипелаг с века, малайский язык оставался общим языком понимания. В отличие от других колониальных держав, Восточно-Индийская торговая компания не заставляла местных жителей говорить на своем языке. Только несколько высших чиновников и интеллектуалов изучили голландский язык. «Европейцы пришли сюда, чтобы торговать, - поэтому они также нуждались в языке для трейдеров», - объясняет ученый из США в Юго-Восточной Азии Рон Хэтли. С голландцами они не зашли бы очень далеко с островными людьми, а на феодальном языке, таком как яванский, не подходил к базару.

Цель - общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Наиболее ярко проявляется в устной форме речи, причём обычно диалогической. В письменной формеразговорный стиль используется в области неофициальной переписки (частные письма, записки) и в дневниках.

Основными чертами разговорного стиля являются непринуждённый и даже фамильярный характер речи; прерывистость и непоследовательность её с логической точки зрения; эмоциональность и оценочность речи.

Малайский, с другой стороны, является очень эгалитарным языком. Малайский, из которого позднее развился индонезийский и малазийский языки, принадлежит к семье австронезийских языков, среди которых языки Мадагаскара, Филиппин и Маори принадлежат Новой Зеландии. Сегодня около 200 миллионов человек говорят на индонезийском или малазийском языках, включая Бруней и Сингапур, южный Таиланд и Филиппины, Восточный Тимор и австралийские кокосы и Рождественские острова. Это делает малайский одним из семи наиболее распространенных языков в мире.

Некоторые выражения вошли в глобальную лексику, такую ​​как Гонг, Орангутан, Саронг, Саго или Амок. Малайский язык не является сложным языком, таким как китайский или тайский. Малайская грамматика не имеет никаких спряжений или уклонов и не различает полов или разные уровни любезности, которые, как и в яванцах, точно определяют социальный статус докладчика и адресата. «Малайский язык - очень прямой язык, на котором собеседники находятся на одном уровне», - объясняет Кисвондо, литературовед и социальный исследователь Университета Саната Дхарма в центре Джокьякарта. Это, безусловно, была одной из причин, почему движение за независимость выбрало малайский язык как национальный язык.

18.Художественный стиль, его отличие от других книжных стилей. Сферы функционирования художественного стиля. Полемика о правомерности выделения

Художественный стиль широко используется в творческой деятельности, разных видах искусства, в культуре и образовании.

Как во всех отмеченных сферах, так и в беллетристике, этот стиль призван нести кроме информационной функции самую существенную - эстетическую: влиять средствами художественного слова через систему образов на ум, чувство и волю читателей, формировать идейные убеждения, моральные качества и эстетические вкусы.

Однако более важным было то, что ни один локализованный язык не был предпочтительным, и что все этнические группы были, по крайней мере, лингвистически равными. Страна, нация, язык. Учредители движения за независимость Индонезии в начале прошлого века признали тот факт, что связующий элемент общего языка был и останется решающим фактором для единства многоэтнического государства. Имя «Индонезия», изобретенное английским этнологом Джорджем Эрлом, состоящее из латинского слова «Инд» и греческого слова «Несос», впервые было официально использовано в качестве геополитического термина для нынешнего государственного района во время международной мирной конференции в Париже.

Основными признаками этого стиля можно назвать:

самый характерный признак художественного воссоздания действительности - образность (образ - персонаж, образ коллектив, образ - символ, словесный образ, зрительный образ)

поэтическая живопись словом даже прозаических и драматичных произведений эстетика речи, назначение которой, - вызывать у читателя чувство прекрасного

Поскольку Декларация независимости. Однако литературовед также указывает, что с эпохи Сухарто произошла очень сильная джаванизация индонезийского языка. Строго иерархический режим бывшего президента не только активизировал социально-демаркационные формы обращения к яванцам, пол. В качестве трансграничного транспортного языка малайцы всегда подвергались многочисленным влияниям. Самые древние традиции свидетельствуют о том, что санскрит сильно повлиял на язык тех дней - такие слова, как гуру или шастра, свидетельствуют и по сей день.

В первой половине века можно увидеть арабские влияния. Хотя первые письменные свидетельства древнего малайца с седьмого века все еще написаны на санскрите, арабский шрифт использовался почти исключительно с века вперед. С колониальными силами все больше и больше европейских влияний смешивалось в следующие столетия. С востока современной Индонезии португальцы впервые проникли в языковые сферы и оставили такие понятия, как герея или ментега. Позже англичане и голландцы боролись за превосходство над островным миром, который был так востребован из-за растущих специй.

экспрессия как интенсивность выражения (торжественное, возвышенное, вежливое, ласкательное, мягкое, одобрительное, фамильярное, шутливое, ироническое, пренебрежительное, грубое и др.)

изображение (тропы, эпитеты сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, перифразы, и тому подобное; стихотворная форма, поэтические фигуры); конкретно - чувственное живописания действительности

В то время малайцы начали развиваться в двух разных направлениях. В современной Малайзии англичане представили английский как колониальный язык. Старомодная бахаса Мелаю была обедневшей. С другой стороны, в области современной Индонезии малайский язык всегда был самым важным языком транспорта, но все чаще смешивался с голландскими выражениями и словами с местных языков. Прежде всего, что вводили колонизаторы, например, технические нововведения, такие как автомобили, поезда или электрические объекты, получили имена, заимствованные у голландцев.

отсутствует определённая регламентация использования средств, о которых будет идти речь дальше, и способов их сочетания, отсутствующие любые предписания

определяющим является субъективизм понимания и отображения (индивидуальное миропонимание, мироощущение и, соответственно, мироотображение автора направлено на индивидуальное мировосприятие и интеллект читателя).

Со временем малазийцы и индонезийцы стали настолько далекими друг от друга, что теперь они считаются двумя отдельными языками. Однако различия в основном связаны с языком общения. Если обе стороны стремятся к высокому уровню речи, они все равно могут хорошо общаться друг с другом. Латинский вместо арабского письма.

Для этой цели востоковед Чарльз Адриан Ван Офуйсен разработал систему написания речи высокого уровня, которую он получил из древних работ Риау, так называемого «сердца» малайского. Например, автор китайского языка, Кви Тек Хоэй, утверждал, что письменный язык должен соответствовать разговорному языку и, таким образом, при написании, был ориентирован на язык его окружения. Его книги, как и все китайско-малайские произведения, которые не соответствовали стандартным языкам, были вытеснены на край, как литература меньшинства.

Основными языковыми средствами являются:

наличие всего богатства самой разнообразной лексики, преимущественно конкретно - чувственной (названия лиц, вещей, действий, явлений, признаков) использование эмоционально экспрессивной лексики (синонимов, антонимов, фразеологизмов)

введение в произведение, со стилистической целью, историзиов, архаизмов, диалектизмов, просторечных элементов, даже жаргон в широкое использование разнообразных типов предложений, синтаксических связей, особенности интонирования и ритмомелодики

Новый язык был первоначально написан в письменной форме и в качестве языка управления. Сегодня индонезийский язык - это язык средств массовой информации, современного театра, кино или поэтических лекций. Однако для большинства индонезийцев это второй или третий язык: 80% населения сначала изучают местный родной язык. Дети из смешанных этнических отношений часто говорят на двух языках, прежде чем они перейдут на индонезийский язык в школе. Мои родители из Центральной Явы, поэтому мы всегда были в Яване дома.

Менее всего яванцы являются мастерами своего родного языка, особенно когда это санскрит, как на яванском или балийском языках. Только в некоторых местах эти старые писания все еще используются вообще - например, на уличных знаках в старых султанатских городах Суракарта и Джокьякарта. Как правило, только первые два класса начальной школы учат местные языки, включая их шрифты, в качестве отдельного школьного предмета, даже раз в неделю. «Местные языки будут исчезать все больше и больше из повседневной жизни, и многие уже имеют простые устные выражения», - сказал я, Дева Путу Виджана, руководитель лингвистического отдела в известном Университете Гаджи Мада в Джокьякарта. Возможно, правительству следует вернуть местные языки на образовательный план.

в полной мере представлены все стилистические фигуры (эллипс, риторические вопросы, обращения, многосоюзность, бессоюзность и др.)

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Кроме того, эти языки скоро будут играть определенную роль в традиционных искусствах, таких как игра в теневые куклы или в отдаленных сельских районах. Дети в крупных городах все чаще растут с индонезийским языком в качестве своего первого языка. У молодых людей здесь часто развивается сленг, в котором индонезийский язык смешивается с местным преобладающим языком, а также с глобальными, особенно английскими, влияниями. Вряд ли любой другой язык засасывает столько иностранных терминов, как индонезийский.

Вероятно, это связано с тем, что он был изначально торговым языком, который должен был адаптироваться к новым обстоятельствам, - говорит профессор лингвистики Путу Виджана. «Это в основном ничего плохого, но нормальное развитие, которое происходит во всем мире».

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Для повседневного индонезийца в Джакарте это означает: от всего немного. Довольно грубый столичный сленг смешивает термины с разных языков коренных народов со словами английского и французского, арабского или китайского. Из-за высокой концентрации средств массовой информации в Джакарте этот мегаполис сленг распространяется поп-музыкой, мыльными оперными и кинофильмами по всей стране.

С другой стороны, социальный высший класс любит говорить лингвистически, смешивая по меньшей мере несколько английских речей в каждом предложении. Из-за этой языковой путаницы возникает много конфликтов, конечно, конфликтов идентичности. Мы обычно говорили по-индонезийски дома, хотя мы на самом деле семья Батак.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача стиля - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

Однако, хотя жители некоторых провинций сначала отождествляют себя с их этническим происхождением и только вторично, как индонезийцы, сегодня, вероятно, нет этнического племени без индонезийского. На небольших островах на востоке страны каждый говорит индонезийцам от малыша к бабушке. Без общего языка вряд ли кто-нибудь мог бы даже понять соседей за соседней горной цепью, - объясняет социолог Кисвондо. Кроме того, малая островная республика экономически зависит от своих крупных соседей Австралии и Индонезии и вряд ли может избежать официального сообщения на индонезийском и английском языках.

Тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение,

эпитет и др.;

Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

Ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

«Виртуальный язык» в электронном обучении

Между тем, считается, что он официально вводит индонезийский язык официально. В этом смысле индонезийский язык - очень успешный язык. В связи между людьми с помощью компьютеров и мобильных телефонов лингвистические формы развивались и развивались, что отличает от обычной письменной и разговорной языковой части. «Виртуальный язык» не используется всеми пользователями, но уже не является простым жаргоном субкультуры. Традиционные области также постепенно завоевываются: «зрители» «интерактивного телевидения» музыкальных каналов используют свои новые выразительные возможности в своих флиртующих новостях и жизненных размышлениях.

В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока: Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной. Прилегла на берег размытый Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

Ритм, рифма;

Инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

Настоящий документ посвящен письменным формам виртуального языка и связывает их с мерами электронного обучения. Вопрос в том, может ли виртуальный язык продвигать или препятствовать электронному обучению и обучению. Речь идет не только об окончательных ответах, но и о создании осознания того, что в электронном обучении не хватает конкретных лингвистических задач.

Один виртуальный язык вообще не существует; существуют только разные формы речи, которые используются другими, меньше другими, и которые менее распространены в одном медиа, меньше в других. Некоторые из форм на самом деле не новы, но сохранили другое использование и характер в виртуальном.

Тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;

Синтаксический параллелизм в первой строке;

Назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

18.Художественный стиль, его отличие от других книжных стилей. Сферы функционирования художественного стиля. Полемика о правомерности выделения художественного стиля и его коммуникативной самостоятельности. Жанровая система художественного стиля (общие сведения). (2 вариант)

Художественный стиль , его отличие от других книжных стилей. Сферы функционирования художественного стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля и его коммуникативной самостоятельности

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят прежде всего образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной выполняет номинативно-изобразительную функцию.

Итак, доминантами художественного стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов, особая художественная, а не понятийная и не денотатная (соответствующая действительности) точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.

Разговорный стиль как одна из разновидностей литера-турного языка обслуживает сферу непринужденного обще-ния людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д.
Основной формой реализации разговорного стиля явля-ется устная речь, хотя он может проявляться и в письмен-ной форме (неофициальные дружеские письма, записки на бытовые темы, дневниковые записи, реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы). В таких случаях фиксируются осо-бенности устной формы речи.
Основные признаки разговорного стиля: непринужденность (что возможно лишь при неофици-альных отношениях между говорящими), непосредственность и неподготовленность общения. В раз-говоре непосредственно участвуют и отправитель речи, и ее получатель, часто меняясь при этом ролями, соотноше-ния между ними устанавливаются в самом акте речи. Такая речь не может быть предварительно обдумана, непосредственное участие адресанта и адресата обусловливает ее преимущественно диалогический характер, хотя возможен и монолог.
Монолог в разговорном стиле представляет собой фор-му непринужденного рассказа о каких-либо событиях, о чем-то увиденном, прочитанном или услышанном и адре-суется конкретному слушателю (слушателям), с которым говорящий должен установить контакт. Слушатель, естест-венно, реагирует на рассказ, выражая согласие, несогласие, удивление, возмущение и т.д. или спрашивая о чем-то говорящего. Поэтому монолог в разговорной речи не на-столько отчетливо противопоставляется диалогу, как в письменной.
Характерной особенностью разговорной речи является эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция. Так, на вопрос Написали! вместо Нет, не написали обычно сле-дуют эмоционально-экспрессивные ответы типа Где там написали! или Прямо ѕ написали!; Куда там написали!; Так и написали!; Легко сказать ѕ написали! и т.п.
Большую роль в разговорной речи играет обстановка речевого общения, ситуация, а также невербальные средст-ва коммуникации (жесты, мимика, характер взаимоотноше-ний собеседников и т.д.).
С экстралингвистическими чертами разговорного стиля связаны такие его наиболее общие языковые особенности, как стандартность, стереотипность использования языковых средств, их неполноструктурная оформленность на синтак-сическом, фонетическом и морфологическом уровнях, пре-рывистость и непоследовательность речи с логической точ-ки зрения, ослабленность синтаксических связей между частями высказывания или их неоформленность, разрывы предложения разного рода вставками, повторы слов и пред-ложений, широкое употребление языковых средств с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской, актив-ность языковых единиц конкретного значения и пассивность единиц с отвлеченно-обобщенным значением.
Разговорная речь имеет свои нормы, не совпадающие во многих случаях с нормами книжной речи, зафиксированными в словарях, справочниках, грамматиках. Нормы разговорной речи, в отличие от книжных, устанавливаются обычаем и никем соз-нательно не поддерживаются. Однако носители языка чувствуют их и любое немотивированное отступление от них воспринимают как ошибку. Это и позволило исследователям утверждать, что современная русская разговорная речь нормированная, хотя нормы в ней довольно своеобразны. В разговорной речи для выражения сходного содержания в типичных и повторяющихся ситуа-циях создаются готовые конструкции, устойчивые оборо-ты, разного рода речевые клише (формулы приветствия, прощания, обращения, извинения, благодарности и т.д.). Эти готовые, стандартизированные речевые средства автомати-чески воспроизводятся и способствуют упрочению норма-тивного характера разговорной речи, что и является отли-чительной чертой ее нормы. Однако спонтанность речевого общения, отсутствие предварительного обдумывания, ис-пользование невербальных средств коммуникации и кон-кретность речевой ситуации приводят к ослаблению норм.
Таким образом, в разговорном стиле сосуществуют ус-тойчивые речевые стандарты и общелитературные речевые явления. Эти два обстоятельства и определяют специфику норм разговорного стиля.
В разговорном стиле, по сравнению с научным и офи-циально-деловым, значительно выше удельный вес нейтральной лексики. Ряд стилистически нейтральных слов употребляется в переносных значениях, специфичных имен-но для данного стиля. Например, стилистически нейтраль-ный глагол отрезать в разговорном стиле употребляется в значении "резко ответить, желая прекратить разговор". См. также: свалить ("переложить вину, ответственность на кого-либо"), подбросить ("дать, доставить"), поставить ("назначить на какую-либо должность"), снять ("уволить с должности") и др.
Широко используется лексика бытового содержания: жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, по-делом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солон-ка, метелка, щетка, тарелка и т.п.
Распространено в рассматриваемом стиле употребление слов с конкретным значением и ограничено с абстрактным; нехарактерно использование терминов, иноязычных слов, еще не ставших общеупотребительными. Активны автор-ские неологизмы (окказионализмы), развита полисемия и синонимия, причем распространена ситуативная синонимия. Богатство эмоционально-экспрессив-ной лексики и фразеологии (трудяга, дармоед, старикан, глупыш; дурочка, вихрастый, наводить тень на плетень, брать за горло, лезть в бутылку, брать измором).
Особую разновидность разговорной фра-зеологии составляют стандартные выражения, привычные формулы речевого этикета типа Как дела?; Доброе утро!; Будьте любезны!; Благодарю за внимание; Прошу проще-ния и т.п.
Употребление нелитературной лексики (жаргонизмов, вульгаризмов, грубых и бранных слов и т.д.) это не нор-мативное явление разговорного стиля, а скорее нарушение норм, так же, как и злоупотребление книжной лексикой, придающей разговорной речи искусственный характер.
Экспрессивность и оценочность проявляются в использовании слов со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др. (доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий). Активны образования слов при помощи аффик-сов, придающих разговорный или просторечный оттенок: слабак, добряк; печка, стенка; кассирша, сек-ретарша; - старикан, смутьян; хвастун, гово-рун. Разговор-ной речи в большей степени, чем книжной, свойственно использование многоприставочных глагольных образований (переизбрать, попридержать, поразмыслить, повыбрасы-вать). Употребляются приставочно-возвратные глаголы с яркой эмоционально-оценочной и образной экспрессией (набегаться, наработаться, договориться, додуматься), усложненные приставочно-возвратные образования (попринарядиться, понавыдумывать, поразговориться).
Для усиления экспрессии используется удвоение слов, иногда с префиксацией (большой-большой, белая-белая, быстро). Характерна тенденция к сокращению наименований, замене неоднословных наименований однословными (зачетная книжка ѕ зачетка, десятилетняя школа ѕ десятилетка,).
В области морфологии можно отметить, во-первых, грамматические формы, которые функционируют преиму-щественно в разговорном стиле, а во-вторых, употреби-тельность стилистически не маркированных грамматических категорий, их соотношение здесь иное по сравнению с другими функциональными стилями. Специфично количественное распределение падежных форм имен существительных: на первом месте по употре-бительности стоит именительный падеж, редко употребля-ется родительный; не употребителен творительный со значе-нием субъекта действия.
Используются притяжательные прилагательные: пушкинские поэмы (поэмы Пушкина), бригадирова се-стра (сестра бригадира), Катин брат (брат Кати). В предикативной функции обычно употребляется не краткая форма прилагательного, а полная: Женщина была немного-словная; Выводы бесспорные (сравни книжн.: Настоящая мудрость немногословна; Выводы бесспорны). Одна из характерных особенностей разговорной речи ѕ широкое использование местоимений, не только заменяю-щих существительные и прилагательные, но и употреб-ляющихся без опоры на контекст. Например, местоимение такой может обозначать положительное качество или слу-жить усилителем (Она такая женщина! ѕ прекрасная, ве-ликолепная, умная; Такая красота кругом!). Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета, т.е. исключить существительное. Например: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть. За счет использования ме-стоимений в разговорной речи ѕ снижается частотность употребления имен существительных и прилагательных.

В разговорном стиле глаголы преобладают над существительными.

Так как разговорный стиль обычно реализуется в условиях непосредственного общения, все, что дано обстановкой или вытекает из того, что было из-вестно собеседникам еще раньше, опускается из речи. В разговорном синтаксисе преобладают простые пред-ложения, причем в них часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность. (Я в кино; Он в общежитие). Употребляются слова-предложения: ѕ Купишь билет? ѕ Обязатель-но; Можешь принести книгу? ѕ Разумеется. Только раз-говорной речи свойственно употребление специальных слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие (Да; Нет; Разумеется; Конечно). Из сложных предложений в данном стиле активнее сложносочиненные и бессоюзные. Неподготовленность высказывания, отсутствие возможности предварительно проду-мать фразу препятствуют использованию в разговорном стиле сложных синтаксических конструкций. Широкое использование вопросительных и восклицатель-ных предложений Активны междомет-ные фразы (Как бы не так!; Да ну!; Ну да?; Еще бы!; Ой ли?; Ух ты!); Основным показателем синтаксических отношений в разговорной речи является интонация и порядок слов. Интонация, тесно связанная с темпом речи, тоном, мелодией, тембром голоса, паузами, логическими ударениями и т.д., в разговорном стиле несет огромную смысловую, мо-дальную и эмоционально-экспрессивную нагрузку, прида-вая речи естественность, непринужденность, живость, выразительность. Порядок слов в разговорной речи, не являясь основным средством выражения актуального членения, обладает вы-сокой вариативностью. Он более свободный, чем в книж-ных стилях, но все же играет определенную роль в выраже-нии актуального членения: наиболее важный, существенный элемент, имеющий главное значение в сообщении, обычно помещается в начало высказывания: Снег сильный с утра был; Странный он; Пушистая была елочка; Побыстрее надо бегать. Часто на первое место выдвигается существи-тельное в именительном падеже, так как оно служит сред-ством актуализации: Вокзал, где выходить?; Торговый центр, как пройти? В целях экспрессивного выделения нередко сложнопод-чиненное предложение начинается с придаточной части в тех случаях, когда в других стилях нормой является ее пост-позиция. Например: Что делать ѕ не знаю; Что не испу-гался ѕ молодец; Кто смелый ѕ выходи.
Одновременность обдумывания и произнесения речи при непосредственном общении приводит к частым перестрой-кам фразы на ходу. При этом предложения то обрываются, то следуют дополнения к ним, то меняется их синтаксиче-ская структура: Но я не вижу особенных причин так уж сильно волноваться... хотя, впрочем...; Котика они купили недавно. Миленький такой и т.п.

41. Основы профессионального общения редактора и автора. Саморедактирование.

Деятельность современного редактора отличает то, что она имеет творческий, проектно-конструкторский, программирующий характер и охватывает все процессы и действия. В принципе все редакторские действия и операции взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть представляют собой определенную совокупность. Решение большинства перечисленных задач требует обязательных контактов с автором. Редактор участвует в отработке плана-проспекта произведения, который составляет автор, обсуждает с автором варианты иллюстрирования и оформления издания, оснащения его аппаратом, решает другие вопросы. Особенно трудоемким и продолжительным редакторское сотрудничество с автором может быть на этапе совершенствования оригинала произведения. Авторские оригиналы, которые пригодны к полиграфическому воспроизведению без редакторской обработки, ныне явление редкое. И даже если это имеет место, в любом случае требуется их редакторский анализ и работа по трансформации в издательские оригиналы.

Необходимость совершенствования авторского оригинала бывает обусловлена наличием в нем различных недостатков, которые обычно выявляются в результате редакторского анализа. Проводимый редактором анализ позволяет ему удостовериться в реализации замысла, оценить фактографическую основу, убедиться в логичности, доказательности авторских суждений, оценить структуру произведения, его язык и стиль. При необходимости не исключается привлечение для оценки содержания авторского оригинала и рецензента-специалиста.

Специфика работы редактора заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на успешную реализацию замысла. Редактору необходимо помнить, что правка без согласования с автором является нарушением личного (неимущественного) права на неприкосновенность произведения, из которого следует, что никто без согласия автора не вправе вносить изменения в текст его произведения. Есть и другая сторона редакторского вмешательства в авторской текст. Желая улучшить его в одном отношении, редактор может не заметить, как он нанес содержанию ущерб в другом: устранил или исказил какой-либо смысловой нюанс, убрал существенную деталь и т.п. Языково-стилистическая правка всегда связана со смыслом произведения, увлекаясь ею, редактор может, сам того не желая, не только изменить содержание, но и навязать автору свой стиль, порой стараясь придать ему приглаженный вид. Вмешательство редактора в авторский текст должно диктоваться прежде всего требованиями соответствия последнего издательским стандартам и обоснованной необходимостью исправления ошибок по согласованию с автором.

Редактор занимается выявлением в тексте ошибочных сокращений и обозначений единиц измерения и приведением их в соответствие со стандартами; сверяет цитаты и проверяет другой фактический материал; устанавливает, увязаны ли ссылки в тексте с рисунками, таблицами и библиографическими справками, занимается обнаружением повторов в тексте; нередко участвует в считке и т.п.

Редактирование - важная часть работы, так как даже при хорошей природной грамотности в тексте могут проскальзывать ошибки. Редактировать - это не просто прогнать текст через электронный редактор. Это значит в худшем случае просто тщательно прочитать документ, а в лучшем - сделать текст таким, чтобы его главная мысль была понятна не только вам, но и любому читателю. Даже у вполне грамотного человека найдутся в словарном запасе слова, которые тот старается обходить на письме. Заметьте, запишите, каких именно слов вы стараетесь избегать, и заучите их написание. Если почувствовали, что путаетесь в запятых и причастных оборотах, разбейте предложение на несколько простых. Кстати сказать, и читателям упрощенный текст читать проще, да и вам легче отредактировать короткие предложения. Каждый текст создается с определенной целью: сообщить новость, дать инструкцию или осветить происшествие. Цель управляет содержанием, но четкое представление целей может также быть хорошей основой успешного редактирования. Чтобы понять, достаточно ли ясно вы осветили проблему и не упустили вы что-то из виду, есть такой прием. Подумайте, что именно вы хотите объяснить с помощью этого документа и выпишите основные моменты. Возьмите готовый текст, и по ходу его чтения вычеркивайте из списка все моменты, которые вам встретились. Это очень хороший способ проверки - либо вы вычеркиваете все, либо включаете в текст оставшиеся понятия. Однако это работает только при условии, что вы хорошо обдумали концепцию и верно составили список. К тому же не придется переделывать весь текст.

Кроме того, всегда есть опасность того, что вы понимаете текст не так, как посторонний слушатель. Дайте прочесть доклад независимому читателю, попросите его после прочтения написать такой же список понятий, и просто сравните с вашим.

42. Критерии анализа редактируемого произведения. Прогноз восприятия текста аудиторией.
Главная задача редактирования - не правка, а всесторонний анализ содержания и формы произведения, представленного автором к изданию. "Анализ произведения (от греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) представляет собой метод его рассмотрения, изучения, основанный прежде всего на расчленении целого на составные части, определении входящих в него элементов, разборе отдельных его сторон и свойств. Редакторский анализ представляет собой рассмотрение рукописи и ее всестороннюю характеристику редактором в целях совершенствования содержания и формы литературно произведения. Его цель - определить реальную ценность рукописи, способствовать наилучшему воплощению авторского замысла и повышению эффективности издания. Редакторский анализ начинается с чтения рукописи, которое имеет существенные особенности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь