Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

На чтение 3 мин.

Детские фантазии — что ложь, а что, правда?

Нет таких детей, которые бы не фантазировали. Но иногда родители из-за этого огорчаются. Потому, что порой они не в силах отличить фантазию от правды. Чем являются фантазии? И стоит ли поощрять ребенка, если он большой фантазер? А может быть лучше запретить летать в облаках? Как научиться определять, когда ребенок просто фантазирует, а, когда действительно говорит правду.

Детские фантазии очень разнообразны. По сути это целый мир. И такие мечтатели впоследствии могут стать великими людьми, таким, как скульпторы, архитекторы, композиторы или даже писатели. Когда у человека бурно работает фантазия, то это счастье. Плохо, когда она отсутствует.

Поэтому ругать детей, за то, что у них отлично развито воображение и проявляются их детские фантазии глупо и неправильно. Если бы в нашем мире не было фантазии, наука так и не смогла бы сдвинуться с места. И в итоге, мы бы так и не достигли цивилизации, а остались в каменном веке. А как появилась палка-копалка, ведь она была сделана из камня.

И человек, который ее смастерил, увидел в обычном камне эту интересную, полезную штуковину. Получается, что он обладал фантазией, которая работала в определенном направлении. Но, как говорится не все так хорошо, как может показаться. Недостатки можно найти везде. Поэтому и у фантазии есть своя темная сторона.

Зачастую – это фантазии, которые появляются из детских страхов. Порой бурная фантазия перерастает в наглую ложь и, если вовремя это не пресечь, она может превратиться в ужасное качество. Человек попросту может стать неисправимым лгуном.

Многие родители недооценивают своих детей. А ведь в их светленьких головках порой роятся такие мысли, что не каждый родитель мог бы в это поверить. И здесь речь идет о фантазии и грани, которую переходить не стоит.

Детские фантазии и их светлая сторона

Еще до того, как попасть в школу ребенок обретает фантазию, она помогает ему познавать мир. И в этом возрасте неплохо, если воображение будет развиваться, потому, что это также влияет на развитие ребенка в целом.

Темная сторона

Порой плоды слишком развитой фантазии начинают очень беспокоить взрослых. Потому, что в них явно просматриваются все детские страхи и даже агрессия. Часто это может вылиться в соперничество или в отказ от родителей. А порой, фантазия перерастает в постоянную ложь, когда ребенок уже не может остановиться. Он меняется буквально на глазах.

Главное, не пугаться, если у ребенка развита фантазия. Это не плохо. Главное следить за всем, что он делает, что говорит и научиться его чувствовать. Тогда вы сможете разобрать, перешел ли он грань, за которую переходить не стоит.

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: «А у меня под кроватью розовый слон живет…» - «Игрушечный?» - уточнила я. «Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон…» Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями. Но не все так радужно в мире детской фантазии . У нее есть и оборотная, «темная» сторона. Это фантазии, растущие из детских страхов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет . Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша. Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии , есть 3 главных пути:
  1. читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы – это «кирпичики», фундамент фантазии.
  2. После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями . Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)». Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  3. Предлагайте игры с образами-заместителями . Скажите малышу : «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка . В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.
«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает дрелью, - рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика. Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии . Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д. Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок , тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза). То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес. «Я отказываюсь понимать!» - возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. - «Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!» Чего же не хватает ребенку ? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку , без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле «секретная» установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены – малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен. Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет пределов! Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке – меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся. Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, «Космостарс»), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и … космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок. И последний (но не по важности) путь развития воображения – это так называемое свободное фантазирование . Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия. В его фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Темная сторона луны

Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ли ребенок или это просто богатая фантазия…

История первая: «Я не трус, но я боюсь…»

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына «испортился характер». Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище… Такая ситуация – вовсе не редкость. Статистика говорит, что каждый второй ребенок в возрасте от 3 до 5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли. Каждый третий – транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Около 6 лет приходит страх смерти, который проявляется в страхах нападения, огня, потопа, стихийных бедствий. Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не «больное» воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях. Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать «свое» чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, солнцезащитные очки, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из пластилина, а потом тут же преобразить его в нечто доброе. С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров – волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Еще одно средство – завести домашнего питомца и убедить ребенка , что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. Призовите на помощь добрые фантазии и вместе вы победите! И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: «Денискины рассказы» В. Драгунского, стихи А. Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй… и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

История вторая: «Я – Бэтмен!»

Кириллу 5,5 лет. Он активный, любознательный мальчик. Но его маму очень волнуют его увлечения. Его кумирами являются Человек-Паук, Бэтмен и прочая, с точки зрения мамы, нечисть. Вся одежда, тарелки, постельное белье, игрушки должны быть с символикой этих персонажей. Любимая игра – надеть костюм Бэтмена, выпрошенный на день рождения, и «летать» по квартире. В садике на него жалуются воспитатели: мальчик часто бывает зачинщиком драк, которые начинаются как театральное действие, а заканчиваются слезами и стоянием в углу ее участников. Да и на улице Кирилл часто добивается своего силой. «Откуда в нем столько агрессии?» - задается вопросом мама… Доказано, что агрессивные фантазии формируются, когда ребенок был наблюдателем или участником сцены, связанной с насилием. Насилие понимается в широком смысле слова: увиденная драка с участием брата, приказной крик мамы и даже лишение лакомства, игрушки. А уж с экрана телевизора на детей прямо изливается поток насилия! Мультики с устрашающими персонажами, основным сюжетом которых являются драки, боевики и «ужастики», которые так любят смотреть папы, не отдавая себе отчета в уроне, который они наносят в этот момент своим детям. Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супер-герои… добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: «добрый» персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая «злых» персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в «добрых» персонажей такие жестокие. Также родители, чьи дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, должны обратить внимание на стиль воспитания ребенка . Не слишком ли много «нельзя»? Не применяются ли физические наказания? Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, «дающих добро», и плохих, «наказывающих». Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос «почему» начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, - это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш? Но в дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы «понарошку» будете злым персонажем, а ваш ребенок – добрым. И пусть он вас «победит». На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). «А что будет дальше?» - в ужасе думает мама, поймав на вранье 4-летнего сынишку, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой «проступок». В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, - это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же – это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо. Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет . Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия «правды» и «лжи» - это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. До 7, а то и 10 лет ребенок опирается в основном на мнение близких: если мама недовольна, значит, я поступил плохо. Это так называемый «доморальный этап развития». А, значит, ему действительно непросто, особенно в 4-5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии. Часто ложь – это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых. С самых «младых ногтей» родители начинают обманывать свое чадо: «Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) – тебя дядя милиционер заберет!» или «Придет волк (баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!». Каково ребенку верить, что его родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже? Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: «Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем». Малышу не понятно – в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие «вежливой» лжи, для него вся ложь одинакова. Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение… Какие же основные причины, по которым ребенок врет? 1) Боязнь слишком строгого наказани я. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть «следы преступления». Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать «прости», он вряд ли будет прибегать ко лжи. 2) Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это «нельзя», то малыш попробует защититься от этого ложью. «Это бабушка разрешила мне взять пирожное!» (а бабушки и дома не было). «Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!» и т.д. Подумайте, не слишком ли много «нельзя» в вашей воспитательной позиции? Постарайтесь каждому «нельзя» сразу противопоставить «можно»: «Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!». В некоторых случаях можно произвести педагогическое внушение, не пользуясь словом «нельзя», а только подразумевая его. Например: «Конфету можно съесть только после обеда». Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью. 3) Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы «замахнуться» на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. «А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!» (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения – ложь. С детской – наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого – свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом буду хвастунишкой считать. По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании. Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи («Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс»). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки. 4) Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает «городить огород», чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: «Он/она первым начал(а)!». После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу «ринга» в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она – первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни («Меня не уволили! Я сама уволилась, а начальник настоящий дуб!»). Это ложь- отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку , что вы его любите, даже если это именно он «первый начал». Обсуждайте эти «острые» ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше. 5) Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный «продукт» генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая. Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте «далеко идущих» выводов. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, – то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг – частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки! Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в «мирных целях». Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:
  1. Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Спокойствие, только спокойствие!
  2. Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  3. Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  4. Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
  5. Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем.
  6. В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: «Ты любишь братика?» (отчаянно ревнующему первенцу).
  7. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка… Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Светлая сторона

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша. В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:

— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.

— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

Маленькие фантазеры

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

Игрушки

Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам. Зато бьются палками, делают куколок из травы и «ездят» камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка — мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно. Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.

Темная сторона

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия — свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие «лжи» и «правды» приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.

Каковы основные причины лжи?

Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.
Множество запретов. «Пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка»… Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.
Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.
Для самооправдания. «Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.
Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.

Последние международные данные свидетельствуют, что число детей, имеющих заболевания аутистического спектра, превышает число детей с синдромом Дауна, онкологией, глухотой и слепотой в совокупности ,,. Известно, что в России диагноз "аутизм" ставится заметно позже, чем в странах Европы и США. Вследствие поздней диагностики многие дети своевременно не получают специализированную помощь, что негативно сказывается на развитии, обучении и социализации. Большинство родителей и педагогов не имеют достаточной информации о том, как разграничить свойственные нормальному развитию проявления детского поведения от его патологических форм или душевного заболевания .

Цель статьи — выделить важнейшие признаки феномена патологического фантазирования для совершенствования психологической коррекции отношений с ребёнком и создания оптимальных условий его развития. Материал был подготовлен по результатам исследования 84 семей с детьми 3-9 лет, обратившихся в Институт интегративной семейной терапии и в Детскую психиатрическую больницу №6 г. Москвы с 2002 по 2012 год за консультативной, диагностической и лечебной помощью по-поводу "особых" фантазий и игр у детей. Из всех семей — 9 детей (семей) — были направлены педагогами и воспитателями детских образовательных учреждений г. Москвы, с которыми сотрудничает Институт интегративной семейной терапии. Все дети из группы наблюдения были осмотрены психиатром, семьи участвовали в занятиях с семейным психологом, а также посещали детские и детско-родительские коррекционно-развивающие группы, как еженедельно в амбулаторном режиме в осенне-зимне-весенний период, так и ежедневно в летний период в рамках работы семейного реабилитационного психологического лагеря "Изумрудный город".

Часть 1.Истории из жизни

Воспитатель детского сада: "Миша Н., 5.5 лет. Хороший мальчик, но — не отзывается на своё имя! Я говорю: "Миша, давай нарисуем картинку ", а он отвечает: "Я не Миша, а Геракл! " Все время так: если кто-то к нему обращается по имени — я, другой воспитатель или ребята — он злится и кричит: "Я же говорил Вам! Я — не Миша, а — Геракл !". Ещё меня беспокоит, что ему трудно сосредоточиться на заданиях. Он все время думает о чем-то своём и как будто перестаёт меня слышать. С ребятами не любит бегать, играет сам по себе в уголке, что-то бормочет себе под нос и всегда носит с собой одну и ту же игрушку — фигурку рыцаря. Никогда сам не берет игрушки, которые есть у нас в группе, играет только со своей и ни в коем случае не даёт её другим ребятам.

Педагог, который проводит занятия по подготовке к школе: "Костя С.. Очень умный — читает большие книги уже в 6 лет, недавно сам прочитал Карлсона, представляете? Но, когда что-то прочитает, потом играет только в этого героя. Последний месяц как придёт, так бегает по кругу в комнате, никак не усадишь его заниматься или играть. Бегает и "жужжит". Я его прошу перестать, а Костя говорит, что это — не он, а Карлсон "жужжит", мотор так работает! Мы чего только не пробовали — просили, уговаривали, ругали — ничего не помогает! Даже маму попросили подключиться, потому что очень сложно работать: другие дети тоже отвлекаются! А мама говорит, что дома также: если звать Костю обедать — не идёт, а если Карлсона позвать — то сразу бежит. Подскажите, играть дальше в эту игру вместе с ним? Ждать, пока ему надоест? "

Психолог — ведущая детско-родительской психологической группы: "К нам на занятия ходит девочка 5 лет с мамой. Девочка очень тихая, стеснительная — все время сидит у мамы на коленках, держит её за руку. И почему-то очень не любит своё имя. На первом же занятии она (при помощи мамы, прошептав ей на ушко) попросила её звать не Таней, а Ойкой, а маму — не Светланой, а Машей (из сказки про Машу и Ойку). Она делает разные задания, как и все другие дети: головоломки складывает замечательно, рисует хорошо, но почти всегда молчит или шепчет что-то маме на ухо. Если мы все вместе играем — никогда не отвечает вслух, даже если знает ответ: она шепчет на ушко, чтобы мама за неё сказала. Мы не слышали её голоса до того случая, как мама случайно назвала её по имени (не Ойкой, а Таней). Тут она так рассердилась! На маму громко закричала. Мама потом сказала, что дома она совсем не тихая, и разговаривает с близкими нормальным громким голосом… Не представляю, как она сможет пойти через год в школу! ".

Учитель начальной школы: "Никита Т., 7.5 лет. Мальчик хорошо читает, пишет, с математикой все в порядке, т.е. успевает по всем предметам. Но вот есть что-то, что меня удивляет и даже настораживает. Он очень не любит некоторые слова — просто не переносит их! Например, почему-то ему не нравится слово "тигр" — он хочет, чтобы все говорили "лев", или ещё чтобы говорили "крыса", а не "мышь", и слово "снеговик" не любит. Если кто-то при нем эти слова произносит — он ужасно сердится, кричит, в драку готов лезть. Я спрашиваю его: "Почему они тебе не нравятся?" Не отвечает. При этом он этих снеговиков все время рисует. А потом замазывает целиком, чтобы видно не было, и всегда черным фломастером. С ребятами у него не очень хорошие отношения. Он почти с ними не играет и часто приходит ко мне жаловаться: "А почему Петя на меня смотрит? Скажите ему, чтобы он перестал на меня смотреть!" А я вижу, что Петя ничего плохого ему не делает, не обижает. Я не понимаю, как Никите объяснить, что ему никто не хочет плохого — ни Петя, ни Степа, ни другие ребята! ".

Мама мальчика 6 лет: "Сережа очень рано начал разговаривать и сразу длинными фразами, не как малыш. У него очень богатая фантазия. Он все время что-то придумывает. Больше всего он любит рассказывать о планете Кошек: как там все устроено, и что там есть. Он говорит об этом часами. Я, если честно, через какое-то время перестаю понимать, о чем идёт речь, могу только слушать и кивать. И он хочет, чтобы все с ним в эту планету играли — и я, и муж, и ребята. Он всегда в игре — он — Мартюшонок, это как будто бы котёнок, который живёт на той планете. Мы с мужем иногда чуть-чуть играем, а потом говорим: "Ну, может быть, теперь в прятки поиграем? Или в домино?" А он не хочет, настаивает, чтобы мы играли только в эту планету… Ещё Сережа любит слушать аудиокниги. Включает у себя в комнате, садится на качели спорткомплекса и слушает часами. У него замечательная память! Он может с любого места любую сказку рассказать, как будто учил, любит обороты оттуда в своей речи использовать. Это нашей бабушке особенно нравится, потому что он тогда как маленький учёный выглядит ".

Часть 2. Нормальные и патологические фантазии (игры)

Все описанные выше случаи насторожат клинического психолога и детского психиатра. В каждой истории — разные проявления одного и того же феномена, который на медицинском языке называется "патологическим фантазированием", и, с некоторой долей вероятности, речь может идти о заболевании аутистического спектра или других расстройствах психической сферы. Одним из этапов нормального развития ребёнка дошкольного возраста является период сюжетно-ролевых игр, когда дети во время игры представляют себя рыцарем, драконом, Бэтманом, грузовиком или инопланетянином. Родители, воспитатели и педагоги знают, что дети могут иметь одного или нескольких любимых героев (часто это персонажи мультфильмов и книг) и с удовольствием играют в них: стараются копировать внешность, наряды, движения, речь этого персонажа. Описанный этап, в рамках которого в игре у ребёнка есть возможность "примерить" на себя разные роли и типы поведения, — очень важен для развития. Благодаря такой игровой деятельности развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации. Примеряя на себя различные образы, как "плохие", так и "хорошие", дети осознают себя, свои границы, своё "Я", учатся социальным нормам и правилам, могут быть спонтанными и креативными . Отличительной особенностью психики ребёнка является тонкая грань между фантазией и реальностью. Именно с незрелостью детской психики, в целом, и с созреванием эмоциональной сферы (а позже и сферы мышления) связано появление в определённом возрасте (около 5 лет) у детей разнообразных страхов — темноты, диких зверей, сказочных существ (Бабы-Яги, привидения), а также возникновение не только здоровых, но и патологических форм фантазий ,. Наблюдение за детьми на приёме у психиатра, во время семейных консультаций, на групповых занятиях позволило нам дифференцировать проявления здоровых и патологических фантазий (игр). Сравнительная характеристика образных фантазий и сюжетных игр; Здоровые фантазии и сюжетные игры; Патологические фантазии и игры Фантазии и игра носят произвольный характер, т.е. возникают по желанию ребёнка. Патологические фантазии могут возникать непроизвольно, т.е. независимо от воли ребёнка, иногда "наплывами". Здоровые игры в той или иной мере связаны с реальностью. Патологические фантазии и игры могут быть "оторваны" от реальности. Фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие, в том числе близкие родственники и воспитатели, не всегда понимают содержание игры или фантазии. Здоровые игры и фантазии характеризуются быстрой сменой сюжета, "подвижностью" игры — сегодня будет один вариант, завтра — другой (или с одним человеком — играем в одно, а с другим — в другое). В патологическом варианте присутствует стереотипность фантазий, образов, действий. Сюжет игры постоянно повторяется. Сохраняется необычайная стойкость выбора героя. Фантазии отличаются гибкостью в выборе предметов для игры. Однотипные, монотонные и однообразные игры с игровыми и неигровыми объектами, по сути являются стереотипными действиями, манипуляциями (сортировка предметов, выкладывание рядами, закрывание-открывание крышек, выдёргивание ниток из одежды). Продолжение таблицы. Фантазии могут подходить как для индивидуальной, так и для совместной игры. К обычной игре, в которую ребёнок играл один, возможно присоединение других детей или взрослых с продолжением, изменением и развитием сюжета и правил. Подходят как для индивидуальной, так и для совместной игры. Однако если игра изначально не подразумевала включение в неё кого-то постороннего, ребёнок может крайне резко и негативно реагировать на попытку его прервать или помешать. Аналогично, он может крайне болезненно или агрессивно воспринимать отказ окружающих участвовать в его игре. Есть готовность договариваться о сюжете игры. На игру (сюжет) повлиять очень сложно или невозможно. В игре ребёнок договаривается о ролях (своих и чужих), готов меняться ролями. Роли участников жёстко распределены и устойчивы. Ребёнок может отказаться от своей игры в пользу более привлекательной игры, предложенной "извне". Ребёнок не отказывается от своей игры, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения "извне". Движения и действия обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения (например, потряхивание кистями), наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету. Игры и фантазии могут иметь различную эмоциональную окраску, как по интенсивности (слабые, сильные переживания), так и по знаку (положительные или отрицательные чувства). Могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, эмоциональной "заряженностью". Возможно развитие фантазий, в которых кому-либо причиняется физический вред или боль (т.е. они могут иметь агрессивно-садистический характер). Продолжение таблицы 1.В норме не сопровождаются визуализацией образов. Нередко сопровождаются визуализацией образов, т.е. дети "видят" героев своих фантазий или себя (при аутоскопических визуализациях). Ребёнок знает где, когда и как отделяется игра от "не игры", готов переключаться на другую деятельность. Наблюдается "непрерывность" действий, ребёнок не считает свои действия игрой и верит в "реальность" фантазий. Фантазии будут проявляться в игровых ситуациях. Но если игра окончена — ребёнок будет готов разговаривать на другие темы, выполнять просьбы, заниматься самостоятельно или с кем-то ещё другими делами. Фантазии могут проявляться, когда игре нет места, могут приводить к дезадаптации. Дети не различают ситуации, когда поведение уместно (например, на детской площадке) или неуместно (школьный урок). Дети с удовольствием или по обязанности занимаются другими видами деятельности. Патологическое фантазирование может "вытеснять" другие виды активности. Ребёнок так погружён в игру (фантазии) и так охвачен, что может забывать, что сидит на уроке, замёрз, проголодался и хочет спать. Патологические фантазии часто сопровождаются особенностями в поведении или эмоциональной сфере ребёнка, которые будут различаться в зависимости от возраста и типа нарушения. Приведённый ниже перечень частично был описан в литературе ,, но дополнен и детализирован в результате наших наблюдений:

  • стереотипные движения, например, ребёнок может бегать по кругу, ходить на цыпочках, кружиться на месте, перемещаться от препятствия к препятствию, взмахивать руками (как крыльями), складывать кисти рук на груди и ими потряхивать;
  • тревожность и настороженность, как в отношении людей, так и в отношении любых перемен в жизни, новых мест;
  • избирательность в еде, отказ пробовать новые виды пищи;
  • нежелание вступать в контакт с людьми, особенно с ровесниками, или, наоборот, "безграничное" общение с чужими людьми, без учёта дистанции;
  • избегание глазного контакта (т.е. во время общения ребёнок будет смотреть не на собеседника, а в сторону);
  • избегание прикосновений к себе, своей коже или, напротив, острая потребность в прикосновениях к людям, в том числе, к чужим;
  • отказ от речи с посторонними (при том, что в домашней обстановке речь нормальная, соответствующая возрасту);
  • использование в речи неологизмов, повторов за собеседником слов или завершающих слово слогов;
  • отказ отзываться на своё имя (в течение длительного времени), негативные реакции ребёнка при попытках взрослого настаивать;
  • отказ выполнять какие-либо просьбы или действия (негативизм), а иногда полное игнорирование окружающих людей;
  • "прохладное" или безразличное отношение к родным, в сочетании с высоким уровнем индивидуальной чувствительности, обидчивости (в ситуациях, когда речь идёт о себе);
  • склонность к импульсивным, непредсказуемым действиям или поступкам;
  • быстрая утомляемость, неспособность длительное время заниматься одним видом деятельности, истощаемость, трудности концентрации внимания (например, если необходимо выполнять задание, которое дал учитель), сочетающиеся, как было отмечено ранее, с длительным погружением в доминирующую фантазию (игру), которая не вызывает усталости;
  • глубокий (сверхценный) интерес к определённым темам (например, к транспорту, компьютерам, динозаврам или цветам) с полным безразличием к остальным темам;
  • страхи, отличающиеся от обычных детских страхов яркой эмоциональной реакцией, своеобразием и необычностью фабулы, стойкостью и отсутствием реакции на коррекцию (страх поездки на метро, цветов на обоях, грязной еды, шума воды, ворсинок ковра и т.п.).

Патологические фантазии могут быть признаками (симптомами) различных по этиопатогенезу (по своей природе) заболеваний:

  • Как упоминалось ранее в некоторых случаях речь идёт о различных вариантах нарушенийаутистического спектра .
  • Возможны случаи, когда состояние ребёнка свидетельствует о перенесённой (или переносимой в данный момент ) сложной или травмирующей жизненной ситуации . Фантазии и игра играют защитно-компенсаторную роль, помогая ребёнку справиться со стрессом и напряжением.
  • В практике бывают ситуации, в которых компенсаторные психологические механизмы возникают у ребёнка с расстройствами аутистического спектра, т.е. наблюдается сочетание первого и второго типов.

Однако, в большинстве случаев для родителей, педагогов и воспитателей не является принципиальным, за счёт чего образовались эти особенности у ребёнка. Гораздо важней будет ответ на вопрос: что с этим можно и необходимо делать? Определить, является ли происходящее с ребёнком нарушением или находится в рамках нормального развития, может ТОЛЬКО специалист с высшим медицинским или психологическим образованием. Следовательно, если воспитатели или педагоги находят в поведении ребёнка ряд перечисленных выше симптомы — во всех случаях это повод рекомендовать родителям (или законным представителям) консультацию как минимум двух специалистов : детского психиатра и семейного психолога . Оптимальный вариант — чтобы это были коллеги, которые могут совместно консультировать семью, согласуя свои рекомендации. В результате сотрудничества этих специалистов может быть предложена схема дальнейших действий. Посещения только одного из этих специалистов может быть недостаточно! Почему психиатр, а не невролог (невропатолог)? Именно детский психиатр сможет определить наличие/отсутствие серьёзных расстройств психической сферы ребёнка, и при необходимости назначить медикаментозную терапию. В том случае, если у ребёнка будет выявлено заболевание аутистического спектра, врач сможет наблюдать динамику состояния и рекомендовать возможные пути лечения и реабилитации на разных этапах течения болезни. Почему не детский, а семейный психолог? Поведение ребёнка с большой долей вероятности может быть связано с особенностями взаимодействия в семье, или с теми событиями, которые происходят в семье. Кроме того, всей семье необходимо научиться согласовывать свои реакции на поведение ребёнка, освоить новые способы контакта с ребёнком, искать иные возможности для развития и обучения. В том случае, если патологическое фантазирование у ребёнка является следствием переживания им психотравмирующей ситуации, работа с семейным психологом (психотерапевтом) будет иметь особое значение. Индивидуальные занятия только с детским психологом в данном случае вероятнее всего будут малоэффективными . Кроме того, необходимо посоветовать родителям, выработать вместе со специалистами и другими значимыми взрослыми (родственниками, учителями, няней) общую линию поведения, стратегию построения отношений с ребёнком. Таким детям очень важны ясные и чёткие правила, стабильность и предсказуемость реакций взрослых.

Часть 3. Практические идеи для взаимодействия с детьми, имеющими склонность к патологическому фантазированию

Итак, врач-психиатр поможет родителям понять, что послужило причинами возникновения у ребёнка патологического фантазирования (или схожей симптоматики), определит природу заболевания и обозначит пути помощи ребёнку и семье в целом. Клинический и семейный психологи "подхватят" эту часть коррекционной работы. Но есть отдельные воспитательные задачи, которые в любом случае могут решать близкие ребёнку люди (родственники), а также те, кто непосредственно занимается его обучением и развитием (воспитатели и педагоги). Эти задачи никаким образом не могут заменить консультацию у врача, они являются "сопутствующими", "сопровождающими", имеющими прикладное и практическое значение. Ниже приводятся рекомендации, которые могут быть использованы взрослыми при выборе возможных способов реагирования на разнообразные варианты "особого" поведения ребёнка с патологическим фантазированием и на схожие особенности у здоровых детей. Эти рекомендации не являются достаточными для решения проблемы и устранения симптоматического поведения, если это поведение связано с серьёзными психическими нарушениями. Рекомендации носят обобщённый характер, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Однако, многие "ходы" применимы в каждодневной работе педагогов, а также во взаимодействии родителей с детьми, помогая как ребёнку, так и его окружающим иметь некую "опору под ногами" и лучше понимать происходящее. Имя и игровое перевоплощение. Имяэто то, что является одним из основных способов идентифицировать себя, своё "Я" и даётся родителями вместе с рождением. У разных народов существовали и существуют особые ритуалы наречения имени. При патологическом фантазировании ребёнок, теряя грань между реальностью и миром фантазии, "становясь" героем сказки или мультфильма, в каком-то смысле теряет себя, свои границы, своё "Я", отказывается от принадлежности своему роду и родителям. Учитывая, что грань между вымыслом и реальностью у ребёнка в силу возрастных особенностей стёрта, варианты, когда окружающие безоговорочно поддерживают предложенную игру с переименованием, могут только усиливать проблему. Согласившись, что на занятия ходит не Миша, а Геракл, взрослые поддерживают ребёнка в этом стирании границы между тем, что есть на самом деле и тем, как он хотел бы, чтобы было. Также, не полезным действием со стороны взрослого была бы готовность (согласие) отказаться от своего собственного имени и собственной свободы действий. Согласие "быть не собой" возможно только в том случае, если получается обозначить рамки игры , у которой есть начало , конец и чёткие правила . Такая игра допустима только в ограниченное время (не с утра до ночи) и не может быть дискомфортна для кого-либо из участников (иначе это уже не игра, а насилие). Игре необходимо быть уместной с точки зрения окружающей реальности. Если поиграть в "папу-слона и слонёнка" хорошо в домашних условиях, то представляться именами этих животных на группе подготовки к школе не следует (т.к. ситуация не является игровой и у неё есть иные цели и задачи). При этом по нашим данным и данным литературы важно учитывать, что тактика прямого и категоричного спора с ребёнком о том, как его называть, может быть неэффективной, т.к. во многих случаях ответом ребёнка будет агрессия и другие негативные реакции. Задача взрослого помочь отделить игру от "не игры" , воображаемое от действительного, уместное от неуместного — и при этом продемонстрировать интерес и уважение к тому, что для ребёнка важно. Как это может выглядеть на практике?

  • Если ребёнок выбрал себе любимого персонажа, всегда полезно узнать, почему ребёнок выбрал для себя этого героя. Возможные вопросы могут звучать так: Расскажи, пожалуйста, чем тебе нравится этот герой? Что он любит делать? Чем вы похожи, а чем отличаетесь? Почему ты хочешь, чтобы тебя звали его именем? А почему не хочешь, чтобы тебя называли именем, которое дали папа и мама ?
  • Обозначение границ со стороны взрослых: "Хорошо, Миша, давай сейчас мы поиграем в то, что ты — Геракл. Мы будем играть 10 минут (можно завести таймер или будильник), а потом ты обратно станешь Мишей. Если захочешь, мы потом ещё в эту игру поиграем" . Ровно через 10 минут игра останавливается, и если есть желание — через оговорённое время возобновляется.
  • В учебных и развивающих целях, а также для установления контакта в некоторых случаях возможно и уместно "встраивание" в игру и фантазию (как продолжение или вариант предыдущего пункта, с чёткими временными границами). Проиллюстрируем историей мальчика, который хотел быть Карлсоном: "Сейчас у нас будет игра в Карлсона, который живёт на крыше. Сегодня наш Карлсон будет не только летать, и жужжать, но ещё он будет прыгать на одной ножке! (Все бегают по кругу и прыгают). Спасибо. А теперь Карлсон не просто полетит, а будет выслеживать воров на крыше! Для этого, когда он услышит мой хлопок в ладоши, ему надо будет замереть на месте и не двигаться — иначе он спугнёт воров, а когда я дважды хлопну в ладоши — можно будет лететь дальше… Спасибо. А теперь мы будем играть с другую историю — как Карлсон ворует плюшки у Фрекен Бок. Плюшками будут фигурки в мешочке (у каждого свой). Карлсону надо посмотреть на карточку и найти на ощупь в своём мешочке именно такую плюшку-фигурку… Спасибо. В следующий раз мы ещё поиграем в Карлсона — будем его лечить, когда он заболел, а сейчас пришло время для другой игры".

"Ребёнок постоянно фантазирует "/" уходит из реальности в свой воображаемый мир" (но ничего не любит делать руками; не умеет сотрудничать; не любит игры со сверстниками). В таких случаях следует помогать ребёнку "заземлять" его образный внутренний мир, делать его более конкретным и материальным. Здесь будет работать принцип "ты не расскажи, а покажи мне, как это устроено". Далее при помощи различных материалов и форм ребёнок может показать то, что он придумал или изобрёл. Для этого будут полезны конструкторы, пластилин, карандаши, солёное тесто для лепки, пальчиковые краски. Хорошо, если вокруг этого творчества получается совместная деятельность, в которой можно сотрудничать, помогать друг другу, учиться взаимодействовать. Если мама (или любой другой человек) лепит рядом с ребёнком что-то своё, а потом просит помочь слепить (доделать) важную деталь — то это уже будет совершенно реальное взаимодействие и общение, в настоящем реальном, а не выдуманном мире. В ответ можно предложить ребёнку помощь, привнести новые детали в его проект. Так формируется возможность построить диалог и расширить тот узкий коридор, который задан жёсткими рамками патологического стереотипного образа. Параллельно решаются другие задачи развития, например, улучшается мелкая моторика. Отдельно важно заметить, что на таких детей (склонных "уходить в свой мир") негативно влияет просмотр телевизионных передач, а также любые виды компьютерных игр (включая доступные на мобильных телефонах и игровых приставках). Любая виртуальная "реальность" будет усиливать дезадаптацию, поэтому использование любых электронных средств должно быть ограничено. У ребёнка усиленный интерес к одной теме . Если ребёнок увлечён чем-то одним, то часто его уровень знаний оказывается неравномерным, а общее развитие — дисгармоничным. Задача родителей и педагогов — развитие тех зон и сфер, которые развиты хуже, т.к. не попадают в поле, которое само по себе интересует ребёнка. При этом важно иметь искреннее уважение и принятие интересов ребёнка (к номерам и цифрам, к компьютерному программированию, к ботанике или астрономии ). Если ребёнок необщительный — ему будет важна помощь в том, чтобы устанавливать разные контакты и поддерживать отношения со сверстниками. Если ребёнок предпочитает малоподвижную деятельность — ему будет необходимо найти подходящий вид спорта. У ребёнка наблюдаются особенности эмоциональной сферы . Отличительной особенностью детей, имеющих склонность к патологическому фантазированию, является своеобразие и/или недостаточное развитие эмоциональной сферы. В целом, эти дети более тревожны и впечатлительны, чем другие. Они могут болезненнее относиться к событиям и происшествиям, сложней адаптироваться к переменам. Им может быть свойственна холодность и отчуждённость по отношению к людям, игнорирование интересов и чувств окружающих . Полезными действиями взрослых будут:

  • Словесное "отражение" эмоциональных и поведенческих реакций : "Ты сейчас плачешь, тебе, наверное, очень грустно… Ты сейчас кричишь… Ты, наверное, очень сердишься, если так бросил игрушку… Мне больно, когда ты меня толкаешь" . При помощи такого озвучивания действий и эмоций ребёнка, можно постепенно помочь ему самому лучше различать те процессы, которые в нем происходят. Аналогично озвучиванию, можно просить назвать то, что он чувствует: Я боюсь/я рад/я устал/мне не приятно/я голоден .
  • Очень важно побуждать ребёнка к тому, чтобы он обращал внимание на состояние и настроение окружающих , их реакции, выражение лица. Необходимо демонстрировать ребёнку различные способы сопереживания окружающим людям и возможные ответные действия, показывая на практике, как это можно сделать (пожалеть, утешить, посочувствовать, поддержать).
  • Очень аккуратно и обдуманно реагировать на страхи ребёнка. Безусловно, их необходимо учитывать, а не игнорировать. Однако, если взрослые будут всегда и во всем поддерживать ребёнка в его эмоциях (держать все окна запертыми, чтобы не влетел Надувной Голубой Ослик; всегда ходить вместе с ребёнком в туалет, потому что иначе ему одному страшно ) — страхи могут только усилиться. Если взрослый своими действиями показывает ребёнку, что его страх и для него (взрослого) — страшный , он тем самым как бы подтверждает ребёнку его опасения, делая их более реальными. Найти "золотую середину" бывает трудно, однако это совершенно необходимо.
  • Для таких детей очень важна стабильность и предсказуемость в жизни (что само по себе снижает уровень тревоги и страхов). Это подразумевает наличие ясных, простых, доступных для ребёнка, конкретных и чётких правил , по которым живёт ребёнок (включая распорядок дня). Правила и требования должны поддерживаться всеми взрослыми без исключений. Ребёнок неизбежно будет проверять эти границы на подвижность или устойчивость, иногда провоцируя родителей и формируя у них чувство беспомощности. Важно помнить, что для ребёнка с патологическим фантазированием — гораздо больше, чем для других, "обычных" детей — важна однозначность : это — можно, а это — нельзя.
  • Для детей данной группы важен и полезен тактильный и глазной контакт в разных формах. Иногда прикосновение — один из способов привлечь и удержать внимание на том, что значимо. Физическое соприкосновение может быть способом провести границу между дозволенным и запретным (например, физически взяв за руку, не пускать бежать через дорогу) . Тактильный контакт в виде объятий, поцелуев, массажа может быть способом снижения общего уровня тревоги и напряжения у ребёнка. Кроме того, следует настойчиво просить ребёнка смотреть на того, кто с ним разговаривает.

В заключение, хотелось бы обратить внимание, что выбор варианта взаимодействия взрослого с ребёнком находится под влиянием некоторых базовых идей. Во-первых, — принятие реальности. Это значит, что необходимо согласиться с тем фактом, что перед вами — ребёнок, отличающийся от многих своих сверстников и имеющий особенности. Важно знать эти особенности, признать их наличие, согласиться с фактом их выявления. Т.е. специалистам (педагогам, воспитателям) необходимо избежать соблазна "списать" наличие особенностей на то, что у всех разные характеры, или успокоить родителей словами, что "само пройдёт"/ "перерастёт". Для родителей и других близких людей сложно принять факт, что их ребёнок — не такой как все, а отличия могут помешать, ему быть успешным, сделают невозможным реализацию родительских ожиданий и надежд. Однако необходимо учитывать, что детская психика — гибкая и имеет много компенсаторных возможностей. Именно поэтому, своевременно оказанная согласованная помощь родителей, педагогов, психологов и врачей может помочь выйти из ситуации с "наименьшими потерями". Во-вторых, любые действия (как и отсутствие действий) имеют последствия и оказывают влияние на других людей. Важнейший медицинский принцип "не навреди" будет здесь очень уместен. Реакция окружающих (как членов семьи, так и любых других людей) на особенности поведения ребёнка оказывает, в свою очередь, на него разного рода "ответное воздействие". Это воздействие может, как помогать преодолевать страхи, тревожность или сглаживать различные особенности, так и усиливать эти проявления. Иногда для того, чтобы выработать оптимальный путь построения отношений с особым ребёнком, бывает, нужна помощь и поддержка извне. Для родителей — это разговор с понимающим и поддерживающим педагогом (психологом, врачом), а для специалистов (в том числе, педагогов) такой помощью и поддержкой в работе с "трудным" ребёнком может быть помощь более опытного коллеги — супервизора.

Литература и другие информационные источники

  1. Autism and Asperger syndrome: some facts and statistics; The National Autistic Society; 2012.
  2. Autism Statistics: Local authority statistics; Autistic Society; 2012.
  3. Data & Statistics; Centers for Disease Control and Prevention; 2012.
  4. Питерс Т. "Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию" СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.
  5. Обухова Л.Ф. "Детская (возрастная) психология. М.1996-374 с.
  6. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. "Детская социальная психиатрия для непсихиатров". Изд-во "Питер", Москва. 2006.
  7. Ковалев В.В. "Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Изд-е 2-е". Москва. 1995.
  8. Исаев Д.Н. "Детская медицинская психология". М., 2005.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПБ, "Речь" 2007.

Способность к творчеству проявляется в неизмен­ных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители бес­покоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее — что такое детские фантазии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым?

Фото © softballs49

В раннем детстве желание , чтобы что-то было правдой, делается все более реальным, даже более реальным, чем на самом деле. Научиться отличать фантазию от реальности — это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок.

Что можно сделать, если 4-летний ребенок приходит домой из детского сада с заводной машинкой в кармане и говорит, что ее ему подарила воспитательница? Не принесет никакой пользы и напрасно обидит ребенка, если мы скажем:

— Ты меня обманываешь.

Ребенок не способен контролировать все, что он делает, поэтому гораздо полезнее будет сказать:

— Я думаю, нам лучше спросить у воспитательницы. Может быть, ты ее неправильно понял, а может, тебе так хотелось, чтобы у тебя была такая машинка, что ты вообразил, что она тебе ее подарила.

Если мы ругаем и наказываем ребенка, называем его лжецом, мы без особой надобности разрушаем его самооценку и лишаем его возможности обучаться. Неспособность провести грань между фантазией и реальностью сохраняется до 7-8 лет, однако проблемы, связанные с этим, могут сохраняться и потом. По мере того, как дети взрослеют, они обретают больший контроль над потребностью изменять реальность, в особенности если их жизненный опыт приносит большее удовлетворение и успехи.

Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологиче­скую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия — источник творческой духовности че­ловека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.


Фото © Daum

Эда Ле Шан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка:

1. Фантазия помогает осознать наши действительные чувства.

Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессив­ностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит».

Детские фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому маль­чику, в данном случае — источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности по­стоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте ребенка с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях.

2. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает.

«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», - говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чув­ствами.

Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу ревности к сестре.

3. Фантазии помогают пережить периоды неизбежных лишений.

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

4. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.

Наиболее ярко детские фантазии проявляются в ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспи­тателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отно­шениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирую­щим событиям, выработать механизмы психологи­ческой защиты, преодолеть страхи и решать са­мостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки.


Фото © forwallpaper.com

5. Фантазия - источник творчества.

Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы на­слаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психоэмоционального развития.

У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи - Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды, рассказывает далее мама, - я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки: «Мама, не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша пантера это я.»

В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.
Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа - между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши — «Маугли», а пантера Багира - символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из небла­гополучной соседской семьи — это ее Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе -все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь