Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Не всегда в воспитании детей удается все предусмотреть.

Иногда, например, может выясниться, что ребенок пристрастился к лжи . Что же делать в такой ситуации?

Психология и причины

Почему дети врут?

Для того, чтобы побороть детскую ложь , в первую очередь необходимо разобраться в ее причинах.

Конечно, каждый случай индивидуален, но психологи смогли проследить общие черты. Рассмотрим самые распространенные причины вранья ребенка:


Как понять, что ребенок врет?

Распознать вранье у ребенка гораздо проще, чем у взрослого . Дело в том, что он не так опытен в скрывании правды.

Взрослые уже научились различным приемам и знают, как себя вести, чтобы ложь не раскрыли. А вот ребенок так еще не умеет. Поэтому за ним можно просто понаблюдать и все станет ясно.

В первую очередь стоит обратить внимание на следующие признаки, которые говорят о том, что малыш что-то скрывает или обманывает вас:

Что делать родителям подростка?

Что делать, если ребенок 8-10-12 лет все время врет? Как мы уже отмечали выше, каждый случай индивидуален. И в первую очередь необходимо понять причину детского вранья, а потом только предпринимать меры.

Давайте разберем на примерах:

Поймите также, что ребенку скорее всего самому неприятно лгать, так как он понимает, что это плохо, да и чувствует себя в этот момент очень некомфортно.

И раз он прибегает к такому методу, то это говорит о том, что проблемы действительно серьезные .

Отнеситесь к нему с пониманием, постарайтесь выяснить причины такого поведения и проработать их.

Если же у вас не получилось самостоятельно разобраться с детским враньем, то имеет смысл обратиться к психологу за консультацией.

Он поговорит с ребенком и поможет вам решить эту проблему.

Как бороться с враньем?


Как наказать врунишку?

Все перечисленные выше методы не всегда помогают достучаться до ребенка. Да воспитательный процесс не может состоять только из поощрений, иногда приходится прибегать к наказанию. Но нужно уметь делать это правильно.

Самый главный момент — любое наказание должно быть справедливым . Не стоит на эмоциях ругаться и ставить дитя в угол. Сперва подумайте, действительно ли его нужно наказать за проступки?

Кроме того, ребенок должен четко понимать, за что именно его наказывают. Иначе ваши действия не будут носить никакой воспитательной ценности.

Так что сперва объясняете (не кричите и ругаетесь, а спокойно и подробно рассказываете, что малыш сделал не так), а потом только наказываете.

Ни в коем случае не причиняйте физического насилия.

Лучше поставьте ребенка в угол, оставьте без сладостей или просмотра любимых передач .

Так он поймет, что врать не стоит и при этом вы не нанесете своими действиями вреда его психике.

Некоторые психологи склоняются к мнению, что не стоит наказывать ребенка совсем, все можно решить просто поговорив . В любом случае, решение о методах воспитательного процесса остается за вами.

Как отучить обманывать?

Для того, чтобы отучить ребенка говорить неправду, стоит прислушаться к следующим советам:

  1. Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он не боялся вас и знал, что вы можете наказать его только по делу.
  2. Проявляйте терпение по отношению к своим деткам, не кричите только потому, что устали на работе.
  3. Относитесь проще к его неудачам . Объясните, что вы любит его несмотря на плохие отметки и нежелание участвовать в городской олимпиаде.
  4. Разговаривайте с ребенком . Можно даже напрямую сказать, что поймали его на лжи и попросить объяснить, почему он так поступил.

    Отношения с малышом должны быть доверительными, чтобы эта проблема совсем не возникала.

  5. Не забывайте и о себе . Если вы частенько обманываете, то ребенок может просто копировать вас — и никакие тут воспитательные методы не помогут.
  6. Прививать понятия о том, что ложь — это плохо, нужно с самых малых лет . Только придайте этому игровой процесс, можно, например, рассказать сказку или притчу с такой моралью.

Притча о правде и лжи для детей

Вот пример притчи, мораль которой в том, что лучше говорить правду:

«Три мальчика отправились гулять в лес. Да так увлеклись природой, ягодами и птицами, что и не заметили, как прошел день. Поняли они, что дома их отругают. Что же делать?

Стоят они и думают, что лучше: честно признаться или соврать?

Первый мальчик говорит :

— Я скажу, что на меня в лесу напал волк. Мама и папа испугаются за меня, будут переживать и не станут ругать.

Второй подумал немного и сказал следующее:

— Я скажу, что встретил своего дедушку и не заметил, как время пролетело. Маме и папе будет приятно и спокойно, что я с ним день провел и они не станут меня ругать.

Третий поразмыслил и сказал:

— А я правду скажу. Буду честным и не надо будет ничего выдумывать. Правду легче говорить.

Так и разошлись они по домам.

Первый мальчик пришел к родителям, рассказал про волка . А тут вдруг сторож лесной мимо проходил, услышал его историю и говорит:

— Нет в наших лесах волков.

Родители мальчика рассердились на него. За провинность рассердились, а за ложь так еще в два раза сильнее.

Второй мальчик рассказал родителям про дедушку , а тут он и сам в гости пришел. Узнали родители правду. За провинность рассердились, а за ложь так еще в два раза сильнее.

Третий же мальчик пришел и сразу честно все рассказал , как было.

Родители поворчали на него немного, да и простили.

Так и оказалось, что действительно правда легче.

Конечно, ни одному родителю не хотелось бы сталкиваться с тем, что его ребенок врет. Но если такое произошло, не нужно сразу в чувствах ругать малыша и наказывать. Разберитесь в причинах его поведения и продумайте, что можно с этим сделать.

Почему дети врут? Узнайте об этом из видео:

Здравствуйте. У нас сложилась очень не простая ситуация с ребенком, в которой, конечно, во многом виноваты мы сами, однако еще не теряем надежды что-либо исправить и изменить.
Нашему мальчику 9 лет, заканчивает 3 класс. Проблемы с поведением во многом появились еще в детстве, но тогда они были не столь критичны. С серьезными проблемами мы столкнулись в 1 классе, ребенок категорически отказывался слушаться в школе, замечания, психолог школьный, вызовы родителей в школу и тд и тп. Дошло до того, что мы каждодневно ходили с ним на уроки и сидели на соседней парте, но это результатов не дало. Тогда его чуть не исключили, вернее как, директор дал испытательный срок. Разговоры, упрашивания, поощрения, угрозы, угол - ничего не помогало. Ребенка НЕ били и даже не шлепали. Никогда. Максимальное наказание - угол. Походы в спец. центр так же результатов не дали. Тогда проблему решили крайне специфическим образом. Его поставили перед фактом - не будет изменений - мама уйдет из дома. Тогда это подействовало. На время. Просто из замечаний каждый день - мы перешли в 1-2 в неделю. Дома проблема была только с уроками, но после того, как стал делать уроки сам - все решилось. Потом к нам переехала жить его бабушка, по линии его отца. Женщина крайне специфическая, и она "за него взялась" Стала с ним заниматься, делать упор на уроки, так же она занималась приготовлением пищи для него и "всё сама, всё сама... бедный ребенок" К слову ребенок никогда лаской не был обделен и вниманием тоже. Выбора кто занимается ребенком у нас не было, так как мы все работали и она одна сидела дома. Что было в наше отсутствие - только им известно, но доходило до звонков маме с криками и матами, что этот "бедный ребенок" не слушается. В итоге - замечания о благих матах в дневнике. Дальше, мы с мужем(это его младший брат) к сожалению, на год выпадаем из этой истории.
Моя свекровь расходиться с мужем(отцом мальчика) и мы возвращаемся к ней, дабы помогать ей. И вот тут мы осознаем весь ужас происходящего. За пару лет у мальчика начались проблемы с ЖКТ, его постоянный кашель усилился в несколько раз, лицо постоянно чешется и в ранках, язвочках. При этом питание не скорректировано, он кушает все что душе угодно - шоколад, конфеты, выпечка, жаренное и тд. По мимо этого, абсолютно не слушается дома - в школе же все хорошо, относительно. И если меня с мужем он слушает, не пререкается - то на маму он и кричит, и ругается с ней, и ноет по делу и без.
Естественно его посадили на диету (диетолог, аллерголог,пульмонолог) при этом мы разговаривали и объясняли - что можно, что нельзя и почему то или иное у него болит, чешется и тд. По началу проблем не было, стали виднеться улучшения, но тут мы заметили что стоит чуть зажить одной ранке на лице - как тут же появляются другие. В итоге ребенок начал таскать тайком еду из шкафчиков, при том что в вкусном его не ограничивали - просто заменили на более здоровую пищу. На прогулках с папой ему то и дело покупалась какая-то газировка и булки. И если с папой худо-бедно проблему решили, то еда таком не прекращалась.В добавок стал прятать резко снизившиеся оценки, не делать уроки. В наказание его лишили игр на планшете - он стал играть закрывшись в комнате пока никто не видит, или ночью прокрадывался, находил планшет и играл под одеялом. Стал пугать взятого недавно котенка, доведя того до страшного состояния. Плохое поведение с мамой только усиливалось - при нас он вел себя более-менее прилично, даже хорошо. Появилась привычка нести с улицы разные "находки" в дом (в 9-то лет) это были прищепки, ключи какие-то, ну про камни еще понять можно, далее нашел где-то чью-то электронную сигарету. Мы разговаривали и объясняли - что это чужое, что не нужно ничего подбирать, что на электронной сигарете вообще может быть чья-то заразная слюна. В итоге на следующий день по дороге в школу (он шел сам) он находит не большую купюру, идет в буфет и закупается вафлями, булочками и на уроке это все съедается. К слову, это все то, что ему нельзя и он об этом знает. (в школе кормят, дома перед выходом тоже кормим + яблоки, бананы даем с собой) Учителя в шоке - он ел на уроках, грубил и отмахивался, мама расстроена, он еще и на нее успел огрызаться по дороге домой. Раскаяния нет абсолютно. Мама на эмоциях сделала вид, что снова уходит, и поехала к сестре. Мы с мужем поддержали эту истории. Да, это во многом не верно...но ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ??? как исправить эту ситуацию? Как донести до ребенка, что маму нужно уважать, что все что мы для него делаем - ему во благо, и что в некоторых вещах нужен контроль?

Детская ложь – распространенное явление, которое можно наблюдать у детей с достаточно раннего возраста. В 3-4 года малыш способен осознанно говорить неправду, и важно вовремя обратить на это внимание, чтобы спустя 7-8 лет не обнаружить, что ребенок постоянно врет. Привычка обманывать у малыша формируется под воздействием внешних обстоятельств. Ложь служит защитной реакцией, поэтому для правильного воспитания или перевоспитания малыша родителям следует начать с самих себя.

Чтобы разобраться, почему дети врут родителям, подробно рассмотрим распространенные причины обмана, в число которых входят:

  • яркое воображение, склонность фантазировать;
  • потребность во внимании;
  • страх наказания;
  • страх потерять любовь родителей или причинить им боль;
  • стремление к самоутверждению;
  • подражание взрослым;
  • способ лавирования между родителями или иными членами семьи;
  • манипуляции для собственной выгоды.

Чем раньше найти ответ на вопрос, как отучить ребенка врать, тем проще справиться с возникшей проблемой, тем более, что привычка скрывать правду и уходить от ответственности, манипулировать взрослыми при помощи лжи, негативно влияет на развитие характера подрастающего человека.

Фантазии и воображение

В первые годы жизни малыш активно познает окружающий мир, в том числе путем ролевых игр, копируя поведение реальных людей и персонажей мультиков и книг, «дорисовывая» обстановку при помощи воображения. Так перевернутая табуретка становится лодкой, ковер – морем, а сам карапуз – храбрым капитаном. Такие утверждения детей 3-5 лет не ложь – это фантазия, игра, развитие творческого воображения.

Яркое образное мышление приводит к тому, что малыш начинает сочинять небылицы о себе и окружающих. Это его естественное стремление сделать действительность интереснее и красочнее, либо, наоборот, в плодах воображения проявляются подавленные страхи малыша. Порой дети так вживаются в фантазии, что сами начинают в них верить, как в реальность.

В таких ситуациях нельзя обвинять детей во лжи. Рекомендуется направить буйное творческое воображение в мирное русло – сочинять вместе с ним сказки и рассказы, рисовать и лепить персонажей. Если вы заметили, что в фантазиях дочки или сына много негатива и страхов, разберитесь, что является причиной.

Потребность во внимании

Очень важно отличать «бескорыстную» игру воображения юного фантазера от склонности приукрашивать действительность с целью привлечения к себе внимания со стороны родителей. Если вы заметили, что ребенок начал сгущать краски, рассказывая о своих делах, не торопитесь обвинять его во лжи – это не сознательный обман, а способ добиться дополнительного внимания к себе.

Часто дети дошкольного возраста стараются задержать родителей в своей комнате, укладываясь спать, и уверяют, что своими глазами видели привидений или чудовищ и теперь боятся оставаться одни. Нельзя относиться к таким словам, как к вранью – это сигнал о том, что малыш не чувствует защищенности со стороны взрослых.

Кроме того, бурное детское воображение делает придуманных чудовищ вполне реальными для малыша – он не манипулирует родителями, а действительно боится. Чтобы страхи прошли, больше общайтесь с малышом, читайте ему перед сном добрые сказки.

Страх перед наказанием

Случайные проступки и намеренное хулиганство ребенка нельзя оставлять без внимания. С ребенком важно разговаривать, объяснять «что такое хорошо, и что такое плохо». Но физические меры воздействия, крик и унижение заставляют детей прикладывать усилия к тому, чтобы избежать наказания в следующий раз, и обман – простой и очевидный способ сделать это.

Взрослые ошибочно считают, что серьезное наказание заставит ребенка строже относиться к себе и не повторять ошибок. Но промахов избежать невозможно и, боясь боли и унижений, желая избежать нотаций, дети вынуждены лгать и выкручиваться.

Если вы видите, что ребенок обманывает из страха наказания, задумайтесь над своими методами воспитания и поведением. Очень часто детские проступки служат для уставших, нервных взрослых просто спусковым крючком, и они срываются на своих чадах.

Страх потерять любовь родителей

Малышу 3-4 лет важно знать, что его любят. Вместе с тем в этот период формируется страх лишиться родительского одобрения – малышу важно чувствовать себя хорошим в глазах мамы и папы. И любая допущенная оплошность воспринимается им как причина считать его «плохим», «неправильным».

Чтобы выглядеть хорошим, ребенок боится признаваться в проступках, и он будет отрицать даже очевидную вину, врать и выгораживать себя. Это характерно, в первую очередь, для детишек, которых постоянно критикуют родители. Сопровождая неловкие действия своего малыша комментариями «руки-крюки», «вечно все делаешь, как попало» и т.д., вы формируете у ребенка вескую причину врать вам.

Стремление к самоутверждению

Ребенок зачастую врёт и хвастается, чтобы завоевать высокий статус в коллективе, впечатлить сверстников. Начаться это может в детском саду, но расцвет приходится на школьные годы. Родительское вмешательство заключается в том, чтобы вовремя пресечь такой способ самоутверждения, заменив на конструктивный вариант – достижения в учебе, спорте, творчестве и т.д.

Подражание взрослым

Родители – пример для подражания для детей возрастом от 3-4 лет. Стремясь походить на маму или папу, ребенок перенимает не только манеру поведения, слова, интонации, но и поступки. Если родители подают плохой пример (просят солгать при звонке по телефону, что их нет дома, или утаить какую-либо информацию от других членов семьи), сын или дочь легко привыкает обманывать и хитрить, считая это нормальной частью общения.

Лавирование между членами семьи

Дети вынуждены прибегать ко лжи, если между родителями или иными членами семьи складываются непростые отношения. У ребенка есть потребность в защищенности, в хороших отношениях с каждым из взрослых в семье, поэтому он будет соглашаться с их нелицеприятными мнениями друг о друге, высказанными в его присутствии, и обманывать при расспросах на этот счет, так как не хочет расстраивать близких людей.

Манипуляции для собственной выгоды

Дети с первых месяцев жизни учатся манипулировать родителями, добиваться от них желаемого – этот механизм вложен самой природой, поскольку малыш должен заявлять о своих потребностях, чтобы выжить. Если игнорировать потребности малыша, к 3-4 годам ребенок овладевает искусством обмана, чтобы добиваться желаемого. Излишнее потакание желаниям ребенка также может привести к данному эффекту.

Как распознать детскую ложь

Как понять родителям, что ребенок врет? Обратите внимание на его поведение, сигналы тела. Основные признаки того, что малыш неискренен, пытается что-то скрыть, говорит неправду:

  • Ребенок не смотрит в глаза. Можно попросить его не отводить взгляда, и по поведению будет заметно, врет он или нет.
  • Даже если ребенок обманывает осознанно, он испытывает внутренний дискомфорт. Признаками неуверенности в своих действиях служат рефлекторные движения – почесывание носа, головы, касание глаз, шеи, губ, переминание с ноги на ногу.
  • Когда малышу приходится на ходу сочинять «легенду», выгораживая себя, он говорит медленно, запинается. Если попросить повторить рассказ, он запутается в деталях или будет отмалчиваться.
  • Когда дети лгут, они часто прячут руки за спину или в карманы. Выявить обман поможет и мимика, покрасневшие щеки.

Однако взрослым стоит понимать, что такое поведение практически однозначно указывает на ложь, если ребенок еще мал – 3-4 года или немногим более. Дети 5-6 лет и старше уже имеют какой-то жизненный опыт и могут бояться, что взрослые им не поверят, даже если они говорят правду. И сигналы тела могут говорить об этой боязни и неуверенности, а не об обмане.

Что предпринять родителям, если малыш часто врет

Если ребенок обманывает взрослых или сверстников, значит, у него есть на это какие-то причины. В первую очередь следует разобраться, почему ребенок скрывает правду или намеренно вводит людей в заблуждение. При этом прислушайтесь к советам психолога:

  • Не наказывайте за ложь. Наказанием является не только физические воздействия, но и крик, бойкот, холодные нотации и т.д. Нельзя формировать страх говорить правду – это тупиковый путь. Важно постараться объяснить, что ложь – это плохо, а честность и открытость с родителями помогает спокойно решать абсолютно любые возникшие проблемы.
  • Не пытайтесь добиться правды угрозами, страхом наказания. Ребенку сложно признавать себя виноватым, прессинг со стороны взрослых только заставит его закрыться.
  • Аккуратно формируйте систему запретов. Чем больше запретов, тем выше потребность их обойти. Если запрещать все подряд, то через какое-то время вы обнаружите, что ребенок уже не представляет себе жизнь без вранья – ему придется научиться обводить взрослых вокруг пальца, чтобы иметь хоть какую-то свободу.
  • Не заставляйте детей скрывать свои истинные эмоции – ему важно иметь право переживать негатив от разбитой коленки, испорченной другими детьми или потерянной игрушки, ссоры с товарищем. Если малышу внушить, что он должен быть всегда веселым и позитивным, чтобы не расстраивать родителей, малыш никогда не сможет перед ними открыться и говорить правду.
  • Разговаривайте с детьми откровенно и по душам. В таких разговорах малыш может сам рассказать, когда и в каких случаях он врал вам, а это поможет вам сделать выводы и скорректировать свои методы воспитания.
  • Объясняйте детям, что ошибки совершают все. И что проще признаться в содеянном и получить возможность исправить ситуацию, чем лгать и выкручиваться. Не наказывайте малыша за случайную порчу вещей, будь то мамина ваза, папины часы или собственные дорогие игрушки. Важно, чтобы человек осознал, что надо просчитывать последствия своих действий, а не стал бояться гнева родителей.

Как научить ребенка говорить правду

Как объяснить ребенку, что ложь – это плохо? Начинать воспитание стоит с самого раннего возраста. Малыши трех-четырех лет прекрасно учатся на сказках. Можно подобрать или придумать подходящие истории, в которых наглядно иллюстрируется, как обман приводит к печальным последствиям, как грустно и плохо тем, кого обманывают. И как хорошо, когда все узнают правду и дружно и решают все проблемы.

С детьми постарше важно наладить доверительные отношения – рассказывать им о своих делах, как прошел день, какие вопросы пришлось решать, какие эмоции испытывали. Используйте выражение «хочу тебе признаться..» – это позволит приучить сына или дочь так же откровенно рассказывать о своих делах, делиться не только событиями, но и своими переживаниями.

Обязательно хвалите детей за честность, поощряйте говорить правду, предлагайте помощь в исправлении ошибок. Это поможет малышу быть откровеннее и доверять родителям.

Заключение

Вопрос, что делать, если ребенок врет, нередко возникает у родителей, когда привычка обманывать уже сформировалась. Важно знать, что даже если ребенок признает, что врать нехорошо, понимает, что обман способен привести к серьезным последствиям, он не находит в себе силы сказать правду. Тормозом является стыд, боязнь неприятия со стороны родных людей, страх наказания.

Родителям стоит начать воспитание с себя – только они в состоянии убрать барьеры, мешающие детям говорить правду, доверять взрослым, быть откровенными и уверенными, что их любят и защищают.

В связи с этим для них часто не существует четкой границы между правдой и вымыслом.
Тем не менее примерно после 6 лет дети уже могут четко отличить правду от выдумки. В результате если ребенок обманывает, он знает, что несет ложную информацию.
Заставить ребенка врать могут многие источники давления. Чаще всего, если ребенок вырос в любящей доверительной семье, первый раз он солжет, когда столкнется с тем, что сделал что-то неверно, боясь при этом расстроить родителей или быть наказанным. Уже испытывая чувство вины, ребенок будет стараться защитить себя от сурового, как ему кажется, дисциплинарного наказания.
Во многих случаях у родителей, дети которых лгут, завышенные требования к поведению и ожидания в отношении ребенка. Такие дети четко знают разницу между тем, что правильно и что неправильно, и когда сталкиваются со сложной ситуацией, пытаются не уронить своего достоинства.
Иногда дети лгут, когда находятся под сильным давлением необходимости удовлетворить невыполнимые для них требования. Например подростки, которым тяжело учиться в школе и они не справляются с учебой, могут чувствовать себя подавленными и обманывать, что они выполнили домашнее задание. В таких ситуациях ложь должна быть связана с окружающими ребенка событиями.
Помните: ложь свидетельствует о том, что ребенок осознает, что сделал что-то неправильно. Пытаясь защитить себя от реакции расстроенных родителей и их осуждения, ребенок тем самым показывает, что у него есть совесть. Родители, проявляющие чрезмерную негативную реакцию, могут, сами того не желая, поставить ребенка в такие условия, что ему придется лгать снова и снова, чтобы защитить себя.
Дети среднего подросткового возраста также могут растеряться из-за того, что в доме существует двойная мораль относительно лжи - это означает, что в принципе в доме лгать запрещено, но родители иногда используют «ложь во спасение», искажая правду для своего удобства. Такие действия сбивают с толку детей, от которых всегда требовали честности, а теперь они слышат, как один из родителей использует в разговоре по телефону или с соседями так называемую «невинную ложь». Детям - максималистам в этом возрасте - сложно уловить едва ощутимую грань в таких ситуациях.

Чаще всего дети лгут по трем основным причинам: желание быть социально значимым, стремление нанести обиду кому-то и из-за боязни последствий правды.
От взрослых зависит, чтобы период лжи был минимальным, пресечь его нужно в зародыше, распутав все узлы проблемы. Для этого надо разобраться, зачем ребенок лжет и почему. Что заставляет его это делать? Какие выгоды он извлекает? Его ложь нападение или защита, он наступает или обороняется?
Давайте попробуем понять, почему дети так легко искажают правду.

Это не ложь: это фантазия. Один тип детской фантазии - выражение желания. Фантазии ребенка реальны. Они выражают желаемые мысли. Вот как рассказывает пятилетний ребенок своему товарищу о поездке в Диснейленд, где он никогда не был. «Почему он говорит неправду, - думаете вы. - Что случилось с ним?» Он не лжет (по крайней мере по детским стандартам), он рассказывает о своих желаниях. Мало того, что мысли о желаемом позволяют ребенку пребывать в мечтах, это впечатляет его друзей и поднимает его социальный статус. «Ты действительно играл с Микки Маусом?» - спрашивают восхищенные друзья. Дети придумывают фантастические рассказы, зная, что у них всегда есть аудитория слушателей.
Если двое детей рассказывают небылицы, это не ложь. Эта стадия пройдет к семи или девяти годам, когда образное мышление пойдет на убыль, а сверстники станут менее доверчивыми. (Если это продолжается после девяти лет, то могут возникнуть трудности в общении со сверстниками или потребуется внимание врача-психолога.) Вы подслушали рассказ ребенка о его вымышленной поездке в Диснейленд: «Мы ездили в Диснейленд в мой день рождения...» Не называйте его лгуном. Это оскорбительный выпад. Вместо этого, уважая его мечты, скажите: «Ты хочешь поехать в Диснейленд. Это было бы приятно. Теперь, расскажи нам, что ты действительно делал в свой день рождения». Ребенок знает, что вы все поняли и не сердитесь. Он также поймет, что нет необходимости выдумывать. «Ты хочешь ехать в Диснейленд. Возможно, я помогу твоему желанию сбыться. Давай планировать поездку...» - это. успокоит ребенка и он будет знать, что некоторые мечты сбываются.

Фантазия и действительность. «Я не делал этого. Это сделал Тоби». Кто такой Тоби? Воображаемый друг ребенка, - тигр, который разбил стакан.
Ребенок дошкольного возраста путает реальность и вымысел. Это нормально. Дети часто создают воображаемые символы и любят жить в придуманном мире. Оцените творческое мышление вашего дошкольника и наслаждайтесь этой способностью. Фантазируйте вместе с ребенком. Иногда дети приходят ко мне на прием со своими воображаемыми друзьями. Я ставлю дополнительный стул для невидимого компаньона и даже делаю краткий опрос. Мы вместе смеемся. Для детей мир не только реальность, но и то, в чем они нуждаются или о чем мечтают. Образное мышление фактически помогает ребенку справиться с реальным миром. Дети периодически отступают в свой придуманный мир, которым они могут управлять, Это способ справиться с реальным миром, которым они управлять не могут. Если ваш ребенок лжет, делая своего вымышленного друга «козлом отпущения» («Тигр Тоби сделал это»), подыграйте ему: «Скажи мне подробно, как Тоби разбил стакан». Поскольку ребенок будет рассказывать подробности, чтобы отвести от себя подозрения, он быстро станет участником инцидента. Подумайте, почему ребенок придумал всю эту историю, чтобы скрыть правду. Может быть, вы реагируете на происшествия или эксперименты слишком резко?
Уважайте творческое мышление малыша, относитесь с пониманием к его фантазиям.
«Тебе проще, когда ты говоришь, что стакан разбил Тоби. Я понимаю. Теперь скажи мне, что действительно случилось. Я не буду сердиться на тебя». Убедите ребенка, что правда не принесет вреда, поэтому нет надобности сочинять легенду. Вы будете любить и примете его независимо от того, что он скажет. Иногда история, рассказанная ребенком, отражает то, что отсутствует в его реальном мире. Мать шестилетней девочки консультировалась у меня по поводу ее «сочинительства». Дочь рассказывала друзьям забавные истории, которые происходил, когда она оставалась с папой: походы в магазин игрушек, полеты на самолете, поездки на лошадях и так далее. Правда была в том, что она редко видела своего папу. Он много путешествовал, и даже когда находился дома, мысли были связаны только с работой. Этот ребенок формировал свой фантастический мир для самозащиты, чтобы оградить свое растущее самосознание от потерь.

Удобное угождение. Дети хотят нравиться своим родителям, поэтому иногда прибегают ко лжи, веря тому, что поступают правильно. Мать спрашивает пятилетнего ребенка: «Ты навел порядок у себя?» и получает утвердительный ответ, потому что ребенок хочет, чтобы мать улыбнулась и поблагодарила его. Позже, когда она обнаружит, что работа (или большая ее часть) все еще не выполнена, она должна объяснить ребенку, что ложь вызывает большее недовольство, чем беспорядок. Семилетний ребенок будет отвечать «Да» на этот вопрос, потому что он не хочет причинять беспокойство себе в настоящее время и идти наводить порядок. В конечном счете он поймет, что мама собирается идти с проверкой. Он должен понять, что его тактика не будет работать. Он отвечает за хранение игрушек в порядке, убирая их каждый вечер перед сном. Это семейное правило.

Ложь для удобства. Это общая форма лжи у старших детей. Ложь по поводу оценок - типичный пример. Родители девятилетней Шэрон требовали, чтобы она получала хорошие оценки. Шэрон думает, что их любовь и одобрение зависят от ее результатов, и боится сообщать правду. Ее плохая оценка вызвала бы недовольство родителей, поэтому она говорит им, что получила высокий балл. Она оправдывает свою выдумку тем, что расстраивать родителей хуже, чем говорить правду. Шэрон чувствовала себя неуютно, обманывая родителей. Однако ее обман не работал. Мудрые й заботящиеся родители поняли, почему их ребенок лгал по поводу оценок, и прекратили оказывать давление на нее. Один из наиболее важных воспитательных моментов состоит в том, чтобы ребенок понимал - он любим и дорог.

Ложь для самозащиты. Дети придумывают небылицы для самозащиты из опасения наказания. Дети, которых часто наказывают, защищают себя, становясь обычными лгунами. Если ребенок знает, что разбитая ваза вызовет гнев, он рассуждает, что лучше солгать. То же самое происходит с детьми, которые получают серьезное наказание за незначительные проступки. Это несоответствующее наказание может препятствовать развитию у ребенка совести и положительных качеств. Дети, которые боятся наказания, говорят что угодно, чтобы избежать его.
Мы помогли нашим детям преодолеть страх сказать правду, делая это так: «Мы обещаем, что не будем сердиться. Независимо от того, что вы сделали, скажите нам правду, хотя вам все равно придется столкнуться с последствиями. Однако если мы узнаем, что вы обманываете нас, последует серьезное заслуженное наказание».
Однажды кто-то оставил велосипед Эрин на дороге. Она сказала мне, что это сделал Метью, потому что он катался последним. Чтобы определить, кто это сделал, я обратился к сыну, убеждая его, что я не стану сердиться, если он скажет правду: «Метью, ты знаешь, что я не сержусь за правду, я сержусь за обман». Если ребенок боится последствий, которые наступают после того, как он сказал правду, он может стать обычным лгуном. Когда ребенок доверяет вам, он будет способен рассказывать честно, что случилось. Слушайте спокойно, будьте справедливы и помогите ему исправить поведение. Лучший способ против лжи - поддержать ребенка, когда он говорит правду.

Ребенок, который много лжет. Иногда «сочинительство», нормальное для детства, развивается в целеустремленную ложь, которая может стать обычной. Ребенок намеревается обмануть. Коренная причина - сердитый ребенок, который не удовлетворен реальной жизнью и боится реакций родителей. Это происходит не от обычной неловкости или недопонимания. Просто ему сказали, что он плохой.
Отец семилетнего Чарли исчез из его жизни, когда ему было шесть лет. Чтобы защититься от действительности, Чарли создавал фантастический мир с замечательными историями отца и сына. Постепенно он нашел, что мир фантазии был более удобен, чем реальный мир. И уже к восьми годам он обычно и открыто лгал и о других вещах: куда он ходил после школы, где он взял новую вещь. Ложь стала его образом жизни, защитой от собственного гнева; Исправление от лжи помогло Чарли научиться справляться с проблемами реальной жизни. Терапия помогла ему понять, что его отец не вернется. Это была не его ошибка. Мать поддерживала его, и выслушивая, направляла действия сына. Чарли записался в футбольную секцию, и тренер проявил к нему особый интерес. Скоро ложь стала неприятным воспоминанием прошлого.

Как определить, что ребенок нечестен
В большинстве случаев о нечестности ребенка можно узнать даже без слов, только по его поведению. Выражение лица обычно очень красноречиво передает состояние ребенка. Однако некоторые дети очень скрытны, и даже проницательным родителям приходится сталкиваться с проблемами. Пробуйте применить наши советы: ребенок преднамеренно избегает смотреть прямо в глаза, когда рассказывает историю? (Этот признак особенно значим, если он обычно стремится к зрительному контакту.) Следите за его движениями. Если он расслаблен, спокоен и открыт, скорее всего, малыш говорит правду. Дети нуждаются в доверии.
Выясните подробности. Если при большом количестве подробностей рассказ ребенка становится более неопределенным, можно подозревать неправду. Если каждый раз он рассказывает историю, главные пункты которой различны, такая история подозрительна. Он ведет себя необычно? У него есть причины лгать, не говорить правду? Если ребенок вообще боится вас, он настроен лгать.
Те же самые принципы можно использовать для выяснения истории появления у ребенка какой-то вещи или предмета. Ваш ребенок не может определенно объяснить, как к нему попали эти игрушки? У вашего ребенка подозрительный взгляд, который родитель признает немедленно? Когда история не похожа на правду или цена игрушки - вне средств ребенка, подозревайте воровство. Если ребенок из любви к родителям дарит дорогое ожерелье без внятного объяснения, у вас есть причина подозревать, что товар получен нечестным путем. В большин-"стве случаев, если родители и дети находятся в тесном контакте, ребенок почувствует, что вы все знаете.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок солгал, сразу же сообщите ему, что вам известно, что он сказал неправду. Суровые наказания, как правило, в таких случаях не действуют. Вместо этого своими словами и поведение покажите следующее:

  • «Я хочу, чтобы ты говорил мне только правду, а я всегда буду говорить правду тебе - так мы всегда сможем верить друг другу».
  • «У тебя будет гораздо меньше проблем, если ты вместо того, чтобы лгать, будешь говорить правду».

Также помните, что ваши собственные действия и правило говорить только правду служат самыми важными способами, при помощи которых вы можете научить ребенка быть честным.

Когда следует обращаться к специалистам

Ребенка, который на протяжении долгого времени постоянно лжет, необходимо показать консультанту или специалисту в области психического здоровья либо отвести в детскую консультацию-поликлинику. У хронических лгунов зачастую ранее имелись сложности с установлением истинного сознания, которое помогает ребенку четко определять, что правильно, а что неправильно. Такие дети также могут взывать о помощи ввиду неблагоприятной обстановки дома или за его пределами.

Обман

Дети обманывают. Но, как ложь и воровство, «обман» - категория взрослых людей,-плохо понимаемая ребенком до семи лет. Обман взрослого человека сродни лжи или воровству. Но ребенок, который создает собственные установки в процессе роста, еще не понимает, почему правила неизменны. Даже шестилетний ребенок может понимать «честную игру». Объясните ребенку, что обманывать нельзя, потому что это несправедливо по отношению к другим детям. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы он вел себя честно, а его друзья так не сделали. Обратите внимание, что дети от шести до девяти лет часто изменяют правила в свою пользу. Нет никакой проблемы с изменением правил, если все игроки принимают их до начала игры. Этот вид изменения правила добавляет творческий потенциал в обычную (или надоевшую) игру.
Ребенок старшего возраста, который обманывает в школе, нуждается в пристальном родительском внимании. Ребенок обманывает без раскаяния? Часто дети вынуждены обманывать, чтобы противостоять родительскому давлению или для повышения своего авторитета в классе. Желание понравиться родителям также может спровоцировать на обман. Искушение обмануть особенно сильно у детей со слабым характером, которые часто сопоставляют свои успехи с достижениями других. Если достижения ребенка выше, он победитель; если нет - проигравший. Поэтому он должен победить, даже если для этого придется пойти на обман.
Вы должны помочь ребенку избежать искушения обманывать дома и в школе. Будьте внимательны, оказывая правильное воспитательное давление на ребенка. Слишком слабое - и ребенок станет грустным и ленивым. Слишком сильное - и он может обмануть, чтобы достичь требуемых результатов. Попытайтесь найти равновесие, которое соответствует именно вашему ребенку. Мы объясняли нашим детям, что хорошие оценки дают возможность чувствовать себя уверенно, и они являются одним (но не единственным) ключом к успеху. Но хорошие оценки нужны в первую очередь им, а потом уже чтобы доставить удовольствие нам.
Основываясь только на качестве и количестве проделанной работы, они могут достигать собственных целей. Мы и будем довольны, если они искренне стараются, - никто не может требовать большего.

Чувство вины
Большая часть этой книги посвящена тому, как вырастить чувствительных детей, внимательных к себе и своим поступкам. Дети должны грустить, когда они действуют плохо, чувствовать раскаяние, если совершили проступок. Это здоровое чувство вины, которое помогает ребенку поступать правильно и корректировать неправильные действия.
Однажды мы услышали, как в нашем доме разбилось окно. Когда мы вышли в палисадник, к нам подошел восьмилетний Метью. Он слышал, как мы зовем соседского мальчика, так как он был единственным, кто находился в это время рядом. Однако мы поняли, что виновником происшествия был Метью. Ему было очень трудно сознаться в этом, но все же степень доверия, существовавшая между нами, не позволила ему утаить правду.

что делать если ребёнок стал врать в 10 лет

  1. поздновато))))))
  2. Врать ему в ответ, во всяком случаи на меня в 12 это подействовало
  3. С семи лет до пятнадцати детская ложь может или прогрессировать, или, наоборот, с родительской помощью корректироваться. Любой детский психолог скажет, что главной причиной детского вранья является родительский прессинг чрезмерные требования и строгие запреты. Стараясь избежать наказания за проступок, ребенок говорит неправду, а позже, получив возмездие за свою ложь, прибегает ко все более изощренным способам обмана. Так создается порочный круг.

    В качестве же грамотной профилактики могут служить несколько элементарных правил.

    Первое избегайте любой агрессии (вплоть до повышенных интонаций при разговоре) , второе правильно стыдите: отчитывайте за проступок, а не оценивайте маленькую личность.

    Нередко сами родители провоцируют ложь, не придерживаясь элементарных правил честности и такта. Так, забытые деньги или пропавшие ключи становятся отличным поводом для обвинения чада, однажды уличенного в неискренности. Обвиняя ребенка в пропаже, взрослые неосознанно перекладывают на него свою оплошность. Редкий взрослый, осознав позже, что претензии были беспочвенны, признает свою безответственность и извинится перед ребенком.

    Репутацию вруна ребенок приобретает с подачи взрослых. Поэтому постоянные подозрения или напоминания об однажды совершенных проступках недопустимы, так как на подсознательном уровне закрепляют у ребенка роль обманщика. Мамам и папам стоит четко усвоить, что даже закоренелый врунишка всегда имеет шанс на реабилитацию.

    От 6 лет и старше: ближе к шести годам, когда формируется логическое мышление, дети могут отличать правду от неправды. В этом возрасте ребенок уже понимает, что обманывать плохо. По мнению психологов, с этого момента детская неправда отражает психологическое неблагополучие самого лгунишки.

    Страх рождает ложь
    На вопрос Почему дети врут? психологи отвечают в восьми случаях из десяти обман это защитная реакция детской психики: большинство детей скрывают правду из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и мамино разочарование. Частое утаивание школьной успеваемости результат детской боязни не соответствовать родительским требованиям. Кроме утверждения ложь рождается из страха, существуют и другие объяснения.

    Ложь-подражание: если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, или не покупаете детский билет в транспорте, выдавая семилетнее чадо за пятилетнее то легитимируете вранье. Однажды открыв для себя родительский обман, ребенок безошибочно усвоит врать можно, и его дальнейшая честность будет иметь столь же относительный характер.

    Ложь-манипуляция: свойственна более старшим детям (после 6 лет) , она является продолжением лжи-спасения от наказания. Удачно обманув родителей из страха, ребенок понимает, что его придуманные хорошие оценки или перекладывание вины на соседа по парте для мамы более желательны, чем настоящая правда. Научившись управлять с помощью обмана маминым настроением, ребенок постепенно отрабатывает технологию лжи на всех окружающих (сверстниках, учителях) , быстро прогрессируя в хронического вруна.

    Ложь-хвастовство: детское бахвальство несуществующими достижениями (хорошими оценками, физической силой) , чаще всего является компенсацией дефицита родительской любви. По оценкам психологов, хвастливый врунишка это недохваленный ребенок и жертва тщеславия взрослых (маминой мечты о дочке-отличнице и папиного желания иметь мужественного сына).

  4. Объяснить ему, что если постоянно врать, то можно просто потерять доверие людей. Что его ложь другим неприятна. Спросить, нравится ли ему самому быть обманутым. Или попытаться как-нибудь проучить самому, например, он поинтересуется какой-нибудь важной для него вещью, а вы и соврите. а потом, когда вс раскроется, скажите, что сделали это специально, и что была причина.

    ну и да, кстати, может, действительно, от строгости врт. Я из-за этого лет в 6-8 тоже врала.

  5. Причина, почему люди лгут, это страх перед последствиями или боязнь того, что подумают другие, если сказать правду. Вполне естественно, что люди хотят нравиться другим и желают, чтобы к ним хорошо относились. Однако иногда это желание побуждает их искажать истину, пусть даже немного, чтобы покрыть ошибки, умолчать о нелестных подробностях или создать о себе хорошее впечатление.
  6. Дети врут от того, что их часто ругают. Постарайтесь изменить свое отношение к ним, взгляните на мир глазами ребенка: уроки очень сложные, прессуют в школе, прессуют дома, и у них лазейка: вранье.
  7. Порадоваться, что у ребнка нормально развивается мышление
  8. ...запоздал он у вас; начинают раньше.... значит нет веры в вас....
  9. Вранье - это тоже опыт человека, который всему только учится. В жизни это тоже пригодится. Главное чтобы научился разделять вранье во благо и без и всегда осознавал кому врет и чем это может обернуться. Это тоже прийдет со временем. (Я не специалист, это мое личное мнение) . Мы все врем, и тоже давно этому научились:)))

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь