Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»

Опыт работы по теме:

«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Воспитатель:

Людмила Емельяновна Мудрак

г.п..Талинка

Октябрьский район

2слайд.

Здравствуйте! Вас приветствует детский сад "Лесная сказка"

Представление опыта работы по теме "Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

3слайд.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

4 слайд. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показалиим путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

5 слайд Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.

6 слайд Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

7 слайд Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно,

8 слайд потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

9 слайд Перед собой поставила цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

10 слайд Для достижения этой цели определила ряд следующих задач :

    Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

    Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

    Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

    Воспитывать любовь к родному краю, городу, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

    Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

11 слайд Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В 2012 году была разработана программа «Окно в мир добра» по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. На её основе и построена работа. Программа состоит из тематических блоков.

1.Блок «Мир доброты» - социокультурные ценности.

2.Блок «У природы нет плохой погоды» - природный мир.

3.Блок «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

4.Блок «Красна изба»- традиции народной культуры.

5.Блок «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Работая в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников стараюсь охватить широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОО.

12 слайд Блоки реализуются через проектную деятельность. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

13 слайд Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты».

14 слайд Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»

Цель проекта

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей .

Задачи:

    формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

    воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

    развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

    поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

    развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

сохранение и укрепление здоровья детей.

15 слайд

Вид проекта:

По направленности: социально - личностный, общественно-полезный,

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Направленность проекта:

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Формы реализации проекта:

    Непосредственно образовательная деятельность

    Игры: д/и, д/у, с/р, строительные

    Беседы

    Чтение художественной литературы

    Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.

    Труд (взаимопомощь)

16 слайд

Ожидаемые результаты:

    Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

    Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;

    Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;

    Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

    Развитие стремления

помогать, сопереживать, поддерживать друг друга

17 слайд

1этап-информационно- аналитический

Цель:

    Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.

    Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;

    Определение проблемы

    Выбор цели проекта

    Составить план работы, проект: « Доброта спасет мир»

    Изготовление дидактических, сюжетно - ролевых игр, подборка художественной литературы

    Введение детей в проблемную игровую ситуацию

    Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

    Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

18 слайд

2 этап Основной этап

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.

Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.

19 слайд

Реализация проекта: «Доброта спасет мир»

1.Физическое развитие.

Здоровье: беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», игра психогимнастика «Не сердись – улыбнись!»

20 слайд

Физическая культура: комплекс упражнений «Тропинка доброты»,п/игра Добрые слова» (с мячом), «Волшебный стул»,

21 слайд

"Соревнования друзей"

2.Социально – коммуникативное развитие

22 слайд

Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению

23 слайд

доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игровой деятельности, в режимных моментах).

24 слайд

Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг), уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе, помощь младшему воспитателю в режимные моменты, помощь малышам в уборке участка.

25 слайд

3.Познавательное развитие.

Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

26 слайд

Этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».

Просмотр мультфильмов, презентаций.

27 слайд

Беседы о добрых поступках и делах.

Работа с альбомом «Правила поведения дошкольников».

28 слайд

4. Речевое развитие:

Беседа «Что такое доброта?»

Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?»

29 слайд

Беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?»

Разучивание пословиц о добре.

Составление загадок о доброте.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

30 слайд

Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?»

31 слайд

Беседа «Природа добрая и злая»

Составление рассказа «Почему добро побеждает зло?»

Обогащение словаря по теме.

- Чтение художественной литературы.

32 слайд

5.Художественно- эстетическое развитие.

Рисование:

«Страна доброты», «Цветы для мамы», «Какого цвета доброта»

33 слайд

Аппликация:

«Одежда для мамы

«Подари прохожему улыбку»

34 слайд

Лепка:

«Кулон для бабушки»

35 слайд

«Кормушка для птиц»

Музыка:

Прослушивание песен на тему проекта.

36 слайд

Концерт для детей младших групп.

Слушанье звуков природы.

37 слайд

3-й этап: обобщающий (заключительный)

Выводы:

    В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.

    Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

    У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

Аналогично проходит работа по всем остальным блокам.

38 слайд

Игровая деятельность

Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника.

39 слайд

Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка.

40 слайд-41 слайд

Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.

42 слайд

Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.

43-44-45 слайд

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.

46 слайд

Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения,

47 слайд

при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.

48 слайд

Играя с детьми в коллективные игры, заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать , у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.

49 слайд

Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, стала использовать в своей работе технологии решения изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

Метод фокальных объектов

Технология составления творческих текстов по картине

Приёмы разрешения противоречий

Кольца Луллия

50 слайд

Составление рифмованных текстов

Технология обучения детей составлению загадок

51 слайд

Внедряя технологию составления творческих текстов по картине – у детей возрастает познавательная активность, развиваются связная речь.

52 слайд

В результате применения приемов разрешения противоречий, увидела, что дети могут анализировать проблемную ситуацию, находить пути решения и более четко формулировать результат

53 слайд

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Работа, проводимая мною с семьями моих воспитанников, по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»

54-55-56 слайд

57-58-59-60 слайд

Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности.

61 слайд

Для того, чтобы проследить динамику развития духовно – нравственного воспитания дошкольников, руководствовалась различными методиками.

Методика «Подарок»(Гаврилычева Г.Ф. «Вначале было детство»),

Методика, «Какой Я?» , «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология),

Методика «Круг» (Абраменкова В.В.),

Диагностика социально-нравственного развития детей старшего

дошкольного возраста. Результаты обследования за 2 года позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

62 слайд- Своими методическими разработками делюсь не только с коллегами нашего детского сада, но и района округа, России. Они прошли экспертную оценку педагогического совета и размещены на страницах сайта ДОУ, NSPORTAL . RU , MAAM . RU , PEDRAZVITIE . RU

63 слайд

Приняла участие в окружном конкурсе, в номинации «Дополнительных образовательных программ по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений ХМАО-Югры» получила диплом призера.

А также награждена, дипломом первой степени в районном конкурсе программ по работе с семьей «Только вместе» за программу «Всегда рядом».

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Придерживаясь основного принципа дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Авторы - составители: ... г. Нижневартовск Методическая разработка «Добрый мир» Представленная методическая разработка включает... родителями по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей. Формируя нравственно-патриотические чувства наших... усилий. Представленная методическая разработка направляет... человеческой культуры, духовно-нравственных норм и... деятельности с воспитанниками проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой, нравственно-эстетической направленности, педагоги... решении задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания , позволяет развивать... меньший эффект проектная деятельность дает... того, что дошкольник живет в... Цель методической разработки: обобщение имеющейся практики духовно-нравственного образования и воспитания детей в детском саду. Цель методической разработки: -формирование базы данных эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников в образовательной организации; - внедрение комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; - обеспечение решения задач духовно-нравственного развития воспитанников на основе национальных ценностей, взаимодействия социальных субъектов воспитания . 1. ... образа жизни, воспитание социально активного... творческого потенциала дошкольников . Оформление зала: ... других сайтах: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17368

Конкурсанты: Кривоногова Марина... развитии и воспитании нравственности , эффективность которых... в вопросах нравственного воспитания и развития... Формирование социально-нравственных ценностей, нравственной воспитанности личности, выраженной... социальную адаптацию дошкольников ; 2. Осмыслить основные нравственные ценности; расширить... вопросам патриотического воспитания дошкольников . ... Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием , так как... с семьями воспитанников . Продолжительность проекта: ... темы: Патриотическое воспитание детей является... легкую задачу: воспитание у ребенка... решили применить проектный метод . Дошкольное детство... способствовать формированию нравственных основ и... у старших дошкольников в процессе... с родителями воспитанников в области нравственного – патриотического воспитания дошкольников . Приложение: ... и педагогов; Воспитание у родителей... и настроения; Воспитание нравственных чувств: доброты, ... осуществлять процесс воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного , духовного , патриотического, эстетического и умственного развития дошкольника . Совместные социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников . Играя роль, ... самоорганизация жизнедеятельности дошкольника . ... повышает у дошкольников внутреннюю мотивацию... в саду дошкольником , должны остаться... в вопросах социально-нравственного воспитания . Эффективность... Мониторинг социально-нравственной воспитанности дошкольников : наблюдается... по направлениям социально-нравственного воспитания дошкольников : - ... по проблемам социально-нравственного и духовного воспитания дошкольников . ... Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 ... Т.Д. Азбука нравственного взросления. ...

Целевая установка реализации «Мини-музей... формировать самосознание дошкольников , становление их... словарный запас дошкольников ; развивать... расширять кругозор дошкольников ; формировать проектно-исследовательские умения и... задачи эстетического, нравственного , духовного , патриотического воспитания . Формы и методы ее работы... творческих компетенций ребенка-дошкольника , его успешной... одобрил предложение методической службы ДОУ... причем сами дошкольники предлагали, что... ведущей деятельностью дошкольников есть и... частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой». Здесь... А также воспитанники группы вместе... А № 0004784.

Первой младшей... любовь дает воспитанию верный ключ... процессе развития дошкольников практически всем... решаются задачи духовного воспитания , социальной адаптации... красоте, пользе, нравственных идеалах и... образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания , которое находит... игрушка». Подбор методической и художественной... Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников . Учебно-методическое пособие. – ... А № 0004887

Составители: Спандиярова Жанар... Концепция патриотического воспитания постановление от... Формирование духовности , нравственно Воспитание жизненно - ... Л.Н. Толстой Воспитание любви к... политической и духовной сферах общества... поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных... основы и нравственного здоровья. Сформированность нравственных ценностей является... детей в нравственных проблемах. В... - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения... нашу страну, воспитание культуры межнационального... достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов... его развития, духовное наследие и... всему живому, нравственные и этические... достаточно много методической литературы по... отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в... по организации нравственно - патриотического воспитания детей, его... Цель. Формирование духовности , нравственно - патриотических... родным краем. Воспитание жизненно - ... основных направлений нравственно - патриотического воспитания , предполагающего использование... когда закладываются нравственные основы гражданских... и зла. Нравственное развитие ребенка... верный путь воспитания многогранного чувства... Базой патриотического воспитания является нравственное , эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые... по формированию нравственно - патриотических... работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, ... по ознакомлению дошкольников с родным... задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных... по ознакомлению дошкольников с родным... интерактивные игры); проектная деятельность музейная... расширение представлений дошкольников о многообразии... Формирование представлений дошкольников о таёжных... Обогащение представлений дошкольников о людях... Формирование представлений дошкольников о полезных... уточнение представлений дошкольников о многообразии... Уточнение представлений дошкольников с жизнью... Обогащение представлений дошкольников о рыболовстве, ... и рыболовства. Воспитание основы для формирования нравственно- этических норм... по ознакомлению дошкольников с родным... зона гражданско-патриотического воспитания в группе, ... 3.2. Методическое обеспечение Программы... Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание Методическое пособие для... для малышей: Методическая воспитанию воспитание дошкольников воспитание дошкольников воспитание дошкольников . (Подготовительная... Методика экологического воспитания в детском... социально – нравственному воспитанию нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ... культуры и воспитание нравственно методистов Воспитание Методика работы с... у старших дошкольников Методические методистов дошкольного образования./ ... Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для... для малышей: Методическая рекомендации для... по экологическому воспитанию : Средняя, старшая, ... – патриотическое воспитание дошкольников . (Старшая... – патриотическое воспитание дошкольников . (Средняя... – патриотическое воспитание дошкольников . (Подготовительная... АРКТИ,2003.- 80с. Методика экологического воспитания в детском... социально – нравственному воспитанию детей дошкольного... Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ... культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. ... Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с... у старших дошкольников знаний о... западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ ... Методы контроля... Программы Обеспечивает программно-методическое оснащение воспитательного... родителями для воспитания и развития... Способы и методы методы , предоставленные гражданским, ... 0004487 - № 0004488

Автор-составитель: Гафурова Аминат... так и нравственные . Давайте подумаем... еще глубже нравственная проблема. В... свой опыт. Духовный мир крестьянина... крестьянской культуры. Нравственной основой были... трудовые и нравственные воспитание . В семье... историческим и духовным ценностям жителей деревни, воспитание уважения к... окружающей среде, воспитание эмоционального отношения... определять возможные методы , решения проблемы... 2. подборка методической литературы, художественной... сформировать у дошкольников представления о... дикость от воспитанности , - это... для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом... : ознакомление дошкольника с методом выращивания картофеля. ... В результате проектной деятельности дошкольник должен знать... С.А. Ознакомление дошкольников с природой. ... Н.В. Умственное воспитание детей в... Программа экологического воспитания детей дошкольного... Как знакомить дошкольников с природой. ... А № 0005842

Пускай пока... умений. Основные методы работы с... воспитатели и воспитанники принимают активное... «Надежда» старших дошкольников и младших... участие приняли воспитанники старшей и... по направлению «Духовно-нравственное » - «Моя... в своих проектных и исследовательских... «Надежда» старших дошкольников и младших... с. Абатское В.А.Белякова.

Автор проекта: Бахтина Нина Емельяновна, методист МБДОУ детский... и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный... предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим... процесса – воспитание ценностного отношения... делается на воспитании любви к... народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям. Вид... в развивающем центре.Дошкольник проявляет положительное... быстро угасает. Дошкольник проявляет положительное... плана, создание информационно-методического материала, картотеки... деятельность детей. Методы и приемы... значимых делах. Воспитание любви к... Диагностические методы : - беседа... характер отношения дошкольника к родному... включается в проектную деятельность, связанную... по реализации проектной деятельности. У... I раздел. Информационно-методический материал: консультации... III раздел. Методическая и художественная... Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим... и занятий, методические рекомендации] – ... детском саду. Научно-методическое пособие. / ... С.Н. «Экологическое воспитание в детском... народов Севера. Учебно-методические пособие. / ... по патриотическому воспитанию в ДОУ] ... Чудный олень: методическое пособие для... 15с.

Конкурсант: Шайхлисламова Лиана... ребенка не воспитана любовь... духовной потребностью на... к проблеме «Дошкольник и книга», ... в жизни дошкольника существуют параллельно, ... приемов и методов с текстом, ... радостные минуты духовного общения, воспитывает... системе семейного воспитания . И не... и ненавязчивого воспитания , которое и... родителями является метод проектов. На... нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через... речевое развитие воспитанников с превышением... образования и воспитания дошкольников , интеллектуального ресурса... опыта семейного воспитания по приобщению... в вопросах воспитания грамотного читателя. ... обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, ... читателя в дошкольнике стали ведущими... к развитию, воспитанию и образованию... разнообразные формы, методы и приёмы... нужных приемов, методов , игр, во... воспитанники ... опыта семейного воспитания ; ... родители, воспитанники ... групповой комнате. Методическое обеспечение: - ... писателей, портреты, методические рекомендации по... экскурсий для дошкольников ; Совместные экскурсии... музыкальный руководитель, воспитанники , родители (законные... месте; Разрабатывает методические рекомендации по... писателях» Обеспечивает программно-методическое обеспечение; Разрабатывает... Изучить методико-педагогическую литературу по... компетенции в воспитании грамотного читателя. ... проекта. Оформить методические рекомендации «Семейное... пособий и методических материалов. ... 1. Методические продукты... родителями по воспитанию грамотного читателя; ... - Оформлены методические рекомендации: «Вы... прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»; - Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению... в ежемесячном научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание » II. ... нужному занятию. Воспитанники : - Умеют... - Сформированы нравственные качества ребенка; ... (для родителей воспитанников старшего дошкольного... образования и воспитания дошкольников , как залог... роли в воспитании ребёнка» библиотекарь... роли в воспитании ребёнка» Роль... благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, ... и так: дошкольник любит книги, ... к книге, воспитанная в раннем... радостные минуты духовного общения, воспитывает... участниками в воспитании своих детей. ... процессу через проектную деятельность. Семейные... образования и воспитания дошкольников , интеллектуального ресурса... многие наши воспитанники плохо знают... стало его духовной потребностью на... проверенным способом воспитания человека, в... наблюдать за духовным развитием ребенка... способствующая их духовному росту» ... умного и воспитанного ребенка. Рекомендации... и близких людях.

Конкурсант: Приходько Лариса... программе «Патриотическое воспитание граждан РФ... отношению к дошкольникам . Поэтому воспитательная... по патриотическому воспитанию . Ребенок – дошкольник развивается в... приобщения к духовному и культурному... мотивации у воспитанников и их... и формирование нравственных ценностей; Организация... и этнографического воспитания ; - формирование... темы патриотического воспитания через изучение... - осуществление организационно-методической и социально-педагогической деятельности (апробирование программы); - проектная деятельность с... - осуществление научно-методической и издательской... – Ямал!». Информационно-методическое - информационные... который позволит дошкольникам и членам... Концепция результативности воспитания в контексте... деятельности / Воспитание : Научные дискуссии... Ямала.ppt (6.05 МБ)

3 апреля 2019 ... Викторовна – методист Центра воспитания и социализации... специалист отдела организационно-методической работы МАУ ТМР "Центр информационно-методической и психологической... 71 проект. В проектную методических духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства... МАОУ Маслянская СОШ

Авторы проекта: Воспитатели:Губина... творчества. Формировать нравственно-патриотические чувства у... Формирование нравственно-патриотических чувств у... способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей. Активно воздействует на духовное развитие дошкольника , на формирование нравственных чувств. Актуальность... народов через проектную деятельность на... × подбор методической литературы для... Цель: познакомить воспитанников с приемами... фрагмента образовательной деятельности

Уважаемые коллеги! На... 71 проект. В проектную деятельность были... теоретических и методических основ организации... их родителей, духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства... деятельности и методики организации и... формировании у дошкольников патриотических чувств... Костина Любовь Васильевна.

Составители: Кизыма Галина... двигательной активности воспитанников 3.4. Проектирование... среды 3.6. Методическое обеспечение образовательной... - Инструктивно- методическое письмо МО... процесса физического воспитания в ОУ... здоровья обучающихся, воспитанников , утвержденными приказом... детей. Возраст воспитанников – от... и родителей дошкольников . Помимо задач... безопасности жизнедеятельности дошкольника . Эти цели... ко всем воспитанникам , что позволяет... подходов к воспитанию детей в... а также воспитанию у дошкольников таких качеств, ... и задач воспитания возможно только... приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги... и родителей дошкольников . Особенности осуществления образовательного процесса Успех коррекции речи дошкольника зависит от... научно-обоснованной системой воспитания и обучения, построенной на традиционных и современных методиках и технологиях... игры. Основными методическими приемами являются: ... физического развития дошкольника с тяжелыми... речи Все воспитанники нашей группы... о семьях воспитанников .*** 1.2 ... малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения... ценности в духовном , материальном и... - заложить нравственные основы в... вариативных программ нравственно-патриотической направленности. Цель: ... малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения... индивидуального развития воспитанника МБДОУ (педагогическая... (педагогическая диагностика) воспитанника осуществляется через... дошкольного образования. Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ оценивается... активности); проектной деятельности (как... помощи следующих методик : – Оценка... индивидуального развития воспитанника МБДОУ предоставляются специалистам МБДОУ, методисту , заместителю заведующего... индивидуального развития воспитанника МБДОУ воспитателями... с использованием методов методов измерения результативности... Способы и методы защиты прав: Если... способы и методы , предоставленные гражданским, ... А № 0005367-68

Конкурсант: Скляренко Галина... что развитие дошкольника происходит в... приоритета семейного воспитания . Мир и... что семейное воспитание не обеспечивает... роли семьи воспитании детей и... организации его воспитания и обучения... («Концепция дошкольного воспитания » В.В.Давыдов, В.А. ... одного института воспитания другим, а... пространства жизни воспитанников , педагогически целесообразное... отношениях и воспитании детей. А... привычек, своих нравственных принципов и... ведёт к духовному обеднению мира личности и воспитания детей. Эти... форм совместной проектно-игровой и продуктивной... поисковой деятельности. 4.Воспитание доброжелательного отношения... Принцип природосообразности воспитания – основан... индивидуальных особенностей, воспитании природой, использовании... задач, определение методов и приемов. 3.Составление плана мероприятий. 4.Подбор, изучение методической литературы. 5.Составление... Михайлова З.А. Методические советы к... Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности... основ личности дошкольников .//Современное дошкольное образование... с детьми методы и приемы... по экологическому воспитанию . - Развивать... проведения, используемые методы активизации родителей, ... родительской аудиторией.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ... обучения и воспитания . Главным условием... обучать по методикам , ориентированным на... обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных... их социальных, нравственных , эстетических, интеллектуальных, ... ребенка, являющиеся методологией ФГОС. Программа... традиции семей воспитанников . Программа предполагает... содержания и методов дошкольного образования... нее являются научно-методическими опорами в... состава групп воспитанников , их особенностей... итоговой аттестации воспитанников . Как следует... с использованием методов , основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности... форма деятельности дошкольников . Коррекционно-развивающие подгрупповые... расписанию. Через проектную деятельность, целевые... семьей. Методы и приемы работы с воспитанниками Методы ... вооружении ребенка методами овладения и... детской инициативы: Организационно-методическое , информационно - ... коррекционной работы Программно-методическое обеспечение образовательного... Создание банка методических и дидактических... 35 баллов. Методы определения ведущей... Способы и методы защиты прав: ... способы и методы , предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).

Ирина Ополяр
Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Почему мы отдаём предпочтение проектному методу ?

На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания : история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки, которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.

Полученными знаниями можно сразу пользоваться. «Живая» подача материала, активное участие в накоплении и усвоении знаний; практическое овладение детьми нравственно-этическими нормами и правилами поведения.

Работу начинаем с формирования в сознании ребенка области идеального : наполняем эту область идеалами (мама, папа, родной очаг, Родина, друзья, русские богатыри, мир природы, Пушкин А. С., Великая Победа, полет Гагарина; праздники Рождества и Пасхи и т. д). Все это создает внутреннюю среду ребенка.

А так же метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность , их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

Цель которую поставили в проектной деятельности :

Достижение качества образования воспитанников на основе духовно-нравственного воспитания и развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.

Для осуществления наших проектов и решения ряда задач с родителями были организованы :

Круглые столы,

Совместные проекты ,

Тренинги,

Беседы на духовно-нравственные темы ,

Семейные конкурсы,

Фотовыставки.

Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей : «Дары Осени» , «Мужчины - наши защитники» , «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин : наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» ,что способствует сплочению семейных отношений.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей , повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями , психологом.

Все проекты осуществляем по схеме :

1 этап- Формирование проблемы (цели) . Введение в игровую

ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие

задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап - Объединение детей для решения задачи, распределение

ролей. Помощь родителей в решении задач.

3 этап - Практическая помощь (по необходимости) . Направление

и контроль осуществления проекта . Формирование

знаний, умений у детей. Совместная

творческая деятельность родителей и детей.

4 этап - Подготовка к презентации. Представление

детьми продукта деятельности, оценка

продукта деятельности.

Основные направления работы, которые мы использовали в работе по проектной деятельности :

Организованная образовательная деятельность.

воспитателя и детей в ходе режимных

моментов.

Совместная образовательная деятельность

воспитателя и детей осуществляемая в

процессе организации различных видов детской

деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями (социальными

партнёрами).

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности детей

Так же мы использовали различные технологии :

1. Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика,

динамические паузы в сочетании с речевым материалом,

пальчиковая гимнастика.

2. Технология развивающего обучения- ориентация

познавательной деятельности на потенциальные

возможности ребёнка.

3. Технология проблемного обучения- последовательное,

целенаправленное выдвижение перед ребёнком

познавательных задач.

4. Технология игрового обучения.

5. Технология интегрированного обучения.

Применяли различные формы работы.

Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Нельзя обойтись и без методического сопровождение проекта - этоконсультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.

Воспитание у дошкольников духовно - нравственного чувства связывает тонкой нитью с чувством патриотизма –эта задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос : с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному поселку вместе с родителями оформили патриотический уголок своими руками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности :

В уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

В уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр : «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» . Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях людей.

В уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.

В уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста , что помогает в реализации различных проектов .

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. А также незаменимым орудием труда.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне совершенствовать воспитательно -образовательный процесс, а использование мультимедийных презентаций побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Мною был составлен план мероприятий, работа над проектами проводилась блоками :

«Отношение к себе» .

«Отношение к другим» .

«Отношение к вещам» .

«Отношение к природе» .

«Отношение к труду» .

«Отношение к малой родине» .

«Отношение к народно – прикладным искусствам»

«Отношение к здоровью» .

На каждый блок были проведены проекты с детьми и родителями :

«Мой герб семьи» ,«Подарки своими руками» , «Моя любимая игрушка»

«Береги природу от огня» , «Все работы хороши, выбирай на вкус» ,

«День победы» ,«Пасхальное яйцо» , «Правильное питание – залог здоровья» .

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре : дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Проектная деятельность помогает мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.

Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность даёт эффективные положительные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

ДОКЛАД

на тему:

«Проектный метод в духовно - нравственном

воспитании старших дошкольников»

(из опыта работы)

Подготовила:

Проскурякова Т.А.

воспитатель

Излучинск, 2018 г.

В настоящее время в нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии. Продолжается разрушение института семьи, не соблюдается историческая преемственность поколений.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей.

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. Этот период детства, самый благодатный для формирования духовно-нравственных основ.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В нашей дошкольной группе задачи духовно-нравственного воспитания мы реализуем через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: организованная образовательная деятельность; педагогические проекты; мастер-классы, досуги, развлечения, экскурсии, конкурсы, тематические выставки.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как через систему традиционных мероприятий, так и внедрения новых форм работы. В этом году наши дошкольники приняли участие в конкурсе чтецов, который впервые проводился в учреждении. Родители воспитанников апробируют новую форму работы по духовно-нравственному воспитанию: ресурсный круг.

Система духовно-нравственного воспитания помогает нам заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Родители наших воспитанников являются активными участниками и непременными помощниками в системе духовно-нравственного воспитания. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Поэтому совместные мероприятия, как спортивные соревнования, экскурсии, участие в тематических выставках, конкурсах различного уровня, как никогда объединяют детей и родителей в одну сплочённую, творческую семейную команду, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке.

Подобные мероприятия, на мой взгляд, являются эффективной формой работы с семьями воспитанников. Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность даёт эффективные положительные результаты.

В совместной деятельности, решающей задачи духовно-нравственного развития, дети получают представление: о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему миру. Дети знакомятся с культурой и историей своей страны, учатся создавать, беречь и поддерживать красоту в ближайшем окружении, а также проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание. У дошкольников формируются представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

Темы проектов, решающих задачи духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении разнообразны. Так, например, наши воспитанники совместно с родителями приняли активное участие в реализации проектов: «Покормите птиц зимой» и «Сохраним планету от мусора».

Используя метод проектной деятельности, как более востребованный и современный метод работы, мной был разработан и реализован практико-ориентированный проект на тему: «Кукла из бабушкиного сундучка». Целью данного проекта является: «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников через формирование интереса к русской народной кукле».

Красной нитью проекта проходит знакомство дошкольников с русской культурой через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.

Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что, играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации. Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.

Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, а в наших магазинах невозможно найти именно народную игрушку.

Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы. А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я стараюсь помочь дошкольникам найти пути возвращения традиций и обычаев. Многовековой опыт человечества показал, возможность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, а значит, и не будут достигнуты задачи духовно-нравственного воспитания.

При разработке проекта я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогатить знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видах кукол.

2. Познакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истокам русской народной культуры.

3. Способствовать формированию и развитию коммуникативных навыков, желание использовать народную игрушку в совместной и самостоятельной деятельности.

Реализация проекта: «Кукла из бабушкиного сундука», состоит из трёх этапов: подготовительный, практический и заключительный.

На первом подготовительном этапе была изучена литература по данной теме и разработан план реализации проекта.

Второй - практический этап был направлен на реализацию поставленной цели и задач. На данной этапе я использовала следующие формы и методы работы с родителями:

  • Привлечение родителей воспитанников к пополнению экспонатов русского народного творчества в мини-музее, созданного в группе.
  • Мастер-класс «Кукла-закрутка» (из лоскутков ткани). Его провела педагог районного центра творчества детей и молодёжи «Спектр», который мы посетили.
  • Участие в выставке «Народная кукла».

С дошкольниками на данном этапе были проведены тематические беседы: «Как выглядели куклы раньше», «В какие куклы играли наши бабушки». Детям была представлена слайдовая презентация «Путешествие в прошлое куклы». С дошкольниками были проведены: Беседы: «Быт русского народа» ; «Праздники на Руси» ; «Чем играли наши бабушки» ; «Зачем нашим предкам были нужны куклы» . Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы» ; «Одень куклу» ; «Народные промыслы» ; «Что бывает из соломы, дерева, ткани» ; «Где что стоит в горнице»; «Составь орнамент» ; «Что лишнее?» . Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину» ; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах» ; «Обереговые куклы» . «Чтение художественной литературы»

Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла» ; И. Рюмина «Куклы наших бабушек» . Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков. Русской народной сказки «Василиса прекрасная»

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

«Коляда. Коляда!» ; «Как на Масляной неделе…» ;

На третьем заключительном этапе была организована выставка совместного творчества детей и родителей «Народная кукла»; создан мини-музей «Тряпичная кукла»; оформлена папка-передвижка «Народная кукла», создана слайдовая презентация по итогам реализации проекта.

В ходе реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:

  • у дошкольников сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
  • изготовлены игрушки своими руками для обыгрывания в театре;
  • создана развивающая предметно-пространственная среда – мини-музей «Тряпичная кукла»;
  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта;
  • в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку.

Подводя итоги по реализации проекта «Кукла из бабушкиного сундучка», можно сделать вывод, что знакомство с историей народной куклы, а также, технологией её изготовления необходимо начинать с дошкольного возраста. Изготовление народных кукол позволило познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

А чтобы интерес у дошкольников к народной кукле не угас, мы будем продолжать использовать игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические; подвижные народные и хороводные игры; сюжетно-ролевые, а также календарно-тематические праздники и развлечения.

От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с народной игрушкой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектный метод в системе духовно – нравственно го воспитани я старших дошкольников Подготовила: воспитатель Проскуряков а Т.А.

Духо́вно - нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в качестве ожидаемых результатов духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем ДОУ выступают следующие целевые ориентиры: – приобретение социальных представлений и навыков (об общественных нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), – формирование позитивных отношений ребенка к базовым ценностям общества (человек, семья, малая родина и Отечество, природа, мир, знания, труд, социокультурные ценности нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира),

Решение задач духовно- нравственного воспитания в ДОУ в процессе различных видов деятельности Тематические выставки д е т с ко - р о д и т е л ьс к о г о творчества Цикл бесед «Уроки доброты» Знакомство и проведение некоторых календарных православных и народных праздников Экскурсии Чтение литературных прои з в е д е н и й Совместные мероприятия с родителями

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Изготовление буклетов для родителей; Проведение ресурсного круга; Консультации по духовно-нравственному воспитанию; Совместные экскурсии; Помощь родителей в создании развивающей среды:

« Куклы из бабушкиного сундука» Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Сроки реализации: среднесрочный. Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.

А к т у а л ьн о с т ь В желании знать, какой была народная кукла, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. . , .

Цель: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы. Задачи: 1. Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы. 2. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол. 3. Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками. 4. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. 5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 6. Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Ожидаемый ре з у л ь т а т: дан н ый пр о е к т по мо ж е т в ос п и т а т е л ям рас к р ыть ребенку мир народ н ой ку клы, расширить представление об образе жизни наших предков, их обычаях и традициях на основе познания. Способствовать речевому, художественно- эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа.

Этапы реализации проекта. Подготовительный этап: Планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор литературы, составление планов работы. Основной этап: Подбор и рассматривание игрушек – народных игрушек; Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных кукол; Изготовление воспитателем образцов народных кукол; Подбор природного и бросового материала; Подбор дидактических игр; Подбор сказок, стихов, загадок о кукле. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; Завершающий этап: Оформление в группе мини-музея, с помощью родителей, «Куклы из бабушкиного сундука»

Мастер класс в доме творчества «спектр» .

Вот и куколка готова! Утешница -наша верная подружка!

Наш мини музей Спасибо родителям за изготовление экспонатов в наш музей! Пример, который показывают родители своими делами и поступками, намного больше дает эффекта в деле воспитания, чем слова.

В перспективе продолжить ра б о т у п о ф о р м и р о в а ни ю у д о ш к о л ь н и к ов д у х о в н о- н ра в с т в е н н ы х ц е нн о с т е й в х о д е ре а л и з а ци и п р ое к т ы по п рое к т н о й д е я т ель н о с т и, и о с у щ е ств и ть следующим темам: « Сказка ложь, да в ней намек…» «Традиции семейного воспитания» «Традиции русского народа»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Светлана Замараева
Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию . Приобщение детей дошкольного возраста к русским культурным традициям способствует личностно-нравственному развитию . Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность , эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, формирующей в детях широкий круг нравственных представлений : о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости) .

В результате нравственного воспитания детей с опорой на элементы национальной культуры отношения дошкольников с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности . У детей развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе

моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно -волевую готовность к дальнейшей социализации.

Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников , их личностных потребностей через метод проектов .

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям , которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Основой развития этих представлений являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также их личный опыт в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том , чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения . Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно -образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников . Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Средствами воспитания гуманных отношений в дошкольном возрасте во все времена являлись и являются сказки, в которых заложены истоки добра, справедливости, развития фантазии и воображения. Воспитательное значение пословиц и поговорок заключается в их краткости, меткости, точности и емкости мысли. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребенка, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки развивают с самого раннего детства зачатки образности языка, чувство юмора. Загадки, являясь самым афористичным жанром устного поэтического творчества, развивают образное мышление и память.

Истоки национальной культуры являются не только богатой информационной базой для подбора материала, наполняющего содержание проектную деятельность воспитателя , но и источником нравственной воспитанности человека .

Практическое применение метода проектов позволяет воспитателям организовать систематическую работу, направленную на воспитание нравственных качеств дошкольников .

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться) .

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности .

В ходе реализации метода проектов дети учатся : в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку .

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду и родной стране. Участвуя в проектной деятельности , дошкольник знакомится с родным городом или своей страной. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Таким образом, рассмотрев выше представленные возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно сделать вывод : что он является эффективным средством нравственного воспитания . А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств .

Литература

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников . М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

2. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., М.: Смысл, 2000. – 167с

3. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Академия, 1976. – 311 с.

4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

5. Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М .: Просвещение, 1993. – 243 с.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…» Д. Д. Шостакович Ни одно из.

В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь