Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Издавна понятие брака и все вытекающие из него обстоятельства играли особенную роль в жизни любого дагестанца. Если даже не сказать, что главную. И также, с давних времен, так сложилось, что дагестанцы, особенно те, кто живет в сельской местности, предпочитают женить своего сына или выдать дочь замуж за «своих» - близких и дальних родственников, односельчан, уж, в крайнем случае, за человека своей национальности. Эпоха Советского Союза, бурный рост городов и повсеместное распространение (особенно в городах) нетрадиционных для Дагестана взглядов, ценностей и устоев немного пошатнули эту ситуацию: всё чаще начали появляться межнациональные браки, порой узами браками связывали свои сердца даже представители таких национальностей, которые внутри республики считались не очень дружественными. Конечно, сопровождалось всё это участившимися случаями кражи невест, бегства возлюбленных или даже переезд в другой регион, чтобы хоть как-то «спрятать позор».

И всё же, в силу строгих традиций дагестанские браки всегда считались крепкими, основывающимися, прежде всего, на мусульманских устоях, где жена беспрекословно подчинялась мужу, а муж, мужчина, глава семьи отвечал за свою семью, и прежде всего, за честь своей жены. Видимо в силу этих обычаев и понятий до сих пор редкий дагестанский мужчина захочет взять в жены девушку, которая, как бы сказать деликатно, «успела вкусить вкус мужчины». Поэтому, чтобы выйти замуж и не опозориться в первую брачную ночь, успевшие на свой страх и риск согрешить девушки после бурного прошлого поспешного бегут к врачам – восстанавливать целомудрие. Но это всё, как говорится, издержки производства.

На самом деле дагестанский брак имеет крепкие корни, разводы крайне не приветствуются, родственники сразу же начинают примирять мужа и жену, дабы не страдали дети, да и чтобы женщина не оставалась одна – «На разведенных у нас стараются не жениться – это типа лажа считается» - бросил фразу один из наших собеседников, с которым нам довелось говорить в ходе подготовки этого материала. Писать о браке в Дагестане нелегко – уж слишком много противоречий и столкновений, но они всё же есть. Есть и разводы, о которых так не любят говорить в Дагестане. Но статистика неумолима.

По словам начальника отдела статистики населения и здравоохранения Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Дагестан Нанав Оздеаджиевой, за последние годы количество разводов в республике увеличилось, как правило, в процентном отношении намечается рост таких случаев: «Несмотря на то, что по сравнению с 2012 годом в 2013-ом мы выявили некий спад в количестве разводов, само их число вызывает тревогу – раньше такого не было. Каждый пятый брак в республике распадается, и это хоть и кажется небольшим показателем, но весьма не характерно для Дагестана. К примеру, в 2013 году было зарегистрировано 19471 браков, тогда как разводов было 4471, получается, практически 1 к 4. И это только данные текущей регистрации».

На самом деле разводов было бы гораздо больше, просто разводиться в Дагестане как-то не принято. Ведь к браку, как уже отмечалось выше, здесь относятся очень серьезно. «Сыграть свадьбу и обзавестись семьей в Дагестане – это главное событие в жизни человека, к нему подходят крайне серьезно: начиная от выбора будущей жены (а выбирают именно парни), заканчивая свадебных приготовлений и планирования будущего нового социальной ячейки, - рассказывает социолог Магомед Гасанов, - Свадеб у нас всегда много, что говорить, если банкетные залы и музыкантов бронируют чуть ли ни за год до свадебного торжества. И как бы кто не отрицал, в Дагестане были, остаются желательными браки между представителями одной нации – так уж «запрограммированы» историческим прошлым наши люди.

Действительно, если брать отдельно тему «Брак» и классифицировать ее по различным аспектам и проблемам, то в Дагестане на первый план выйдет именно вопрос о межнациональном браке. Даже при том, что традиции так сильны, позиции свои они всё же сдают. Уже никого не увидишь здесь фактом, что девушка, наполовину кумычка, наполовину даргинка выходит замуж за парня, у которого отец аварец, а мать лезгинка. Ну, или наоборот. Межнациональные браки становятся нормой, и даже начинают превалировать, правда, случается такое в менее архаичных семьях, менее консервативных. Причем чем выше в горы, тем консервативнее мамы с папами. Конечно, возникает на этом фоне и немало проблем, в частности, проблема незнания детьми в таких семьях родного языка: либо родному языку ребенка вообще некогда учить, так как приходится постоянно говорить на русском, либо муж гнет свою линию и пытается научить ребенка родному для себя языку. Здесь не совсем с нами согласно психолог, специалист по семейному консультированию частной клиники Амина Казибекова: «Наши специалисты имеют не малый опыт работы с семьями, и могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев в межнациональных браках матерям лучше удается научить ребенка своему родному языку, чем выучить родному языку отцу. Отцам попросту некогда, а мать то всегда рядом. Мне лично известен случай, когда в семье аварца и табасаранки ребенок буквально тараторил на табасаранском языке, тогда как отец постоянно жаловался, что никак не может научить ребенка своему родному, аварскому, при том, что у них дома постоянно собирались его родственники аварцы. Из ребенка невозможно было и слова вытащить! И такое сплошь и рядом у нас».

Быть может, однонациональные браки и имеют свои плюсы, но не в тех случаях, когда женятся на близком родственнике, однако такое тоже характерно среди дагестанцев. Ведь чаще всего родители или близкие родственники сами становятся инициаторами устройства семейной жизни молодых людей. Как правило, начинают выбирать невесту для парня среди двоюродных или троюродных родственников, в свою очередь, сторона невесты, узнав, что родственники проявляют интерес к их дочери, взвесив все «за» и «против» (имеется ввиду то, что из себя представляет семья, какое мнение о них среди других родственников или знакомых, насколько будущий муж обеспечен и способен содержать семью, ну остальные важные (!) мелочи, вплоть до цвета диплома и финансового состояния родителей будущего жениха). Но времена меняются…

Все чаще молодые люди сами становятся кузнецами личного счастья, благо современные технические средства (официоз, зато правда) создают для этого все условия. Молодежь уже не смотрит на национальность будущего спутника жизни, а родители все чаще смиряются с выбором своих чад: «Хоть межнациональным браком сегодня и никого не убедишь и не напугаешь, все-таки сохраняются определенные стереотипы о браках между некоторыми национальностями, и вы знаете, эти стереотипы небезосновательны и лишь подтверждают сами себя. Например, считается, что брак между аварцем и лезгинкой или даргинцем и кумычкой заведомо обречен на несчастье и развод, - рассказывает Майя Муслимова, адвокат по гражданским и семейным спорам, кандидат юридических наук, - к примеру, сейчас я веду одно дело, в котором уже разведенные муж и жена, он – даргинец, она – кумычка, никак не могут поделить ребенка. Женщина хоть и нарушала свои родительские обязанности и уклонялась от их выполнения в какой-то степени, но она имеет полное право на то, чтобы ребенок остался с ней. В свою очередь, отец ребенка, с которым девочка и выросла, напрочь отказывается отдавать ребенка и судится уже два года, бегает по разным инстанциям. В итоге, личная жизнь у них у обоих как-то не сложилась, страдает ребенок, страдают ее родители. Просто видимо и в самом деле бывают такие нежелательные браки, скажем так, заведомо неудачные. Но в то же время такое могло произойти и в однонациональном браке, правда в этом случае конфликт был бы разрешен гораздо легче и быстрее, потому что его бы решали совместно, подключали бы общие тухумные (родственные) связи. Отсюда и идет приверженность большинства дагестанцев создавать однонациональные браки – любой конфликтный вопрос можно решить гораздо легче и с “наименьшими потерями”.

Но давайте же все-таки разберемся, какое мнение о современном дагестанском браке сложилось у нынешнего поколения дагестанцев, мы решили провести небольшой соцопрос среди жителей города Махачкала и нескольких горных районов. Так вот, респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Как Вы считаете, можно ли назвать современный дагестанский брак крепким и надежным?

2.Одобряете ли Вы (или, наоборот, считаете нежелательным) брак между мужчиной и женщиной разных национальностей?

3.Как Вы относитесь к межконфессиональным бракам? Пожалуйста, кратко аргументируйте.

4.Гражданский брак – это нормально или неприемлемо для Дагестана? Как Вы вообще относитесь к гражданским бракам?

Результаты говорят сами за себя.

Ясмина Кадирболатова, сотрудница одного из республиканских телеканалов:

2.Я считаю, что это хорошо, потому что является сдерживающим фактором для импульсивных внезапных всплесков эмоций, которые часто приводят к разводу. В итоге, выигрывают и сами супруги, и дети, рожденные в этом браке. В принципе, ничего против не имею, но это добавляет дополнительные трудности в семейную жизнь молодых супругов: они не только притираются друг к другу, но и опытным путем изучают все обычаи другого народа, представителем которого является супруг или супруга. Вообще это очень сложно и приводит часто к конфликтам. Я вышла замуж за представителя той же нации только из другого села, и то было сложно: начиная от тонкостей каких-то традиций и заканчивая трудностями в переводе другого диалекта. А если человек другой нации, то вообще тяжело с родственниками общаться.

3.К гражданским бракам отношусь плохо. Брак должен быть скреплен не только штампом в паспорте, но и обрядом никяха (мусульманский брад бракосочетания- прим.ред). Без этого, подобные отношения - это грех.

4.Соответственно плохо отношусь к гражданскому браку. Даже есть никях, но нет штампа в паспорте - это ставит в сложное положение женщину, ведь в случае возможного развода, женщина лишается своих прав.

Зайнаб Алимирзаева, заместитель начальника Управления по информационной политике администрации города Махачкала:

1. Не всегда, все индивидуально.

2. У меня самой интернациональный брак, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить об отрицательных моментах, прежде всего, надо отметить, что дети в таких браках чаще всего не знают родного языка, также сказывается разность культур, несмотря на то, что мы живем в одной республике.

3. Межконфессиональные браки вынуждают одну из сторон полностью переформатироваться, это дается тяжело. Возможно, на первых порах, пока эйфория чувств возобладает над разумом, сторонам кажется, что это легко преодолимо. Практика же показывает, что, практически в большей половине случаев, наступает разочарование.

4. Для многих дагестанцев брак, который заключен по нормам религии, но не зарегистрирован законно - явление обычное. Можно ли считать такой брак гражданским, вопрос спорный. Что касается гражданского брака в общепринятом понятии этого слова, вряд ли приемлем для дагестанцев.

Лилия Саидова, преподаватель Педуниверситета:

1.Думаю, что сегодня дагестанский брак даже крепче, чем раньше, потому что у молодых есть возможность общаться по интернету или по телефону, если нет возможности встречаться, и лучше понять друг друга.

2.Одобряю, если он основан на крепких чувствах.

3.Отношусь положительно и считаю, что молодые сами должны решить, какую религию им исповедовать.

4.Я считаю, что это ненормально. По-моему мнению - это блуд. Конечно, для Дагестана это неприемлемо.

Арсланали Исаев, фельдшер Кумухской районной больницы (Лакский район Дагестана): «Сельские браки намного крепче и надежнее, чем те, которые заключаются в городе. Городские больше подвержены изменам и разводам, потому что слишком пресыщены жизнью, я считаю. Много навидались и наслышались. В селах всё гораздо строже, редко доходит дело до развода. Против межнациональных браков ничего не имею, но я не понимаю, когда, допустим, агулец женится на даргинке, или цахурка выходит замуж за лезгина. Агулов и цахурцев и так немного, говорят даже, что у этих наций нет прироста, тогда зачем смешиваться с другими, если нужно пополнять свою популяцию Проблем здесь немало, но прежде чем заключать брак нужно хорошенько подумать, чтобы потом не было непонимания между супругами, а еще хуже недопонимания между родственниками. Когда брак однонациональный – все эти проблемы сами по себе нивелируются. Многоконфессиональный брак нежелателен, я считаю, так как разные взгляды, ментальность, мировосприятия. Ну, и, во-вторых, мусульманам нельзя заключать брак с немусульманами».

Кстати, здесь с тружеником здравоохранительного тыла согласиться нельзя. Помнится, как совсем недавно председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнудин в одном из своих интервью отметил, что «в Коране, который является законом для мусульман, выделены "люди Писания" - иудеи и христиане - и предписана веротерпимость по отношению к ним. Это ярко проявляется, в частности, в том, что мусульманам позволяется вступать в брак с представителями этих вероисповеданий, который вправе и в браке исповедовать свою веру».

Наверняка читатели обратили внимание, что большинство наших собеседников и респондентов выразили свое категорическое «нет» гражданским бракам, и это притом, что в республике таких пар немало. К примеру, предприниматель из Махачкалы Наида Магомедова, считает, что гражданский брак - это уже давно норма для республики. «Нормально отношусь к таким бракам, - комментирует Наида, - Главное, чтобы это не было развратом и не оборачивалось изменами одного или обоих "супругов"».

Провели мы небольшой опрос и в набирающих популярность социальных сетях – здесь среднестатистический дагестанец был как-то более искренен.

Пользователь Facebook под ником «Highlander Lee», дагестанец, ныне живущий и работающий в Дубаи, поделился своим мнением относительно приемлемости гражданского брака в дагестанском обществе: «Я вообще считаю, что гражданский брак – это блудливое сожительство. Объясню почему. В первую очередь, я - мусульманин, и на все события и явления вокруг, я должен смотреть через призму Таухида! (Единобожие - по мусульманской терминологии - прим.ред). Брак должен быть заключен с соблюдением определенных условий: махрам (родственник по мусульманской терминологии - прим.ред), свидетели и т.д. Иные формы – это уже прелюбодеяние. Если же под словом «гражданский» вы подразумеваете наличие такого брака по сунне (обычай, пример по мусульманской терминологии -прим.ред)., но не регистрация его в загсе, то это другое дело, ибо нежелательно давать жене свою фамилию (мнение большинства ученых), потому что фамилии в исламе происходят от отцов, а жена по крови не может быть родна мужу, и чтоб не было лжи, это нежелательно».

Патимат Бекеева, сотрудник редакции республиканской газеты «Ёлдаш» на кумыкском языке: Я считаю, что дагестанские браки всегда были самыми крепкими и надёжными, и не вижу ничего плохого в том, что молодые люди разных национальностей вступают брак: почему нет? А вот межконфессиональные браки я не воспринимаю, может потому что я выросла в семье, где такие браки не приветствуются вообще. Если бы это был мой случай, я бы могла выйти за парня другой конфессии, но при условии, что он примет мою веру. Что касается гражданского брака, то для мусульман это грех, но если законы шариата соблюдены, то, я думаю, это допустимо».

Пользователь «Альбина Гаджимурадова», дагестанка, ныне живет и учится в Москве: «Я могу сказать, что современный дагестанский брак крепкий и надежный с натяжкой, основываясь на опыте своих сверстниц/сверстников: могу сказать, что только единицы, к сожалению, счастливы в браке. Вообще у молодых дагестанцев в привычку вошло разводиться и без причин. Или, вот еще я часто слышу такую причину: "не сошлись характером". Раньше ради детей пытались сохранить семью, а сейчас даже это не останавливает. Кстати, в случае с Дагестаном межнациональные браки это очень даже хорошо. Все люди одинаковы, независимо от национальности, расы и т.д. От национальной принадлежности мало что зависит. И вообще, я против, чтобы выходить замуж "в слепую", думаю лучше выбрать парня другой нации, но зная, кто он и что он вообще собой представляет, что идти замуж за какого-нибудь родственника, которого вообще даже в глаза никогда в жизни не видела. Вот, моя одноклассница так вышла, на этом настояли родители, но сейчас они на грани развода, даже на годовалого ребенка не смотрят. И таких случаев очень много. Главное, не конфессия или национальность – главное, сам человек. Я только против гражданских браков. Для меня это как мертвый груз. Вроде как замужем и не замужем, ни то и ни другое. Хотя я знаю несколько семей, которые живут в гражданском браке, как в законном. Не хочу никого обидеть, но я не вижу разницы, что гражданский брак в Дагестане, что у некоторых титульных народов России, когда холостые парень/девушка вместе живут».

Пользователь «Сабрина Гаджиева» считает, что современный дагестанский брак можно считать крепким, но при условии, что если мамы, папы и весь тухум (род – прим.автора) не вмешивается в дела молодых. Ничего плохого нет и в межнациональных браках, а вот межконфессиональные – это не совсем хорошо, потому что такие браки рано или поздно разваливаются».

Мурад Абдуллаев

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения. Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе. Я искренне обрадовалась, благодаря Аллаха за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекает, а как мне показалось, восхищает.

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев видела только в кино и только с положительной стороны.

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Особенно касаясь понтов — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне. Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого. При этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть, не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, из одного аула, села и колхоза, все-таки стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет. Выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то! Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит. Они могли говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д., но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует. Как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных опросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности. Это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена - это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, прибывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно плевали ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс-сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли, «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д. При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем. Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры. Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка». Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия…

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем которых я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты - это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень - крайне ленивы, работать - это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство - такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане - одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

Есть, конечно, среди дагестанцев порядочные и приличные люди, и, к счастью, их немало, но они не заметны в силу умеренности, а молодежь старается «идти в ногу со временем», постепенно утрачивая те личностные качества и особенности национальной культуры, за которые во все времена Кавказ восхваляли.

Познакомилась, выяснила, что я из Дагестана. И как обрушила все на меня, будто заявление в милиции писала. И чтоб я меры приняла. Вся такая с белым пучком на затылке и синими линзами. Жертва Ибрашки.
В конце, я тока закрыла глаза рукой. Хотя лучше б рот закрыть. Очень хотелось смеяться. Но надо было сочувствовать и объяснять поведение Ибрагима ментальными отличиями и исторической обусловленностью этих отличий. Кажется, я даже сказала «другая культура» и «не пытайся мерить все собой». Я долго держала лицо. Свое и какого-то Ибрагима. Держите теперь меня.

Кароче! Летом она летала в Дагестан в служебную командировку. Там она встретила ЕГО и ОН был великолепен. Гостеприимен, галантен, щедр и ясень пень - горяч. И еще это…неутомим. Ее нордическое тело перегрелось, в мозгу сгорело все серое вещество. Да и хрен с ним. И она решила, что Дагестан - это ее личный рай. Ах море, ах рыба, ах кони в горах. Еще какие кони!
В аэропорту он сказал, что вылетит за ней чуть ли не следующим самолетом. Прилетел через два месяца. Поселился, поставил в туалете кумганчик. Кинул спортивные сумки рядом с кроватью и стал бегать по рынкам, магазинам и встречам «по бизнесу». Кто его осудит? На предложение «остаться дома» реагировал заявлениями типа «я сексом при свете не занимаюсь, а че просто так лежать?» Активно привлекал ее к поиску необходимых ему запчастей и телефонным деловым переговорам ("культурно поговори"). Потом привлек и к беготне по Европейскому и всяким таким местам.

И вот, я протягиваю ему ЕГО сумку, а он говорит: У НАС МУЖЧИНЫ СУМКИ НЕ НОСЯТ!

А она тяжелая!

Через два часа сжалился, решился помочь нести СВОЮ сумку. И тут О!УЖАС! встретил КОГО-ТО!
Побелел, разозлился, объяснил все это необъяснимо: ЭТО МОЯ СЕЛЬЧАНКА!
- Что это значит?
В ресторане (в который ОНА его повела) отказался надевать на нее ее шубу, сказал, что кавказские мужчины этим не занимаются. В принципе. Потом они встретили его друга. Друг был со своей официальной девушкой.
- И это при том, что я прекрасно знаю, что он женат! Его жена деньги с автобусом передавала, я на машине встречала на каком-то рынке «Садовод», мы с ней созванивались… а у него оказывается еще и девушка есть.
Мало того. ОН ОДЕЛ НА НЕЕ ПАЛЬТО! Как объяснил это Ибрашка?
- Он кумык, им можно.

Кумык - это кто? - спрашивала меня беззащитная блондинка, уставшая от многообразия дагестанской этно-палитры.

Ну и кульминация. Важный для нее концерт в концертном зале Храма Христа спасителя. Она наряжается, готовится демонстрировать дагестанского альфа-мужчину своим коллегам (чтоб они все поумирали от зависти и задохнулись в его ферамонах). А он увидев где это (это не Храм, это концертный зал) обвинил ее в том, что она ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО ГРЕШИТЬ!

Он пьет, курит, живет со мной, его друзья заводят ДЕВУШЕК при живых женах и только МОЙ КОНЦЕРТ был грехом!

Слезы, примирение, его отъезд… Обещал скоро быть, обещал привезти коньяк…

Она готовится, покупает новые трусы. Дуро.

Что я могла сказать?

Ну раз терпишь, значит, есть за что…

Дагестанские мужчины настолько суровы, что… А впрочем, так ли это в действительности? На самом деле система страхов дагестанца многополярна и довольно устойчива. Объясню почему.

Конечно, любой дагестанец, в пределах статистической погрешности естественно, скажет, что он ничего не боится. Но это будет лукавство. Наш брат, боится. Не физических страданий, ни озоновых дыр, пауков, атомной бомбы, войны на два фронта, информационной блокады. Нет-нет-нет! Всё довольно проще. Страхи мужчины лежат совсем в другой плоскости.

Уверяю, дело в воспитании, ответственности и чувстве собственного достоинства. Три кита, которые дают нам отправные точки. Нам не нужно придумывать новые траектории.

Позор. Неуважение. Главный страх. Системный. Впитанный с кровью. Нет ничего страшнее для мужчины, чем неуважение и позор. Можно проиграть важный спор или матч, битву, проебать все на свете, в том числе дом, девушку (жену) и машину, но главное остаться в глазах окружающих man in black . То есть в режиме «почёт и уважуха». И если за тебя молвят слово, а на районе говорят что ты правильный пацан, тебе все по плечу, все преодолимо. Имидж греет не только душу. Имидж работает на тебя. Неважно, как и когда. Репутацию легче потерять, чем создать, говорил Самуил Батлер. Сегодняшний дагестанец слепо следует этому правилу и добавляет: «Нормально делай - нормально будет».

Слезы. Мужчина патологически боится слёз. Своих. Чужих. Особенно женских. Со слезами он совершенно не знаком и не понимает, что сними делать, как реагировать… Слезы, это больше по женской части. Целое искусство, с которым мужчина, как правило, не знаком. Мужчина может знать, чем отличается неаполитанская «Каморра» от латиноамериканской «Мара Сальватручча», о том, как по разному трактовали образ Крессиды Боккаччо, Чосер, Роберт Генрисон и Шекспир, извлекать квадратный корень в уме, и рассуждать о вреде и пользе аутоиммунных препаратов, но о слезах он не знает ничего. Совершенно ничего.

Попасть в ад. Поразительное свойство! В дагестанце уживается одновременно и тяга (магнитная прямо-таки) к самодурству, безбашенности, желании разрушать и выходить за рамки (что есть, то есть, согласитесь) и браваде… и поразительный страх в потустороннее. Мы ужасно боимся попасть в ад и это, тот самый холодный душ, который иногда действует отрезвляюще. И человек задумывается что же он скажет Там Наверху , когда его спросят о грехах. К сожалению, для истинных адептов хаоса это не самый сильный аргумент. «Хочется в рай, но в аду больше знакомых» - вот о чем, к сожалению, многие думают, выйдя утром на крыльцо. Особо сведущие цитируют Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь».

Отсутствие детей. Тонкая душевная настройка в таких случаях даёт сбой и весь свет становится тьмой. Желание быть отцом - это то, что дагестанцу не нужно прививать. О том, как он будет играть со своим чадом («неважно какого пола будет ребёнок, главное чтобы мальчик был здоровым!») в прятки, футбол или пойдёт смотреть матч на стадион, дагестанец мечтает с 10-ти, нет с 15-ти, ну ладно примерно с 18-лет.

Бедности. Её бояться все. Топография сознания дагестанца даёт отчётливый ответ - семейный достаток это первоочередная забота… не говоря уже о машине, о которой грезит любой представитель сильного пола. Если всё это выливается в посаженную чёрную приору и езду по ночному городу в поисках приключенческих катаклизмов и техногенных катастроф, то кроме как о фиглярстве (один из главных пороков дагестанского мужчины, о котором стоит написать трактат или научную диссертацию) речь не идёт. Мужчина же, который стремится подчинить себе время и деньги и думает больше о том, как прокормить семью бедность боится патологически.

Женщин. С одной стороны ну чего их бояться? Да и кто признается в этом. Однако в каждом есть подсознательный страх быть непонятым, отвергнутым, непопулярным… И да… они иногда так странно ведут себя… говорят в тот самом ненавистном тоне «женщины передовых взглядов». Давно уже не секрет, что в присутствии женщины мужчина часто чувствует себя глупцом. А это чувство очень паршивое. Производный от женщин страх, это боязнь семейных уз. По-моему тут комментарии излишни.

Прослыть скупым. Дагестанский мужчина, за редким исключением, априори щедр. Сомнительное качество для семейного бюджета и накоплений, исключительная удача для девушки, имеющей на мужчину виды. К тому же даже незначительный слух между друзьями о том что «Мага жмот» - может полностью уничтожить репутацию.

Быть глупым. Наверное, с этого было нужно начинать. Ведь тут и констатация факта (ну кто не боится быть глупым - только действительно глупый человек) и пожелание.Нет ничего более позорного для мужчины, чем шутовство.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь