Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.


А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...

Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?

Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.

Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.

Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".

Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:

  • доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
  • уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
  • эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
  • относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Кроме крышек для создания пособия мне понадобились клеевой пистолет и БОЛЬШОЕ количество различных по цвету, весу и фактуре материалов, которые я собирала более года, пока все обдумывала.

Это могут быть:

Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,

Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,

Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...

А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!

Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.

Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.


Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).

Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!


Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.



При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!


Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:


сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.


Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.


Тактильную поверхность рассматривает.


И может приложить к губам, щекам...


Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.


Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.

Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.


Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.

ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ :
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).


2. Найти логическую пару крышек.


3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.

4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).

5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.

Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .

6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.


7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.


Вариант игры: понятия "большой-маленький".


8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).

Вариант: тактильное геометрическое мемори.


9. Составление узоров, мандал.


10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).


11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.

Тактильная панель из ткани для детского сада своими руками

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Конфуций
Люблю эту цитату, потому что она как нельзя лучше описывает весь принцип познания детьми окружающего мира. Ведущим видом деятельности у детей от года до трех лет, вспоминаю из возрастной психологии, является «манупилирование с предметами». Этот термин включает в себя от самого простого трогать, дергать, стучать предметы друг об дружку до усложненного: пользоваться вилкой и ложкой, шнуровать ботинки, застегивать молнию и многое другое.
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности, речи.
Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. О пушистой кошке и гладком листочке. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.
Игра с панелью помогает тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику рук малыша.

Сейчас в магазинах очень большое разнообразие, но так приятно сделать самой яркую игрушку для своего ребенка. К тому же многофункциональные игрушки, созданные руками мамы имеют огромное эмоциональное значение.

Для основы я взяла небольшой кусок пластмассовой доски. Просто разделила доску на 8 частей и заполнила получившиеся участки подготовленными материалами. интересными с тактильной точки зрения.



Мое игровое развивающее пособие состоит из следующих материалов: мех искусственный, джинсовая ткань с выпуклым рисунком и вшитой молнией, атласная ткань, яркая Хб ткань с детским рисунком, бархатная поверхность, лоскут с пришитыми пуговицы разного размера, гладкая джинсовая ткань с пластмассовые бусинами, мягкие комочки, мешочек с шуршащими фантиками, лентами, пришитыми с одной стороны.




Главное, чтобы игровая панель была безопасной. Поэтому особое внимание нужно уделять способу крепления предметов на панель. Все должно быть надежным и проверенным на прочность, ведь, малыш будет не только ручками крутить и вертеть, но, возможно, попробует и на вкус.
Мой двухлетний сын очень любит играть с тактильной доской. Самое главное для каждой мамы видеть как ребенок растет, развивается и радуется новому занятию.

Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности - зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками - ещё и творческие способности.

Идея использования специальных дощечек заимствована мною у И.Ю. Матюгина. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.

Вот уже более 10 лет специальные дощечки в нашем дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью индивидуальных занятий с детьми 4-7 лет. Организуя такие занятия, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, признаю за детьми право на пробы и ошибки, что позволяет им работать без напряжения и нервозности. Тем самым повышаю их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.

Условия работы с тактильными дощечками

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.

Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; размер дощечек - 6×12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно в горизонтальном и вертикальном положении.

Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1-2 мин).

Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см), который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок. На нашем пункте коррекционно-педагогической помощи имеются следующие предметные картинки:

№ дощечек Покрытие дощечек Наборы предметных картинок
№ 1 Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево
№ 2 Поверхность оклеена наждачной бумагой Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник
№ 3 Ворсистая фланель (байка) Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок
№ 4 Застывшие капли воска со свечи Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса
№ 5 Тонкая верёвка или толстый шнурок Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны
№ 6 Очищенные от серы спички Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр
№ 7 Поломанные спички (без серы) Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки
№ 8 Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга) Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет
№ 9 Бархатная ткань (бархатная бумага) Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы
№ 10 Рубчатая ткань (вельвет) Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны

Задание 1

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

  • Рассмотреть и ощупать первые три дощечки. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая и т.д.).
  • Перевернуть дощечки и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и поверхности дощечек.
  • Закрыть руки ребёнка экраном (на уровне груди). Перемешать дощечки. Ребёнок ощупывает дощечки и располагает их по порядку номеров. Экран убирают, педагог анализирует действия ребёнка. Задание выполняется со всеми дощечками, постепенно увеличивая их количество до 10.

Задание 2

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку; обогащать словарный запас существительными разного рода и числа; учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создавать эмоциональное настроение.

  • По количеству дощечек предлагаются предметные картинки (по одной из соответствующего набора). Ощупывая дощечку, глядя на предмет­ные картинки, используя воображение и фантазию, ребёнок подбирает подходящую картинку, объясняет, почему именно эту. Например, дощечки № 1, № 2, № 3, № 4, № 5. Картинки: шуба, тёрка, персик, облака, змея.
  • Верхний ряд - подобранные ребёнком картинки. Нижний ряд - дощечки по порядку номеров. Ощупать дощечку (без экрана), согласовав прилагательное с существительным, назвать картинку. Запомнить картинку. Ощупать следующую и т.д.
  • Предметные картинки закрыть чистыми листками бумаги. Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом. Задание проводится как без экрана, так и с экраном.
  • Дощечки остаются те же, а картинки заменяются новыми из соответствующего набора. Это даёт возможность к каждой дощечке подбирать разные существительные с помощью подходящих предметных картинок.
  • Количество предметных картинок увеличивается до 3-5 из каждого набора, одновременно на столе до 30-40 картинок. Ребёнок должен из их общего количества выбрать необходимые к соответствующей дощечке, выстроить в ряд по вертикали над каждой дощечкой. Объяснить свой выбор, ответить на вопросы учителя-дефектолога. Вопросы нужно задавать так, чтобы ребёнок мог использовать различные грамматические формы словосочетаний.

Задание 3

Цель: продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.

  • Верхний ряд - предметные картинки, нижний - соответствующие дощечки. Ребёнок подбирает их самостоятельно. Обсуждает с педагогом выполненное задание.
  • Руки ребёнка закрывают экраном, учитель-дефектолог перемешивает дощечки. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, ребёнок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество дощечек зависит от индивидуальных возможностей ребёнка.
  • Работа без экрана. Ребёнок закрывает глаза. Предметные картинки накрывают, две из них меняют местами. Одновременно меняются местами соответствующие дощечки. Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет (называет), какие картинки поменяли местами. Картинки открывают и сверяют с правильным (неправильным) ответом.
  • Аналогичное задание, но с экраном. Нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.

Задание 4

Цель: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок подбирает сначала как можно больше существительных, затем - как можно больше прилагательных.

Например: дощечка № 1, существительные - кошка, кот, лиса, белочка, медведь, шуба, пух, мех, ковёр, одеяло, плед, шапка. Прилагательные - пушистый (ая, ое), мягкий (ая, ое), лёгкий, тёплый, нежный, приятный, красивый, пышный, замечательный, прекрасный.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок называет одно существительное и как можно больше прилагательных к нему.

Например: дощечка № 2, первое существительное - дорога. Прилагательные - широкая, узкая, ровная, извилистая, безлюдная, ожив­лённая, длинная, короткая, песчаная, утомительная, трудная, бетонная. Второе существительное - песок. Прилагательные - мелкий, крупный, сыпучий, жёлтый, сухой, влажный, тёплый, холодный, чистый и т.д.

  • Ощупать одну дощечку. Составить предложения по ассоциациям.

Например: дощечка № 10.

Электричка идёт по рельсам.

Папа взял гитару и начал на ней играть.

Дети прыгали через ручеёк.

Я сегодня всё съел, потому что на завтрак были мои любимые макароны.

  • Ощупать несколько предложенных дощечек (от 2 до 7, номера можно брать произвольно), составить один рассказ. Например: дощечки № 6, № 8.

За забором каток. Лёд гладкий и ровный. Дети весело катаются на коньках.

Дощечки № 8, № 7.

Это озеро. Вода в нём чистая и прозрачная. По озеру плавают белоснежные лебеди. На берегу горит яркий костёр.

  • Выбрать самостоятельно дощечки, разложить по своему усмотрению и составить по ним рассказ (руки закрыты экраном).

Светлана Гудкова

Уважаемые коллеги!Здравствуйте! Предлагаю игры с тактильными дощечками . Что такое тактильная память ? Тактильная память- это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Сделали их сами. Для этого понадобится 10 дощечек с разной шероховатостью. На верх наклеили мех,бархатную бумагу,капли воска,наждачная бумага,шнуровка,байк,спички или маленькие палочки,вельвет или джинсовку,одна дощечка с гладкой поверхностью. На обратной стороне написали её порядковый номер от 1 до 10. Вариантов игры можно придумать много. Вот одна из них. Разложить дощечки по порядку от 1 до 10 номером книзу. Закрыть глаза и тщательно,не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки . Надо запомнить,какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешать все дощечки , и разложить в прежнем порядке. Ещё один вариант. Потрогать дощечку с закрытыми глазами и представить, что тебе напоминает её поверхность. Например дощечка с мехом похожа на кошечку или шубу. И так с каждой дощечкой .








Спасибо за внимание!

Лидия Скворцова

Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности.

Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша , тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.

Вот какую тактильную доску я сделала для своих детей .

Разделила доску на прямоугольники , покрасила.

заполнила различными материалами : ракушки, мех, карандаши, войлок,


потолочная плитка, панель ПВХ, старые фишки от лото, линолеум


всего 12 ячеек.

Детям предлагала определить на ощупь с закрытыми глазами, что у них под ладошкой.

Малыши просто гладили и ассоциировали с ощущениями : искали, что похоже на киску.

на гладкую дощечку, искали ямки.

Вот такая у нас появилась игра!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь