Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
В настоящее время логопед - это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.
Развитие ребенка - это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года:
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных [р, л] звуков является нормой);
если в 4 года:
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье,
совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);
если в 5-6 лет:
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками [р] и [ л]);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-логопед в детском саду.
Учитель-логопед
В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Дети средней, старшей групп обследуются в феврале-марте учебного года для своевременного оказания помощи. Набор детей в логопедический пункт осуществляется на ПМПК. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения.
Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.
Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.
Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.
Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.
Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.
Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.
Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.
Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:
С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.
С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:
Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.
Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.
Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.
Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.
К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.
Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?
Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.
К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:
Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.
Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.
Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.
Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:
Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.
Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.
Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.
Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.
Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года:
· ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
· в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
· он не повторяет за Вами слова,
· или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года:
· у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
· не может запомнить четверостишье,
· совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет:
· все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
· ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
· допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.
Функции учителя-логопеда:
проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;
планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;
осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов
Что развивает и корректирует логопед?
понимание речи;
правильное произношение (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
словарный запас;
грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму);
Этапы коррекционной работы:
диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;
подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов;
коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.
Сроки коррекционной работы зависят:
Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;
Уровня развития психических процессов;
Регулярности посещения занятий;
Участия родителей в коррекционном процессе;
Степени сложности речевого нарушения.
В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Диагностику речевого развития детей старших и подготовительных групп, посещающих садик, и их готовности к школьному обучению логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи. Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года. Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.
В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям - терпения в кропотливом труде воспитания и обучения. И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.
Уважаемые коллеги - учителя-логопеды! Нам хорошо с вами известно, сколько времени занимает работа по оформлению план - конспектов индивидуальных занятий, которые должны быть в нашей работе обязательно. Ведение документации отнимает немало времени. Каждое занятие должно быть записано. В нём должны отражаться все виды работы. В связи с этим у нас возникла идея создания шаблонов, которые очень удобно использовать для проведения индивидуальной коррекционной работы. Предлагаем вам примерный план индивидуального логопедического занятия.
Мы решили все этапы работы представить в таблице по речевым компонентам. В зависимости от логопедического заключения, нами разработаны несколько вариантов таких план - конспектов. Для дошкольников с фонетическим нарушением, с фонетико-фонематическим нарушением речи, с общим недоразвитием речи.
В готовый шаблон нужно только внести фамилию и имя ребёнка, дату проведения индивидуального занятия, указать литературу или другое пособие, которое было использовано для артикуляционной, дыхательной гимнастики, при автоматизации или дифференциации звуков. Для детей с общим недоразвитием речи, этапов больше, соответственно таблица более объёмная. Мы постарались внести основные игры по формированию лексико-грамматического строя речи. Если в занятие включена работа над развитием связной речи, то можно просто дописать тот рассказ, стихотворение, чистоговорку, над которыми идёт работа согласно перспективному планированию или лексической теме.
Итак, у нас появляется план - конспект на начало года (можно по периодам как у нас), в середине года и в конце, в зависимости от динамики развития ребёнка.
Такая идея записи плана - конспекта индивидуальных занятий во - первых: экономит время, а значит даёт возможность больше использовать его в работе с детьми, а во - вторых документация всегда содержится в порядке.
Вы можете воспользоваться нашей идеей, но изменить содержание индивидуального занятия на своё усмотрение. Для удобства размещения конспектов в файловой папке, мы сжимаем таблицу, можно уменьшить шрифт, тогда на формате А 4 помещается два или даже три таких занятия. В образце плана для ОНР, можно подчеркивать нужный вариант задания, можно вписать недостающее упражнение, указав страницу источника.
Мы оформляем ведение документации по индивидуальной работе в файловую папку на каждого ребёнка. В конце файловой папки нами представлена вся литература и дидактические игры, по которым ведётся работа. В графе «Артикуляционная гимнастика» мы указываем комплексы упражнений для каждой группы звуков. Эти комплексы так же прикладываются в папку по индивидуальной работе.
Будем рады, если наша идея пригодится вам в работе.
(Фамилия, имя ребенка) _______________________________________________________
Логопедическое заключение ФФНР _____________________________________________
1. Артикуляционная гимнастика |
Комплекс для …………………………………………. |
2. Фонематический слух |
Дидакт. /игра «Поймай звук » «Подбери слово на заданный звук» Дидакт. /игра «Хлопни, если услышишь звук » и другие…………………………………. |
3. Пальчиковая гимнастика |
|
4. Звукопроизношение |
Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях словосочетаниях, связных высказываниях, в стихотворениях, чистоговорках, в спонтанной речи |
7.Психические процессы |
Упражнение на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, представления и др. |
9.Подготовка к обучению грамоте |
|
10. Графические навыки |
Раскрашивание картинки по теме, печатание буквы, слогов слов, обвод по точкам узоров и букв, др. |
(Фамилия, имя ребенка) ________________________________________________________
Логопедическое заключение ОНР… ________________________________
1. Артикуляционная гимнастика |
Комплекс для …………………………….. |
2. Фонематический слух |
|
3. Пальчиковая гимнастика |
Су-джок упр., сухой бассейн, самомассаж пальцев рук, пальч. гимн. с речевым сопровождением, сопряженная гимнастика…………………………….. |
4. Звукопроизношение |
Автоматизация в слогах, в словах, в предложениях словосочетаниях, связных высказываниях, в стихотворениях, чистоговорках, в спонтанной речи |
5.Словарный запас |
Д.игры: «Назови слово», «Подбери признак», «назови действие». |
………………………………………………………………………………………. |
|
7.Психические процессы |
Упражнение на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, представления и др ………………………………………………………………. |
8.Связная речь |
……………………………………………………………………………………….. |
9.Обучение грамоте |
Звуковой анализ слова, составление схемы слова, деление слов на слоги, характеристика данного звука, печатание буквы, расшифровывание изографов и др. |
10. Графические навыки |
Раскрашивание картинки по теме, печатание буквы, слогов слов, обвод по точкам узоров и букв, др………………………………………………………………………… |
1. Артикуляционная гимнастика |
Комплекс для…………………………. |
2. Фонематический слух |
Дидакт. /игра «Поймай звук » «Подбери слово на заданный звук» Дидакт. /игра «Хлопни, если услышишь звук » «Назови слово» ……………………………………………………………………………………….. |
3. Пальчиковая гимнастика |
Су-джок упр., сухой бассейн, самомассаж пальцев рук, пальч. гимн. с речевым сопровождением, сопряженная гимнастика …………………………….. |
4. Звукопроизношение |
Автоматизация в слогах, в словах, в предложениях словосочетаниях, связных высказываниях, в стихотворениях, чистоговорках, в спонтанной речи
………………………………………………………………………………………….. чистоговорках, в спонтанной речи ………………………………………. |
5. Словарный запас |
Д.игры: «Назови слово», «Подбери признак», «Назови действие» …………………………………………………………………………………………… |
Дид./игра «Один -много», «Назови ласково», «Чей? Чья? Чьи?», «1,3,5…» «Подбери признак», «Что делает?» и др. ………………………………………………………………………………………. |
|
7. Психические процессы |
Упражнение на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, представления и …………………………………………………………………………………………. |
8. Связная речь |
Составление предложения с заданным словом, по схеме; составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картин, по заданному началу, из личного опыта, пересказ произведения, творческое рассказывание и др. ……………………………………………………………………………………….. |
9. Подготовка к обучению грамоте |
Звуковой анализ слова, составление схемы слова, деление слов на слоги, характеристика данного звука, печатание буквы, расшифровывание изографов и др. …………………………………………………………………………………….. |
10. Графические навыки |
Раскрашивание картинки по теме, печатание буквы, слогов слов, обвод по точкам узоров и букв, др ………………………………………………………………………… |
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам готовые цели, которые можно использовать при планировании индивидуальной работы с детьми. Они облегчают ведение документации по индивидуальной работе, экономят время, отражают основные этапы содержания занятия. Приводим пример таких целей, составленных по периодам. Их можно изменить в зависимости от уровня развития речи ваших воспитанников. Можно сократить или наоборот, дополнить. Аналогично мы составили цели для занятий с разными логопедическими заключениями. Будем рады, если они окажутся вам полезными.
ФФНР, ЛГНР I период сентябрь-октябрь-ноябрь
1. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
2. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.
3. Совершенствование работы над словом:
3. Работа над фразой и ее грамматическим оформлением:
ФФНР, ЛГНР II период декабрь-январь-февраль
1. Продолжить работу по уточнению, расширению и активизация словарного запаса.
2. Продолжать развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
3. Совершенствование работы над словом (см. 1 период)
4. Продолжить работу над фразой и ее грамматическим оформлением.
5. Словоизменение.
6. Структура сложного предложения: сложносочиненное с союзами "а", "и";
сложноподчиненное с союзом "потому что...".
7. Формирование представления о повествовательных, вопросительных и восклицательных интонациях.
8. Формирование связного высказывания с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падежей.
ФФНР, ЛГНР III период март - апрель - май
Предлагаем примерный график индивидуальной работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. График составляется на начало года, затем может корректироваться в течение года по итогам промежуточной диагностики.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ№22
________ Н.Е.Грушевская
«15» 201 г.
График индивидуальной работы с детьми в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности №____ на 20 - 20 г. г. (январь-май)
Дни недели |
Время проведения |
Ф.И. ребёнка |
Понедельник |
15.00-15.15 |
Данил К. |
8.00-8.15 |
Артем |
|
8.00-8.15 |
Вика |
|
15.00-15.15 |
Данил |
|
8.00-8.15 |
Ваня |
Согласно решению коллегии Московского комитета образования от 24.04.2000 за №6/2 логопедический пункт может быть открыт в любом дошкольном учреждении при условии наличия в нем или отделениях, прикрепленных к нему, 10 групп детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей. Все связано с тем, что в последнее время все больше «молчаливых» детей, которые начинают разговаривать слишком поздно, или же говорят, но на детском наречии, понятном лишь им одним. Эйнштейн заговорил в 5 лет, однако в данном случае это простительно — со скидкой на гениальность. В нынешнем современном обществе, где в почете ранние развивающие программы, эдакая молчаливость совсем ни к чему, и родителей, как правило, настораживает. Освоить азы родной речи ПРАВИЛЬНО поможет логопед в детском саду.
Логопед в детском саду занимается не только с дошколятами, не выговаривающими букву «р», глотающими звуки, переставляющими их местами (да какие только фокусы дети не выделывают с богатым русским языком), но и проводит занятия в обычной, общеразвивающей группе — для предупреждения возникновения подобных проблем.
Воспитанников, которым нужны отдельные консультации, определяет сам логопед в детском саду — по результатам обследования в начале и конце учебного года. Для оптимизации работы дети одной возрастной группы и со схожими речевыми нарушениями могут объединяться в подгруппы до 7 человек или в мини-группы до 3 человек. Продолжительность занятий колеблется от 10 до 35 минут — в зависимости от наполняемости группы.
Из 20 часов недельной загрузки логопеда в дошкольном учреждении порядка 5 часов отводится на организационно-методическую работу. Заполнение соответствующей документации является одним из звеньев этой работы, в документации отражена информация по каждому из воспитанников, планы занятий, их эффективность.
В зависимости от учреждения документация может варьироваться. Приводим полный список: