Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Фотография на сериал «Бажалар»

Как подготовиться

Кастинг организовывается с целью подбора персонажей, которые максимально соответствуют требованиям режиссера проекта. Т.к. детальные требования к актерам часто не разглашаются, просто будьте собой и приходите на кастинг так, как вы выглядите в реальной жизни. Многие женщины стремятся выглядеть лучше, и желание выделиться на кастинге очевидно. И поэтому, чтобы не переусердствовать, девушкам стоит избегать «боевого раскраса»: яркий макияж, множество украшений и вызывающая одежда не приветствуются.

Помните, макияж, прическа, одежда - все должно быть естественным. Ваши волосы должны быть чистыми и казаться ухоженными, а внешний вид опрятным. Одежда не должна быть броской или яркой, желательно выбирать спокойные тона, которые позволят съемочной группе увидеть вас, а не только вашу одежду. Каблуки еще никому никогда не вредили. Если они окажутся не нужны, просто снимете. На каблуках вы будете казаться стройнее, осанка будет прямой, а походка - уверенной. Исключением может быть только, если вы чувствуете себя на каблуках крайне неуверенно.

Не надевайте на кастинг яркие и массивные украшения, они могут подкорректировать ваш образ в ненужную сторону.

Когда кастинг-директора подбирают актеров для предстоящей съемки, они ищут подходящий образ. Просто не мешайте им найти этот образ в вас.


Импровизация на видеопробах

Также немаловажную роль играет ваше портфолио. Правильно подобрать фотографии для портфолио - это очень важно для каждого, кто решил продвигать свой образ в киноиндустрии. Когда заказчик просматривает ваше портфолио, то в первую очередь он обращает внимание на ваш опыт работы и профессионализм. В резюме вы можете писать что угодно, но по фотографиям сразу видно, какой на самом деле у вас опыт, в каких фотосъёмках, показах или роликах вы принимали участие. Если же у вас пока нет опыта работы, не отчаивайтесь, главное, знать основные требования к фотографиям для портфолио. Помните, что задача фотографии в портфолио - раскрыть всю многогранность вашего образа, а не показать, как вы неотразимы и в каких странах побывали. "Фото на память" в портфолио будет не к месту. Чем больше сильных и чётких образов будет представлено на фотографиях в портфолио, тем лучше потенциальный работодатель заметит вашу способность успешно применять на себе различные образы.

Профессиональный кастинг-директор найдет в вас необходимый образ, ваша главная задача при создании портфолио - не прятать этот образ и честно показать, как все есть на самом деле. Чем объективнее будет ваше портфолио, тем выше ваши шансы пройти кастинг.
Портфолио актера можно сделать и самому, попросив помощи друзей, которые умеют держать в руках хороший фотоаппарат, но все же самый оптимальный вариант - изготовление портфолио в фотостудии. Профессиональный свет, четкость и хорошее разрешение фотографий и спокойная атмосфера - оптимальные условия для создания портфолио. Оптимальный фон для съемки портфолио - белый либо синий.

Как себя вести

Чаще всего на кастинге проходит что-то вроде видеоинтервью: вас просят представиться и рассказать несколько предложений о себе. На кастинге целью такого интервью является не узнать информацию о вас, а посмотреть, как вы держитесь перед камерой. Вы можете прекрасно выглядеть на фотографии, но это не означает, что также великолепно вы будете смотреться на видео. Поэтому пробные съемки на кастинге - единственный для режиссера способ понять, подходите вы или нет.

Если кастинг проводится для рекламного ролика или фильма, то актёра могут попросить произнести несколько реплик или проиграть сценку из сценария. Вы должны не только хорошо выглядеть в кадре, но и обладать актерским мастерством - уметь менять настроение и выражать эмоции. Заказчик должен быть уверен, что вы сможете создать требуемый образ.

Если вы будете заранее знать, что от вас может потребовать кастинг-директор и режиссёр, то это значительно прибавит вам уверенности на кастинге. Лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Попробуйте отрепетировать ваше прослушивание так, как будто вы не профессионал и не знали, что от вас будут требовать на кастинге. При этом действуйте чётко и уверенно. Чтобы удачно сняться, помимо красивой внешности, вы ещё должны обладать актёрской харизмой и желательно чёткой дикцией.

Самое главное на кастингах - справиться со стрессом и "боязнью видеокамеры". Когда человек нервничает, это очень заметно на видеозаписи: "бегают" или "закатываются" глаза, дрожит голос, руки всё время что-то поправляют. Обязательно контролируйте мимику, речь и жесты: не нужно нервно перебирать пальцами, отбивать такт ногами, кусать губы, щуриться и ни в коем случае нельзя во время разговора с кастинг-директором жевать жвачку.

На кастинге вы должны излучать жизненную энергию и рассказывать о себе с "горящими" глазами, тогда вас оценят и запомнят. И даже если выберут другого актёра, то вас потом с радостью будут приглашать на другие кастинги, что увеличит шансы получить работу.
Не стесняйтесь, когда на кастинге у вас попросят показать несколько эмоций. Не обязательно изображать сложные театральные сцены. Достаточно отрепетировать дома перед кастингом несколько видов эмоций, чтобы это выглядело естественно и уверенно.

Целью кастинга является посмотреть, как человек ведёт себя перед камерой. Не бойтесь выглядеть глупо или непривлекательно. Старайтесь вести себя спокойно и раскованно, тогда ваша улыбка не будет казаться неестественной, а позы излишне театральными.

Главная задача модели на кастинге - показать свою индивидуальность. Нужно себя вести в меру раскованно и быть приятным в общении, чтобы кастинг-директору стало понятно, что вы отличаетесь от других не только цветом глаз и волос, что вы - индивидуальность во всем. Не зацикливайтесь на внешности, безусловно, она должна быть ухоженной, но старайтесь больше развивать свои внутренние качества и таланты.

И еще о естественности. Не стоит, придя на кастинг, копировать какой-то известный образ или героя. Если вы хороший пародист, то будет здорово показать на кастинге несколько пародий, но только после того, как кастинг-менеджер ознакомится с вами в вашем нормальном состоянии. А прямо с порога притворяться кем-то не стоит, во-первых, не сможете показать свою собственную индивидуальность, во-вторых - велик шанс не понравиться присутствующим. На кастинге будьте естественным, будьте собой - это первоначальное знакомство вас и создателей будущего фильма. А вот уже на пробах понадобится проявить все свое мастерство.

Как это происходит

Кастинг-директор решает вопрос о том, необходимо ли проводить личное собеседование с актерами. Чаще дополнительные встречи назначаются для окончательного утверждения кандидатуры. Сроки проведения всех этапов кастинга, как правило, устанавливаются заранее. Это позволяет актерам планировать свое время, и сделает весь кастинг слаженным процессом, так как чаще всего кастинг проходит с участием большого числа актеров в один день в несколько этапов.

Кастинг-директор или режиссер заранее сообщает вам всю информацию о том, какой типаж актера ему требуется для кастинга. Чаще это основные характерные черты - внешность, опыт актера, образование, знание языков. Четкая информация о требуемом типаже позволяет отобрать для кастинга максимально подходящих кандидатов.

Перед кастингом режиссер готовит вопросы для актеров, а те готовят рассказ о себе. Важно, чтобы все были хорошо подготовлены, тогда кастинг проходит быстро и успешно.



  • У нас два варианта развития событий - это опережающее знакомство с актерами или же желающими сниматься в кино, рекламе и т.д., или же работа конкретно над проектом.

  • Во втором случае мы часто прибегаем к нашей базе лиц, и просто приглашаем людей на пробы на роль.

  • Новые лица мы можем искать, где угодно и, где придется, в зависимости от требований к персонажу. Конечно, всегда предпочтение идет людям, которые имеют за спиной актерское образование и хотя бы минимальный опыт съемок. Но мы всегда готовы рисковать и пробовать новичков.

  • В первом случае в рамках нашего агентства - заполнение анкеты через сайт, мы открыты ко всем новым лицам. Мы отсматриваем фотографии и то, что люди написали о себе, принимаем положительное решение - приглашаем человека на кастинг. Далее - общие видео-пробы, которые показывают актерскую игру и получение более обширного представления о человеке, который пришел на кастинг.

  • После этого, вносим данные в базу лиц, и в дальнейшем работаем с этой базой лиц над не сложными рекламными проектами.

  • Работа конкретно над проектом предполагает поиск новых, неизвестных нам до этого момента актеров и приглашение их на пробы.



  • Попунктно:

  • Читка сценария;

  • Предварительная подборка из собственной базы;

  • Обсуждение образа и типажа с режиссером;

  • Обзвон, собеседование и съемки одиночных видеопроб актеров, которые понравились режиссеру;

  • Объявление кастинга на недостающие позиции;

  • Поиск актеров на недостающие позиции в театрах, театральных институтах кастинг базах других студий, школах актерского мастерства, модельных агентств и других специфических организациях, если это вписано в сценарий (допустим, фильм про бокс и нужны спортсмены);

  • Партнерские видеопробы;

  • Презентация и защита проекта;

  • Утверждение и подготовка к съемкам.

Пробы - это следующий этап отбора. Вам дадут выучить часть сценария, возможно, загримируют и нарядят в костюм, затем вместе с другими актерами вы будете разыгрывать сцену. Если режиссера ваша игра убедила - радуйтесь, скорее всего, роль ваша. Иногда пробы делают быстро (прямо на кастинге отбирают претендентов, вручают им сценарий и дают час на подготовку), иногда - не спеша ознакомятся с результатами кастинга, выберут кандидатов, разошлют им сценарий, и через несколько дней устраивают пробы. Если есть время на подготовку - это большой плюс. Хорошо выучите сценарий, чтобы не нервировать режиссера! Не обязательно разучивать все наизусть - главное, запомните, что за чем идет и чей монолог за чьим следует - никто не обидится, если вы поменяете пару слов в предложении, главное - не коверкайте его смысл. Помните - чем больше усилий при подготовке, тем больше вероятность пройти!

Самые главные личностные качества при выборе актера на роль - это:

В итоге, мы имеем: сначала кастинг, потом пробы. Кастинг - первичный отбор, знакомство, где нужно себя показать максимально естественно, пробы - самый ответственный момент, где от вас потребуется все ваше умение и мастерство в борьбе за роль. Упорство и работа над собой победят все. Будете стремиться - и рано или поздно, пусть и не с первой попытки, но все равно обойдете всех конкурентов и подпишете контракт на съемки в фильме, который обязательно сделает вас звездой!

Редакция Бродвея благодарит Алму Рулас и Таисию Шайдарову за советы и желает всем успешных кастингов и кинопроб.

  • 12 Марта, 2014
  • Виталий
  • 16 346

Большое количество людей задается вопросом о том, как сняться в кино. Список полезных советов и рекомендаций специально для них и будет приведен в этой статье. Ведь многие и не подозревают, что получить роль в фильме сегодня не так уж и сложно.

Необычная внешность

Есть ли возможность попасть в киноиндустрию без должного опыта и знаний? На самом деле все возможно. Существует некоторое количество факторов, которые могут помочь простому человеку сняться в фильме.

Так, в кинематографе всегда были нужны люди с неординарной внешностью. И речь здесь идет не только о красавцах или красавицах, наоборот, здесь зачастую нужны люди с нестандартными, необычными внешними данными. Маленький или же, наоборот, огромный рост, большой вес, ярко выраженные национальные черты и многое другое - все это может заинтересовать создателей картины.

Конечно же, на главную роль случайных людей с необычными данными берут довольно редко. А вот на второстепенные, дополнительные места им претендовать вполне можно. Для людей с необычной внешностью точно найдется хотя бы одна сценка. Снимается кино очень непростым образом, и бывает так, что всего один эпизод в фильме может стать поворотным, ключевым событием.

Наличие актерских способностей

Достаточно ли для теплого приема в киноиндустрию одной лишь неординарной внешности? Конечно нет. Вот что действительно важно, так это наличие разнообразных актерских способностей.

И речь здесь идет вовсе не о таланте. Ведь талант - вещь относительная, да и раскрыться он в полной мере может лишь в процессе работы. А интересные, необычные, яркие и запоминающиеся трюки и приемы, которые можно было бы применить при съемках фильма - это действительно важно.

Кто знает, возможно именно ваша необычная мимика или умение раскрепощенно держаться перед объективами поможет вам пробить дорожку в киноиндустрию. И необязательно иметь актерское образование, чтобы проявить себя в полной мере. Главное - быть уверенным в себе и своих способностях.

Качественный путь в киноиндустрию

Существуют два пути в киноиндустрию: качественный и количественный. Они совершенно разные, и человек, желающий сняться в кино, должен выбрать оптимальный для себя вариант.

Итак, в чем же заключается качественный вариант? Как начать сниматься в кино, идя по этому пути? Он подойдет по-настоящему творческим личностям, не боящимся творить и показывать результаты своего творчества людям. Ведение своего видеоблога, съемка короткометражной картины, клипа или рекламного ролика - все это обязательно будет замечено нужными людьми, если продукт по-настоящему качественный. Главное в выбранном пути - не бояться и не стесняться. Пускай выпущенные ролики будут не самого лучшего качества, с плохим звуком или нелепым монтажом. Основное, на что обратят внимание нужные люди - это поведение человека, желающего пробиться в кино.

Количественный путь в киноиндустрию

Как сняться в кино, если возможности осуществления качественного пути нет? Количественный вариант подойдет людям, по ряду причин не имеющим возможности или времени проявить себя в полной мере. В данном случае нужно составить качественное портфолио и грамотно подать себя.

Что это значит? На специальных сайтах необходимо оставить свое резюме, в котором нужно кратко и четко изложить все свои особенности и умения. Помимо этого, необходимо добавить некоторое количество своих фотографий - обязательно качественных, позволяющих в полной мере оценить ваши внешние данные.

Портфолио может быть замечено людьми, так или иначе связанными с киноиндустрией. И только тогда человек сможет попасть на съемки настоящего фильма. Стоит также добавить, что его необходимо периодически обновлять. Например, время от времени добавлять новые фотографии, на которых заметно изменение имиджа и внешности. Или подредактировать свое резюме, если были обнаружены новые, интересные актерские способности и таланты.

Стоит поверить, что такой путь в киноиндустрию действительно работает. Профессионалы из мира кино порою не могут найти нужное лицо, и потому частенько заходят на подобного рода сайты с коллекцией портфолио. "Все сегодня ищут новые лица. Главного героя кинофильма "Ванечка" мы нашли в Интернете", - сообщает продюсер Надежда Копытина. Именно поэтому не стоит подозрительно относиться к таким сайтам.

Главное на интернет-площадке - это умение хорошо себя подать и терпеливо ждать заветного часа, когда приглашение на кастинг все же придет.

Как люди попадают в кино

Как снималось советское кино? В недавнем прошлом кинематограф был, в первую очередь, искусством. Не существовало в этой культурной среде застоя, ведь там постоянно искались и приглашались новые лица. Многие актеры начали свою кинокарьеру в Советском Союзе довольно внезапно. Фаина Раневская, Михаил Пуговкин, - все эти знакомые каждому лица не имеют должного актерского образования. Однако благодаря своему таланту и высокому мастерству они известны во всем мире.


Так как сняться в кино, если есть лишь талант и невероятно сильное желание? Ответ прост - устроить для себя настоящие испытания. Существует несколько простых, но в то же время необычных способов попасть на заветную :

  • через актерские агентства;
  • "Мосфильм";
  • через массовку.

Каждый человек решает сам, какой способ больше всего ему подходит. А можно опробовать и сразу все эти способы.

Так ли эффективны актерские агентства?

Актерские агентства -один из самых известных и распространенных, но, к сожалению, не самых лучших способов. Подойдет такой вариант лицам, готовым потратить некоторое количество денег.


Работают актерские агентства следующим образом: за деньги сохраняют все данные пришедшего человека - записи с показанием различного рода способностей, фотографии, резюме и т.д. Причем в отличие от сайтов для портфолио, актерские агентства рассылают все данные о человеке режиссерам, продюсерам и прочим лицам, так или иначе связанным с набором актеров.

Казалось бы, все просто и логично, стоит только заплатить немного денег (цены по Москве варьируются от 500 до 10 тыс. рублей). Однако существует одна проблема. В последнее время в городах развелось слишком большое количество мошенников, готовых за "символические 500 долларов сделать из человека звезду". Естественно, прикрываются такие мошенники вывесками актерских агентств. Именно поэтому необходимо как можно внимательнее выбирать места, в которые можно отдать свои деньги и данные. Ведь некоторые особо нетерпеливые люди восклицают фразу: "Хочу сниматься в кино!" так часто, что обмануть их становится совсем просто.

Об участии в массовке

Как сняться в кино, не имея при этом должного образования? Да еще чтобы за съемки была заплачена денежная сумма? Ответ прост: принять участие в массовке. Это не так уж и сложно. Режиссеры и продюсеры довольно часто набирают большое количество людей к себе в фильмы, особенно исторические. Здесь дело, однако, в другом: будет ли достаточной съемка в массовке для осуществления мечты о карьере актера?

Для кого-то да, а для кого-то нет. Однако снимается российское кино таким образом, что даже человек для массовки может проявить себя и приглянуться создателям ленты.

Итак, как же попасть в массовку? Необходимо записаться на съемку заранее. Как правило, объявления о наборе людей в толпу для фильма можно найти в Интернете. Но иногда создатели картины сами находят необходимых людей - и делают это на улице. Также стоит учесть, что участие в массовке - это дело не самое простое.

Во-первых, можно потратить чуть ли не сутки на, казалось бы, неизвестно что. Во-вторых, у режиссеров требования к массовке зачастую бывают довольно строгие, и поэтому необходимо быть готовым ко всему. При этом, если человек хочет как-то приглянуться съемочной команде, то ему стоит особенно постараться. Создатели картины могут быть раздражены, и лишние отвлекающие факторы им будут явно ни к чему. Однако стоит учитывать, что многие как советские, так и российские актеры попали в кинематограф именно через массовку.

"Прогулка" по Мосфильму

Такой вариант проявить себя подходит только для по-настоящему жаждущих, желающих проявить себя людей. Все дело в том, что люди, работающие в киноконцерне, не сильно желают лишний раз принимать очередное портфолио.


Однако вот уже на протяжении десятилетий люди, приходившие на "Мосфильм", сталкивались с режиссерами и продюсерами, которые видели в человеке что-то особенное и предлагали роли в кино.

Сегодня самый простой способ попасть туда - это экскурсия. Если у человека есть желание не просто прогуляться по фабрике фильмов, а показать себя создателям, то нужно настраиваться и готовиться заранее. Сразу стоит учесть, что на самом киноконцерне висит список вакансий, но найти нужный вариант, не имея должного опыта, будет трудновато. Именно поэтому человеку, уверенному в своих способностях, стоит взять с собой папку с портфолио и смело стучаться в двери кабинетов. При этом соглашаться лучше на любой предложенный вариант, на любую эпизодическую роль. Ведь вероятность того, что кто-то из "Мосфильма" действительно захочет иметь со случайным человеком дело, не так уж и высока.

"Если человек желает сниматься в кино, он обязан на "Мосфильме" просто жить", - сообщает актер Константин Крюков. Так что совет здесь можно дать следующий: на киноконцерн ходить лучше как можно чаще. Важно быть уверенным в себе и полным сил.

Приглашение на кастинг

А что делать, если человека все же заметили и, в итоге, пригласили на кастинг? Во-первых, не стоит слишком сильно радоваться или же, наоборот, паниковать. Необходимо успокоиться и начать работать над собой.


Стоит усвоить, что именно от кастинга, так сказать, своеобразного экзамена, и будет зависеть вся дальнейшая судьба. Так как пройти кастинг и сняться в кино? Нужно приготовить свои качественные фотографии на белом фоне, написать резюме, добавить в портфолио пару лишних грамот или дипломов о достижениях.

Ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь фразой: Во-первых, этого заявления для съемочной команды будет мало. А во-вторых, профессионалы больше всего не любят "хотелок". Лица, связанные с кинематографом, ищут людей, готовых раскрыть свой талант в полную мощь, а не просто "хотящих". Не стоит также пытаться сдружиться с должностными лицами - это будет дурным тоном.

Внешний вид и поведение на кастинге


Внешний вид - это очень важный, наверное, даже основной критерий. Главное правило здесь звучит очень просто: выглядеть нужно естественно. Девушкам не стоит наносить слишком яркий макияж и броско одеваться. Парни должны выглядеть аккуратно и опрятно. Очень важна прическа, осанка, походка. Вести себя нужно очень уверенно, но не нагло. Лица, связанные с кинематографом, должны видеть в пришедшем на кастинг человеке прежде всего индивидуальность, а не какой-то надуманный образ.

Стоит согласиться, что правильное поведение на кастинге - это основа успеха. Обычно здесь человека просят сесть перед камерой и рассказать пару слов о себе. Необходимо это для того, чтобы понять, как пришедший держится перед направленными на него объективами. Советы здесь простые: быть естественным, отрепетировать свою речь заранее и подготовить качественное портфолио. Стоит полагаться, конечно же, и на собственную импровизацию.

Важно верить в себя, и только тогда все обязательно получится!

Каждое лето меня тянет на эксперименты. В это лето меня потянуло ещё и на работу. Захотелось высунуть нос из своих книжек, птиц и компьютеров, выйти в люди и посмотреть, не смогу ли я куда-нибудь прибиться и как мне это понравится.

На телевидение мне захотелось сразу. Особенно после того, как я посмотрелась в зеркало и вспомнила одну знакомую телеведущую с вполне заурядной внешностью. В том, что мой приятный голос прекрасно соседствует с хорошо подвешенным языком, сомневаться также не приходилось. Оценив все «за» и «против», я, как всегда, решила, что «попытка не пытка», в конце концов, я всегда смогу сказать, что «просто мимо проходила», тем более что прикрывать мои тылы будет горячо любимый супруг, и — пошла наряжаться, то бишь готовиться к выходу в массы.

Первый прокол меня ожидал утром, когда, еле открыв глаза после бессонной ночи, проведённой в ожесточённых спорах с любителями политкорректности, я обнаружила, что стоявшая доселе африканская жара сменилась забытой прибалтийской прохладой. Пришлось продолжить перед зеркалом вечерний парад мод и, придя к выводу, что хорошо я могу выглядеть только в том, что невозможно надеть, потерять одну часть решимости.

Вторым проколом стал вопрос с макияжем. Я вдруг поняла, что, привыкнув идти по жизни естественно, совершенно упустила из виду, что телекартинка этой естественности не приемлет. К тому же, в голове навязчиво крутилась мысль о том, что фотомодели ходят на кастинг с тем, чем их наградила природа, а вопросы макияжа, причёски и прочего решают стилисты в зависимости от того, какой образ они хотят получить. Пятьдесят на пятьдесят, что он мне нужен, решила я — и, так как лень моя верная подружка, то вперёд выступили те пятьдесят, которые не предполагали никаких экстремальных действий.

Третьим проколом стало моё наплевательское отношение к будущему работодателю. Потыкавшись минут пять в Интернете и не найдя никакой информации по интересующему меня делу, я, придя на место проведения кастинга, и пальцем не пошевелила, чтобы сделать что-то, кроме заполнения анкеты. Была бы умнее — подумала о том, в каком стиле её заполнять, чтобы привлечь внимания к своей неординарной личности, но так как мои эксперименты всегда предполагали полную безбашенность, я честно ответила на все, что у меня спрашивали.

Четвёртый прокол был прост — «мы самые умные, мы самые красивые, нам репетировать не зачем» (естественность — рулит!). В результате, выйдя из комнаты с «приёмной комиссией», я могла вспомнить только то, что говорила какую-то философскую чушь, и говорила много. И ещё — быстро собезьянничала парня, задававшего мне вопросы перед телекамерой. «Мы Вам позвоним, если Вы нам подойдёте», — коронная фраза, которую слышит каждый претендент, пришедший на кастинг.

Глядя на шикарный вид, открывающийся из окна гостиницы, в которой проводился отбор (а именно это, собственно, и есть кастинг), подведём итоги.

Что надо знать, идя на кастинг?

1. Внимательно ознакомьтесь с условиями кастинга, чтобы не тратить своё время на то, что Вам совершенно не подойдёт или будет не интересно.

2. Заранее узнайте, что именно требуется от претендента на роль телеведущего, актёра, модели и пр. Любыми доступными методами на любом этапе отбора.

3. Вписывайтесь в контекст. Будьте тем, что хотят увидеть. При этом — не бойтесь быть и самим собой.

4. Чтобы чувствовать себя уверенно, заранее решите вопрос с одеждой и макияжем (синее исключить, вульгарно не краситься, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства и т. д. , и т. п.).

5. Продумайте линию Вашего поведения, исходя из пунктов 1, 2 и 3. Будьте готовы, как к оригинальным, так и к самым банальным (Какую книгу Вы бы взяли с собой на необитаемый остров? — Ту, которая дольше горит) вопросам.

6. Не ленитесь прорепетировать дома свою улыбку, мимику, позы, речь и всё-всё-всё-всё, что поможет Вам выгодно отличиться от остальных соискателей.

7. Не волнуйтесь.
Вы здесь никому ничем не обязаны.
Не получилось сегодня — получится завтра.

В конце концов, ничто не мешает вам создать собственную телекомпанию и самому проводить подобные кастинги.

Шоурил очень помогает понять актера. Там могут быть ваши крупные планы, абсолютно разные сцены, показывающие палитру ваших возможностей. Критерий? Выбирайте то, что нравится вам. Но учитывайте, что шоурил надо грамотно порезать: в нем должен быть определенный монтажный ритм, например, не должно быть рядом сцен, одинаковых по характеру, скажем, двух лирических сцен подряд. По длительности максимум - четыре с половиной минуты, пять я уже смотреть не буду. То есть все должно быть коротко и ёмко.

02. Запишите видео-приветствие

Запишите видео-приветствие хотя бы на обычный телефон. Пары добрых слов и небольшого рассказа о себе, кто вы, что вам интересно, вполне хватит, чтобы вас почувствовать, уловить вашу тональность.


03. Не страдайте - работайте

Не страдайте, не сидите постоянно в ожидании у телефона, не рассылайте в три часа ночи фотографии, не доказывайте, что вас не понимают. Вместо этого выучите текст, подготовьте небольшую сцену, снимите на iPhone и пришлите это. Актера хочется увидеть в действии. Если вы окажетесь убедительны, вас позовут. В идеале - придумайте театр, снимите короткометражку. Главное, не сидите и не ждите, что кто-то за вами придет - работайте.


04. Забудьте про образ

На знакомство с кастинг-директором не надо приходить в образе, в боевой раскраске. Интересно увидеть, какой вы, вашу личность, ваше нутро, а образом вы себя ограничиваете. Ваша задача - не показать образ, а заинтересовать характером.





05. Удивляйте и интригуйте

Все продюсеры и кастинг-директора хотят, чтобы их удивили. Но удивить может все, что угодно - как-то упал свет, актер выбрал неожиданную интонацию разговора, увлёк собой. Именно это и заставляет вызвать человека на пробы. Не интересно, когда актер приходит и просит, чтобы его сняли в кино. А вот когда у него после встречи еще список дел, это интригует - а куда он пойдет, а какую книжку будет читать и так далее. Это элементарная психологическая реакция.


06. Будьте проще и не торопитесь

Актеры идут на кастинг, как в последний раз. Но ответьте себе на вопрос - почему вы решили, что вам надо придти на этот кастинг и вам надо сняться в этом фильме, если вы о нем ничего даже не знаете? Зачем вы, образно говоря, всегда принимаете предложение выйти замуж? Вы так хотите, что вас перестают желать. Не торопитесь замуж, сохраняйте чувство собственного достоинства, расслабьтесь и ничего не бойтесь. Относитесь к пробам как к репетиционному процессу. Раскачивайте себя там, не бойтесь делать вариации, обсуждайте свою работу с режиссером. И постарайтесь раскрыть всю палитру своих возможностей. Но по-умному, то есть с одной стороны не зажимайтесь, но и не стоит выдавать Малый театр.


07. Обязательно ходите в топовые компании

Есть пять-шесть топовых компаний, например, компании Михалкова, Тодоровского, Сельянова, Толстунова, куда надо ходить в любом случае. Просто для того, чтобы познакомиться.




08. Не бойтесь спрашивать

До того как выйти на площадку на пробах вы в праве вытрясти из режиссера всю информацию о своей роли. Не бойтесь этого, это профессиональная вещь. Если вы не понимаете что-то в сцене, спрашивайте. Также не бойтесь сами что-то предлагать, но делайте это деликатно, тактично и обоснованно. Если режиссер вас услышал - прекрасно, нет - ничего страшного.


09. Рассылайте «письма счастья»

Рассылайте свои фотографии и шоурилы кастинг-директорам. Меня подобные «письма счастья» иногда даже спасают. Правда, есть такие поклонники, которые пишут раза три в месяц - им не могу ответить взаимностью. Но раз в три месяца напомнить о себе - это не страшно. Тем более что вы же меняетесь за такое время. Вообще как кастинг-директор я бы хотела, чтобы актеры не стояли на месте, чтобы менялись с течением времени, чтобы их актерский инструментарий становился больше, богаче и шире. Видеть эти изменения - самая большая радость.


10. Не отчаивайтесь

Если вас не взяли куда-то - не надо руки на себя накладывать. Если в этот раз не случилось, это не значит, что вы плохой. Это значит лишь, что проект был не ваш, ваш - следующий. Продолжайте идти дальше и всё.



Вы долго этого ждали, и вот в один прекрасный день раздается звонок, приятный женский голос в трубке приглашает Вас прийти завтра на кастинг в новый кинопроект. Вы с замиранием сердца записываете адрес, а едва в трубке раздались короткие гудки, как в голове начинают вырисовываться картины: съемки в кино, слава, большой гонорар, признание зрителей, карьера актера. Вы тут же рассказали эту новость друзьям, а вечером и отметили, всю ночь Вы от волнения не могли сомкнуть глаз, витая в мечтах о сладкой жизни звезды, а утром вскочили, едва дождавшись звона будильника. Надели самую красивую одежду, какая только у Вас есть, "навели красоту", и уверенно отправились по записанному адресу. Но едва открыли дверь, увидели огромную толпу таких же, как Вы, претендентов, и уверенность в себе начала улетучиваться. Пришлось вставать в конец длинной очереди, стоять в ней час, в течение которого Вы занимались разглядыванием других кандидатов.

И вот очередь приближается к двери кастинговой. Вот он, решительный момент, пропуск в мир кино! С замиранием сердца входите, тело сковывает панический страх - только бы не облажаться, только бы пройти! Кастинг-менеджер с интересом смотрит на Вас, Вы встаете перед камерой, и именно в этот момент Вас сковывает паника, так, что трудно пошевелиться. Выжимаете из себя сдавленную улыбку, кастинг-менеджер просит вас представиться, Вы даже не можете разобрать его слов, переспрашиваете, затем начинаете рассказ о себе: "Я, Ваня Иванов или Петя Петров, студент такого то Вуза, рост 170, вес 70, люблю водный банан и морковный сок..." Через пару секунд кастинг-менеджер говорит: "Достаточно! Следующий!" Как? все? Вы уходите в подавленном настроении. Что, плакали мечты о славе, карьере в кино, прекрасных поклонницах и серебристом Порше.

Прежде всего определитесь с Вашими целями и задачами. Кино - это Ваше призвание, или вдруг внезапно какая-то муха укусила, и захотелось славы? Большинство идущих на кастинг, как правило, не слишком разбираются, что такое актерское мастерство вообще, зато они жаждут известности. Между тем, представим ситуацию: кто-то хочет дорогой автомобиль и думает, где достать денег. Такой человек вряд ли станет хорошим работником: его мысли крутятся не около любимого дела, а около того, как разбогатеть. В другом случае - хороший музыкант, дизайнер, спортсмен, да любой человек, когда он любит свое дело и посвящает ему много времени и внимания, добивается успеха - а деньги, известность, всеобщее признание - приходят вместе с успехом. В карьере актера мечтать нужно не о славе, а о талантливой игре. Будете думать о том, как научиться хорошо играть - и успех рано или поздно придет. Будете думать только о том, как прославиться - актером не станете. Так что лучше заранее разобраться в своих чувствах и желаниях, если Вы действительно желаете играть - стоит продолжать.

Хорошо идти на кастинг с боевым настроением: "я - лучший, я всех порву, только я должен пройти" и тп. Уверенность в себе - это хорошо, это пол дела, но только и конкурентов недооценивать не стоит. В конце концов, многие из них говорят себе такие же слова по отношению к Вам. Так что нужно оценивать себя адекватно, чтобы не было внезапных разочарований и огорчений.

Помните, кастинг - это отбор. И отбирать Вас будут среди множества конкурентов, поэтому получив приглашение, еще рано радоваться и праздновать. Особенно это касается начинающих, кто не имеет большого опыта хождения по кастингам и еще не столкнулся с первыми неудачами. Так что если вас позвали, то купать близких в шампанском пока не стоит - приберегите это до момента, когда контракт будет подписан. Лучше отогнать преждевременные радостные эмоции и сосредоточиться, подготовиться.

Подготовка к кастингу - дело несложное. Как правило на кастинге требуется сделать короткий рассказ о себе: кто такой, откуда, что оканчивал, какой есть опыт и тп. Лучше избегать длинных историй о себе - они ничего не значат ни для кастинг-менеджера, ни для продюсера, который будет просматривать отснятый материал.

Стоит упомянуть только ключевые факты: наличие специального образования, рост, назвать значимые вещи из фильмографии (если есть). Главное - не произносите все это монотонно, будто политик, делающий доклад - скорее всего Вас остановят и выгонят уже спустя пару секунд. Не стоит пускаться в подробные описания, какой у Вас цвет волос, глаз, где родинка и где татуировка(все и так видно).

Не нужно, перечисляя фильмографию, упоминать все подробности - год, роль, имя режиссера и название кинокомпании(до этого никому дела нет) Нужен драйв, энергетика. Представьте, что оператор за камерой или кастинг менеджер - это Ваш новый знакомый, и Вы с ним общаетесь, на камеру внимания не обращайте. И помните правило - в шоу бизнесе если чего-то нельзя показать - то это пустой треп. Умеете танцевать - станцуйте, умеете петь - спойте, владеете боевыми единоборствами - покажите пару приемов... Просто упоминания разных умений никому не нужны, если это нельзя продемонстрировать. Не бойтесь переусердствовать!

Многие боятся, что перед камерой будут выглядеть глупо, зажимаются, и в этом - роковая ошибка. Если боитесь камеры - постарайтесь забыть о ее существовании, общайтесь с кастинг-менеджером. Камеры не кусаются и конструктивно не снабжены никакими поражающими элементами, тем не менее многие перед ними бледнеют сильнее, чем на эшафоте. Если это относится к Вам - потренируйтесь дома, поставьте камеру (неважно какую), запишите пару раз свое выступление, посмотрите на себя со стороны. Боязнь камеры уходит, когда появляется некоторый опыт. Не стоит заранее составлять и заучивать свое выступление наизусть, Вы же не в школе стихи читаете. Выделите ключевые моменты и расскажите их, свободно, своими словами, без напряжения.

Естественно, перед выходом будет некоторое волнение, но по этому поводу не стоит беспокоиться - даже звезды театра и эстрады, несмотря на большой опыт, каждый раз испытывают волнение перед выходом. Не стоит смотреть на всех других претендентов на роль, как на врагов - пообщайтесь с ними, не помешает пошутить, снять напряжение. Девушки часто оглядывают конкуренток: видя тех, кто уступает по внешним данным, девушки радуются, видя же более яркую особь, мигом падают духом, либо пытаются найти в ней недостатки - "ой, а ножки то у нее кривые" и т.п. Не стоит забивать голову такими глупостями - думайте о своем выходе, и плюньте на то, что думают о Вас другие участники кастинга. Свое превосходство доказывать нужно не им, а продюсеру с режиссером.

Отдельно стоит сказать о внешнем виде. Очень многие современные люди считают себя крайне модными, только не учли одну вещь - все они слишком похожи, а действительно со вкусом одеваться умеет далеко не каждый. Не стоит пытаться удивить присутствующих кучей брендовой одежды: они повидали многое, и безвкусицу сразу увидят, она бросается в глаза и вызывает отвращение. Слишком много развелось метросексуалов, и все они совершенно одинаковы, в одинаковой одежде и с одинаковыми прическами. Вам же наоборот нужно подчеркнуть индивидуальность, одевайтесь на кастинг лучше строго и со вкусом. Девушкам - не переусердствовать с косметикой и украшениями! Помните - в первую очередь важна Ваша индивидуальность! Есть и еще один момент. Опытный кастинг-менеджер, отсматривая кандидатов, сразу мысленно дорисовывает их в образы, какие будут в фильме. Например, идет отбор в исторический фильм. Кастинг-менеджеру будет очень проблематично представить в образе графини девушку с мелированными волосами и зеленовато-трупно-коричневым от постоянного сидения в солярии цветом кожи!

И еще о естественности. Не стоит, придя на кастинг, копировать какой-то известный образ или героя. Если Вы хороший пародист, то будет здорово показать на кастинге несколько пародий, но только после того, как кастинг-менеджер ознакомится с Вами в вашем нормальном состоянии. А прямо с порога притворяться кем-то не стоит, во-первых, не сможете показать свою собственную индивидуальность, во-вторых - велик шанс не понравиться присутствующим. На кастинге будьте естественным, будьте собой - это первоначальное знакомство Вас и создателей будущего фильма. А вот на пробах понадобится проявить все свое мастерство.

Пробы - это следующий этап отбора. Вам дадут выучить часть сценария, возможно, загримируют и нарядят в костюм, затем вместе с другими актерами будете разыгрывать сцену. Если режиссера Ваша игра убедила - радуйтесь, скорее всего, роль Ваша. Иногда пробы делают быстро (прямо на кастинге отбирают претендентов, вручают им сценарий и дают час на подготовку), иногда - не спеша ознакомятся с результатами кастинга, выберут кандидатов, разошлют им сценарий, и через несколько дней устраивают пробы. Если есть время на подготовку - это большой плюс. Помните фильм Девятая Рота? В одной из сцен герои говорят, что они голодают, но выглядит ли это естественно? Нет, сытые, довольные. Чтобы гармоничнее смотреться в той или иной роли, полезно бывает "поймать волну". Когда человек находится под впечатлением от чего-то, он автоматически меняет свое поведение. Если Вам нужно играть потерпевшего кораблекрушение и живущего на необитаемом острове, почитайте книжки про море, побудьте в одиночестве, можно и поголодать. Некоторые актеры, участвуя в фильмах о Второй мировой, по нескольку дней не снимают военной формы и питаются солдатским пайком. Когда Стивен Спилберг снимал фильм "Спасти Рядового Райана", все ведущие актеры, несмотря на их звездность, принудительно проходили многодневные армейские тренировки! Таких примеров можно привести много, конечно, многие из них не так просты в осуществлении, но тем не менее любой актер перед пробами может воспользоваться аналогичными приемами.

Готовитесь к пробам в сериал Клуб - сходите на вечеринку, готовитесь к пробам на роль в историческом фильме - посмотрите несколько аналогичных фильмов, почитайте историческую литературу. Хорошо выучите сценарий, чтобы не нервировать режиссера! Не обязательно разучивать все наизусть - главное, запомните, что за чем идет и чей монолог следует за чьим - никто не обидится, если Вы поменяете пару слов в предложении, лишь бы не коверкали его смысл. Многие не рекомендуют репетировать в день проб (так же как музыкантам не рекомендуется репетировать перед концертом) - это объясняют тем, что человек растрачивает эмоции, которые будут ему необходимы в момент выступления. Это вещь спорная, но есть одно правило - к пробам стоит готовиться своевременно, заранее, а не в последний момент. Помните - чем больше усилий при подготовке - тем больше вероятность пройти!

Итак, мы имеем: сначала кастинг, потом пробы. Кастинг - первичный отбор, знакомство, где нужно себя показать максимально естественно, пробы - самый ответственный момент, где от Вас потребуется все ваше умение и мастерство в борьбе за роль. Упорство и работа над собой победят все. Будете стремиться - и рано или поздно, пусть и не с первой попытки, но все равно обойдете всех конкурентов и подпишите контракт на съемки в фильме, который сделает Вас звездой!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь