Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды во второй группе раннего возраста (от 2до 3 лет).

В речевом центе

Речевой центр

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Оборудование речевого уголка в группе раннего возраста:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений дыхательной гимнастики;

в) пальчиковой гимнастике.

  1. Словесные дидактические игры.
  2. Предметные картинки.
  3. Различные виды театров.
  1. Картинки:
  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. Начинается овладение во второй группе раннего возраста с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Оборудование речевого уголка в младшей группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  1. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

  1. Ширма для театра и атрибутика.

9.Наглядный материал:

  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в средней группе (от 4 до 5 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

. Оборудование речевого уголка в средней группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Деталями предметов (составные части игрушек, части тела животных).

9.Наглядный материал (дополняется) :

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Различные виды театров.

Мнемотехника: на ряду с мнемоквадратом (рисунком) добавляется мнемодорожка. Мнемодорожка – это кодировка слова или маленького словосочетания изображением, т.е.весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

  1. Пособия с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол); для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в старшей и подготовительной к школе группах.

Центр речевого развития, представляющий возможность детям действовать индивидуально или объединяться по парам Пособия для речевого центра периодически обновляется, что позволяет поддерживать интерес к коммуникации.

В речевой центр включены следующие пособия и атрибутика:

- материал по развитию артикуляционной моторики для индивидуальной работы (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках);

- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.

- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;)

- пособия по мнемотехнике - мнемотаблица (т.е. схема со символами-заместителями) и мнемодорожки (алгоритмы).

- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Разнообразные виды театра и атрибутика.

«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС во второй младшей группе. Никифорова А.О. Группа №13

1.Формирование словаря 1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. 2. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. 3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). 4. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет, шуба - пальто - дубленка). 5. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Задачи речевого развития в соответствии с требованиями современного ФГОС:

2.Формирование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п - б - т - д - к - г; ф - в; т - с - з - ц). 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

3.Формирование грамматического строя речи 1. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). 2. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. 3. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм»).

4.Формирование связной речи 1. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 2. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж». При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

Используем материал с уголка познания: Д идактические игры на развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). пресноводные» и др. 1.Формирование словаря

2.Звуковая культура речи

Грамматический строй речи Связная речь

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по окружающему миру в соответствии ФГОС во второй младшей группе «Водичка, водичка»

Комплексное занятие в соответствии ФГОС во второй младшей группе «Водичка, водичка»Цель: Закрепить знания свойства воды (чистая, холодная, горячая, теплая) Закрепить знания предметов туалета и их на...

Комплексное занятие в соответствии ФГОС во второй младшей группе «Водичка, водичка»

Цель: Закрепить знания свойства воды (чистая, холодная, горячая, теплая) Закрепить знания предметов туалета и их назначения. Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков. Вызвать...

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).






Педагогическая работа с детьми в младших группах: воспитание правильного физиологического дыхания; уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков; уточнение произношения в звукоподражаниях; систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики; развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.


В средней группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания; расширение и активизация словаря; рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира; знакомство с правилами ведения диалога через театрально-игровую деятельность; побуждение к высказываниям разного типа; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.


В старшей группе: развитие артикуляции и правильного произношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизация словаря; упражнение в использовании в речи слов- обобщений; упражнение в использовании в речи числительных; развитие диалогической речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.


В подготовительной к школе группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания,интонационной выразительности речи; расширение и активизация словаря; составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях,в театрализованной деятельности; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных. видов детской деятельности


Организация речевого уголка ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) для развития правильного звукопроизношения для развития правильного звукопроизношения для развития артикуляционного аппарата для развития артикуляционного аппарата для развития речевого дыхания для развития речевого дыхания для развития мелкой моторики для развития мелкой моторики словесные игры чистоговорки,стихи, приговорки,потешки чистоговорки,стихи, приговорки,потешки


КАРТИНКИ по лексическим темам с изображением явлений природы с изображением явлений природы с изображением предметов домашнего обихода с изображением предметов домашнего обихода с изображением основных частей предметов с изображением основных частей предметов с изображением труда взрослых с изображением труда взрослых с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением действий с изображением действий с изображением предметов во множественном числе с изображением предметов во множественном числе для согласования существительных с числительными для согласования существительных с числительными начиная со средней группы предметные и сюжетные для составления описательных рассказов предметные и сюжетные для составления описательных рассказов


Настольно-печатные игры; игры для развития мелкой моторики: шнуровки, пазлы, мозаики, «сухие бассейны»; начиная со средней группы схемы для составления описательных рассказов; картинки с постепенно развивающимся сюжетом; репродукции картин известных художников; индивидуальные зеркала; игры для развития фонематического слуха.


Каталог В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме: 1.Дидактические игры и упражнения: а)для развития звукопроизношения; б)для развития речевого дыхания; в)для развития артикуляции; г)для развития фонематического слуха; д)для развития мелкой моторики; е)словесные игры; ж)настольно-печатные. 2.Картинки,картины и репродукции картин.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь