Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.

Город был основан осками в VI веке Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.

Мы знаем, что каждый год было сорок фестивалей того или иного года, а в субботу был рыночный день. Например, граффити рассказывает нам, как гладиатор был «вздохнул ради радости девочек», мозаика в доме местного бизнесмена с гордостью заявляет: «Прибыль - это радость», и исправления на планшетах показывают изменение статуса граждан с течением времени. Однако что-то большее, чем имена и цифры. Уникальные археологические данные из Помпеи позволяют нам иметь самые редкие возможности - возможность восстановить настоящие мысли, надежды, отчаяние, остроумие и даже самую обыденность этих людей, которые жили так давно.

По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по городу. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.

В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.

В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.

Д. город Помпеи, расположенный в пяти милях от горы, был процветающим курортом для самых выдающихся граждан Рима. Элегантные дома и сложные виллы выстроились вдоль мощеных улиц. Туристы, горожане и рабы суетились в небольших фабриках и ремесленниках, тавернах и кафе, а также в публичных домах и банях. Эксперты полагают, что другое извержение Плайнэна происходит в любой день - почти непостижимая катастрофа, так как почти 3 миллиона человек живут в радиусе 20 миль от кратера вулкана.

Конечно, вулкан Везувий не сформировался в одночасье. Фактически, ученые говорят, что гора сотен тысяч лет и извергалась на протяжении поколений. Эта доисторическая катастрофа уничтожила почти каждую деревню, дом и ферму в 15 милях от горы. Но в таком приятном, солнечном месте было легко упускать из виду плохой настроение горы. Д. - землетрясения, которое, как теперь понимают ученые, предложили предупредительный грохот катастрофы - люди все еще стекались к берегам Неаполитанского залива.

Тогда были уверены, что раскапываемый город – Стабии. В 1763 году была обнаружена надпись на пьедестале, и город был идентифицирован как Помпеи. В 1870 году было обнаружено, что в месте, где находились тела погибших людей, образовывались пустоты. Пустоты заливали гипсом и воссоздавали предсмертные позы жертв катастрофы. Начиная с 1960 года, на раскопанной территории ведутся только реставрационные работы.

Каждый год Помпеи становился все более переполненным. Взрыв послал шквал пепла, пемзы и других камней, и палящие горячие вулканические газы так высоко в небо, что люди могли видеть это на сотни миль вокруг. Когда он остыл, эта башня обломков дрейфовала на землю: сначала мелкозернистая зола, затем легкие куски пемзы и другие камни.

Тем не менее, для тех, кто остался, условия вскоре ухудшались. Когда все больше и больше пепел падал, он забивал воздух, затрудняя дыхание. Затем «пирокластический всплеск» - 100-километровый всплеск перегретого отравляющего газа и пылевидной породы, вылившейся со стороны горы и проглотил все и всех на своем пути.

  • Рекомендуем посетить:

Картина «Последний день Помпеи» Брюллова


В 1828 году Помпеи посетил русский художник Карл Брюллов. Во время посещения он сделал множество набросков для своей будущей картины «Последний день Помпеи». Работу над картиной художник завершил в 1833 году.

К тому времени, когда извержение Везувия наполнилось до конца на следующий день, Помпей был погребен под миллионами тонн вулканического пепла. Некоторые люди возвращались в город в поисках потерянных родственников или вещей, но найти их было немного. Помпеи, наряду с меньшими соседними городами Стабия и Геркуланум, были оставлены на протяжении веков.

Скелеты были заморожены прямо там, где они упали. Ежедневные предметы и предметы домашнего обихода усеивали улицы. Позже археологи даже обнаружили банки консервированных фруктов и хлебов! Многие ученые говорят, что раскопки Помпеи сыграли важную роль в неоклассическом возрождении 18-го века. Самые богатые и самые модные семьи Европы отображали искусство и репродукции предметов из руин, а рисунки зданий Помпеи помогали формировать архитектурные тенденции той эпохи. Например, богатые британские семьи часто строили «этрусские комнаты», которые имитировали жителей Помпейских вилл.


Картина была выставлена в Риме и получила восторженные отзывы зарубежных критиков. Затем полотно было переправлено в Парижский Лувр. В 1834 году картина вернулась в Россию. Поэты А. С. Пушкин и Е. А. Бартынский сочинили стихотворения, посвященные шедевру Брюллова. В 1895 году в Санкт-Петербурге был открыт Русский музей, и картина переехала туда. С этого времени доступ к полотну имеет любой посетитель Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Сегодня Помпеи всемирно известный туристический бренд.

Сегодня раскопки Помпеи продолжаются почти три столетия, и ученые и туристы так же очарованы жуткими руинами города, какими они были в 18 веке. Поскольку экскаваторы продолжали раскрыть человеческие останки, они заметили, что скелеты были окружены пустотами в уплотненной золе. Тщательно выливая гипс из Парижа в пространство, ожили финальные позы, одежда и лица последних жителей Помпеи.

В полдень гора Везувий взревел до жизни, извергая пепел сотнями футов в воздух в течение 18 часов подряд. Удушающий пепел стекал по городам в окрестностях, заполнял дворы, блокировал двери и рушился крыши. С другой стороны, с другой стороны, существовала опасность разрушения пемзы, хотя они были легкими и пористыми; однако, сравнив риски, которые они выбрали, последний. В случае с дядей одна причина перевешивала другую, но для других это был выбор страхов. В качестве защиты от падающих предметов они клали подушки на головы, привязанные тряпками.

  • Рекомендуем поехать на на вулкан Везувий и в Помпеи из Неаполя.

Как добраться

Добраться в Помпеи можно из Неаполя, сойдя на остановке Pompeii-Scavi-Villa dei Mister.

Также к археологическому комплексу регулярно ходят автобусы из Неаполя и Рима. Можно конечно приехать и на личном транспорте, но парковка возле археологической зоны обойдется приблизительно в 5 евро за час. Входной билет стоит 11 евро.

Дом Юлии Феликс

Вы слышали крики женщин, плач младенцев и крики людей; некоторые из них призывали своих родителей, других детей или их жен, пытаясь признать их своими голосами. Люди оплакивали свою судьбу или свою судьбу, а также были те, кто молился о смерти в их ужасе смерти. Многие умоляли помощи богов, но все еще более предполагали, что богов не осталось, и что вселенная погрузилась в вечную тьму навсегда.

На следующее утро конус вулкана рухнул, вызвав сотню миль в час лавины грязи и пепла, которая затопила Помпеи, чуть более пяти миль, и уничтожила все на своем пути. Чудесно, что два города почти полностью сохранились под кальцинированными слоями золы.

  • Официальный сайт: www.pompeiisites.org

Что посмотреть

Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии:

  • Храм Аполлона — один из самых старых храмов древнего города посвящен греческому богу Аполлону. Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
  • Сад Беженцев
  • Большая Палестра
  • Храм Юпитера
  • Амфитеатр
  • Улица Изобилия
  • Термы
  • Дом Венеры в раковине
  • Термополии
  • Большой и Малый театр
  • Казарма гладиаторов Треугольный форум
  • Лупанарий
  • Форум
  • Здание Евмахии
  • Храм Веспасиана
  • Рынок
  • Дом Фавна
  • Дом Малого Фонтана
  • Базилика

Посещение архитектурных памятников позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.

Антиквариум, рядом с Форумом, когда-то держал большую часть гипсовых отливок. В Саде Беглецов содержится наибольшее количество жертв, найденных в одном месте, где тринадцать человек искали убежище в фруктовом саду. Девять наборов останков были найдены в Доме Мистерий, где крыша рухнула, улавливая их внутри.

Хотя Помпеи все еще раскопаны, новые отливки не производятся, потому что штукатурка повреждает хрупкие останки трупов. Многие из артефактов из Помпеи теперь находятся в Национальном музее в Неаполе, в том числе в знаменитом эротическом искусстве. В Неаполе в тени Везувия проживает миллион человек.

И Южную Италию. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне. Существует доказательство того, что около 2000 римских ветеранов были размещены в большой огороженной территории в юго-восточной части города со своими семьями. Неизвестно, были ли эти части города изъяты у их владельцев для этой цели.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Помпеи - это раскопки и музей под открытым небом древнеримского поселения. Этот участок считается одним из немногих мест, где сохранился древний город - все, от банок и столов, до картин и людей, застыло во времени, уступив вместе с соседним Геркуланумом, который постигла та же участь, беспрецедентный возможность увидеть, как люди жили две тысячи лет назад.

Это включает Геркуланум и действует в течение 3 дней. В первое воскресенье месяца вход свободен. Они недоступны на вторичном восточном входе в Амфитеатр - это вход, ближайший к центру современного города, если вы ходите. Неофициальные аудиогиды предлагаются на одном из торговых лавок возле этого входа. Они будут предлагать бесплатную карту, которая, принимая, привлекает вас к возможности продать вам аудиовизую € 5. Стандартная продажа будет заключаться в том, что внутри нее минимальная маркировка, цифры и признаки объяснения.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

Однако, как указано в предыдущем абзаце, в соседнем амфитеатре нет официальных аудиогидов, поэтому этот путешественник предлагает получить неофициальный билет из киосков, если вы не хотите пройти весь путь до другого входа. Однако есть множество знаков и цифр внутри сайта, и многие гиды ведут группы, вокруг которых вы можете подслушивать. Вход в амфитеатр также предоставляет карту с каждым билетом, который другой вход не может предоставить.

Хорошая идея проверить оба варианта перед тем, как принять решение. Гиды также кладут рядом с входом и предлагают свои услуги. идея поговорить с одним на пару минут, прежде чем принимать решение, чтобы вы могли понять их акцент, когда они говорят по-английски. Неаполь-Сорренто поезд прибывает на платформу # Он должен стоить от € 1, 80 до € 3, вы также можете получить билет на обратный путь. Выходите на «Помпей Скави». Быстрые поезда и медленные поезда. В билетной кассе вы получите расписание со всеми поездами, если вы купите обратные билеты и отметьте быстрые поезда.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Помпеи где находится

Имейте в виду, что медленные поезда часто переполнены и могут быть очень горячими. На вокзале вы можете оставить свои сумки за € 1, 50 или оставить их бесплатно на руинах. Если вы хотите место, садитесь в поезд, где он начинается в «Наполи Порта Нолана - Корко Гарибальди», на одной остановке до Неаполя Центрального. Точно так же поезд с «Помпей Скави» очень занят. Самый дешевый способ добраться из Рима - взять специальный поезд из Термини или регулярный поезд до Неаполя. Общая задержка составляет около 20 минут для каждого поезда, поэтому учитывайте это при планировании трансферов. Существует много путаницы о том, где поезд останавливается и как долго идет прогулка со станции. Билет из Салерно стоит 10 евро в одну сторону, а поездка занимает 25 минут или 45 минут. Железнодорожный вокзал Помпеи находится довольно далеко от главного входа на исторический объект, но находится всего в десяти минутах ходьбы от входа в Пьяцца Анфитеатро. Таксисты на вокзале предложат отвезти вас к входу около €.

  • Служба из Неаполя в Помпеи, как известно, ужасна, соблюдая следующие расписания.
  • Из Салерно вы можете воспользоваться услугами местного поезда в Помпеи.
  • На линии поезда есть только одна подходящая станция, и она называется «Помпеи».
Стоимость такая же, как и на поезде.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Если вы находитесь в круизе, вы можете организовать экскурсию, чтобы исследовать руины, и билеты будут включены в тур. Из круизного судна подводное крыло путешествует вокруг Неаполитанского залива до Капри, Сорренто и Помпеи. Автобус-трансфер доставит вас к руинам.

Туристы-инвалиды должны стремиться к въезду на площади Пьяцца Анфитеатро, где маршрут рассчитан на удовлетворение потребностей посетителей с ограниченной мобильностью. Есть несколько велосипедов в аренду, но поверхности делают их довольно непрактичными. Обратите внимание, что прогулка по старым римским каменным дорогам может быть довольно утомительной, особенно в жаркое лето с множеством попутчиков. Все будут ходить по булыжникам и неровной земле. Не забудьте взять много воды. В руинах есть фонтаны с питьевой водой.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Наблюдайте за своим шагом, когда старые дороги неровны, и в них есть канавки, в которых движутся тележки, и скалы гладкие и могут быть покрыты мелким песком. Целесообразно носить хорошую обувь, солнцезащитный крем и шляпы. Есть много, на что можно смотреть, и все это может занять весь день. При покупке вашего билета вы должны получить карту сайта и буклет, в котором перечислены основные достопримечательности. Однако они могут быть иногда недоступны для печати, или вы можете обнаружить, что единственный доступный буклет доступен на итальянском языке.

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .


Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр


Арена амфитеатра


Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания


Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома


Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна



Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

Категории:

  • Всемирное наследие по алфавиту
  • Всемирное наследие в Италии
  • Помпеи
  • Извержения вулканов
  • Разрушенные города
  • Исчезнувшие города Европы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь