Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вернон Колеман (Vernon Coleman), английский врач общей практики, писатель и журналист, автор более 100 книг, переведённых на 24 языка, провёл крупнейший опрос кроссдрессеров. На основании результатов данного исследования им была выпущена книга "Мужчины в платьях", раскрывающая различные аспекты феномена кроссдрессинга.
В ближайшее время я начну поглавно выкладывать свой перевод этого труда здесь. А пока предлагаю заинтересованным лицам ознакомиться со статьёй, вобравшей в себя квинтэссенцию книги.
Итак:

Вернон Колеман
ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ НОСЯТ ПЛАТЬЯ?
(И ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЖЕНЩИНЫ ТАК РАССТРАИВАЮТСЯ ОТ ЭТОГО)

Кажется, не много вещей вызывает большее количество яда и презрения, чем кроссдрессинг.

Одна женщина, написавшая в газету, обнаружила, что её бывший муж был кроссдрессером. Она описала его как «извращенца», и вывалила кучу своих собственных обносков на порог его матери, чтобы доказать это.

Что вызывает во многих женщинах такой гнев? Страх, я думаю. Но страх чего? Боязнь конкуренции за ящик с нижним бельём? Страх, что их мужчина, возможно, гей? Боязнь, что он растянет бельё и порвёт колготки? Страх, что узнают соседи?



Переодевание в предметы одежды, обычно носимые женщинами, является одним из самых безопасных занятий, которые только можно представить, и при этом всё ещё одним из наиболее превратно понимаемых обществом.

Множество мужчин наряжаются - как вольные каменщики, солдаты, или особые должностные лица - и трансвестизм просто забавная вариация на тему переодевания, но наше общество развивалось таким путём, что выбор одежды имеет очень большое значение, определяет кто мы, что из себя представляем, и что другие думают о нас.

Судья носит мантию и парик. Священник носит платье. Епископ носит особенно красивое платье. Короли носят мантии и короны. Портье в отелях, работники автопарковок, железнодорожники, стюардессы, и люди тысяч других разных профессий носят одежду, которая идентифицирует их. Водопроводчики носят комбинезоны. Врачи носят белые халаты. Медсёстры носят униформу.

Поскольку наше общество становится всё более и более сложным, значение формы возрастает. Мы сортируем людей в зависимости от типа работы, являются они «белыми воротничками», или «синими воротничками».

Мужчины кроссдрессеры бросают огромный гаечный ключ в сердце этого безупречно отбалансированного участка социального механизма. И может быть, потому вовсе не удивительно, что кроссдрессинг вызывает такое огромное замешательство, негодование и беспорядок, и так много уничижительных комментариев.

Несмотря на популярность трансвестизма, об этом «хобби» едва ли что-то известно - кроме того, что множество мужчин занимаются этим. (Множество женщин также занимаются кроссдрессингом, но трансвестизм среди женщин социально приемлем. Миллионы женщин регулярно одевают брюки и костюмы.)

Идея мужчин в одежде, обычно носимой женщинами, может звучать как шутка. Но это не является шуткой. Облачение в женственные одежды является для тысяч мужчин лучшим способом побороть стресс и освободиться от обязанностей мужского бытия. «Если б я не переодевался - сказал мне один из них - я бы был мёртв. У меня высокое кровяное давление, с которым не могут справиться таблетки. Ношение женской одежды возвращает контроль над ним».

Точную картину получить трудно, но мои исследования показывают, что в среднем за неделю 100 000 мужчин из 1000 000 одеваются - время от времени - во что-нибудь мягкое, шелковистое или кружевное. Часто они одевают только кофточки и трусики под свою мужскую одежду.

Большинство кроссдрессеров живут в постоянном страхе быть обнаруженными. Около четверти мужчин трансвеститов никогда не отваживались разделить свой секрет с жёнами. Это значит, что повсюду в мире миллионы женщин замужем за трансвеститами - и не знают об этом. Среди каждого миллиона женщин найдётся около 25000 тех, кто неосознанно обручены (или живут) с трансвеститами.

Трансвестизм пересекает любые социальные и профессиональные барьеры. Ваш лучший друг, партнёр по гольфу, ваш доктор, начальник или ваш муж могут быть тайными трансвеститами. Велик шанс, что кто-либо из тех, кого вы хорошо знаете, кроссдрессер.

Приведу несколько фактов, которые я открыл на основании опроса 1014 британских трансвеститов: (Это, я думаю, был самый большой опрос кроссдрессеров, из когда-либо проводившихся.)

  • Значительно более трёх четвертей трансвеститов регулярно носят что-либо из женского белья под своей мужской одеждой. Многие из оставшихся поступали бы так же, если бы не опасались быть обнаруженными их жёнами.
  • Менее половины трансвеститов покидают свои дома полностью одетыми как женщины, и большинство из поступающих так, достаточно честны, чтобы признать, что им не удастся никого обмануть. Но для большинства это не важно. Они хотят носить предметы женской одежды, а не быть женщинами.
  • Трансвестизм должно быть одно из наиболее безопасных хобби. И, тем не менее, почти три четверти трансвеститов-мужчин признают, что живут в постоянном страхе быть обнаруженными предубеждёнными родственниками, соседями, или сослуживцами. Один мужчина, написавший мне, чтобы принять участие в опросе, уехал в ближайший город, чтобы отправить своё анонимное письмо. Многие говорят, что они не понимают, почему женщины могут носить мужскую одежду, но мужчины не могут носить женскую.
  • Некоторые жёны презрительны и отвергающи. Другие смотрят свысока, и отказываются проявить понимание. Время от времени я снова и снова читаю жалостливые письма от трансвеститов, чьи жёны «позволяют» им переодеваться один час в неделю - поскольку это делается в секрете.
  • Три четверти из всех партнёрш трансвеститов знают, что их мужчина надевает женскую одежду. Но четверть не догадываются об этом.
  • Веской причиной сохранения тайны является тот факт, что большинство жён и подруг, кто знает о переодеваниях партнёра, относятся к этому неодобрительно. Они многое теряют, будучи столь эгоистичными, узкомыслящими и отвергающими.
  • К счастью, немногим более трети жён и подруг активно содействуют своим мужчинам в их стремлении одеваться как женщины, помогают им с выбором одежды и макияжем. Многие женщины признают, что сексуально возбуждаются, видя своего партнёра-мужчину в шелковистой, женственной одежде. Для трансвеститов, чьи жёны признают их, являются обычными занятия сексом в женской одежде.
  • Подавляющее большинство трансвеститов гетеросексуальны.
  • Средний трансвестит проводит 12 часов в неделю одетым как женщина - но хотел бы проводить так 70 часов в неделю (несколько более половины времени бодрствования).
  • Растущее число мужчин открывает, что ношение чулок и платья является быстрейшим путём освобождения от напрягающей ответственности мужского бытия. У меня есть некоторые подозрения, что большее число мужчин жили бы дольше, если б трансвестизм был более широко приемлем.

Я уверен, что трансвестизм является одним из наименее вредных увлечений, и ни один мужчина не должен стыдиться этого. Это, я убеждён, совершенно приемлемый путь для любого мужчины, желающего освободиться от каждодневного стресса мужского бытия в нашем суровом мире. Это увлекательно, и, очевидно, приносит многим мужчинам большое удовольствие. Трудно придумать занятие, несущее меньше вреда для кого-либо.

Мужчины, которые одеваются в женскую одежду, выражают нормальную, здоровую часть их собственной женственности, расширяют свой взгляд на мир, и наслаждаются временной отсрочкой от обязанностей и требований мужского бытия.

Я думаю это ужасно, что какая-то женщина может иметь наглость сказать своему партнёру: «Ну хорошо, если тебе это так необходимо, то можешь заниматься этим. Но только один час в неделю, и ты должен убедиться, что шторы задёрнуты, и что меня нет дома, и, кстати, я не хочу видеть ни малейших признаков твоей дурацкой женской одежды, и прочего, когда вернусь».

Ни одна женщина не осмелится, я надеюсь, сказать ничего подобного мужчине, который играет в гольф, или занимается моделированием.

Я думаю, это печально, что трансвестизм должен быть рассматриваем как нечто гораздо более ужасное, чем всё остальное - хотя я считаю, что в основе этого лежат глубокие и полностью ложные предрассудки.

Многие женщины, вероятно, предполагают, что большинство трансвеститов либо гомосексуалисты, или иначе, кандидаты на операцию по смене пола.

Но, в целом, существует огромная разница между трансвеститами и транссексуалами. Транссексуалы похожи на игроков в гольф - они теряют свои мячи. Трансвеститы стремятся сохранить их.

Моё исследование сделало совершенно ясным, что подавляющее большинство трансвеститов гетеросексуальны, и счастливы быть мужчинами. (Любопытно, что кроссдрессинг понимается настолько неправильно, и так часто подвергается ругани, что некоторые женщины, несомненно, предпочли бы узнать, что их муж гей, или хотел бы сменить пол.)

Все результаты моего исследования кроссдрессинга приведены в книге «Мужчины в платьях», которая размещена в полном объёме на этом сайте.

Copyright Vernon Coleman 2004

Перевод: Snowlass

Что мужчины ненавидят в женской одежде?

Покупая одежду, часто ли ты советуешься с мужчинами? Знаешь ли ты, какую одежду мужчины считают соблазнительной, а какую, наоборот, ненавидят? Сегодня мы узнаем, что думают мужчины о женской моде и какими они хотят видеть нас на самом деле…

Британцы как главные любители рейтингов и социологических исследований провели свой опрос представителей сильного пола и выяснили, какая женская одежда особенно раздражает мужчин. Как оказалось, в списке действительно много вещей, которых стоит избегать.

Мужчины не любят бесформенные широкие брюки , потому что, по их мнению, они уродуют пропорции женского тела, но в тоже время им не нравятся леггинсы, потому что они слишком обтягивают и демонстрируют больше, чем нужно.

Также сильному полу не нравятся комбинезоны , потому что девушки в них похожи на рабочих, бахрома на одежде и мужские костюмы на девушках.

Самой отвратительной обувью, по признанию мужчин, являются угги из-за своей бесформенности и сандалии-гладиаторы с множеством ремешков, потому что после носки ремешки оставляют следы на коже. В список нежелательных аксессуаров попали ободки, повязки на голову и массивные солнечные очки-бабочки, без которых мы никак не можем прожить ни одно лето.

Как ты думаешь, можно ли назвать этот список справедливым или британские мужчины просто придираются к женской одежде? От каких вещей в твоем гардеробе ты готова отказаться, чтобы угодить мужчине? Оставляй свое мнение в комментариях и читай дальше, что думают наши мужчины.

Мужчины о женской одежде: антитренды

А теперь дадим слово нашим мужчинам: какая женская одежда их раздражает? Читаем внимательно и составляем список мужских антитрендов.

Сергей, 31 год: «Мне не нравится, когда девушки с хорошей фигурой носят одежду свободного покроя, которая скрывает все за непонятными кусками ткани. Номер один в моем списке – это, наверно, ужасные платья, в которых девушки выглядят как беременные. Зачем они надевают такие платья на свидания, я не понимаю, если честно».

Григорий, 24 года: «Не люблю, когда девушки носят резиновую обувь. Я думаю, что обувь должна всегда быть качественной и стильной, при этом она может быть дорогой и не очень, но вот резиновая обувь всегда выглядит странно, будь то сапоги, балетки или какие-нибудь сандалии».

Дмитрий, 25 лет: «Мне кажется, далеко не всем девушкам идет стиль милитари. Я помню, как моя подруга надела однажды милитари-кепку с белой майкой и стала очень похожей на Фиделя Кастро. Меня это очень рассмешило, а она даже обиделась немного».

Алексей, 29 лет: «Меня раздражает, когда девушки носят футболки с идиотскими надписями. Мне кажется, что эти футболки должны носить младшие школьницы, а не взрослые девушки. И эти провокационные надписи вроде «Я – сексуальная», «Посмотри сюда» или «Я – принцесса» меня жутко раздражают. Уж лучше пусть оставят их для статусов в социальных сетях. Я считаю, что нет ничего лучше обычной белой футболки».

Сергей, 22 года: «Мне не нравится, когда моя девушка носит эти дурацкие маленькие сумочки без ручек и ремешков (клатчи – Прим. ред.), потому что она постоянно норовит оставить их где-нибудь – на столике в кафе, в клубе, на кресле. И выглядит эта сумка, если честно, как свернутый кожаный пакет в руках».

Андрей, 34 года: «Мне не нравится, когда девушки носят сапоги выше колен с короткой юбкой. Мне кажется, что такой стиль смотрится пошло, у меня он ассоциируется с группой “Комбинация” и вишневыми “девятками” из 90-х годов».

Игорь, 26 лет: «Не понимаю, почему девушкам так нравятся оксфорды . Мне кажется, эти ботинки не идут ни мужчинам, ни женщинам. Еще не люблю, когда девушки носят прозрачную одежду и туфли на платформе и на шпильке, как у стриптизерш».

Павел, 28 лет: «Не люблю девушек, которые одеваются в офисном стиле. Еще мне не нравится, когда девушки носят свитера крупной вязки, джинсы, которые сидят на них мешком, и дурацкие колготки с рисунками».

Что британским мужчинам нравится в женской одежде?

От критики перейдем к приятным моментам и выясним, какую женскую одежду мужчины считают сексуальной и как одеваться, чтобы им понравиться.

Конечно, все мужчины разные, и вкусы у них тоже разные, но все же общие черты можно найти. Вернемся к тем же британским исследованиям. Они показали, что мнения мужчин по поводу женской одежды иногда могут расходиться диаметрально противоположно: одни считают красивыми короткие юбки и высокие каблуки, а другие, наоборот, называют их вызывающими и голосуют за платья средней длины и невысокий каблук.

Одно верно: мужчинам нравится одежда, которая подчеркивает красоту женского тела. Сильная половина человечества не может устоять перед облегающими платьями-футлярами и обтягивающими джинсами. Мужчины считают сексуальным, когда девушка обнажает лишь небольшой участок тела – например, плечи, лопатки или декольте. Британским мужчинам нравятся платья с открытой спиной, джемпера с V-образным вырезом и блузки, расстегнутые на несколько верхних пуговиц. Кстати, очень многие мужчины делают акцент на талии – им нравится, когда одежда подчеркивает талию. Удивительно, что немногие из опрошенных мужчин назвали в числе своих предпочтений мини-юбку.

Что российским мужчинам нравится в женской одежде?

А вот что нравится в женской одежде нашим мужчинам:

Андрей, 34 года: «Мне нравится, когда одежда выдержана в одной цветовой гамме и в одном стиле. Лучше если при этом одежда будет не ярких, а благородных приглушенных оттенков – серый, бежевый, изумрудный. В то же время я обожаю девушек в майках-алкоголичках и девушек в пальто со шляпками во французском стиле».

Кирилл, 37 лет: «Мне нравятся девушки, одетые, в первую очередь, с фантазией. Меня немного пугает, когда на девушке только вещи из последних коллекций или из дорогих магазинов, это вселяет неуверенность, но сочетание дорогих вещей и масс-маркета действительно всегда выглядит интересно и вызывает желание познакомиться. Еще, конечно, очень важна обувь , на нее я обращаю внимание в первую очередь.

Антон, 27 лет: «Мне нравится то же самое, что и всем мужчинам: вечерние платья, туфли на каблуках и минимум косметики. В кедах и джинсах девушки всегда могут отправиться в магазин за продуктами, но все-таки платьяидут им больше всего».

Артем, 34 года: «Мне нравится, когда девушка одета так, как будто она уделила минимум внимания своей внешности».

Какие полезные советы ты почерпнула у мужчин? Стоит ли вообще менять свой стиль и гардероб, чтобы угодить сильному полу? Нам очень интересно твое мнение! Высказывайся в комментариях!

Стереотипов, связанных с одеждой, великое множество, и знакомимся с ними мы ещё в детстве. «Мальчикам - голубое, девочкам - розовое», - все знают об этой навязанной установке, которая существует до сих пор. Дальше - больше. Мужчины вынуждены сталкиваться со штампами касательно внешности так же, как и женщины. Наше общество до сих пор заточено на то, что парни должны демонстрировать силу, в том числе и внешним видом, а юбки, рюши, кружева и другие элементы, не вписывающиеся в эту догму, в массе своей порицаемы. Несмотря на то что одежда-унисекс насчитывает не один десяток лет, большинство людей относится с подозрением к идее, что мужчины и женщины могут одеваться одинаково. Мы попросили пятерых мужчин разных профессий примерить гендерно нейтральную или женскую одежду и рассказать, как они себя в ней ощущают и что они думают о современной моде.

Блуза Kenzo , 54 200 руб., КМ20

Виталий

28 лет, шеф-программист

Я не особо слежу за модой и в жизни предпочитаю носить очень простую, практичную одежду - рубашки «как у гиков», футболки с изображением металл-групп, грубые ботинки. Не думаю, что в моём гардеробе что-то может кардинально поменяться. Лично я не знаю ни одного магазина, который продавал бы яркие вещи для мужчин, где, к примеру, можно было бы купить какую-нибудь крутую цыганскую рубашку. В мужских отделах всё очень однообразно. Желания носить женскую одежду у меня не возникало, но, когда мне предложили участвовать в эксперименте, мне понравилась идея.

На самой съёмке я не чувствовал особого дискомфорта - мне кажется, окружающие были смущены больше меня. У платья Vetements даже были карманы! Но видеть себя в зеркале было непривычно: возникало ощущение, что на мне костюм для Хеллоуина. Я полагаю, что ходить в такой одежде на улице будет неловко, но быть окружённым людьми, которые находят это крутым, действительно весело. У меня есть рубашка, которую мы носим на пару с моей подругой, но она скорее унисекс.

Платье Vetements , 114 600 руб., КМ20; Ботинки Alberto Guardiani , 39 960 руб., ГУМ; Цепочки Maria Stern 18 000 руб. и 15 000 руб., ЦУМ

Одежда, которая вычурно женственна, на парне будет привлекать много внимания в повседневной жизни, а мне это не нужно. То, что парни и девушки начинают носить одинаковую одежду, может оказать влияние на общество, но трудно предсказать, какое именно. Меня лично это не сильно волнует, я стараюсь не судить людей вообще, и уж тем более по их внешности или одежде. Я живу в Израиле, и у нас там мало что изменилось в плане уличной моды: все ходят в тех же джинсах, которые они купили в 18 лет. Если сравнить людей на улицах больших городов, где я провожу большую часть своего времени, без сомнения, москвичи носят более яркие и привлекающие внимание вещи, тогда как в Тель-Авиве люди выглядят более расслабленно.

Водолазка Nina Donis , 49 800 руб., КМ20

Виктор

61 год, Глава компании «коммуникатор»

Мой повседневный гардероб определяется тем, в какой среде мне необходимо быть в этот день: порой мне приходится быть в костюме и в галстуке, или в костюме и обязательно без галстука, или в пиджаке и в джинсах. Есть такое английское выражение «I wear many hats» («я ношу разные шляпы», то есть занимаюсь разными делами) - оно отражает мой стиль жизни. Единственное, я не люблю узнаваемые марки, а в последнее время предпочитаю монохромные вещи, без принтов. Не могу перестроиться на тёмные цвета: яркие оттенки - это моё.

Вещи Nina Donis, которые были на съёмке, очень красивые, я мог бы надеть их на модную тусовку. С удовольствием имел бы это всё в своём гардеробе, особенно свитшот с каменьями. Платья - вообще интересная история. У меня самого, к примеру, есть две джалабии (традицинное мусульманское платье. - Прим. ред ): одна из верблюжьей шерсти, другая из хлопка. Это потрясающе удобная вещь летом.

Думаю, что я слежу за модой, но не прикладываю к этому никаких усилий. У меня есть пара друзей-дизайнеров, на показы которых я хожу, но это больше по дружбе. В индустрию я особенно не вникаю. Довольно часто бывают ситуации, когда я что-то надеваю, а мне говорят: «О, это модно!» - и я понимаю, что где-то это подсмотрел. Просто это такое облако - если ты следишь за окружающим миром, то и это тоже замечаешь.

Мужчина, безусловно, за последнее время очень изменился, и характерным признаком этих перемен стало вот что. Когда я впервые 30 лет назад в Риме или Вене попал в косметический магазин, мужской отдел там был почти в десять раз меньше женского. Сейчас же они одинаковые. То есть стало принято следить за собой, выбирать одежду.

Мужская мода не кажется мне скучной, хотя я помню, когда мы с женой заходили в магазин, она говорила: «Какие же у вас мужские вещи красивые», - а я отвечал: «А какие красивые у вас». Изнутри всегда есть ощущение, что чего-то не хватает, что всё скучное. А со стороны может казаться, наоборот, что мужская мода больше себе позволяет, в ней больше вариаций.

Платье Nina Donis , 37 200 руб., КМ20; Кольца Maria Stern, 8 000 руб. и 10 000 руб., ЦУМ

Если смотреть глобально, то сейчас основной тренд - это отмена «можно» и «нельзя». Можно всё: любые цвета, любые сочетания, любые фасоны - это первое. А второе - одежда становится всё менее формальной. Сегодня в разных ситуациях, от похода в оперу до заседания совета директоров банка, можно увидеть людей, одетых так, как они бы не пришли на неформальную пятницу к себе в офис 15 лет назад.

Думаю, что в моде, как и во всём, - в искусстве, музыке, литературе - нет основного течения. Есть скорее несколько сосуществующих трендов, и ты сам выбираешь то, что годится для тебя, для твоей субкультуры, для твоей манеры поведения. Или как это бывает в моём случае: ты идешь в одно место одним человеком, в другое - другим.

Пальто Lemaire , 86 800 руб., КМ20; худи - собственность модели

Андрей

25 лет, фоторедактор

Cвитер Hood by Air , 35 000 руб., SV Moscow; шорты - собственность модели; кроссовки Nike , 8 930 руб., Brandshop

Я не слежу за тем, что происходит на подиумах, но, думаю, дизайнеры по-прежнему расширяют границы допустимого. Несколько лет назад многие в моей ленте шерили авангардную коллекцию J. W. Anderson (одни были в восторге, другие сокрушались) странных платьев для мужчин. Сегодня этот же дизайнер возглавляет консервативный модный дом, медленно меняя его изнутри и внося свой вклад в «легализацию» нового мужского образа. Мне кажется, что этот случай - скорее правило, чем исключение.

Пальто Acne Studios , 98 800 руб., ЦУМ

Слава

26 лет, модель

Ситуация, когда девушка берёт рубашку у бойфренда, давно стала обыденной. Она отразилась и на женской моде, и впоследствии на ассортименте демократичных марок. Сейчас нет такого сильного разделения на мужское и женское, как раньше: всё смешивается. Брендам выгодно делать одежду, подходящую для обоих полов.

Обратив внимание на последние коллаборации дорогих марок с масс-маркетом, можно заметить, что в них, к примеру, одни и те же принты для парней и для девушек. Девочки покупают мужское, мальчики - женское, и никто не запаривается. Вот, например, свитшот - вещь абсолютно универсальная и гендерно-нейтральная. С каждым сезоном он как будто становится всё длиннее и длиннее. Я не удивлюсь, что лет через 20 все эти платья для парней будут нормой.

Туника Craig Green , 30 800 руб., КМ20; брюки Craig Green , 38 400 руб., КМ20; кроссовки Puma , 10 990 руб., Brandshop

Однажды я гулял с другом по магазинам, и мы заходили в женские отделы. В одном из них мне понравился женский свитер розового цвета. Я собирался его взять, но у меня вдруг включилось в голове: «Пойду на кассу пробивать, и что люди подумают». Но потом, через пару дней, всё-таки пошел и купил. Мой пример скорее исключение - обычно парни не смотрят на женскую одежду. Сказываются внутренние барьеры. Но когда я прихожу в магазин мирового бренда, например в Acne, то смотрю и мужское, и женское - это интересно. Чувствуешь себя, как на выставке: хочется ничего не упустить. На каждый день я предпочитаю чёрные вещи. Сочетать тёмный верх с тёмными низом - это просто и удобно. В вещах, которые были на мне во время съёмки, я бы пошёл в клуб, на день рождения или встречу с друзьями, но вряд ли на работу.

Кирилл Шаповалов

20 лет, диджей, Санкт-Петербург

«Я называю себя артистом и диджеем, потому что не выступаю в обычной серой толстовке, а люблю наряжаться. Вечеринка - это праздник. Раньше я просто тусовался, а потом понял, что хочу делать свою музыку и собственные мероприятия. Сейчас у меня две серии вечеринок в Петербурге - «French Rave» и «Haute Dance», которая проходит в Kuznya. Периодически играю в Москве (например, в Squat ¾ и на афтепати Александра Арутюнова), а на прошлых выходных выступал в Берлине.

Для меня нет разницы между мужской и женской одеждой. Думаю, так было всегда. Хотя раньше родители навязывали мне свое мнение о том, что нельзя, например, носить узкие джинсы - в них ходят только девочки. Но чем больше я смотрел модных показов и видео с рейвов 70–80-х годов, чем чаще встречал на тусовках стильно одетых людей, тем лучше понимал, что не все живут как серая масса. Мне неважно, на какую сторону застегиваются штаны, если они мне идут.

Не нужно копировать других, нужно создавать свое. Со стилем та же история - ты либо рожден со вкусом, либо нет. Но я никогда не осуждаю других за одежду. Главное - не как ты выглядишь, а какой ты человек внутри. Моя одежда - это не образ, а сущность, с которой я родился. Дело не в том, что я хочу выделиться. Просто кому-то комфортно в толстовке и трениках, а мне - в пайетках и пиджаках.

Иногда я заглядываю в гардероб и сразу понимаю, в чем буду сегодня. А бывает, долго не могу выбрать. У меня нет тяги к вещам. Я могу надеть что-то новое два-три раза и подарить подруге. Поэтому мой гардероб довольно быстро обновляется. Некоторые вещи мне дарят, что-то вижу в магазине и сразу же покупаю. Но большую часть нахожу в винтажных магазинах, секонд-хендах и на блошиных рынках. Недавно был на Уделке - блошином рынке в Петербурге - и купил мотокостюм. Если носить куртку и штаны по отдельности, выглядит супер.

Я ношу обувь 39 размера, вся женская линейка подходит. Некоторые даже завидуют, ведь мужская обувь часто не такая красивая, как женская. Я очень люблю туфли, казаки и ботинки. Бывает, что продавцы странно реагируют, говорят, что я ошибся, взяв вещь из женского гардероба. Но я не обращаю на это внимания. Что понравилось, то и покупаю.

Со временем родители стали спокойнее относиться к моему стилю. А с тех пор, как я начал сам зарабатывать, вообще ничего мне не говорят - наоборот, поддерживают. Они слушали мои миксы и смотрели видео с выступлений. Знакомые, среди которых есть как творческие, так и далекие от искусства люди, спокойно относятся к моему внешнему виду. У меня вообще никогда не было проблем из-за этого. Даже в школе никто не задирал. Хотя классная руководительница, которая занималась своим похудением и часто была на негативе, периодически срывалась на мне. Но это из-за плохого поведения - я был неуправляемым и гиперактивным ребенком. Мне кажется, сейчас людям не так важно, как выглядит другой человек, у них своих проблем хватает. Хотя, когда я был в Екатеринбурге, прохожие оборачивались мне вслед - им казалось странным, что у мальчика могут быть длинные волосы».

Артур Айвазян

19 лет, фэшн-блогер, Москва

«Я интересуюсь модой с 12 лет. В 16 начал постепенно вливаться в модную среду: вести блог о своих аутфитах, посещать Недели моды, показы. В то время я понятия не имел, как на них попадают. Меня всегда вдохновлял Александр Рогов - мы с сестрой смотрели все его телешоу. Как-то раз он написал в инстаграме, что в «Афимолле» можно получить пригласительный на его показ. Я прогулял школу и побежал в молл в полной уверенности, что из этого ничего не выйдет. Но мне удалось достать билет.

На свой первый показ я пошел в рубашке, которая была мне велика, и черных джинсах с ужасной посадкой, подчеркивающих все мои недостатки. Просто отвратительно, но тогда мне казалось это нормальным. В следующем сезоне я посетил уже три показа. Спустя какое-то время попал в стритстайл-съемку. Так у меня появилась своего рода популярность - мои фото начали публиковать в модных изданиях: американском и русском Vogue, GQ и других. Примерно тогда я удалил блог - от него не было никаких результатов - и начал вести инстаграм. Аудитория росла, вскоре на меня начали подписываться люди с именем в модной индустрии - например, Александр Рогов и Гоар Аветисян.

Я сразу понял, что классика и элегантность - это мое. Сначала мои аутфиты состояли исключительно из мужских вещей. Честно скажу, в то время у меня были довольно простые образы. Проблема еще и в том, что у меня нетипичные для парня пропорции - очень тонкая талия, скромные параметры. Мужские вещи самого маленького размера мне велики. Помню, мне было 17 лет, я искал черные классические брюки, но подходящей пары нигде не было. Стоило зайти в женский отдел Zara, как у меня глаза разбежались при виде огромного количества нужных мне брюк. В тот момент меня даже не смутило, что это вещи из женского отдела. Они не выглядели как женские, но очень мне шли.

Из женской одежды у меня только брюки. Вся верхняя одежда мужская. Но в своих образах я обыгрываю вещи таким образом, что они выглядят на мне очень женственно. Для этого мне нужно только подчеркнуть талию и надеть остроносые туфли. Мне нравится казаться женственным, но при этом не перегибать палку и оставаться мужчиной. В наше время иметь свой стиль, который будет казаться окружающим нетипичным, довольно сложно. И я даже не думал, что, составляя образы из, в принципе, простых вещей, добьюсь успеха.

Мои родители родом из Армении, чистокровные кавказцы. Но они хорошо относятся к тому, что я делаю, хотя и не всегда меня понимают. Их не смущает женственность моих образов. Мне приятно, что родные поддерживают меня и ничего не запрещают. Хотя старшая сестра, скоро ей исполнится 26 лет, порой называла меня фриком.

Чаще всего я закупаюсь в Massimo Dutti и Zara. Но, если мне нравится какая-то вещь, я ее покупаю вне зависимости от цены и магазина. Бывало, что я не смотрел на качество, потому что мне было важно, как вещь выглядит и какого она цвета. В моем гардеробе есть вещи из секонд-хенда и с рынка. Иногда я беру старые вещи дедушки или отца. Я стараюсь составлять образы так, чтобы они рассказывали интересную историю».

Анатолий Карнаухов

22 года, главный редактор, Екатеринбург

«Я всегда мечтал стать главным редактором модного журнала. К этому постепенно и иду, но немного в другом виде - год назад создал небольшое модное медиа в Екатеринбурге под названием «Самиздат». У нас маленькая команда, но мы постепенно всему учимся и растем. Сейчас хотим работать с талантливыми ребятами из Москвы и Санкт-Петербурга.

В детстве я ненавидел одежду. Мой брат и сестра все время модничали, а я не понимал, какой в этом смысл. Я всегда был очень дружелюбным и общительным, поэтому в школе и колледжах быстро становился популярным. Я мог совершать разные безумства - например, привязывать к сумке штук сорок разноцветных шнурков, - а все повторяли. Сначала меня это немного пугало, а потом я понял, что мода - это работа и большая платформа, которая обозначает тебя в социуме. Это не просто игрушка, а реальные дела, которые не только приносят заработок, но и влияют на экономику, природу и, возможно, даже на войны.

Я не обращаю внимания, в каком отделе покупаю вещи: если мне нужен свитер, смотрю весь ассортимент, не придавая значения гендерным обозначениям. Грани абсолютно стерты. Я всегда был худым, а в какой-то момент еще резко вырос - получилось, что при росте 185 сантиметров я вешу 49 килограмм. Я не анорексик, просто у меня такое строение. В мужских отделах не было штанов моего размера, поэтому я начал покупать женские. В женских отделах прикольная одежда, но бывает проблема с рукавами: если брюки могут быть короче, то рукава - нет. Во многом поэтому я обожаю тенденцию на оверсайз, плюс не приходится ушивать одежду.

Мне нисколько не стремно носить женскую одежду. К счастью, большая часть моего окружения относится к моему стилю адекватно. Родителей сначала это напрягало. Но четыре года назад я начал жить отдельно, сам зарабатывать, и они постепенно поняли, что я свободный человек, могу носить что хочу. Сейчас говорят: «Ну, необычно», когда видят меня в женских кожаных штанах.

Консультанты в магазинах мне ничего не говорят. Только один раз был косяк. Я выбрал одежду и пошел в примерочную - тогда у меня еще были белые волосы до плеч, - а мне сказали: «Нет, вам в другую». Мне кажется, в какой-то момент Екатеринбург стал терпимее к необычно одетым людям. Но надо понимать, что, хотя это прогрессивный город, он маленький - все зависит от знакомств. Здесь я достаточно медийный человек, а потому могу позволить себе ходить в чем угодно. Правда, если поеду в неблагополучный район - а это все, кроме центра, - могу, наверное, и отхватить. Этим летом я ходил с зелеными волосами. Бывало, ко мне подходили, хотели что-то выяснить. Но я абсолютно спокойно общался, и люди понимали, что мой внешний вид не их дело.

Я довольно быстро собираюсь, потому что подобрал себе хорошую базовую одежду - что ни надену, будет смотреться прикольно. У меня нет цели выделиться в толпе или, как у нас говорят, чтобы «лук треснул» (произвести впечатление. - Прим. ред. ). Ношу то, в чем комфортно. Часть одежды мне дарят, часть покупаю как базу в магазинах (обычно выбираю вещи черного или белого цвета). Более интересные предметы гардероба заказываю у дизайнеров. В Екатеринбурге какое-то время были очень популярны корейские марки, сейчас все постепенно приходят к русским. Но это все равно такой базовый стилек, сдержанный. Не могу сказать, что у нас проблема с магазинами и дизайнерами: есть 12 Storeez и UShatava, Borismama, которая шьет сумасшедшую одежду, и классный бренд SiammSiamm.

Меня вдохновляют обычные люди, чьи профили я нахожу в инстаграме. За селебами следить неинтересно - в их аккаунтах все искусственно и продажно. А вот когда встречаешь классный аккаунт с двумя тысячами фолловеров и видишь, что его владелец что-то из себя представляет, - это здорово. Неважно, хочу я выглядеть как он или нет, - меня вдохновляет, что кто-то придает значение одежде и пытается носить ее по-новому. Правда, я столкнулся с тем, что интересные люди с классными аккаунтами в жизни оказываются пустыми. У них в головах картинка, которой они живут, - и все. К сожалению, с такими ни поговорить, ни потанцевать. Грустно, что современная молодежь превратилась в общество визуалов».

Отношение к актерам-травести в нашей стране мягко говоря не однозначное. Это амплуа считается маргинальным, порочным, аморальным и даже богомерзким. Признается это ремесло только в том случае, если актер комично изображает женщину, как Верка-Сердючка, например. Вынужденные переодевания явно гетеросексуальных персонажей в таких фильмах, как «Тутси», «Миссис Даутфайер» или «Здравствуйте, я ваша тетя» тоже не вызывают сомнений. Это же все ради смеха! А когда дело доходит до самой настоящей имитации женщины, у почтенной публики это вызывает резкое отторжение. Да, тут уже не до смеха. Актер «покушается» на самое дорогое – гендерную идентификацию. Возникают мысли: «А все ли с ним нормально?» или «А ты часом не содомит?». Дамы и господа! Неприятие культуры травести возникает чаще всего из-за невежественности. Искусство перевоплощения мужчины в женщину старше и глубже, чем вы могли бы подумать.

Украинская травести-дива Монро

Шекспир писал роль Джульетты для мужчины


Во времена Шекспира все роли в театре играли мужчины. Эта традиция корнями восходила к древнегреческому театру, куда не допускали женщин по одной простой причине – у них не было гражданских прав. Теперь многим сложно представить, но когда-то многие юноши-актеры мечтали о роли Джульетты. Женщин допустили на подмостки только после реставрации монархии. Карл II, сын печально известного Карла I, казненного революционерами, прославился, как «веселый король». Он любил театр и женщин. Видимо Карлу II очень хотелось совместить эти два удовольствия в одно, поэтому в 1660 году он издал указ, позволяющий женщинам блистать на подмостках наравне с мужчинами. Это было настоящей культурной революцией, так как мало кто представлял, что женщина способна сыграть женскую роль правильно. История реформы английского театра нашла свое отображение в фильме Ричарда Эйра «Красота по-английски» (2004). В центре повествования – известный в свое время травести-актер Нед Кинастон, который пострадал от указа Карла II и вынужден был учиться играть мужские роли.

Традиции театра Кабуки: женщина на сцене к беде


В традиционном японском театре Кабуки до сих пор женские роли играют мужчины. Этих актеров называют оннагата и их искусство передается из поколения в поколение. Самым известным из ныне живущих актеров-оннагата является Бандо Тамасабуро V. Он вывел свое искусство на мировой уровень, сыграв ряд главных женских ролей в классических европейских пьесах: «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Медея». Но одной из самых его самых известных актерских работ стала роль Настасьи Филипповны в фильме польского режиссера Анжея Вайды «Настасья», снятого по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Кстати, Бандо Тамасабуро V сыграл в картине и князя Мышкина – это была его первая и единственная мужская роль за всю актерскую карьеру.

Артист кабаре способен сыграть и Гитлера, и Еву Браун

В 1920-1930-е годы Берлин стал мировой столицей богемы. В это время именно здесь, в атмосфере вседозволенности и праздности, создавалось самое актуальное на то время искусство и формировался новый образ мышления, лишенный предрассудков. В берлинских кабаре рождался революционный театр Бертольда Брехта, первый раз звучали песни Курта Вайля и обретал очертания сценический образ Марлен Дитрих. Все это закладывало основы для нового типа актера-универсала, который позже возьмут на вооружение и stand-up комики, и рок-звезды и королевы травести-шоу. Для этого персонажа никаких ограничений не существовало: мужчина мог выйти на сцену в образе женщины, а женщина – в мужском смокинге. Еще чуть чуть и сексуальная революция громыхнула бы именно тогда, но к власти в Германии пришел Гитлер и задушил все эти идеи прямо в колыбели. Пройдет еще 30 лет прежде чем человечество освободится от комплексов и предрассудков старого мира.

В 1997 году на экраны вышел фильм Шона Матиаса «Склонность», рассказывающий об участи гомосексуалистов в немецких концлагерях. Миг Джаггер сыграл в этом фильме роль травести-актера Греты. Этот образ символизирует прекрасную и бурную эпоху кабаре.

Образ Drug-queen, как закономерный итог всей этой истории с переодеваниями

Сразу стоит пояснить: чтобы стать Drug-queen, не достаточно переодеться в женское. Травести - сложное искусство, впитавшее в себя и шекспировский театр, и стиль оннагата, и, что самое важное, культуру кабаре.

Про травести-королев снято немало фильмов, но одним из лучших безусловно является «Вонг Фу, с благодарностью за все! Джули Ньюмар» (1995). Героинями фильмма являются три типичные «королевы красоты», которые случайно попадают в американский провинциальный городок и начинают менять его жизнь к лучшему. В главных ролях снялись Патрик Суэйзи, Уэсли Снайпс и Джон Легуизамо. Эти три актера гениально перевоплотились в не характерных для них персонажей. Если вам интересно, к какому идеалу должна стремиться любая травести-дива, посмотрите именно этот фильм – Патрик Суэйзи показывает настоящий мастер-класс по перевоплощению в женщину.

Теперь вы, дорогие ханжи, знаете, что если мужчина переодевается в женское платье, это далеко не всегда фетишизм, эксгибиционизм и гомосексуализм. Иногда это – самое настоящее искусство, уходящее своими корнями глубоко в почву истории. Чтобы увидеть разницу, стоит всего лишь перестать отворачиваться.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь