Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Камзол – мужская одежда, с приталенным кроем, чуть выше колен. В России его надели при Петре I, когда по указу императора российские дворяне в обязательном порядке должны были носить европейское платье.


Камзол носили в паре с кафтаном. Эти два предмета одежды часто путают, обычно называя кафтан камзолом, хотя это совсем не так. Сначала надевалась рубашка, затем камзол, а поверх камзола – кафтан. Поэтому камзол был чуть короче и значительно уже кафтана. Изначально он был с длинными и узкими рукавами, но постепенно рукава исчезли, и камзол преобразовался в жилет.


Кафтан же был длиной до колен, также узкий в талии, с разрезами по центру спины и в боковых швах, которые увеличивали ширину полочек и создавали удобство в движении, особенно в верховой езде. На рукавах были широкие отвороты, декорируемые петлями, пуговицами, вышивкой. Кафтан носили всегда расстегнутым, так что видна была передняя часть камзола, который по этой причине обильно декорировался.




Камзолы выполняли из дорогой роскошной ткани, украшенной кружевом, вышивкой, синелью (пушистый шнурок) или другой отделкой. Однако невидимые части камзола – рукава и спинка выполнялись из менее дорогой ткани. Весь этот наряд, помимо , чулок и башмаков с пряжками и бантами, дополнялся кружевным жабо и манжетами.


Однако камзолы носили не только мужчины XVII – XVIII в.в., они встречаются издавна в женских национальных костюмах народов Азии. Мастерство народа, красота и совершенство воплотились в костюмах казахских, татарских и башкирских женщин.



Костюмы могут многое рассказать нам о человеке, о его характере, социальном положении, возрасте и эстетических вкусах. Именно в них камзол гармонично сочетается с платьем. Камзолы шились из бархата, парчи и других ярких и дорогих тканей. Праздничные камзолы украшались богатой вышивкой с золотыми и серебряными нитями, мехом и даже монетками.


А как в современной моде выглядит камзол? В основном мы встречаемся с жилетом, который является его потомком. Однако и сегодня известные дизайнеры, вспоминая яркое прошлое камзолов и кафтанов, воплотили свои идеи в новых коллекциях, где эти два вида одежды пытаются наверстать упущенное время. Насколько это удалось, судить вам.

КАМЗОЛ ЧЕРНОГО АТЛАСА

Опись, составленная после смерти Мольера, рассказывает о содержимом коробки, в которой хранился костюм Гарпагона: «Плащ, штаны и камзол черного атласа, украшенный черными шелковыми кружевами, шляпа, парик, башмаки…»

В 1966 году, поставив «Скупого» во дворе Отеля Роган в Париже, Жан Вилар не без кокетства облачился в костюм, до мелочей схожий с тем, что носил Мольер в день премьеры. Актерская прихоть, не более того. Но что меня поразило и тронуло до глубины души - этому непостижимому человеку удалось каким-то дьявольским образом перенять движения и вкрадчивую улыбку Мольера с гравюры Симонена и держаться их на протяжении трех действий «Скупого». Подобное самоотречение стоит того, чтобы о нем упомянули. Именно в таких вещах актер показывает, на что он способен, обнаруживает свое подлинное величие. Я уже не замечал, что текст жесток, что Гарпагон чудовище, что за смехом прячется горечь. И только потом, размышляя об игре Вилара, я подумал, что и Мольер своим обаянием, должно быть, смягчал беспощадность иных сцен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Железо автора Роллинз Генри

Из книги На грани отчаяния автора Сечкин Генрих

АМЕРИКА С ЧЕРНОГО ХОДА Г.Сечкин (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Из книги Саманта автора Яковлев Юрий

Вкус черного хлеба Саманта была обыкновенной девочкой. И отметки у нее были обыкновенные. Она так и говорила про свои отметки - обыкновенные. И любила она играть в простые ребячьи игры. И конечно, рядом с ней была собака. Саманта была девочкой, и ее главные человеческие

Из книги В тюрьме автора Ольминский Михаил Степанович

III. ТАЙНА ЧЕРНОГО ДЫХАНИЯ Непрочно тюремное благополучие, и неустойчиво в одиночке душевное равновесие. Тон жизни, смысл существования дает, в конечном счете, единственно счет времени, ожидание конца. Думай или не думай о сроке, считай или не считай дни, а вопрос о времени

Из книги "Чатос" идут в атаку автора Шингарев Сергей Исидорович

Конец «Черного дракона» В тот час, когда голубой экспресс отошел от перрона парижского вокзала Орсе, увозя в Тулузу Девотченко, Степанова и Сюсюкалова, на аэродроме Сото в готовности к взлету стояли два истребителя И-15. У самолета в брезентовых шезлонгах молча сидели

Из книги Кардинал Ришелье автора Черкасов Петр Петрович

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

СТРАНА ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ В гербе Австралии должен быть помещен черный лебедь, окруженный лучами золотого солнца. Как прекрасна эта страна, в которой, по словам поговорки, молодеют даже старики! Маклай сначала не думал о поездке в страну Черного Лебедя. Но врачи сингапурского

Из книги Мы из ЧК автора Толкач Михаил Яковлевич

КОНЕЦ ЧЕРНОГО ВОРОНА Ориентировка была скупа, как всякий военный документ: «В ночь на 9 марта с. г. неизвестные лица подожгли артиллерийские склады в Москве, рядом с Ходынской радиостанцией, самой мощной и единственной в России. Пожар охватил деревянные строения.

Из книги Золотой мяч Криштиану Роналду автора Минскевич Сергей

1. Наговор черного мага – Криштиану Роналду, возможно, не умрет, – скрипучим голосом проговорил колдун.Он самодовольно улыбнулся, повертел в руках восковую куклу, изображающую знаменитого футболиста, и посмотрел на своего собеседника – журналиста одного из мадридских

Из книги Курьезы холодной войны. Записки дипломата автора Дмитричев Тимур Федорович

В УРУГВАЙ С ЧЕРНОГО ХОДА …Восточная Республика Уругвай - так официально называется это самое маленькое государство Южной Америки. Основное слово в этом названии происходит от названия самой большой местной реки Уругвай, что на языке местных индейцев гуарани означает

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

КАМЗОЛ ЧЕРНОГО АТЛАСА Опись, составленная после смерти Мольера, рассказывает о содержимом коробки, в которой хранился костюм Гарпагона: «Плащ, штаны и камзол черного атласа, украшенный черными шелковыми кружевами, шляпа, парик, башмаки…»В 1966 году, поставив «Скупого» во

Из книги Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой автора Колмогоров Александр Григорьевич

С берегов Чёрного моря Справочная книга «Вся Пермь» за 1910 год сообщает нам, что начальник службы пути Пермской железной дороги, статский советник и кавалер ордена Св. Анны 2-ой степени А. Ф. Колмогоров проживал с женой в 111 квартале города в здании отделения дороги

Из книги Бесполезные мемуары автора Гоцци Карло

Глава XIX Грустные мысли, порожденные тридцатью локтями атласа Когда репутация синьоры Риччи как известной актрисы была водружена на бронзовый пьедестал, её товарищи яростно напали на неё со стороны морали. Они рассказывали галантные анекдоты, порочащие её добродетель и

Из книги Популярная музыка XX века: джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул автора Цалер Игорь

Оттенки черного

Из книги Миклуха-Маклай автора Водовозов Николай Васильевич

ТРИБУН ЧЕРНОГО ПЛЕМЕНИ Только в январе 1881 года, после почти двухлетнего отсутствия, вернулся Миклуха-Маклай в Сидней. Здесь он энергично принялся за продолжение строительства морской зоологической станции, которое без него было заброшено. Для этой цели правительство

Из книги Кавалер ордена Улыбки автора Гладышева Луиза Викторовна

У САМОГО ЧЕРНОГО МОРЯ О том, что вышло из отпуска, и силе инерцииКогда я посмотрела на своих соседей по пляжу, не поверила глазам. Мгновенно мелькнула мысль: мираж. Мало ли что может показаться от ослепительного южного солнца и безграничной морской глади.Снова посмотрела

Благодарим за статью и внимание к нашей марке.

Рады представить вашему вниманию старинные и современные кафтаны. Кафтан — это часть мужского гардероба не только из прошлого, но, мы надеемся, и будущего русского мужчины. Кафтан бывает парадный и повседневный, приталенный и свободного кроя, кафтан может быть и «полукафтаном» и рубашкой-«кафтанчиком», в нем уместно появится как дома, так и на празднике.

Украшать кафтан может ажурная вышивка жгутом, камнями, жемчугом… застегиваться он может на тканные или ювелирные застежки из скани с яркой эмалью… Кафтан может быть ярким и праздничным, с двойным воротником-козырем, а может быть с отложным воротником классическим, современным и очень стильным.

Да, да! Именно современным! Почему бы зимой не одеть хорошо сшитый укороченный кафтан из тончайшей итальянской шерсти на шёлковой подкладке с красивой отделкой и дорогими пуговицами? Ведь веками русские мужчины не боялись дорогих и красивых русских костюмов! Почему сегодня это должно измениться? Кто сказал, что русский мужчина обязан носить рабскую удавку-галстук и западного образца костюм? Кто решил, что наш русский мужской костюм не модный и не подходит для современной жизни?

Любой элемент традиционного русского костюма может быть создан по индивидуальным лекалам, изменён под современный ритм жизни, сшит из самых лучших и современных материалов, с использованием новейших технологий и фурнитуры! И по красоте и качеству он будет превосходить любой западный костюм, потому что для русского мужчины нет ничего более подходящего, уместного и гармоничного, чем русский костюм.

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

История мужского костюма: от XVIII до начала XX века

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь