СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 13
Тема. Тематическая контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения». Тестирование. Контрольное аудирование
Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.
Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для контрольного аудирования и задания к нему.
ХОД УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
I вариант
1. Укажите тип предложения Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.
А Простое предложение;
Г бессоюзное предложение.
2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Рыбка мелка, да уха сладка?
А Противительный союз; √
Б разделительный союз;
В соединительный союз.
А Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу.
Б Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.
В Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер.
Г То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
А Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.
Б Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
В Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
Г На лето Даша не поехала к отцу на дачу, а с радостью осталась у сестры на взморье.
А Удар короток и мяч в воротах! √
Б Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.
В Щелк и выключила свет. √
Г Безветрие и все небо залито ровной синевой.
А Ворота выходили в переулок над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя.
Б Дождь пролетел и тяжело, устало раскачивались яблони в саду.
В На дворе всходило солнце и громко пели птицы. √
Г Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода. √
Достаточный уровень
Рыжие листья засыпали рыжики но я нашел немного и рыжиков и подосиновиков и подберезовиков.
Высокий уровень
(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)
II вариант
Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
1. Укажите тип предложения Ветер стихал, и свежая прохлада начала распространяться в виноградниках.
А Простое предложение;
Б сложносочиненное предложение; √
В сложноподчиненное предложение;
Г бессоюзное предложение.
2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Песня то замирала за степными курганами, то ветер доносил ее издалека?
А Противительный союз;
Б разделительный союз; √
В соединительный союз.
3. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).
А Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне.
Б Два года плавания не то что утомили меня, а утолили вполне мою жажду путешествий.
В Писатель должен много писать, но не должен спешить.
Г Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль.
4. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).
А Солнце на севере не светит, а как будто просвечивает через толстое стекло.
Б Я бродил подолгу и видел много примет осени.
В Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
Г Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.
5. Определите, в каких сложносочиненных предложениях нужно поставить тире.
А На север ушли тучи и осенний полдень стал светлым.
Б На одуванчик только дунь и весь он разлетится. √
В Дождь переставал по временам и тогда на кустах порхало множество разнообразных птиц.
Г Еще сотня шагов и показались штабеля бревен. √
6. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.
А Окна в сад были подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Б На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей. √
В Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться.
Г К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. √
Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
Высокий уровень
(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)
Составьте 3 сложносочиненных предложения (с разными типами союзов) и 1 сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
2. Проведение контрольного аудирования.
1) Чтение учителем текста для аудирования.
2) Выполнение заданий к тексту.
(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал о сложном и сложноподчиненном предложении.
«Односоставные предложения». Разнести предложения соответственно их типу(Определенно-личное
,
Неопределенно-личное,Безличное
).
Помогите с этими предложениями, разнести по типам,пожалуйста:
Замечу кстати: все поэты любви мечтательной друзья. О детективе много спорят. Но суждено нам разлучиться. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! Не пером пишут, а умом. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары. Еще больше его читают. Под навесом темной риги жарко. Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. Нигде жилья не видно на просторе. Решили отступать. Стыдом и страхом замираю. Как же трудно было тогда главнокомандующему. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. Сладко дремлется в кроватке. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? Не нагнать тебе бешеной тройки.
Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок. Зауважаешь тогда своего отца. Не очень-то нынче старших уважают. Перевели его в другую губернию. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки чернобровой. Мечтам и годам нет возврата. Арестуйте любого подозрительного. Очень уж шумят у нас в классах. Ни ветерка, ни крика птицы. Как здесь свежо под липою густою. По улицам слона водили. На всех не угодишь. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. Мело весь месяц в феврале. Голыми руками ежа не ухватишь. Такой зимы давно не выдавалось, / Подобной стужи не было давно. Все же песню отмщенья за гибель / Пропоют мне на том берегу. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. Цыплят по осени считают. После драки кулаками не машут.
Определенно-личное - это форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонений: Иду за тобой. Где найдешь приют? Встанем дружно и споем! , Переведу часы, хоть знаю, будет гонка.
Неопределенно-личное - это форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени в изъявительном и повелительном наклонении и множ. числа прош. времени: На корабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали , О детективе много спорят.
Безличное - нет и не может быть подлежащего; смысловое значение безличных предложений заключается в том, что они называют действие, происходящее без участия субъекта или независимо от его воли: Нет тебе покоя. Нужно решить эту задачу. Мне стало грустно. Приятно вспоминать о нем. Вот сыростью холодною с востока понесло.
1)Из предложений 2-4 выпишите союзы.2) Из предложений 2-7 выпишите прилагательные.3) Из предложений 3-7 выпишите частицы. 4)Из предложений 14-15выпишите все предлоги.5) Из предложений 13-17 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.6) Из предложений 13-16 выпишите частицы.7) Из предложений 13-14 выпишите наречие.8) Из предложений 13-15 выпишите вопросительное местоимение.9) Из предложений 13-17 выпишите личные местоимение. 10)Из предложений 16-17 выпишите возвратный глагол.11) Из предложений 9-11 выпишите возвратное местоимение. 12)Из предложений 11-12 выпишите наречие.
-(1) При чем здесь Солнце? (2) Я не знаю никакого Солнца, - оправдывалась Тень, Фонарь же был неумолим.
-(3) Уходи сейчас же - заявил он. -(4) Я обязан тебе сказать: я не хочу тебя знать!
-(5) Знай меня, знай! - захныкала Тень. -(6) Я не могу от тебя уйти.
(7) Она говорила правду: разве может Тень уйти от такого яркого Фонаря?
(8) Фонарь покачал головой.
(9) О, напрасно он это сделал!(10) Он покачал головой слишком категорически и - разбился.(11) Многие потом судачили о том, что Фонарь покончил с собой от любви.(12) А это произошло только от его принципиальности.
(13) Вот теперь Тень не пришлось упрашивать.(14) Что ей оставалось делать возле разбитого Фонаря?(15) Она прицепилась к прибегавшему мимо нее Автобусу и - была такова.
(16) Так и бродит Тень по свету, липнет ко всем, каждому предлагает свою дружбу.(17) Возможно, она и за вами увяжется.
А20. Укажите правильное объяснение постановке запятой или её отсутствия в предложении.Падающий снег начал закрывать все предметы () и белым мраком одевал землю.
1) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А21.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Кораллы поселяются на отмели и (1) постепенно отмирая (2) образуют атолл (3) с расположенной в центре его (4) лагуной.
Сложносочиненными называются сложные предложения , в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами . Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза , который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и );
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли );
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же ).
Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:
Явления, происходящие одновременно.
Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
Явления, происходящие последовательно.
Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).
1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ).
В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:
- временные отношения.
Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани );
Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:
Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.
Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.
- действие и его результат.
Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.
- причинно-следственные отношения.
Например:
Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и
иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и
потому я не стал дожидаться ужина
- второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречие потому
.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).
Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.
Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.
Разговорный характер имеет также и союз да в значении и .
Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ).
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.
Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.
Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:
Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.
Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).
Союзы зато , но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.
Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.
В значении противительных союзов употребляются частицы же , только .
Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.
Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.
Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.
3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ).
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.
Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз то - то указывает на чередование явлений.
На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна - союз не т о - не то указывает на взаимоисключение явлений.
Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель - союз или указывает на взаимоисключение явлений.
То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.
Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП : ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.
Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.
Пояснительными являются союзы то есть, а именно :
Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.
Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но .
Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами , связанными сочинительными союзами.
Сложносочиненные предложения | Простые предложения с однородными членами предложения |
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. | И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. |
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. | Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. |
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. | В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. |
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. | Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. |