Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

17)

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

20)

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

21)

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

22)

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

23)

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

24)

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

25)

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая — стакатто

Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Автор – В. Прозоров

Несколько приемов распевки для вокалистов.

Распевка

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое ! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки.

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

Распевка 1

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную поз у. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное - быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала...теперь вдыхаем и пробуем помычать - то есть издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос» Звук можно записать как “вф-вф-вф ” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание – звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.
Подсказка - чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение – прекращайте и делайте паузу.

Распевка 2

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.
Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза)
То же самое только по всем нотам до квинты.
Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо - о - о - о - о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка - гамма . Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на "ре" и "си" - они должны быть "овально-вертикальные". "Си" и "фа" имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструментуСоветы по эффективной распевке

После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.
- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.
- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку
- Не напрягайтесь.
- Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

Любой спортсмен перед соревнованиями или при подготовке к ним разминается. Как в спорте, так и в вокале перед основным занятием или выступлением правильно «разминайте» голос. Эта статья о том, как распеться перед пением. Если вы – новичок и совсем не представляете, что это и зачем нужно, можете начать с вводной статьи Распевки для голоса .

Что делать с дыханием при распевке?

Чтобы правильно и эффективно распеваться перед пением: встаньте свободно, в удобную позу, расслабьтесь. Вдыхайте размеренно, через нос. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, его нужно сделать более коротким, а потом вернуться к упражнению еще раз и пропеть целиком на одном выдохе.

Между упражнениями дышать как обычно, короткими вдохами.

Какие мышцы задействованы в упражнениях по вокалу?

Помимо мышц языка, губ и гортани в упражнениях для вокала обязательно работает живот, мышцы пресса. При взятии высоких нот пресс напрягается сильно, при пропевании низких расслабляется. Мышцы шеи не должны напрягаться и уставать, шею не вытягивайте вперед. Почувствуйте комфорт.

Как распеться в домашних условиях, сколько распевок необходимо пропеть?

Ответ на этот вопрос – в ваших данных. Распевок нужно столько, чтобы не перенапрячься, оставить силы и для выступления. Вместе с тем за комплекс занятий вам нужно подготовить дыхание, дикцию и сам голос.

Распевайтесь до тех пор, когда почувствуете острое желание петь – и при этом ничего не першит и не мешает. Это значит, аппарат готов к работе.

Если вы упражняетесь без педагога, старайтесь правильно распеться в домашних условиях. Следите за качеством. Обязательно прослушивайте себя на аудио или – еще лучше – на видео.

Обратите внимание на сам звук, на телодвижения, на мимику. Если заметили дискомфорт при пении или неестественные движения, подкорректируйте сами или обратитесь к преподавателю.

Совет от Артвокал.ру: распеваемся дома, не торопясь и улыбаясь, направляя звук в верхние зубы.

Как понять, что правильно распелись перед пением?

Перед концертным выступлением важно хорошо распеться и не устать. Несколько рекомендаций от нашей школы пения в Москве Артвокал.ру:

  • Если каждая следующая распевка получается проще, легче, чем предыдущая;
  • Если голос свободен и нет дискомфорта;
  • Если верхние и нижние ноты диапазона звучат ярко и наполненно;
  • Если «душа поет» и просится на сцену.

Чтобы распеть голос, можно выполнять самые простые упражнения, но главное, чтобы они были выполнены правильно. Если вы следили за дыханием, за мышцами пресса, за подачей звука и не слишком при этом устали, то можно сказать, что распелись вы правильно. Умение правильно распеваться перед выступлением – уже половина успеха. Распевка нужна как начинающим, так и опытным певцам.

Как быстро распеться перед выступлением?

Если у вас есть всего пять-десять минут перед концертом, главное – система. Заранее подберите для себя самые действенные распевки и всегда применяйте их.

  • Начните с дыхания. Успокойте его и приведите в тонус. Достаточно одного дыхательного упражнения.
  • Проработайте комплексное упражнение на дикцию и диапазон. Быстро распеться помогает упражнение на звук «м», нужно просто помычать, найти верхний резонатор и помычать почти без голоса, отвлечься от технической части и просто «поймать» это звучание.
  • Попробуйте голос на отрывке произведения.

Совет от Артвокал.ру: распеваться на произведении целиком не рекомендуем, чтобы не «перегореть». Качественная постановка голоса для вокала не требует перенапряжения. Оставьте все эмоции для выступления.

Вокальные упражнения на распевку и рост диапазона

Эта подборка содержит как популярные упражнения для распевки голоса, так и новые, непривычные. Для начала настройтесь на пение, подумайте о чем-нибудь хорошем, отпустите неприятные мысли. Сразу после выполнения упражнений для разогрева голоса по хроматической гамме от середины диапазона к верхней и нижней границе можно переходить к следующим:

  • Мелодичное упражнение «мИ-и-и-и-Я-а-А» . Исполняется распевка по первым пяти звукам мажорной гаммы, например, по «до-ре-ми-фа-Соль-ми-дО», причем долгий звук «и» постепенно подводит к вершине – звуку «Я» - который должен прозвучать, как трамплин, из которого «выкатываются» «а-а».
  • «Хэй-Хэй» . Упражнение на подачу звукового потока. На энергичный звук «хэй» исполняются звуки мажорного трезвучия, например: «до-ми-соль-ми-соль-ми-до». Здесь важно следить за одинаковой звуковой подачей, энергичными движениями мышц живота. В горле избегайте зажимов: если все выполняется правильно, звук летит далеко и свободно.
  • Пропевание гаммы на одну октаву (например, от «соли» до «соли») с названиями нот или на любой гласный звук. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы при восхождении наверх гортань оставалась внизу (тогда не будет напряжения), иначе звук будет оставаться на связках.
  • Нисходящая гамма на любую гласную, например «ма-а-а-а-а».При выполнении упражнения следить, чтобы к концу распевки звук остался в верхней части лица, при необходимости подключить грудной регистр.
  • «Кна-кни-кнэ-кно-кну» .Упражнение исполняют на одной ноте (начинайте с самой удобной для вашего голоса). Следите, чтобы звук «к» был четкий и звонкий, «н» более носовой, а главная должна остаться в позиции звука «н» при пропевании.
  • Пропевание звука «в» на любой мелодии , фрагменте звуков или гамме. Это упражнение для распевки для начинающих способствует тому, что голосовые связки не страдают и не напрягаются, «работает» только ротовой аппарат (если бы, упражняясь, мы всегда задействовали связки, то они бы чересчур уставали).
  • Полезно для подготовки ротового аппарата и для разогрева голоса «порычать» : пропевать «р».
  • «Немой звук» . Упражнение помогает быстро почувствовать возможности своего голоса. Откройте широко рот и «помычите», не произнося никакого конкретного звука. Исполняется на любую мелодию или фрагмент.

Распевка для голоса - это то, с чего начинается любой вокальный урок. Она, словно физическое упражнение, развивает подготавливает их к дальнейшим нагрузкам, пробуждает. Пренебрежение подобной разминкой может привести к большим проблемам, которые будут связаны с голосом и возможностью петь. В данной статье мы рассмотрим несколько вокальных упражнений, которые необходимо знать и пропевать каждому вокалисту.

Подготовка к пению

Прежде чем вы приступите к разогреву, необходимо занять подходящую позу. Ни в коем случае не пойте сидя, согнувшись, или тем более, поджав ноги к груди. Воздух должен свободно циркулировать через все тело, мышцы должны быть расслаблены, мысли свободны. В таком состоянии любая распевка для голоса отлично разогреет связки, подготовит их к новым высоким (или низким) нотам, которые вам придется взять в серьезных произведениях.

Резонаторные разминки

Итак, для начала немного помычим. Представьте, что через все тело проходит большой канат, который своим концом достигает потолка. По нему должен выходить звук, плавно и равномерно. Такая распевка для голоса рассчитана на разработку резонаторов: верхнего и нижнего. Первый находится в переносице, а второй расположен в области груди. Если вы все время поете басом, то логично будет разрабатывать именно нижний резонатор. Если же ваш голос - сопрано и выше, то работайте через

Также наши вокальные связки отлично развивает распевка для голоса под названием «пылесос». На протяжении нескольких минут произносите звук, который представляет собой что-то среднее между «в» и «ф». Сначала глубоко вдохните, а потом начинайте выпускать воздух через рот, произнося подобный звук. Представьте, что изо рта равномерно и спокойно вытекает вода.

Вокальные упражнения

Теперь рассмотрим именно вокальные, основанные на мелодии и ладах распевки для голоса. Слова первой из них всем прекрасно знакомы: "Ми-Мэ-Ма-Мо-Му". Повторят эти слоги необходимо на одной ноте, с каждым разом повышая ее на полтона. Начинайте с самого нижнего звука, который доступен диапазону вашего голоса. Постепенно вы дойдете и до верхнего показателя. Для того чтобы упражнение стало более эффективным, вернитесь по всем пропетым нотам аналогично вниз.

Многие упражнения для распевки голоса строятся на квартовом или квинтовом звукоряде, который начинается с тонической ступени мажорного лада. Если пропевается только четыре ступени, то чаще всего растягивается слово «ми-я». На первые четыре ноты (движение вверх) приходится слог «ми», когда мы голосом спускаемся к тонике, пропеваем слог «я». Звук «ми-я» можно заменить на «зи-ма» и любые другие сочетания слогов.

Чаще всего квинтовые распевки начинают петь с пятой ступени мажорного лада, спускаясь к тонике. Один из вариантов слов - «родина моя», где каждый слог соответствует своей ноте. Постепенно такая распевка может повышать свой лад на полтона или понижать. Аналогично предыдущему случаю слова «родина моя» можно заменить на любой другой набор слогов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь