Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Проведите эту викторину с детьми и их родителями, а так же, предложенная викторина разнообразит любой праздник, и ваш юбилей останется в памяти на долгие годы.

Шуточная викторина от юбиляра.

1. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)
2. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)
3. Какая река самая страшная? (Река Тигр)
4. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы)
5. Где край света? (Там, где начинается тень)
6. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
7. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)
8. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
9. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
10. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить)
11. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
12. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)
13. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
14. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)
15. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)
16. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
17. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)
18. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана)
19. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)
20. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана)
21. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым)
22. Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
23. Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее? (Был яркий солнечный день)
24. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? (Оба человека играли с другими людьми)
25. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона)
26. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
27. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)
28. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгать с нижней ступени)
29. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время, температура)
30. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
31. Когда сеть может вытянуть воду? (Когда вода замерзнет)
32. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
33. На какой вопрос нельзя ответить «нет»? (Вы живы?)
34. Что имеет две руки, два крыла, два хвоста, три головы, три туловища и восемь ног? (Всадник, держащий в руках курицу)

Невозможно представить себе праздник без шуток, смеха и веселых лиц. Любое мероприятие: свадьба, день рождения или детский праздник - проходит с различными конкурсами, уместными по ситуации. Как одно из развлечений пользуются популярностью викторины. Участники получают вопросы в любой форме, и при правильных ответах им полагается поощрение в виде призов. Особого внимания заслуживает та часть, где есть шуточные вопросы.

Основные правила проведения

Порядок проведения викторин и конкурсов состоит из нескольких шагов. Важно составить план вопросов, исходя из того, какой контингент присутствует, чтобы участники заинтересовались. Очень важно использовать шуточные вопросы для викторины. Зачастую они помогают раскрепоститься гостям, а в некоторых случаях даже раскрыть внутренний мир, показать, насколько развито и интеллект. Например, можно включать такие вопросы:

  1. Без чего дома не построишь? (Без угла)
  2. Какая ветка не растёт на дереве? (Железнодорожная)
  3. Когда лес бывает закуской? (Когда он сыр, то есть сырой)
  4. Огня не видно, а гасить приходится, что это? (Долг, кредит)

Сами викторины могут проходить как одноэтапно, так и в несколько туров, ступеней или классов, где с переходом на следующий уровень происходит постепенное усложнение вопросов. А интересные призы будут прекрасным стимулом для участия всех гостей торжества.

Юмор уместный и неуместный

Шуточные вопросы для викторины- это большое поле деятельности для фантазии. Все зависит от вида мероприятия. Шутка неизбежно связана с весельем и смехом, а также с положительными эмоциями. Но здесь важно не переходить границ, потому что рознь, и какие-либо вопросы могут невольно задеть чье-то достоинство. Конечно, знать наперед, особенно при большом количестве людей, обо всех предпочтениях гостей невозможно. Но если рассматривать проблему в общем, то не рекомендуются шутки:

  • на религиозную тематику;
  • с уклоном на национальную принадлежность участников;
  • с элементами черного юмора или жестокости;
  • откровенно пошлые, на сексуальную тематику.

К тому же следует подбирать вопросы, учитывая контингент участников. Например, на свадьбах часто поднимают тему скандалов между зятьями и тёщами, невестками и свекровями. И такой вопрос поможет беззлобно посмеяться над мифом непонимания между новыми родными и подскажет варианты решения многих проблем в будущем.

Ведущий произносит: «Молодые живут вместе с родителями мужа. Свекровь постоянно придирается к жене сына, пространно намекая на её неумение вкусно готовить. В очередной раз молодая хозяйка приготовила десерт и решила придумать ему юмористическое название, такое, чтобы свекровь не смогла ничего плохого сказать о блюде. Задание: помочь невестке подобрать смешное и мудрое название сладкому».

Ответами могут быть такие варианты: «Свекровин язычок», «Сладость речей матери мужа», «Для милой мамочки моего мужа» и тому подобные. Участвовать в подборе названия могут абсолютно все гости.

Викторины на свадьбах

На свадьбах среди прочих шуток будут уместны шуточные вопросы для мужчин и женщин о противоположном поле и понимании семейных проблем.Для организации и проведения викторины «Борьба и мир противоположностей» будет интересно объединить группу мужчин против группы женщин. Можно предложить следующее задание: ведущий показывает фотографии, а участники по очереди называют предмет, причём каждую картинку должен назвать мужчина в мужском роде, а женщина - в женском. Например:

  • коробок - коробка;
  • стул - табуретка;
  • купюра - денежный знак;
  • дорога - путь;
  • хвост - часть тела;
  • печень - внутренний орган.

Ответив один раз, участник передаёт право ответа следующему члену своей команды. Если участник не может ответить или отвечает неправильно, то он выбывает из команды.

Викторины на детских праздниках

Где детям можно поупражняться в юморе, задавая шуточные вопросы и подбирая отгадки на них, как не на днях рождения, пикниках, утренниках или других коллективных мероприятиях? Весёлая викторина поможет сделать праздник более интересным. Важно только правильно подобрать вопросы, включить прикольные задания. Можно даже провести некоторые шуточные спортивные соревнования.

Следует помнить, что чем младше контингент, тем проще и понятнее должны быть задания. Для детей дошкольного возраста уместно задавать простые вопросы, например:

  1. Какого цвета бока у сороки?

Для младших школьников задания будут отличаться логической окраской и возможностью поразмышлять. Шуточные вопросы длядетей должны быть в какой-то степени развивающие, заставляющие задействовать интеллект. Вот некоторые примеры:

Викторины для взрослых

Разнообразить праздники людям старшего возраста помогут конкурсы с вопросами и шуточными заданиями. Для взрослых можно организовать своего рода турнир, где участники игры одной команды задают вопросы соперникам, а те, соответственно, готовят прикольные ответы. При этом шуточные вопросы для взрослых вольны иметь разнообразную тематику, тут уже стоит смотреть по ситуации, степени знакомства всех участников и общей атмосфере. Но нейтральные вопросы прекрасно подойдут для любой компании.

1. Может ли назвать себя птицей пингвин? (Нет, ведь он не умеет говорить!)

2. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Нужно подождать, когда она сама улетит)

3. За чем ты ешь? (За столом)

4. По чему, когда ты хочешь есть, идёшь на кухню? (По полу)

Викторины на корпоративах

На корпоративах, где собран рабочий коллектив, шутки как нельзя кстати настроят сотрудников на позитивный лад, позволят расслабиться и почувствовать себя более свободно. Если в рабочее время мужчины воспринимают женщин как сотрудниц, то на корпоративе шуточные вопросы мужчинам о женщинахпомогут открыть много веселого и интересного. А дамы будут удивлены тем, что многое в их поведении, оказывается, для мужчин непонятно. Например, не все представители сильного пола знают:

1. Зачем женщина мажет колготки лаком для ногтей или клеем? (Чтобы "стрелка не побежала" дальше).

2. Кладут ли дрожжи в песочное тесто? (Нет).

3. Сколько спиц нужно для вязания носков и рукавичек? (Пять).

4. В каком месяце женщины говорят меньше всего? (В феврале, там всего 28 дней).

среднего возраста

Шуточные вопросызадаются с целью разрядить обстановку, создать весёлую атмосферу, присутствующих. Но и знания, наличие интеллекта и сообразительности никто не отменял. Поэтому во время мероприятий, организованных для ребят среднего школьного возраста, будут уместными прикольные вопросы такого типа:

Всем участникам стоит помнить, что такого рода викторины - это веселый досуг и яркий праздник. Не нужно принимать близко к сердцу свои проигрыши, это же дружеская игра для укрепления общения, а не повод для соперничества.

Шуточные вопросы для викторины

    Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный).

    В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе).

    Какая река самая страшная? (Река Тигр).

    Какой месяц короче всех? (Май – три буквы).

    Где край света? (Там, где начинается тень).

    Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).

    Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку).

    Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви).

    Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух).

    Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить).

    Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).

    Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»).

    Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

    Как можно пометить два литр молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку).

    Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут).

    Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы).

    Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).

    Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).

    Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка).

    Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана).

    Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым).

    Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым).

    Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее? (Был яркий солнечный день).

    Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? (Оба человека играли с другими людьми).

    Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона).

    Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше).

    Что становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6).

    Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгать с нижней ступени).

    Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время, температура).

    Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).

    Когда сеть может вытянуть воду? (Когда вода замерзнет).

    На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?).

    На какой вопрос нельзя ответить «нет»? (Вы живы?).

    Что имеет две руки, два крыла, два хвоста, три головы, три туловища и восемь ног? (Всадник, держащий в руках курицу).

Games

Вилочная

    Цель игры:

    Участвуют несколько паp МЖ. Для игpы тpебуются вилки по числу игpающих и ниток. Вилки пpивязываются к поясу пpимеpно на уpовне колена (подобpать экспеpиментально) сзади. Цель игpы - став лицом дpуг к дpугу, зацепиться вилками. Внимание. Юбки на девушках - не помеха! Сложность можно pегулиpовать длиной нитки.

  • Головоломка.

    Цель игры:

    Играющие садятся вплотнyю дрyг к дрyгy на скамью или рядом стоящие стyлья и кладyт ладони на колени, но так, чтобы левая рyка лежала на правом колене соседа слева, а правая - на левом колене соседа справа. Крайние играющие кладyт однy из рyк на свое колено (тy, со стороны которой нет соседа). Игра: Первый крайний игрок хлопает ладонью по своемy коленy, затем необходимо играющим хлопать так, чтобы шлепки раздавались по всем КОЛЕHЯМ ПОДРЯД. Когда доходит очередь, второй крайний игрок хлопает по своемy крайнемy коленy два раза подряд и потом все идет в обратном направлении, постепенно наращивая скорость. После разминки можно yдалять тех, кто хлопает не в очередь. Обьяснение несколько сложное, но на самом деле все довольно просто и смешно, надо только сначала соблюсти yсловие номер 1 и попробовать. Иногда просто дивy даешься, какой же ты тормоз после спирного.

  • Зоопарк.

    Цель игры:

    Игpа для детей стаpшего дошкольного возpаста, но на вечеpинках идет на "уpа". Участвуют 7-8 человек, каждый выбиpает себе животное и показывает остальным хаpактеpное движение этого животного. Так пpоисходит "знакомство". После этого ведущий со стоpоны выбиpает начинающего игpу. Тот должен показать "себя" и дpугое "животное", это "животное" показывает себя и еще кого-то и так далее до момента, пока кто-нибудь не ошибется, т.е. покажет дpугое "животное" непpавильно или покажет выбывшего. Допустивший ошибку выбывает. Игpа заканчивается, когда остаются двое."

    Игра "У".

    Цель игры:

    Все становятся в круг. Кто-то первый показывает пальцем (хоть это и не прилично) на из круга с криком "У". Указанный игрок должен поднять вверх руки, сжать кулаки и немного согнуть их в локтях (типа культурист показывает бицепсы); по одному игроку с каждой из сторон от выбранного игрока (назовем его "культурист") должны сделать следующие движения: одна рука на пояс (та, которая к "культуристу"), а вторая поднимается вверх, но не сгибается в локте, туловище наклоняется к "культуристу". Все эти движения сопровождаются криками "У" (типа и игра так называется). Кто "тормознул" или проворонил, или выгнулся не в ту сторону, или две руки вместо одной поднял - выбывают. И так до двух человек. Очень весело.

  • Игра шутка.

    Цель игры:

    В этой игpе не будет победителей и пpоигpавших, эта игpа - шутка, чтобы повеселить гостей. В неё пpиглашается двое участников - парня и девушку. Мужчине объясняются пpавила игpы - "сейчас дама pазместится на этом диванчике и возьмет в pот сладкую конфету, а ваша задача - с завязанными глазами отыскать эту конфету без помощи pук и забpать её тоже pтом". Вся комичность ситуации заключается в том, что, как только мужчине завязывают глаза, на диванчик или кушетку укладывают мужчину вместо обещанной дамы. Повеpьте, сколько вpемени будет пытаться отыскать конфету у "дамы" ваш выбpанный кавалеp, столько гости будут от души смеяться.

    Анука вставь-ка.

    Цель игры:

    Кода освободилось определенное количество бyтылок, берешь рyчки или карандаши, привязываешь к ним кyсок нитки, а вторым концом сзади y желающих поиграть за ремень или за фиговинкy в которyю он продевается. При завязывании подобрать высотy чтоб было поприкольнее. Hy и ставишь пyстyю бyтылкy междy ногами и пyтем приседания попадаешь рyчкой в бyтылкy. Кто первый, тот и выиграл. Чем больше бyтылок опyстело, тем трyднее попасть и всем веселее.

Массовый стриптиз(Стриптиз наоборот)
2 команды М и Ж вызывают по1 добровольцу, далее каждая из команд начинает, за время 1-2 минуты(пока играет песня) одевать своего добровольца, снимая вещи с себя…. Побеждает так команда, на модели которой будет одето больше, или прикид будет веселее….Советуется: проделывать это в изрядно подпитом состоянии, тогда на добровольцах будет гораздо больше одежды, а на остальных, соответственно – меньше. (В ЖЮРИ виновник(ца) торжества и его(её) партнёр.

Живая скульптура...
Все гости выходят из комнаты, остаются только организатор игры и двое добровольцев. Гости вызываются в комнату по одному. Первый вошедший видит скульптуру, составленную ведущим из двух добровольцев. Ведущий предлагает ему поменять позу одного (только одного) из персонажей. После того, как "скульптор" наприкалывается вдоволь, ему предлагают занять место жертвы. То же повторяется с каждым вошедшим (надо следить, чтобы ни один участник не простаивал больше одного тура). Вышедшие из игры остаются в комнате и, понятное дело, смеются над новыми "скульпторами", а также над прикольными позами. Напоследок можно повторить все трансформации с самого начала и даже снять на видео.

Поход в зоопарк...
Этот розыгрыш проводится в виде игры в компании друзей. Важно только, чтобы его знали 1-2 чел, которые и становятся ведущими. Каждому участнику игры называется какое-нибудь животное, так чтобы остальные не слышали. Все встают в круг и держатся за руки. Каждому объясняется, что как только произнесется название его животного, то он должен очень быстро сесть на пол на "пятую точку". А его соседи по кругу не должны дать сделать это. Ведущие начинают рассказывать про свой поход в зоопарк и постепенно доходят до названия нужного животного. Смысл прикола - всем загадывается одно и тоже животное. И весь круг дружно плюхается на пол.

Игра-шутка

В компании объявляется, что сейчас все будут играть в одну очень смешную игру. Все должны встать в кружок, присесть и положить руки на пол. Затем ведущий просит всех повторить за ним фразу: "Я,(имя человека), и я не знаю как играть в эту игру." Когда все скажут эти слова, ведущий поднимается, (отряхивается), смотрит на всех сверху вниз и говорит: "ТОГДА ЧЕГО ВЫ ТУТ РАССЕЛИСЬ""

Листки...
В игре принимают участие два юноши и две девушки. Ставятся два стула, на которые садятся юноши. Далее берутся два листа А4 формата и кладутся на колени молодым людям. После этого девушка садится на лежащий на коленях юноши лист бумаги. Задание состоит в том, чтобы в течение 1 минуты как можно больше помять лист. Лучше всего проходит на свадьбах.

Боксерский матч
Перед началом конкурса ведущий вызывает двух настоящих мужчин, которые ради дамы сердца готовы на все.
Дамы сердца присутствуют тут же, чтобы оказывать благотворное психологическое влияние на своих рыцарей. Кавалерам одевают боксерские перчатки, остальные гости образуют символический боксерский ринг. Задача ведущего - как можно сильнее нагнетать обстановку, подсказывать, какие мышцы лучше размять, в общем все, как на настоящем ринге. После того, как физическая и моральная подготовка завершены, рыцари выходят в центр ринга, приветствуют друг друга. Ведущий, он же судья, напоминает правила, типа ниже пояса не бить, синяки не оставлять, бой до первой крови и т. п.. После этого ведущий вручает бойцам по одинаковой конфете, желательно карамели (их труднее разворачивать, особенно, когда они слипшиеся), и просит для своей дамы сердца развернуть как можно скорее эту конфету, не снимая боксерских перчаток. Выигрывает тот, кто раньше соперника справится с заданием.

В конкурсе участвуют только женщины. Участницы становятся лицом к зрителям. Позади каждой стоит стул. Ведущий незаметно кладет на каждый стул небольшой предмет. По команде все участницы садятся и пытаются определить: что за предмет под ними. Смотреть и использовать руки запрещается. Побеждает определившая первой.

В игре участвуют от 3 до 5 человек. Лучше, если это будут мужчины. Они выходят, встают лицом к аудитории. Ведущий дает каждому по пластиковой бутылке (1,5 -2 литровые), которую каждый из них засовывает себе в штаны. Но не целиком, главное, чтоб бутылка держалась. Бутылки заранее подготовлены, дно у них проколото в мелкую, главное - в незаметную дырку. Далее ведущий дает каждому из них по кружке с водой и ложку, которой надо перечерпать воду из кружки себе в бутылку. Эта операция идет на скорость. Подвыпившие мужики не сразу замечают подвоха. Сначала кажется, что они проливают мимо горлышка. Но когда кто-нибудь самый бойкий дочерпывает последнюю ложку, и ведущий просит достать емкости, то глядя на пустую бутылку, понимаешь, что целый стакан вылил себе в штаны. Проверено, что чем пьянее человек, тем быстрее он перечерпывает себе в бутылку воду. Все присутствующие катятся со смеху, парни на скорость по стакану воды себе в штаны вылили!!!:)))

Партнеры (мужчина и женщина) становятся друг против друга, держа между животами маленький резиновый мяч. Задача - вращательными движениями докатить мяч до подбородка того, кто из партнеров меньше ростом

Игра довольно жесткая. Предназначена для мужчин. Перед началом игры в тазик, большую миску или какой-то большой сосуд наливают пиво. Игроки со 100-граммовыми рюмочками садятся вокруг этого сосуда и зачерпывая пиво своими рюмками, пьют КАЖДУЮ МИНУТУ. Итак 100 раз по 100 грамм. Выигрывает тот, кто "доживает" до конца, т.е. выпивает 100 стограммовых рюмок пива. Игра хороша тем, что очень часто не побеждает никто. Поэтому и зависть никого не гложет. P.S. В туалет участники ходить могут, но вот только сбиваться с графика питья не имеют права, т.е. ровно через минуту они должны выпить еще одну рюмку пива.

Вариант игры "Стриптиз - 2" для двух игроков. Участвуют МЖ, но если хотите продлить себе удовольствие, то еще несколько пар можно спрятать на время первичного (вторичного) просмотра шутки. Парня и девушку, знакомство которых никакой роли не играет, сажают отдельно, каждого под одеяло. Участники сидят на корточках на полу. Ведущий, обычно единственный, кто знает чем все должно закончиться, скрытым целиком под одеялами участникам говорит следующее: "На каждом из вас есть одна лишняя вещь, снимите и отдайте ее мне". Дальше следует неподдающаяся логике последовательность снимаемых вещей, протягиваемых дрожащей рукой из-под одеяла. Я наблюдала, когда снимали все, грустно протягивая ведущему даже бесценные в тот момент трусы. Это, впрочем, касалось и парней, и девушек. Ну, если игра дошла до такого кульминационного момента, когда снимать-то в общем то нечего, то ведущий произносит фразу, которая в один момент заставляет жертв испытать чувство ужаса: "Друзья мои, вы не угадали, этот предмет все еще на вас, это - одеяло! Снимите и отдайте его мне". Дальше наблюдается сцена, когда нечто под одеялом вцепляется всеми конечностями в него изнутри, орет и позорно уползает. Все, правда, зависит от степени подпития. Следует сказать, что если один из участников догадался на ранней стадии, т.е. когда еще почти одет, о том, что это - одеяло, то он (она) просто отходит в сторону и веселится над всем происходящим.

Для игры необходимо собрать две команды, в которых равное количество мужчин и женщин. Все они встают в линии (мужчина - женщина - мужчина - женщина). Выбираются два портняжки. Каждый из них получает по небольшой деревянной палочке, в которую вдета длинная шерстяная нить (лучше, если она свита в клубок). По сигналу ведущего начинается "шитье". Мужчинам портняжка продевает нитки через штанины, а женщинам через рукава. Выигрывает тот портняжка, который "прошьет" свою команду быстрее.

Формируются две команды: в одной мужчины, в другой женщины. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду (какую они захотят) и выкладывать в линию. У каждой команды своя линия. Команда сделавшая самую длинную линию из одежды побеждает.

В положении....
Приглашаются несколько мужчин. Им предлагается испытать себя в роли женщин в "интересном положении". Ведущий скотчем прикрепляет большие надувные шары на уровне живота. Перед каждым игроком рассыпается пол коробка спичек. Задача игроков: в течение отведенного времени собрать с пола как можно больше спичек, не забывая про свой "живот". Не дай Бог, лопнет!

Набей клаву. Инвентарь: 2 компьютера, клавиатура. Участники игры должны тыча носом по клавишам клавиатуры набрать какое-либо предложение. Например: Каждый компетентный индивидум имеет тенденцию достигать уровня своей компетенции. Побеждает первый набравший предложение.

Подъемный кран. Инвентарь 2 компакт-диска. Двое участников игры становятся спиной к стене. Перед ними на ровном полу кладут по компакту. Задача участников - поднять с пола диск указательным и большим пальцами, не отрывая низ спины от стенки. Побеждает первый проделавший эту процедуру.

Ведущий вызывает две пары (в каждой паре мужчина и женщина): "Сейчас вы постараетесь как можно быстрее открыть целую сеть банков, вкладывая в каждый только одну купюру. Получите начальные взносы! (Выдает парам деньги-фантики).Банками для ваших вкладов могут служить карманы, лацканы, и все укромные места. Постарайтесь как можно быстрее оформить свои вклады, открыть как можно больше банков. Приготовились, начали!". Ведущий помогает парам выполнять задание, по истечении 1 минуты ведущий подводит итоги. Ведущий: "Сколько купюр осталось у вас? А у вас? Великолепно! Все деньги вложены в дело! Молодцы! А теперь я попрошу женщин поменяться местами и как можно быстрее снять со счетов всю сумму. Открывайте банки, снимайте деньги! Внимание, начали!". (Звучит музыка, женщины отыскивают деньги у чужих партнеров).

В "тесной" компании двум подвыпившим мужчинам предлагается проверить, кто более пьян. Для этого им выдаются фломастеры, а сзади них - нарисованную на ватмане шкалу, где указаны по нарастающей градусы - 20, 30, 40 градусов и выше. Задача участников - нагнувшись, протягивая руку к "Спиртомеру" между ног, отметить фломастером градусы на шкале. Каждому хочется быть более трезвым, поэтому градусы на шкале располагают от большего числа к меньшему, чтобы игроки тянули руки выше.

В этой игре не будет победителей и проигравших, эта игра - шутка, чтобы повеселить гостей. В неё приглашается двое участников - мужчина и женщина. Мужчине объясняются правила игры - "сейчас дама разместится на этом диванчике и возьмет в рот сладкую конфету, а ваша задача - с завязанными глазами отыскать эту конфету без помощи рук и забрать её тоже ртом". Вся комичность ситуации заключается в том, что, как только мужчине завязывают глаза, на диванчик или кушетку укладывают мужчину вместо обещанной дамы. Поверьте, сколько времени будет пытаться отыскать конфету у "дамы" ваш выбранный кавалер, столько гости будут от души смеяться.
В игре могут участвовать минимум трое игроков. Посредине комнаты становится основной игрок, для начала, например, девушка. Двум другим игрокам (мужчинам) завязываются глаза. Одному из них дают в руки несколько ленточек. Он должен с закрытыми глазами подойти к девушке и завязать на ней бантики в любом месте. Задача второго мужчины подойти к девушке и найти-развязать все бантики. Затем игроки меняются местами - на роль основного игрока приглашается мужчина. И так, пока все желающие не испробуют все роли.
Луноходики . Все встают в круг или как получится, в принципе можно и не встовать. Находится один доброволец который встает на четвереньки и со словами "я луноход один, я луноход один,...." начинает ползать по кругу, тот кто первый засмеется встает следом и ползает со словами "я луноход два, я луноход два,....", и так далее....Выигрывает последний оставшийся на ногах.
Инвентарь: 2 мыши компьютерные и 2 коврика для мышей;
Участники разбиваются на команды. Участникам сзади к поясу или ремню привязывают мышку так, чтобы она не касалась пола 10-15 см.. Определяют финишную черту. На старте кладут на пол коврики для мышей.
Задача - без помощи рук мышью протащить коврик по полу до финиша. Победитель притащивший мышь к финишу.
b>Дискетчики. Инвентарь: 2 компьютерных дискеты. Участники разбиваются на две пары. Пары становятся на старте, зажав дискету между собой лбами. Задача - быстрей дойти до финиша, не потеряв дискету. Выигрывает пара, первая пришедшая к финишу.
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать как: гусеница спит; потягивается; пытается встать (встает); умывается; делает зарядку; находит еду; ест (ее вырывает); уходит танцуя. При этом хвостик постоянно мешает голове делать свои дела (вредный хвостик).
Участвуют несколько пар. Дамам к поясу впереди прикрепляют большой бутафорский кошелек, мужчинам - денежную купюру большого размера. Необходимо, не касаясь руками кошелька, купюры и веревок, на которых они прикреплены к поясу, положить купюру в кошелек дамы.
Каждому из участву ющих к поясу впереди привязывается бутылка, кому из-под водки, кому из-под шампанского, молока, коньяка. На линию перед каждым положен пинг-понговый шарик. Выигрывает конкурс тот, кто первым загонит бутафорский шарик в ворота.
На пол кладётся дорожка обоев . Женщинам предлагается широко расставляя ноги, пройти по "ручейку", не замочив ног. После первой попытки предлагается повторить "прогулку по ручейку", но уже с завязанными глазами. Все остальные будущие участницы игры не должны видеть, как она проводится. Пройдя ручеёк с завязанными глазами, и в конце пути сняв с глаз повязку, женщина обнаруживает, что на ручейке лежит мужчина, лицом вверх (мужчина укладывается на обои уже после того, как выполнено задание, но еще не снята повязка с глаз участницы). Женщина смущается. Приглашается вторая участница, и, когда всё повторяется снова, первая конкурсанта от души смеётся. А потом третья, четвёртая... Всем весело!
Мужчинам-участникам игры на глаза надевают тёмную, непросвечивающую повязку и предлагают отжаться от пола как можно большее количество раз. После того, как мужчины попробовали свои силы, ведущий говорит, что пол не очень чист, и предлагает постелить бумагу (повязки не снимаются). Это полосы обоев, на которых в натуральный рост изображены силуэты обнажённых женщин. Мужчины выполняют теперь задание, расположившись над этими силуэтами. Через некоторое время ведущий снимает повязки и просит игроков продолжать. Болельщики считают количество отжиманий, подбадривают шутками, советами.

Игра - шуточная ворожба. Играют парами - девушка и парень. Девушка берет платок и собирает вместе все углы. Потом предлагает парню взять любой угол, а сама другой рукой тоже берет один из углов. Каждый тянет к себе платок за взятый угол. Если платок при этом развернется треугольником, значит, парень любит девушку и должен поцеловать её. Если же платок развернется не углом, значит, парень не любит, и девушка продолжает игру с другим.
Ведущий просит всех гостей, сидящих за столом, назвать что они любят и что не любят у соседа справа. Например: "У своего соседа справа я люблю ухо и не люблю плечо". После того как все называют это - ведущий просит всех поцеловать то что они любят и укусить то что они не любят. Минута бурного смеха Вам обеспечена.
Девушка ложится горизонтально , по ее телу раскладываются салфетки с лимонными дольками, причем одна обязательно в рот (проглатывать нельзя). Парню завязывают глаза, и он должен найти все дольки и съесть. Возможно запивание водкой/водой. Более мягкий вариант - вместо лимона - конфеты. Выигрывает быстрейшая пара.

Каждого гостя просят попытаться достать до своей пятки, не сгибая колени. Всё, что произносит игрок во время этого "упражнения", ведущий записывает на листок (не забывая указать возле каждого высказывания имя говорящего). Если игрок молча пытается выполнить это упражнение, ведущий задаёт наводящие вопросы: что вы сейчас чувствуете, каковы ваши ощущения и т.д. Когда все гости прошли через это, и все их высказывания подробно записаны, ведущий объявляет: "А сейчас мы узнаем что думает (например, Анна) о своей первой брачной ночи", - и читает все записанные высказывания этого игрока. И так с высказываниями каждого гостя.

Требуется плитка шоколада (любая), добрая (после обильного возлияния горячительного или почти трезвая) компания, чел. 4-10. Желательно, чтобы соотношение полов было одинаковым. Все садятся в круг М-Ж-М-Ж. Один из игроков берет в губы кусочек шоколада и передает соседу и т.д. по кругу. В конце концов шоколадка тает в губах кого-то. Этот игрок за проигрыш исполняет одно из желаний компании.

Фигуры. Ведущий набирает нужное количество пар и показывает 3-4 фигуры (располагает людей в парах). Каждая фигура называется по-своему. Начинают конкурс с репетиции, ведущий называет фигуру, играющие на скорость встают в нужную позицию. После проведения репетиции начинается сам конкурс, только теперь пара, последней закончившая фигуру, выбывает.

Игроки садятся на корточки в круг (женщина-мужчина-женщина). Всех предупреждают, что смеяться нельзя (ведущему можно). Ведущий "торжественно" берёт своего правого соседа (соседку) за ухо. Все остальные по кругу должны сделать то же самое. Когда круг замкнулся, ведущий берёт соседа с права за щеку (нос, коленку ….) и т.д. Из круга выбывают те, кто засмеялись. Оставшийся побеждает.

В просторной комнате по кругу расставляются стулья. На них садятся играющие - мужчины и женщины. Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Включается музыка, и водящий идёт по кругу. Как только музыка прерывается, водящий останавливается и садится на колени к тому, возле кого он остановился. Тот, к кому он сел, должен затаить дыхание и не выдать себя. Остальные спрашивают: "У кого?" Если водящий угадает, у кого он сидит на коленях, то тот становится водящим.

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом (предметом). Побеждает оставшийся последним.

Все гости сидят за столом. Один из игроков, выбранных по жребию, залазит под стол и начинает по очереди у каждого из гостей снимать и надевать обувь. Все гости наблюдают за лицами своих соседей по столу. Если кто то засмеётся - выбывает из игры и встаёт из-за стола. Побеждает оставшийся последним.

Участвует несколько пар (МЖ) одновременно или по очереди, в зависимости от количества открытых бутылок. Мужчине выдается бутылка, даме - емкость (стакан, бокал и т.д.). Эти предметы игроки зажимают между ног, и мужчина пытается налить даме выпивку, а та ему помогает. Все происходит без помощи рук. Одно "но": лучше не использовать для этой игры красное вино, так как иногда содержимое бутылки все же попадает на одежду играющих

Желательно, чтобы большинство играющих не было знакомо с этой игрой (так обычно и бывает). Ведущий (Скульптор) приглашает парня и девушку (все остальные игроки не должны это видеть) и предлагает встать(лечь, сесть) им вместе в ту позу, которую он укажет. Он может попросить их переставить руки, ноги и другие конечности так, как ему заблагорассудится. Затем Скульптор вызывает еще одного участника(цу) и говорит: "Перед тобой статуя любви. Ты можешь изменить в ней все, что ты хочешь!". Радостный участник со всем энтузиазмом подходит к этому делу и максимально использует свою фантазию, причем зачастую получаются весьма пикантные позы. После того, как все изменения внесены, Скульптор предлагает этому игроку занять соответствующее место в статуе любви вместо предыдущего игрока, который становится новым Скульптором. Затем все повторяется с новым игроком. Хорошо, когда в помещении достаточно тепло и на игроках немного одежды. Присутствие алкоголя в крови и музыки везде обязательно!

Музыка, медленная минут на 9-10. Пары, мужчина держит девушку на руках. Какая пара продержится дольше всех, та победила. При проявлении усталости игроки или догадываются, или им подсказывают положить партнершу через плечо, посадить на плечи и.т.д.

Есть такая игра под названием "Крокодил". Лучше, если компания не очень маленькая, т.е. человек 6 минимум. Хотя можно попробовать и для меньшего количества народа. Народ делится на 2 команды, одна команда задумывает слово, из другой команды выделяется человек, которому это слово сообщают, и он должен, не говоря ни слова, показать загаданное слово своей команде. Очень весёлая игра. Можно немного усложнить задание, если "запретить" показывающему делать какие-либо движения. Например, слово "кролик", нельзя показывать уши руками, как у зайца или грызть морковку.
·
Вызываются 3-5 мужчин. Просят этих мужчин, чтобы они себе в партнеры выбрали женщин. Этим женщинам завязывают глаза, шарфом, платком или лентой. Затем, проговаривая вслух, что делают, но не указывают места, объявляют, что на каждом мужчине прикрепили до 15 прищепок за самые разные места, хм, и побеждает та, которая первая, оглаживая мужчину по всем "меридианам и параллелям! снимет все прищепки первая!
·
Вызываются 3-5 мужчин. Ставятся на стулья. Их женам - завязываются глаза. Мужчины должны задрать выше колен брючины и жены с завязанными глазами должны на ощупь найти своего мужа. На ощупь ног, от щиколотки до колен. Хохот стоит неимоверный. Главное, чтобы мужики на стульях звуков не издавали, что очень трудно добиться.

Приглашаются пары. Каждой паре выдается сырое яйцо и предлагается перекатить его через брюки партнера. Начать с низа правой ноги и через верх вынуть внизу левой.
·
На пояс при помощи веревки привязывают пустой пакет из-под сока (он болтается между ног впереди) на расстоянии около 30 см от пола. Задача: при помощи пакета на полусогнутых ногах, совершая специфические движения передвинуть спичечный коробок на определенное расстояние.
·
При помощи все того же пояска привязать карандаш, но уже с тыла. Веревочка короче сантиметров на 20. Задача присесть, при этом, попав карандашом в пустую бутылку, поставленную сзади.
·
Танцы на газете. Парам выдается газеты. Танцевать, не сходя с нее. По мере выбывания газета складывается. Как правило, заканчивается танцем одной пары, скорее одного мужчины с женщиной на руках и на пальце одной ноги.
·
Берём огурец, желательно подлиннее, от 20 см, участники расставляются так, чтобы оба пола чередовались (мужчина, женщина, мужчина...), начинающий игру вставляет огурец между КОЛЕНЯМИ, следующий игрок пытается взять огурец также коленями, если огурец упал, забиравший выходит из игры, после каждого круга огурец режут пополам, и играют с одной из половинок. Как вариант, можно взять апельсин и держать его нужно подбородком, и, конечно же, резать его не надо.
·
Несколько мужчин (одновременно!) читают с выражением любые тексты из книги. Требования: громче и выразительней. А побеждает тот... у кого самые волосатые ноги!

Цели : поднять настроение участникам викторины.

Задачи:

  • рассказать о значении смеха в нашей жизни;
  • развить фантазию, чувство юмора, находчивость, смекалку;
  • воспитать чувство взаимопомощи, командный дух.

С НАМИ СМЕХ

Нам живется лучше всех,

Потому, что с нами – Смех!

С ним нигде не расстаемся,

Где б мы ни были – смеемся!

Если в школу путь лежит –

Рядом с нами Смех бежит.

Всюду с нами наш дружок.

Смех-Смешинка! Смех-Смешок!

Молодой, задорный смех!

Посмеяться ведь не грех?!

Здравствуйте, уважаемые друзья! Как вы уже поняли, сегодняшняя викторина посвящена Дню смеха, дню юмора 1 апреля. «Умеющие смеяться живут дольше» – так говорит народная мудрость. И с этим не поспоришь.

А вот фронтовой писатель, Александр Твардовский, поднимавший дух российского воинства, по этому поводу говорил так:

“Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой …

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой юморной …”

Старая поговорка, что “смех – лучшее лекарство”, явно оправдывает себя. Смех не просто полезен для здоровья: он предотвращает возникновение заболеваний, усиливает иммунитет организма и даже продлевает жизнь, особенно когда речь идет о сердце. Американский учёный Миллер даже дает практический совет: включать обязательный смех в свой “дневной рацион” наравне с физическими упражнениями.

А знаете ли вы, что воздействие смеха на организм сходно не только с физическими упражнениями, но даже с потреблением пищи:

1 минута смеха заменяет 1 ведро котлет, поэтому вы никогда не останетесь голодными, если захотите;

1 минута смеха заменяет 1стакан или 200 грамм сметаны;

1 минута смеха заменяет 10 минут интенсивной гимнастики;

И вообще, 1 минута смеха продлевает вашу жизнь аж на целых 15 минут.

Смейтесь побольше и вы будете жить вечно!

С Днем смеха, шуток и озорных розыгрышей! Добрый, веселый смех – это чудесный витамин для всех, самый могущественный и бесценный эликсир жизни. Давайте сегодня будем смеяться, давайте соревноваться, давайте поднимать друг другу настроение!

1 этап. Представление команд.

Для участия в викторине я предлагаю организовать две команды: «Веселушек» и «Хохотушек»! (По правую руку от ведущего команда «Веселушки», а по левую – «Хохотушки»). А судить вас сегодня будет строгое, но справедливое жюри в лице Васильчук Н.И. и Лопатиной Е.В.,- наших методистов.

Но сначала предлагаю посмотреть вам небольшую презентацию, которая, без сомнения, поднимет всем вам настроение!

2 этап. Викторина «День смеха».

Итак, а сейчас вам предлагается принять участие в шуточной викторине «День смеха», которая состоит из 35 вопросов. Команды будут по очереди отвечать на вопросы, а жюри суммирует баллы. Если команда дала неправильный ответ, право ответа переходит к следующей команде. Итак, сейчас мы узнаем, кто же у нас самый сообразительный. Самый быстрый и самый умный! Внимание, вопросы. (Презентация шуточной викторины «День смеха»).

1. Каким гребнем голову не расчешешь? Ответ: петушиным.

2. Какой рукой лучше всего размешивать чай? Ответ: чай лучше размешивать ложкой.

3. За чем мы едим? Ответ: за столом.

4. Что не войдёт в самую большую кастрюлю? Ответ: её крышка.

5. Какое слово начинается с трёх букв «г» и заканчивается тремя буквами «я»? Ответ: тригонометрия.

6. Какая река самая страшная? Ответ: Тигр.

7. У кого есть шапка без головы и нога без сапога? Ответ: у гриба.

8. Какими нотами можно измерить пространство? Ответ: ми-ля-ми.

9. Что можно приготовить, но нельзя съесть? Ответ: уроки.

10. Чем заканчивается день и ночь? Ответ: мягким знаком.

11. Может ли страус назвать себя птицей? Ответ: нет, страус не умеет говорить.

12. Античный герой, доживший до наших времён в виде каши. Ответ: Геркулес.

13. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? Ответ: из железнодорожного.

14. сколько месяцев в году имеют 28 дней? Ответ: все.

15. Ты, да я, да мы с тобой. Много ли их стало? Ответ: двое.

16. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь. Ответ: время.

17. Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев. Ответ: на карте.

19. То блин, то полблина; то та, то эта сторона. Ответ: луна.

20. От чего гусь плавает? Ответ: от берега.

21. Какой конь не ест овса? Ответ: шахматный, спортивный.

22. Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: слово – «неверно».

23. У отца Мери 5 дочерей: Чача, Чичи, Чочо, Чече. Как зовут пятую дочь? Ответ: Мери.

24. По чему, когда захочешь спать, идёшь на кровать? Ответ: по полу.

25. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? Ответ: число 6.

Смешные задания и игры помогут не только весело провести время, но и лучше узнать друг друга, что особенно важно в компании, где много новых персонажей. Конкурсы лучше подбирать заранее, учитывая состав компании и ее предпочтения. А уж выбирать есть из чего!

В первой части статьи мы предлагаем прикольные смешные конкурсы для веселой компании за столом. Смешные фанты, вопросы, игры – все это поможет растопить лед в незнакомой обстановке и провести весело и с пользой время. Конкурсы могут предполагать наличие дополнительного реквизита, поэтому этот вопрос лучше решить заранее.

Конкурс проводится в начале каждого мероприятия. Необходимо подготовить на нескольких бумажках шуточный ответ на вопрос «Зачем вы пришли на этот праздник?». Варианты таких ответов могут быть разные:

  • бесплатно поесть;
  • посмотреть на людей, да себя показать;
  • негде ночевать;
  • хозяин дома мне должен денег;
  • было скучно дома;
  • я боюсь дома оставаться один.

Все бумажки с ответами складываются в мешочек, и каждый гость по очереди достает записку и громко задает вопрос, а затем читает ответ.

«Пикассо»

Играть надо не выходя из-за стола и уже нетрезвыми, что придаст конкурсу особой пикантности. Заранее следует приготовить одинаковые рисунки, у которых есть неоконченные детали.

Можно сделать рисунки полностью одинаковыми и не дорисовать одинаковые части, а можно оставить незаконченными разные детали. Главное – чтобы идея рисунка была одинакова. Размножить листки с картинками заранее на принтере или вручную.

Задание гостей простое – закончить рисунки так, как они хотят, но использовать при этом только левую руку (правую, если человек – левша).

Победителя выбирает вся компания методом голосования.

«Журналист»

Этот конкурс создан для того, чтобы люди за столом могли лучше узнать друг друга, особенно если многие из них видят других в первый раз. Потребуется заранее приготовить коробку с листочками, на которые заранее написать вопросы.

Коробка передается по кругу, и каждый гость вытаскивает вопрос и отвечает на него максимально правдиво. Вопросы могут быть разные, главное не задавать слишком откровенные, чтобы человек не почувствовал себя неуютно:

Вопросы можно придумать в большом количестве, смешные и серьезные, главное – создать непринужденную обстановку в компании.

«Где я»

Заранее следует приготовить чистые листы бумаги и ручки по количеству гостей. На каждом листике каждый гость должен словами описать свою внешность: тонкие губы, красивые глазки, широкая улыбка, родимое пятно на щеке и т.д.

Потом все листики собираются и складываются в одну емкость. Ведущий достает листки по очереди и читает вслух описание человека, а вся компания должна его угадать. Но каждый гость может назвать только одного человека, а тот, кто угадает больше всего – побеждает и получает символический приз.

«Я»

Правила этой игры крайне просты: компания садится в круг так, чтобы все участники могли хорошо видеть глаза друг друга. Первый человек произносит слово «Я», а за ним все повторяют это же слово по очереди.

Изначально это просто, но главное правило – не смеяться и не пропускать свою очередь. Вначале все просто и не смешно, но можно произносить слово «Я» разными интонациями и репликами, чтобы насмешить компанию.

Когда кто-либо засмеется или пропустит свою очередь вся компания выбирает название этому игроку и тогда он произносит не только «Я», но и то слово, которое ему назначили. Теперь будет сложнее не смеяться, ведь когда рядом сидит взрослый мужчина и писклявым голосом говорит: «Я цветочек», очень сложно не смеются и постепенно все гости будут иметь смешные прозвища.

За смех и за забытое слово вновь назначается кличка. Чем смешнее будут прозвища, тем быстрее все будут смеяться. Побеждает тот, кто закончит игру с самой маленькой кличкой.

«Ассоциации»

Все гости цепочкой рядом друг с другом. Первый игрок начинает и говорит соседу на ухо любое слово. Его сосед продолжает и на ухо своему соседу говорит свою ассоциацию с услышанным словом. И так все участники по кругу.

Пример: Первый говорит «яблоко», сосед передает дальше слово-ассоциацию «сок», далее могут быть «фрукты» - «сад» - «овощи» - «салат» - «миска» - «посуда» - «кухня» и далее. После того, как все участники сказали ассоциацию и круг вернулся к первому игроку - он говорит свою ассоциацию вслух.

Теперь главная задача гостей - это угадать тему и первоначальное слово, которое было в самом начале.

Каждый игрок может высказать свои мысли лишь единожды, но не сказать свое собственное слово. Все игроки должны угадать каждое слово-ассоциацию, если они не смогли – игра просто начинается сначала, но уже с другого участника.

«Снайпер»

Вся компания садится в круг так, чтобы хорошо видеть глаза друг друга. Все игроки тянут жребий – это могут быть спички, монеты или записки.

Все жетоны для жребия одинаковы, кроме одного, который показывает, кто будет снайпером. Жребий надо тянуть так, чтобы игроки не видели, что и кому выпадает. Снайпер должен быть только один и он не должен выдавать себя.

Сидя в кругу снайпер заранее выбирает себе жертву, а потом аккуратно ей подмигивает. Жертва, заметив это, громко кричит «Убит(а)!» и выходит из игры, но при этом жертва не должна выдать снайпера.

Снайпер должен быть предельно осторожным, чтобы его подмигивание не заметил другой участник и не назвал его. Цель игроков – определить и обезвредить убийцу.

Однако, это должны сделать сразу два игрока, одновременно указывающих на снайпера. Для этой игры понадобится недюжинная выдержка и быстрота, а также сообразительность, чтобы вычислить врага и не быть убитым.

«Угадай приз»

Эта игра станет отличным вариантом для торжества в честь дня рождения, ведь в основу можно взять имя виновника торжества. На каждую букву в имени именинника в непрозрачный мешочек ложится приз, например, имя Виктор – в мешочке должно оказаться 6 разных мелких призов на каждую букву имени: вафля, игрушка, конфета, тюльпан, орешки, ремень.

Каждый приз гости должны отгадать. Тот, кто отгадывает и получает подарок. Если призы уж слишком замысловатые, то ведущий должен дать гостям подсказки.

Это очень легкий конкурс, который требует подготовки дополнительного реквизита – ручек и бумажек. Вначале вся компания разбивается на пары, это можно сделать в случайном порядке, с помощью жребия или по желанию.

Каждый получает по ручке и бумажке и пишет любые слова. Их может быть от 10 до 20 слов - реальные существительных, а не придуманные.

Все бумажки собираются и складываются в коробку, и начинается игра.

Первая пара получает коробку и один из участников тянет листок со словом. Он пытается объяснить партнеру это слово не называя его.

Когда тот угадывает слово, они приступают к следующему, на все задание у пары не более 30 секунд. После того, как время истечет – коробка переходит к следующей пары.

Побеждает тот, кто угадает как можно больше слов. Благодаря этой игре хорошее времяпрепровождение обеспечено!

«Пуговицы»

Следует заранее подготовить пару пуговиц – это весь необходимый реквизит. Как только ведущий дает команду первый участник кладет пуговицу на подушечку указательного пальца и пытается передать ее соседу.

Другими пальцами пользоваться нельзя и ронять тоже, поэтому передавать надо очень осторожно.

Пуговица должна обойти полный круг, а участники, которые уронят ее – выбывают. Побеждает тот, кто ни разу не уронил пуговицу.

Простые шуточные конкурсы для взрослой веселой компании за столом

За столом, когда все участники уже поели и выпили, играть веселее. Тем более, если есть парочку интересных и необычных конкурсов, которые развеселят даже самую скучную компанию.

Какое застолье обходится без тостов? Это важный атрибут любого застолья, поэтому их можно немного разнообразить или помочь тем, кто это дело не любит или не умеет произносить речи.

Поэтому ведущий заранее объявляет, что тосты будут необычными и говорить их надо, соблюдая условия. В мешочек заранее кладут написанные на бумажке условия: связать тост с едой (пусть будет жизнь вся в шоколаде), произнести речь в определенном стиле (блатную речь, в стиле «Хоббита», заикающемся и т.д.), связать поздравление с животными (порхать как бабочка, быть хрупкой как мотылек, любить преданно, как лебеди), сказать поздравление в стихах или на иностранном языке, сказать тост, где все слова начинаются на одну букву.

Список заданий можно увеличить до бесконечности, главное, чтобы хватило фантазии.

«У меня в штанах»

Это пикантная игра подойдет для той компании, где все хорошо знают друг друга и готовы повеселится. Ведущему нельзя раскрывать смысл игры заранее. Все гости рассаживаются, и каждый гость называет своему соседу на ухо название любого фильма.

Игрок запоминает и, в свою очередь, называет соседу другой фильм. Все игроки должны получить название. Ведущий, после этого, просит игроков сказать вслух «У меня в штанах…» и прибавить то самое название фильма. Очень весело становится, когда у кого-то в штанах оказывается «Король Лев» или «Обитель зла»!

Главное, чтобы компания была веселой, и никто не обижался на шутки!

«Нелогичная викторина»

Эта маленькая викторина прекрасно подойдет для любителей интеллектуального юмора. Ее хорошо проводить в самом начале празднества, пока гости могут трезво мыслить. Стоит заранее предупредите всех, что следует хорошо поразмыслить над вопросом, прежде чем давать ответ.

Игрокам можно раздать листочки бумаги и карандаши, чтобы они могли записать ответы или же просто задавать вопросы и сразу же вслух, после выслушанных ответов, называть правильный вариант. Вопросы следующие:

Сколько лет продолжалась столетняя война?

Из какой страны пришли панамы?

  • Бразилия;
  • Панама;
  • Америка;
  • Эквадор.

Когда празднуют Октябрьскую революцию?

  • в январе;
  • в сентябре;
  • в октябре;
  • в ноябре.

Как звали Георга Шестого?

  • Альберт;
  • Карл;
  • Михаил.

Какому животному Канарские острова обязаны своим названием?

  • тюлень;
  • жаба;
  • канарейка;
  • мышь.

Несмотря на логичность некоторых ответов, правильные ответы такие:

  • 116 лет;
  • Эквадор;
  • в ноябре.
  • Альберт.
  • от тюленя.

«Что я чувствую?»

Заранее следует приготовить бумажки, на которых будут написаны эмоции и чувства: ярость, любовь, тревога, симпатия, флирт, равнодушие, страх или пренебрежение. Все бумажки должны лежать в мешке или коробке.

Все игроки размещаются таким образом, чтобы их руки соприкасались и закрывают глаза. Первый в кругу или ряду участник открывает глаза и вытягивает из мешка бумажку с названием чувства.

Он должен передать это чувство соседу с помощью касания его руки определенным образом. Можно нежно погладить руку, изображая нежность, или ударить, изображая гнев.

Затем есть два варианта: либо сосед должен вслух угадать чувство и вытянуть следующую бумажку с чувством, либо же передать полученное чувство дальше. В ходе игры можно обсуждать эмоции или играть в полной тишине.

«Где я?»

Из компании выбирают одного участника и садят его на стул в центр комнаты так, чтобы он был расположен спиной ко всем. На его спину с помощью скотча крепят табличку с надписями.

Они могут быть разными: «Ванная», «Магазин», «Вытрезвитель», «Родильный зал» и другие.

Остальные игроки должны задавать ему наводящие вопросы: как часто ты туда ходишь, зачем ты туда ходишь, на долго ли.

Главный игрок должен отвечать на эти вопросы и тем самым смешить компанию. Игроки на стуле могут меняться, главное, чтобы компании было весело!

«Плошки-поварешки»

Все игроки сидят в кругу. Ведущий заранее подготавливает коробку с фантами, на которых написаны разные кухонные приборы и атрибуты: вилки, ложки, кастрюли и прочее.

Каждый игрок по очереди должен достать один фант и прочитать его название. Его нельзя никому называть. После того как все игроки получат бумажки они садятся или становятся в круг.

Ведущий должен спрашивать игроков, а игроки должны давать тот ответ, который прочли на бумажке. Например, вопрос звучит «В чем сидишь?» ответ – «В сковороде». Вопросы могут быть разные, задача ведущего – рассмешить игрока и после дать ему задание.

«Лотерея»

Этот конкурс хорошо проводить в женской компании 8 марта, но он прекрасно подойдёт и для других мероприятий. Заранее заготавливаются маленькие приятные призы и нумеруются.

Их номера пишутся на бумажках и складываются в мешок. Все участники мероприятия должны вытаскивать бумажку и забирать приз. Однако это можно превратить в игру и ведущий должен задавать смешные вопросы игроку. В итоге, каждый гость уйдет с маленьким приятным призом.

«Жадина»

В центр стола ставится миска с маленькими монетками. У каждого игрока стоит его собственное блюдце. Ведущий раздает игрокам чайные ложечки или китайские палочки.

По сигналу все начинают выгребать монеты из миски и перетаскивать их к себе в тарелку. Ведущему следует заранее предупредить сколько времени будет у игроков на это задание и по истечению времени дать звуковой сигнал. После, ведущий пересчитывает монетки у каждого игрока на блюдце и выбирает победителя.

«Интуиция»

Эта игра проводится в пьющей компании, где люди не боятся опьянеть. Один доброволец уходит за дверь и не подсматривает. Компания ставит на стол 3-4 рюмки и наполняет их так, чтобы в одной была водка, а во всех остальных вода.

Приглашается доброволец. Он должен интуитивно выбрать стопку с водкой и выпить ее, запив водой. Удастся ли ему найти нужную стопку, зависит от его интуиции.

«Вилки»

На стол ставится тарелка и в нее ложится случайный предмет. Добровольцу завязывают глаза и дают в руки две вилки. Его подводят к столу и дают время, чтобы он смог вилками ощупать предмет и определить его.

Можно задавать вопросы, но на них должны давать ответы только «Да» или «Нет». Вопросы могут помочь игроку определить, съедобный ли это предмет, можно ли им мыть руки или чистить зубы, и прочее.

Ведущему стоит заранее заготовить две вилки, повязку на глаза и предметы: апельсин, конфету, зубную щетку, губку для мытья посуды, монету, резинку для волос, шкатулку для драгоценностей.

Это знаменитая игра, которая пришла из Америки. Для не понадобится скотч и листки, а также маркер.

Можно использовать липкие стикеры, но заранее проверить, будут ли они хорошо держатся на коже. Каждый участник пишет на листке любого человека или животное.

Это могут быть знаменитости, персонажи фильмов или книг, а также обычные люди. Все бумажки складываются в мешок и ведущий перемешивает их. Затем все участники садятся в круг и ведущий, проходя мимо каждого клеит ему на лоб бумажку с надписью.

Каждому участнику с помощью скотча на лоб клеится бумажка с надписью. Задача игроков – узнать, кто они, задавая по очереди наводящие вопросы: «Я знаменитость?», «Я мужчина?». Вопросы должны быть построены так, чтобы на них можно было ответить односложно. Выигрывает тот, кто раньше других отгадывает персонажа.

Пример еще одного веселого застольного конкурса - в следующем видео.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь