Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по теме "Эмоции".
Предлагаемый материал апробирован с детьми 6-7 лет и может быть использован в работе как воспитателями дошкольных учреждений, так и психологами с целью ознакомления детей с разными эмоциями, и изучения детьми собственного эмоционального состояния.
Задачи: Познакомить детей с понятием эмоции; показать богатство и многообразие эмоций. Развивать мимический репертуар выражения эмоций. Расширять словарь понятий, обозначающих эмоции. Упражнять в умении узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Образовательная область. Социально – коммуникативное развитие.
Материал: клубок, набор карточек «Азбука настроения», фотографические изображения эмоций детей (фото-подсказки); лист А3, карандаши, модели цветов.
Музыкальный ряд: песня «Улыбка», стихи Пляцковского М., музыка Шаинского В.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
Стулья расставлены полукругом. Дети сидят на стульях.
Педагог. Здравствуйте, дети! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня мы с вами будем играть, общаться, рисовать. Итак, если вы готовы, то на счет три-четыре, поднимите большой палец руки вверх (показать).
Упражнение «Давайте познакомимся»
Педагог. Дети, что делают люди, когда знакомятся друг с другом? (ответы детей)
Педагог. Правильно, они называют свое имя и приветствуют друг друга. -Предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся», а поможет нам в этом волшебный клубок. Вставайте в круг.
Педагог. Дети, сейчас вы будете передавать клубок друг другу, называть свое имя и о себе.
Педагог приводит пример, начиная с себя.
Дети садятся на стулья.
Упражнение «Подари улыбку другу».
Педагог. Дети, послушайте песню. Звучит отрывок песни В. Шаинского «Улыбка».
Педагог. О чем поется в песне? Что можно подарить другу?
Дети. Улыбку, настроение.
Педагог. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение.
- Дети, а кто из вас хочет поделиться своей улыбкой и хорошим настроением? -Вставайте в круг, посмотрите, как вы это будете делать. Вы дотрагиваетесь до плеча товарища и передаете ему свою улыбку и хорошее настроение.
(Если есть дети, у которых настроение не очень хорошее, можно пригласить их встать в центр круга, а дети, стоящие в большом кругу, подарят им свои улыбки).
После выполнения дети занимают свои места.
2. Работа по теме. Игра «Превращения в животных»
Педагог. Дети, предлагаю вам превратиться в разных животных и показать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
-Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
-Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
-Как выглядит любопытный енот;
-Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
-Как сердится лев – царь зверей;
-Как радуется мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
-Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке;
-Как удивился ежик, увидев большой гриб.
Педагог. Молодцы!
Педагог. Скажите, что вы сейчас делали? Как назвать одним словом все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали? (ответы детей)
Педагог. Правильно, это эмоции.
Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Педагог. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Да, тема нашего занятия – «Эмоции». Мы с вами выясним, что такое эмоции и какие бывают эмоции. Посмотрите на фотографии взрослых и детей. Они выражают определенную эмоцию. А вот какие это эмоции мы с вами сейчас выясним.
- Дети, вспомните, когда в последний раз вы сильно удивились?
А теперь посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы было изображено удивление!
Педагог. Бывает, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Педагог. Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
А теперь посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы была изображена радость!
Педагог. Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Педагог выслушивает ответы детей и делает обобщающие выводы о эмоциях детей.
Педагог. Дети, так что же такое эмоции? (ответы детей).
- Благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? (ответы детей)
Педагог. Да, с помощью мимики, жестов, позы тела можно понять наши чувства, эмоции, наше настроение.
Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции. Какие? (радость, счастье, удивление, удовольствие).
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции. Какие? (грусть, обиду, страх, злость).
(опора на наглядный материал)
3. Задание «Угадай эмоцию».
Педагог читает стихотворение:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомненья, на всех нас настроение!
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений вас «Азбука настроения»!

Детям раздаются карточки из набора «Азбука настроения».
Педагог. Дети, рассмотрите рисунки, на которых мышка, попугай и дама находятся в разном настроении. Каждый из вас сейчас попробует выйти сюда и изобразить эмоцию данного персонажа, а мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.
По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»
Педагог. Молодцы, дети, вы справились с заданием.
4. Коллективное задание «Цветы эмоций».
Педагог. Дети, наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам создать букет эмоций. И этот букет останется у вас в группе. Каждому ребенку раздаются модели цветов и карандаши.
- Дети, в центре цветка нарисуйте любую эмоцию, о которой мы с вами сегодня говорили. Затем все цветы наклеиваются на лист, и получается «Букет эмоций».
Дети работают под музыку.
5. Подведение итогов.
Педагог. Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)
- Назовите положительные эмоции? (ответы детей)
- Назовите отрицательные эмоции? (ответы детей)
- Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
6. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»
Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. По очереди каждый ребенок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый –счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети хором произносят: Желаем вам друзья…
(дети называют свои слова).

Литература.
1.Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова - М.: Издательство «Ось – 89», 2003г.
2. Развитие познавательной и эмоциональной сфер. Методические рекомендации / под ред. А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Конспект психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект развивающего занятия для детей дошкольного возраста 5-7 лет на тему «Мои эмоции». Материал будет полезен педагогам – психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей: знакомство с эмоциями человека и умение выражать и распознавать эмоции.

Конспект развивающего занятия «Мои эмоции»

Цели:
- знакомство с эмоциями человека и особенностями проявлений эмоциональных состояний;
- тренировка умения распознавать эмоционально-психологические состояния другого человека и выражать свои с помощью выразительной мимики и жестов.
Оборудование и материалы: 2 набора пиктограмм (один разрезан) с изображениями различных эмоций, набор картинок и фотографий с людьми и животными, которые находятся в разных эмоциональных состояниях, краски, фломастеры или цветные карандаши.

Ход занятия:

Разминка «Прорви круг»
Цель : при выполнении этого упражнения необходимо определить, кто из детей чувствует себя менее всего включенным в группу. Этот ребенок и должен прервать круг, затем по очереди участвуют все дети. Упражнение стимулирует чувство «включенности» в группу и возникновение групповой сплоченности.
Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Один из детей должен прорвать круг и проникнуть в него.
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью шаблонов-пиктограмм, на которых простыми знаками изображены различные эмоции: радость, страх, гнев, удивление.
Детям предлагается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоцию) и дают имя каждой пиктограмме. Затем детям предлагается второй такой же набор карт, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям (используя придуманные имена) найти и собрать их фотографии.
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.
Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабить. Сохранить лоб гладким в течение нескольких секунд. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (мне все равно). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться, улыбнуться. Подмигнуть (весело, «вот я какой»).
Упражнение «Воспроизведение чувств»
Цель: развитие умения улавливать связь между мимикой лица человека и его эмоциональным состоянием.
Детям предлагают набор картинок с изображениями людей и животных. Дети должны описать настроения по картинкам, показать эти настроения. После чего все картинки они должны разделить по эмоциональным состояниям. Задача детей доказать принадлежность каждой картинки к определенной группе на основе мимики, позы.
Беседа с детьми о способах повышения настроения (например: улыбнуться себе в зеркало, вспомнить о чем-либо хорошем, сделать доброе дело, нарисовать смешную картинку из кляксы и другое)
Упражнение «Кляксы»
Дети рисуют разноцветные кляксы, рассматривают их, и придумывают сказку про увиденное.
Упражнение «Мои настроения»
Цель: усиление внимания к своим эмоциональным состояниям, настроению, осознание этих эмоциональных состояний и их вербализация.
На листе бумаги детям предлагается нарисовать настроение, с которым они пришли на занятие и описать его.
Упражнение «Незнайки»
Цель: этюд на выразительность движений.
Детям предлагается ненадолго превратиться в Незнаек. Педагог задает детям вопросы, а они в ответ лишь пожимают плечами и разводят руки. Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки губ, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты. В конце игры определяется лучший Незнайка.
Прощание: дети передают хлопки друг другу по кругу.

Готовые конспекты и подробные отчёты о проведении тематических занятий и НОД по ознакомлению детей с различными эмоциями и их значением в жизни людей. Положительные примеры игр и упражнений на эмоционально-личностное развитие. Полезные советы по наглядному рассматриванию ситуаций, связанных с выражением различных человеческих чувств. Занятия, которые не только научат детей ориентироваться в эмоциональных состояниях, но и помогут поддержанию благоприятного эмоционального климата внутри детского коллектива.

Учим детей чувствовать себя и друг друга в эмоциональной сфере.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1703 .
Все разделы | Эмоции. Конспекты занятий, НОД на тему настроения, чувств, эмоций

Конспект НОД «Органы чувств - пять помощников человека» Тема НОД Органы чувств – пять помощников человека. Цель Формирование представлений об органах чувств человека и их значение в познании окружающего мира. Задачи Совершенствовать знания детей об органах чувств . Дать представление о значении каждого органа для жизнедеятельности...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Детский мир эмоций» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Успенская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики Психологическое занятие с элементами тренинга «Детский мир эмоций » подготовила практический психолог Брыжак Ю.В. Успенка, 2019г. Конспект занятия «Детский мир...

Эмоции. Конспекты занятий, НОД на тему настроения, чувств, эмоций - Занятие по изодеятельности «Путешествие в страну настроений»

Публикация «Занятие по изодеятельности «Путешествие в страну...» Тема: «Путешествие в страну настроений» Задачи: Воспитывать умение находить способы преодоления плохого настроения, чувство эмпатии (сопереживания, умение слушать друг друга. Развивать фантазию и творческое воображение. Продолжить знакомство с эмоциональной характеристикой...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Утро сегодня выдалось пасмурным и серым. И чтобы не грустить клоун Ах отправился навестить своих друзей ежика и белочку. Здравствуй ежик, давно мы с тобой не виделись. Давай поиграем с тобой в прятки. "Не могу", - ответил своему другу еж. "Я заготавливаю яблоки на зиму"....

Мы с ребятами решили выяснить, что такое Доброта? И отправились для этого в чудесную страну "Эмоций". В стране "Эмоций" мы встретили веселого клоуна Ах. Он рассказал, что зовут его так потому, что он всему удивляется:"Ах, какое небо голубое! Ах, какой быстрый у меня конь!" Ах...

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Мир эмоций» для старшей и подготовительной групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Кораблик» Конспект Тема: «Мир эмоций» Педагог - психолог: Вокуева В.И. п. Березово 2019 г Образовательная область: Познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно образовательный Возрастная...

Эмоции. Конспекты занятий, НОД на тему настроения, чувств, эмоций - Конспект музыкального занятия «Путешествие в Страну весёлого настроения»

Конспект музыкального занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в Страну весёлого настроения» Цель: Формировать представление о благотворном влиянии различных видов музыкальной деятельности на настроение человека, на его...


Это открытое занятие проводилось в феврале 2018 года на день Открытых дверей в Реабилитационном Центре "Детство" участники - 6 детей с особенностями развития в возрасте 5-6 лет Цель данного занятие: познакомить детей с базовыми эмоциями. Ход занятия: 1. Каждому ребёнку...

Жданова Ксения Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Хотьковская начальная общеобразовательная школа №3»,

г. Хотьково, Сергиево-Посадского района.

План-конспект внеклассного мероприятия с учащимися

1 класса

на тему

«Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»

Задачи:

    Мотивировать детей на изучение собственного эмоционального мира;

    Наполнить содержанием понятие «эмоций»;

    Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;

Материалы: альбомы для рисования, набор карточек «Азбука настроения», фотографические изображения эмоций детей и взрослых, музыкальные композиции, ватман, модели цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии по психологической азбуке и по традиции я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!

Упражнение «Переходящее пожелание».

Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.

Спасибо вам за участие! Прошу занять свои места, но не садится!

2. Работа по теме.

Игра «Превращения в животных»

Ведущий: В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:

    Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);

    Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;

    Как выглядит любопытный енот;

    Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;

    Как сердится лев – царь зверей;

    Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;

    Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.

Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это и есть ЭМОЦИИ.

Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»

Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».

Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.

А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!

Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!

Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!

Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!

Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?

- выражение лица - мимика

- движения рук, поза тела – жесты

Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.

Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей,

Влияет, без сомненья, на всех нас настроение!

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Избавит от сомнений вас «Азбука настроения»!

3. Задание «Угадай эмоцию».

Детям раздаются карточки из набора «Азбука настроения».

Рассмотрите рисунки, на которых мышки, попугай и дама находятся в разном настроении. Каждый из вас сейчас попробует выйти сюда и изобразить эмоцию данного персонажа, а мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.

По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»

4. Коллективное задание «Цветы эмоций».

Каждому ребенку раздаются цветы и карандаши. На цветке каждый ребенок должен нарисовать любую понравившуюся ему эмоцию. Затем все цветы наклеиваются на один общий ватман, должен получиться «букет эмоций». Дети работают под музыку.

Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?

Подведение итогов занятия «Какие эмоции я знаю?»

Для подведения итогов (при наличии времени) детям можно раздать индивидуальные карточки задания по определению эмоционального состояния нарисованных персонажей.

5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»

Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».

Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!

Дополнительные упражнения по теме.

    Детям для прослушивания даются фрагменты различных музыкальных композиций (различного темпа и настроения). Ребята должны угадать какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.

    Упражнение «Передай эмоцию».

Дети встают друг за другом, «смотрят в затылок». Ведущий стучит первого учащегося по плечу и показывает ему какую-либо эмоцию, тот в свою очередь стучит по плечу своего соседа и пробует передать ему точно такую же эмоцию.

    Задание «Этюды».

Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.

ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ

Этюд «Два ежика»

Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)

Этюд «Медведь и еж»

Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)

Этюд «Волк и заяц»

Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)

Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»

Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)

Этюд «Лев и птичка»

Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).

Этюд «Котенок и его мама»

Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)

    Можно вспомнить сказку К. Чуковского «Федорино горе». Дети читают с нужной интонацией следующие фразы действующих лиц, а остальные пытаются догадаются об эмоциональном состоянии героев:

«Испугалася коза, (вопросительно)

растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».


Но ответило корыто: (сердито) «На Федору я сердито». И сказала кочерга: «Я Федоре – не слуга!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (жалобно) Жить вам было нелегко!»

И заплакали блюдца: «Не лучше ли вернуться?» (вопросительно)

И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» (жалобно)

И сказала скалка: (сочувственно) «Мне Федору жалко». И сказала чашка: «Ах, она бедняжка!»

«Уж не буду, уж не буду (ласково) Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать».

Список использованных источников:

    К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001. К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.

    Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.

    Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». -. Игра «Забавы в картинках».

9

Занятия по развитию речи

Развитие речи детей на занятиях педагога – психолога.
Тема: «Наши эмоции»

Ермакова Т.А., педагог–психолог Д/С №4
г.Кропоткин, Краснодарского края

Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; раз­вивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит совершить путешествие по Стране Настроений.

Игра «Угадай эмоцию» . Первая станция называется «Угадай эмоцию».

Психолог: Глядя на человека - как мы можем определить его настроение?

Дети. По выражению его лица.

Психолог: Я сейчас покажу вам карточки с изображениями раз­личных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание)

Игра «Повтори фразу» .

Психолог: Как еще можно определить настро­ение человека?

Психолог: Правильно. Давайте сейчас поиграем в игру, где необходимо будет с различными настроениями произносить русскую потешку:

Во саду - садочке

Выросла малинка.

Сначала выучим ее: повторите за мной хором. А теперь пускай один из вас повторит эту потешку поразному: с радостью, удивленно, злобно, грустно, со страхом. (Дети по очереди выполняют задание)

Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминают вам эти продукты? Например, горький лук.

Дети: Злость.

Психолог: Кислый лимон.

Дети: Печаль

Психолог: Сладкий виноград.

Дети. Радость.

Психолог: Молодцы, ребята!

Игра «Азбука настроения» .

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

(И. Белопольская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием)

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. .. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется. .. и т. д.

(В игре можно использовать пиктограммы - подсказки с изобра­жениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией)

Психолог: А теперь послушайте рассказ, который называется «В лесу».

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, огля­нулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голо­сов. Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток

А вдруг это волк или медведь?

Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой.

Психолог: Что чувствовал мальчик, потерявшийся в лесу?

Дети: Страх.

Как изменилось его настроение, когда он увидел своих друзей?

Дети: Он обрадовался.

Психолог: Когда мы смотрим на испуганного человека, что помогает нам опознать это чувство?

Дети: Выражение его лица.

Психолог: Посмотрите внимательно на эту пиктограмму, расскажите о выражении этого лица. Глаза широко раскрыты, рот открыт, брови подняты вверх. Давайте мы попробуем изобразить страх, испуг на своем лице.

Счастливая ошибка

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: «Ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул: «Ха!», и мигом страх

Забился под забор. ..

Он струсил сам!

И слово «Ах!»

Я позабыл с тех пор.

(Г. Семенов)

Психолог: что чувствовал мальчик в начале стихотворения. Почему стихотворение так называется?

Этюд «Круглые глаза» .

Психолог: Садитесь поудобнее, я вам расскажу одну историю.

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удиви­тельную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что там бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что под ней сидит котенок».

Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Круглые глаза»? Давайте разыграем эту историю. (Дети разыгрывают этюд)

Игра «Фантазии» .

Психолог: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Я пред­лагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:

К нам пришел слон. ..

Мы оказались на другой планете. .

Внезапно исчезли все взрослые. ..

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах. ..

(Дети придумывают и рассказывают продолжение историй)

Игра «Море волнуется» . Встаньте свободно. Теперь наш ведущий загадывает первую фигуру, например: Море волнуется раз, .. .два, .. .три - фигура удивления, на месте замри!

Психолог: А теперь давайте вспомним вместе с вами сказку «Волк и семеро коз­лят». Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки.

«. .. Проглотил волк шестерых козлят, пошел в лес, лег под куст, да и заснул крепким сном. А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты, стекла выбиты, нет козлятушек, нет ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза горько плакать-рыдать. .. »

Как вы думаете, какое настроение было у козы, когда она, придя домой, не увидела своих козлятушек?

Дети. Грустное, печальное.

Психолог: А еще можно сказать, что коза горевала.

Посмотрите на пиктограмму, изображающую грусть, печаль, горе. Расскажите, что вы видите.

Дети. Брови слегка приподняты, внешние уголки рта опущены вниз; уголки глаз тоже направлены вниз.

Педагог. Вспомните, когда вам было грустно. Расскажите об этих случаях. (Рассказы детей)

Психолог: Я расскажу вам одну удивительную историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

У девочки Жени был волшебный цветиксемицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цве­тиксемицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на Северном полюсе!

И Женя тут же как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов. (По В. Катаеву)

Давайте мы с вами попробуем теперь изобразить эту девочку Женю. Представьте, что вы берете в руки волшебный цветик-семи­цветик, отрываете лепесток и загадываете желание оказаться на Се­верном полюсе. И вот вы уже на Северном полюсе. Как можно изобразить, что вам холодно, одино­ко, грустно? (Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опу­щены вниз; уголки рта тоже опущены вниз)

Игра «Море волнуется». Встаньте свободно. Теперь наш ведущий загадывает первую фигуру, например: Море волнуется раз, .. .два, .. .три - фигура печали, на месте замри!

Психолог: Попробуйте отгадать о каком настроении сейчас пойдет речь. Для этого послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденное солнце».

И встал Медведь,

Зарычал Медведь,

И к Большой Реке

Побежал Медведь.

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит -

Солнце красное,

Солнце краденое.

Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю,

Пополам переломаю,

Будешь ты, невежа, знать,

Наше солнце воровать!

Пропадает целый свет,

А тебе и горя нет!

Дети: О злости, гневе.

Психолог: Правильно. Посмотрите на пиктограмму, расскажите, глядя на нее, какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение, когда он сердится? Брови нахмуренны, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов. Покажите это настроение.

Упражнение «Солнечный зайчик» .

Педагог. А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ла­дошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги. .. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.

Психолог: Скажите, вы теряли когда-нибудь свои игрушки, ва­режки, носовые платки? А теряли ли вы когда-нибудь хорошее на­строение?

Игра «Что может поднять тебе настроение» . Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хо­рошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воз­душный шарик или, быть может, таблетки, уколы?

Игра «Тут что-то не так»

Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу! Иду а вчера по дороге сол­нышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака как зарычит на меня: «Кука-реку! И рога уже наставила. Я испугался и убежал.»

«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.»

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла». Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.

Психолог: А теперь внимательно послушайте стихотворение и попытаться найти неточности.

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

(Пер. с болг. А. Александровой)

Психолог: какое у вас было настроение, когда вы слушали это стихотворение? А что означает для вас слово «радость»? Когда у вас бывает это настроение?

Игра «Ухо-нос»

По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внима­ния на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим.

Игра «Встреча эмоций» .

Психолог: А теперь послушайте стихотворные отрывки. После чтения каждого отрывка покажите пиктограмму, изображающую соответствующее настроение.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно

В поле зернышка не видно!»

Но мохнатые боятся:

«Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнце не отдаст!»

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

(К Чуковский «Краденое солнце»)

Вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот.

(Н. Екимова «Облака»)

Поиграем в игру «Закончи предложение» . Начало этих предложений будет такое:

Радость - это...

Удивление - это...

Страх - это...

Злость - это...

Грусть - это...

Упражнение «Дружба начинается с улыбки» . Вставайте в кружок. Возьмитесь за руки, давайте прогоним грустное настро­ение и подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети выполняют задание)

Выбрать одно настроение и составить о нем рассказ по следующему плану:

Назвать настроение.

Рассказать, как оно изображается на лице человека (положение бровей, губ, глаз) .

Привести пример из своей жизни, когда он(а) испытывали это настроение.

Найти ассоциацию этому настроению в растительном и живот­ном мире (на какое растение, животное похоже это настроение) .

Психолог: Наше занятие заканчивается. В заключение представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...

Например:

  • пусть избавятся от болезней;
  • пусть долго живут;
  • пусть у всех будет дом;
  • пусть все дружно живут;
  • пусть все будут счастливы...

И тогда все люди станут радостными!!!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь