Ирина Сергеевна Панова
Интеграция всех образовательных областей.
Возраст детей : 5-6 лет.
Цель : Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
Задачи :
Обучающие :
Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов;
Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги;
Закреплять знания о жанре живописи пейзаж.
Развивающие :
Развивать умение рисовать фон , изображая небо и землю;
Развивать видение эстетической красоты в пейзаже.
Воспитательные :
Воспитывать умение работать красками аккуратно.
Предварительная работа : Просмотр презентации : «Откуда к нам на стол хлеб пришёл ?» Рассматривание и рисование по точкам колоса , зерна, снопа из колосьев .
Оборудование и материалы :
Репродукции картин с изображением пшеничных полей , пшеничных колосьев .
Альбомные листы формата А4, гуашь, кисти, подставки для кистей, банки с водой, тряпочные салфетки.
Воспитатель :
Стихи про пшеницу
У пшеницы путь особый ,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками ,
Покачаться на ветру
И однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу ,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой.
Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии ? (ответы детей) Правильно о хлебе .
Воспитатель : Посмотрите на картины перед вами, что вы можете про них сказать (ответы детей)
Воспитатель : Правильно это пейзаж. Что изображено на пейзаже?
Давайте вспомним, что такое пейзаж? Пейзаж – это жанр искусства, изображающий природу или какую-нибудь местность (лес, роща, поле , и т. д.)
Какие жанры искусства вы еще знаете?
Правильно : Натюрморт и портрет.
Воспитатель : Давайте рассмотрим наш пейзаж, что на нем нарисовано ?
(ответы детей) .
Дети : Поле . Пшеничное поле . Небо.
Как художник изобразил поле , небо?
Дети : Поле жёлтого цвета .
Воспитатель : Почему поле жёлтого цвета ?
Дети : Потому, что оно состоит из колосков , а они жёлтого цвета.
Воспитатель : Кажется, что от картины исходит свет. Ребята, давайте мы с вами побудем художниками и нарисуем пейзаж, но чтобы начать рисовать нам нужно размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили : Прихлопывают ладошками, «лепят» .
Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают пальчики
Сдобные ватрушки, начиная с мизинца.
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивая вверх.
Очень вкусно! Гладят живот.
Воспитатель : Сначала подготовим фон для рисунка . Как вы думаете, какой фон мы с вами будем изображать? (Ответы детей) .
Воспитатель : Да, ребята, фоном нам послужит голубое небо и пшеничное поле жёлтого цвета . Напомню вам, что небо должно быть прозрачным, для этого мы наносим на бумагу кистью чистую воду и добавляем каплю краски : верхняя часть листа – синяя краска, нижняя часть листа -жёлтая. И разгоняем мокрой кистью краску по мокрой поверхности листа бумаги. (показ воспитателя) Подождем немного, пока лист подсохнет.
Физкультминутка.
Булка колосом росла , Дети поднимают руки вверх, покачивают
Ими влево-вправо.
Зерном под жерновом была, Вып. Упр. «Кормление птиц» .
А в печи её испек Хлопают одной ладошкой по другой.
Добрый мастер – хлебопёк ! Вып. Упр. «Поднос» .
Поднимают большие пальцы рук.
Молодцы, а сейчас начинаем рисовать колосок . (Показ воспитателя)
Набираем на кисть краску жёлтого цвета и рисуем стебель колоса , далее снова набираем краску и путём примакивания ворса кисти рисуем зёрна в колосе .
Обращаю внимание детей на то, что основным фоном является поле , а в поле растёт великое множество колосков . Поэтому можно нарисовать колосков кто сколько захочет !
По окончании рисования рассматриваем рисунки.
Рефлексия :
О каком жанре искусства мы сегодня говорили? (пейзаж)
Что на занятии мы рисовали ? (пшеничное поле и колоски )
Трудно было рисовать , что именно? (ответы детей)
Понравились вам ваши рисунки? (ДА)
Нравится вам заниматься рисованием ? (ДА)
Воспитатель : Вы такие молодцы! Очень красивые пшеничные поля и колосья у вас получились , и небо самое настоящее синее и голубое!
Оформляем выставку детских работ.
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб - всему голова» в подготовительной группе Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе; формировать знания о том, как получается мука; - Активизировать и расширить словарный запас.
Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Итоговое занятие в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Что мы знаем о Коми крае» Программное содержание: 1) Систематизировать знания детей о городах, реках, животном и растительном мире,.
Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Как хлеб на стол пришел» Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться.
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе. Тема: «Петушок с семьей» (набор сувениров по мотивам Гжели). Задачи: 1. Украшать элементы гжельской росписи предметы сложного контура.
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Хлеб - всему голова» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта:
воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта:
экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта:
среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение:
оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).
Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.
Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.
Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»
Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.
Речевое развитие:
Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).
Рассказ по картинкам:
Как в старину люди выращивали хлеб?!Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:
1. Подготовительный этап:В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».
Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Приложение 2
Стихи о хлебе
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!
Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы
Возрастная группа : старшая
Тема: «Его величество хлеб»
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)
Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу
Задачи:
Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда - прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно - исследовательская, продуктивная.
Формы организации : групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, физминутка, отгадывание загадок, проговаривание пословиц, изготовление продукта детского творчества (лепка хлебобулочных изделий).
Оборудование: презентация «Как хлеб на стол пришел», соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.
Предварительная работа:
Ход образовательной деятельности
Воспитатель : Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)
Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб - непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.
Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?
А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?
Ранней весной на поля выходят трактора. Поле нужно вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день - год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины - сеялки.
В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.
Когда наступает осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.
На машинах зерно везут на элеватор. Это - это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.
Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из муки пекари пекут хлеб.
Физкультурная пауз а
Представьте себе, что вы зернышки.
Вы лежите в земле, вам тепло, мягко.
Прошел теплый весенний дождик,
Зернышки набухли, лопнули и стали расти.
Пробил росток землю
и потянулся к солнышку.
Подрос росток, окреп и превратился в колосок.
Ветерок подул и закачались в поле колоски.
Присесть, обхватить колени руками.
Постучать палицами по полу
Поднять голову, отвести локти в стороны.
Медленно выпрямиться.
Покачать руками.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)
Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой?) - пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой?) - ржаной.
Колосок из зерна овса (какой?) - овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой?) - гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой?) - ячменный.
Колосок из зерна кукурузы (какой?) - кукурузный.
Игра «Новые слова»
Образуйте новые слова от слова «хлеб».
Педагог: Ребята, послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
Получить хлеб - это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.
Запомните правила:
v Берегите хлеб, он дорого достается.
v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
v Никогда не бросайте хлеб.
v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Ребята, хотите побыть пекарями? Я приготовила для вас тесто и предлагаю изготовить из него разные хлебобулочные изделия.
Лепка «Хлебобулочные изделия»
Дети лепят из соленого теста различные хлебобулочные изделия (бублики, пряники, пирожки и т.д.)
Итог деятельности : Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал,что…” (Ответы детей).
Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!
Технологическая карта НОД Рисование
ДОУ: Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга».
Группа: Старшая группа «Радуга». Воспитатель: Волощук Марина Викторовна.
Тема: «Хлеб всему голова!» Тема недели: «Хлеб всему голова!»
Цель: Формирование творческого воображения и умения реализовывать замысел.
Задачи: Закрепление навыка работы цветными карандашами, правильно подбирая цветовую гамму, симметрично располагая составные части картины. Закреплять знания о видах хлебобулочных изделий. Материалы, инструменты, оборудование: цветные карандаши, белая бумага, доска магнитная на ножках, картина с х/б изделиями, картинки х/б изделий и примеры их рисования.
Предварительная работа: Дети делятся на две группы: одна остается с воспитателем, вторая идет в игровую комнату, где играет в спокойные тихие игры: дидактические, сюжетно-ролевые, работа с конструктором, рисование на свободную тему.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность Педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможное виды деятельности | Результат |
---|---|---|---|---|---|
Психологический настрой | Привлеч внимание детей | Задают вопросы | Словесный метод | Дети настроены на работу | |
Вводно организационный | Донести до детей что сейчас будет происходить | Воспитатель: предлагает всем пройти в игровую комнату и посмотреть на вазу для хлебобулочных изделий (где обычно лежат муляжи хлебобулочных изделий). Комментарии и ответ Детей: они пропали. Воспитатель: да, ребята. Сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что все булочки, кексики и хлеб исчезли. Как же нам их найти, как же нам решить эту проблему? Ответы Детей: поискать, купить, сделать самим. | Дети организованы |
Технологическая карта
НОД Рисование
ДОУ: Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга».
Группа: Старшая группа «Радуга».
Воспитатель: Волощук Марина Викторовна.
Тема: «Хлеб всему голова!»
Тема недели: «Хлеб всему голова!»
Цель:
Задачи: Закрепление навыка работы цветными карандашами, правильно подбирая цветовую гамму, симметрично располагая составные части картины. Закреплять знания о видах хлебобулочных изделий.
Материалы, инструменты, оборудование: цветные карандаши, белая бумага, доска магнитная на ножках, картина с х/б изделиями, картинки х/б изделий и примеры их рисования.
Предварительная работа:
Дети делятся на две группы: одна остается с воспитателем, вторая идет в игровую комнату, где играет в спокойные тихие игры: дидактические, сюжетно-ролевые, работа с конструктором, рисование на свободную тему.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Привлечь внимание детей. | Три громких хлопка в ладоши (или звон колокольчика), просьба собрать игрушки и подойти к воспитателю | Дети убирают игрушки и подходят к воспитателю. Задают вопросы. | Словесный метод. | Дети настроены на работу. |
Вводно-организационный, 1-2 мин | Донести до детей что сейчас будет происходить. | Воспитатель: предлагает всем пройти в игровую комнату и посмотреть на вазу для хлебобулочных изделий (где обычно лежат муляжи хлебобулочных изделий). Комментарии и ответ Детей: они пропали. Воспитатель: да, ребята. Сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что все булочки, кексики и хлеб исчезли. Как же нам их найти, как же нам решить эту проблему? Ответы Детей: поискать, купить, сделать самим. | Дети рассматривают стол в игровой комнате, задают вопросы, рассказывают, слушают воспитателя. | Словесно-наглядный метод, обсуждение. | Дети организованы. |
Мотивационно-побудительный, 1-2 мин | Заинтересовать детей рисовать хлебобулочные изделия. | Воспитатель: Давайте вспомним откуда же к нам приходят (берутся) хлебобулочные изделия. Дети: отвечают по очереди несколько детей. Воспитатель: Ребята, а как же нам вернуть наши хлебобулочные изделия? Ответы детей. Воспитатель: Я предлагаю нарисовать хлебобулочные изделия, разложенные на красивом столе, и посмотреть может и нашим захочется вернуться на наш стол вернуться в игровую комнату. | Дети слушают воспитателя, дают согласие на выполнение действий, отвечают на вопросы. | Словесно-наглядный метод. | Дети заинтересованы к выполнению действий для получения новых знаний и закрепления полученных ранее. |
Актуализация, 3 мин | Закреплять знания о видах хлебобулочных изделий. | Воспитатель: Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия были у нас на кухне и чего не стало. А поможет нам это сделать наш мячик. Я буду бросать вам мяч и тот, у кого он окажется, назовёт хлебобулочное изделие и скажет о том, что его не стало. Например, был хлеб - не стало хлеба. Игра с мячом «Чего не стало» (хлеб, батон, булочки, рогалик, крендель, пирог, печенье, сушки, пирожное, кекс). Вот таких хлебобулочных изделий у нас не стало. | Дети слушают воспитателя. Дети выполняют задания, соблюдая правила игры. | Беседа, игровая деятельность, Словесно-наглядный метод. | Каждый ребенок понимает и хочет сделать эти действия. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5-8 мин | Формирование творческого воображения и умения реализовывать замысел. | Воспитатель: Хлеб растили хлеборобы, Собирали урожай. Чтобы радовал душистый, Вкусный хлеба каравай. Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Едет хлебная машина, Подъезжает к магазину. Из дверей, открытых сбоку, Вылетают на лотках Сайки, бублики и сдоба, Пышки, плюшки в завитках. Воспитатель: показывает готовую работу, которую детям предстоит сделать. Объясняя почему и как располагаются изделия на картине. Дети: рассматривают и обсуждают что они хотят нарисовать. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, рассматривают картину, обсуждают. | Наглядно-действенные приемы. Словесно-наглядный метод. Обсуждение. | Дети познакомились с новым материалом. |
Динамическая пауза, 1мин | Переключить внимание детей. | Физкультминутка: В землю зернышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся (на носочках) И красавцем обернулся (показываю сами себя). Воспитатель: Скажите, а кто-нибудь видел настоящий колосок? | Выполняют физические упражнения. | Игровые приемы | Дети отдохнули. |
Практическая работа (если предусмотрена), 5-10 мин | Закрепление навыка работы цветными карандашами, правильно подбирая цветовую гамму, симметрично располагая составные части картины. | Воспитатель: предлагаю вам нарисовать стол и расположить ваши любимые хлебобулочные изделия. Поэтапно показывает разные виды х/б изделий. На столе во главе (по середине) располагается каравай. | Дети смотрят за действиями воспитателя, поэтапно выполняют работу самостоятельно. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Словесно-наглядный метод. Выполнение практических работ. Индивидуальная форма организации деятельности. | Овладение определенным объемом новых навыков, закрепление ранее полученных навыков. |
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин | Помочь ребенку понять (осознать) то, что он освоил навыки и справился с выполнением задания. | Задает вопросы: что мы сегодня делали, что освоили, что вспомнили? Для чего нам нужно знать от куда берется хлеб, какие бывают виды хлебобулочных изделий и для чего уметь рисовать разные формы и предметы? | Дети отвечают на вопросы и рассказывают о проделанном, показывают свои работы (дать возможность каждому ребенку ответить). | Беседа, метод обратной связи от детей (рассказывают). | Дети осознают и положительно оценивают освоенные навыки и полученные ранее навыки и знания. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Формирование положительной самооценки и желания дальнейшего освоения и закрепления новых навыков и знаний. | Положительный настрой, похвала и благодарность: все справились, все молодцы. Вопрос: понравилось ли детям и хотят ли они еще играть и узнавать много нового и интересного? | Задают вопросы, высказывают согласие дальнейшего освоения новых навыков и знаний. | Беседа, обсуждение. | Осознание детей того, что они освоили и закрепили знания и навыки и их деятельность нужна кому-то и им самим. |
Детский сад №30 «Гвоздичка»
«Хлеб всему голова»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили: воспитатели
первой квалификационной категории
Поздяева Ирина Николаевна
Данилова Людмила Вячеславовна
г.Саров 2013 г
«Хлеб всему голова»
Участники проекта : воспитатели,дети старшей группы №8«Одуванчик», родители
Вид проекта : познавательно- исследовательский, краткосрочный
Срок реализации : 1 неделя
Цель реализации проекта:
Систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол.
Создать и обеспечение условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб - всему голова».
Задачи:
Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий
Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола Способствовать развитию детской любознательности.
Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности
Предполагаемый результат:
Дима на земле увидел брошенный хлеб и спросил: « А разве хлеб можно бросать А как его выращивают?»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей о значении хлеба)
Заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок, чтение рассказов,
Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел»;
Организация досуга «Отгадай загадку на вкус»
Экспериментирование:
«Что получиться, если смешать воду, муку и соль»
Просмотр презентации «Путешествие колобка»
Просмотр видео «Откуда хлеб пришел»
Создание музея зерна
Подбор книг по теме в книжном уголке.
Экскурсия для детей средней группы « Все о хлебе» проводится детьми старшей группы
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
Образовательная область | Цели | Методы и приемы |
|
Познание | -Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе, о разнообразии хлебобулочных изделий, Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли Знакомить детей со злаковыми культурами и что из него получают Знакомить детей с историей хлеба, как раньше выращивали хлеб, развивать любознательность Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий умение отгадывать загадки Развивать мышление умение выстраивать логические цепочки, | НООД « Хлеб всему-голова» Презентации «Путешествие колобка» «Откуда хлеб пришел» Экспериментирование Что получится из муки, воды и соли» Посещение музея зерна «Как раньше хлеб растили» Познавательный досуг «Отгадай загадку на вкус» Д/И «Как испечь печенье» «Подбери часть», «Что лишнее» «Путаница» |
|
Коммуникация | Изучение уровня представлений детей по теме. Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать память, умение пересказывать небольшие по содержанию тексты., воспитывать уважение к народному творчеству Развивать интонационную выразительность. Развивать речь, логическое мышление | Предварительная беседа «Что мы знаем о хлебе» Заучивание стихотворения (Я.Аким) «Хлеб ржаной», пословиц и поговорок о хлебе. Я. Тайца «Все здесь» Составление рассказа по картине «Уборка» Словесная игра «Продолжи пословицу» «Кто, что делает» |
|
Социализация | развивать социальные навыки: учитывать интересы партнера, отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, вызвать интерес к теме игры, закрепить знания о труде пекаря, о последовательности его действий.; закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий, воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб | Сюжетно-ролевая игра «Пекарня» Булочная» Строительная игра «Бункеры для зерна» |
|
Безопасность | Какие нужно соблюдать взрослым правила при пользовании ножом, нужно ли брать его детям и почему | Наблюдение за резкой хлеба |
|
Здоровье | Рассказать о пользе хлеба. | Беседа «Чем полезен хлеб» |
|
Художественное творчество | Учить рисовать хлебный колосок, закреплять умение рисовать красками; Учить симметричному вырезыванию, составлять коллективную работу; закреплять умение лепить (скатывание, раскатывание, соединение деталей,) передавая характерные особенности формы и цвета того или иного хлебного изделия(для с-р игры «Булочная»), развивать творческие способности | Рисование на тему: «Золотистый колосок» Коллективная аппликация на тему «Хлебное поле» Лепка их соленого теста: « Хлебные изделия» Раскрашивание изделий из соленого теста |
|
труд | Познакомить детей с работой повара и процессом замешивания теста вызвать интерес и уважение к труду взрослых Продолжать учить детей конструировать из бумаги, выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. | Экскурсия на кухню детского сада « Как замешивают тесто» Наблюдение за работой по разгрузке хлебного фургона Ручной труд « Короб для зерна» |
|
Художественная литература | поддержать интерес к чтению художественной литературы, развивать умение находить в тексте ответы на заранее поставленные вопросы. | Укр.н.с. «Колосок», Р.н.с «Круть и Верть», Пришвин М.М «Легкий хлеб». Н.Самкова «О хлебе» А. Мусатова «Откуда хлеб пришел» рассказа Ю.Ванаг «Хлеборобы», Г.Юрминой «Комбайнер», Л.Вороновой «На дальнем поле», |
|
Физическая культура | упражнять в умении быстро двигаться по сигналу развивать интерес к играм-соревнованиям, развивать ловкость и быстроту упражнять в умении давать ответ на вопрос взрослого соответствующим движением, сравнивать и классифицировать предметы по определенному признаку (сделаны из муки) Развивать мелкую моторику | П/и Мышеловка» «Кто быстрее перевезет зерно на элеватор» «Хлопай-топай»- «Каравай» Пальчиковая гимнастика «Пекарь» «Ладушки» Выложи из счетных палочек «Мельница.» «Колосок» |
|
Музыка | - развивать певческие навыки в процессе разучивания новой песни, умение слушать музыкальное, произведение. обогащать музыкальные впечатления в процессе восприятия музыкального произведения | Аудиозапись песни Г.Струве «Моя Россия», Я.Френкеля «Русское поле» народной песни «Блины» В.Арзуковой Ольга Воронец « Хлеб-всему голова» |
У детей повысился уровень знаний по данной теме.Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людям разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
Литература
1. Хрестоматия «Наша родина». –. изд. «Просвещение» 1984г.
2.. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.
4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005
5.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Г. Воронеж 2006
6.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
7 .Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г.