Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек»

Игра в жизни

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная

и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель : Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек., нетрадиционных техник рисования, использование элементов ТРИЗ, пальчиковых игр и игротренингов.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

4. Улучшить общую двигательную активность;

5. Содействовать нормализации речевой функции;

Предполагаемый результат: Усовершенствование предметно – развивающей среды; Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Координировать движения, развивать мелкую

мускулатуру рук помогают:

Игры с мелкими предметами. Например: лото, где для закрепляя цвета, используются крышки-пробки

Игры с мелкими игрушками, где игрушки от киндер-сюрпризов прячутся в чудо-тесте и детям необходимо их найти. Игры с тестом «Чудо-тесто»

Игры с крышками

от бутылок

Игр много есть на свете их конечно любят дети

Виды деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

Игры со счетными палочками

игра с палочками «Собери по цвету»

игра с палочками «Собери по цвету»

Они развивают у детей мышление, логичность, последовательность мысли. Содержат конкретную цель, которую необходимо преодолеть. Ребенок проявляет настойчивость, целенаправленность, проявляет усилия в поиске решения задачи.

Дидактическое пособие «Сенсорный куб»

«Косички у сестрички»

Я своей сестричке Заплету косички, Бант Танюшке завяжу,

Всем ребятам покажу.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Игра «Сенсорный куб»

«Скалолаз». Задачи: т ренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание. Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря: Скалолаз наш очень ловкий Лезет в гору без страховки.

  • Рисование на крупе, песке
  • Развивает мелкую моторику рук, тактильную чувствительность рук детей,
  • развивает воображение, фантазию

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение

Игры с прищепками

Игры "Солнышко », «Травушка-муравушка»

Игры с прищепками

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи

Пособие «Мякиш»

Цель: массаж (самомассаж) ладони ребёнка.

Пособие «Мякиш»

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

Театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный).

Упражнения в обводе контуров предметов

Рисование по трафаретам

Работа с пластилином (лепка)

Изготовление художественной аппликации

из пластилина и различных круп,

Выкладывание узоров и украшение предметов также развивает мелкую моторику рук детей

Выкладывание узоров и украшение предметов, также развивает мелкую моторику рук детей.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Конструктор», игры со строительным материалом - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с пирамидки

Сенсорный

уголок

Сенсорный уголок

Упражнения для развития

тактильной чувствительности Игры с сыпучими материалами

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Работа с бумагой: сминание, разрывание…

Делаем «снежные комочки»

(из салфетки)

Работа с бумагой

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Открытое занятие по развитию речи «В гостях у бабушки Варвары»

Открытое занятие по развитию речи «В гостях у бабушки Варвары»

Игры с карандашами

Игра-забава «Поймай мышку»

Цель . Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.

Использование . Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Игра-забава «Поймай мышку»

Пособие « Массажные щётки »

Зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей,

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти

Развивающее пособие своими руками «Сенсорная клавиатура»

Просим малыша найти желтый круг, красный квадратик, большой треугольник и т.д. Игра развивает внимание и помогает изучить геометрические фигуры.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?» Цель : учить детей подражать движениям взрослого. Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: - Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). - Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). - Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). - Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). - Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

Игра «Спрячь в ладошке» Цель : укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материал : кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

массаж с гранёными карандашами.

« Эстафета » .

Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.

Карандаш я подержу

В гости к пальчику приду.

« Качалочка »

Прокатывание карандаша между пальцами.

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет.

« Добывание огня »

Прокатывание карандаша между ладонями.

Карандаш катать я буду, Может быть, огонь добуду.

Игры с тестом «Чудо-тесто

Мелкие игрушки от киндер-сюрпризов прячутся в чудо-тесте и детям необходимо их найти.

Ручные работы. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика. Развитие у детей мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей. Развитие мелкой моторики руки. Ручной труд. Игры для развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры в детском саду. Ручное ткачество.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики руки 1. Пальчиковые игры и упражнения. Развиваем мелкую моторику и речь ребёнка. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Терминология ручных работ.

Развитие мелкой моторики кистей рук. Игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка. Роль развития мелкой моторики дошкольников. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

Роль пальчиковых игр в жизни ребенка. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников. Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. Использование здоровьесберегающих приёмов работы развития мелкой моторики детей с овз. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

“Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму. Развитие мелкой моторики посредством совместного творчества.

Слайд 2

Актуальность

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Слайд 3

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Слайд 4

Значение мелкой моторики

…«Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.» В. А. Сухомлинский Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Слайд 5

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Развивать тактильную чувствительность рук. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие. Тренировать тонкие движения пальцев рук. Развивать память, внимание, терпение и связную речь. Развивать навыки ручной умелости. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Слайд 6

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Слайд 7

Разверни, не порви…

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Слайд 8

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы). «Сложи колодец» «Выложи картинку» «Выложи геометрическую фигуру»

Слайд 9

Игры с прищепками

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Слайд 10

Игры с конструктором лего

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Слайд 11

Сухой бассейн

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Слайд 12

Игры - шнуровки

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение. Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Слайд 13

Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте… А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Слайд 14

Игры с пластилином

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Слайд 15

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами… Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Слайд 16

Игры с природным материалом

Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Слайд 17

Пазлы и мозайка

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Слайд 18

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Слайд 19

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Слайд 20

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Слайд 21

Развитие графической моторики

  • Слайд 22

    Развитие графических навыков

    Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Задачи: Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи. Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны. Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе. Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

    Слайд 23

    Вывод

    Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

    Слайд 24

    Литература

    1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей» 2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи» 3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология» 4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет» 5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» 6. Кольцова М.М «Развитие моторики» 7. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество» 9. Справочник старшего воспитателя. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. 11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г. 12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы» 13. Данилова Е.Е. «Психология» 14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» 15. Выгодский Л.С.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Подготовила: старший воспитатель МДОУ № 15 Есипова Светлана Владимировна

    Практическая работа по развитию мелкой моторики руки проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида № 15 г. Кропоткина, в котором принимали участие 15 детей старшей группы.

    Познавательные занятия Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка – как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

    Прогулка Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.п. После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

    Свободная самостоятельная деятельность Для развития мелкой моторики руки важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание, вырезывание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму.

    Развитие мелкой моторики Игры с крупами полезны для развития моторики Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами: пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев и т. д.; лепка.

    Разнообразные эффективные формы работы с родителями позволяют: обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; ориентирован на тщательный отбор игр по развитию мелкой моторики рук для детей дома; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; включить в активную совместную работу с детьми и педагогами; достичь эмоционально – нравственных взаимоотношений родителей и детей.

    Таким образом, проведенные исследования позволили сделать выводы, что да действительно реализация игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии: включение игр в разные режимные моменты; учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей; методически грамотного руководства игровой деятельностью детей; закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данная работа представляет вашему вниманию разработки по развитию мелкой моторики руки ребенка. В работу включена методика диагностики уровня развития мелкой моторики руки, комплекс дидактических игр...

    презентация "Развитие мелкой моторики руки ребенка"

    Использование нестандартного материала для развитие мелкой моторики руки ребенка в совместной деятельности воспитателя и детей,в разных образовательных областях....

    Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".

    Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....

    Елена Гордеева
    Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования»

    Слайд1 Мастер–класс на тему : «»

    Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

    И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

    Едва не замерзли в дороге, в пути,

    Но всё-таки на мастер-класс вы пришли? (да)

    Хочу я услышать ваш честный ответ,

    Детей вы любите? Да или нет? (да)

    Чтоб деткам своим во всем помогать

    Вы новое что-то хотите узнать? (да)

    Вам нужно в работе активными быть? (да)

    Дайте мне тогда ответ

    Помочь откажетесь мне? (нет)

    Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

    Приветствие кончилось, можно начать.

    Тема мастер-класса Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования ».

    Цель : расширение представлений участников мастер класса об использовании нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста .

    Задачи :

    1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

    3. Апробировать с педагогами игровое пособие «Волшебный куб» по развитию мелкой моторики .

    Теоретическая часть

    Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» .

    На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом .

    Что такое моторика ?

    Моторика , в переводе с латинского языка – это движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику .

    Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д.

    Крупная моторика это основа , вначале ребенок осваивает крупную моторику , а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики .

    Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы .

    Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка и другое – это все мелкая моторика .

    Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук ?

    Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

    Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память , мышление, внимание, связная речь.

    Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте , но и в старшем, и дальше в начальных классах.

    Следствие слабого развития общей моторики , и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием .

    Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки) . Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

    Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

    «Мастер на все руки»

    «Золотые руки»

    «Положа руку на сердце»

    «Рукой подать»

    «Руками развести »

    «Руки опускаются»

    «Обеими руками «за»

    «Своя рука – владыка»

    «Чужими руками жар загребать»

    «Руки не оттуда растут»

    «Как рукой сняло»

    Практическая часть

    Все Вы знаете и используете в своей работе игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    Пальчиковые игры.

    Игры с предметами

    Это игры с прищепками, скрепками с использованием художественного слова.

    Игры с пинцетом и пипеткой

    Пинцет для перекладывания мелких предметов из одной ёмкости в другую, пипетка для переливания воды из одной ёмкости в другую.

    Игры – шнуровки

    Это шнурки, ленточки.

    Наматывание ленточек

    Игры с сыпучими материалами

    Сухой пальчиковый бассейн из гречки, гороха, фасоли с добавлением мелких предметов .

    Рисование на крупе.

    Игры с крышками

    Закручивание и откручивание крышек.

    Выкладывание фигур из счетных палочек.

    Нанизывание бусин и других предметов (макарон,пуговиц) .

    Игры с пуговицами

    Выкладывание рисунка по образцу, а потом и самостоятельно.

    Теневой и пальчиковый театр.

    Развитие графической моторики

    Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.

    Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

    Художественно-творческая деятельность

    Рисование

    Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

    Аппликация (мозаичная, обрыванием) .

    Модульное оригами.

    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

    Мячиком Су Джок, грецкими орехами, карандашами, камушками, зубными щётками и т. д.)

    Мягкие игрушки, наполненные гранулами и лабиринты

    А вашему вниманию хочу представить методическое пособие «Волшебный куб» .

    Данное пособие укрепляет и развивает мелкую моторику рук , развивает память , речь, внимание, воображение, коммуникативные и сенсорные способности у детей.

    Пособие многофункционально, предусматривает различные виды заданий, с кубом могут заниматься одновременно несколько детей.

    Для изготовления куба потребуется 6 решёток для раковины, соединённых между собой ленточкой.

    Помощниками здесь будут : разноцветные бельевые прищепки, шнурки, ленты, заколки – «крабики» , резинки, бусинки, пуговицы и другое.

    На гранях куба могут быть размещены разнообразные картинки и иллюстрации, необходимые для выполнения того или иного вида задания. Картинки можно крепить при помощи тех же «крабиков» , прищепок и шнурков. Переплетать ячейки шнурками, лентами. Привязывать к кубу различные плоские предметы с отверстиями.

    Нанизывать бусинки на привязанные шнуры.

    Заплетать косички из нескольких тесёмок и многое другое.

    Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского :

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок.»

    А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание. Желаю всем творческих успехов.

    Литература :

    Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей . Форма, цвет, звук : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития » ., 1997.

    Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития » ., 1997.

    Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей . М., Гном и Д, 2001.

    Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008.

    Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . М., 1999

    Публикации по теме:

    Развитие мелкой моторики при применении на занятиях рисования нетрадиционного оборудования «Истоки способностей и дарования детей -на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

    «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

    На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь