Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Кормление грудью не сводится к процессу питания.
http://umnitsa-loshad.livejournal.com/255495.html - особенности усвоения грудного молока

2.2. Формирование пищеварительной системы ребенка и влияние на этот процесс смеси, воды и других непитательных жидкостей или лекарственных препаратов.

То же самое можно сказать не только о смесях, но и о любых других жидкостях (вода, глюкоза) и лекарственных препаратах. Не существует никаких физиологических оснований для допаивания ребенка на грудном вскармливании. Природа позаботилась о том, чтобы с молоком матери он получал достаточно жидкости. "На настоящий момент существует много исследований, определивших, что дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании не нуждаются в дополнительной воде, - эти исследования проводились в местах с разным климатом (как во влажном, так и в сухом) при разнице температур от 22-41°C (71.6-105.8°F) и относительной влажности 9-96% (см. ссылки после статьи)" .

Даже 1 ложка воды способна изменить состав микрофлоры незрелого кишечника поскольку проконтролировать ее состав на предмет патогенных бактерий невозможно. Вода в больших количествах (а врачи рекомендуют давать младенцам до 150-200 мл воды в сутки) может стать причиной:
а) "вымывания" полезной микрофлоры;
б) нарушения непроницаемости слизистой оболочки кишечника;
в) неоправданной нагрузки на незрелую выделительную систему;
г) недостатка молока у матери и недобора веса у ребенка (поскольку на эти 100-150 мл меньше ребенок высосет из материнской груди).

Что касается лекарственных препаратов, общее правило в случае с грудным ребенком должно быть таким - до 6 месяцев, в период наиболее интенсивного развития и становления ЖКТ, что-либо, кроме грудного молока, должно попадать в рот ребенка только по жизненным показаниям. В противном случае вред, нанесенный пищеварительной системе, может превысить пользу от применения препарата. Особенно это касается лекарственных средств, назначаемых "для профилактики газообразования" или "от кишечных колик". Дисбиоз кишечника в грудном возрасте является нормальным, физиологичным состоянием, связанным с незрелостью ЖКТ, и никакие препараты не помогут кишечнику созреть раньше срока. Скорее, напротив, отсрочат его созревание и формирование нормальной микрофлоры.

То же самое можно сказать и о тактике лечения так называемого "дисбактериоза" пробиотиками, но подробнее я коснусь этой темы чуть ниже, когда мы будем разбирать нормальный вид и частоту стула ребенка на ГВ.

Ну, в общем, по запросам масс, так сказать... =)

В современных рекомендациях Минздрава РФ по питанию детей первого года жизни говорится: "Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")".

Всемирная Организация Здравоохранения формулирует рекомендации по срокам введения прикорма следующим образом: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста" .

Давайте разберемся, что же такое готовность к прикорму, в каком возрасте она наступает и насколько физиологичны такие сроки и схема прикорма с точки зрения работы формирующейся пищеварительной системы.

С точки зрения биологии, человеческий детёныш готов к знакомству с взрослой пищей, когда:
1) у него созревают механизмы для ее усвоения (физиологическая готовность);
2) он способен пережевывать и проглатывать еду кусочками (физиологическая готовность);
3) в состоянии удержать кусок в руке и донести до рта (физическая готовность);
4) у него появился т.н. "пищевой интерес" — социальное поведение, которое выражается в желании подражать взрослым и есть то же, что и они (психологическая готовность).

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1) Физиологическая готовность к прикорму. Созревание желудочно-кишечного тракта и ферментативной системы.

Как работает пищевательная система младенца, не получающего никакой другой пищи и жидкости, кроме грудного молока?

Активность ферментов у ребенка, получающего только грудное молоко, остается низкой на протяжении всего первого полугодия жизни. Кстати говоря, именно незрелостью ферментативной системы нормального здорового ребенка на грудном вскармливании объяняется белый налет на его языке, который педиатры очень часто принимают за молочницу — грибковое заболевание полости рта.

На исключительно грудном вскармливании желудок и поджелудочная железа работают не "в полную силу", большая часть процессов усвоения происходит в кишечнике. Это становится возможным за счет особых свойств грудного молока, которое содержит ферменты в своем составе. То есть с грудным молоком ребенок одновременно получает и вещества, помогающие его перевариванию.

Что происходит, если ребенок на ГВ начинает получать смесь или другие продукты в качестве докорма или прикорма до того, как его пищеварительный тракт будет к этому готов? Уже описанные выше механизмы усвоения иной пищи всё равно запустятся, ибо способность человеческого организма к адаптации очень высока. Но запустятся эти процессы вынужденно и раньше, чем предусмотрено генетической программой конкретно этого ребенка. Такой ребенок раньше своих сверстников начинает усваивать определённые виды взрослой пищи и извлекать из нее вещества, необходимые для роста и развития. Но является ли это достижением и способствует ли укреплению здоровья?

Существует достаточно данных, чтобы в этом усомниться. Вот что пишет об этом врач-педиатр, кандидат медицинских наук,сотрудник ГУ Научный центр здоровья детей РАМН: "Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. <...>...бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы <..>. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. <...>иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита - хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. <...> Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки" .

По данным ВОЗ , минимальный возраст, в котором ребенок может получать прикорм без явного вреда для здоровья — это "примерно 4 месяца". К этому возрасту у части детей формируется достаточная нервно-мышечная координация, чтобы "сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить". До 4 месяцев "у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи". Так же "примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок" и "почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ".

Таким образом, можно говорить о том, что организм здорового ребенка на грудном вскармливании начинает постепенно созревать для получения иной пищи, кроме грудного молока, примерно с 4 месяцев. Однако, во-первых, точный возраст готовности ЖКТ для каждого конкретного ребенка установить невозможно. Во-вторых, помимо готовности пищеварительной системы, существуют и другие факторы, которые необходимо учитывать. О них речь пойдет ниже.

2) Физиологическая готовность к прикорму. Отмирание рефлекса выталкивания твердой пищи и прорезывание зубов.

До 5-6 месяцев у младенцев сохраняется так называемый рефлекс выталкивания твердой пищи твердой пищи — природный механизм, сформировавшийся именно для того, чтобы в организм ребенка ничего, кроме грудного молока, не попадало. Однако человек придумал, как обмануть природу — научился перемалывать или перетирать пищу в гомогенизированную массу и "вливать" в ребенка ранний прикорм либо таким образом, либо в виде соков. И не только вливать, но и подводить под это теоретическую базу. В уже упомянутых рекомендациях Минздрава утверждается, что "в 3-4 месяца <…> созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")" . Довольно смелое утверждение, которое никак не подтверждается практикой. Большинство детей этого возраста действительно физиологически способны есть с ложки полужидкую или тщательно протертую еду, но это вовсе не равно угасанию рефлекса выталкивания твердой пищи. На практике дети матерей, начинающих прикорм ранее 5-6 месяцев, давятся при обнаружении малейшего комочка в каше или пюре. Кроме того, сложности с проглатыванием кусков могут сохраняться у них и после 6 месяцев.

Однако даже если допустить, что у отдельных детей рефлекс выталкивания твердой пищи отмирает уже в 3-4 месяца, говорить о готовности ребенка к прикорму на основе одного этого признака некорректно.

Дополнительным физическим признаком является прорезывание зубов. Однако, как и отмирание рефлекса взрослой пищи, сам по себе факт прорезывания зубов ранее 6 месяцев не говорит о готовности ребенка к прикорму. Рассматривать, готов ли тот или иной ребенок к знакомству с твердой пищей, нужно индивидуально, учитывая всю совокупность признаков. Успешно пережёвывать пищу ребенок способен и до появления первых зубов.

3) Созревание моторики и появление пищевого интереса. Физическая и психическая готовность к прикорму .

Человеческий детёныш рождается незрелым и полностью зависимым от матери. В возрасте до 6 месяцев младенец постепенно, в соответствии с заложенной в него генетической программой, обучается удерживать предметы в руках, доносить их до рта, сидеть и, наконец, самостоятельно передвигаться (ползать и ходить). В этом же возрасте он путем наблюдения за взрослыми начинает формировать первые навыки социальной адаптации. Степень развития психики и моторных функций напрямую связана с готовностью к прикорму. Ребенок готов знакомиться с взрослой пищей тогда, когда у него появляется возможность и желание эту пищу попробовать.

Прикорм, начатый "по инициативе матери", то есть до того момента, как ребенок проявил интерес к другой еде и может физически ее добыть (например, находясь на руках у матери, схватить со стола кусок и засунуть в рот), всегда будет для этого ребенка "ранним", а следовательно, чреватым рисками для здоровья.

Исходя из всего вышеизложенного, для каждого ребенка возраст начала прикорма будет индивидуальным, основанным на совокупности всех признаков созревания именно его организма. Но в среднем у большинства детей на полном грудном вскармливании все признаки готовности к прикорму появляются не ранее 5,5 месяцев.

Теперь давайте разберемся, каким детям, по мнению ВОЗ "продукты для прикорма могут понадобиться и раньше (6 месяцев), но не ранее 4-месячного возраста" .

Ранний прикорм по медицинским показаниям: да или нет.

Как утверждается всё в тех же современных рекомендациях Минздрава РФ, "необходимость расширения питания ребенка и дополнения материнского молока другими продуктами питания обусловлена <...> необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным" .

Исходя из этого утверждения делается вывод о том, что дети на исключительном грудном вскармливании до 6 месяцев больше подвержены риску развития железодефицитной анемии, пищевой аллергии и гипотрофии (недобору веса).

Однако это утверждение противоречит современным научным данным.

Исследованиями доказано, что белки, и жиры, и углеводы, а так же витамины и минеральные вещества, находятся в грудном молоке в максимально биодоступной форме. Это значит, что на протяжении всего срока вскармливания (и даже у взрослого человека) эти вещества из грудного молока усваиваются лучше, чем из других продуктов.

Кроме того, исследованиями давно подтвержден и другой факт - энергетическая ценность грудного молока с возрастом ребенка не только не уменьшается, но, напротив, повышается. Такие данные, в частности, были получены в ходе лабораторного мониторинга состава грудного молока, проведенного группой специалистов Уральского государственного медицинского института.

О том же пишет и ВОЗ : "Данные, приведенные в таблице 11, свидетельствуют о том, что грудным детям в промышленно развитых странах, потребляющим среднее количество грудного молока, не требуются никакие прикормы для удовлетворения их потребностей в энергии вплоть до возраста 6-8 месяцев" .

Таким образом, если у ребенка действительно наблюдается анемия или недобор веса ДАЖЕ на полноценном грудном вскармливании, это значит, что функционирование его пищеварительной системы уже нарушено. А раз так, из других продуктов он питательные вещества и микроэлементы тем более не усвоит. Более того, увеличение объемов прикорма за счёт уменьшения количества дневных прикладываний к груди может стать причиной снижения прибавок в весе, запоров и других нарушений работы ЖКТ, а так же возникновения анемии и аллергии (поскольку создают неоправданную нагрузку на незрелый пищеварительный тракт и ферментативную систему).

Другими словами, ранний прикорм не только не решает проблем со здоровьем ребенка, но может привести к ухудшению его состояния. Стратегия помощи ребенку в случае установленных проблем с усвоением питательных веществ и микроэлементов из материнского молока должна строиться не на вводе прикорма, а на поиске и устранении причины заболевания и его лекарственной или иной терапии с обязательным сохранением полноценного ГВ. Если же необходимость в стимуляции ферментативной системы существует, до 5,5 месяцев лучше вводить ребенку не прикорм взрослой едой, а докорм небольшим количеством адаптированной смеси. Риск от докорма смесью в возрасте 3-5 месяцев значительно ниже, чем от получения в этом возрасте взрослой пищи.

Несколько слов о пищевой аллергии. Это состояние ВСЕГДА связано с патологиями работы ЖКТ. Аллергия возникает вследствие высокой проницаемости стенок кишечника, неспособных противостоять проникновению антигенов. Факторы развития аллергии у грудных детей, связанные с организацией питания — отсутствие молозивного вскармливания, докорм смесью в первые дни жизни, смешанное вскармливание. Введение раннего прикорма детям с аллергиями не может быть обосновано медицинской необходимостью, ибо ранний прикорм обязательно означает повышение нагрузки на и без того слабый и проницаемый ЖКТ ребенка. Детям с аллергией можно вводить прикорм только при всех признаках готовности к нему и очень постепенно. Грудное молоко наиболее мягко воздействует на пищеварительную систему ребенка, а ферменты, содержащиеся в нем, помогают усваивать пищу, что для ребенка-аллергика еще более актуально, чем для здорового ребенка.

Гипердиагностика анемии и гипотрофии у детей на исключительном грудном вскармливании.

В случае обнаружения у ребенка недобора веса прежде всего необходимо уточнить, какими нормамы прибавок пользуется педиатр и насколько набор веса отклоняется от графиков ВОЗ для детей на грудном вскармливании. Возможно, ребенок прибавляет абсолютно нормально, просто делает это иначе, чем ребенок на ИВ.

Кроме того, важно помнить, что диагноз "гипотрофия" ставится только по совокупности признаков, включающих состояние мышечного тонуса ребенка, его кожных покровов, оценки физического и психического развития, а никак не на основании абсолютных показателей веса.

Если же факт недостаточных прибавок в весе установлен, следующим шагом является оценка организации ГВ и устранение факторов риска недобора веса, если они имеют место. В возрасте 3-6 месяцев такими факторами являются:

1) отсутствие длительных кормлений в течение дня, в частности, на засыпание, во сне и на просыпание; бодрствующий ребенок этого возраста может отвлекаться от груди, сосать мало и получать меньше молока, чем необходимо. Например, недобор веса случается, если ребенок все сны проводит на улице или на балконе либо засыпает не с грудью, а с пустышкой.
2) профессиональный массаж;
3) любое изменение привычного распорядка дня и условий жизни ребенка (гости, поездки, переезды, приучение к сну в собственной кровати и пр);
4) плавание и ныряние в большой ванной или в бассейне (особенно если эти процедуры начали практиковать после 3 месяцев);
5) вакцинация.

Железодефицитная анемия - диагноз, который ставится по совокупности клинических признаков и всегда означает нарушение обмена веществ и работы ЖКТ. На основании одних анализов на гемоглобин постановка такого диагноза некорректна. Кроме того:
- нормы гемоглобина у детей отличаются от норм взрослых;
- примерно в 3 месяца у детей наблюдается физиологическое снижение уровня гемоглобина , не требующее лечения;
- какой уровень гемоглобина нормален для ребенка на ГВ и отличаются ли эти показатели от показателей детей на искусственном вскармливании, не исследовалось. Однако, по данным ВОЗ, у 30% детей на грудном вскармливании в возрасте 1 года гемоглобин ниже, чем у их сверстников, не получающих грудное молоко. Такое количество "отклонений от нормы" может свидетельствовать не о распространенности патологии, а о том, что для детей на ГВ более низкие показатели гемоглобина в возрасте 1 года являются физиологической нормой. В прошлом ВОЗ уже корректировала нормы прибавок в весе для детей на ГВ (в сторону уменьшения), не исключено, что в пересмотре нуждаются и другие параметры оценки детского здоровья в зависимости от наличия или отсутствия грудного вскармливания.

В любом случае, при постановке диагноза железодефицитной анемии необходимо учитывать не только цифры в анализах, но общее состояние ребенка, наличие или отсутствие у него клинических признаков заболевания.

Объемы прикорма в возрасте 6-12 месяцев и старше. Пищевая ценность грудного молока в этом возрасте.

Получение первого прикорма стимулирует активность ферментативной системы грудного ребенка. Желудок и поджелудочная железа включаются в процесс переваривания пищи. Однако это происходит не мгновенно, организму требуется время, чтобы "научиться" полноценно усваивать питательные вещества и витамины из других продуктов. А до тех пор, пока этого не произошло, ребенок получает все необходимое из грудного молока.

В первые месяцы после начала прикорма его основная задача — не накормить ребенка и не восполнить возникший у него на ГВ недостаток питательных веществ и витаминов (поскольку за счет взрослой еды моментально сделать это все равно невозможно). Прикорм в этом возрасте нужен для того, чтобы:
- познакомить ребенка со взрослой едой;
- стимулировать работу ферментативной системы;
- обучить жеванию и глотанию;
- поддержать пищевой интерес ребенка;
- сформировать нормальное пищевое поведение.

Решением всех этих задач способствует так называемый педагогический прикорм, то есть кормление ребенка небольшими кусочками (микродозами) продуктов, входящих в рацион семьи.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в рационе ребенка в возрасте 1 года грудное молоко (или его заменители) должно составлять не менее 70-75%. Есть и другие данные, говорящие о том, что грудное молоко вполне способно удовлетворять все потребности ребенка 6-12 месяцев. Так, питерский профессор-педиатр И. М. Воронцов на основе своих исследований утверждает, что если мать здорова и нормально питается, ребенок может находиться на ГВ без прикорма до 9-12 месяцев без всякого вреда для себя.

Существует теория (ее выдвигают этологи), что на заре эволюции, когда человек питался в основном грубой растительной клечаткой, грудное молоко было основной пищей ребенка как минимум до 3-4 лет (только к этому возрасту ребенок может полноценно такую клетчатку усваивать), в противном случае, без материнского молока либо молока кормилицы, ребенок не выживал.

Эта теория подтверждается положением дел в современной Африке, где в условиях недостатка белковой пищи срок продолжительности кормления грудью действительно может стать вопросом выживания ребенка. Учеными описано заболевание "квашиоркор" - тяжелая форма нарушения питания вследствие дефицита белка, часто сопровождающегося недостатком витаминов и присоединением инфекции, которая обычно развивается после отнятия ребенка от груди. "Болезнь обычно возникает у детей 1-4 лет. <...> Когда ребенка отлучают от груди, в случае, когда продукты, заменяющие материнское молоко, содержат много крахмалов и сахаров и мало белков <..>, у ребенка может начаться квашиоркор. Это название произошло от одного из языков побережья Ганы, его буквальный смысл - "первый-второй", а означает оно "отвергнутый", отражая, что состояние начинается у старшего ребенка после отлучения от груди, часто из-за того, что в семье родился еще один ребенок".

На практике, исходя из опыта матерей, живущих в современных цивилизованных странах, грудного молока для удовлетворения потребности в питании вполне хватает ребенку как минимум до 1,5 лет. Когда организму перестает хватать калорий или каких-то микроэлементов из грудного молока, ребенок этого возраста сам увеличивает объемы взрослой пищи либо каких-то конкретных продуктов в своем рационе — главное не испоритить ему пищевого поведения насильным кормлением и дать доступ к семейным "ресурсам", то есть брать с собой за стол и предлагать разнообразную еду.

Пищеварительная система ребенка в основном формируется к 2 годам. До этого возраста грудное молоко поддерживает работу пищеварительной системы ребенка, помогает усвоению необходимых питательных веществ, снижает риски заболеваний органов пищеварения, способствует более мягкому перенесению инфекционных и воспалительных заболеваний ЖКТ.

К органам пищеварения относятся ротовая полость, пи щевод, желудок и кишечник. В пищеварении принимают участие поджелудочная железа и печень. Органы пищеварения закладываются в первые 4 недели внутриутробного периода, к 8 неделям беременности определены все отделы органов пи щеварения. Околоплодные воды плод начинает проглатывать к 16—20 неделям беременности. Пищеварительные процессы происходят в кишечнике плода, где образуется скопление пер вородного кала — мекония.

Особенности полости рта у детей

Главная функция полости рта у ребенка после рождения за ключается в обеспечении акта сосания. Этими особенностями являются: малые размеры полости рта, большой язык, хорошо развитая мускулатура губ и жевательные мышцы, поперечные складки на слизистой оболочке губ, валикообразное утолщение десен, в щеках имеются комочки жира (комочки Биша), кото рые придают щекам упругость.

Слюнные железы у детей после рождения недостаточно раз виты; слюны в первые 3 месяца выделяется мало. Развитие слюн ных желез завершается к 3 месяцам жизни.

Особенности пищевода у детей


Пищевод у детей раннего возраста имеет веретенообразную форму, он узкий и короткий. У новорожденного его длина со ставляет всего 10 см, у детей в 1 год жизни — 12 см, в 10 лет — 18 см. Его ширина соответственно составляет в 7 лет — 8 мм, в 12 лет — 15 мм.

На слизистой оболочке пищевода отсутствуют железы. Он имеет тонкие стенки, слабое развитие мышечной и эластичной тканей, хорошо кровоснабжается. Вход в пищевод расположен высоко. Физиологические сужения у него отсутствуют.

Особенности желудка у детей


В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение, и к 7— 10 годам он располагается так же, как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она составляет 7 мл, в 10 дней — 80 мл, в год — 250 мл, в 3 года — 400—500 мл, в 10 лет — 1500 мл.

V = 30 мл + 30 x n,

где n — возраст в месяцах.

Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пи лорического отдела. Это способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха в желудок во время со сания.

Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная активность желудочного сока низкая.

Основным действующим ферментом желудочного сока яв ляется сычужный фермент (лабфермент), который обеспечивает первую фазу пищеварения — створаживание молока.

В желудке грудного ребенка выделяется крайне мало липа зы. Этот недостаток восполняется наличием липазы в грудном молоке, а также панкреатическом соке ребенка. Если ребенок получает коровье молоко, жиры его в желудке не расщепляются.

Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли, вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка. Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское молоко задержи вается в желудке на 2—3 ч.

Особенности поджелудочной железы у детей

Поджелудочная железа имеет небольшие размеры. У ново рожденного длина ее составляет 5—6 см, а к 10 годам жизни она увеличивается втрое. Поджелудочная железа располагается глу боко в брюшной полости на уровне X грудного позвонка, в бо лее старшем возрасте она находится на уровне I поясничного позвонка. Ее интенсивный рост происходит до 14 лет.

Размеры поджелудочной железы у детей на первом году жиз ни (см):

1) новорожденный — 6,0 x 1,3 x 0,5;

2) 5 месяцев — 7,0 x 1,5 x 0,8;

3) 1 год — 9,5 x 2,0 x 1,0.

Поджелудочная железа богато снабжена кровеносными со судами. Капсула ее менее плотная, чем у взрослых, и состоит из тонковолокнистых структур. Выводные протоки ее широкие, что обеспечивает хороший дренаж.

Поджелудочная железа ребенка имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. Она вырабатывает поджелудоч ный сок, состоящий из альбуминов, глобулинов, микроэлемен тов и электролитов, ферментов, необходимых для переваривания пищи. В число ферментов входят протеолитические ферменты: трипсин, химотрипсин, эластаза, — а также липолитические фер менты и амилолитические ферменты. Регуляцию поджелудочной железы обеспечивает секретин, стимулирующий отделение жид кой части панкреатического сока, и панкреозимин, который уси ливает секрецию ферментов наряду с другими гормоноподобны ми веществами, которые вырабатываются слизистой оболоч кой двенадцатиперстной и тонкой кишок.

Внутрисекреторная функция поджелудочной железы выпол няется благодаря синтезу гормонов, отвечающих за регуляцию углеводного и жирового обмена.

ПЕЧЕНЬ: особенности у детей

Печень новорожденного — самый большой орган, занимаю щий 1/3 объема брюшной полости. В 11 месяцев происходит удвоение ее массы, к 2—3 годам она утраивается, к 8 годам уве личивается в 5 раз, к 16—17 годам масса печени — в 10 раз.

Печень выполняет следующие функции:

1) вырабатывает желчь, участвующую в кишечном пищеварении;

2) стимулирует моторику кишечника, за счет действия желчи;

3) депонирует питательные вещества;

4) осуществляет барьерную функцию;

5) участвует в обмене веществ, в том числе — в преобразовании витаминов А, D, С, В12, К;

6) во внутриутробном периоде является кроветворным органом.

После рождения происходит дальнейшее формирование до лек печени. Функциональные возможности печени у детей ран него возраста низкие: у новорожденных детей метаболизм не прямого билирубина осуществляется не полностью.

Особенности желчного пузыря у детей

Желчный пузырь располагается под правой долей печени и имеет веретенообразную форму, его длина достигает 3 см. Ти пичную грушевидную форму он приобретает к 7 месяцам, к 2 го дам достигает края печени.

Основная функция желчного пузыря — скопление и выделе ние печеночной желчи. Желчь ребенка по своему составу отли чается от желчи взрослого человека. В ней мало желчных кислот, холестерина, солей, много воды, муцина, пигментов. В периоде новорожденности желчь богата мочевиной. В желчи ребенка гликохолевая кислота преобладает и усиливает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.

С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются, начи нает выделяться желчь иного состава, чем у детей младшего воз раста. Длина общего желчного протока с возрастом увеличивается.

Размеры желчного пузыря у детей (Чапова О. И., 2005 г.):

1) новорожденный — 3,5 x 1,0 x 0,68 см;

2) 1 год — 5,0 x 1,6 x 1,0 см;

3) 5 лет — 7,0 x 1,8 x 1,2 см;

4) 12 лет — 7,7 x 3,7 x 1,5 см.

Особенности тонкой кишки у детей

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых.

Соотношение длины тонкой кишки и длины тела у новорож денного составляет 8,3: 1, на первом году жизни — 7,6: 1, в 16 лет — 6,6: 1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2—2,8 м. Площадь внутренней поверхности тонкой кишки на первой неделе жизни составляет 85 см2, у взрослого — 3,3 x 103 см2. Площадь тонкого кишечника увеличивается за счет развития эпителия и микроворсин.

Тонкая кишка анатомически делится на 3 отдела. Первый отдел — это двенадцатиперстная кишка, длина которой у но ворожденного составляет 10 см, у взрослого доходит до 30 см. Она имеет три сфинктера, главная функция которых заклю чается в создании области пониженного давления, где проис ходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы.

Второй и третий отделы представлены тонкой и подвздош ной кишками. Длина тонкой кишки составляет 2/5 длины до илеоцекального угла, остальные 3/5 составляет подвздошная кишка.

Переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов происхо дит в тонком кишечнике. Слизистая оболочка кишки богата кровеносными сосудами, эпителий тонкого кишечника быстро обновляется. Кишечные железы у детей более крупные, лим фоидная ткань разбросана по всему кишечнику. По мере роста ребенка образуются пейеровы бляшки.

Особенности толстого кишечника у детей

Толстый кишечник состоит из различных отделов и разви вается после рождения. У детей до 4 лет восходящая кишка по длине больше нисходящей. Сигмовидная кишка относительно большей длины. Постепенно эти особенности исчезают. Сле пая кишка и аппендикс подвижны, аппендикс часто распола гается атипично.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки неразвита, плохо развита окружающая жировая клетчатка. К 2 годам пря мая кишка принимает свое окончательное положение, что спо собствует выпадению прямой кишки в раннем детском возрасте при натуживании, при упорных запорах и тенезмах у ослаблен ных детей.

Сальник у детей до 5 лет — короткий.

Сокоотделение у детей в толстом кишечнике небольшое, но при механическом раздражении резко возрастает.

В толстом кишечнике происходит всасывание воды и фор мирование каловых масс.

Особенности микрофлоры кишечника у детей

Желудочнокишечный тракт у плода стерилен. При контак те ребенка с окружающей средой происходит заселение его мик рофлорой. В желудке и двенадцатиперстной кишке микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике количество микробов увеличивается и зависит от вида вскармливания. Основной мик рофлорой является B. bifidum, рост которой стимулируется.лактозой грудного молока. При искусственном вскармлива нии в кишечнике доминирует условнопатогенная грамотри цательная кишечная палочка. Нормальная кишечная флора вы полняет две основные функции:

1) создание иммунологического барьера;

2) синтез витаминов и ферментов.

Особенности пищеварения у детей раннего возраста

Для детей первых месяцев жизни имеют определяющее зна чение питательные вещества, которые поступают с молоком ма тери и перевариваются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. С введением прикорма стимулируются меха низмы ферментных систем ребенка. Всасывание пищевых ин гредиентов у детей раннего возраста имеет свои особенности. Казеин сначала створаживается в желудке под влиянием сы чужного фермента. В тонкой кишке он начинает расщепляться до аминокислот, которые активизируются и всасываются.

Переваривание жира зависит от вида вскармливания. Жиры коровьего молока содержат длинноцепочечные жиры, которые расщепляются за счет панкреатической липазы в присутствии жирных кислот.

Всасывание жира происходит в конечных и средних отде лах тонкой кишки. Расщепление молочного сахара у детей про исходит в кайме кишечного эпителия. В женском молоке со держится.лактоза, в коровьем — .лактоза. В связи с этим при искусственном вскармливании углеводный состав пищи изме нен. Витамины также всасываются в тонкой кишке.

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко

Современная гастроэнтерология далеко ушла вперед. Существует множество диагностических и лечебных методик, тем не менее расстройства ЖКТ и проблемы с ним занимают лидирующее место среди всех заболеваний. Еще в грудном возрасте у многих малышей появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом, ведь он еще не полностью развит. Бывают и анатомо-физиологические особенности, в результате которых появляются частые срыгивания, рвота, пилороспазм, кишечная непроходимость и другие функциональные расстройства.

После рождения у малышей желудок имеет еще очень тонкую и нежную слизистую оболочку, а мышцы ЖКТ еще недостаточно развиты и эластичны. Секреторная функция также плохо работает, выделяется мало желудочного сока, в котором содержится небольшое количество ферментов, помогающих переварить пищу.

Если же с возрастом картина не меняется и не увеличивается количество желудочного сока, то могут возникнуть проблемы.

Слизистая оболочка во рту также еще не полностью созревшая. До 3-4-х месяцев у ребенка плохо выделяется слюна. После все меняется, и слюна вырабатывается в достаточном количестве. Однако у ребенка может появиться физиологическое слюнотечение за счет того, что он еще не научился ее сглатывать.

Пищевод в грудном возрасте воронкообразный, желудок имеет малый объем – 30-35 мл, но с каждым месяцем он увеличивается. Кардиальный сфинктер у малышей тоже очень слаб, что зачастую приводит к частым срыгиваниям. Состав желудочного сока одинаковый у взрослых и детей, но у последних после рождения еще очень низкая барьерная функция. И для того чтобы у ребенка было беспроблемное пищеварение, следует особо тщательно соблюдать гигиену и диетические требования к питанию грудничков.

У детей, которые находятся на искусственном вскармливании, секреторный аппарат желудка развивается намного быстрее. Это происходит потому, что желудок справляется с пищей, которая трудно переваривается и не характерна для питания в этом возрасте. К смесям нужно быть очень внимательными, чтобы не нарушить пищеварение.

Почему возникают проблемы с пищеварением

Все нарушения в работе организма разделяют на две группы:

  1. Органические, то есть связанные с повреждением конкретного органа.
  2. Функциональные, вызванные нарушением функции органов.

Именно функциональные нарушения характерны для детей первых месяцев жизни. По статистике, более 55% грудничков имеют именно функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта.

К ним относят следующие расстройства:

  • срыгивание;
  • пилороспазм;
  • кишечная непроходимость;
  • синдром руминации;
  • циклическая рвота;
  • кишечные колики;
  • диарея или проблемы с дефекацией;
  • функциональный запор.

Как правило, чаще всего для грудничков характерны нарушения в виде срыгивания и рвоты. Около 80% грудничков на первом году жизни срыгивают. В данном случае регургитация происходит пассивно. Никакого напряжения брюшной полости или диафрагмы не наблюдается. Если же малыш рвет, то все происходит наоборот и характеризуется вегетативными реакциями.

Самое основное, что стоит знать матерям, – здоровый малыш никогда не будет рвать. Рвоту вызывает нарушенное пищеварение. Хотя и встречаются случаи, что рвота наступает без каких-либо причин, но это бывает очень редко. Рвота у грудничка может быть свидетельством заболевания не только желудочно-кишечного тракта, но и других внутренних органов. Поэтому с такой проблемой следует сразу же обращаться к врачу, и тогда развитие заболеваний у детей можно будет предотвратить.

Подробнее о срыгиваниях

Синдром срыгивания может появиться, если желудок переполнен воздухом или пищей. Ведь чаще всего срыгивания происходят именно после очередного питания, таким образом детский организм старается освободиться от излишков пищи.

Причиной срыгивания у ребенка может стать и слабый клапан, который перекрывает проход между пищеводом и желудком. Поэтому, пока клапан не будет нормально работать, а его полное формирование приходится на первый год жизни детей, пища иногда перетекает из желудка в пищевод и, попадая туда, может выбрасываться в виде срыгивания.

Очень редко, но все же бывают срыгивания, связанные с непереносимостью или аллергией на продукты питания.

Иногда у детей наблюдается суженный проход между желудком и кишечником. На фоне этого также могут появляться срыгивания. Отличить аллергические срыгивания от других самостоятельно непросто, лучше обратиться к специалисту.
Как уже отмечалось ранее, срыгивания – это нормальный процесс, но рвота – свидетельство того, что формируется какое-то заболевание, и поэтому она требует особого внимания и наблюдения у врача.

Очень важно уметь отличить рвоту от срыгиваний!

О кишечной непроходимости

В первые месяцы жизни у ребенка может наблюдаться кишечная непроходимость. Она бывает двух типов – частичная или полная.
Полная непроходимость характеризуется сильными болями в области живота. Боли схваткообразные и могут появиться в любое время суток, как правило, они не связаны с приемом пищи.

Кишечная непроходимость имеет самые ранние симптомы в виде задержки стула и газов. Со временем во время дефекации могут появляться кровянистые выделения.

Ребенка может беспокоить рвота. Живот у малыша становится асимметричным.
Частичная непроходимость желудка малыша характеризуется вздутием животика, тошнотой, иногда рвотой. Обычно частичная непроходимость протекает на фоне скудного поноса, или, наоборот, при полном отсутствии стула. Каловые массы на выходе имеют гнилостный запах.

Как правило, кишечная непроходимость обусловлена механическим препятствием. Реже непроходимость проявляется из-за нарушений двигательных функций кишечника.

Простыми словами, кишечная непроходимость – это состояние ребенка, когда содержимое его кишечного тракта полностью или частично не может передвигаться. Для грудничков такое состояние очень опасно. Поэтому, когда у ребенка сильно болит желудок, когда малыш не может даже плакать, а только крутится, следует сразу же обратиться за медицинской помощью. Возможно, это пилороспазм.

Про спазмы желудочно-кишечного тракта

Пилороспазм – нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, характерное для грудничкового возраста. В данном случае подразумевается, что у малыша спазмы в области желудка и двенадцатиперстной кишки. Именно в этом месте находится привратник желудка. У ребенка сфинктер может сокращаться судорожно, что становится препятствием для нормального перетекания пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку.
Пилороспазм характеризуется рвотой, похожей на фонтан, в рвотных массах могут появляться кровяные сгустки.

Живот обычно двигается спазмообразно, малыш измучен, в некоторых случаях даже появляются проблемы с ростом. Рвотные массы могут походить на молочную жидкость или творожную массу. Пилороспазм обычно не характерен постоянством симптомов. К тому же у детей с таким заболеванием могут возникнуть склонности к проблемам с дефекацией.

Помимо проблем с привратником желудка, пилороспазм может возникать на фоне недостаточной секреции гормонов, которые вырабатывает желудок. Пилороспазм характерен и для детей, у которых есть нарушения в работе центральной нервной системы.

Как правило, к 3-му месяцу жизни ребенка пилороспазм исчезает, если родители часто удерживают ребенка в вертикальном положении. Если же пилороспазм продолжает беспокоить в следующие месяцы жизни, то потребуется вмешательство медиков.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь