Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Разнообразят праздник и различные игры, которые можно предложить детям.

В них можно играть даже в небольшой комнате.

Жужжи, пчела, жужжи

Для этой игры надо вырезать из цветной бумаги цветы и прикрепить их клейкой лентой к полу. (Это с удовольствием сделают сами дети.)

Играющие танцуют, пока играет музыка. Когда она неожиданно кончается, они, жужжа, бегут к своим цветам. При этом цветов должно быть на один меньше, чем игроков. Не успевший подбежать к цветку выходит из игры. (Позаботьтесь об утешительных призах.) После этого убирают один цветок. Победитель получает титул короля пчел и главный приз, например, съедобный марципановый цветок или баночку с медом.

Сохранив принцип, игру можно изменить. Например, вместо цветов вырезать острова, на которые запрыгивают пираты, и тогда выигравшему можно будет подарить что-нибудь подходящее.

Свинка хрю-хрю

Завяжите резинками уголки наволочки, а розовыми фломастерами или красками нарисуйте глазки и пятачок. Когда наволочка подсохнет, вложите в нее подушку. «Шею» свинки обвяжите широкой яркой лентой, прикрепив ее в нескольких местах ниткой, чтоб не сползала. Под музыку игроки передают свинку Хрю-хрю по кругу. Музыка неожиданно прерывается. Тот, кто последний успел передать свинку соседу, кричит «Хрю-хрю» и затем получает приз из стоящего в центре тазика.

Ветер, ветер, ты могуч

Играющим раздаются соломинки для коктейлей. Дуя через соломинку, игроки должны загнать мяч от пинг-понга в перевернутую коробку. При этом прикасаться к мячу не разрешается.

Путешествие с водой

Участники делятся на две равные команды. Они встают в ряд друг напротив друга. Первый из каждого ряда получает по два стакана: один пустой и один наполненный водой. По команде игроки переливают воду из полного стакана в пустой и быстро передают оба стакана следующему по ряду. Та команда, чьи стаканы быстрее дойдут до последнего участника, и при этом проливается меньше воды, объявляется победителем. Игру можно проводить под фонограмму песни на «водную» тематику. Например, «Закаляйся, если хочешь быть здоров, обливайся...», или «Вода, вода, кругом вода...»

Лети, мой шарик!

Играющие делятся на две или несколько команд. Каждая команда получает воздушный шарик. Задача игроков — не касаясь шарика руками, удерживать его в воздухе. Делать это можно, дуя на шарик, поддерживая его головой или плечом. Чтобы не перепутать шарики, они должны быть разного цвета. Следите, чтобы в комнате не было хрупких, легко бьющихся предметов.

Глаз-алмаз

На край стола кладут легкий шарик, например, от пинг-понга. Водящему завязывают глаза и ставят его спиной к столу. По команде он должен сделать пять шагов вперед, трижды повернуться на месте и, возвратившись к столу, сдуть на пол шарик. Естественно, правильное направление теряется, и под общий смех водящий сдувает шарик оттуда, где его и в помине не было.

Дзинь, колокольчик

Участвуют два и более игроков. Выбирается водящий, он выходит из комнаты, а остальные прячут сувенир-сюрприз где-нибудь в комнате. Водящий возвращается и начинает бродить по комнате. Все остальные игроки произносят «Дзинь, колокольчик» тише или громче в зависимости от того, далеко или близко находится игрок от спрятанного подарка. Естественно, нашедший подарок его и получает в качестве приза.

Елочка

Участвует любое число игроков. Один игрок задает вопросы каждому по кругу. Каким бы ни был вопрос, отвечающий должен на все говорить одно слово: «Елочка». Если кто-то засмеялся во время ответа, он считается проигравшим и выходит из игры. Затем в течение игры он будет стараться рассмешить тех, кто еще держится. Таким образом, побеждает самый стойкий. (Призом может быть изящная елочная игрушка.)

Гардероб из коробки

Вы знаете игры и конкурсы на рождество? Очень хорошо, этот конкурс – один из них. Все участники должны расположиться (стоя или сидя) по кругу, для того, чтобы передавать друг другу среднего размера коробку. Конкурс начинается под музыку вместе с передачей коробки. По команде ведущего музыка останавливается, а участник, у которого в руках будет коробка, должен снять с себя любую вещь и положить ее внутрь.

Так длится до тех пор, пока участники не будут наполовину раздеты, после чего конкурс переходит во вторую стадию: когда музыка останавливается, участник должен не глядя достать любой предмет из коробки одеть его. Условия игры действуют на протяжении всей вечеринки или определенного времени, в течении которого участники должны носить вещи из коробки.

Праздничные танцы

Очень веселый конкурс в зимнее время года. Перед проведением нужно заготовить записки, на которых будут указаны любые вещи или события, характерные зимнему времени года: снегопад, изморозь, катания на льду, Дед Мороз и так далее. Вначале участники должны вытянуть записку с заданием, после чего, под музыку, он должен показать телодвижениями то, что написано на ней. Победителем становится тот участник, который оказался самым изобретательным и оригинальным, за что ему вручается приз.

Иди, где теплее

Для конкурса лучше отобрать детей, ведь призы будут интересны прежде всего для них, а вот родителям будет другой приз: рождественские поздравления команде болельщиков победителя. Заготовьте, также, реквизит: нитки и конфеты. Суть конкурса состоит в том, чтобы каждый участник, с завязанными глазами, пытался найти и сорвать висящие в воздухе конфеты. Каждому участнику подсказывает его команда болельщиков словами: «Холодно» (если далеко ищет от конфет) и «Жарко» (если совсем рядом). Приз состязания – сорванная конфета.

Футбол на льду

Для проведения игры нужно подготовить площадку: утоптать снег или очистить лед от препятствий. Основной предмет игры – кусок льда, который будет хорошенько крутится на площадке. Все участники должны расположиться по кругу, с расстоянием не менее двух метров друг от друга. В центре становится водящий, который ногами пытается вытолкать льдинку за границы круга. Все участники круга должны ему мешать это сделать останавливая льдину и возвращая ее к водящему. Тот участник, который пропустит льдину, должен занять место водящего. Длительность игры ограничивается только желанием самих игроков.

Более интересно игра становится в том случае, если все круговые игроки будут защищать определенную зону, например слева или справа от себя. Также, можно усложнять задание, за счет передачи льдины соседнему игроку, тем самым не возвращая ее водящему, но при этом не покидая своей игровой зоны. Если участник пытается остановить льдину руками, он заменяет ведущего. Также, льдина не должна вылетать выше колен игроков, иначе она возвращается в игру без последствий.

Сыщик

Для начала игры, водящий должен выйти из комнаты. После этого озвучивается суть игры: один из участников будет «зеркалом». Когда водящий возвращается в комнату, ему озвучивают задание: найти в комнате зеркало. Особая прелесть игры в том, что водящий ищет реальное зеркало, а «зеркало» повторяет все движения водящего во время поиска. Основное требование – смеяться так, чтобы водящий не догадался, кто именно «зеркало».

Рождественские стихи

Игры и конкурсы на Рождество достаточно разнообразны, а этот – один из них. Его лучше всего проводить среди детей, которые недавно учили стихи на тему Рождества. Всех участников нужно разделить две-три команды, причем задачей каждой команды будет прочитать любое стихотворение со словами о Рождестве. Победителями становится та команда, которая расскажет больше остальных стихов.

Рождество – что вы знаете о нем?

По сути своей, этот конкурс – большая викторина на Рождественскую тематику.
1. В каком городе родилась Дева Мария? (Маленький городок в северной части Израиля – Назарет.)
2. Как звали архангела, который принес благую весть Марии о рождении сына с именем Иисус? (Архангел Гавриил.)
3. Для чего Иосиф и Мария должны были отправится в Вифлеем? (По указанию Римского кесаря Августа проводилась перепись населения, по условиям которого все жители должны были находится в городе своих предков. Мария и Иосиф являлись наследниками рода и дома царя Давида. Вифлеем был родным городом Давида.)
4. Где именно был рожден Иисус Христос? (Все гостиницы Вифлеема были заняты из-за переписи населения, поэтому они были вынуждены остановится в пещере, куда пастухи пригоняли свой скот. Мария же родила младенца в этой пещер и положила его в ясли.)
5. Кто первый узнал о великом событии, рождении Спасителя? (Ангел явился пастухам из Вифлеема, поэтому они были первыми, кто узнал об этом.)
6. Почему пастухи спешно отправились в Вифлеем? (Пастухи знали,что пришел Спаситель, и хотели поклонится ему.)
7. Что именно подразумевали дары, которые поднесли волхвы Иисусу? (Первыми подношениями Сыну Божьему были: смирна (поскольку он был смертен, а любого усопшего в то время натирали благовониями), ладан(ибо он Бог) и золото (ибо он есть царь всех людей)).
8. Почему на елке сверху всегда устанавливается звезда? (Это память о путеводной звезде Вифлеема.)
9. Что символизируют подарки под елкой для детей? (Они повторяют дары волхвов младенцу Христу.)
10. Что это за фонарики, которые носят христославы? (Они тоже напоминают о Вифлеемской звезде.)
11. Кто знает, что такое ясли, куда положила младенца Дева Мария? (представляют собой кормушку, куда кладут корм для животных.)
12. Почему Рождество Христово получило название «матери всех существующих праздников»? (Рождение Иисуса на земле ознаменовало новую эру. Потому и современное летосчисление полностью звучит, как такой-то год, от Рождества Христова.)
13. Кто знает, что обозначает слово «вертеп»? (Вертепом — это ящик небольшого размера, который носили с собой колядовщики или, по-старому, славильщики. Также, вертепом называется театр, где колядовщики показывали сцены из библии. Каждое такое выступление проходило под аккомпанемент рождественских песен и колядок.).

А создать праздничную веселую атмосферу для детей помогут рождественские игры, сценарии и конкурсы Ведь детки никогда не могут усидеть на одном месте, они постоянно нуждаются в движении и, как правило, без развлечений им бывает весьма скучно. Так, пусть всем будет весело в новогодние и рождественские праздники!

Разновидности подвижных рождественских игр для детей:

Игра «Подарок»

Каждый из игроков придумывает «подарок», который он бы сделал для своего соседа. Затем используя жесты и мимику, каждый из играющих, по очереди начинает показывать свой «подарок». Как только сосед угадал, он может загадывать свой «подарок» следующему игроку. В игре запрещается произносить слова.

Игра «Электрический ток»

Все ребята рассаживаются и берутся за руки под столом. Далее выбирается ведущий и первый игрок, с которого и будет начинаться игра. Этот первый игрок сжимает руку своего соседа, а тот в свою очередь передает пожатие следующему игроку и так далее по цепочке. Ведущий дает команду «Стоп» и игра останавливается. В это время задача ведущего заключается в том, чтобы отгадать на ком остановилось пожатие. В случае, если ведущему удалось угадать того человека, на котором остановилось пожатие, то они меняются между собой ролями. А если нет, то ведущий остается прежним.


Игра «Передай апельсин»

Все ребята выстраиваются в одну шеренгу. Суть игры заключается в том, чтобы передать по цепочки апельсин при условии, что его нельзя касаться руками (то есть передавать можно плечом или подбородком). В случае если апельсин падает на пол, то игра начинается заново.

Игра «Утка-гусь»

Все ребята становятся в круг и кладут руки на плечи друг другу. Ведущий каждому игроку говорит на ухо, кем он будет: «гусем» или «уткой». Далее он объясняет детям правила игры: тех игроков, которых он назвал «гусями» должны поджать одну ногу, а тех, кого он назвал «утками» - садятся на пол и поджимают обе ноги.

Игра «Елочка»

Ведущий выбирает одно игрока, завязывает ему глаза и ставит в центр круга. Остальные ребята, взявшись за руки, начинают водить вокруг этого игрока хоровод, при этом напевая песенку: «В лесу родилась елочка». По команде ведущего «Стоп», все игроки останавливаются. А задача того игрока, который находится в центре, отгадать, кто из ребят стоит перед ним. В случае если он отгадал, то ребята меняются местами и игра продолжается.


Рождественские игры в детском саду

Игра «Удержи снежинку»

Игра развивает ловкость и выносливость

Воспитатель раздает каждому ребенку по маленькому комочку ваты, который он обозначает «снежинкой». Далее дети разрыхляют свои комочки, и по команде ведущего подбрасывают их вверх и начинают дуть, так чтобы как можно дольше удержать свои «снежинки» в воздухе. Победителем становится тот игрок, который самый последний смог удержать свою «снежинку» в воздухе.

Игра «Собери снеговика»

Игра развивает сообразительность и ловкость.

Для данной игры заранее подготавливаются следующие фигурки: шляпка, нос-морковка, метла и кружочки разных диаметров.


Эта игра является парной, то есть в ней принимают участие 2 игрока. Далее по команде ведущего каждый из игроков начинает собирать своего «снеговика». Победителем становится тот игрок, кто первым соберет свою фигурку.

Рождественские игры и конкурсы:

Конкурс «Елочки бывают»

Ведущий (Дед Мороз) объясняет ребятам правила конкурса: те игроки, которых он назвал высокими - должны поднять руки вверх; низкие - опустить руки и сеть на корточки; тонкие - сделать уже круг; широкие - сделать шире круг. А теперь поиграем. Задача ведущего как можно больше запутать детей.

Конкурс «Кто самый ловкий?»

Ведущий раскладывает на полу новогодние игрушки. Все дети ходят под музыку по кругу за ведущим и по его команде или свитку стараются взять игрушку с пола. Тот, кому не досталось игрушки, выбывает из игры. Далее игра снова продолжается.


Конкурс «Прыжки в мешках»

Ребята делятся между собой на две команды по равному количеству человек. Первый участник соревнования получает в руки мешок. Далее задача игрока заключается в том, чтобы допрыгать в мешке до елочки и вернуться обратно в команду. Далее в порядке эстафеты передается мешок каждому из игроков. Победителем становится так команда, которая первая пришла к финишу.

Конкурс «Воздушный шарик»

Каждый игрок получает по одному воздушному шарику. Дети подбрасывают шарик в воздух и стараются не дать ему упасть на пол. При этом не разрешается касаться шарика руками.

Игра «В теплых варежках»

Для данной игры заранее подготавливается мешок с игрушками и варежки. Ребенок получает толстые варежки, которые он одевает, и уже потом опускает руки в мешок с игрушками. Его задача состоит в том, чтобы на ощупь определить то, что ему попалось.

Новогодние игры и развлечения для школьников

Предлагаемые в статье игры позволят организовать для всех оставшихся в доме, классе турнир занимательного многоборья. Соревнования могут проводиться по олимпийской системе: участники разбиваются на пары, проигравшие выбывают из игры и становятся болельщиками, а победители встречаются между собой. С каждым туром задания усложняются: увеличивается расстояние до мишени, число предметов, которые надо запомнить, уменьшается размер колец для метания, размер мишеней и т. д. Все необходимое для игр-аттракционов надо подготовить заранее — это сделает их проведение более динамичным. Роль судей выполняют обычно хозяева дома или те, кто готовил вечер.

И не забудьте о подарках победителям! Постарайтесь понять, что не дорог подарок, а дорого внимание. «Система подарков» может быть совершенно разнообразной. Многое зависит от вашей фантазии.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

«Игра в подарок» . На ширину комнаты привязывается веревка, к ней на расстоянии 10—15 см подвязываются бумажные мешочки с подарками (количество мешочков должно быть равно количеству гостей). Все участники отходят на 1—2 м, при помощи считалочки выбирают, кто будет первым обладателем подарка. Ему завязывают глаза, раскручивают вокруг себя 5 раз и направляют в сторону, где протянута веревка. Его задача — оборвать «свой» мешочек. Затем выбирается следующий участник, и игра повторяется сначала, пока каждый из гостей не найдет себе подарок.

«Что изменилось?» . В игре участвуют 3—4 человека. На столе раскладываются различные предметы (игрушки, карандаши, ключи, монеты и т. д.), количество которых зависит от возраста играющих. Участникам игры предлагается в течение 1 —2 минут запомнить расположение предметов на столе и по сигналу ведущего отвернуться или выйти из комнаты; тем временем некоторые из предметов перекладываются на другие места или убираются вовсе. Побеждает тот, чей ответ на вопрос «Все ли предметы остались на столе и какие переставлены?» — будет более точным. Игру можно усложнить, использовав с этой целью шахматы, шашки, кости, домино и др.

«Не урони». Одновременно в игре участвуют 5—6 человек. Они садятся на стулья в 4—5 шагах друг против друга. Каждому из них выдается реквизит: небольшая палочка, карандаш или свернутая в трубочку плотная бумага. Задача играющих: встав по сигналу и держа предмет вертикально на кончике пальца, дойти до стула «противника» и сесть на него, при этом не уронив предмет с пальца. Если предмет падает, то участник игры отдает ведущему фант и выходит из игры. А в конце вечера фант «выкупает». «Выкуп» не должен затягиваться, задание дает ведущий вечера. Они должны быть несложными и легковыполнимыми. Например: спеть один куплет песни, сказать скороговорку и т. п.

«У кого точнее глазомер?». В игре участвуют 4 человека. Для проведения этой игры нужна линейка и несколько листов нелинованной бумаги. Каждому соревнующемуся выдается лист бумаги, сложенный в 5—7—9 (обязательно нечетное число) равных по ширине полосок. Задача играющих — определить на глаз длину и ширину полоски и всего листа.

Ведущий с помощью линейки определяет победителя. У кого будет точнее показания, тот и победил. Можно поставить другие задачи: определить длину окружности стола, рост кого-либо из играющих и др.

«Кто устойчивее?». Участвуют 3—4 человека. На полу из полосок бумаги или шпагата протягивается ленточка — дорожка, по которой надо пройти с закрытыми глазами. По очереди каждому из участников завязывают глаза, раскручивают вокруг себя 3 раза и направляют к дорожке.

Побеждает сделавший большее число точных шагов по ленточке.

«Пройди с биноклем» . Участвуют 3 — 4 человека. На полу кладут веревку длиной в несколько метров; надо приставить к глазам бинокль широкими линзами (тем самым веревка от играющего будет отдаляться). Задача играющего — пройти точно по веревке до конца.

Побеждает тот, кто выполнил задание правильно.

«Определи не глядя». Участвуют одновременно 4 человека. Участникам игры можно предложить определить на ощупь тип ткани, вид крупы, материал, из которого сделан предмет, и даже названия журналов. В последнем случае соревнующимся вначале дается возможность посмотреть журналы (по внешнему виду они не должны значительно отличаться друг от друга). По сигналу ведущего играющим завязывают глаза. Их задача — за 2 минуты правильно определить материал, из которого сделаны предлагаемые предметы (их количество не должно превышать 5 штук).

Побеждает тот, кто больше всех дал правильных ответов.

«Корзина со «снежками» . Одновременно участвуют двое играющих.

На перекладину, расположенную на расстоянии 1,5—2 метров от пола, подвешивают две корзины для бумаги. Их декоративно оформляют белой гофрированной бумагой. На бумагу можно наклеить бледно-голубые снежинки.

Играющим вручают 7—10 снежков. Их задача — забросить максимальное количество «снежков» в раскачивающуюся корзину. Победителем окажется тот, кто забросит в корзину больше «снежков».

Сделать «снежки» очень просто: сшейте круглые небольшие мешочки из плотной материи и набейте их ватой.

«Возьми приз» . Участвуют 5—6 человек. На стул или табурет под яркий колпак кладут приз (игрушку, фрукт, конфету). Ведущий предлагает одному из играющих встать спиной к стулу, надеть маску с заклеенными глазами (или, если нет маски, завязать глаза платком), пройти вперед 5 шагов, повернуться кругом и, вернувшись к стулу, одним движением приподнять колпак. Выигрывает тот, кто поднял колпак. Он же забирает приз себе.

«Нос снеговику!». Участвуют 3—4 человека. Из марли, ваты, папье-маше и проволочного каркаса делают снеговика в рост человека. На голову ему надевают шляпу, в руки дают метлу. Вместо глаз приклеивают угольки, а там, где должен быть нос, рисуют круг.

Играющий встает на расстоянии 5—7 шагов от снеговика, ему надевают маску с заклеенными глазами. Дают морковку, сделанную из папье-маше, и предлагают дойти до снеговика и приставить нос-морковку. Если играющий попадает морковкой в круг, ему вручается приз.

Снеговика можно сделать и плоского (из фанеры или картона).

«Собери шишки». Одновременно участвуют два человека. Каждому игроку дают в руки корзинку и завязывают глаза. На площадку кладут кубики, шарики, шишки, карандаши и т. д., в количестве 15 штук. Это «шишки», которые по сигналу ведущего начинают вслепую искать соревнующиеся и класть в корзину. На сбор «шишек» дается одна минута.

Побеждает тот, кто собрал «шишек» больше всех.

«Мыльные пузыри». В игре принимают участие одновременно 4 человека. Играющие получают по флакону мыльных пузырей.

Задание: дунуть что есть силы.

Побеждает тот, кто за один раз выпустит как можно больше мыльных пузырей. Участник, у кого меньше по количеству мыльных пузырей, выходит из игры.

Во втором поединке участвуют трое играющих. Им надо надуть один большой мыльный пузырь. Побеждает тот, у кого самый большой пузырь.

«Раздави шар ногой». Играют двое. Им привязыват к левой ноге по три воздушных шарика.

Задача: раздавить шары противника и защитить сВои собственные. Побеждает тот, у кого сохранился хотя бы один шарик.

«Тараканьи бега». В игре принимают участие 3—5 человек. Нужны веревки, кегли, кубики. Каждого игрока обвязывают веревкой вокруг пояса так, чтобы ее кончик свисал со стороны спины, как хвост. К хвосту привязывают кеглю. Впереди участника ставится кубик. По сигналу ведущего игроки должны провести кубик кеглей до финиша без помощи рук.

Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.

«Дотянись до приза». Двое игроков берутся правыми руками за ладони друг друга. Впереди каждого, в двух метрах от него, кладут на пол приз. Каждый из играющих тянет противника в свою сторону, стараясь взять приз левой рукой.

Побеждает тот, кто перетянет противника и возьмет приз.

«Кто быстрей». Участвуют одновременно 4 человека. Соревнующиеся делятся на пары. В руке у каждого книга, на которой находится небольшой приз, например шоколадка. По сигналу ведущего игроки сближаются, каждый из них старается взять приз с книги противника. Книгу можно заводить за спину, но если приз упадет на пол — игрок проигрывает. Побеждает тот, кто взял приз противника и не уронил свой.

«Вытяни приз» . Участвуют одновременно 10 человек. Из большой коробки свисают 10 ленточек, приз находящийся в коробке, привязан только к одной из них, остальные ленточки пустые. Игроки берутся за ленты и по сигналу ведущего одновременно вытягивают по одной ленточке. У кого лента оказалась с призом, тот и победил.

«Комочек». Участвуют одновременно 3—4 человека. Перед каждым участником на полу стелется развернутая газета или кладется лист бумаги. Правую руку игроки заводят за спину, а левой по сигналу ведущего, нагнувшись, начинают комкать газету, стараясь собрать весь листок в кулак.

Побеждает тот, кто быстрее всех скомкает газету и у кого будет самый маленький комочек.

«Удочка». Играют трое. Для аттракциона нужны 3 бутылки и 3 удочки. Каждому играющему дают удочку с кольцом на конце — кольца можно сделать из проволоки, они должны быть такого размера, чтобы их можно было надеть на горлышко бутылки. На расстоянии 1,5—2 м (зависит от длины удочки) напротив каждого участника ставят бутылки. По сигналу ведущего каждый играющий начинает «удить».

Побеждает тот, кто раньше наденет кольцо на бутылку.

«Мотальщики». Играют 2 человека. К веревке длиной 3—4 м привязывают с двух концов по палке или по карандашу, середину веревки отмечают ленточкой. Двое играющих берут палки и расходятся друг от друга, натянув веревку. По сигналу ведущего каждый начинает быстро наматывать веревку на палку, двигаясь вперед.

Выигрывает тот, кто намотает быстрее веревку до середины.

«Опусти хвост в бутылку». В игре могут принимать участие 5—6 человек. Нужны бутылки, веревки и карандаши.

Каждого игрока обвязывают веревкой вокруг пояса так, чтобы ее кончик свисал со стороны спины, как хвост.

К хвосту привязывают карандаш. Позади участников ставятся пустые бутылки. По сигналу ведущего каждый участник пытается опустить свой хвост в бутылку.

Побеждает тот, кто первым попадет карандашом в горлышко бутылки.

«Самый внимательный» . В этой игре может принимать участие небольшой коллектив в 6—7 человек. Ведущий при помощи игры «У кого больше пуговиц» определяет водящего этой игры. Им становится человек, у кого всех больше или всех меньше пуговиц. Он выходит из комнаты и меняет что-либо в своем внешнем виде. Например: расстегивает пиджак, снимает галстук, берет газету, необычно сутулится и т. п. (таких изменений должно быть не более 6). Подготовившись таким образом, он входит в комнату, где его ждут играющие. Каждый старается поскорее увидеть, что он изменил в своем внешнем виде, и сразу вслух говорит все то, что заметил. Ведущий фиксирует ответы играющих.

Победителем считается тот, кто больше всех отметил изменений.

«Вертящиеся обручи». Играют 4 человека. Они получают четыре обруча. Участники игры ставят их на пол на ребро и по сигналу ведущего начинают крутить. Чей обруч дольше прокрутится, тот и победил.

«Пролезь сквозь обруч». Играют 3 человека. Каждому игроку дается обруч и коробочка с детскими кубиками. По сигналу ведущего нужно открыть коробочку, поставить все кубики один на другой горкой и пронести их на одной руке от старта до финиша, где лежит на полу обруч (примерное расстояние — 5—6 шагов). Продолжая держать горку кубиков, нужно присесть, взять обруч в руку и пролезть сквозь него, не пуская и не роняя горку кубиков.

Если по пути горка развалилась, игрок собирает ее на том месте, где его постигла неудача, и продолжает игру дальше.

Побеждает тот, кто быстрее всех справился с этим трудным заданием.

«Веселый бокс». Играют 3—4 человека по очереди. Воздушный шарик подвешивают на высоте грудй. На руку играющему надевается боксерская перчатка. Играющий становится на расстоянии 10 шагов от шарика. Ему завязывают глаза, раскручивают 2—3 раза и предлагают дойти 10 шагов до шарика и одним ударом руки сбить с места.

Выполнившему это задание вручается приз.

«Удержи снежинку». Число игроков — 10—15 человек. Ведущий раздает желающим играть по маленькому комочку ваты, его надо разрыхлить так, чтобы можно было подуть и он летел бы, как пушинка.

Задача — не дать упасть «снежинке», необходимо дуть на нее, поддерживая в воздухе. Нельзя поднимать упавшую «снежинку».

Игра начинается по команде ведущего.

Побеждает игрок, удержавший «снежинку» в воздухе дольше других участников.

«Найди прищепку». Участвуют3—4 пары. Одному играющему из каждой пары ведущий завязывает повязкой глаза, другому дает 5 обычных бельевых прищепок, которые тот цепляет на себя. Задача игрока с повязкой на глазах — найти на ощупь прищепки.

Выигрывает тот, кто быстрее других найдет все 5 прищепок.

«Завернись в веревку» . Играют двое. Для игры необходима веревка или лента длиной 8—10 метров. Игроки становятся с разных концов веревки, обматывая ее один раз вокруг себя. По сигналу ведущего они начинают вращение вперед, наматывая веревку на себя до тех пор, пока не столкнутся вместе.

Победителем считается игрок, намотавший больше метров веревки.

«Набрось лассо на коня». Могут участвовать до 4 человек одновременно. В американских фильмах лихие ковбои Дикого Запада набрасывают лассо на мустангов, такую же меткость придется продемонстрировать и нашим игрокам.

Из веревки длиной 3 м делают лассо или аркан. На расстоянии 2,5 м ставят большую детскую плошадку или из фанеры вырезают голову коня, прибивают к ней палку.

По сигналу ведущего играющие делают 3 попытки броска лассо на коня.

Те, кому броски не удаются, выбывают из соревнования.

Побеждает тот, кто сделал наибольшее число точных бросков.

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ

«Бег с горящей свечой». Участвуют две команды по 4 человека.

При помощи кеглей определяется старт и финиш движения играющих.

Ведущий дает игрокам тарелку, к которой приклеена горящая свеча. Соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой следующему участнику.

Побеждает команда, первой закончившая игру и у которой свеча в процессе бега не погасла.

«Раздави шар». Играют команды по 2 человека. Ведущий дает каждой паре по одному надувному шару. Участники удерживают шар животами, зажав с двух сторон.

По сигналу ведущего все должны начать сильно давить на шары.

Побеждает пара, чей шар лопнет, не выдержав нажима.

«Успей одеться». Играют две команды по 5 человек. На финише перед каждой командой на стуле кладут шаровары, шубу и шапку. По сигналу первые игроки обеих команд, добежав до стульев, надевают лежащую одежду, затем бегут обратно, снимают одежду и передают следующему игроку.

Тот должен надеть шаровары, шубу, шапку и бежать к стулу, там раздеться и бежать обратно, дотронуться рукой до следующего игрока, который бежит к финишу, надевает одежду, возвращается, снимает и т. д.

Побеждает команда, закончившая перебежку с одеванием раньше другой.

«Ромашка». В этой игре могут участвовать 2—4 команды по 5—6 человек. Надо сделать из бумаги цветок ромашки и на обратной стороне белых лепестков написать задания. Затем представитель каждой команды подходит к ромашке, отрывает лепестки и возвращается к команде, которая должна за 3—4 минуты подготовить предложенное задание, а затем его показать. Варианты заданий:

1. Вы знаете, что есть «Танец с саблями», а вы придумайте танец

С валенками;

С метлами;

С чемоданами;

Со швабрами и т. д.

2. Исполните песню «В лесу родилась елочка» так, как будто вы:

Индейцы из племени мумба-юмба;

Цыгане из табора;

Горцы Кавказа;

Ансамбль песни и пляски и т. д.

3. Представьте, что вы разучились говорить, а можете только лаять, мычать, кукарекать. Вот и исполните на зверином языке песенку «В лесу.родилась елочка» или «Маленькой елочке холодно зимой».

4. Составьте «Буриме», т. е. напишите стихотворение на заданные рифмованные слова:

Зима — холода;

Снежинка — пушинка;

Мороз — нос;

Елочка — иголочка.

«Пронести спичечные коробки» . Участвуют две команды по 4 человека.

Ведущий кладет на плечи первым игрокам спичечные коробки, как погоны, по одному коробку на правое и левое плечи. Задача — добежать до указанного места и обратно, стараясь не уронить коробки. Игроки под номером один передают коробки следующим участникам своей команды.

Второй участник проделывает то же самое. Если коробок падает, то участник поднимает его, кладет на плечо и начинает движение с того места, где уронил коробок.

Побеждает команда, первая закончившая игру и у которой было меньше падений коробка.

«Передай другому» . Это очень простая и смешная игра, участвовать в ней могут 3—4 пары или две команды по 5—6 человек.

Берется верхняя часть спичечного коробка и надевается на нос первого участника. Задача: передать без помощи рук коробок со своего носа на нос другого игрока. Если коробок упал с носа, уронивший поднимает его, надевает себе на нос и передает следующему игроку.

Выигрывают те, кто быстрее и успешнее справился с заданием.

Есть несколько разновидностей этой игры:

1. Участникам дается апельсин или яблоко. Игрок удерживает апельсин, прижимая его подбородком к груди, и старается, не уронив, передать другому/другой участник без помощи рук пытается так же подбородком перехватить апельсин, прижав к своей груди.

2. Зажав карандаш между верхней губой и носом, передать другому, не уронив.

"В пору моего студенчества я очень ловко проводила один трюк со всеми желающими узнать имя своего суженого, чему я, в свою очередь, научилась в компании таких же любопытных девчонок- подруг моей старшей сестры. А весь фокус на самом деле очень прост, как все гениальное. Для успеха этого мероприятия необходима ванная комната или просто раковина с небольшим кусочком мыла, желательно совсем плоским, хотя подойдет любой за неимением другого. Ну, а остальное, то есть стайка жаждущих правды, я думаю, найдется также, как и коробок спичек, ведь свечи же надо зажечь, так что прикупите заранее. И вот когда все это готово, все собрались, все уже исчерпали свои познания в области рождественских гаданий, Вы, как бы между прочим, можете спросить: "А я могу сказать как будут звать мужа любой из вас". В ответ Вы можете услышать все, что угодно: удивление, недоверие и т.п. Но обязательно кого-то это заинтересует. Тут-то все и начинается. Вы можете еще до того, как скажете свою интригующую фразу, написать на внутренней стороне своего предплечья (от кисти до локтя) приготовленным обмылком любое мужское имя. Делать это надо ребром слегка намоченного мыла, чтобы рука осталась сухой. Если Вы не успели сделать это заранее, то после того, как Вы всех заинтересовали, сделайте как-нибудь так, что Вам необходимо выйти (достать спички, причесаться, в конце концов сходить в туалет), только не говорите, что Вам надо подготовиться к гаданию, это может насторожить самых подозрительных, а такие есть всегда и везде. Когда Вы удалитесь, Вам необходимо написать любое мужское имя или имя предполагаемого жениха той, которая первой вызвалась. Когда Вы вернетесь ко всем, надо с серьезным видом предложить всем сосредоточиться и ни в коем случае не смеяться, в общем, напустить тумана. Потом предложить девушке, для которой будет проводиться гадание, сжечь 5-20 спичек (сколько душа пожелает, но не меньше 5) и выкладывать полностью сгоревшие спички на Ваше приготовленное предплечье. Когда девушка будет жечь спички, она должна полностью сосредоточиться на своем будущем, как она его видит (или придумайте сами что-нибудь интересное опять для того же тумана). Потом с не меньшей сосредоточенностью надо растереть сгоревшие спички прямо на Вашей руке (жестоко, но чего не сделаешь для смеха), при этом с каждым ее движением на Вашей руке будет проглядывать то имя, которое Вы предварительно написали. Можете поверить, тут даже самые скептичные особы поверят и захотят сами это проделать, и может не по одному разу. Для второго и последующего раза Вам уже не надо будет искать предлог, чтобы отлучиться к заветной воде и мылу, чтобы написать заветное имя для следующей девушки. Желательно, чтобы кроме Вас никто не знал этот прикол, но не так уж это и важно, если тот человек будет Вашим союзником. Еще важно быть абсолютно серьезной и даже, может быть, безучастной, ни в коем случае не смеяться. Когда уже все будут удовлетворены, можете и рассказать обо всем, если только не захотите держать монополию еще и на следующий год. В моем случае с самого начала было большинство скептиков, и начали все из-за любопытства. А под конец даже самые ярые скептики так распалялись и всерьез во все верили. Сомнения у них остались даже после того, как я им все честно рассказала. Но в целом все остались довольны, и, что самое интересное, даже после моего признания всем рассказывали, что их суженого будут звать именно так, как я им предсказала. Желаю и Вам всем удачи в проведении этого гадания!"...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь