Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.
А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...
Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?
Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.
Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.
Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".
Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:
Это могут быть:
Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,
Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,
Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...
А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!
Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.
Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.
Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!
Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.
ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ
:
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).
4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.
Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .
6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.
8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).
Вариант: тактильное геометрическое мемори.
Тактильная панель из ткани для детского сада своими руками
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». КонфуцийСейчас в магазинах очень большое разнообразие, но так приятно сделать самой яркую игрушку для своего ребенка. К тому же многофункциональные игрушки, созданные руками мамы имеют огромное эмоциональное значение.
Для основы я взяла небольшой кусок пластмассовой доски. Просто разделила доску на 8 частей и заполнила получившиеся участки подготовленными материалами. интересными с тактильной точки зрения.
Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.
Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности - зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.
Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.
Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками - ещё и творческие способности.
Идея использования специальных дощечек заимствована мною у И.Ю. Матюгина. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.
Вот уже более 10 лет специальные дощечки в нашем дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью индивидуальных занятий с детьми 4-7 лет. Организуя такие занятия, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, признаю за детьми право на пробы и ошибки, что позволяет им работать без напряжения и нервозности. Тем самым повышаю их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.
Работа проводится индивидуально.
Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.
Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.
Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; размер дощечек - 6×12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно в горизонтальном и вертикальном положении.
Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1-2 мин).
Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см), который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок. На нашем пункте коррекционно-педагогической помощи имеются следующие предметные картинки:
№ дощечек | Покрытие дощечек | Наборы предметных картинок |
№ 1 | Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом | Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево |
№ 2 | Поверхность оклеена наждачной бумагой | Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник |
№ 3 | Ворсистая фланель (байка) | Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок |
№ 4 | Застывшие капли воска со свечи | Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса |
№ 5 | Тонкая верёвка или толстый шнурок | Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны |
№ 6 | Очищенные от серы спички | Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр |
№ 7 | Поломанные спички (без серы) | Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки |
№ 8 | Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга) | Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет |
№ 9 | Бархатная ткань (бархатная бумага) | Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы |
№ 10 | Рубчатая ткань (вельвет) | Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны |
Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку; обогащать словарный запас существительными разного рода и числа; учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создавать эмоциональное настроение.
Цель: продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.
Цель: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.
Например: дощечка № 1, существительные - кошка, кот, лиса, белочка, медведь, шуба, пух, мех, ковёр, одеяло, плед, шапка. Прилагательные - пушистый (ая, ое), мягкий (ая, ое), лёгкий, тёплый, нежный, приятный, красивый, пышный, замечательный, прекрасный.
Например: дощечка № 2, первое существительное - дорога. Прилагательные - широкая, узкая, ровная, извилистая, безлюдная, оживлённая, длинная, короткая, песчаная, утомительная, трудная, бетонная. Второе существительное - песок. Прилагательные - мелкий, крупный, сыпучий, жёлтый, сухой, влажный, тёплый, холодный, чистый и т.д.
Например: дощечка № 10.
Электричка идёт по рельсам.
Папа взял гитару и начал на ней играть.
Дети прыгали через ручеёк.
Я сегодня всё съел, потому что на завтрак были мои любимые макароны.
За забором каток. Лёд гладкий и ровный. Дети весело катаются на коньках.
Дощечки № 8, № 7.
Это озеро. Вода в нём чистая и прозрачная. По озеру плавают белоснежные лебеди. На берегу горит яркий костёр.
Светлана Гудкова
Уважаемые коллеги!Здравствуйте! Предлагаю игры с тактильными дощечками . Что такое тактильная память ? Тактильная память- это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Сделали их сами. Для этого понадобится 10 дощечек с разной шероховатостью. На верх наклеили мех,бархатную бумагу,капли воска,наждачная бумага,шнуровка,байк,спички или маленькие палочки,вельвет или джинсовку,одна дощечка с гладкой поверхностью. На обратной стороне написали её порядковый номер от 1 до 10. Вариантов игры можно придумать много. Вот одна из них. Разложить дощечки по порядку от 1 до 10 номером книзу. Закрыть глаза и тщательно,не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки . Надо запомнить,какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешать все дощечки , и разложить в прежнем порядке. Ещё один вариант. Потрогать дощечку с закрытыми глазами и представить, что тебе напоминает её поверхность. Например дощечка с мехом похожа на кошечку или шубу. И так с каждой дощечкой .
Спасибо за внимание!
Лидия Скворцова
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности.
Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша , тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.
Вот какую тактильную доску я сделала для своих детей .
Разделила доску на прямоугольники , покрасила.
заполнила различными материалами : ракушки, мех, карандаши, войлок,
потолочная плитка, панель ПВХ, старые фишки от лото, линолеум
всего 12 ячеек.
Детям предлагала определить на ощупь с закрытыми глазами, что у них под ладошкой.
Малыши просто гладили и ассоциировали с ощущениями : искали, что похоже на киску.
на гладкую дощечку, искали ямки.
Вот такая у нас появилась игра!