Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.
Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.
Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.
Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.
Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.
Правильно организованные дидактические игры развивают:
Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:
Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.
Рассматриваемые игры развивают:
Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.
Дидактические игры для детей 2–3 лет:
Занятия для дошкольников 4–5 лет:
Игры для старшей группы:
Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.
А именно:
Задания на развитие мышления в младшей группе:
Игры для средней группы:
Упражнения для старших дошкольников:
Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.
Упражнения для младших дошкольников:
Игры для средней группы:
Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.
При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.
Игры для младших школьников:
Мы обнимаем мячик нежно,
Оттолкнем его небрежно.
А теперь догоним дружно:
Пожалеть его нам нужно!
Упражнения для средней группы:
Задания для старших дошкольников:
«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.
«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.
«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.
Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.
Основные дидактические игры с детьми:
После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.
В средней группе картотека игр может составляться по темам:
Дидактические игры в старших группах:
Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.
Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:
Дидактические игры для малышей:
Занятия с детьми средней группы:
Игры для старших дошкольников:
Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:
Музыкально-дидактическая игра:
Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:
Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками.
Учитывая возраст, ведущей деятельностью должна стать игра. Причём это должны быть уже не привычные прятки и догонялки, а развивающие игры для детей 3-4 лет, которые доступны родителям даже в домашних условиях, без привлечения педагогов и воспитателей. Каждая из них должна выполнять свою функцию: в игровой форме можно способствовать формированию логики, речи, мелкой моторики, памяти и внимания.
Логика - способность здраво и даже мудро рассуждать.
Без неё человеку очень трудно приходится в жизни. Чтобы способствовать её формированию у малыша, можете подобрать специальные игры для развития детей 3-4 лет, которые смогут научить логическим умозаключениям.
Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемешку крышки.
Цель игры заключается в подборе для каждой кастрюльки своей крышки. Ребенок должен проанализировать, какая крышка больше, а какая меньше, и найти для нее свою посуду.
Родители должны подсказывать ребенку, спрашивая его, какая посудка больше, какого она цвета, из чего она сделана, и т.д. Такая игра поможет ребенку лучше ориентироваться с размерами, цветами, форме.
Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру, например, дуб, клён, берёза, обрисуйте их границы на бумаге.
Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом последние к рисунку.
Для упрощения задачи, если ребенку только 3 года, можно разукрасить листочки, которые вы нарисовали, тогда можно спрашивать ребенка, где нарисован этот листик, а позже приступать к усложнению без цвета. То же самое можно проделывать не только с листиками, но и с любыми предметами, которые имеют кардинально разные формы.
Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.
Другая разновидность этой игры: нарисуйте эти фрукты сами так, чтобы фрукт был похож на настоящий. Но не используйте фото, ведь рисунок все равно не точно будет передавать картинку.
Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.
Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался. А в дни отдыха от мозгового штурма можете заняться речевыми способностями своего чада. И опять вам в помощь - игровая деятельность.
Существуют самые разнообразные игры для развития речи детей 3-4 лет, направленные на формирование грамматического строя и пополнение лексического запаса.
Заранее выберите те, которые заинтересуют вашего кроху, а не только окажутся полезными. Причём специалист здесь вовсе не обязателен. Все задания легко выполняются дома с родителями (о нормах и отклонениях речевого развития ребёнка 3-4 лет, можно прочесть в ).
Не секрет, что 3-4 года - самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь.
В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы словам, которые вы ему называете. Например, белый - чёрный, весёлый - грустный, добрый - злой.
Объяснить ребенку, как это делать, можно очень просто. Вспомните случай, когда ребенку было очень весело, например, когда приезжала бабушка. Объясните ребенку эту эмоцию. А потом пусть вспомнит, как он расстроился, когда бабушка уехала домой. Расскажите, что это противоположные эмоции. Чтобы игра проходила веселее, можно строить гримассы, изображая ту или иную эмоцию.
Гримассы помогут и размять мускулы лица, и разогреют интерес ребенку к другим развивающим речь играм.
Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.
Не стоит сильно налегать на букву «Р». Используйте шипящие звуки змеи, ежика, вой волка, мычание коровы.
Это игра, развивающая не только речь, но ещё и внимание. Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит.
Подобного рода дидактические игры позволяют обогатить словарный запас 3-4-летнего малыша и научить его правильно строить не только предложения, но и связывать их в единое целое - текст. Подобные речевые навыки ему очень пригодятся в школе. Да и на тестировании перед 1 классом ваш ребёнок после таких развивающих игр покажет отличные результаты. Но для достижения успехов на этом поприще не обойтись без мелкой моторики рук, с которой напрямую связан речевой аппарат в мозговой коре.
Чтобы мелкая моторика рук (нормы и особенности развития мелкой моторики ) не страдала, обязательно проводите дома развивающие игры для детей 3-х лет, и сами активно в них участвуйте.
Ведь именно от этого показателя, как утверждают физиологи, зависит дальнейшее формирование речи у ребёнка. Не упустите этот важный момент.
Слепите с ребёнком царство из пластилина.
Ежедневно пусть создаёт по 1 герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.
Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр - это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче.
Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.
Рисунки пазла тоже не должны быть слишком сложными или незнакомыми. Если ребенок любит смотреть мультик про Фиксиков, купите пазл с фиксиками. Так ему будет и больше нравиться эта игра, и понятнее будет собирать картинку.
Правильный захват карандаша, нажим на него, ровность изображаемых линий - всё это присутствует в рисовании. Так что раскраски - ещё один важный вид развивающей игры для данного возраста. Причём с ними ребёнок должен заниматься ежедневно.
Важно именно следить за ребенком, как он рисует. Если малыш просто будет водить карандашом во все стороны, не задумывая, то такое занятие вряд ли можно назвать развивающей игрой. Важно фокусировать его внимание на том, как он держит карандашик или ручки, как он на него давит. Использовать фломастеры в самом начале не стоит.
Эти простые, но очень полезные развивающие игры для детей 3-4 лет помогут сформировать мелкую моторику рук без отклонений и подготовить малыша к школе должным образом. При этом не забывайте про память, которую тоже нужно начать тренировать уже в раннем возрасте.
Существуют специальные игры на развитие памяти для детей 3-4 лет, что в дальнейшем позволит ему усваивать большие объёмы школьного материала. От этого будут зависеть и успехи в обучении.
Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в супермаркет, увеличивайте список.
Проговаривайте: нам нужно сварить суп, купи, пожалуйста, картошку, капусту и мясо. После этого ребенок должен принести именно эти продукты. Если он принес не то, что нужно, или один что-то забыл, важно помочь ему наводящими вопросами.
Можно купить готовую игру в магазине, а можно самим смастерить разные продукты.
Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось.
Игру можно немного упростить, раскладывая разные предметы в ряд. Ребенок должен тоже запомнить их расположение, а вы должны или убрать предмет, или поменять предметы местами друг с другом. Ребенок должен будет указать, что изменилось в ряду.
Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому.
Можно сделать развивающие игры для детей 3-4 лет своими руками, а можно купить уже готовые, настольные. В них ребёнок будет с удовольствием играть ежедневно.
Современные развивающие настольные игры для детишек 3-4 лет отличаются увлекательностью и разнообразием. Убедитесь в этом сами.
Здесь предполагается работа с карточками на внимательность. Каждого пирата нужно суметь посадить на свой корабль, анализируя его атрибуты и одежду.
Суть игры такова: игрок бросает кубики, ему выпадает определенная комбинация, например, синий цвет, 3, девочка. Это значит, что нужно найти 3 синие карточки, где нарисована девочка.
Настольные домашние игры вроде этой хороши тем, что собирают по вечерам всю семью. В колечко вставляются разноцветные палочки, которые нужно по одной выдёргивать из снопа так, чтобы остальные не развалились.
Такая игра тренируется внимательность, развивает усидчивость. Больше подойдет для детей 4 лет, все-таки малышам помладше сложно усидеть на месте столько времени.
Ещё одна настольная игра, развивающая координацию и мелкую моторику. Маленьких лягушат нужно загнать в одну большую лягушку, нажимая пальчиком на их хвостики.
Для полноценного формирования личности родители обязательно должны устраивать игры для развития ребенка в 3-4 года, чтобы в процессе он мог познавать жизнь. Примеряя на себя различные роли, принимая решения, увлекаясь и создавая свой мир в развивающей игровой деятельности, дошкольник будет всесторонне прогрессировать, тренируя свои высшие психические функции. Это позволит ему в будущем уверенно шагать по жизни и добиваться во всём успехов.
Даже множество игрушек в доме могут надоесть ребенку. Но занятия с мамой всегда остаются интересными – и в один годик, и в шесть. Родителям под силу из подручных домашних материалов соорудить основу для игры с ребенком, которая будет стимулировать активность его мозга и познавательный интерес. И сегодня мы рассмотрим, какие игры развивающие детей можно соорудить своими руками для 4 летних малышей.
Отгадайка
Вырежьте с десяток картонных карточек одинакового размера. На них пришейте небольшие пуговицы так, чтобы получить форму геометрических фигур. Пошейте для каждой карточки чехольчик из тонкого материала, в который она будет легко помещаться и легко извлекаться. Такой чехол должен быть непрозрачным.
Игра с такими геометрическими фигурами поможет развить мелкую моторику, обучит малыша основным геометрическим фигурам, научит их с легкостью узнавать, поспособствует развитию чувствительности. Для деток четырех лет можно использовать следующие фигуры: треугольник, квадрат, ромб, круг, овал, прямоугольник, трапецию, пятиугольник и шестиугольник.
Для занятий можно использовать несколько вариантов заданий:
- ребенку нужно отгадать фигуру наощупь и назвать ее;
- ребенку нужно отгадать фигуру наощупь и так же наощупь подобрать для нее пару;
- отгадать наощупь, назвать фигуру и подыскать подходящий предмет аналогичной формы.
Веселые кубики
Соорудите из картона достаточно крупные кубики, обклейте их цветной бумагой или цветным скотчем. На каждой грани кубика приклейте картинку с изображением предметов, животных и пр. Игра с такими кубиками поможет развить фантазию, научит составлению простых и сложных предложений, научит согласовывать окончания слов в предложении и рассказе.
Для начала проговорите с ребенком названия всех предметов, изображенных на гранях всех кубиков. Придумайте для них короткое описание, для обучения согласования существительного с прилагательным. После предложите крохе бросить или прокатить два кубика. Пусть малыш посмотрит на выпавшие на верхней грани картинки, назовет изображенные на них предметы и составит с обоими названиями короткий рассказ или хотя бы одно связное предложение. Со временем игру можно усложнять, увеличивая количество используемых кубиков.
Театр теней
Вырежьте их черного картона (или обыкновенного, но после покрасьте) фигурки различных сказочных героев, а также предметов из сказок. Прикрепите их к картонным палочками или к палочкам, как от мороженного эскимо. Игры с теневым театром помогут развить у малыша интерес к театру, умение разыгрывать всевозможные сценки по уже известным сказкам, стихам либо песням. Также такие занятия помогут дошкольнику осознавать и понимать эмоциональное состояние сказочных героев, поспособствуют воспитанию артистических качеств, раскрытию творческого потенциала детей.
Для начала можно дать ребенку задание узнать героя, назвать его имя и рассказать о том, с какой сказки он пришел. После можно предложить малышу сыграть сказку по произведению, вместе или самому. Также можно поиграть с крохой в придумывание новой сказки и предложить показать спектакль папе, бабушке или другим игрушкам.
Гвоздики и резиночки
Вооружитесь квадратом из фанеры, разноцветными канцелярскими кнопками и разноцветными резиночками. Возьмите молоточек и вбейте в квадрат кнопки с определенным равным интервалом (примерно в два-три сантиметра) – ряд красных, ряд желтых, ряд синих, ряд зеленых и так до конца квадрата. После выдайте малышу резиночки и покажите, как составлять разнообразные узоры. Такая игра поможет развить мелкую моторику рук крохи, поспособствует развитию сенсорного восприятия, а также мышления с воображением. Дети могут учить геометрические фигуры, создавать сложные разноцветные рисунки и просто весело проводить время.
Яркие часики
Возьмите обычный компакт-диск и сделайте на его основе самодельные часики. Наклейте цифры, прицепите стрелки так, чтобы они крутились. Такая простая игра поможет научиться понимать время.
Паззл
Если вы хотите приучить малыша собирать паззлы, не обязательно покупать дорогостоящие деревянные изделия с крупными деталями. Начните с простого: возьмите открытку и разрежьте ее на четыре части, после усложняйте задачу и разрезайте на пять-шесть-восемь частей и более.
Бусы для куклы
Загляните в фурнитурный магазинчик или поройтесь в собственных запасах. Для такой игры вам понадобятся бусинки разного размера и прочие предметы, которые можно нанизывать на ниточку (пуговички, украшения разной формы, трубочки и пр.). Выдайте ребенку нитку с иголкой и предложите нанизать предметы.
Волшебный мешочек
Соберите определенное количество одинаковых крышечек – из под сока, йогурта либо пластиковых бутылок. Запаситесь картоном и тактильным материалом: наждачной бумагой, ковролином, разной по структуре тканью (вельветом, кожей, джинсом, гобеленом, мехом), гофрокартоном и пр.
Вырежьте из картона кружки такого диаметра, чтобы они хорошо помещались внутри заготовленных крышечек. По шаблону таких кружков вырежьте тактильный материал, по два одинаковых кружочка. Приклейте материал к картону и закрепите внутри крышки, для этого можно использовать обычный клей. Также подготовьте небольшой непрозрачный мешочек из ткани.
Для начала внимательно рассмотрите с крохой все бочонки, сравните материалы, хорошенько ощупайте и найдите пары. После сложите в мешочек несколько пар подготовленных бочонков. Задача крохи – отыскать одинаковые. Через некоторое время игру можно усложнять, применяя все новые и новые пары крышечек.
Игра в детском саду - неотъемлемая часть жизни ребят. Игра и обучает, и развлекает, и мирит, и успокаивает. Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Какие же игры наиболее актуальны в разных возрастных группах и как изготовить их, не затратив много времени и сил?
Феномен игры привлекал внимание педагогов и психологов во все времена. Поначалу игру ребёнка считали действием, направленным единственно на получение удовольствия, радости, служащим для развлечения и забавы. Но серьёзные научные исследования ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии доказали: игра - это мощный инструмент, которому под силу решить самые сложные задачи образования, воспитания и развития малышей. Мало того, недостаток игр и игровых действий ведёт к самым неприятным последствиям: торможению интеллектуальных процессов, трудностями в социализации, даже возникновению стресса у детей.
В дошкольных образовательных учреждениях игры сопровождают малышей почти всё время: в первую и вторую половину дня, в разные режимные моменты, на занятиях и прогулках. Это помогает не только выполнить программные требования, но и способствует укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Игра жизненно необходима ребёнку, почти так же, как сон и еда
Поскольку психология детей раннего (третий год жизни), младшего (четвёртый-пятый) и старшего (шестой-седьмой год) дошкольного возраста имеет свои особенности, то и организация игр в эти периоды преследует несколько различные задачи, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей.
На третьем году жизни ведущей деятельностью ребёнка ещё остаётся предметная, на смену которой постепенно приходит игровая, поэтому основой игр служат разнообразные практические действия с предметами. Сюжетные игры начинают своё становление с отобразительных - отражающих увиденное ребёнком в реальном мире. Основные виды игр в этом возрасте таковы:
Задачи игровой деятельности в раннем возрасте (согласно образовательной программе «Детство»):
Для раннего возраста характерны:
Дети раннего возраста играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом
Младший дошкольный возраст немыслим без игр. Это отражается и в значительном их многообразии по сравнению с этапом раннего детства. Задачи игровой деятельности в этом возрасте усложняются и включают в себя:
Дети четвёртого года жизни уже учатся делиться игрушками, уважать чужие интересы
Виды игр в младшем дошкольном возрасте:
Ведущими психологами доказано, что именно игра способствует быстрому и правильному формированию жизненных компетенций, которые упростят процесс адаптации к школьной жизни и помогут ребёнку в дальнейшем:
Учитывая возросшие требования, усложняются и задачи, возлагаемые на игровую деятельность:
К играм, используемым в младшем дошкольном возрасте, прибавляются фантазирования. В них подражают не реально существующим взрослым с определённой профессией (водитель, космонавт, строитель), а персонажам сказок и легенд, наделённым свойствами, которыми бы хотели обладать и ребята: фее, волшебнику, великану, русалке.
Такие игры имеют большой потенциал в области развития креативности и воображения, но не менее важно и нравственное воспитание. Наделённые особыми способностями герои всё равно должны оставаться добрыми: великан не ломает, а помогает построить красивый город, волшебник делает только добрые чудеса. Если ребёнок в фантазийной игре проявляет агрессию, стремится к разрушению, это сигнал для воспитателя обратиться к психологу.
Приёмы организации и руководства детской игрой делятся на три группы. В первую входят те, что связаны с обогащением детей необходимыми знаниями об окружающем мире, деятельности людей, разнообразии профессий и отношений между людьми:
Экскурсия дошкольников в аптеку, магазин, банк даст ценный опыт, который дети используют в сюжетной игре
Во вторую группу входят приёмы, которые имеют своей целью непосредственно развивать и формировать игровую деятельность:
Третья группа включает в себя приёмы, связанные с изготовлением игровых материалов, оборудования, предметов для игр:
Особое значение в старшей и подготовительной группе приобретают игры, связанные с развитием интеллекта, мыслительной сферы:
Особое внимание в старшей группе уделяется логическим и творческим играм
Разнообразие и богатство игровой деятельности детей в первую очередь зависит от воспитателя, от того, творческая ли он натура, увлечён ли своим делом. Ведь именно эти качества помогают педагогу создать в пространстве группы ту самую развивающую игровую среду, которая будет стимулировать развитие ребёнка и побуждать малышей к игре.
Для самых маленьких детей воспитатель может создать игры своими руками, комбинируя различные предметы, а также используя их в необычном ключе. В большинстве своём это игры на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики. С ростом детей усложняются и игры, игровые пособия могут уже быть предназначены для сюжетно-ролевых процессов, разных видов театрализации и т. д.
Малыши очень любят забавные игры с прищепками. Изготовить такие легче всего:
Крышки можно навинчивать на срезанные и приклеенные на картинку верхние части бутылок с горлышками. Можно проделать в них отверстия и использовать для нанизывания, как крупные бусы, а также раскладывать по цвету.
Предметы для прикручивания крышечек могут быть самыми разнообразными Яркие пластиковые крышечки ещё и легко моются Крышки можно также раскладывать по цветам в стаканчики
Здесь игровое поле состоит из изображения и деталей, которые нужно к нему «пришнуровать» - прикрепить шнурками или толстыми нитками.
Добрые и милые картинки вроде солнышка можно потом подарить маме Ребёнок должен запомнить - колеса машине нужны Задание прикрепить к яблоньке яблоки можно использовать на занятии о природе Тучка и дождик - хорошая иллюстрация к рассказу о путешествиях Капельки
Это пособие для пальчиковых игр не требует материальных затрат и особого труда. Всего лишь нужно распечатать готовые шаблоны персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети надевают куклу на пальчики и «ходят» ими, выполняя действия согласно словам игры.
Бумажные куклы с отверстиями для пальчиков сделают упражнение занятной игрой
Существует и второй вариант пальчиковых кукол: они шьются из ткани по типу напёрстков. Использовать их можно для игры, гимнастики, театрализации.
Самодельные пальчиковые куклы по сказке «Репка» увлекут малышей и вызовут интерес к театральной постановке
Это инновационное игровое оборудование даёт безграничный простор фантазии как педагога, организующего игру, так и ребёнка. Состоит оно из просторного пластикового контейнера без щелей и отверстий, наполненного:
Всё это можно зарывать и откапывать, переставлять по своему усмотрению, компоновать.
Восторг детей, занимающихся сенсорной коробкой, их увлечённость трудно себе представить. Малыши просто счастливы, получив такое пособие в своё распоряжение. Ведь их поле деятельности и разнообразие действий здесь поистине не имеет границ. Сенсорные коробки для детей помладше делают с меньшим числом предметов (8–10), для старших до 20.
Использование сенсорных коробок должно проводиться под строгим контролем воспитателя, чтобы дети не могли проглотить, засунуть в нос или ухо части наполнителя: крупу, пуговицы и т. д. Хранят коробки закрытыми, доступ к ним для детей ограничивают.
Детям раннего возраста предлагают коробки, в которых предметы не объединены темой. Для детей постарше можно придумывать коробки разных тематик:
Сенсорная коробка «У бабушки в деревне» позволит детям обыграть летние впечатления Сенсорная коробка «Дары осени» отлично впишется в занятие, посвящённое временам года А коробка «Пляжный отдых» понравится детям постарше, имеющим представление о море Коробка «Африканские животные» поможет детям освоить знания о фауне жаркого континента Коробка «Космические приключения» подстёгивает фантазию и поощряет интерес к астрономии
Конечно, большую часть оборудования и предметов для сюжетных игр приобретают уже в готовом виде, в магазинах. Это всевозможные виды транспорта, конструкторы, коляски, куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, изображающие животных и т. д. Без них создание игровой среды немыслимо.
В специализированных магазинах сейчас можно приобрести и игрушечную аптеку, и супермаркет, и автостоянку. Дети любят эти игрушки и с удовольствием ими пользуются. Но ещё большую радость они испытывают от самодельного игрового оборудования, особенно если сами принимали участие в его изготовлении.
Нынче никого в детском саду не удивишь сюжетно-ролевой игрой «Больница», «Детский сад», «Школа». А вот придумать и воплотить игры «Банк», «Ателье», «Кафе», «Почта» - другой вопрос. Многие воспитатели, особенно молодые, считают, что изготовить оборудование к таким играм очень сложно, однако это не так.
Для этой игры потребуется такое оборудование и атрибуты:
Банкомат несложно изготовить из больших картонных коробок, как и место кассира. Денежные знаки можно нарисовать вместе с детьми, предварительно рассмотрев настоящие купюры. Отличительной чертой всех купюр является крупное изображение какого-либо объекта в центре (архитектурной памятки, портрета). Учитывая эту особенность, дети могут изобразить на самодельных купюрах символ своей группы (гнома, Белоснежку, колокольчик). Это придаст игре оригинальности: у группы появится своя валюта.
Получить деньги из игрушечного банкомата интересно всем «клиентам»
Следует помнить, что сюжетно-ролевая игра «Банк» сама по себе не принесёт серьёзной пользы, поскольку дети научатся лишь узкому кругу действий (снимать деньги с карточки, брать и выдавать их в кассе). Важно донести до детей, что деньги в банке берут не просто для любых покупок, а чтобы открыть какой-либо бизнес, большое собственное дело: магазин, ферму, строительство.
На следующий день после игры в банк детям стоит предложить поиграть в кафе, ателье, строительство дома, подчеркнув, что деньги на покупку необходимого оборудования (витрины, транспорта, строительных материалов) были вчера взяты в банке.
Через некоторое время игру в банк стоит повторить, изменив игровые задачи - теперь уже «клиенты» не берут, а возвращают кредиты, рассказывая, как заработали прибыль, какое собственное дело открыли, например: Оля, Таня и Катя устроили кафе, изготовили и продали много пирожных и тортов, теперь они возвращают деньги в банк, потому что такой уговор был с самого начала.
О процентах по кредиту дошкольникам говорить рано, им предлагают для игры упрощённые правила: взял и вернул ту же сумму.
Большое значение имеет культурно-эстетическая сторона игры: нужно напоминать детям, что работники банка всегда выглядят аккуратно, приветливы и терпеливы с посетителями. Будет замечательно, если столы «банковских работников» будут украшены цветами, «рекламными проспектами», которые тоже нарисуют сами дети.
Кассир очень вежлив со своим клиентом
Оборудование к игре «Почта» также изготавливается из подручных материалов:
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» не потребует больших затрат
Оборудование и атрибуты к игре «Ателье» также помогут изготовить отзывчивые родители малышей. Папам вполне под силу сделать «плечики» из проволоки и простейшие манекены, а мамы и бабушки сошьют десяток нарядных платьев. Обрезки ярких тканей и журналы мод дополнят игровую среду. Но как же играть в ателье? Раскраивать и резать ткань детям даже подготовительной группы трудно, да и дороговато выйдет постоянно обновлять игровые материалы.
Создать красивое ателье для кукол помогут родители детишек
Выход прост: примените в игре раскрой и декорирование платьев для бумажных кукол. Пусть дети моделируют, выдумывают фасоны, раскрашивают одежду для кукол - но для бумажных и на бумаге. Обыграть это можно так: «мама» (большая объёмная кукла) привела свою «дочку» (бумажную куклу), чтобы ей сшили нарядное платье.
Маленькие модельеры охотно изготовят бумажную одежду для кукол и украсят её согласно собственной фантазии
Кроме богатой игровой среды, необходимо создать в групповом помещении среду развивающую и мотивирующую к игре. Так, чтобы стимулировать детей к играм, имитирующим профессиональную деятельность взрослых, в зоне сюжетных игр можно разместить фотографии людей разных специальностей в нарядных рамках: пилота, космонавта, моряка, строителя, учителя, хлебороба. Украсит группу и принесёт большую пользу развитию детишек красочное панно «Город мастеров», где будут изображены разнообразные дома, а в их окнах - занятые тем или иным трудом люди (пекарь, швея, цветовод).
Домик, где живут доктор и швея, станет частью Города мастеров
Атрибутами для имитационных и театрализованных служат фигурки сказочных персонажей, а также шапочки и маски различных героев, животных, солнышка, тучек и т. д. Их воспитатель может распечатать, найдя шаблоны в интернете, но может проявить творческие способности и нарисовать самостоятельно. Эти же шапочки и маски можно использовать для подвижных игр. Несложно изготовить собственноручно разнообразные виды театров: варежковый, на конусах, театр коробок, на ложках.
Для режиссёрских игр вполне подойдут наборы некрупных животных, пупсы, куколки, а также мебель и транспорт соответствующего размера. Эти игрушки можно взять из сенсорных коробок и хранить отдельно, в открытых контейнерах, чтобы дети имели к ним доступ.
Атрибуты для режиссёрских игр удобно хранить в пластиковых контейнерах или коробках
Атрибуты для режиссёрских игр не должны иметь опасных мелких частей, также следует регулярно проверять, прочно ли держатся колёса машинок, ручки и ножки мелких пупсов и прочие детали игрушек.
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные дидактические игры, соответствующие возрасту детей и способствующие решению образовательных задач. Это игры:
Большинство из них - настольно-печатные, воспитатель может изготовить их, использовав текстовый редактор Word или же нарисовать от руки. Они ценны тем, что:
Победителя с «зимним» полем можно попросить прочитать стишок на тему Нового года Игру можно включить в план занятия непосредственно образовательной деятельности по смене времён года Победителя с летней карточкой можно попросить придумать рассказ о лете Можно сыграть несколько раз, меняя поля у детей
Перед игрой с детьми проводится цикл бесед о происхождении предметов вокруг нас. Детям рассказывают, что всё вокруг либо относится к миру природы, либо создано руками людей. Чтобы закрепить эту информацию и проверить, все ли её усвоили, можно провести игру на умение классифицировать предметы по источнику происхождения. Детям раздают игровые поля, на которых изображены объекты-подсказки. Игровая задача состоит в том, чтобы разложить по игровым полям набор картинок в соответствии с тем, относятся они к неживой или живой природе либо сделаны руками людей.
Можно проверить, понимают ли дети, что значит «Живое» (растения и животные) «Неживое» - карточки с погодными явлениями и неодушевлёнными объектами По сути, игра проста, но полезна для освоения понятия «Рукотворное» и др
В игре «Поймай первый звук» малыши не только учатся делить звуки на гласные и согласные, но и определять твёрдость и мягкость согласных
Игра «Две корзинки» учит старших дошкольников определять не только первый звук в слове, но и первую букву в его написании
На трёх (или двух в начале года) полосках изображено определённое количество предметов. Дети считают их и выкладывают нужную цифру в специальном окошке.
В окошке справа дети выкладывают нужную цифру
Эта игра развивает память, внимание, воспитывает любовь к порядку
В каждой группе старшего дошкольного возраста желательно иметь «банк логических игр» в отдельной папке или коробке. Это игры на поиск:
Это могут быть распечатки заданий из интернета, а также разнообразные разрезные картинки, дощечки с кнопками и другие предметы, которые можно изготовить самостоятельно - часто не просто игры, а полноценные методические пособия для развития мышления и логики. Лучше, если детишки будут заниматься с ними под присмотром воспитателя (а касательно дощечек - это вообще необходимость)
Ребёнку лучше заниматься логическими заданиями под присмотром педагога Задание «Какой домик следующий?» заставит малыша подумать Задания на логику можно дополнить заданиями на внимательность Многие дети очень любят рисовать, и это ключ к пробуждению их интереса к логическим заданиям Дощечка с кнопками и резинками помогает детям окунуться в мир геометрии Дощечка с кнопками и резинка пригодится и на занятиях по математике
Дидактическая игра не имеет строгих временных рамок, но определённая логическая структура у неё есть. С учётом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатюры, которые занимают 3–5 минут, игры-эпизоды - 5–10 минут и игры-занятия длительностью до 20 минут.
Структура дидактической игры:
Этап игры-занятия | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вступительная часть | Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я проходила мимо нашего детского сада и увидела двух волшебниц. Они разговаривали о нас! Мне удалось записать их разговор, послушайте, о чём они спорили. Аудиозапись. Первая волшебница: - Мне нравится этот детский садик. Тут ребята такие весёлые, выдумщики, фантазёры, они умеют и знают очень много интересного! Вторая волшебница: - А я не верю, что они умеют фантазировать, они ещё маленькие! Наверное, они не умеют ни рисовать, ни делать поделки! Воспитатель: - Конечно же, я подошла и заступилась за ребят из нашего садика, ведь они и вправду умеют и знают очень много. Но недоверчивая волшебница захотела вас проверить и дала нашей группе трудное задание. Хотите знать, какое? (Демонстрирует воспитанникам листы бумаги с геометрическими фигурами). Она дала мне эти геометрические фигуры и сказала, что только самые-самые лучшие фантазёры и волшебники сумеют превратить их в предметы или даже животных. Как думаете, ребята, сможем ли мы оживить эти фигуры? Как же это можно сделать? Дети читают стихотворение:
|
Основная часть | Воспитатель: - Замечательно! Значит, с работой мы легко справимся. Но давайте вспомним правила игры:
Подготовим пальчики к работе.
Вот мы и размяли наши пальчики, можно и задание выполнять. Выбирайте фигуры и приступайте к работе.
|
Заключительная часть | Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, обсуждает, расспрашивает детей об их замыслах, хвалит за проявленную фантазию. Детские работы оформляются в виде декоративного фриза и выставляются по низу окон группы, «чтобы их увидела недоверчивая волшебница». |
Логическое завершение | Логическим завершением занятия является работа воспитателя на следующий день. Педагог приносит в группу яркую коробку и сообщает малышам, что встретила недоверчивую волшебницу. Та увидела красивые картинки, которые «оживили» дети, и поняла, что ребята настоящие фантазёры и мастера. Волшебница просит у детей прощение за свою недоверчивость и дарит им подарки. В коробке находятся медали с изображением весёлого человечка и надписью «Лучшему фантазёру». Медалей и листов с геометрическими фигурами нужно изготовить с запасом. Поскольку игра проводилась в свободном режиме, как самостоятельная художественная деятельность, некоторые дети могли отказаться играть в неё. Также в группу могут прийти дети, которых не было вчера. Естественно, после такого продолжения событий им тоже захочется изготовить «живую фигуру» и получить медаль от волшебницы. Воспитатель должен предоставить всем не участвовавшим ранее в игре детям такую возможность. А те, кто уже выполнял задание, помогут товарищам. |
Детство - пора радости и чудесных открытий. Прекрасно, если оно пройдёт в игре: полезной, увлекательной, развивающей. Работники дошкольных образовательных учреждений прилагают все усилия, чтобы сделать каждый день пребывания малыша в саду ярким, незабываемым и весёлым. А помогают им в этом разнообразные игры, порой необычные и волшебные, а также фантазия и педагогическое мастерство. У педагога, который наполняет пространство своей группы разнообразным, стимулирующим детское мышление и творчество материалом для игр, воспитанники растут настоящими умейками и любознайками.
Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.
Развивающая игра для детей
"Цветочная поляна"
Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов - зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.
Цель:
закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
. подобрать цветочки по цвету их серединок;
. выложить цветочки одного определённого цвета;
.
сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета
Игры с прищепками
Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками - прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет - выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.
Игра "Кто что ест"
Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна - познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.
Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.
Пальчиковый театр "Варежка"
Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий - просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же
Развивающая мягкая книга
http://www.bensound.com
Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!