Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Знакомство с буквами. С чего начать? Опыт показывает, что применение несложных методических рекомендаций, о которых пойдёт речь, позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей чтению и письму, что способствует их дальнейшему успешному обучению в школе. Начиная обучать ребёнка навыкам чтения, следует учесть несколько моментов: Звуки и буквы желательно изучать параллельно, что позволит ускорить запоминание графического образа буквы и процесс формирования навыка послогового чтения; При знакомстве с буквой, следует называть не ее алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который буква обозначает (м, б). Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат в речи - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные, и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю». Если вы нарушите это простое правило, ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто не будет понимать, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «эм-а-эм-а». Объяснить ему потом разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе. Необязательно начинать учить весь алфавит, перейти к послоговому чтению можно сразу, пропевая по очереди сначала гласные звуки: ааааа - уууу, потом согласные: аааа-м, мммм-аааа, ммммм-уууу... и тд. в разной последовательности. Остальные буквы и звуки ребенок будет запоминать в процессе обучения. Желательно изучать звуки и буквы в последовательности, которая соответствует формированию звуков в онтогенезе (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч). Не рекомендуется включать в данную последовательность буквы й, е, ё, ю, я и знаки ъ и ь, так как произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ъ и ь не имеют звукового обозначения; Графическое обозначение букв следует изучать в печатном варианте; Закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т.п; Печатание букв, слогов, слов; Задания на дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы; Играйте с малышом в «Веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Столбик будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо)

Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на знакомство детей с первой буквой русской азбуки, буквой «а» (печатной и строчной).
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: паровозик; Домовенок.
Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой «а», а также познакомиться с написанием строчной буквы «а».
Общеучебные и воспитательные задачи:
- учить произносить звук в соответствии с графическим образом буквы;
- формировать умение выделять звук [а] из слова;
- обучение письму строчной буквы «а»;
-дифференциация цвета;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слуховое восприятие, внимание;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; плакат с русской азбукой, предметные картинки с изображением аиста, арбуза, травы, схема с полным описанием последовательности начертания строчной буквы «а».
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку.

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами особенный день. Наш Паровозик привез в своем вагоне букву. Это значит, что с сегодняшнего дня мы приступаем к изучению русской азбуки. И сегодня мы познакомимся с самой первой буквой. А что это за буква, вы узнаете, ответив на мой вопрос. И так, внимание: что просит вас сказать врач, когда смотрит ваше горло?
Дети произносят звук «а»
Учитель: Совершенно верно! Это звук [а], который на письме обозначается буквой "а".Вот именно с этой буквы и начнем знакомство с азбукой. Посмотрите, как она выглядит.
Демонстрируется печатная буква «А»


Учитель: А почему именно с этой буквы мы начинаем изучать азбуку, я вам сейчас расскажу.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.
Учитель: Действительно, именно с этой буквы начинается наш русский алфавит, посмотрите, как он выглядит.
Демонстрируется весь алфавит, закрепляется на постоянное место в классной комнате.


Учитель: А теперь давайте все вместе произнесем этот звук.
Дети вместе с учителем произносят звук «а».

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Учитель говорит слова стишка, говорящие дети повторяют и выполняют движения, не говорящие – выполняют движения.
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа. (Одной рукой на другой руке разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого).
Эта долька для чижа. (Разгибаем указательный пальчик).
Эта долька для утят. (Разгибаем средний пальчик).
Эта долька для котят. (Разгибаем безымянный пальчик).
Эта долька для бобра. (Разгибаем мизинчик).
Ну, а волку – кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево).
Он сердит на нас – беда! (Двумя руками показываем волчью пасть).
В домик прячемся – сюда! (Складываем ручки домиком).
Учитель: Сейчас пришло время посмотреть, как пишется строчная буква «а».
Учитель: Открываем тетради, которые лежат у вас на краю стола, берем в руки ручки. Еще раз хочу обратить внимание на округленность формы буквы. И сейчас мы ее с вами попробуем написать по тому контуру, который написан у вас в тетрадях.
Написание буквы по контуру в тетрадях с комментарием учителя.
Учитель: Писать букву «а» начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь наклоняем линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.
Полное описание последовательности начертания строчной буквы «а».
Все объяснение сопровождается показом на доске. Далее дети пишут в тетрадях по обводке букву «а».

Физминутка «Аист».

Педагог декламирует стихотворение, говорящие дети повторяют слова и движения за «аистом», не говорящие - движения:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Учитель достает предметную картинку с изображением астры из вагона Паровозика.


Учитель: Посмотрите, дети, какой красивый цветок привез со сказочной полянки Паровозик. Этот цветок называется а-стра. Какого он цвета?
Дети: красного.
Учитель: Правильно, красного. Как вы думаете, а с какого звука начинается слово астра?
Дети: Со звука [а].
Учитель: Верно. А теперь все вместе произнесем этот звук.
Далее проводится работа с предметными картинками, на которых изображены: аист, арбуз.



Учитель: В какой части слова в словах аист и арбуз стоит звук [а], в начале или в конце?
Дети: В начале слова.
Учитель: Правильно, молодцы!
Учитель достает из вагончика Паровозика последнюю картинку.
Учитель: Посмотрите, что это нарисовано на картинке, которую нам привез Паровозик?


Дети: Трава.
Учитель: Правильно – это трава. А какого цвета трава?
Дети: Зеленого.
Учитель: Верно, а как вы думаете, где в этом слове спрятался звук [а], в начале или в конце слова?
Дети: В конце.
Учитель: Правильно, в этом слове звук [а] стоит в конце. Молодцы!
Далее педагог вместе с детьми несколько раз произносится звук [а] хором.
Учитель: Ну, вот и все мы рассмотрели все картинки, которые привез Паровозик и теперь наше занятие завершается, Паровозику пришла пора возвращаться домой, а мы с вами его проводим и пригласим в гости на следующее занятие.
Звучит стук колес поезда.
Учитель: Посмотрите, Домовенок появился, ну что же ты опять опоздал на наше занятие. Придется нам ему опять все рассказывать. Вы готовы?


Подводится итог занятия.

Знакомство в тренинге едва ли не главная часть тренинга! От того, как начнешь, зависит эффективность дальнейшей работы в группе. Будут ли трудности, «сложные» участники, быстро ли проскочите стадию адаптации в групповой динамике, расслабятся ли участники, снимут ли «погоны» и привычные «маски», а значит, будет ли запланированный результат, зависит во многом именно от знакомства. Поэтому лучше его проводить в игровой форме.

Участники в результате лучше узнают друг друга, «разминают» мозги, настраиваются на творческую волну, расслабляются, снимают роли, сближаются, «добывают» энергию и энтузиазм.

Представляю 10 способов знакомства в тренинге и другой групповой работе!

1. Придумать себе игровое имя (в течение этой сессии называть друг друга по этим именам)
2. Нарисовать ассоциации: Кто я? Чем я занимаюсь на работе? Мои интересы вне работы? Чего хочу от этого мероприятия? Образ компании? Образ проблемы? и т.д.
3. По кругу называть имена: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать.
4. Можно модифицировать предыдущий. Каждый участник добавляет к своему имени качество, которое его характеризует, начинающееся с первой буквы его имени.
5. Еще одна модификация: к своему имени каждый участник добавляет по одному слову или словосочетанию, например, на темы «Мой интерес», «Мое достижение», » Моя мечта», «У меня другие могут научиться» и т. д. Здесь важно концентрироваться только на позитиве.
6. Можно знакомиться стоя в кругу. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя или имя, которое ему больше нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник стоит и молча наблюдает за этим.
7. Участники группы, как и в предыдущих вариантах, по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук — жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.
8. Сказать глаголом о своем характере и прилагательным о своей работе.
9. Знакомство в группах. Объединить участников в группы (3-5 человек), дать задание, найти минимум 10 вещей, которые объединяют всех людей, минимум 10 различий, придумать название и показать остальным.
10. Знакомство в парах. Дается десять минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее, для того чтобы представить своего партнера группе. Можно задать направление того, что необходимо узнать. К примеру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ № 6»

Доклад по теме

«Игровые моменты на уроках чтения в первом классе»

Подготовила Васильева Л. И.

г. Старый Оскол

Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.

«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:

  1. какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
  1. на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
  2. должна ли она длиться весь урок,
  3. какой необходим при этом иллюстрированный материал,
  4. каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.

На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.

В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.

Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
  2. Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
  3. Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
  1. Игра «Звук заблудился»
  2. Игра «Кто больше»
  1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.
  2. Назовите имена, клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
  3. Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
  4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
  5. Подберите слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
  1. Игра «Сочиним сказку»
  2. Игра «Кто в домике будет жить?»

На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.

  1. Цветочный магазин .

Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.

  1. Договори слово, определи количество слогов.

Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).

  1. Стук да стук, найди слово, милый друг .

Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.

Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.

  1. Строим пирамиду .

На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.

На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.

  1. Украсим ёлку .

На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.

  1. Догадайся сам .

На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.

  1. Кто составит больше слов.

На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке

СИ СА НЫ О

С У НА Н

НИ СЫ СО

Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.

  1. Игровой сюжет «Лесная школа»

Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.

Некоторые задания:

  1. Какие буквы живут на первом этаже?
  2. Какие звуки они обозначают?
  3. Чем похожи жильцы нижнего этажа?
  4. Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
  5. Какие буквы растут на грибах слева от дома?
  6. Почему эти грибы растут под синим облаком?
  7. Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
  8. Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
  1. «Твёрдый – мягкий»

Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).

Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.

Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.

Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:

СЫН САНКИ КОСЫ

СЫНОК НОСОК СУК

НОСИК НОСИ СОК

САНИ КОСИ СОН

Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.

В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:

  1. Игра « Живые буквы»

Сначала используются живые буквы (их роль исполняют дети), затем используется таблица.

  1. Использую пособие «Часовичок носовичок» ,

где изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.

  1. Слоги – слияния помогают нам читать «Капитаны» .

На листе бумаги нарисованы морские волны. Расставлены карточки с гласными буквами – «пристани». Учащийся, назначенный капитаном, «плывёт», приставляя к гласным согласную, читает слоги и даёт гудок: КА, КУ, КИ, КО и д.р. Остальные контролируют капитана. Если «гудок» дан неверно, все один раз хлопают в ладоши.

  1. Игра «Помоги Карлсону приземлится» .

Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.

Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.

Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.

Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.

Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь