Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Игры и развлечения «на бумаге» знакомы человеку еще со
школьных парт. Они отличаются своей простотой и тем, что способны
захватывать и заинтересовывать с первых минут. Для таких игр вам
пригодится только лист бумаги (в зависимости от каждой: в клетку, линию
или чистый), а так же пишущая ручка или карандаш.

Игры «на бумаге»:


  • Крестики-нолики - классическая игра, для которой
    вам необходимо расчертить решетку на 9 клеточек. Определитесь с
    партнером кто и что будет рисовать (крестики или нолики). Начните игру,
    каждый ваш ход - один знак. Побеждает тот, кому удалось нарисовать три
    одинаковых знака по горизонтали, диагонали или вертикали.

  • Палочки - Для этой игры вам понадобиться лист в
    клеточку. На нем вам необходимо нарисовать геометрический ромб. Задание
    каждого игрока - рисовать палочки внутри ромба, которые занимали бы одну
    сторону клеточки. Если кому-то удается обнаружить не закрытую клеточку
    (то есть палочки с трех сторон), он сразу рисует четвертую, а внутри
    свой знак - крестик или нолик. Выиграет тот, кто нарисует в игровом поле
    большее количество знаков.

  • Рука - вам потребуется листок в клеточку (можно так
    же использовать в линию). Обведите свою руку, внутри ее контура вам
    следует расписать числа от 1 до 100 в разных местах (спутанных). То же
    делает и ваш партнер на своем листике. Потом вы обмениваетесь
    листочками. Задание - по очереди находить число от 1 до 100 и обводить
    его после находки. В то время как вы его ищете, ваш напарник рисует
    вокруг контура руки нолики. Выиграет тот, кто нарисует полный лист
    ноликов на «свободной территории».

  • Морской бой - для того, чтобы начать игру, вам
    следует нарисовать два боевых поля (каждому игроку). Выглядит поле в
    виде квадрата 10 на 10 клеточек каждое (верхняя строка обозначается
    буквами: от а до и, а левая вертикальная от 1 до 10. Внутри поля каждый
    игрок рисует корабли: 1 из 4 клеточек, 2 из 3-х, 3 из 2-х и 1
    одинарных). Ваше задание стрелять по полю противника, называя
    координаты, например: «а-10» или «г-7». Выиграет тот, кто первый
    «потопит» все корабли противника.

  • Слова - на листке бумаги пишется длинное слово.
    Задача каждого игрока придумать как можно больше маленьких слов из
    длинного слова. Выиграет тот, чье количество будет самым большим.
    Например, слово «параллелограмм» и из него слова: «пара», «грамм»,
    «лего», «гол», «рама» и так далее.

  • Словесный кроссворд - Посреди листа напишите
    длинное слово. Ваша задача дописывать маленькие или другие слова,
    которые состоял бы из нескольких букв изначального. Выиграет тот, кто
    составит максимум слов (1 слово - 1 балл), длинное слово (более одной
    буквы - 2 балла).

Во что можно поиграть в карты вдвоем?

В карты любят играть многие, ведь они позволяют совершенно забыть о времени и весело его провести.


Интересные игры в карты:


  • Дурак - это старая и всем знакомая игра. Есть два
    вида: «Обычный дурак» и «Подкидной». Задача игры - бить карту более
    старшей той же масти или любой козырной. Каждый игрок получает по 6 карт
    и по мере их скидывания пополняет свой набор. Выигрывает тот, у кого
    заканчиваются карты.

  • Пиковая дама - у игроков должно быть равное
    количество карт. Среди них все должны быть парными. Поочередно каждый
    игрок тянет у партнера карту не глядя и, добавляя ей пару, откидывает
    (например: 9 крестовая и 9 бубновая). Среди всех карт есть одна -
    «Пиковая дама». Тот, у кого останется эта карта (она единственная у
    которой нет пары, так как 1 дама отбрасывается из колоды сразу) и ее
    обладатель в конце игры станет проигравшей стороной.

  • Козырная карта - положите колоду рубашкой вверх
    перед собой. Заранее обозначьте козырь (любую масть) и поочередно
    переворачивайте по одной карте. Тот, кому повезет положить козырную,
    забирает всю стопку перевернутых карт. Проиграет тот, у кого карт будет
    больше.

  • Пьяница — положите колоду рубашкой вверх перед
    собой. Начинайте переворачивать карты по одной. Тот, чья карта будет
    больше, должен будет забрать всю перевернутую стопку. У проигравшего в
    конце будет большее количество карт.

Игры вдвоем дома без компьютера подвижные: во что поиграть?

Альтернативой «вредным» компьютерным играм могут стать
подвижные интересные игры, которые можно провести дома или на открытом
воздухе.


Игры:


  • Съедобное или не съедобное - задача этой игры
    проста: каждому следует угадать какой предмет ему назовет партнер. В
    зависимости от этого он либо ловит, либо отбивает небольшой мяч.
    Проигрывает тот, кто отбивает «съедобное слово», либо ловит
    «несъедобное».

  • Крокодил - это простая и очень интересная игра, в
    которой каждый должен показать жестами и движениями слово. Произносить
    слово и делать звуки нельзя. Проигрывает тот, кто не угадывает слово.

  • Холодно или горячо - ваша задача - спрятать
    какой-то предмет дома или на улице. Партнер ищет его, а вы помогаете ему
    это сделать, сообщая «горячо, тепло или холодно» по мере его
    приближения к спрятанной вещи.

  • Записка - игра проста и интересна: один участник
    пальцами пишет слова на спине своего партнера, а тот угадывает буквы и
    составляет слово. Выиграет тот, кто составит большее количество слов.

  • Испорченный телефон - для этой игры потребуется
    большое количество детей. Все садятся в ряд. Первый ребенок придумывает
    слово и сообщает его своему соседу, но быстро и тихо. Он же передает его
    ровно так, как услышал. Последний говорит услышанное слово громко. Если
    слово в итоге оказалось «испорчено», каждый озвучивает то, что услышал и
    таким образом выявляется проигравший.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем, без компьютера взрослым?

Взрослые игры отличаются более сложными мыслительными процессами, так как в основном они рассчитаны на логику.


Игры:


  • Нарды - для этого вам потребуются кости, шашки и
    специальное поле для игры. Выиграет тот, кто первым перекинет шашки по
    кругу и вернется на свое место.

  • Шахматы - логическая игра, смысл которой заключается в захватывании чужой территории и уничтожении «армии врага».

  • Шашки - игра рассчитана на то, чтобы белые или черные шашки перешли на противоположное поле и «уничтожили» шашки противника.

  • Угадай кто я (Тарантино) - игра очень проста и
    увлекательна одновременно. На листиках бумаги пишутся имена мировых
    личностей (актеры, певцы, политики). Листики смешиваются и каждый не
    глядя выбирает себе один, потом крепит его ко лбу. Задача каждого -
    угадать какая именно выпала ему личность путем наводящих вопросов.

  • Мафия - сложная пошаговая игра в детективном жанре.
    В игре следует использовать обычные или специальные карты, не обойтись
    без помощи ведущего.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера мужу с женой?


  • Лото — классическая игра, с которой время буквально
    «летит незаметно». Для этого вам пригодится специальный набор билетов и
    мешок с бочонками. Выигрывает тот, кто первый заполнит свой билет с
    цифрами.

  • это логическая игра, в которой вам следует
    снимать брусочки с построенной башни, вынимая их из серединки. Задача -
    не нарушить башню, проиграет тот, у кого она рассыплется.

  • Правда или ложь - каждый из игроков рассказывает
    две истории, одна из которых выдумка, а вторая - правда. Задача второго
    игрока узнать что есть что. Выиграет тот, кто лучше всего знает своего
    партнера.

  • Ассоциации - ваше задание загадать какое-либо слово
    и называть все ассоциации с ним вашему партнеру так, чтобы он его
    угадал. Кто больше отгадает слов, тот и выиграл.

  • «Что за фильм?» — для этого игрокам следует быть
    настоящими киноманами. Описывайте историю главного героя, не называя его
    имени, а ваш соперник будет угадывать фильм. Чем больше правильных
    ответов, тем больше баллов.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера парню с девушкой?

Игры:


  • Городки - задание каждого игрока называть город на
    ту букву, что была последней в уже названном слове. Можно так же менять
    тему игры, например, не название городов, а названия цветов или блюд.

  • Карты на раздевание - для молодой пары даже обычный «Дурак» будет намного интереснее, если каждый будет поочередно снимать свои элементы одежды.

  • Пазлы - купите большую картинку из пазлов и
    постарайтесь провести время вместе, собирая ее по кусочкам. В это время
    можно обсудить множество жизненных вопросов и рассказать интересных
    историй.

Собирание пазлов — интересное времяпровождение

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера с подругой?

Игры:


  • Гадания на суженого - интересное времяпровождение
    для двух молодых девушек, тем более, что вариантов гаданий на
    сегодняшний момент существует множество: на картах, воске, кофейной
    гуще, по телефонному звонку и так далее.

  • Верю-не-верю - ваша подруга задает вам вопрос, на
    который вы должны ответить правильно и неправильно, а ее задача -
    выбрать верный ответ. Победителем в игре станет тот, у кого будет
    большее количество угаданных ответов.

  • «Слабо» — в любой игре (будь то карты, лото или
    ладошки) может быть «слабо». Это то самое наказание, которое следует
    сделать. Как правило, это смешное или постыдное занятие, которое
    осуществить не легко.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера с братом?

Игры:


  • Домино - интересная и увлекательная игра на складывание костяшек.

  • Мозаика - можно сложить множество интересных картинок вместе.

  • Конструктор - постройте вместе замки, дома или целые города.

  • активная игра со специальной игровой площадкой.


В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера с сестрой?


  • Монополия - интересная, увлекательная логическая игра с множеством заданий и элементов.

  • Лепка из пластилина или пластилинового теста - современное тесто для лепки или пластилин позволят вам создавать интересные фигурки и весело провести время.

  • Кукольный театр - забавные истории с игрушечными персонажами непременно развеселят вас и помогут интересно провести время.

Во что можно поиграть вдвоем мальчикам и девочкам 10 — 14 лет без компьютера, если скучно?


  • Бумажные куколки - для игры следует нарисовать и вырезать куколки, а так же придумать для них бумажную одежду.

  • Я — дизайнер - игра очень нравится девочкам, так
    как заставляет почувствовать себя настоящим дизайнером, создавая
    коллекции модной одежды и устраивая показ своей подруге.

  • В резиночку - это веселая и подвижная игра на свежем воздухе.

  • В парикмахера - создавать прически и стиль своим подругам для девочек очень интересно.

Во что можно поиграть в больнице вдвоем?


  • Угадай мелодию - нужно голосом напеть знакомую песню, а ваш напарник в игре ее должен угадать.

  • Раскраски и рисование - веселое и спокойное времяпровождение, которое всем придется по вкусу.

  • В анкеты - составление интересных вопросов об увлечениях и ответы на них.

  • Стихи — каждый из игроков пишет одну строчку, которая рифмой продолжает предыдущую.

Как показывает мой личный опыт, многие люди со временем отказываются от игр, мотивируя это нехваткой свободного времени. Разделять такую позицию сложно и неправильно: иные ровно таким же образом бросают читать книги. В этом литература и игры сближаются. Среднее время прохождения – тридцать часов; примерно за то же время можно прочесть «Анну Каренину» Толстого. Но литература более разнообразна, в ней хватает и малых форм - чего не скажешь об играх. По устоявшейся в индустрии традиции небольшие игры находятся где-то на периферии. Кажется, для очень многих игра окупается не качеством, а количеством - в том числе и временем прохождения. К этим прекрасным людям обратилась в Надя Вайнер.

Специально для тех, у кого нет времени на большие проекты, и для тех, кто сомневается в потенциале маленьких, мы отобрали лучшие образцы малых форм в видеоиграх за последние годы. Любую из них можно пройти всего за один вечер.

PC

Пара врачей помогает умирающим людям, на смертном одре выполняя их последние желания. Манипулируя сознанием пациентов, они создают воспоминания, согласно которым умирающий сделал все, что хотел сделать до конца жизни. В игре рассказывается история пациента по имени Джонни, всю жизнь мечтавшего слетать на Луну. Пронзительная история с чудесным саундтреком и неприглядной графикой: внешне To The Moon выглядит, как престарелая ролевая игра.

PC, PS3, Xbox 360
Среднее время прохождения: 4 часа

Экстравагантное ответвление дилогии Half-Life, сделанное группой студентов, по легенде принятых в Valve самим Гейбом Ньюэллом прямо во время презентации прототипа игры. Трогательная история сложных отношений робота и человека, невольной испытательницы Челл и суперкомьютера GLaDOS. В центре событий - устройство, которое позволяет создавать т. н. кротовые норы , соединяющие две точки в пространстве с помощью порталов. На работе с устройством строятся все местные головоломки - хитроумные, но достаточно податливые, чтобы одолеть игру за вечер.

PS3

Полная символизма история о путешествии человека к горе. В какой-то степени Journey – игра безупречная. В ней нет технических недочетов, она великолепно выглядит и звучит, сюжет в силу своей бессловесности обходится без глупостей и многое предлагает додумать самому. Journey похожа на интерактивный религиозный текст, который каждый игрок может примерить на себя и свои жизненные обстоятельства. Кроме того, это онлайн-игра: по ходу путешествия герой время от времени встречает подобного себе компаньона - других игроков в Journey. Как и в (спустя пару лет), никакого чата в игре не предусмотрено - только невербальное общение.

PC
Среднее время прохождения: от 1 до 5 часов

Сатирическая антиутопия про паренька по имени Стэнли, который каждый день исправно приходил на работу в кабинет 427 и нажимал кнопки на клавиатуре - пока в один прекрасный день что-то пошло не так. Stanley Parable искусно высмеивает видеоигры, где человек вроде как имеет выбор и может что-то решать, тем самым ощущая свою важность - хотя бы в виртуальном пространстве. Изучение природы и последствий этих решений - суть Stanley Parable. В процессе начинает казаться, что игра никогда не закончится, и у разработчиков припасена еще тысяча способов довести вас до истерики. В самом лучшем смысле, разумеется.

PC, PS3, Xbox 360, PS Vita, iOS, Android
Среднее время прохождения: 3.5 часа

Платформер про приключения оживших прямоугольников. Сам автор описывает Thomas Was Alone как «game about jumping и friendship», что полностью соответствует содержанию. Несмотря на схематичность, за каждым персонажем игры легко складывается вполне конкретный человеческий образ. Пока мы решаем нехитрые загадки, пытаясь доставить разноцветные прямоугольники из одного конца уровня в другой, на фоне разворачивается нешуточный сюжет в трех актах - за кадром историю излагает комик Дэнни Уоллес . В ноябре Thomas Was Alone ожидается на PS4 и Xbox One.

PC

Сутки из жизни барсучихи и ее выводка, уложенные в час драматичного геймплея. Прогулка по лесу быстро превращается в полное опасностей приключение. Барсучат нужно кормить и всячески оберегать от хищников, что возможно далеко не всегда: сложнее всего пережить ночь, когда потомство разбегается в разные стороны от малейшего шороха. Проиграть в Shelter нельзя - финал у истории в любом случае не самый счастливый, философский. В 2015 году готовится идейное продолжение игры, .

PC, PS3, PS Vita
Среднее время прохождения: 1 час

Часовая прогулка по разноцветному лесу в стиле пиксель-арт под звуковой ряд, достойный Брайана Ино . По поводу Proteus до сих пор остаются сомнения, игра ли это вообще. Привычных механик тут в самом деле нет: можно только ходить по лесу, где каждый элемент откликается своим звуком, и следить за сменой времен года. Медитативный, мало на что похожий опыт.

PC
Среднее время прохождения: 2 часа

Портленд, 1995 год. Героиня игры после долгого отсутствия приезжает в дом, куда недавно переехали ее родители, и никого там не застает. Все бы ничего, да на двери висит записка от младшей сестры с просьбой ее не искать. Пытаясь понять, что произошло за время ее отсутствия, героиня тщательно изучает «родной» дом. Шутка в том, что таковым он кажется и игроку, хоть он и впервые здесь оказался. Семейные воспоминания передаются через множество писем, записок и более изящных улик, характерных для эпохи предметов, и смешиваются с жуткой неизвестностью. На пороге каждой комнаты замираешь в ожидании непонятно чего. Блестящий образец игрового сторителлинга, манипулирующего сознанием игрока. .

PC

Уморительная пародия на шпионские детективы про Холодную войну. Действие игры разворачивается в альтернативном 1959 году. На каждое действие игрока Jazzpunk отмечает искрометной шуткой в лучших традициях канала Adult Swim (под патронажем которого и вышла игра). Более того - по концентрации и безумию местного юмора это одно из самых мощных художественных произведений за историю канала, на счету которого такие сериалы, как Aqua Team Hunger Force и «Морлаб» .

PC
Среднее время прохождения: 2.5 часа

Интерактивная драма про согласие в семье. Семейная пара с ребенком приезжает на каникулы в дом на краю света, чтобы решить свои проблемы: отец пишет роман, мать мучает мольберт в попытке стать художницей, сын страдает от отсутствия друзей в школе. Игрок исполняет роль некоего духа: днем он следит за тем, что происходит в доме, и роется в чужих воспоминаниях, а ночью нашептывает членам семьи вроде как верные решения. В общем, вершит судьбы.

PC, PS3, Xbox 360
Среднее время прохождения: 3 часа

Шведская игра от студии Starbreeze (см. отличные ) и режиссера Йозефа Фареса. В древние времена два брата - старший (управляется правым стиком геймпада) и младший (левым) отправляются в опасное путешествие за лекарством для своего отца. Путь лежит через сказочный мир с троллями, огромными орлами и прочей чудной нечистью, и полон приключений. Brothers наглядно показывает, что будет, если взять отличную приключенческую игру и сократить ее до трех-пяти часов, вместо привычных для блокбастеров 15-20. В Brothers нет ничего лишнего и некогда заскучать. Ближайшим ее аналогом можно назвать культовую дилогию Ico и Shadow of the Collossus, но Brothers на порядок красочнее и доступнее.

PC, PS3, Xbox 360
Среднее время прохождения: 2 часа

Для тех, кто хочет провести вечер с огоньком. The Arrival – доведенная до ума версия уже культовой игры Slender. В оригинале герой гуляет по лесу, где собирает странички с жутковатыми сообщениями, а между деревьями ему тем временем мерещится Тонкий человек , жуткий персонаж интернет-мема, пожирающий людей (или вроде того). В The Arrival действие растягивается на несколько глав, а Тонкий человек ведет себя все хуже и хуже, вплоть до неутешительной концовки. Далекая от совершенства внешне, но удивительно эффектная игра. .

PC, iOS
Среднее время прохождения: от 45 минут до 7 часов

Симулятор козла с самого начала был шуткой в чистом виде. В Сети появилось видео якобы демо-версии, собранной разработчиками сугубо по делу, проверить новый движок. Затем игру все же анонсировали; Goat Simulator вышла первого апреля. Игра представляет собой ровно то, что заявлено в названии: вы играете за козла, оказавшегося в черте города. Игра поддержала моду на симуляторы всего на свете, ставшую главной шуткой игровой индустрии первой половины 14-го года, но от всех прочих отличается любопытным подтекстом. Город, где бегает козел, символизирует чистилище - с соответствующими ритуалами; люди козла сторонятся (он их лижет, а они взлетают на воздух, как тряпичные куклы), о чем он, как говорят разработчики, . Кроме прочего козел успевает залезть и в политику: в одном из последних обновлений разработчики внезапно выступили с .

PC
Среднее время прохождения: 30 минут

Чуть ли не самая короткая игра нашей подборки гонит игрока вперед без оглядки. Thirty Flights of Loving – стремительный и странный фильм про ограбление, в котором мы принимаем непосредственное участие (воруем алкоголь). Главная особенность игры в бешеных монтажных склейках, из-за которых далеко не с первого раза улавливаешь все сюжетные ходы. Как метко выразился кто-то из зарубежных коллег, в получасовой Thirty Flights of Loving сюжет лучше, чем в большинстве десятичасовых блокбастерах.

PC, PS4
Среднее время прохождения: 2 часа

Несколько эпизодов из жизни осьминога, который успешно освоился в человеческом обществе. Полная абсурда игра главным образом отличается своеобразным управлением. Осьминог ходит по городу и занимается вполне повседневными вещами, старается не привлекать внимания прохожих и членов своей семьи (как ему удалось зачать человека с другим человеком, не обсуждается). Сложность в том, что управлять нужно всеми щупальцами поочередно, поэтому даже подъем по лестнице оказывается испытанием, странной мини-игрой. Как уже отмечалось , история осьминога, который хотел быть человеком, забавна и трогательна. Но порой хочется расколотить геймпад об стену.

PC
Среднее время прохождения: 4 часа

Польская студия People Can Fly, в свое время сделавшая выдающиеся шутеры вроде Painkiller и Bulletstorm, устала от насилия и сделала вроде как квест. Непродолжительная, но емкая детективная история про исчезнувшего мальчика разворачивается в невероятно живописной долине с рекой - художники тщательно воссоздали несколько реальных мест из польской глубинки. По сюжету местность выдается за Иллинойс, а по ощущениям походит скорее на родной русский лес, отчего чувствуешь себя, как на каникулах в деревне - правда, при весьма загадочных обстоятельствах. В 2015 году The Vanishing of Ethan Carter ожидается на PlayStation 4.

Людям, у которых есть основная работа, дети или даже просто собака, свойственно ценить своё время. И для них прохождение какой-нибудь RPG с сотней часов игрового контента может затянуться на пару-тройку месяцев. В таких условиях запуск которой заведомо займет не более нескольких вечеров, выглядит гораздо более привлекательным.

Для людей, у которых нет времени сутками торчать в любимых играх, но которые при этом не хотят вычеркивать из жизни любимое хобби, мы составили список из лучших коротких игр для ПК. Вне зависимости от того, предпочитаете ли вы головоломки, игры на скорость прохождения, лица или лёгкие RPG – скорее всего, вам удастся подобрать что-нибудь себе по вкусу и с удовольствием скоротать вечерок после тяжелого рабочего дня.

Список лучших игр для развлечения на один вечер

Окружающий мир приходит в движение только тогда, когда двигается сам игрок. Экшен этого стильного и необычного шутера от первого лица разворачивается в серии запутанных многоуровневых арен, в крайне ограниченном пространстве которых игроку необходимо обезоружить, зарезать или застрелить всех врагов в комнате.

После того, как с последним противником покончено, все совершенные игроком действия проигрываются в обратном порядке, навевая ассоциации с Матрицей, что по праву является . Полное прохождение Superhot не займет более трёх-четырех часов, и за это короткое время она полностью реализует потенциал своей оригинальной концепции, при этом не успев начать повторяться.

Этот «симулятор ходьбы» от первого лица проведёт игрока по девственным красотам лесов северного Вайоминга, попутно рассказывая историю развития отношений Генри, местного смотрителя, и его коллеги Дилайлы. Сюжет в ней более линеен, чем ожидаешь после первого взгляда на масштабы свободного игрового мира, но исследование живописной природы и скрытых в ней тайн по-настоящему увлекает, а качество озвучки персонажей позволяет полностью прочувствовать эмоции, возникающие между главными героями.

Не пытайтесь искать о ней информацию, просто запустите и начните играть. На первый взгляд игра кажется простым симулятором фермера от первого лица, но всё довольно быстро принимает весьма неожиданный оборот (и это при том, что если бы игра действительно была симулятором фермера, то она и в таком случае она была бы неплоха). Moirai распространяется на бесплатной основе, а её прохождение занимает не более 10 минут, но количество приносимых ею впечатлений превышает все ожидания. Игра для тех, кто ценит и своё время, и свои деньги.

Учитывая количество контента на единицу времени, представленном в играх серии Far Cry, все они стоят полного прохождения. Однако, если времени на это постоянно не хватает, то Blood Dragon вобрала всё лучшее, что было в Far Cry 3, при этом уложившись в 5-6 часов игрового контента, посвященного изучению любопытного , населенного роботическими драконами, кибер-акулами и даже персонажем Майкла Бэя. Подобные инсайдерские шутки подойдут не всем, но зато смесь жанров песочницы и шутера в игре реализована великолепно. И если вам придется по душе очаровательное безумие Blood Dragon, то, в таком случае, обратите внимание и на полнометражные игры Far Cry – там такого добра хоть отбавляй.

Игра от Valve в жанре пространственной головоломки от первого лица. Геймлпей основан на довольно простой идее, заключающейся в размещении двух порталов и переходе с их помощью из одного участка уровня в другой, при этом избегая различных препятствий и достигая поставленной цели. Однако, идея эта представлена в столь оригинальных и разнообразных итерациях, что игра умудряется продолжать удивлять на протяжении всех четырех-пяти часов прохождения. Более разносторонний и дающий дальнейшее развитие этой идее самостоятельный сиквел увидел свет в 2011 году (оригинальная игра вышла в составе сборника Orange Box, вместе с Team Fortress 2 и 2), однако первый Portal ему переплюнуть всё же не удалось.

Limbo и вторая игра от датской студии Playdead, Inside, представляют собой неординарные платформеры с элементами головоломки. Возможно, первая игра получилась чуть более целостной, но гарантируем – прохождение обеих расширит ваше представление о возможностях геймплея и геймдизайна всего за один вечер. Сложно сказать об этих играх что-нибудь ещё, ведь всё то, что делает их уникальными, необходимо прочувствовать на собственном опыте.

Abzu

Abzu даёт возможность примерить на себя костюм акванавта и отправиться на изучение красочного подводного мира, наполненного обитателями моря всех цветов радуги, богатой растительной жизнью и множеством пещер для исследования. Прохождение сюжетной линии игры занимает не более пары часов, однако великолепно реализованный живущей своей жизнью мир Abzu стоит того, чтобы задержаться в нём подольше, изучая все закоулки.

Креативный директор игры, Мэтт Нава, также приложил руку к созданию таких прекрасных образчиков художественного стиля в видеоиграх, как Flower и Journey.

Игра наглядно отвечает на вопрос, что бы получилось, если бы Летающий Цирк Монти Пайтона был создан Дэвидом Линчем, а затем адаптирован в качестве компьютерной игры. Вот на что похожа Jazzpunk в своей юморной и доходящей до абсурда нешаблонности. В игре задан довольно линейный сюжет, однако игрок волен исследовать мир Jazzpunk по своему усмотрению и без каких-либо ограничений.

Том Фрэнсис, бывший сотрудник PC Gamer, создал эту великолепную стелс-головоломку, посвященную взлому защитных систем и краже государственных секретов. Помимо великолепно , игра может предложить тщательно проработанную систему постепенного усложнения игровых механик, препятствий и врагов, держащую игрока в напряжении до самого конца.

Последние уровни включают в себя настолько хитросплетенные загадки, что моменты озарения приносят несравнимое удовольствие. А побег с места преступления путём прыжка через окно третьего этажа лишь закрепляет чувство интеллектуального триумфа.

Ранняя версия The Stanley Parable появилась в качестве мода к 2, созданного на движке Engine, однако со временем игра переросла в нечто самостоятельное и совершенно неповторимое. Следуя указаниям голоса рассказчика, озвученного несравненным Кеваном Брайтингом, игрок знакомится с распорядком дня Стенли, типичного представителя прослойки офисного планктона.

Однако вы вольны не слушать надоедливого повествователя, действуя вопреки и тем самым не на шутку выводя его из себя – это часто вынуждает голос Брайтинга обращаться к игроку напрямую и ломать так называемую четвертую стену. Подобное нарушение стандартного хода игры не только выглядит чрезвычайно потешно, но и даёт пищу для размышлений о том, как вообще работают видеоигры, и чем же этот вид повествования отличается от остальных.

Этот забавный и непритязательный физический платформер никогда не воспринимает себя слишком серьезно. Попав на низкополигональную планету с точно такой же флорой и фауной, игроку придётся помочь Ботаническому Утилитарному Дроиду по имени BUD вырастить огромное звёздное растение, что даст главному герою возможность вернуться домой. Игра проходится за пару часов, однако игровые механики, составляющие геймплей Grow Home, побудят вас возвращаться к ней снова и снова. А анимация BUD’а, вскарабкивающегося на растения, неизменно будет вызывать на вашем лице улыбку.

Боевая система – одна из основных составляющих любой RPG, и Undertale не является исключением из правила. Однако её прохождение возможно и без каких-либо насильственных действий как таковых. Каждый из возможных путей прохождения предоставляет игроку уникальные возможности и имеет свои особенности, однако миролюбивая тактика не только даёт почувствовать, что сделанные в игре выборы действительно на что-то влияют, но и открывает больше диалоговых опций со странными, причудливыми и многогранными персонажами игры.

За время непродолжительного пребывания в мире Undertale вы встретите множество запоминающихся монстров, но особенно уделите внимание взаимоотношениям и перепалкам Папируса и Санса – эти ребята просто неподражаемы.

Медитативная и невероятно тактильная – как для компьютерной игры – серия игр-головоломок, целиком и полностью посвященная открытию шкатулок с секретом. Механизмы шкатулок состоят из сложных систем тайных отсеков, замысловатых часовых механизмов и магических линз. По мере разгадывания отдельных частей головоломки, остальные составляющие шкатулки могут меняться и совмещаться друг с другом, образуя новые комплексные конструкции.

Задумка проста, но реализована она изумительно. При этом игре присуще некоторое напряжение, нагнетающееся бесконечной системой загадочных комнат и шкатулок, полных неизведанных тайн.

Мира, действо которой разворачивается под крышей огромного поместья, усеянного записками и дневниками, кассетными записями и осколками несбывшихся мечт. Это трагическая история взаимоотношений между двумя людьми, рассказанная путем различных объектов, когда-то их связывавших. По мере открытия всё новых комнат, вы соберете по частям мозаику судеб обитателей поместья и откроете самые сокровенные тайны этой семьи.

Dear Esther – пропитанная поэзией вдумчивая история, повествуемая рассказчиком по мере изучения игроком безлюдного острова. Исследование загадочных элементов пейзажа, будто случайно попавших на остров откуда-то из другого места, сопровождается столь же случайными отрывками из писем, написанных главным героем своей жене.

Остров никак не взаимодействует с игроком, но зато вам предстоит двухчасовая прогулка по его блеклым, обдуваемым пронизывающим ветром берегам и кристаллическим пещерам под восхитительный неоклассический саундтрек.

В этом приключенческом пазл-платформере игроку придётся взять на себя контроль над двумя братьями, при этом реализовано это так, что каждый стик на геймпаде отвечает за управление одним из них. Используя этот нестандартный интерфейс, вам потребуется провести детей по фэнтезийному миру, наполненному труднопроходимыми ландшафтными препятствиями и недружелюбными монстрами.

Путешествие с братьями вызывает смех, бросает в слезы, и длится ни на секунду дольше, чем нужно для получения наиболее яркого впечатления от игры.

Настала Ночь Всех Святых, и монстры выбрались на улицы города. В этой навевающей ностальгию по старым jRPG игре вам придется командовать группой детей, нарядившихся в костюмы в честь Хэллоуина, благодаря которым они могут превращаться в изображаемых ими персонажей во время пошаговых битв. Сражения проходят в трёх различных фантастических мирах, населенных причудливыми персонажами, ставших визитной карточкой студии Double Fine.

Являясь, по сути своей, укороченной версией полномасштабного стелс-экшена с открытым миром The Phantom Pain, Ground Zeroes представляет собой полноценный уровень с высоким показателем реиграбельности. В роли бесшумного диверсанта Снэйка вам предстоит проникнуть в секретную тюрьму ЦРУ, освободить заключенных и разузнать о планах местного злодея Черепа.

В сюжетном плане это тесно связано с событиями основной игры и недоступно для понимания непосвященным, однако разноплановый стелс-ориентированный геймплей делает Ground Zeroes вполне самостоятельным произведением, позволяющим в полной мере окунуться в мир объёмной – но не менее великолепной Phantom Pain.

Мир игры состоит из маленькой, но невероятно детализированной копии британского города, из которого в одночасье пропали абсолютно все жители (кроме главного героя), оставив после себя лишь странные призрачные огоньки. Следуя им, игрок путем серии флэшбеков становится свидетелем различных сцен, предшествовавших таинственному исчезновению.

Эти провинциальные страсти по своему содержанию напоминают сюжет The Archers, одной их старейших радиодрам на BBC, выходящей на протяжении более 65 лет. Тем не менее, элементы фантастики и мистики придают игре неповторимую атмосферность.

Лёгкая для понимания и короткая таит в себе множество тайн и неожиданных сюжетных поворотов. Суть геймплея состоит в изучении видеозаписей допроса женщины, подозреваемой в совершении преступления, и сопоставления улик. Сперва непонятно, ни кто она, ни почему её допрашивают, ни откуда у неё в руках неожиданно появляется гитара, однако избежим спойлеров, лишь посоветовав пройти этот занимательный детектив самостоятельно.

Наглядное доказательство тому, что даже игры с графикой и анимациями из RPG Maker способны задеть за живое. Сюжет To The Moon напоминает события фильма «Вечное Сияние Чистого Разума» в своих попытках проникновения вглубь подсознания главных героев с целью разобраться в истинной природе их отношений. Эта грустная и очаровательная игра, пожалуй, самое трогательное из когда-либо созданного в стилистике 16-битного пиксель-арта. И не последнюю роль здесь играет сердцещипательный саундтрек.

Возможно, чуть менее удачное перерождение серии, чем консольная Championship Edition, так и не получившая порт на ПК, тем не менее, CE DX предоставляет невероятно забавный новый взгляд на оригинальную концепцию Пакмэна. Серия убийств призраков повышает темп игры до невероятных скоростей, а энерджайзеры появляются в лабиринте в огромных количествах после прохождения каждого уровня, тем самым превращая CE DX в полу-аркаду, полу-головоломку.

Достижение высокого счета требует опыта, стратегии и внимательности, и на гонку за очками можно потратить как 10 минут, так и весь вечер, попутно сменяя общий вид уровней с кислотно-трипового, до Lego-образного.

Отвлечь своего ребенка от компьютерных игр и различных приложений на планшетах и смартфонах – подча нелегкая задача для многих родителей. Но при этом родители не всегда могут предложить интересную для детей альтернативу в виде подвижных или настольных игр. Сегодня мы расскажем вам, во что можно поиграть всей семьей, чтобы никому не было скучно.

Игры на свежем воздухе не только приносят пользу для здоровья, но и развивают в детях такие качества, как ловкость, сила, смекалка и творческое мышление. В эти игры можно играть на детской площадке, на природе, на газоне в загородном доме, а дополнительного реквизита понадобится совсем немного.

Мячик вверх!

Для этой игры понадобится мяч, с которым водящий становится в центр круга, созданного другими игроками. Он как можно выше подбрасывает мяч со словами «Мячик вверх!» (можно придумать собственное слово-сигнал), а в это время игроки разбегаются от него как можно дальше (при этом нельзя прятаться за деревья и другие предметы). Когда водящий ловит мяч и кричит «Стоп!», игроки должны замереть на месте и не двигаться (если кто-то не остановился по сигналу, то должен сделать три больших шага в сторону водящего). Теперь задача водящего бросить мяч и запятнать им одного из игроков, если ему удастся это сделать, то этот игрок становится водящим в следующей игре. Если запятнать никого не удалось, то водящий вновь становится в круг.

Брезентовый баскетбол

Вам понадобится кусок брезента, в котором следует прорезать отверстия разного диаметра (только не меньше имеющегося мяча), обклеить их края цветным скотчем и присвоить каждому отверстию стоимость в очках. Затем игроки по очереди кидают мяч, победителем считается тот, кто за 10 бросков наберет максимальное количество очков. Можете усложнить задачу и каждый бросок делать на большем расстоянии от брезента, чем предыдущий.

Уличный твистер

Эту игру можно приобрести в магазине, а можно и самостоятельно нариовать на асфальте цветными мелками контуры кругов (если вам не жалко свой газон, то можете нарисовать круги на нем специальными красками на водной основе, которые смываются после дождя). Вы сами определяете размер игрового поля и величину цветных кругов, а если хотите круги одинакового размера – возьмите картонную коробку, вырежьте в ней отверстие и используйте как трафарет.

Паутинка

Найдите во дворе два стоящих рядом дерева или трубы и протяните между ними две веревки сверху и снизу, чтобы получилось «окно». Теперь пусть дети (да и взрослые тоже) прыгают через «окно» так, чтобы не задеть веревки. Это развивает у детей ловкость и координацию движений, учить прыгать в высоту и определять на глаз расстояния между предметами. Затем задание следует усложнить: между двух веревок натяните еще несколько наподобие паутины, пусть теперь участники пролезут через преграду, не задев веревок и не оборвав их.

Тяни-толкай

Это необычное состязание в беге, потому что бегать придется парами. Игроки становятся спиной друг к другу, взявшись за руки. Теперь каждая пара должна преодолеть расстояние от одного ориентира и обратно, не отрывая спины друг от друга и не разрывая рук. Сначала вперед бежит и тянет за собой другого игрока один участник, обратно они бегут уже наоборот – тот, кто толкал, становится тем, кто тянет, стараясь при этом передвигаться синхронно со своим сиамским близнецом. Побеждает та пара, которая быстрее преодолеет расстояние туда и обратно.

Ледяные богатства

В жару эта игра вызовет у детей полнейший восторг. Заморозьте в формочке кубики льда, положив предварительно в каждую формочку по маленькой игрушке или другому «сокровищу» (это могут быть, например, цветочки или листья растений). А можете покрасить воду пищевыми красителями, тогда у вас будут разноцветные «драгоценные камкни» с богатствами. Раздайте их детям, и пусть пытаются растопить лед руками, теплым дыханием или другими способами. Только осторожно, чтобы они случайно не проглотили сюрприз!

Для того, чтобы не вызвать у ребенка переутомления, следует время от времени чередовать подвижные игры со спокойными.

Фанты

Это старая добрая игра, в которую любят поиграть и дети, и взрослые. У каждого игрока собирается по одному предмету и складывается в мешок. Одному из игроков завязывают глаза и он должен придумать задание для хозяина каждой вещи, вытащенной из мешка ведущим. Можно поступить и иначе: перед началом игры каждый участник пишет записочки с заданиями и складывает их в мешок, затем мешок пускают по кругу и каждый должен вытащить свое задание на этот кон. Придумать можно всё, что угодно: спеть песню, сидя под столом, подарить цветы первому вошедшему в комнату или даже выгулять утюг.

Шляпа

Все участники придумывают слова, пишут их на бумажках и кладут в шляпу. Затем делятся на пары, и тут начинается самое интересное: за одну минуту сначала один участник пары, затем другой должны объяснить друг другу как можно больше понятий, которые написаны на вытащенных из шляпы бумажках. Если играете с детьми, то следует, конечно, избегать таких слов, как «ревербиратор», «гидроэлектростанция» и «сомнамбула». Побеждает та пара, у которой будет больше всего отгаданных за 2 минуты слов.

Крокодил

Перед началом игры выбирается ведущий и объясняющий. Ведущий говорит объясняющему какое-то слово, а он с помощью жестов, мимики и движений должен объянить его всем остальным. Объясняющему запрещается произносить любые звуки, показывать или использовать окружающие предметы, но если слово сложно объяснить целиком, то можно показать, что он объясняет его по частям. Игрок, который догадается, о чем идет речь, в следующем туре сам становится объясняющим, а загадывает слово тот, кто кривлялся перед участниками в прошлом раунде.

Падающая башня

В магазинах игра игра продается под названием «Дженга», но ее можно сделать и самостоятельно. Для этого понадобится около 50 деревянных брусочков длиной 25 сантиметров, а шириной и высотой – около двух. Затем следует построить башню, чередуя продольную и поперечную укладку кирпичиков. Затем игроки по очереди аккуратно вытаскивают по одному бруску и устанавливают его на вершину башни. Проделывать это необходимо максимально аккуратно, иначе башня рухнет. Тот игрок, в результате действий которого произошло обрушение, считается проигравшим.

Приятно провести время в веселой компании друзей, устроив необычный чемпионат. Игры важны не только для малышей, но и для взрослых, ведь они могут сплотить нас еще сильнее. К тому же, это отличный способ помочь новым приятелям влиться в коллектив, а не стоять одиноко весь вечер у стенки. Мы выбрали 10 популярных игр, которые позволят вам хорошо провести время. В нашей статье вы найдете разнообразные развлечение, тренирующие ум и развивающие гибкость тела.

Когда речь заходит об играх для большой компании, многие в первую очередь вспоминают о «Мафии», покорившей весь мир и снискавшей немало поклонников. Для игры в интеллектуальный детектив вам понадобится колода специальных карт, которые можно приобрести в Интернете или нарисовать самостоятельно. Так же можно создать собственные шаблоны карт и заказать их распечатку в любой редакции. Ну а если вышеперечисленные варианты не подходят, возьмите самые обычные карты и договоритесь с друзьями, какие роли вы им придадите. Например: пики – Мафия, пиковый туз – Босс мафии, червовый валет – Доктор, червовый король – Комиссар и так далее. Чтобы игроки не подглядывали друг за другом, желательно надевать маски либо повязки, как только город засыпает.



Суть игры
В игре условно существуют три стороны: Мафия, Мирные Граждане и Маньяк. Цель мафиози – убивать игроков ночью и казнить днем, выдавая себя за положительных героев. Цель Граждан – найти и казнить Мафию. Маньяк – особа своевольная, убивающая всех без разбору.
Персонажи
В классической версии присутствуют активные и пассивные персонажи. Ведущий – пассивный персонаж, не влияет на ход игры, но согласовывает действия всех ее участников.
Злые персонажи: Мафия (состоит из Босса и его подручных), Маньяк.
Добрые персонажи: Комиссар, Доктор, Мирные Граждане.
Мирные Граждане являются пассивными игроками: по ночам они спят, зато могут голосовать днем, отправляя неугодных на смертную казнь.
Мафия просыпается по ночам.
Босс Мафии выбирает жертву, которой нанесут удар. В случае гибели Босса его пост занимает другой мафиози.
Маньяк ночью наносит удар любому игроку.
Комиссар может ночью проверить любого игрока. Если к этому игроку приходила Мафия или Маньяк, проверка Комиссара отпугивает преступников, спасая жизнь игроку.
Доктор так же делает свой ход по ночам и может вылечить любого (одного игрока), отменив убийственный ход Мафии или Маньяка.

Ход игры

Игра делится на промежутки – день и ночь. В первый день Ведущий раздает игрокам карты, после чего наступает первая ночь. В первую ночь (по команде Ведущего) игроки по очереди просыпаются, давая ему понять, у кого какая роль. Мафия знакомится друг с другом и выяснеет, кто получил роль Босса. Днем просыпаются все игроки. Ведущий вкратце описывает события минувшей ночи. Например: «Мафия нанесла удар, однако визит Комиссара спугнул бандитов. Маньяк всю ночь зверски издевался над очередной жертвой, но Доктору удалось спасти бедолагу». Эти подсказки позволяют игрокам вычислить соперника. Затем следует голосование, в ходе которого каждый игрок может предложить кандидатуру для казни. Внимательно изучая аргументы и подозреваемых, можно вычислить мафиози, поскольку они, как правило, единодушны на дневном голосовании. Однако ловкие игроки умеют пускать пыль в глаза, обвиняя друг друга днем (но лишь в том случае, если казнь соратнику явно не грозит). После казни карта убитого вскрывается и все видят его роль. Затем на город опускается ночь и активные игроки вновь делают свой ход. Игра заканчивается победой Мирных, если убиты все Мафы и Маньяк. Мафия побеждает, когда остается в большинстве. При удачном стечении обстоятельств может выиграть Маньяк, оставшись один на один с пассивным игроком.

Помимо классического сюжета существует множество различных вариантов игры. Советуем выбирать на роль Ведущего самого креативного приятеля, обладающего отменным чувством юмора. В своих состязаниях вы можете использовать отсылки к различным книгам и фильмам. Так, например, популярным стал сюжет о вампирах и оборотнях, где роль Босса играет граф Дракула, от недугов лечит доктор Франкенштейн, а Комиссар превращается в Хельсинга или Баффи. Чем больше у вас друзей, тем больше персонажей можно ввести в игру, сделав ее еще веселее!

Увлекательная забава «Твистер» даст вам повод посмеяться над неловкими позами своих друзей, а заодно – позаниматься спортом, ведь в ходе игры придется выгибаться, тянуться руками и ногами до разноцветных кружков и пытаться удержать равновесие.

Ход игры

Ведущий крутит специальную стрелку, задавая каждому игроку определенную позу (например, левая рука на зеленый круг, правая нога на желтый и т.д.). Побеждает тот игрок, которому удастся устоять на поле, выполнив все приказы ведущего. Если игрок коснулся поверхности поля в неверном месте, он автоматически выбывает из игры.

Одним из самых популярных молодежных развлечений заграницей является игра «Вопрос или желание». Для определения очереди игроков можно использовать указатели (например, бутылочку) или же передавать ход по часовой стрелке.

Ход игры

Игрок А предлагает игроку Б один из двух вариантов действий: вопрос или желание. Если игрок Б выбирает вопрос, то игрок А может спросить его о чем угодно. Если игрок Б выбирает желание, то игрок А может приказать, что угодно. Женатым парам лучше не играть, ведь вопросы могут оказаться слишком уж личными и каверзными. Лучше всего эта потеха подходит для холостых парней и девушек.

Детективная викторина, развивающая смекалку и фантазию, является разновидностью популярной игры «Данетки».

Ход игры

Ведущий описывает какую-либо ситуацию (чаще всего речь идет об ограблении или убийстве), а вы, задействовав логику и воображение, стараетесь разобраться в произошедшем. Ключ к решению всегда кроется в самой задаче.

Примеры загадок

1) Посреди пустыни найдено тело мужчины, рядом с которым лежал рюкзак. Мужчина был абсолютно здоров, ни голод, ни обезвоживание не стали причиной смерти. От чего он погиб?
Отгадка: ключом к решению является рюкзак, в котором находился парашют, а бедолага погиб от того, что парашют не раскрылся.

2) Посреди супермаркета обнаружено тело охранника. На мужчину не нападали, погиб он не от болезни. Рядом с ним была лишь табличка. Что произошло?
Отгадка: наверняка вам доводилось замечать таблички в магазинах, на которых стоит надпись «Мокрый пол». Очевидно, что охранник поскользнулся на влажном полу и ударился при падении.

3) Рядом со спортивной площадкой найден мужчина, погибший при загадочных обстоятельствах. На его теле нет видимых ранений. Детективы заметили неподалеку мяч. Что произошло?
Отгадка: тяжелый баскетбольный мяч, вылетев за пределы площадки, угодил бедняге в голову.


У данной игры множество названий и вы, наверняка, с ней знакомы. Особую популярность она приобрела после выхода фильма «Бесславные ублюдки».

Ход игры

Каждый участник пишет на стикере имя (литературного персонажа, киногероя или реального человека). Листки раздаются игрокам (игрок не должен видеть слов на своем листке) и крепятся на лоб. Задавая вопросы другим участникам, игрок должен отгадать своего персонажа. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».

Пример загадки
Игрок 1: Я человек?
Игрок 2: Нет.
Игрок 1: Я герой фильма?
Игрок 2: Да.
Игрок 1: Я плююсь огнем?
Игрок 2: Да.
Игрок 1: Я дракон Дрогон?
Игрок 2: Да.

Раунд выигрывает игрок, давший верный ответ, задав наименьшее количество вопросов.

«Черная шкатулка» представляет собой разновидность игры «Что? Где? Когда?», где вместо классического черного ящика используется черная шкатулка. Особенность игры в том, что все вопросы и ответы являются несколько фривольными: они связаны с сексом, выпивкой и т.д. В телевизионной версии подобных вопросов вы бы не услышали.

Ход игры

Ведущий задает вопрос, связанный с предметом, лежащим в черной шкатулке. Через минуту игроки должны ответить на вопрос. Кстати, использовать черную шкатулку вовсе не обязательно, она может быть условной.

Пример вопроса для «ЧШ»
Актеры популярного мюзикла «Кошки» крепят микрофоны под трико. Артисты часто танцуют и (для защиты от пота) на микрофоны надевают ЭТО. Внимание вопрос: что лежит в черной шкатулке?
Ответ: презервативы.


Данная викторина позволит проверить свою эрудированность и посоревноваться в скорости мышления.

Ход игры

Один из игроков (пропускающий данный раунд) загадывает ведущему известное крылатое выражение, пословицу или поговорку. Ведущий сообщает количество слов в заданном предложении. Игроки должны отгадать фразу, задавая ведущему столько вопросов, сколько слов во фразе. Вопросы и ответы могут быть абсолютно любыми. Однако каждый ответ может состоять лишь из одного предложения и должен содержать 1 слово загаданной фразы.

Пример загадки
Ведущий: Фраза содержит 3 слова. Игрок может задать 3 вопроса.
Игрок: Который сейчас час?
Ведущий: Зри на стену, где часы висят.
Игрок: Есть ли жизнь на Марсе?
Ведущий: Ученые расходятся в этом вопросе.
Игрок: Кто виноват?
Ведущий: Корень проблемы сокрыт от наших глаз.
Ответ: загадан афоризм Козьмы Пруткова «Зри в корень».

Наверняка вам всем хорошо знакома игра «Крокодил», во время которой один участник молча показывает загаданное слово группе отгадывающих игроков. В подставном «Крокодиле» правила несколько иные.

Увлекательные квесты в стиле «Найди выход из комнаты» стали одним из самых модных развлечений. Практически в любом городе существуют квеструмы, в которых (за умеренную и не очень умеренную плату) для вас устроят целое представление.

Ход игры

Команду закрывают в незнакомом помещении, из которого она должна выбраться за определенный отрезок времени. Игроки ищут загадки и подсказки к различным секретным ящикам с новыми ключами. Решив все задачи, команда находит главный ключ, отпирающий дверь на свободу. Если у вас есть просторная комната и неиссякаемая фантазия, вы сами можете придумать сценарий квеста. Созывайте друзей, оставляйте для них подсказки и посмотрите, как они справятся с заданием.

«Литрбол» – взрослая игра в стиле «кто кого перепьет». Историки утверждают, что различные ее аналоги существовали испокон веков в любых уголках планеты. Желающие померяться умением перепить соперника появились как только человечество изобрело алкогольные напитки. Говорят, что подобные игры особенно нравились древним грекам и Петру I. В странах СНГ популярны т.н. «Пьяные шашки», в которых вместо белых и черных шашек используют рюмки с водкой и коньяком либо бокалы со светлым и темным пивом. Как только вы «съедаете» шашку соперника, нужно выпить содержимое этой рюмки и убрать ее с доски. Более продвинутые игроки отдают предпочтение «Пьяным шахматам». Для партии на рюмках маркером рисуют силуэты шахматных фигур.

Однако в «Пьяные шашки» и «Пьяные шахматы» могут играть лишь 2 человека, поэтому мы рассмотрим вариант для более многолюдной компании. Речь пойдет о студенческой забаве под названием «Пивной пинг-понг» (или «Пиво-понг»).

Ход игры

Вам понадобятся пластиковые стаканчики, стол, мячик для пинг-понга и пиво. Мно-о-о-ого пива. Участники разбиваются на 2 команды. Судья разливает пиво по стаканам и размещает их поровну по обе стороны стола, выстроив стаканы в форме треугольника. Соревнующиеся по очереди должны бросить мячик в стакан соперника. Если мячик опустился в стакан, попавший игрок выпивает пиво из данного стакана, убирает пустую посудину со стола и получает право повторного броска. Побеждает команда самых метких, опустошивших все стаканы противника.

Внимание: любимая потеха студентов может привести к алкогольному отравлению. Советуем брать стаканчики поменьше, дабы потом не было мучительно больно за бесцельно убитую печень.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь