Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

April 14th, 2015


Крайний раз мы были в театре (стыдно сказать!) в марте прошлого года. Тогда мы посмотрели почти подряд - "Чайку" во МХАТе им.Чехова и "Волки и овцы" в "Табакерке". После того как в нашей стране "случился" кризис, ходить на столичные спектакли, отдавая приличные деньги за билеты, стало накладно и невозможно. А зрелищ хотелось, да.

Защита берет случай, который знал без надежды, также в области политической борьбы. Принадлежа к противоположному политическому лагерю, его главная цель - использовать максимальное влияние, чтобы победить амбициозного промоутера. С одной стороны, как и с другой стороны, Клайд - только средство для достижения цели.

Вся запутанность сюжета в самом суде почти полностью была устранена путем строительства сценария и заменена предвыборной заявкой, видимой через управляемую торжественность суда, использовалась как не что иное, как поле доказательств для политической кампании.

В марте уже этого года моя подруга, зная мои театральные пристрастия, осведомилась, не хочу ли я сходить на бесплатный спектакль студентов ВГИКа. Поначалу меня это озадачило: ну что ТАКОГО могут показать да еще и бесплатно студенты (я, конечно, не рафинированный театрал, но тем не менее)? Правда, перспектива попасть во ВГИК (пусть и на спектакль) прельщала. Подруга уточнила, что это студенты мастерской Всеволода Шиловского , они показывают периодически учебные спектакли, ее знакомая-театрал осталась очень довольна. Меня это убедило, и однажды мы с мужем отправились на спектакль во ВГИК. Правда, как потом выяснилось, это было не основное здание, а филиал учебного корпуса, что по улице Будайская, д. 3 (ближайшее метро ВДНХ). Раньше там находилось общежитие, а потом его переделали под учебные цели. На заглавном фото, кстати, как раз главный корпус. Так вот что из этого вышло и чем это все потом закончилось...

Это фундаментальное отношение к убийству определяет трагическую интенсивность и усиленный идеологический акцент также другой части фильма и другой фигуры: матери. Мать Клайда находится на миссии. Его религия - совершенно слепой фанатизм. Она настолько убеждена в своей абсурдной догме, что ее фигура вдохновляет на непроизвольное уважение и становится почти монументальной; обнаруживается яркость муравейного гало.

Несмотря на то, что она была главной персонификацией вины американского общества над Клайдом: ее учениями и принципами, поскольку ее целью было рай, а не обучение сына для работы, были начальными предпосылками трагедии, Он последовал. Драйзер шоу борется до конца за невиновность своего сына, работая репортером газеты, чтобы быть рядом с его сыном, путешествуя по США, проводя лекции, чтобы собрать деньги, чтобы подать апелляцию на вердикт. Это определенно приобретает самоотверженное величие героини.

Спектакль, на который мы ходили в учебный корпус на Будайской, назывался "Блэз". В нем были заняты студенты 2-го (если мне не изменяет память) курса мастерской Всеволода Шиловского. Фото, к сожалению, не будет. Расскажу лишь вкратце об этом. Спектакль (то была комедия) проходил в небольшом помещении учебного театра, встречал нас сам мэтр. Было странно видеть его вот так, совершенно буднично. Он по-хозяйски привечал гостей, просил всех занимать места, выступал в роли конферансье и по-отечески (было заметно) переживал за своих "питомцев". Атмосфера была очень домашней. Небольшая сцена, довольно неплохие декорации, реквизит, ну и, конечно, игра актеров произвела самое благоприятное впечатление. Надо сказать, что ребята очень старались и играли на наш неискушенный взгляд ничуть не хуже их маститых и знаменитых коллег. Супруг, не будучи театралом, так проникся, что мы решили повторить этот опыт и не раз.

В работе Драйзера это величие излучает симпатию к его моральным и религиозным доктринам. Мать, для которой слово является действием, и желание греха такое же, как грех, шокировано исповеди. Совершенно противоположная величие матери романа Горького, эта мать также становится предателем сына. Когда он обращается к губернатору с ходатайством о жизни своего сына, он удивляется прямому вопросу: «Вы верите в невиновность своего сына?» В этот момент решающее значение для его сына - она ​​молчит.

Христианская софистика идеального единства и материального единства, пародия на диалектику, приводит к трагическому окончательному результату. Петиция презирают, и догма и догматизм ее носителя также дискредитированы. Фатальный момент молчания матери не может быть обнаружен даже из-за слез, которые она пролила, когда она вечно прощалась с сыном, который своими руками доставил в лапы христианского Ваала. Чем более печальна печаль этих последних сцен, тем более горько они искажают идеологию, которая породила эту грусть.

В следующий раз мы уже самостоятельно зашли на сайт ВГИКа и выбрали ближайший спектакль (бесплатный) уже в главном корпусе на ул. Вильгельма Пика, д. 3 (также метро ВДНХ). К слову сказать, ВГИК на сегодняшний день - один из немногих подобного плана вузов, который еще практикует бесплатные спектакли. Все остальные просекли фишку берут за это деньги: немного - от 200 до 500 рублей за спектакль, но все же. Не знаю, насколько хватит именно ВГИКа (муж опасается, что после этого поста туда хлынут толпы желающих, и спектакли сделают платными:), но я заверила его, что он явно переоценивает возможности моего блога). Те не менее мы, разумеется, постараемся сходить и в другие театральные вузы Москвы, ведь это еще и так интересно!

И Драйзер первым похвалил все, что было добавлено к его работе для нашего лечения. Выбор такой «сухой» и «вульгаризированной» формулы социального лечения позволяет более интенсифицировать ситуации и углубленное раскрытие образов и персонажей. Такое обращение также оказывает глубокое влияние на чисто формальные методы. До появления звука можно было бы осуществить его практическую реализацию. Как мы видели, для объяснения того, что происходило с Клайдом перед «катастрофой» с лодкой, требовалась необычайно дифференцированная ясность, и мы поняли, что разработка внешней презентации этого не решит нашу проблему.

Конечно, надо помнить, что получая бесплатные услуги чего бы то ни было, есть шанс наткнуться на профанацию и дилетантство, но нам пока везло;). Опять же в кризис это становится актуальным как никогда: все же лучше, чем сидеть дома и "экономить".

01. Итак, в один их выходных дней мы прибыли к главному зданию ВГИКа.


Весь арсенал арочных бровей, взволнованных глаз, свистящих, корчащихся поз, окаменевших лиц или первых суставов рук, судорожно шевелящихся, был недостаточным, чтобы выразить тонкости внутренней борьбы со всеми ее нюансами. Камера должна была попасть внутрь «Клайд». Услышав и визуально, нужно было показать лихорадочный поток мыслей, перемежающихся с внешней реальностью - лодкой, девочкой, сидящей напротив него, ее собственными действиями. Возникла форма «внутреннего монолога». Эти монтажные эскизы были замечательными.

Даже литература почти бессильна в этой области. Он ограничивает либо примитивную траекторию, используемую Драйзером, чтобы описать внутренние ропоты Клайда, либо худшие псевдоклассические пьесы героев О'Нила «Странные интерлюдии», которые сообщают аудитории «отдельно», что они думают, в дополнение к тому, что они говорят друг другу. В этом случае театр опережает больше, чем ортодоксальную литературную прозу.

Коротко о самом учебном заведении:

"В 1919 году в Москве была создана первая в мире государственная киношкола, которая находилась в двух комнатах бывшей частной квартиры на углу Советской площади и Тверской улицы. Был объявлен набор в единственную тогда мастерскую кинонатурщиков (так тогда называли актёров). Студентов обучали таким дисциплинам, как эмоциональная пластика, пляска, мимическая выразительность, фехтование, акробатика, развитие тела и гимнастика чувств. Одними из первых преподавателей были Владимир Гардин, Лев Кулешов и Эдуард Тиссэ. Учебная аппаратура отсутствовала и студентам приходилась играть за рамой с регулируемым размером, имитирующей киноэкран. В 1928 году в киношколе начал преподавать Сергей Эйзенштейн, работавший во ВГИКе до 1948 года.

Только кинематографический элемент доминирует над средой, способной адекватно представить весь ход мысли о нарушении сознания. Или, если литература может это сделать, то только литература выходит за пределы ее ортодоксального вложения. Наиболее блестящим достижением литературы в этой области были бессмертные «внутренние монологи» Леопольда Блума в Улиссе. Когда мы с Джойсом встретились в Париже, он очень интересовался моими планами о кинематографическом внутреннем монологе, объем которого намного шире, чем позволял литература.

Несмотря на почти полную слепоту, Джойс захотела увидеть те части Потемкина и Октября, которые, с выразительной средой кинокультуры, продвигались аналогичным образом. Хоффмана, Новалиса, Жерара де Нерваля. Но как метод литературного стиля, а не переплетение истории или форма литературного описания, мы впервые найдем его в Дюжардине как конкретный метод воздействия, как особый метод построения; его абсолютное литературное совершенство достигается Джойсом и Ларбоу тридцать один год спустя. Однако он находит выражение только в фильмах.

С 1934 года — Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), некоторое время размещался в здании, где сейчас расположена киностудия им. М. Горького (проектирование здания ВГИК началось в сентябре 1938 года, аудитории и другие помещения института были рассчитаны на 750 слушателей. Для постройки выделен участок на площадке строительства студии кинохроники (Ростокино). Корпус института предполагался, как единый архитектурный комплекс со зданием новой студии). К началу 1950-х годов было построено правое крыло нынешнего здания по В. Пика, дом 3, а к 1955 году ВГИК окончательно перебрался в учебные аудитории нового здания (павильоны для съёмок ещё несколько лет оставались в здании киностудии им. М. Горького; студенты жили в общежитии по ул. Будайской, дом 3, где сейчас располагается колледж Кино, телевидения и мультимедиа при ВГИКе, а также факультет анимации и мультимедиа; в 1978 году по ул. Б. Галушкина, дом 7 было построено 16-этажное здание нового общежития). В 1970-80-х годах ректором института был В. Н. Ждан. С 1986 года ВГИК — имени С. А. Герасимова. С 1992 года — Всероссийский.

Потому что только звуковое кино способно восстанавливать все этапы и все особенности хода мысли. Какие замечательные эскизы были теми скриптами редактирования! Как и эта мысль, они иногда реализуются через визуальные образы. Синхронизирован или не синхронизирован.

Затем, внезапно, определенные слова, интеллектуально сформулированные - как «интеллектуальные» и беспристрастные, как произносимые слова. Сквозь черный экран, вспыльчивую бесстрашную визуальность. Затем, в страстной и несвязной речи. С зигзагами бесцельных форм, скользящих вместе в синхронизации.

В становлении ВГИКа принимали участие такие выдающиеся деятели мирового кинематографа как Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн и многие другие.

Сегодня практически весь цвет профессионального кино России составляют выпускники ВГИКа, в 2008 году преобразованного в Университет (с сохранением прежней аббревиатуры). Режиссёры, операторы, сценаристы, актёры, художники, закончившие ВГИК, работают сейчас в кинематографии и на телевидении в более чем 80 странах мира." (материал Википедии ).

Затем появляется спешка визуальных образов, полная тишина. Затем подключен к полифоническим звукам. Теперь интерполируется во внешнем течении действия, иногда интерполируя элементы внешнего действия во внутреннем монологе. Словно представляя внутри персонажей внутреннюю игру, конфликт сомнений, вспышки страсти, голос разума, быстро или в замедленном темпе, отмечая дифференцированные ритмы того и другого и в то же время, контрастируя с почти полным отсутствием внешнего воздействия: лихорадочные внутренние дебаты за окаменевшей маской лица.

02. Сегодня главный корпус выглядит очень величественно и в соответствии со своей великой историей (wi-fi, правда, никакой) .


03. Возле входа установлена скульптурная композиция, где представлены 3 знаменитых вгиковца: Геннадий Шпаликов , Андей Тарковский и Василий Шукшин.


Как увлекательно слышать слух о собственном мышлении, особенно в состоянии возбуждения, воспринимать себя, смотреть и слушать свой ум. Когда вы говорите «к себе», так отличается от «вне себя». Синтаксис внутренней речи, отличной от синтаксиса внешней речи. Дрожащие внутренние слова, которые соответствуют визуальным изображениям. Контраст с внешними обстоятельствами.

Слушать и изучать, понимать структурные законы и объединять их во внутреннем монологическом строительстве на крайнем напряжении трагического усилия по повторному опыту. И какое поле для творческого изобретения и наблюдения. И как становится очевидным, что материал звукового кино - это не диалог.

04.


05. В холле на стенах висят портреты знаменитых режиссеров.


06. Особое место и внимание, конечно, Сергею Аполлинариевичу Герасимову.


Истинный материал звукового кино - это, конечно, монолог. И как неожиданно, в своем практическом воплощении непредвиденного, конкретного, конкретного случая, которое нужно выразить, оно относится к теоретически долгожданному «последнему слову» формы собрания в целом. Потому что форма собрания, как структуры, является реконструкцией законов мыслительного процесса.

Здесь особенность обращения, оплодотворенная новым, а не более ранним формальным методом, оставляет свои пределы и обобщает в новой теоретической степени и, в принципе, теорию формы собрания в целом. Американская трагедия была передана Йозефу фон Штернбергу, и он прямо уничтожил буквально все, на чем основывалось наше лечение, и восстановил все, что мы устранили.

07. Великие Сергеи: Бондарчук и Эйзенштейн.


08. Театр начинается с вешалки, а ВГИК с гардеробщицы. Весьма колоритная тетка нам попалась. Оказывается, вещи можно вешать просто так (на доверие, ага). Здесь же в углу за стеной куча обуви.


Штернберг просто обратил внимание на пожелания студии и снял простое полицейское дело. Спустя два года «Странная интерлюдия» О'Нила «адаптировалась» к кино и представила нам двойные и тройные объяснительные голоса вокруг молчаливого лица героя, давая дополнительную интонацию клинописной драматургии драматурга. Печально известное подобие того, что может быть достигнуто с помощью правильных принципов сборки - внутреннего монолога!

Решение для обработки работы вручную. Но имеет большее значение, конструктивно художественную и формально плодотворную роль для «утомительной», «обязательной», «навязанной» идеологии и идеологической сдержанности. Не схематическое воплощение, а живой организм производства - вот основная работа, стоящая перед коллективным направлением третьего года Государственного института кинематографии. И во что бы то ни стало мы будем искать темы для этой работы в многократном окружении вокруг приложения.

09. Испытываю благоговейный трепет перед своей несбыточной мечтой: да-да, я в свое время хотела стать режиссером. Хотя кем я только не хотела быть...


10. До начала спектакля можно и по коридорам погулять и в кабинеты заглянуть. Мастерская Сергея Герасимова - как звучит!


11. В коридорах свален реквизит и прочие театральные артефакты. Творческие люди - что с них взять?


12.


13. Кругом - сплошь мастерские мэтров.


14. Не порядок - такой режиссер, а в табличке от руки написано. Надо бы поправить.


15. Учебные коридоры. Каких только великих деятелей вы здесь не видали!


16. В ожидании спектакля.


17. Учебный театр.


18. Мастерская Владимира Хотиненко.


19. Мастерская Алексея Учителя.


20. Спектакль в тот день давали под названием "Банан". В нем были заняты студенты мастерской имени В.П. Фокина.


21. Помещение небольшое, а желающих в тот день оказалось много, поэтому часть зрителей посадили на сцену, а само действо проходили между сценой и зрительскими рядами. Пока идет подготовка.


22. Часть зрительного зала.


23. Мрачные атрибуты спектакля, хотя обещана вроде бы комедия.


24. Началось. Торжественный выход актеров. Все сплошь красавцы и красавицы, подающие надежды. Завидую им!


25. Оказывается, не все так просто. Зрителям было предложено выбрать героев для спектакля, воспользовавшись фотографиями актеров, которые лежали на стульях. Идет подсчет голосов. Сразу говорю, мы выбирали по внешнему принципу (нравится - не нравится). ;)


26. Эту девушку мы выбрали;) Кстати, спектакль шел всего час. И больше походил не на полноценный спектакль, а игру со зрительным залом (особенно старался один из актеров, который играл заглавную роль официанта - очень веселый малый).


27. Момент, когда одна из героинь запустила в другую тортом (по факту этот был йогурт Danone). Сюжет перессказывать не буду (я его все равно до конца не поняла). Две вдовы встречаются в кафе, и в разговоре выясняется, что их мужья изменяли им обеим с ними же, т.е. какой-то любовный квадрат получается). Мужья странным образом умерли в один день. Позже выясниться, что они умерли на дуэли.


28. Загадочная третья дама (переодетый официант), ставшая яблоком раздора для двух мужей.


29. Женщины тоже умерли (их, похоже, отравили). Короче, все умерли, а официант всех перехитрил. На фото момент, когда он пакует "трупы" девушек в целлофановые пакеты.


30. Один из мужей (это предыстория) танцует с загадочной дамой.


31. И второй тут же не отстает.


32. Дуэль!


33. Один из мужей подскользнулся на кожуре банана, "случайно" оброненной официантом. Короче, все умерли. Я ничего не поняла, но посмеялась от души. Вот спектакль "Фантазии Фарятьева", который мы смотрели в прошлую субботу, был полноценным действом, длившимся полтора часа и произвел куда более сильное впечатление игрой ребят - студентов 4 курса той же мастерской В.П. Фокина. Правда, и народу было немного. Трагедия - это вам не комедия.


34. Поклоны. Что я имею вам сказать в заключение: если вы ищите зрелищ, но не хотите или не можете за них платить - это наилучший вариант для полезного времяпрепровождения. На пище для ума и души не экономят, но порой достаточно просто поискать иные варианты.


Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова. Такое название получило учебное заведение после множества перипетий. На сегодняшний день это один из популярнейших ВУЗов России. Здесь можно получить высшее образование по множеству специальностей, которые так необходимы современному телевидению и театру. Сюда стремятся попасть студенты со всей страны. Здесь есть все, что необходимо для того чтобы научиться создавать шедевры мирового киноискусства.

ВГИК: история

Для того чтобы кратко изложить столь продолжительную историю учебного заведения ниже приведем только основные вехи основания и работы. ВГИК начал свою жизнь в далеком 1919 году. Он был основан в качестве государственной киношколы. В.Р. Гардин и Кулешов Л.В стали первыми преподавателями. Через 3 года Государственную киношколу переименовывают в Государственные мастерские киноискусства. Еще через 3 года альма-матер многих «звезд» современного киноискусства переименовали в техникум кинематографии. А вот с 1930 года это уже институт.

Если говорить о роли ВГИКа в становлении отечественного киноискусства, то её невозможно переоценить. Этот ВУЗ существует практически с момента появления кино, как отдельного пласта. По мнению метров, другого такого учебного заведения в мире просто нет.

ВГИК: возможности ВУЗа

Каждому, кто предпочтет связать свою судьбу с кино и телевидением хочется знать о том, какой базой располагает учебное заведение. Здесь студенты учатся не только в аудиториях, но и проходят практические занятия. ВГИК – единственное учебное заведение, которое располагает собственной киностудией полного цикла. В таких условиях таланты и творческие способности раскроются в полной мере. ВГИК так же является научным центром, где активно ведутся исследовательские работы.

Высшее учебное заведение, обладающее такой базой и богатой историей, включающее в свой педагогический состав именитых людей, привлекает абитуриентов со всей страны. Однако сложные экзамены и конкурсы проходят самые одаренные и талантливые, которые будут блистать в будущем.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь