Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Культура ногайского народа

6. Обряды, связанные с рождением ребенка

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.110 .

В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.111 .

Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца - "тунгъош".

Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.

"Рожала женщина в той же юрте, где жила до замужества. При родах присутствовали мать, и ее енге (сноха). Роль акушерки выполняла опытная бабка - повитуха" Там же - стр. 111 .

Отрезав и завязав пуповину ребенка, бабка опускала его в соленую воду, пеленала и соблюдая обычай "аналык" (материнство) передавала пососать грудь другой женщине из дома или соседке. Эта женщина получала от семьи подарок - серебренное кольцо. "Суът ана" (молочная мать) становится как бы второй матерью ребенка бала почитаема им всю жизнь.

С материнско-родовым началом можно связывать обычай, согласно которому родители, после того как внук или внучка отнимались от груди, нередко воспитывали их сами.

Очень важным моментом, сопровождавшимся целым рядом религиозно-материнских обрядов, было торжественное укладывание ребенка в люльку "бесик" через неделю после рождения. В это день собирались близкие родственницы, которым хозяева дома устраивали богатое угощение. Гости приносили подарки ребенку и бабке. Когда все были в сборе одна из родственниц приносила младенца в столовую семьи и передавала его в руки старшей женщины - "куртка", которая торжественно укладывала его в люльку, причем два раза намеренно неправильно. Совершая этот обряд она каждый раз, обращаясь к присутствующим: "Правильно ли я кладу? ". Те отвечали: "нет". Наконец, в третий раз она укладывала ребенка как надо.

После этого одна из женщин, которая специально держала в руках кошку тут же клала его на грудь ребенка, чтобы он спал "много и спокойно как кошка". В этот момент другая трижды подкатывала под люльку куриное яйцо со словами "юмырткадай тыгырсын" (пусть катится как яйцо). Обряд этот завершался тем, что одна из присутствующих женщин, имеющая ребенка грудного возраста, давала младенцу свою грудь.

На этих же торжествах ребенку давали имя. Обычно имя заранее одобренное семейным советом, кричали в ухо ребенка (рис.7).

"Если дети часто умирали, то пологая, что семью преследует дух смерти, через 5-6 дней, а иногда и через год после рождения ребенка инсценировали обряд его похищения или усыновления" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.114 . В таких случаях кто-нибудь из соседок или родственников уносили ребенка к себе. В новой семье ему меняли имя, надевали на левое ушко кольцо. Родители инсценировали поиски "пропавшего" ребенка через некоторое время его "находили" и "покупали" за деньги. Считалось, что семья, отдав на время ребенка в другой дом могла запутать дорого "нечистым силам".

Через год-полтора ребенка отнимали от груди, столько же, а иногда и больше держали в люльке. Молодая мать не имела право качать своего ребенка в люльке, держать его на руках при старших - эти обязанности выполняли старшие женщины или девочки подростки. Колыбельные песни обычно пела бабушка такого содержания:

Почему не ложился мой маленький?

Почему все время плачешь?

Солнце пошло на закат,

Солнце спряталось, не видно

Все в мире живо сном.

Ушли спать и птицы,

Курица, цыпленок - все спят ночью

Спи, мой глаз не плачь

Перестань меня мучить.

Закрой глаза, что бы заснуть

Сон - лекарство для существования Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.116 .

После шести месяцев или года ребенку впервые стригли волосы. Для этого ребенка везли к деду или дяде по матери.

Как все исповедующие ислам, ногайцы делали своим сыновьям обрезание. Обычно, это осуществлялась в возрасте от двух до восьми лет. Для этой процедуры семья приглашала муллу.

Детей воспитывали в строгости, беспрекословном послушании, уважения к страшим. Мальчиков с раннего возраста приучали к труду по дому и хозяйству. Девочек учили кроить, шить и вышивать,

Светского образования дети не получали. Зато в каждом ауле было примечетская школа, где учили читать Коран. Особое место уделялось физической подготовке мальчиков.

В вечерние часы дети слушали традиционную музыку, обычно в исполнении деда. Песни деда об удальцах-батырах воспитывали в ребятах храбрость.

Изменение коснулись обрядов, связанных с рождением ребенка. Исчез старый порядок, согласно которому роженица рожала с помощью бабки на полу. Ногайки теперь рожают в больничных условиях. По традиции ногайцы часто дают детям имена своих покойных предков.

7. Аталычество

"Существовавший у многих народов под различными под различными названиями общественный институт аталычества, согласно которому дети отдавались на воспитание в другие семья, бытовал у ногайцев" Там же - стр.118 .

Первая форма аталычества заключалась в том, что ребенка сразу же после появления на свет передавали на воспитание в другую семью. Передача на воспитание осуществлялась следующим образом: еще до рождения ребенка для этой цели намечалась семья. При отдаче на воспитание требовалось, чтобы жена аталыка была здоровой кормящей матерью. В день рождение ребенка или на кануне прибывала в дом кормилица. Она оставалась в доме до тех пор, пока младенец не был наречен именем. После пира, посвященного наречению именем, который происходил с участием аталыка и его родни, ребенка перевозили в дом воспитателя. Жена аталыка кормила грудью и своего и чужого ребенка. Но если она чувствовала, что молока двоих не хватает, то предпочтение должна была оказать второму. Кормилица должна была избегать новой беременности, в противном случае ребенка тут же отбирали и отдавали в новую семью.

Срок пребывания воспитуемого в старину колебался от двух лет и вплоть до совершеннолетия. В конце 19-20 веков ребенок находился у аталыка обычно до трех лет. Семья аталыка должна была за свой счет кормить, одевать воспитанника, учить военному делу, управлению хозяйством, стрельбе, а иногда и грамоте.

Воспитанницу семья учила будущим обязанностям хозяйки. Она должна была много времени уделять рукоделию, золотому шитью и т.д.… Аталык вместе с женой время от времени на несколько дней отвозили ее домой. Иногда родители навещали.

Готовя воспитанника к возвращению в родительский дом, богатые справляли ему красивую одежду, дарили дорогого коня, скот, а бедные ограничивались скромными подарками.

Возвращение воспитанника сопровождалось целым рядом торжественных церемоний. Родители готовили богатое угощение. Члены двух семей, отныне связанные крепкими узами дружбы, выступали с благодарственными речами.

8. Кровная месть

Даже убийство среди ногайцев случалось редко. Если это случалось, то убийцу назвали "выпивший кровь". Когда убийство было преднамеренным, родная убитого старались отомстить за кровь. Это должен сделать самый близкий родственник по отцу - прежде всего родной брат, а при отсутствии двоюродные, троюродные. Почти всегда это кончалось миром. "До того как объявлялся мир, убийца и его близкие родственники должны были находится под защитой влиятельного аульчанина или князя. Соблюдая обычай, за кровь убитого вносили выкуп. Если был убит кормилец семьи, то убийца всю жизнь должен помогать ей их своего хозяйства.

Примирение происходило следующим образом: через несколько дней после похорон убитого люди аула - аксакалы, мурзы - устраивали обряд "лицезрения" во время которого враждующие стороны должны были несколько минут постоять лицом к лицу в 20-30 шагах" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.132 .

Примеряющие размещались между ними, увещая из прекратить вражду. После перемирия обе стороны расходились по домам.

Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка "ЛИМПИК"

Рассмотреть существующий регламент внедрения новых секций в структуре работы кампании. Запустить к реализации проекты «Мастерская-Z» и «Lympik BEATbox CLUB» на базе Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»...

Библиотека и семья

Быт древних римлян

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Дети при рождении, по условленному ритуалу опускались на землю...

Жизнь современных девочек

2.1 Самые популярные куклы Совсем недавно мы знали только одну куклу-иностранку -Барби. С ней знакомы все мои сверстницы. Стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина...

Искусство скандинавских народов V-VIII веков

Обряды кремации и ингумации совершались бок о бок, и общих правил погребения не существовало. Сожжение остается более популярным в Центральной Швеции, что, возможно, связано с популярностью в этом регионе культа Одина...

Культура ногайского народа

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа)...

Культура, традиции и обряды Кореи

В традиционной Корее рождению детей (точнее, детей мужского пола) придавалось огромное значение, так как в соответствии с господствующими представлениями они не только служили продолжателями рода, но и, принося жертвы душам своих предков...

Мифология восточных славян как источник народной художественной культуры

Обряд - это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего - порядку в мире духовном. Обряд не есть нечто оторванное от жизни, условное...

Обрядовый театр

Слово "календарь" восходит к латинскому "calendae" (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу "calare", что означает "выкликать": в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца...

Основные функции библиотечного обслуживания

библиотека обслуживание читатель В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции: ь социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные...

родильный обряд крещение православный Безусловно, обрядово-магическая деятельность сочеталась с рациональными действиями, основанными на народном практическом опыте и медицинских знаниях, передаваемых устно из поколения в поколение...

Родильно-крестильный обряд как один из основных элементов семейной обрядности

Представления о младенце как существе иного мира, мира неживых, отразилось в поверии о появлении детей. Объясняя детям деторождение в иносказательной форме, связывали его с колодцем, родником: поясняя, "что ребенка зачерпнули в колодце"...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. }

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь