Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».


Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Здоровый образ жизни – интегрирует биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

· определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

· спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", «здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья»

· разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Представлений о ЗОЖ у детей разных возрастов.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

Рациональный режим.

Правильное питание.

Рациональная двигательная активность.

Закаливание организма.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы , которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками .

Например , человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Другой пример . Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Педагогам дошкольного учреждения и родителям необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков и умений! ) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных.
При формировании у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности - от потребности к здоровому образу жизни - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

У нас есть целью работы:

Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

· помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

· научить «слушать» и «слышать» свой организм;

· осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

· формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

· привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

· развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

· ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

Формы, средства и методические приемы при формировании ЗОЖ:

Обеспечение двигательной активности:

· утренняя гимнастика

· физкультурные занятия

· музыкальные занятия

· прогулки, подвижные игры;

· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

· зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях)

· оздоровительная гимнастика после дневного сна

· физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

· эмоциональные разрядки, релаксация;

· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

Работа по формированию ЗОЖ также осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Используются следующие методические приемы:

· рассказы и беседы воспитателя;

· заучивание стихотворений;

· моделирование различных ситуаций;

· рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

· сюжетно-ролевые игры;

· дидактические игры;

· игры-тренинги;

· игры-забавы;

· подвижные игры;

· психогимнастика;

· пальчиковая и дыхательная гимнастика;

· самомассаж;

· физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

Видное место занимают игры, прослушивание аудикассет и просмотр видеофильмов.


Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи:


Младшая группа:


1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.


2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).


3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.


4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».


5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.


Средняя группа:

  1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
  2. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.
  3. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
  4. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
  5. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности..
  6. Рассказывать о Правилах дорожного движения
  7. Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе - разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги - попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги - переоденься в сухое.
  8. Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
  9. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».
  1. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Старшая группа:

  1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения)
  1. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник - скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
  2. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила: помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
  1. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
  1. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
  1. Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны - 01.
  2. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

Подготовительная группа:

  1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?).
  2. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
  3. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
  4. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
  5. Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
  6. Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
  7. Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
  8. Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
  9. В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
  10. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

    Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

    Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

    Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.


Алина Селихова
Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности

Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она

дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы

родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир, не

понимая Даже собственных детей. Детский мир намного интереснее,

безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя - не

разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель

должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с

государственным образовательным стандартом , который определяет

требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста . В

своей работе с детьми ориентируюсь на новые подх0ды к проблемам

образования , на инновационные методики и новинки методической

литературы.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным

обществом, стараюсь активно использовать современные информационно-

компьютерные технологии в профессиональной деятельности .

С интересом знакомлюсь с передовым опытом коллег и научной,

познавательной литературой, через журналы, методическую литературу и

через интернет. Активно участвую в обсуждении насущных вопросов на

педсоветах, семинарах.

Постоянно занимаюсь самообразованием целенаправленно работаю по

расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в

свете современных требований педагогической и психологической наук. Я

должна в течении учебного года или другого периода времени углублённо

заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые

затруднения или которая является предметом моего особого интереса.

Интересуюсь и работаю по теме - воспитание у дошкольников стремления

вести здоровый образ жизни , обучение детей правилам поведения на

дороге, никогда не пропадет интерес к экологическому воспитанию. Я

человек творческий и очень важно для меня вырастить творческих и с

активной жизненной позицией детей .

На протяжении последних двух лет работаю над темой

самообразования : «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового

образа жизни в разных видах деятельности ». Считаю ее актуальной, так как

безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему

современности. А учесть, что дети - наиболее незащищенная часть

населения, познающая, исследующая окружающий мир, и как следствие

зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью , поэтому

актуальность формирования основ обеспечения безопасности

жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Чем старше дети,

тем чаще родители оставляют их дома одних, отпускают гулять около дома

на игровую площадку, а если живут рядом с какими-либо объектами

социального обеспечения (магазин, аптека и т. д., дают какие-либо

поручения, и поэтому проблема безопасности жизнедеятельности по праву

становится главной. И наша цель - подготовить ребенка к безопасной жизни

в окружающей среде - природной, техногенной и социальной.

Обучение детей правилам безопасного поведения должно проходить

на всех этапах жизни человека , и я начинаю эту работу с дошкольного

возраста , учитывая психологические основы развития ребенка :

Происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и

взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;

Идет процесс познания ценностей и смыслов жизни , формирования

основ безопасного поведения.

В исследованиях Т. И. Бабаевой, Л. И. Божович, Н. Ф. Головановой и др.

отмечается, что сфера отношений «родители-воспитатели» является

определяющей в дошкольном возрасте , Общение, контакты, совместная с

взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования

мотивов безопасного поведения и накопления опыта детей.

Рано ожидать от дошкольников , чтобы они сами находили безопасное

решение в той или. иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности

и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с

повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности,

нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Исходя из этого, я поставила цель :

формирование у детей умения обеспечивать собственную безопасность и

приучать к здоровому образу жизни .

Нельзя упускать время! Наверстать его, потом будет трудно. Каждая

наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка,

впоследствии может обернуться бедой. В связи с этим необходимо больше

внимания уделять организации различных видов деятельности по

приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь

применить в реальной жизни . П. Лич, П. Статмен в своих исследованиях

отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной

безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком

придерживаются их. Если правила кем - то забываются, то малыш мгновенно

реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет

взрослым обучить его.

Для решения поставленной цели определила задачи :

1. Систематизировать знания Детей о безопасном поведении в быту.

2. Формировать у дошкольников понятие - здоровье и его безопасность в

связи с правильным питанием.

З. Пополнить развивающую среду предметами, дидактическим материалом

для практического применения, исследования их детьми.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения и ЗОЖ у

детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов, которая

проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-путешествий.

Для решения поставленных задач данного направления, начиная со 2

младшей группы, я разработала перспективный план по основам

безопасности жизнедеятельности и привитию навыков здорового образа .

жизни , который состоит из блока «Помоги себе сам» и включает цикл

мини-проектов : «Витамины на грядке» , «Чистота - залог здоровья » ,

«Опасный петушок» , «Красный, желтый, зеленый» , «Если хочешь быть

здоров » и совместной деятельности педагога с ребенком . Согласно интересам

детей он дорабатывался, что привело к разработке другого блока «Если

дома я один», «В гостях у Светофорчика» , «Береги свое здоровье » , «Огонь

друг или враг», В него вошли темы «Опасность подстерегает» , «Опасные

предметы», «Школа пешехода» , «Пешеход на улице» , «Сохрани свое

здоровье », «Витамины укрепляют организм» , «От маленькой искры большие

пожары», «Его величество ток» и др. Каждый блок заканчивается

интересным мероприятием : развлечением, итоговым заданием, выставкой,

вернисажем, театрализованным представлением.

Так же использую в своей работе парциальную программу :

«Основы безопасности детей дошкольного возраста » Стеркиной Р. Б. ,

Авдеевой, Князевой.

Формирую привычку у детей к здоровому образу жизни . Использую

закаливающие процедуры : «дорожки здоровья » , физические упражнения

после сна, воздушные солнечные ванны, а так же дыхательную

гимнастику, динамические паузы.

Постоянно работаю над оснащением предметно - развивающей среды. В

зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются

или обновляются различные центры. Развивающая среда - это система

материальных объектов деятельности ребёнка , функционально

моделирующая содержания развития его духовного и физического обмена.

Пытаюсь обеспечить потребность детей участвовать в совместной

деятельности со сверстниками , а также побыть Одному, для этой цели есть

так называемый «уголок уединения» . Постоянно тематика шр меняется.

Считаю, что, Детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям

возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в

гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Для успешного решения поставленных задач в группе создана

комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои

желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и

укрепления здоровья и физического развития детей.

В группе расширили книжный запас. Пополнили картотеку иллюстраций

альбомами, составленными из рисунков детей на тему : «Малышам об огне» ,

«Правила поведения при пожаре» . Составляя коллекцию предметов, которые

помогают тушить пожар и предметов, которые могут стать причиной пожара,

дети закрепляли знания по безопасности при пожаре. А пластилиновая

выставка опасных предметов помогла пополнить знания об их большом

наличии Дома и закрепить правила пользования шин.

Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из

которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный

социальный опыт. Только во взаимодействии друг с другом мы можем

создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой

мир, выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице,

дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

В этих целях широко использую :

Информацию на стендах для родителей : «Сделай поездки ребенка

безопасными», «Правила на всю жизнь » , «Огонь - друг и враг

человека»;

- консультации : «Пять ступеней к безопасности вашего ребенка» , «Как

уберечься от пожаров», «Полезные ягоды» ;

- памятки : «Праздник без последствий» , «Автомобильные кресла для

- выпуск стенгазеты : «Новый год - без пожара» , «Зеленый огонек» ;

Составление альбома совместно с р0дителями «Лекарственные цветы» ,

«Опасные растения» , «Грибы съедобные - несъедобные» , «Не играй

огнем», «Красный, желтый, зеленый» , «Новые дорожные знаки глазами

детей» в который вошли рисунки, загадки, стихи, фотографии;

Семинары - практикумы, на которых р0дителей знакомлю с объемом

предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного

движения, пожар - это не шутка и здоровье ребенка т . д.);

- деловые игры и тренинги : «В гостях у Светофорчика» , «От маленькой

искры бывает большой пожар».

Всю предлагаемую информацию родители получают на консультациях

собраниях , на наглядной агитации.

Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для привития

первичных навыков в отношении безопасности и ЗОЖ.

В результате совместной работы я предполагаю, увидеть следующие

результаты к выпуску ребенка в школу :

Иметь представление :

О необходимости безопасного поведения и здорового образа жизни ;

О значимости разнообразной пищи для здоровья и ее безопасности ;

Дети должны знать :

Некоторые правила здорового образа жизни и безопасного поведения;

некоторые правила разумного поведения в различных ситуациях и

оказании первой медицинской помощи;

взаимосвязь питания и здоровья человека ;

Дети должны уметь :

Соблюдать правила безопасного поведения и здорового образа жизни .

В настоящий момент в группе наработан обширный материал по

воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников и ЗОЖ у

«Жизнь - это то , что люди больше всего

берегут».

Ж. Де Лабрюйер

Почему важно для будущих мужчин начинать вести здоровый образ жизни с малых лет.

Мужчины начинают болеть приближаясь к рубежу зрелых лет. Откуда “растут корни” всех этих болячек, которые начинают доставать нас. Все эти простатиты и геморрои, инфаркты и инсульты, гастриты и колиты. Пока мы молоды, нам все по плечу. Поднять гирю, выпить бутылку водки, выкурить пачку сигарет. Но мы не думаем, что будет с нашим здоровьем дальше. И как тяжело бывает избавиться от вредных привычек!

Это будет некий обзор способов, как привить будущему мужчине здоровый образ жизни. Потом, в будущем, такой парень будет чувствовать себя настоящим мужчиной.

Бесполезно в такой маленькой статье исследовать причины каждого недуга. Этим занимаются потом обычно врачи, как, например, они выявили недавно халязион у ребенка. А разговор нужно вести вот о чем.

О здоровом питании.

Все начинается в юном возрасте, когда прививаются первые навыки. Не раз наблюдал такую картину. Маленькому мальчику готовят еду отдельно, потому что он не ест ту пищу, которые едят родители сами. Естественно, малыш продвигаясь во взрослую жизни не может есть то, что едят все. В дальнейшем едой ему будут чипсы и кока-кола. О каком мужском здоровье может идти речь!?

В старину малышей кормили едой со своего стола. Понемножечку, по крупиночке. Где-то пережевывая еду. Но пища была та самая, которую едят родители. Потом это все запивалось молоком матери. Мужчины вырастали настоящими богатырями. Зачем что-то придумывать, когда природа сама придумала все за нас. А нормальное здоровое питание обязательно принесет свои плоды.

Как будущего мужчину приучить к занятиям физкультурой?

Многие скажут: нужно самому заниматься физкультурой и тогда будет заниматься и ребенок. Но поверьте мне, своего примера тут мало.

По моим наблюдениям, чтобы приобщить будущего мужчину к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни нужно сделать вот что:

1. Создать вокруг мальчишки атмосферу, в которой в авторитете были бы занятия физкультурой и споротом. Должен быть своеобразный культ спорта. Но без особого фанатизма, а то отобьете у ребенка всякое желание заниматься.

Если ваши друзья приходят к вам и вы пьете пиво, не ждите, что вашему сыну будет нравиться посещать какие-то спортивные секции. Скорее всего, он найдет такую же веселую компанию.

2. Очень здорово влияет на желание заниматься физкультурой окружение. Особенно в тинейджерском возрасте. Подростки уже начинают пробовать табак и алкоголь. Сначала ради интереса, а потом затягивает, что за уши не оттащишь. Вот тут и помогут физкультурные секции. У мальчика не должно оставаться времени на эти глупости. Где-то надо проявить родительский, прежде всего отцовский, авторитет. Заставить идти на занятия через “не хочу”. Но делайте это осторожно, чтобы окончательно не отбить охоту.

3. Очень трудно приучить пацанов к личной гигиене. С такой проблемой сталкиваются, наверное, многие родители. А способ простой. Идете умываться -берите с собой к умывальнику своего малыша. Мой младший сын(1,5 года) с удовольствием начищает зубы, глядя на меня. Ему это нравится!

Буду надеяться, что с возрастом желание быть чистым – умываться, принимать душ, чистить зубы – у него не пропадет.

Обязательно будет продолжение этой интересной темы. Если вас заинтересовали какие-то вопросы или вы с чем-то не согласны, пишите в комментариях.


Иммунитет и прививки

В нашей стране рождается меньше 1% здоровых детей! Эту катастрофу устроили нам медики, зарабатывающие на вакцинации (заражении) и последующем «лечении» заболевших. Это – самое настоящее массовое убийство, настоящий геноцид...

В последнее время вопрос о том, вакцинироваться или нет, встаёт очень остро. К счастью, есть врачи, рассказавшие людям правду о прививках. Некоторые из них участвовали в производстве вакцин или исследовали последствия их действия. Благодаря этому, сегодня мы имеем расширенные возможности получить информацию по данной теме, и можем с открытыми глазами с ней ознакомиться. Чтобы понять, как относиться к вакцинации, нужно знать, как работает иммунитет, что представляет собой вакцина, и как она влияет на иммунную систему организма.

Задача иммунитета

Иммунитет защищает организм от всего чужеродного, вредоносного. Как он это делает? У него есть заданная генами программа поддержания постоянства внутренней среды организма. Она включает несколько линий обороны и множество способов для защиты. А у новорождённого ребёнка – все об этом знают – есть ещё один защитник: мама. При условии правильного проведения послеродового периода, она передаёт своему дитя вместе с грудным молоком уже готовые антитела для борьбы с «вредными» микробами (антигенами). Благодаря этому малыш при естественном рождении и грудном вскармливании в принципе ничем не должен болеть до 1 года, то есть до прекращения грудного вскармливания.

У иммунитета есть одна особенность: он не выдаёт реакцию в случае, если чужеродный белок (микроорганизм) был введён в кровь внутриутробно или сразу после рождения, в период импринтинга (первичной фиксации информации). Логический вывод: если в первые часы после рождения сделать ребёнку прививку (например, против гепатита В, как принято, на 3-5 часу после рождения), он не будет болеть потому, что принимает вражеского микроба за своего?!.

Что такое болезнь

Традиционно мы считаем болезнью повышение температуры, воспалительные реакции, различные боли и т.п., и стараемся побыстрее от этих неприятностей избавиться. На самом деле все эти симптомы свидетельствуют об активном включении начальных рубежей обороны иммунитета – не специфической реакции. Если болезнетворному «чужаку» всё же удается, минуя все эти рубежи, попасть в кровь, то, примерно, на 10-й день от начала заболевания срабатывает специфический иммунитет: в крови появляются специальные вещества, уничтожающие конкретного возбудителя заболевания (антитела).

Из жизненного опыта мы знаем, что этого срока врачи часто не дожидаются, выписывают фармакологические средства. И получается, что естественная иммунная реакция обрывается . Наш иммунитет остается незадействованным и слабеет без нагрузки. Дети со слабым иммунитетом недостаточно стрессоустойчивы и болезненны, так как при таком способе лечения иммунитет постоянно подавляется. Это одна из причин того факта, что в нашей стране рождается меньше 1% здоровых детей .

О прививках

Что такое прививка? Это внесение в кровь вакцины, содержащей ослабленных или убитых возбудителей заболевания, или их токсины. Этот процесс называется искусственной иммунизацией. В идеале она как бы задумана с целью вызвать специфическую (адресную, против конкретного возбудителя) защитную реакцию иммунитета и тем самым подготовить организм ребёнка к встрече с микроорганизмом, вызывающим тяжёлое заболевание.

Считается, что прививка обеспечивает защиту на длительное время. Об этом судят по анализу крови: проверяют, есть ли в крови антитела. Но мало кто из родителей знает, что обнаружение в крови антител против возбудителя заболевания говорит о наличии в организме и самого возбудителя . Например, пожизненный иммунитет против кори говорит о наличии возбудителя кори, где-то спрятавшегося в организме.

Нам преподносят вакцинацию, как панацею и необходимое средство для поддержания здоровья. Мы стали вакцинозависимой нацией. Однако, сегодня уже известно, что прививки не всегда защищают от болезней, сами часто являются причиной болезней и даже смертей. Причём таких болезней, которых раньше даже не ассоциировали с прививками: аутизм, диабет, параличи и т.д. Откуда все эти последствия? Чтобы это понять, давайте разберёмся с составом вакцин.

Как производятся вакцины

Далеко не все родители в нашей стране осведомлены о том, как производятся вакцины. Возбудитель заболевания выращивается на питательной среде (обезьяньи почки, абортированные плоды и проч.), которая сама по себе содержит различные вирусы (обезьяньи или др.), микроорганизмы, токсины и другие загрязнения. Даже в убитом виде эта среда представляет собой грязный набор чужеродных веществ , с которым, возможно, организм бы справился, попади он на слизистые оболочки или в желудочно-кишечный тракт.

Но вакцина, мало того, что содержит ещё и опасные канцерогены (ртуть, формальдегид, алюминий), она ещё и вводится прямо в кровь, минуя естественные барьеры (предыдущие звенья иммунитета). Поэтому с подкожным введением вакцин осуществляется буквально диверсия против организма , иначе не скажешь, так как иммунитет ребёнка вынужден дополнительно бороться против до 20 чужеродных веществ, а не против одного, как мы думаем.

Достаточно сказать, что ртуть, даже в таком небольшом количестве, какое содержится в одной порции вакцины, попав в кровь, губительно действует на центральную нервную систему ребёнка, на самое ценное, что делает нас людьми: мозг . И мало кто из специалистов связывает с этим фактом гиперактивность детей, неспособность их к длительному сосредоточению, к удержанию внимания. Но зато как мы злимся, видя, что нашим детям становится всё труднее учиться в школе! Но виноваты в этом не они, а мы!

Если, суммируя все факты вакцинации, посчитать в каком количестве накапливаются в детском растущем организме поражающие центральную нервную систему вещества, и осознать, что это известно врачам… Возникает мысль о неслучайности шумихи вокруг необходимости вакцинации, настойчивость которой похожа на войну против собственного народа .

Вдумайтесь: согласно национальному календарю прививок, в первые 6 месяцев жизни неокрепшему новорождённому ребёнку делают 10 (!) прививок против 6 возбудителей, а всего к 12 месяцам жизни – 13-14 прививок против 9 возбудителей. При этом вредоносных веществ он получает, чуть ли не в 20 раз больше! В результате искусственный иммунитет приводит к иммунодефициту , истощая ресурсы иммунной системы. И это всё считается гуманным здравоохранением!

Но это ещё не всё

Как показывают исследования, проведённые ещё в 80-х годах прошлого века, «благодаря» прививкам, организм начинает бороться против собственных клеток крови. Это приводит к повышенному образованию тромбов, которое, как выяснилось, является причиной различных лёгочных заболеваний у детей, а также раннего развития рака, инсультов, инфарктов. Именно поэтому «помолодели» так называемые болезни века.

Исследования показали, что прививки становятся причиной аллергии, диабета, аутизма . При этом как бы никто не знает, почему статистика заболеваемости диабетом растёт. Сколько случаев аутизма (инвалидизации ребёнка на всю жизнь) не связывают с прививками, хотя за рубежом уже давно известно, что причиной этому является ведение мертиолята (солей ртути) вместе с АКДС-вакциной.

Известно, что прививки ведут к снижению рождаемости, повышению агрессивности, раннему началу половой жизни и бесплодию в 5-м прививаемом поколении. Вы не поверите, но Минздраву это было известно ещё более 20 лет назад. Почему же ничего не меняется? Задумайтесь, может быть потому, что действительно идёт диверсия против нашего народа ?

Существуют приказы главных врачей детских поликлиник (и мы понимаем, что это не их самодеятельность) о премировании врачей за успешное выполнение плана по прививкам. Можно свалить всё на плохую материальную обеспеченность, в которую поставили тех, кто по призванию должен стоять на страже нашего здоровья. В идеале врачи должны бы быть верны клятве «не навреди», но где же сила их духа?.. Получается, что мизерные денежные подачки приводят к «верности»… безнравственной идее поголовной вакцинации новорождённых и грудных детей.

Наша медицина – это армия, работающая по приказам. Возникает вопрос: по чьим приказам?

Сейчас уже известны факты создания на Западе вакцин, в которые специально вводятся вещества, предназначенные для сокращения рождаемости (речь идёт о специфическом белке, который выделяется организмом беременной женщины – с помощью вакцины наш иммунитет приучают, как бы «науськивают», бороться против него). Уже ВОЗ официально признаётся в СМИ о том, что паника вокруг «свинно-грипповой» вакцинации создаётся искусственно. За рубежом во многих странах люди отказываются прививаться, не будучи слепы к очевидному ухудшению базового здоровья прививаемых детей. А в нашей стране по-прежнему в приказном порядке продолжается, по сути, изничтожение собственного народа .

Почему в детских консультациях на видных местах не вывешены противопоказания и список возможных осложнений после прививки?

Почему , вопреки «Закону о прививках», врачи детских поликлиник и образовательных учреждений не объясняют каждой матери индивидуально о возможных последствиях вакцинации?

Что делать?

Дорогие родители, берите в свои руки ответственность за здоровье своего ребёнка! Это правильный выбор по 2-м причинам:

1) никто кроме вас ответственность за вашего ребёнка не возьмёт,

2) продолжение вашего рода будет точно здоровее, а значит, сильнее.

Знайте, что кашель, насморк, повышенная температура и др. – это с одной стороны, говорит об инфицировании, а с другой – свидетельствует о работе иммунитета. Наша русская генетика сильна. Верьте в совершенство организма и будьте смелыми!

Пусть на время заболевания ребёнок подольше задержится дома – выздоровев, он догонит своих сверстников в обучении. Будьте любящими, осознавайте последствия ваших действий!

По возможности, вернитесь к естественным средствам оздоровления, не жалейте на это времени и сил. Будьте разумными, создавайте условия для полноценной работы иммунной системы!

«Взять ответственность на себя» – это не простой вопрос, учитывая, что многие поколения русских людей получали искажённую информацию, например, о вакцинации. Поэтому набирайтесь знаний о сохранении базового здоровья и действуйте! Постарайтесь убрать навязанные стереотипы и посмотреть на ситуацию со всех сторон.


Похожие новости:

  • Полиомиелит – бояться или разобраться?
  • Интервью с бывшим создателем вакцин
  • Страшная правда о прививках

Светлана Юрьевна Пузикова, врач-эпидемиолог

Любая женщина легко может оказаться в состоянии, близком к растерянности, когда речь заходит о вакцинации ее ребенка. Тем более, очень легко растеряться при таком обилии вакцин от разных производителей, где один производитель добавляет один консервант, а другой - использует совсем другой адьювант, в одной вакцине - цельный ослабленный вирион, а в другой - всего лишь его фрагменты, несущие антигены. Очень немногим хочется досконально вникать в особенности той или иной вакцины, гораздо проще отказываться от прививок, мотивируя это их вредом.

Опасные мифы о прививках

В наш высокотехнологичный век, когда очень многие болезни побеждены тем или иным способом, когда в большинстве стран высок уровень гигиенической образованности населения, многие болезни по-прежнему представляют опасность. В наше время даже существует «теория всемирного заговора», особенно популярная в среде молодых мам и гласящая, что: «ВОЗ давно скооперировалась с фармакологическими компаниями с целью сократить население планеты»; «абсолютно все вакцины вредны для здоровья прививаемых и кто-то из-за той или иной вакцины становится инвалидом, а кто-то -не сможет впоследствии иметь детей.

Но, по здравом размышлении, становится ясно, что Всемирной организации здравоохранения это совсем не нужно, так как занимается она совершенно другим, и цели у нее другие. И именно своим бездействием, например, отсутствием гуманитарных акций и поставок вакцин в страны третьего мира, отсутствием государственных программ по бесплатной вакцинации в той или иной стране - гораздо проще повысить смертность от инфекционных заболеваний.

О чем мы не задумываемся, тиражируя мифы

Многие ли из вас знают, что инфаркты и инсульты часто являются последствиями недавно перенесенного «на ногах» гриппа? А многие ли знают, что доля таких инфарктов и инсультов в общей смертности в мире выше, чем от «чистых» инфарктов и инсультов? А сколько грипп дает осложнений, вы знаете? Среди них та же пневмония, отиты с потерей слуха, обострение хронических заболеваний, гастритов и пиелонефритов, вплоть до отказа того или иного органа. Так что банальным запретом на вакцины от обычного гриппа ВОЗ может добиться сокращения населения мира в разы, и не нужен будет ни «свиной», ни «птичий» грипп - хватит сезонного. Кто окажется в группе риска? Правильно - самые слабые: дети до 3 лет (когда формируется иммунитет), старики, беременные женщины. Так что сложно согласиться, что ВОЗ таким изощренным способом, как недешевая вакцинация, стремится нас всех поубивать и стерилизовать. Для этого существуют другие способы и другие организации.

Но откуда тогда столько осложнений от прививок?

К этому вопросу надо добавить еще один: «Почему очень многие боятся и отказываются от них?» Мы часто слышим об осложнениях. Но давайте разберемся - что именно называть осложнением. Существует так называемая поствакцинальная реакция, которая может проявляться как на месте введения вакцины, так и некоторыми общими реакциями (повышение температуры тела, снижение аппетита и т. д.). Все возможные поствакцинальные реакции прописаны в инструкции к вакцине. Часто поствакцинальная реакция принимается обывателем за осложнение. А развитие именно осложнения - то есть стойкого и длительного нарушения функции какого-либо органа, как правило, очень и очень редкое явление. С чем связано развитие тяжелых поствакцинальных реакций и различных осложнений? Конечно, развитие осложнений от вакцинации может быть связано с виной медработника - неправильное введение той или иной вакцины, неправильное ее хранение или разведение, еще реже осложнения развиваются из-занизкого качества самой вакцины.

Как правило, все вакцины, поступающие в учреждения, проходят серьезные доклинические и клинические испытания на государственном уровне и все, не соответствующие государственному стандарту хоть по какому-либо показателю и несущие потенциальный вред здоровью (как, например, превышение уровня содержания консерванта, запрещенный адьювант или стабилизатор и т. д.) - не допускаются к реализации. Все вакцины на своем пути от производителя до прививаемого транспортируются в особых условиях, с тщательным соблюдением «холодовой цепи» и проходят множество тестов на пригодность к использованию.

В первую очередь то, от чего зависит развитие той или иной реакции или осложнения после прививки - это состояния здоровья того, кому проводят вакцинацию.

А от чего зависит наше здоровье?

Нет, на первом месте не пресловутая экология, на которую принято сваливать все беды и проблемы со здоровьем. На первом месте - образ жизни. Скажите честно, многие занимаются спортом? А многие придерживаются предписанных врачом диет и правильного питания или просто идут на поводу у своих желаний? А, может быть, многие задумываются о том, какую воду и из какой тары мы пьем? А кто-то,конечно, соблюдает режим труда и отдыха и за компьютером работает не более 3 часов подряд, да и спать ложится вовремя. Но очень у многих есть вредные привычки, которые вроде бы и привычками вредными называть не принято - это:

  • сидячий образ жизни (да-да, а ведь для здоровья каждый человек должен в день делать не менее 10 000 шагов);
  • употребление в больших количествах крепких напитков (кофе, чай и даже шоколад);
  • недостаточное употребление обычной воды (а ее надо в среднем выпивать в день не менее 2 литров, вода из чая-кофе-супа-сока не считается);
  • пищевые привычки - употребление большого количества сладостей, жирного, жареного, соленого, копченого. Это все перегружает работой желудочно-кишечный тракт и, как итог, многие страдают избыточным весом и такими заболеваниями желудочно-кишечного тракта как панкреатит, желчно-каменная болезнь, гастриты, колиты, запоры и т. д..

К вопросу о еде - тем более стоит задуматься, что очень многие продукты питания для удобства бывают упакованы в различную тару. Скажу сразу, что абсолютно инертной и безопасной считается лишь стеклянная тара - замораживание, нагрев этой тары не вызывает миграции молекул упаковки внутрь упакованного в нее продукта. Этого нельзя сказать о металлической таре. Тот же зеленый горошек в банке, тот же «милкис» в жестяной баночке становятся опасными при определенных температурных режимах, а так же при малейших механических повреждениях, как, например, небольшая вмятинка. Почему? Да потому, что все эти баночки изнутри покрыты лудом - этакой тонкой пленочкой, которая препятствует миграции металла из упаковки в продукт, а при механическом дефекте она рвется в месте дефекта, при температурном воздействии за пределами весьма узких рамок - трескается. Понятно, что попив разок-другой напиток из такой баночки - мы не отравимся сразу, но у металлов есть свой «эффект накопления», и при постоянном поступлении в организм в избыточном количестве, например, алюминия - может пострадать «главный санитар организма» - печень.

Пластиковая упаковка, целлофан и полиэтилен так же небезопасны - при нагревании данной упаковки происходит разрушение диеновых связей и часть полимера съедается вместе с продуктом питания. Есть еще очень много причин, чтобы не отмахиваться беспечно от здорового образа жизни. Ведь именно в здоровом теле - здоровый дух. И именно от состояния здоровья, нас самих и наших близких, зависит наше счастье. Ведь именно о здоровье молятся в первую очередь, не так ли?

Экология и генетическая предрасположенность

Почетное второе место во влиянии на наше здоровье разделяют экология и генетическая предрасположенность. Но тут рассказывать, наверное, можно бесконечно. Экология - это наша среда обитания - воздух, вода, почва. А генетика - хоть и не самая изученная область медицины, но все же легко объясняет, почему у лиц с высоким риском развития сахарного диабета - возникает сахарный диабет.

Состояние медицины

На третьем и очень важном месте состояние медицины - а именно качество и доступность, состояние гигиенической грамотности населения и сознательности в выполнении лечения.

Многие ли знают, как быстро формируются антибиотикоустойчивые виды возбудителей, и почему современная наука постоянно занята поиском и созданием новых антибиотиков? В нашей стране возникновение такой ситуации связано с широкой доступностью антибиотиков в аптечной сети, где любой антибиотик можно купить без рецепта врача - были бы деньги. Именно поэтому многие занимаются самолечением, порой не долечив банальную ангину до стадии, что вроде бы горло уже не болит, а пить антибиотик на 4-й и 5-й день уже как-то не хочется… Ведь у многих так было, не так ли? Да даже добросовестно пойдя к врачу и получив назначение пить вот эти таблетки 10 дней, а вот этим спреем пшикать 5 дней по 3 раза в день, все ли четко и неукоснительно соблюдают данное предписание? А ведь оно взято не с потолка, а подтверждено клиническими исследованиями, что вот при таких - то инфекциях (на которые действуют вот эти конкретные антибиотики) нужно принимать это лекарство именно в такой дозе и именно столько дней. Вот и получается, что полечился человек 2 дня из 5, горло не болит, возбудитель не добит, но он выжил под воздействием вот этого антибиотика и стал злее. В следующий раз на него этот антибиотик подействует в бОльшей дозировке или не повлияет вообще. Да и раз микроб не добит, значит человек становится носителем данной инфекции на какой-то срок, а у вынашиваемой бактерии есть уже устойчивость к антибиотику, и теперь кому-то из заразившихся этот антибиотик не поможет. Микробы тоже умеют приспосабливаться.

Состояние здоровья: от условно здорового до здорового

Конечно, немногие ведут здоровый образ жизни, организм же всех остальных «захламлен» и отравлен кофеином, тяжелыми металлами, холестерином и прочим. Вроде бы серьезных заболеваний нет, но организм справляется на пределе компенсаторных возможностей, а человек считается «условно здоровым». И состояние действительно здоровья сильно отличается от «условно здорового», так как по определению, состояние здоровья - это состояние полного физического, биологического и психологического благополучия. А условно здоровый человек в шаге от болезни.

Ну и что, что человек не абсолютно здоров, ведь заболевания пока нет и, казалось бы, какая разница. А разница есть. Представьте, что есть чашка - и это наш организм. И в эту чашку складываются все негативные факторы, что могут сказаться на здоровье - у условно здорового человека эта чашка практически полная, достаточно бывает небольшого фактора, и чаша переполняется и получается болезнь.

Объяснять то, что вакцинация - является операцией, вряд ли стоит. Все сомневающиеся в пользе прививки и так давно это знают. Но, как перед любой плановой операцией необходимо пройти полное обследование и получить заключение на разрешение и необходимость операции, так и перед вакцинацией необходимо пройти обследование и получить разрешение на прививку.

Чем бывает опасна вакцина и почему она особенно опасна для хронически больного или условно здорового человека и даже здорового человека?

Любая вакцина состоит из двух частей: биологическая (это сам возбудитель, только ослабленный, но живой, или его кусочек, тогда это мертвая вакцина) - эта часть является носителем антигенов и стимулирует выработку специфичных к данному антигену антител, и химическая часть (это различные консерванты, адьюванты, стабилизаторы), призванная обеспечить сохранение биологической части в безопасном для человека состоянии длительное время (что необходимо для транспортировки вакцины с завода по производству до прививаемого). Любая из частей вакцины может стать опасной для человека, если он не переносит какой-то из ее компонентов. Поэтому, я полагаю, прививаться следует в состояние здоровья или «условного здоровья» или тщательно подобранной конкретно для этого человека вакциной. В настоящее время существует огромный выбор вакцин и широкий спектр возможностей для обследования, вплоть до того, что можно сдать кровь на переносимость конкретно данной вакцины.

«К чему вся эта морока и зачем я буду рисковать и прививать своего ребенка от дифтерии, кори или краснухи? Ведь болеет этими инфекциями не так уж и много народа, а если мы заболеем, то ведь можно купить антибиотик и вылечиться, это ведь не смертельно, ведь не в глухом ауле живем, куда вертолетами лететь от больницы 3 часа?» - признайтесь, такая мысль мелькала у многих. И вправду, казалось бы, ну зачем все эти сложности, риски, когда мы моем руки каждые пять минут и в любой момент можем купить антибиотик. К тому же ни одна вакцина не даст 100% гарантии, что привившись ею, вы не заболеете данной инфекцией (кроме, пожалуй, вакцины от бешенства, но там особый случай, там вакцина является единственным способом избежать смерти в случае заражения). Да, это правда. Но правда и в том, что вакцина оберегает от развития тяжелых форм заболевания и его осложнений.

Итак, почему нужны вакцины?

Как ни парадоксально звучит, но именно потому, что нас на этой планете итак слишком много. Потому, что очень развита система миграции и перемешивания населения, туризм, авиация, поезда, пароходы - всё это способствует быстрому распространению любой инфекции, в том числе нетипичной для данного уголка земли.

«Мы часто моем руки и соблюдаем правила гигиены!» - в свою защиту скажут противники прививок. Но далеко не все инфекции передаются через грязные руки, существуют еще воздушно-капельный,воздушно-пылевой пути инфекции, алиментарный, водный, трансмиссивный, трансплацентарный, аэрозольный, через грудное молоко и через одежду и так далее. К тому же, задумайтесь - в среднем человек трогает свое лицо 1 раз в минуту в период бодрствования (исключить смело можно лишь хирургов - у них привычка соблюдения стерильности рук, выработанная годами), но моем ли мы лицо каждые 5 минут?

«Существует много способов лечения этих инфекций, и если мы заразимся, то будем пить антибиотики»,- приведут еще один аргумент в свою пользу борцы с прививками. Да, существует, не спорю. Есть много антибиотиков, бактериофагов, противовирусных препаратов, готовых сывороток, но и тут существует ряд сложностей. Сложность первая - далеко не все терапевты и педиатры помнят про то, как выглядят эти самые вакциноуправляемые инфекции и тот же коклюш обзовут ОРВИ, а корь - ветрянкой и будут лечить не всегда эффективными препаратами. Сложность вторая - многие возбудители имеют устойчивость к лекарственным препаратам, и тогда рассчитывать приходится только на антибиотики «резерва» и прочие резервные и очень сильнодействующие лекарства, да на собственные силы организма, которые в период болезни истощаются куда быстрее у непривитых, нежели у привитых от данной инфекции. Сложность третья - хорошо, если не возникнет осложнений при заболевании той или иной управляемой вакциной инфекцией, а если возникнет? Четвертая сложность заключается в том, что не каждое лекарство организм может хорошо переносить. К тому же, могут сильно пострадать различные органы и системы организма (начиная от банального СИБР или в простонародии - дисбактериоза, до токсического поражения почек или анафилаксии), ведь в любом лекарстве имеются свои консерванты, адьюванты или стабилизаторы…, не только в вакцине, и в пачке антибиотика их куда больше, чем в 1 дозе вакцины.

Таким образом, своевременная и грамотно подобранная программа вакцинации убережет от тяжелых форм заболевания той или иной инфекцией и сэкономит кучу денег. Поверьте, любая вакцина в настоящее время значительно дешевле курса лечения от данной инфекции, да и для здоровья безопаснее 1 курс вакцинации, чем 1 курс лечения кучей лекарств.

«Да мы вообще не заразимся! Редко кто болеет у нас в городе той же дифтерией, тем же полиомиелитом, а уж про столбняк вообще никто не слышал, да и болеют тяжело корью или краснухой лишь избранные проценты»,- вот, пожалуй, последний аргумент от избегающих прививок. Ну что ж, кто-то любит рисковать и играть в рулетку с Богом на свое здоровье и здоровье близких. Мы не знаем на самом деле сколько человек в нашем окружении привиты от той или иной инфекции, а ведь именно они формируют живой заслон от инфекции для тех, кто не привит. И пока в этом заслоне нет дыр - вы в безопасности. Когда появилась дыра - осталось столкнуться с носителем инфекции (это может быть недавно переболевший человек, человек, болеющий в легкой или стертой форме или просто хронический носитель инфекции, а при нынешних объемах миграции и туризма, в том числе из стран со слабо развитой системой вакцинации, где уже сформировался высокий уровень носительства, это сделать просто), реализовав один из механизмов передачи возбудителя (у каждой инфекции он свой, и возбудитель может сохраняться в окружающей среде различное время и разная заражающая доза нужна и много еще факторов), а дальше остается только полагаться на собственные силы организма, знания врачей и эффективность лекарственных препаратов.

«Но ведь прививать начинают таких маленьких, а им и так тяжело, ведь они же еще растут»,- скажут оставшиеся скептики. А в каком же возрасте тогда прививать? Когда люди здоровее всего? Когда у них нет еще хронических заболеваний и они здоровы, а не «условно здоровы»? Открою вам страшную тайну - с каждым годом в мире рождается все меньше и меньше совсем здоровых детей. А вакцина рассчитана не на хронически больных, когда неизвестно в каком тонком месте продырявится мешок здоровья, а на здоровых или хотя бы «условно здоровых» людей.

«А как же быть тем, у кого УЖЕ есть какие-то серьезные или хронические заболевания?»

А тем, кто имеет хронические заболевания прививание должно проводиться вне периода обострения и под прикрытием лекарственных препаратов. То есть, сначала необходимо добиться максимально стабильного и благополучного состояния. И, кстати, люди страдающие от хронических заболеваний, в первую очередь должны подумать о вакцинации, ведь их организм уже истощен в борьбе с болезнью, и их естественная защита организма по сравнению со здоровым человеком - крайне мала, а следовательно, люди с хроническими заболеваниями беззащитны перед инфекцией.

Именно, исходя из всего вышесказанного, я выступаю за прививки. К счастью, имеющийся выбор вакцин и лабораторного оборудования позволяют провести грамотное обследование человека перед операцией вакцинации и индивидуально подобрать тот или иной вид вакцины, дабы минимизировать риск развития осложнения вакцинации.

Сейчас, можно и нужно интересоваться вакцинами, а не полагаться «на авось» и на то, что посоветует участковый врач - в распоряжении врачей поликлиники далеко не весь перечень имеющихся вакцин, врачи не всегда хорошо осведомлены о всех видах вакцин и у них далеко не всегда есть время на качественную беседу с вами о вакцинах (за 15 минут, положенных на осмотр-опрос пациента и описание результатов этого в карте - невозможно уложиться). Поэтому не ругайте педиатров, терапевтов, а просто помните, что ответственность за свое здоровье несешь в первую очередь ты сам и именно ты сам больше всех заинтересован в поиске ответа на вопрос, какой вакциной и когда тебе прививаться. Поэтому не стесняйтесь спрашивать инструкции на вакцины, просить направления на обследования и не жалейте рубля, вложенного в профилактику - ведь это кирпич, вложенный в фундамент здоровья, и он с лихвой себя окупит в случае столкновения с возбудителем.

Прививайтесь грамотно и будьте здоровы!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь