Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности. Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения Коэффициент
Физическая агрессия 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10
Косвенная агрессия 2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 8
Раздражение 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 11, 35, 69 11
Негативизм 4, 12, 20, 23, 36 20
Обида 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 9
Подозрительность 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 65, 70 10
Вербальная агрессия 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 39, 66, 74, 75 13
Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены Результаты в баллах Интерпретация
Физическая агрессия Косвенная агрессия
Вербальная агрессия Раздражение
Негативизм Подозрительность
Чувство вины Обида
1 0 -20 0 низкий уровень
2 20 - 30 0 – 14
3 31 - 41 15 – 25 средний уровень
4 42 -52 26 – 36
5 53- 63 37 – 47 повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58
7 75 - 85 59 – 69 высокий
8 86 - 96 70 – 80 очень высокий
9 97 и более 81 – 92
10 92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены Результаты в баллах Интерпретация
Агрессивность Враждебность
1 0 -17 0 низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14
3 28 – 38 15 – 25 средний уровень
4 39 – 49 26 – 36
5 50 - 60 37 – 47 повышенный уровень
6 61 - 71 48 – 58
7 72 - 82 59 – 69 высокий
8 83 - 93 70 – 80 очень высокий
9 94 и более 81 – 92
10 92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (

С яркими тенями вы можете создавать бесчисленное количество притягательных образов. В вашем распоряжении - целая радуга возможностей. Тени ярких цветов - это захватывающая перспектива для смелых девушек, которые любят экспериментировать с новыми образами.

Однако, если при нанесении подобных “красочных” теней не соблюдать определенных правил, то окружающие могут подумать, что вы не смыли грим после выступления в цирке.

Остальной макияж - нейтральный

Когда вы наносите яркие тени для век, они должны быть в центре вашего макияжа. Это плохая идея - сочетать мерцающие голубые тени с ярко-розовой помадой или румянами театрального сиреневого цвета. Наличие более одного яркого элемента в одном макияже придает всему образу бессвязный нелепый вид. В конечном итоге макияж выглядит перегруженным и тяжелым для восприятия.

При использовании теней ярких цветов, остальные элементы макияжа должны оставаться предельно простыми. Правильный вариант заключается в том, чтобы попытаться улучшить ваши естественные натуральные оттенки. Используйте бальзам для губ или помаду nude вместо блеска или помад ярких оттенков. Примените бледный румянец, который усиливает естественный розовый цвет ваших щек.

При наложении ярких теней для век, они должны быть центром вашего макияжа. Нейтральное лицо и губы подчеркнут ваши глаза, и придадут более выразительный вид.

Уделяем внимание ресницам и бровям

При экспериментировании с яркими тенями для достижения наилучших результатов, важно “активизировать” ресницы и брови.

Если вы носите ярко - розовые тени для век и один слой туши, ресницы будут потеряны на фоне красочных теней, взгляд будет казаться “несбалансированным”. То же самое касается бровей; если вы создаете градиент мерцающего синего цвета до бровей, но при этом не корректируете цветом сами брови, создастся впечатление, что у вас вообще нет никаких бровей.

Используйте правильные цвета

Каждый цвет глаз предусматривает использование своих специфических оттенков теней для век, которые гармонируют с цветом глаз. В то же время, существуют и другие оттенки, которые вступают в противоречие с цветом глаз, и приводят к тому, что ваши глаза выглядят размытыми или обесцвеченными.

При применении ярких теней для век, важно убедиться, что вы используете правильные оттенки для вашего цвета глаз, например:

    Фиолетовый и оранжевый цвет создают гармоничное дополнение для голубых глаз. Розовые и фиолетовые тона хорошо подходят для глаз. Голубой, розовый и оранжевый оттенки обеспечивают прекрасный фон для глаз.

Подробнее о подборе палитры теней в соответствии с цветом глаз читайте

Не бойтесь смешивать цвета

При использовании теней ярких цветов пробуйте смешивать их друг с другом, это поможет достигнуть желаемого оттенка и создать яркий сложный макияж.

Тем не менее, многие не решаются смешивать различные оттенки теней, особенно учитывая временные затраты на работу с яркими тенями. Здесь возникает естественное опасение, что чрезмерное смешивание приведет к тому, что тени потеряют свой цвет и макияж глаз не будет выглядеть так ярко.

Не бойтесь экспериментировать, наоборот, найти и создать свой неповторимый оттенок может быть ключем к достижению желаемого эффекта.

Для смешивания используйте большую с круглым наконечником кисть, для получения “гладкого” ровного тона, убедитесь, что тени перемешаны тщательно.

Наносите полученные оттенки равномерно по всей области век до самой брови, в противном случае, если вы остановитесь на полпути, макияж будет выглядеть незаконченным и неубедительным. Подробную пошаговую инструкцию по правильному нанесению теней вы найдете

Используйте различные оттенки

Применяя тени для век ярких цветов, не останавливайтесь на выборе только одного цвета. Если вы покрываете веки в один цвет, в конечном итоге, макияж выглядит непрофессионально, как-будто вы в спешке накрасили глаза. Если вы собираетесь носить красочные тени для век, важно продемонстрировать, что у вас есть навыки для их правильного применения. О самых распространенных ошибках при создании макияжа читайте

Вы можете скомбинировать несколько различных светлых и темных оттенков одного и того же цвета, чтобы построить сложный макияж. Кроме того, возможно также объединить совершенно разные цветовые семьи в один красочный вид. Для достижения наилучших результатов старайтесь выбирать цветовые схемы, которые включают в себя дополнительные цвета: смешать золото с зеленым или синим, розовый с фиолетовым или мерцающим серебром.

Применение теней для век ярких цветов может показаться сложным проектом. Тем не менее, он может помочь вам в освоении навыков визажиста и получения опыта в отношении подбора и смешении цветовой палитры. Использование советов, описанных выше, значительно облегчает процесс создания яркого притягательного макияжа.

Ниже представлено несколько идей по созданию макияжа глаз с помощью теней ярких цветов для вашего вдохновения.


Видео - «Мастер класс - яркие акценты в макияже»

Видео - «Мастер-класс по нанесению ярких теней»

Красивый яркий макияж постепенно вытесняет тенденцию «нюдовского»: сегодня блеклые пастельные краски делят свое первенство с яркими и сочными оттенками.

Однако достижение яркости в макияже не должно идти в ущерб вкусу. С использованием насыщенных оттенков очень легко преобразить свою внешность, однако с такой же легкостью ее можно обезобразить, используя несочетаемые цвета.

При выборе цвета теней и помады в макияже можно опираться на несколько факторов: цветовую гамму одежды, цвет волос, а также глаз. В этой статье мы разберемся, какой макияж актуален для обладательниц карих, зеленых, а также голубых глаз.

Как сделать яркий макияж: основные правила подготовки

Перед тем, как начать свою искусную работу по созданию макияжа, нужно хорошо подготовиться:

  1. Очистить лицо с помощью специального средства.
  2. Нанести лосьон и крем для лица и дать им впитаться.
  3. При создании вечернего макияжа сначала следует нанести – специальное средство, которое продлит жизнь красок на лице: четким линиям не даст стереться, а оттенкам смешаться.
  4. После нанесения основы для вечернего макияжа наносят , а при дневном макияже – пудру.
  5. Затем начинается корректировка лица с помощью темных и светлых корректоров. Использование сухих средств предпочтительнее, поскольку их легче растушевывать. Те области, которые нужно уменьшить или визуально отдалить – затемняют, а те, которые увеличить или приблизить – осветляют.
  6. После скульптурирования лица делают коррекцию бровей с помощью карандаша и воска.
  7. После шестого пункта начинается самое интересное – макияж глаз, от успешности которого и зависит весь результат.
  8. После макияжа глаз на скулы наносят румяна.
  9. Завершающим этапом в ярком мейк-апе является коррекция губ с помощью карандаша, блеска для губ или помады.
Особенности яркого летнего макияжа

Основным правилом яркого летнего макияжа является использование насыщенных, но светлых красок: бирюзового, розового, голубого, зеленого, желтого, синего и др. Идеи макияжа можно брать у природы: стоит только взглянуть на любой экзотический цветок, в котором сочетаются несколько насыщенных оттенков.

Особенности яркого вечернего макияжа

Вечерний макияж отличается не только яркими тенями: этот макияж можно сочетать с не менее яркой помадой в тон теней или красного цвета. Такая «вольность» вечернего макияжа должна быть тщательно продуманной, потому что, акцентируя внимание и на глазах и на губах, можно добиться безвкусной яркости.

Яркий макияж для карих глаз

Карие глаза становятся ярче, если их подчеркивать бардовыми или даже багровыми оттенками. Теплые розовые оттенки тоже могут быть использованы, но при условии, что в макияже будет достаточно темных цветов. В обратном случае карие глаза потускнеют, и будут выглядеть нездоровыми.

Помада в таком макияже может быть ярко-розовой только в том случае, если она одного оттенка с тенями-акцентом. Подводка также приветствуется, особенно, если глаза цвета черного кофе.

Яркий макияж для зеленых глаз

Зеленые глаза становятся ярче, если их выделяют рыжие или фиолетовые оттенки. Созданный контраст обращает внимание собеседников на магический цвет радужки. Темно-коричневые оттенки в макияже для зеленых глаз приветствуются не меньше, чем светло-зеленые, цвета сочной весенней травы. Бирюза также «дружит» с глазами зеленого цвета, однако она выглядит ярче, если сочетается с кирпичными оттенками.

Цвет помады может быть насыщенно розовым или ярко-коричневым.

Яркий макияж для голубых глаз

Фиолетовый, сиреневый и синий – основные цвета, которые позволяют создать не только яркий, но и красивый макияж для голубых глаз.

Яркий макияж для брюнеток должен сочетать темно-синий со светло-сиреневым, а для блондинок – темно-фиолетовый с розовым.

Чем светлее оттенок голубых глаз, тем темнее и глубже должны быть тени по своему оттенку. Синие глаза наоборот, выделяются светлыми оттенками: сиреневым и нежно-фиолетовым.

Помада ягодного, насыщенного оттенка поможет подчеркнуть яркость макияжа.

Новинки из последних бьюти-коллекций только и намекают на то, что пора победить свою застенчивость – и начать обращаться, в конце концов, к цветам поярче. По крайней мере, если речь идет о . Радужные палетки и лайнеры немыслимых цветов созданы не для того, чтобы покоиться на дне косметички. Для чего их можно использовать?

Цветные смоки айс

В таких палитрах, как La Palette Glam от L’Oréal Paris, не найти спокойных оттенков «на каждый день». Все они – яркие, сочные и, что немаловажно, достаточно просто сочетаются между собой.

Не бойтесь экспериментировать: хотя бы в выходной день решитесь соединить синий с голубым и изумрудным, а сливовый – с красным. Вы получите смоки айс, которые поднимут настроение и точно привлекут внимание.

Если таких цветов вы все-таки опасаетесь, попробуйте поработать с полутонами – тени при этом наносите полупрозрачным слоем, стараясь покрывать ими совсем небольшие участки кожи век.

© masha_zykova07

Мономакияж в ярких цветах

Один из актуальных трендов – одноцветный макияж глаз, выполненный в живых, насыщенных оттенках. Выбирайте моносредства (такие, как Color Tattoo 24H от Maybelline New York) и в свободной технике, давая волю всем своим художественным способностям, наносите их на веки: получится настоящий арт-макияж!

Нижняя подводка

Создайте макияж «наоборот» – вместо того, чтобы привычным образом подводить верхнее веко, сделайте акцент на нижнее. Под ресничным контуром проведите линию тенями или карандашом того оттенка, который раньше вы никак не решались использовать (пусть это будет, например, Khôl Hypnôse Waterproof небесно-голубого цвета №10 Bleu Ciel Parisien от Lancôme). Смягчите линию, вытянув ее за пределы внешнего уголка глаза с помощью растушевки.

Деталь в цвете

Еще один способ сделать акцент «снизу» – подвести слизистую нижнего века необычным оттенком. Даже если в остальном вы будете использовать один только черный цвет (черную тушь, черную подводку, черные тени), мейкап «заиграет» совершенно по-другому, как только его дополнит , например, синего цвета. Присмотритесь к кайалу Expression Kajal от Maybelline New York – он пригодится для этой цели.

© pava_makeup74

Графика в оттенках металлик

Привычные стрелки предстанут совсем в другом виде, если нарисовать их не классической черной подводкой, а лайнером вроде Razor Sharp от Urban Decay, позволяющим с каллиграфической точностью выводить на веках мерцающие линии. Эффект металлик делает блеск в глазах ярче, а насыщенные оттенки не позволят остаться незамеченной. О том, как еще можно использовать блестящую подводку, читайте .

© eranskaya_makeup

Широкие стрелки

Воспользуйтесь таким трендовым бьюти-средством, как жидкие тени, – поробуйте тинт Eye Tint от Giorgio Armani, который очень просто наносить. С его помощью вы как раз и сможете нарисовать эффектные широкие стрелки во все веко. Мягкий аппликатор позволит легко распределить этот пигментированный тинт по коже, но понадобится и тонкая кисть – для того, чтобы сделать изящное заострение у внешних уголков глаз.

Яркие ресницы

Когда мейкап с яркой деталью нужен не на вечер, а для дневного выхода в свет, выручить сможет : синяя, зеленая, фиолетовая или даже розовая. Достаточно нанести ее в небольшом количестве на кончики ресниц, чтобы макияж глаз преобразился и стал гораздо более необычным, но в то же время не слишком броским.

Акцент на складку

На модных показах не устают изобретать все более оригинальные варианты мейкапа – в противовес классическим. Например, некоторые визажисты предлагают подводить складку века. Используйте лайнер вроде Vivid Brights Eyeliner в неоновых оттенках от NYX Professional Makeup, чтобы провести линию-дугу в складке века, которая при открытых глазах будет как бы возвышаться над ресничным контуром.

© mua_yuliapishchelina

А что выбираете вы – макияж губ с яркой помадой или вечерний образ с акцентом на глаза? Расскажите в комментариях – и сохраните себе нашу подборку средств для яркого макияжа глаз.

    Жидкая подводка Vivid Brights Eyeliner, NYX Professional Makeup

    В палитре Vivid Brights Eyeliner вы не найдете черных, серых или коричневых оттенков. Зато среди них – лиловые, красные и зеленые. Подводка позволяет рисовать тонкие и аккуратные стрелки, которые продержатся весь день – пигмент «схватывается» в считанные секунды.

    Водостойкий карандаш Khôl Hypnôse Waterproof (№10 Bleu Ciel Parisien), Lancôme

    Главное достоинство этого карандаша не столько в оттенке, сколько в формуле: она водостойкая и надежно фиксирует цвет на весь день. Финиш у мягкого карандаша-каяла матовый.

    Жидкие тени Eye Tint, Giorgio Armani

    Эти тени от Giorgio Armani легко и наносить, и растушевывать: формула ровно на половину состоит из воды. Пигменты ложатся на кожу тонкой и невесомой пленкой, которая держится до 16 часов. Оттенки в палитре подойдут и для дневного, и для яркого вечернего макияжа.

    Водостойкая подводка Razor Sharp, Urban Decay

    О главной особенности этой подводки говорит ее название – аппликатор у нее очень тонкий и позволяет нарисовать самые изящные стрелки. Несмотря на то, что формула водостойкая, пигмент смыть легко – с помощью средства для снятия макияжа. В палитре – целых 20 оттенков и несколько текстур и финишей – кремовые, лаковые, шиммерные и с эффектом металлик

В последнее время тренды относительно макияжа приобрели двойственность, и теперь актуальным может быть как естественный макияж, так и довольно яркий. И вы уже можете выбрать именно то, что идет больше вам и что подходит к определенному поводу, и в любом случае вы будете, как говорится, «в тренде».

Конечно, сделать макияж, похожий на отсутствие оного, легче и быстрее, чем затратить энное количество усилий на создание чего-то более заметного и эффектного, но ведь это того стоит, верно?

Пожалуй, самый главный и самый популярный вариант яркого макияжа – это макияж с яркой помадой. Естественно, здесь тоже масса нюансов и различных тонкостей, но это все равно проще, чем замысловатые яркие , поэтому помады ярких цветов так популярны.

Яркий макияж губ: что нужно знать?

Еще одно большое преимущество макияжа, в котором акцент сделан на губах, состоит в том, что он подходит абсолютно всем девушкам и женщинам, всего с несколькими поправками.

Макияж губ для женщин за 40

Во-первых, женщинам постарше, скажем так, 40+ не стоит выбирать слишком яркие, кричащие оттенки, визуально они состарят кожу и создадут эффект, будто вы гонитесь за молодостью посредством ярких губ. Эффект неприятный.

Можно выбрать тона менее яркие, то потемнее, и они тоже будут выглядеть эффектно.

Яркий макияж губ для брюнеток

Макияж с яркой помадой для брюнеток имеет следующие нюансы: брюнеткам лучше выбирать теплые оттенки, они будут выгодно сочетаться с типом внешности.

Вот несколько примеров таких макияжей:


Макияж с яркой помадой для блондинок

Соответственно блондинкам больше подойдут холодные оттенки яркой помады: такой образ будет наиболее стильным и гармоничным.


Как правильно делать макияж с яркой помадой?

Вопросу о том, как же правильно наносить помаду, чтобы губы выглядели максимально ухоженно, ярко и соблазнительно, может быть посвящен отдельный материал, поэтому мы обойдемся лишь парой советов:


  • Во-первых, губы нужно смягчить , сначала слегка потерев их зубной щеткой, смоченной в теплой воде, а затем нанесите бальзам для губ. Но оставлять толстый слой его нельзя, можно оставить лишь самую капельку, чтобы помада легла более гладко.
  • После того, как бальзам остался на губах в незначительном количестве, карандашом прорисуйте контур губ, и мы очень рекомендуем не выходить за естественные границы больше, чем на 1 мм.
  • После первого нанесенного слоя помады слегка промокните губы салфеткой , потом нанесите второй слой, который после этой процедуры ляжет ровнее.
  • Для придания губа глянцевого эффекта, нетолстым слоем нанесите поверх помады блеск для губ в тон помады, разумеется. Если же вы хотите сделать губы матовыми, то едва-едва припудрите их рассыпчатой пудрой.

Каким должен быть макияж к яркой помаде?

Теперь поговорим о том, каким должен быть макияж под яркую помаду.

Первое и главное правило, от которого зависит буквально все – это ровный и матовый тон лица . Если ваша кожа блестит, или видны покраснения, или прыщики, или еще какие-то неровности, и при этом на губах красуется яркая помада, то это стопроцентный провал. Поэтому перед нанесением помады много внимания стоит уделить коже лица. Она должна быть скрабирована, очищена, тонизирована и увлажнена.

Также важный момент – это то, что оттенок тонального крема или консилера должен быть четко в тон кожи лица . В самых критичных ситуациях допустима разница в один тон, когда крем светлее кожи, но обратная ситуация – недопустима ни при каких обстоятельствах. При нанесении яркой помады это особенно важно учитывать.

Брови в таком макияже должны быть весьма заметно подчеркнуты и иметь четкие очертания . Потому что при акценте на губах, брови могут вообще потеряться, и вашему лицу это на пользу не пойдет. Но и слишком геометричными и яркими их делать не стоит.

Что касается макияжа глаз, то тут есть как общие, так и частные моменты. Первое общее – ресницы должны быть подкрашены . Второе – тени не должны быть в тон помады . Третье – тени вообще должны быть светлые или приглушенные .

Вот удачная иллюстрация макияжа с яркой помадой на фото:


Ярко-розовая помада: удачные примеры макияжа

Например, макияж глаз с ярко-розовой помадой не допускает бронзовых, коричневых, бежевых и других теплых оттенков, лучше остановите свой выбор на холодных — серебристый, светло-серый, серый, белый, даже слегка голубоватый и т.п.


Кстати, ярко-розовая помада позволяет нам подвести линию ресниц и сделать небольшие стрелки.

Макияж с красной помадой: основные правила

Макияж же с ярко-красной помадой может допустить как холодные оттенки, так и теплые, здесь уже стоит исходить из того, какого оттенка сама помада – ведь красный может быть чисто теплым или немного холодноватым.


А вот стрелки с красными губами будут выглядеть уже чересчур.

Можно ли сочетать с яркой помадой смоки айс?

Можно, если темных оттенков там не слишком много или вообще нет (потому что глаза не должны выглядеть слишком мрачно и таинственно, это отвлечет внимание от губ).


Ведь этот макияж можно сделать и из светлых и средних теней.

Бывает ли дневной макияж с яркой помадой?

Конечно, бывает! Хотя в дневном варианте более-менее яркие или темные оттенки теней лучше не использовать и остановиться на белом, слегка серебристом или бежевом цветах.

А можно карандашом подвести линию ресниц и тенями не пользоваться вообще. И, конечно, тушь – без накрашенных ресниц никуда.


В дневном макияже, в котором акцент сделан на губы, стоит быть особенно аккуратной с румянами.

Если помада розовая – то пусть на яблочках будет немного естественно-розового румянца, если красная – то можно ограничиться лишь небольшим количеством бронзера на скулах, чтобы лицо было выразительнее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь