Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Интерес и любовь к празднику под названием Новый год мы проносим через всю жизнь, от него мы ждем подарков, чудес и особенного веселья. А какое же веселье без новогодних игр, конкурсов, сказок с переодеванием и забавных развлечений!? Тем более всем хочется немного подвигаться и пошалить после традиционно щедрого на всякие вкусности и напитки новогоднего стола!

В праздничную развлекательную программу рекомендуется включить различные шуточные гадания и предсказания, но, главное, не забыть подобрать подходящие для собравшейся компании игры и конкурсы, от этого во многом будет зависеть праздничное настроения всехгостей.

Здесь предлагаются новогодние игры и конкурсы на самый разный вкус: творческие, веселые, подвижные и в меру пикантные. Это веселые игры для веселых людей, некоторые из них будут кстати на корпоративных вечеринках, другие - больше подойдут для домашних праздников и тесной компании друзей. Подумайте, какие нужны именно вам, и играйте по-новогоднему весело и с удовольствием!

1. Новогодняя игра "Дед Мороз идет.."

Это развлечение можно провести непосредственно перед появлением Деда Мороза и Снегурочки и задействовать в нем всех гостей, например, во время танцевального перерыва. Ведущий предлагает гостям встать так, чтобы не мешать друг другу и позвать Деда Мороза необычным способом: не криком, а необычным новогодним танцем. Смысл игры следующий: нужно заменить слова новогоднего стиха на язык жестов.

Идет, идет к нам Дед Мороз,

К нам Дед Мороз идет!

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несет! Ура!

Все слова заменяются жестами: «идет» - ходьбой на месте, «Дед Мороз» - прикладываем к подбородку кисть руки с растопыренными пальцами (изображая бороду), сочетание «к нам» - жестом, указывающем на себя самого. Чтобы показать слово «знаем» - прикладываем палец ко лбу, слово «мы» - жест, указывающий на всех гостей, слово «несет» - как бы мешок за плечи, а при слове «подарки» - каждый изображает то, о чем мечтает. «Ура!» - все топают и хлопают

Для большего интереса лучше менять слова на жесты постепенно: сначала одно слово, потом два, пока не исчезнет последнее слово, и остаются одни жесты под веселенькое музыкальное сопровождение.

И когда начнут хлопать (подразумевая «ура») - появляются Деда Мороз со Снегуркой, которые раздают «артистам» подарки (если они предусмотрены) или начинают свою программу.

2. Новогодний конкурс "Гонки за удачей"

Роль «удачи» в этом конкурсе будут играть прочные небьющиеся елочные игрушки, например, большие и красочные шары. Еще из оборудования понадобятся детские пластиковые клюшки для минихоккея (или китайские руки-спиночесы), по одной штуке на каждого игрока (достаточно 3-4 человека).

На старте участникам привязывают детские клюшки (иди спиночесы) к поясу, обозначают финиш стульями для каждого. Стулья будут выполнять и роль ворот, в которые игроки должны загнать свой «шар удачи». Это можно делать только при помощи клюшек, ни в коем случае не помогая руками.

Естественно, побеждает тот, кто быстрее забьет гол - «загонит удачу» в свои ворота. Ему вручается талисман удачи (елочное украшение), он объявляется «счастливчиком года» - всем остальным, в том числе и сидящим в зале, предлагается срочно потрогать того, кто только что поймал удачу, чтобы тоже повезло.

3. "Будьте моей елкой!"

Сначала участники этого конкурса вырезают из цветного картона елочную игрушку. Затем с помощью полученной прищепки или скрепки должны повесить «сотворенное чудо» на елку, но … с завязанными глазами. Самое коварное в правилах этой игры то, что участников, «лишив» зрения, раскручивают вокруг своей оси и потом предлагают дойти до елки. При этом елкой для каждого станет первое, во что он упрется - туда и должен повесить свою игрушку.

Обычно редко кто добирается до настоящей елки, поэтому главный приз дают тому, кто наткнется на самую да еще и сможет повесить на нее свое произведение.

4. Конкурс на новогоднем празднике "Самая находчивая Снегурочка".

Для участия в этой соревновательной игре формируем пять пар (мальчик-девочка). Девушкам завязывают глаза, а в одежде мужчин прячут порядка десяти елочных игрушек. Украшения можно спрятать в карманы, носки, за пазуху, подвесить на галстуке, прицепить к лацкану и так далее. Главное постараться не использовать в этой игре ничего бьющегося, колющего или режущего.

Задача девушек - «Снегурочек» состоит в том, чтобы обнаружить на теле своего партнера все спрятанное. Естественно, что побеждает и получает звание «Самая находчивая Снегурочка» та девушка, которая обнаружит большее число игрушек за отведенный отрезок времени.

5. Новогоднее поздравление для начальника.

Это конкурс для вечеринки. Ведущему нужно будет вызвать пять - семь человек, желательно чтобы это были и мужчины, и женщины. Ведущий задает такой невинный вопрос: с кем из животных, птиц или цветов (если начальник - дама), у каждого из вас ассоциируется ваш босс.

Затем каждый выходит, называет свою ассоциацию и изображает ее, по команде замри - становится скульптурой, следующий выходит - все повторяется - получается целая картина. В зависимости от содержания этой картины тамада объявляет, что сотрудники решили не мелочиться и подарить боссу моментальную картину Репина «Не ждали» или картину неизвестного автора «Утро после корпоратива».

Возможно, забавнее будет, если ограничить ассоциации только животным миром и представить потом это - как картину неизвестного автора «Звери на банкете».

Все получают шанс приобщиться к искусству и повеселиться, а «родное» начальство растаять от знака внимания, оказанного лично ему.

6. "Озорные" таблички.

Шести игрокам в начале розыгрыша демонстрируются шесть табличек, на которых изображены зеленая елочка, бутылка шампанского, рулон туалетной бумаги, стул, упаковка новогодних салфеток и красивая коробка с бантом - подарок. Затем игроки усаживаются спиной к залу, и им объявляется, что в произвольном порядке к их стульям прикрепляется одна из показанных табличек, они наугад делают предположение, какая именно и в соответствии со своим предположением отвечают на вопросы:

  • Как вы считаете, что с вами происходит, когда вас впервые приносят в дом?
  • Как вы думаете, чем занимаются гости, когда берут вас в руки?
  • Как часто хозяин вами пользуется?
  • Куда вас девают после использования?
  • Чем вас можно заменить, если очень нужно?
  • Как вы думаете, из какого материала сделаны?

В этой игре-розыгрыше нет проигравших и победителей, но аплодисменты заслуживают все.

7. Игровой момент "Дорога в Новый год"

(Спасибо автору - Адековой Т.И.)

Текст читает Ведущий. Гости выстраиваются в шеренгу, в соответствующий момент шагают.

Ведущий . Вас ждет дорога в Новый год,
И тот по ней весь год пройдет,
Кто только нужное возьмет.
В Новый год идем гурьбой...
Все ли взяли в путь с собой?
Коль здоровье захватили,
Шаг сделайте вперед пошире!
Настроение берем?
Дружно с вами шаг идем!
Берем проблемы… Что ж, увы...
Вперед шагать вы не должны!
А кто решился все же взять,
Назад придется вам сдавать!
Деньжат захватим, ведь они
На нашу жизнь влиять должны.
И сколь карманов насчитаете,
Столько шагов и прошагаете!
Кто приотстал? Друзья помогут вам
Иметь... еще один карман.

Отстающим прикалывают дополнительный карман.

Надежду тоже надо взять,

С ней как-то веселей шагать!
Любовь берем? Само собой!
Нам без нее не жить с тобой.
А сколько внуков есть у вас, детей?
По их числу шаги вы делайте скорей.
Кто дружбу в путь с собой возьмет?
Тот смело целый шаг вперед идет.
А кто решился взять хандру?
Назад шагать вас попрошу!
И счастье нам не помешает.
Пусть всех оно сопровождает,
И в каждый дом оно войдет...
Продвинемся на шаг вперед!
Сейчас друг к другу повернитесь
И крепко-крепко обнимитесь!
Вам вместе Новый год встречать
И по пути его шагать
Вперед! Наперекор невзгодам!
Всех поздравляю с Новым годом!

Ведущий вручает первому в шеренге бутылку шампанского.

Бутылку шампанского смело берите,
Шампанским друг друга сейчас угостите.
Пусть легкою будет ваша дорога!
И вновь поздравляю вас всех с Новым годом!

8. "Ожившие" стулья.

В этой игре «водит» сам Дед Мороз. Он набирает участников, их должно быть не менее десяти человек, и рассаживает их на стулья. Стулья расставляются в шахматном порядке сиденьями друг к другу. Сначала ставят то количество стульев, сколько участников задействовано в игре. Игроки рассаживаются, а Дед Мороз под новогоднюю песенку начинает ходить вокруг и тот, рядом с кем он стукнет об пол своим посохом, встает со своего места и начинает ходить за Морозом, как привязанный.

Таким образом, Дед Мороз поднимает со стульев всех участников процесса и начинает выписывать по залу разные кренделя. Все, кто ходит за ним по пятам, должны четко выполнять все его «зигзаги». Со стороны получается довольно интересное зрелище, потому что вся эта процессия вслед за Дедом то приседает, то машет руками и совершает прочие действия.

Однако нужно сразу предупредить игроков, что когда Дед Мороз стукнет об пол своим посохом дважды, нужно сломя голову бежать к стульям и занимать свое место. На самом деле, пока вся эта «гусеница» во главе с Дедом «гуляет», один стул убирается, так что по возращении один из игроков не найдет себе места.

После этого трюка игра повторяется заново, вот только во второй раз исчезает два стула - дальше игра идет до последнего «выжившего» (ему приз).

9. Новогодний "Крокодил"

Даже такая хорошо известную всем игру, как «Крокодил» на новогоднем празднике можно подать по-новому. Например, темой угадываемых пантомим - сделать шуточные сюжеты из жизни и «трудовых будней»… Деда Мороза и Снегурочки.

Для этого ведущий заранее готовит уйму бумажных карточек примерно следующего содержания про Деда Мороза: «Дед Мороз заснул после детского утренника в мешке из-под подарков», «Дед Мороз хватил лишку и проснулся в постели со Снежной бабой», «У Деда Мороза дети украли бороду», «Дед Мороз получил телеграмму с просьбой от московского зоопарка подарить ему оленя», «Дед Мороз объелся мороженым», «Дед Мороз подарил Снегурочке нижнее белье».

Про Снегурочку что-то типа этого: «Снегурочка изменит Деду Морозу со Снеговиком», «Снегурочка работала на утреннике в сексшопе», «Снегурочка родила Деду Морозу двойню», «Снегурочка застала Деда Мороза в постели со Снежной Королевой», «Снегурочке заплатили 1000 долларов за стриптиз», «После праздников Снегурочка поправилась на 6 кг» и т.п.

Задания подбирайте под конкретную компанию, конечно, они должны быть разными для взрослой вечеринки и для семейного праздника.

Правила можно немного изменить, например, разделить участников на две команды, каждый вытягивает себе карточку. Затем по очереди, используя только мимику и жесты, изображают в стиле пантомимы написанное, а команда соперников угадывает. Время можно ограничить, а в конце игры подсчитать, у какой команды было больше угадано, а можно и не делать этого вовсе, ведь главное, общее веселье.

10. "Кто это?".

Интерес и любовь к новогоднему празднику мы проносим через всю жизнь, в нём есть что-то яркое и по-детски радостное, от него мы ждём подарков, чудес и особенного веселья. А какое же веселье без новогодних игр, конкурсов, сказок с переодеванием и забавных развлечений?!

Новогодние игры, конкурсы и сценки — такой же обязательный атрибут праздника, как ёлка, шампанское и подарки. Ведь Новый год — это время всеобщего веселья; время, когда хочется шуметь и играть. Не отказывайте себе в этом — веселитесь! Тем более что всем хочется немного подвигаться и пошалить после новогоднего стола, традиционно щедрого на всякие вкусности и напитки!

Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.

Развлекательная программа на новый год 2019

Вашему вниманию предлагаются самые разнообразные новогодние развлечения, которые можно посмотреть по ссылкам. Они подойдут и для корпоративных праздников, и для домашних вечеринок, и для тесной компании друзей. Игр и конкурсов очень много, и вы легко сможете составить из них интересную развлекательную программу.

В целях экономии времени предлагаем приобрести сборник «Развлечь народ на Новый год? Легко!»

Сборник предназначен:

Предложенных игр, конкурсов и сценок вам с лихвой хватит не только для развлекательной программы на этот Новый год, но и на будущие новогодние праздники!

Всем покупателям данного сборника — новогодние подарки:

Содержание сборника «Развлечь народ на Новый год? Легко!»

Сценки и сказки-экспромты, включённые в сборник

В сборник включены весёлые сценки и сказки-экспромты, сюжет которых связан с чудесным новогодним праздником. Все сценки — с забавными и оригинальными сюжетами; кроме того, тексты хорошо отредактированы, а для сценок-экспромтов сделаны таблички с именами героев, что очень удобно для организатора праздничной программы; также предусмотрено, чтобы при печати конкретной сценки или листа с табличками не распечатывалось ничего лишнего. Вот краткое описание сценок, которые включены в сборник:

Гости из Италии на новогоднем празднике (очень весёлое костюмированное новогоднее поздравление с оригинальным текстом). Требуется небольшая предварительная подготовка. Возраст: 16+
С Новым годом, или выпьем за счастье! (сказка-экспромт с репликами-кричалками, Ведущий и 7 актеров; также участвуют все остальные присутствующие). Особенно подойдёт для корпоративного празднования Нового года.
Красавица и Чудовище, или Неправильная сказка (весёлая сказка-экспромт, Ведущий и 11 актеров). Для любого сознательного возраста:).
Новогодняя история в лесу, или Любовь с первого взгляда (небольшая сказка-экспромт, Ведущий и 6 актеров).
Долгожданный подарок (миниатюрная сценка-пантомима, экспромт, принимать участие в ней могут от 1 до 3-4 человек). Сценка универсальная, подойдет как для детей, так и для взрослых.
Волшебный посох (новогодняя театральная сценка, костюмированное представление для взрослых, Сказочник (чтец) и 10 актеров). Длинная (минимум на 30 минут), но при этом интересная весёлая сценка с оригинальным новогодним сюжетом. Требуется предварительная подготовка. Возраст: 15+

Формат сборника: файл pdf, 120 страниц
Цена: 300 рублей

После нажатия на кнопку будет осуществлен переход в корзину Robo.market

Оплата осуществляется через платежную систему Robo kassa по защищенному протоколу. Вы можете выбрать любой удобный способ оплаты.

В течение часа после успешной оплаты на указанную вами почту придут 2 письма от Robo.market: одно из них с чеком, подтверждающим произведённый платеж, другое письмо с темой «Заказ на Robo.market #N на сумму N руб. оплачен. Поздравляем с успешной покупкой!» — в нём ссылка на скачивание материалов.

Пожалуйста, указывайте адрес почты без ошибок!

Просто сидеть за столом в новогоднюю ночь и наедаться скучно, да и опасно для фигуры. А вот если разнообразить мероприятие играми и конкурсами для взрослых, скучать не придется. Даже самые серьезные дяди и тети развеселятся не на шутку!

Чего желаете?

Игры-конкурсы для разогрева

Второй делает коктейль, используя напитки, что на столе стоят. Естественно, можно добавлять все, что в голову придет. Но только то, что первый видел перед тем, как «потерять зрение». Ну а ему теперь предстоит отпить глоток – два и назвать составляющие. Тот, кто угадал больше компонентов (или все), тот и победитель! Такое зрелище не только проходит весело, но и возбуждает у гостей жажду. Попробуйте.

После вкусной закуски, когда вставать еще не хочется, можно поиграть в песни.

О том, как делят всех участников праздника на две половинки и каждая старается перепеть другую, все знают. А вы усложните задание. Например, пусть одна начинает петь, а вторая продолжает. Или выберите тематические песни. Пусть народ копается в памяти и вспомнит только зимний репертуар. Победитель конкурса тот, у кого память на песни лучше.

Еще хорошо в этот период воспринимается Новогодняя игра «Показуха».

Наверное, многие ее знают. Один человек выходит вперед и должен показать какое-то слово или фразу, жестами, телом, но безмолвно. Тот, кто угадал – следующий показывает. А предыдущий игрок ему задание дает. Весь фокус в том, чтобы придумать слово или словосочетание, которое сложно показать. Иногда люди договариваются изображать строчки из песен, пословицы или иное, что ближе собравшимся. Получается весело! Даже самые серьезные взрослые играют и веселятся от души!

Подвижные игры в Новый год

Во время танцев можно устроить романтический конкурс под названием «Титаник».

Для его проведения нужно несколько пар. Им предлагается изобразить из себя героев одноименного фильма, которые прощались на тонущем корабле. А участочек суши для каждой пары рекомендуется выполнить из листа бумаги. После очередного «тура» лист сворачивается вдвое. Победитель тот, кто проявит изобретательность и устоит на маленьком клочке вдвоем, умудряясь изображать танцевальные движения.

Реквизит – яблоки на нитке. Их раздают взрослым парам. Один (обычно мужчина) должен съесть плод, который его партнерша держит на веревке. Она должна держать «угощение» на вытянутой руке. Получается, что оно свешивается приблизительно до пояса. А ему предлагается держать руки за спиной и кусать так, как получится. Кто первый справится с заданием – тот «герой дня!», вернее Новогодней ночи. Можно договориться, что победил тот, кто сумеет первым откусить от плода.

Он так же парный. Для его проведения необходима туалетная бумага по рулону на пару. Выдаете рулоны. Задание: один партнер должен полностью обмотать другого за определенное время. Кто справился, тот выиграл.

Самые «взрослые» конкурсы

А вот когда публика разогрелась, развеселилась, можно переходить к «взрослым» конкурсам.

Например, «перекатывание яйца».

Для его проведения формируют пары женщина – мужчина. Ему предлагается сесть на стул, ей вручается куриное яйцо (вареное). Она должна прокатить реквизит по ногам своего партнера под брюками. Кто первый справился и не разбил реквизит, тот победил!

Волшебный шарик.

Проводится такими же разнополыми парами. Им выдается по шарику. Предлагается руки держать за спиной, а реквизит зажать между телами. По команде игроки должны шарики «лопнуть». Кто первый, тот молодец! Для следующей группы игроков задание усложняем. Пусть зажмут шарики спинами (или тем, что пониже) и попробуют раздавить шар! Серьезным взрослым людям нравится, даже очень!

Игры для отдыха в Новогоднюю ночь 2020

Игра вопрос-ответ – одна из самых веселых застольных игр.

Приготовьте заранее карточки из плотной бумаги, на которых вы напишите вопросы и ответы. Разложите на столе отдельно карточки с вопросами, и отдельно с ответами.

Один из гостей первым берет карточку с вопросом, и задает его соседу. Тот, в свою очередь, берет карточку с ответом и зачитывает его. Затем то же самое делает следующая пара присутствующих, так, чтобы каждый смог задать вопрос и дать ответ. Нажав на кнопку, можно скачать смешные вопросы и ответы на них.

Так как зачастую получаются очень уморительные сочетания, порция здорового смеха и веселья после каждого ответа вам обеспечена!

Буратино (Иа-Иа)

На рамке, обтянутой плотной материей, рисуют физиономию Буратино - или профиль ослика Иа-Иа (можно также прикрепить лист бумаги на поролон, но бумага быстро придет в негодность). Нос делается из поролона, хвост - из шнурка. В основании носа/хвоста прикрепляется длинная изогнутая булавка. Также для игры необходима повязка на глаза. Взяв нос/хвост, играющий становится на черту в шести шагах от стены, на которой висит рамка. Ему завязывают глаза. Задача играющего - подойти к стене и, не нащупывая рамки, сразу приколоть нос/хвост на нужное место. Это редко кому удается, в большинстве случаев нос/хвост оказывается совсем не там, где ему надлежит быть.

Кто я такой?

Все садятся в круг. Каждому игроку дается маленький кусочек бумаги, на котором нужно записать имя какого-то известного персонажа сказки (любого другого литературного произведения, фильма) или известной личности. Главное, чтобы этот герой был всем знаком. Затем каждый игрок скотчем или английской булавкой крепит свою табличку на спину соседа слева. Задача участника - отгадать, что он за герой. Он может задавать другим игрокам вопросы, на которые собеседник отвечает только "да" или "нет". Если ответ "да", то игрок задает следующий вопрос, а если ответ "нет", то ищет другого собеседника.

Кто скорее?

Участники игры становятся по кругу. Водящий бежит за кругом и, хлопнув кого-либо по плечу, продолжает бег в прежнем направлении. Тот, кого хлопнул водящий, сейчас же бежит за кругом в обратном направлении. Задача каждого бегущего - скорее обогнуть круг и занять свободное место. Оставшийся без места водит.

Столбы (Ладушки)

Двое игроков встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга, ноги вместе. Они соединяют руки ладонями и пытаются лишить партнера равновесия. Можно играть с отрывом и без отрыва рук. Прикасаться разрешается только к ладоням партнера. Также можно играть в "Ладушки" стоя на одной ноге. Если участников много, вы можете устроить турнир на звание чемпиона.

Выползание

Один игрок ложится на пол, поверх него поперек укладываются еще 3-4 человека. Игрок, лежащий снизу, должен выползти из-под груды тел. Это невозможно сделать за счет силы, нужно по очереди напрягать разные группы мышц. При некотором навыке можно выползать и из-под 5-6 человек.

Свято место...

Один стул в кругу оставляют свободным. Участники игры быстро пересаживаются со стула на стул влево по кругу, так что одно место все время пустует.

Водящий пытается его занять. Когда водящему удастся сесть, его сменяет тот, кто окажется его соседом с правой стороны.

Веселая география

Сидя по кругу, играющие делятся на две группы, которые соревнуются между собой.

Одна команда предлагает другой сказать за пять минут возможно большее число географических названий, начинающихся с одной и той же буквы, которая сейчас же и указывается.

Когда время закончится, играющие второй команды в течение двух минут могут добавить названия, не упомянутые противниками. За каждое такое название им засчитывается одно очко.

Затем группы меняются ролями, причем и буква указывается другая. Выигрывает та команда, которая наберет большее число очков.

Сигнал

Играющие стоят по кругу; в 3-4 шагах от него находится ведущий. Он дает то один свисток, то два. По одному свистку все участники игры должны быстро поднять правую руку вверх и сейчас же ее опустить; по двум свисткам руку поднимать нельзя. Тот, кто ошибется, делает шаг вперед и продолжает играть наряду с остальными. Допустившие наименьшее количество ошибки считаются победителями.

Горячие ручки

Играющие вытягивают перед собой руки и держат их ладонями вверх. Водящий ходит по кругу. Его задача - хлопнуть кого-нибудь из ребят по ладони.

В тот момент, когда он пытается это сделать, играющий отдергивает или опускает руки. Кого водящий хлопнет по ладони, тот идет ему на смену. Если участников много, то водить могут одновременно два человека.

Волшебное слово

Участники игры могут сидеть или стоять. Ведущий очень быстро дает различные команды, которые нужно исполнять только в том случае, если к ним прибавляется слово "пожалуйста". Без этого слова команда недействительна и выполнять ее не надо. Тот, кто ошибется, встает или выходит на шаг вперед, но не теряет права продолжать игру. Выигрывает тот, кто допустит наименьшее количество ошибки.

Не спешите

Играющие становятся полукругом. Ведущий показывает им различные физкультурные движения, которые они повторяют, отставая все время от него на одно движение: когда ведущий показывает первое движение, все стоят смирно; при втором движении ведущего ребята повторяют его первое движение и т. д.

Тот, кто ошибется, делает шаг вперед и продолжает играть. Тот, кто сделает наименьшее количество ошибок, выигрывает.

В этой игре можно, например, показать такие движения: обе руки вверх; левая рука опущена, правая вытянута вперед; правая рука опускается, вполоборота влево; руки в стороны; руки на бедра, приседание. Больше 10 движений показывать не следует.

Кривые зеркала

Поставив участников игры перед собой полукругом, ведущий делает под музыку движения, предварительно условившись, что если он поднимает руки вверх, то все кладут руки на колени; если он сгибает руки в локтях, то все поднимают их вверх; если он разводит руки в стороны, то все сгибают руки в локтях, - но если он выбрасывает руки вперед, то и все выбрасывают их вперед.

Кто по невнимательности перепутает движения, тот выходит из игры. Когда останутся только два человека, не сделавших ни одной ошибки, игра заканчивается.

Полслова за вами

Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-либо слова (имени существительного).

Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово. Тот, кто замешкается, поднимает руку вверх и стоит так до тех пор, пока ведущий не бросит ему мяч еще раз.

Четыре стихии

Ведущий, стоя в центре круга, бросает мяч любому участнику игры и говорит при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "воздух" или "огонь". Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, кинуть обратно ведущему и, если было сказано слово "земля" - назвать любое животное, обитающее на суше, если "вода" - любую рыбу, если "воздух" - птицу.

А если ведущий произнес "огонь", играющему, поймав мяч, надо молча повернуться кругом.

Кто ошибется в ответе или замешкается, тот поднимает руку вверх и держит ее до тех пор, пока ведущий снова не бросит ему мяч.

Сам не отвечу

Участники игры стоят по кругу, в середине его - ведущий. Он задает играющим различные вопросы, не соблюдая при этом очередности. Спрошенный должен молчать; за него отвечает его сосед с правой стороны. Тот, кто сам ответит на вопрос или опоздает ответить за соседа, выходит из игры.

Громче - тише

Играющие садятся на стулья, расставленные по кругу.

Водящий выходит из комнаты. В его отсутствие прячут заранее намеченный предмет - спичечный коробок, книгу, мяч, кепку. После этого зовут водящего и предлагают ему найти спрятанное.

При этом играющие запевают всем известную песню, а водящий приступает к поискам, прислушиваясь к пению. Если он удаляется от спрятанного предмета - поют все тише и тише, если приближается - звуки песни нарастают. Когда предмет обнаружен, водящий сменяется. Песню можно исполнять под гитару.

Летящие птицы

Каждый играющий выбирает для себя название какой-либо птицы. Все названия должны быть разными.

Водящий, стоя в середине круга с завязанными глазами, громко вызывает двух птиц. Оба вызванных быстро меняются местами. Во время перебежки водящий пытается поймать кого-либо из них. Если это ему не удается, он вызывает новую пару птиц. Тот, кто пойман, сменяет водящего.

Клумба

Ребята сидят по кругу, разделившись на пары. Каждый придумывает себе название любого цветка. Названия объявляются всем участникам игры.

Один из играющих встает со стула и идет на середину круга - это водящий. Оставшийся без пары приглашает к себе на освободившееся место любого из играющих, называя тот или иной цветок. Вызванный быстро перебегает на новое место, а тот, кто был с ним в паре, тоже приглашает к себе любого из участников.

Во время этих перебежек водящий старается сесть на свободный стул раньше, чем это место успеет занять тот, кого вызывали. Если водящему это удается, опоздавший сменяет его.

Может случиться, что водящий займет стул прежде, чем оставшийся без пары вызовет к себе другого играющего. В этом случае идет водить тот, кто вовремя не успел пригласить к себе кого-нибудь в пару.

Садовник

Все ребята выбирают, кто будет каким цветком, после чего ведущий - садовник - говорит:

Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... (ромашки).
Названный цветок говорит:
- Ой!
Садовник:
- Что с тобой?
- Влюблена.
- В кого?
- В василька.
Василек:
- Ой!
- Что с тобой?..
Садовник и цветы не должны мешкать с ответом и думать, иначе им говорят:
- Раз, два, три, фант гони.
После этих слов участник должен отдать какой-то фант, поэтому после "Садовника" логично поиграть в фанты.

Фанты

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой привлекательный предмет. Главное требование к фанту - чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Ведущих - двое, один достает фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего, и спрашивает: "Что выполнить этому фанту?" Второй ведущий ("зеркало") дает задание - спеть, станцевать, прокукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в комнату и принести конфет, помыть посуду. Здесь всё зависит от фантазии и от предварительно оговоренных рамок выполняемых заданий.

Колечко

Играющие садятся в ряд и складывают перед собой руки лодочкой, закрывая большими пальцами пространство между ними. У водящего в ладонях (ладони сложены так же) какой-нибудь предмет: монетка, колечко и т. д.

Водящему необходимо незаметно вложить в руки одного из участников этот предмет. Тот, у кого окажется предмет, должен не подать вида и выскочить из ряда сразу после слов водящего: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!" У остальных задача - угадать, кто счастливчик, и не выпустить его. Если игроку не удается вырваться, то водящий остается прежним.

Чепуха

Обычно играют 5-7 человек. Выбирают водящего, который задает всем вопросы. Водящий отходит от участников, а они тем временем говорят друг другу по одному слову. Водящий задает вопрос, а участник отвечает то слово, которое ему передал сосед. Водящим становится тот, у кого ответ наиболее точен, реален. Например, у игрока слово "вода". Водящий задает вопрос: "Что ты пьешь?". Участник отвечает: "Воду".

"Чепуха" - веселая игра, построенная на несоответствии вопроса и ответа. Например, водящий спрашивает: "На чем летаешь?" А участник отвечает: "На цветке" и т. д.

В этой игре смекалку должен проявить водящий. Он должен иногда задавать такой вопрос, чтобы получился правильный ответ. Обычно подобными вопросами являются: "Что ты видел во сне?", "Что ты рисовал?", "О чем думал?".

Нет-нет-нет!

Принцип игры тот же, что и в игре "Чепуха". Есть водящий и игроки. Водящий отходит, а игроки говорят друг другу сочетание из трех "да" и "нет", например, "нет-да-да". Водящий задает три вопроса каждому игроку, а тот называет ответы в том порядке, что задал ему сосед.

Ты умеешь ходить?
- Нет.
- Тебя зовут Валенок?
-Да.
- Я тебе нравлюсь?
-Да.

Водящим также становится игрок, чьи ответы оказались наиболее близки к правде.

Испорченный телефон

Ведущий загадывает слово и быстро шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал, и быстро) следующему игроку, и так далее - по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух.

Порой можно услышать очень смешные варианты загаданного слова, которое неверно передал "испорченный телефон".

Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

Театральные шарады (Ассоциации)

Играющие делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-то слово или фразу (по договоренности).

Потом выбирают кого-то из команды соперников и говорят ему загаданное слово на ухо. Этот человек должен молча изобразить названное слово, а его команда старается отгадать. На отгадку дается определенное время. Потом команды меняются ролями. Можно вести счет игре.

Иногда придумывают систему знаков, чтобы отгадывать было легче. Например, команда может задавать вопросы изображающему, а тот с помощью жестов отвечать на них "да" или "нет".

Море волнуется

Водящий говорит: "Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура, на месте замри!" Плавно передвигающиеся игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную позицию (необязательно связанную с морем). Водящий обходит статуи и, показывая на одну из них, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то фигура оживает и представляет какое-то действие. Закончив его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.

В другом варианте этой игры ведущий заказывает, кого нужно изобразить: "Фигура балерины (медвежонка, розы, дождя), на месте замри". Тогда он выбирает несколько фигур, по очереди дотрагивается до них - фигуры "отмирают", делают несколько движений. Затем ведущий определяет самое красивое, артистичное исполнение - этот игрок становится ведущим.

Буриме

Название это французское и означает "рифмованные концы". Игра заключается в том, чтобы на заранее заданные рифмы написать стихи. Проводится в виде конкурса. Например: дело, класс, смело, раз .

Наш Петруша знает дело,
Только посмотрите - целых
Бутербродов двадцать смело
За один съедает раз!

Живые картины

Игроки делятся на две команды. Первая команда придумывает картину. От второй отделяется один человек и выходит в другую комнату. Первая команда объявляет свою картину второй команде, и она пытается молча изобразить сюжет картины, образуя скульптурную группу. Они приглашают ушедшего человека, он должен отгадать сюжет картины. Затем команды меняются ролями.

Быстрая щетка

Плотно сомкнув круг и держа руки за спиной, играющие передают друг другу платяную щетку, стараясь делать это так, чтобы не заметил водящий, который ходит внутри круга. Для того чтобы обнаружить, у кого находится щетка, водящий останавливается перед любым участником игры и кладет ему руку на плечо. Играющий должен сейчас же вытянуть обе руки вперед. Если щетка окажется у него, он сменяет водящего.

Улучив подходящий момент, ребята могут почистить щеткой водящего и снова немедленно пустить ее по кругу.

Барыня (Вы поедете на бал?)

Барыня прислала сто рублей.
Что хотите, то берите.
Черное с белым не берите,
"Да" и "нет" не говорите.
Не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком держать.

Вопрос: "Вы поедете на бал?"
Ответ: "Наверно" и т. д.

Кто нарушил правила - выбывает из игры.

Нелепица

Каждый игрок получает ручку и длинный листок бумаги. Сначала все пишут сверху ответ на вопрос "кто?", затем заворачивают написанное и передают соседу. Затем все пишут ответ на вопрос "с кем?" (под завернутой частью, а не на ней!), заворачивают и опять передают по кругу, дальше - "когда?", "где?", "что делали?", "в результате..." и т. д. Вопросы можно добавлять и другие. Потом все это раскрывается и зачитывается вслух. Обычно получается очень забавная и нелепая история, например: "Санта-Клаус с Мариванной полчаса назад ограбили магазин в Африке. В результате началось глобальное потепление".

Левой - правой

Возьмите по карандашу (или по кусочку мела, если перед вами доска) в левую и правую руки. А теперь попробуйте написать одновременно одной рукой цифру 2, а другой - 7. Или нарисовать одной рукой домик, а другой - солнышко. Или хотя бы начертить правой рукой квадрат, а левой - треугольник. Помните! Руки должны работать одновременно!

Кто проворней?

Для игры понадобятся две большие катушки (возможно, сделанные самостоятельно), подойдут и две круглые палки, а также веревка длиной 6-8 м, середину которой отмечают ленточкой.

Двое играющих берут катушки и расходятся друг от друга, насколько позволяет веревка. По сигналу каждый из них начинает быстро вращать катушку в руках и, наматывая на нее веревку, продвигается вперед. Выигрывает тот, кто раньше намотает веревку до середины.

Три приза

В пролете дверей повесьте на нитках три мелких приза. Станьте в шести шагах от дверей. Пусть каждый из вас, взяв в руки ножницы, попытается с завязанными глазами срезать с одного раза какой-либо приз.

Неуловимый стул

На полу отмечают две черты; расстояние между ними - восемь шагов.

Играющий становится на черту; ему завязывают глаза. Он должен дойти до другой черты, повернуться здесь и сесть на стул, который стоит за нею.

Когда играющий ступит на черту, его останавливают; он может сделать попытку нащупать стул только один раз, да и то без помощи рук.

Лабиринт

Ha полу по прямой линии располагают 5-6 кеглей на расстоянии шага одна от другой. В двух шагах от крайней становится играющий, повернувшись спиной к линии. Задача играющего - глядя прямо перед собой и двигаясь назад, пройти между кеглями, поочередно огибая одну из них справа, другую - слева.

Если при этом будет повалена хотя бы одна кегля, то задача считается невыполненной.

Веселье вокруг новогодней елки, украшенной мишурой, гирляндами и игрушками, - такой праздник, пожалуй, вызовет восторг у любого ребенка. Еще более интересным торжество сделают игры и конкурсы. Relax.by знает, какие соревнования и забавы устроить для детей, чтобы праздник стал незабываемым.

Новогодние конкурсы для детей-дошкольников

Хоровод вокруг елки
Чтобы заинтересовать самых юных игроков, нужно постараться: малыши очень быстро теряют интерес, если занятие их не цепляет. В такой ситуации спасут хороводы вокруг елки. Это беспроигрышный вариант, который нравится детям любого возраста. Обычно хороводы водят под песню «Маленькой елочке холодно зимой» или «В лесу родилась елочка».

Игра «Какие бывают елочки?»
Ведущий (в его роли может выступить Снегурочка или Дед Мороз) говорит:
- Посмотрите, какая нарядная у нас елочка: вся в красивых игрушках и гирляндах. Ребята, а вы знаете, где растут елочки? Конечно, в лесу! Елочки бывают разные: широкие и тонкие, высокие и низкие.
Далее ведущий должен объяснить правила игры:
- Ребята, становитесь в кружок и возьмите друг друга за руки, а я буду говорить, какими бывают елочки. Если я скажу: «Высокие», вы должны поднять руки вверх, а если услышите: «Низкие», нужно присесть и опустить руки. Если я упомяну про широкие елочки, нужно сделать круг шире. А если я скажу: «Тонкие», вы должны сделать круг уже. Всем понятно? Раз-два-три, начали!

Музыкальная игра
(на мотив песни «Добрый жук» из фильма-сказки «Золушка»)
1. Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг! Хлопайте в ладошки, не жалея рук! Прыгайте, как зайчики: прыг да скок, прыг да скок! А теперь потопайте, не жалея своих ног!
2. 3а руки возьмемся мы поскорей, веселей и поднимем руки вверх, прыгнем выше всех! Руки мы опустим вниз, топнем правою ногой, топнем левой мы ногой и покрутим головой!
Игра повторяется еще 2 раза.

Игра «Наряди елочку»
Дети делятся на две команды. У каждой есть коробка с елочными игрушками (желательно небьющимися). Суть игры заключается в том, что игроки должны нарядить искусственную елку, которая стоит на расстоянии от команд. Ребенок должен взять игрушку из коробки, добежать до елочки, повесить на нее игрушку и вернуться к своей команде. И так до последнего игрока. Выигрывает команда, чья елка будет украшена первой.

Игра «Кошки-мышки»
Трех игроков из команды наряжают в костюмы котов и вручают им по палочке, к которой привязана длинная веревка. К противоположному концу веревки прикреплена бутафорская мышка. Игроки под веселую музыку наматывают веревку на палочку, и постепенно мышка приближается. Выигрывает самый проворный кот, сумевший быстрее остальных «поймать» мышку.

Игры для младших школьников 6–10 лет

Игра «Елочные кричалки»
Ведущий говорит четверостишья, а дети хором выкрикивают слова каждой заключительной строчки.

Хороша в своем наряде,
Детвора всегда ей рада,
На ветвях ее иголки,
В хоровод зовет всех... (елка)

Есть на елке новогодней
В колпаке смешливый клоун,
Серебристые рожки
И с картинками... (флажки)

Бусы, звездочки цветные,
Чудо-маски расписные,
Белки, петушки и хрюшки,
Очень звонкие... (хлопушки)

С елки подмигнет мартышка,
Улыбнется бурый мишка,
Заинька висит из ватки,
Леденцы и... (шоколадки)

Старичок-боровичок,
Рядом с ним снеговичок,
Рыжий котенька-пушишка
И большая сверху... (шишка)

Нету красочней наряда:
Разноцветная гирлянда,
Позолота мишуры
И блестящие... (шары)

Яркий из фольги фонарик,
Колокольчик и кораблик,
Паровозик и машинка,
Белоснежная... (снежинка)

Елка все сюрпризы знает
И веселья всем желает.
Для счастливой детворы
Загораются... (огни)

Игра «Кто вперед?»
Конкурс на ловкость. Предварительно повесьте на спинки двух стульев по зимней куртке с вывернутыми рукавами, а на сиденья положите меховую шапку, шарф и пару варежек. Во время проведения конкурса игроки под веселую музыку должны вывернуть рукава курток, затем надеть их и остальную зимнюю экипировку (шапку, шарф и варежки). Приз получит тот, кто первым займет место на своем стуле и крикнет: «С Новым годом!»

Новогодний конкурс «Маска, я тебя знаю!»
Из всех ребят нужно выбрать только одного игрока. Ему ведущий надевает маску. Причем игрок не должен видеть, чья маска на него надета. Остальные же видят, что эта за герой. Игрок в маске должен угадать, кто изображен на ней. Он задает вопросы другим детям и получает от них подсказки. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». В качестве приза отгадавшему вручается маска.

Конкурс «Мишура»
Конкурс-соревнование для двух команд. В качестве реквизита ведущий выдает каждому ребенку мишуру. Звучит новогодняя песня, к примеру Jingle Bells. Под музыку в каждой команде первый участник завязывает узлом свою мишуру на руке второго участника, потом второй - на руке третьего и так далее. Последний игрок бежит к первому и завязывает мишуру ему - получается круг. Побеждает команда, участники которой раньше соперников справились с заданием и подняли руки с завязанной мишурой.

Игра «Доктор Айболит»
Снова командная игра. На этот раз игроки становятся в шеренги. Доктор Айболит хочет узнать: не поднялась ли у кого температура во время новогоднего праздника? Сказочный герой ставит под мышки первым участникам обеих команд по большому картонному градуснику. В это время звучит веселая музыка. Вторые игроки должны взять градусник и поставить его себе, затем у них забирают градусник третьи игроки и так далее до последнего ребенка в шеренге. Таким же образом градусник перемещается в обратном порядке: от последних игроков к первым. Выигрывает команда, первый игрок которой быстрее возвратит градусник доктору Айболиту.

Конкурс «Елочная игралочка»
Перед двумя игроками ведущий помещает на стуле приз, завернутый в яркую оберточную бумагу, и говорит следующий текст:
«В новогодний час, друзья,
Без внимания нельзя!
Цифру «три» не пропускайте,
Приз берите, не зевайте!

Елочка гостей встречала.
Пять детей пришло сначала,
Чтобы в праздник не скучать,
Стали все на ней считать:
Две снежинки, шесть хлопушек,
Восемь гномов и петрушек,
Семь орехов золоченых
Среди мишуры крученой,
Десять шишек насчитали,
А потом считать устали.
Прибежали три девчушки...»
Если игроки прозевали приз, его берет ведущий и говорит: «Где же были ваши ушки?» В том случае, если один из игроков окажется внимательным, ведущий заключает: «Вот внимательные ушки!»

Игра «Новогодние перевертыши»
Дед Мороз говорит фразы, а дети должны хором ответить «да» или «нет» независимо от рифмы.

Вы, друзья, пришли сюда, чтоб повеселиться?
Мне раскройте-ка секрет: ждали Дедушку вы?
Вас морозы, холода напугать сумеют?
Вы у елки иногда танцевать готовы?
Праздник - это ерунда, поскучаем лучше?
Дед Мороз принес конфет, кушать будете их?
Со Снегуркой вы всегда поиграть готовы?
Растолкаем без труда всех вокруг?
Никогда не тает Дед. В это верите вы?
Спеть у елочки куплет в хороводе нужно?

Конкурс «Рассмеши Несмеяну»
Для конкурса необходимо заранее подготовить реквизиты: забавные маски, накладные носы, уши.
Царевна Несмеяна знает, где спрятана Снегурочка, но не может открыть секрет детям, так как постоянно плачет. Задача конкурсантов заключается в том, чтобы рассмешить ее веселыми движениями и танцами. Для дополнения яркого образа ребята могут воспользоваться забавным реквизитом.

Для детей от 10 лет

Конкурс «Новогодний костюмчик»
Для этого конкурса понадобится реквизит: бумага (достаточно большого размера - как минимум А4), скотч, булавки, ножницы и клей.
За определенное время (скажем, 10 минут) нужно придумать и изготовить новогодний костюм. Задачу усложняет то, что необходимо успеть не только смастерить наряд, но и представить его публике, рассказать, что именно он означает и для чего служит (например, вечерний это наряд или маскарадный костюм). Жюри оценивает результат аплодисментами. Побеждает команда, заработавшая наиболее громкие и продолжительные овации.

Конкурс «Шарик с сюрпризом»
На листах бумаги необходимо написать шуточные новогодние задания, поместить записки в воздушные шары, а затем их надуть. Каждому участнику следует дать шарик с заданием. Его надо лопнуть без помощи рук. Когда участник справится с этим, ему нужно будет выполнить написанное задание (к примеру, спеть песенку, станцевать танец маленьких лебедей и т. д.). Выиграет тот, кто сделает это наиболее смешно.

Конкурс «Новогодняя цепь»
Для этого конкурса следует подготовить листы А4, клей-карандаш и ножницы. Принимать участие должны две команды. За определенное время (5–7 минут) участники должны нарезать полоски (3 см шириной и 12 см длиной), а затем соединить их в новогоднюю цепь. Побеждает команда, которая сделает самую длинную цепь.

  • 01 Помните, что дети очень быстро переключают свое внимание. Поэтому конкурсы не следует делать слишком длинными.
  • 02 Не стоит проводить сразу несколько конкурсов. Разбавьте их танцевальной программой или концертными номерами.
  • 03 Обязательно награждайте и поощряйте победителей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь