Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Методика раннего развития. Масару Ибука " После трех уже поздно ".

Масару Ибука родился более 100 лет назад в сложное для его родины время. После смерти отца, мать, чтобы устроить личную жизнь, оставила его на попечение дедушки и бабушки. Маленький Ибука унаследовал от отца пытливый характер и инженерный склад ума. Однажды он разобрал будильник, но собрать его так, чтобы он работал, не смог. Дедушка, воспитывая малыша позволял ему все, что не вредило здоровью. Он купил еще одни часы, которые постигла та же участь. Лишь с третьего раза у Масару Ибука получилось собрать их правильно. Дед, видя способности внука, направил их в нужное русло. Ибука поступил в университет на электротехнический факультет. Успешно отучившись и завоевав славу «гения – изобретателя» среди сокурсников, Масару Ибука продолжил заниматься любимым делом. Позже он основал собственную фирму по изготовлению точных инструментов. Он стал учредителем и главным инженером компании, которая сейчас известна во всем мире и ассоциируется с гарантией качества – «SONY».

Что же подвигло инженера заняться педагогикой? Конечно же, его ребенок. Сын Масару Ибуки страдал заболеванием нервной системы (аутизмом). Масару посвятил много сил изучению различных развивающих педагогических методик. Изучая вопросы воспитания, Ибука много наблюдал за детьми и подростками. Он пришел к выводу (возможно не первый, но еще раз подтвердил теорию), что умственные возможности человека формируется до трех лет. Ведь когда мы начинаем обучать ребенка? Ближе к поступлению в школу. А к этому возрасту динамичное развитие клеток головного мозга завершено на 80%!

Ибука стал основателем школы «Обучение талантам» и ЯПОНСКОЙ АССОЦИАЦИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. Масару Ибука написал книгу, которая популярна и сейчас. Для многих родителей она стала настольной.

В своей книге, посвященной раннему развитию: « После трех уже поздно », автор призывает родителей направить усилия на развитие детского мозга от рождения до трех лет.

Ибука Масару считает главным в воспитании ребенка – среду, в которой он существует с рождения. Благодаря разному жизненному опыту, дети проявляют разные способности. Ребенок впитывает информацию, как губка, поэтому его запросто можно обучить иностранным языкам, музыке, плаванию, творческому мышлению и т.д.

В книге приведен пример, подтверждающий выводы автора о важности среды воспитания.

К примеру, Моцарт. Мы привыкли считать его гением, ведь он в три года дал свой первый концерт! Но проанализировав его детство, мы увидим, что его очень строго воспитывал отец, который хотел сделать своего ребенка выдающимся. Моцарту с самого раннего детства родители создали благоприятные условия для творчества и дали хорошее образование.

С другой стороны - история о двух девочках, которые жили в волчьей стае и были найдены миссионерами. Они не разговаривали и имели волчьи повадки. Все попытки «очеловечить» их ни к чему не привели, говорить Амала и Камала так и не научились. А то, что «заложила» в них волчья стая, так и осталось с ними на всю жизнь.

Вот, что советует Масару Ибука родителям, которые хотят вырастить разносторонне развитого ребенка:

Нужно подкреплять интерес ребенка. Когда дети маленькие, сложно распознать склонность ребенка к какому – либо виду деятельности. Когда у малыша появляется интерес, важно вовремя среагировать и всячески его поддерживать. Ведь часто интерес перерастает в увлечение, увлечение в хобби, а хобби со временем может стать профессией. А что может быть лучше чем работа, от которой получаешь удовольствие? Поэтому нужно дать шанс ребенку попробовать и проявить себя в разных областях.

Малыша можно и нужно учить иностранному языку . Желательно, чтобы ребенок слышал иностранный язык от его носителя, ведь у детей отличный слух. Не обязательно ехать за границу или нанимать гувернантку – француженку. Сейчас множество курсов языка есть на дисках. Очень хорошо помогают в изучении языка малышам и , которые сопровождаются движениями. Так как задействованы несколько органов чувств, процесс запоминания проходит намного быстрее и осознаннее.

Нужно прививать ребенку музыкальный вкус . В одном из японских детских садов провели исследование, и оказалось, что детские песни нравятся малышам гораздо меньше, чем классическая музыка. Больше всего малышам понравилась пятая симфония Бетховена. Ребенок слушает музыку, которую ему предлагают, поэтому первичное развитие музыкального вкуса лежит на совести родителей.


Ходьба очень полезна . Ходьба и свежий воздух стимулирует умственную деятельность. Поэтому Масару Ибука считал, что как только ребенок научился ходить нужно как можно реже использовать коляску, пусть больше ходит.

Плавание. Цель - не научить ребенка плавать (хотя это тоже благая цель, ведь позже ребенку нужно преодолевать свой страх), а получить общее благоприятное влияние на организм малыша. Плавание укрепляет мышцы, улучшает сон и аппетит. Сейчас грудничковое плавание становится все более популярным, жаль, что не во всех городах есть специализированные бассейны для младенцев, приходится ограничиваться ванной.

Лепка, апликации, рисование карандашами и красками развивает задатки творчества у ребенка. Малыш, освоивший лепку в раннем возрасте, опережает своих сверстников в освоении навыков самообслуживания и пр. Аппликация и рисование способствуют развитию творческих способностей. И не нужно малышу «подсказывать», что небо должно быть синим, а трава зеленой, пусть рисует так, хочется ему.


Обеспечьте ребенка предметами для игр – это не обязательно покупные игрушки, а то, что стимулирует фантазию малыша – различные по форме и фактуре безопасные предметы (проявите фантазию и вы). Если ребенок не может сам, его нужно учить играть.

Но самое главное – окружить ребенка любовью, теплотой и верой в него.

Книга Масару Ибуки написана легко, читается быстро. Встречаются родители, которые не согласны с некоторыми его предложениями, например то, что ребенка до года нужно познакомить с разными вкусами - от сладкого до кислого и горького. Встречаются как противники, так и сторонники его методов воспитания. Но, в любом случае, такой выдающийся человек, как Масару Ибука, заслуживает внимания к своему труду. Методика Масару Ибака популярна не только в Японии, но и во всем мире.


Имя Масару Ибука широко известно в среде людей, интересующихся историей научно-технического прогресса во второй половине 20 века, а также среди управленцев и экономистов, изучающих так называемое «японское чудо» (стремительный рост экономики Японии после Второй мировой войны). Он один из основателей корпорации Sony, на родине он считается чуть ли не национальным героем. Но есть и еще один аспект деятельности господина Ибука, принесший ему широкую известность: он серьезно изучал и принципы педагогики и создал уникальную , которой восхищался и его западный «коллега по педагогическому цеху» Гленн Доман.

В чем уникальность системы раннего развития Масару Ибука?

По сравнению с популярными на Западе методиками (к примеру, педагогикой Монтессори или методом того же ), «заточенными» на развитие у малыша все-таки ограниченного набора качеств и навыков ( делала упор на и его взаимодействие с предметной средой, метод Домана тренирует в основном память и внимание), система японского инженера более разнопланова. Она включает в себя рекомендации, касающиеся самых разных аспектов жизни ребенка, начиная его эстетическим развитием, развитием мышления и отношениями с окружающими и заканчивая организацией его питания и распорядком дня.

Возможно, здесь сыграла свою роль культурная специфика: если западное образование исторически более прагматично, ориентировано на воспитание и тренировку навыков, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, то японцы подходят к развитию ребенка более тонко. Для них большое значение имеет и воспитание чувств, а также тех качеств, которые сделают жизнь человека более гармоничной: терпения, самоконтроля, умения находить красоту в самых простых вещах.

При этом, опираясь во многом на принципы традиционного японского воспитания, Ибука органично сочетает их с рекомендациями западных педагогов и психологов. Можно сказать, что эта первая система воспитания и раннего развития детей, созданная в русле глобализма, на стыке культур.

Занимайтесь с ребенком с рождения.

Дети удивительно восприимчивы, считает господин Ибука, и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге «После трех уже поздно» он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой — у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже и была куда менее позитивной, чем ее брат).

Не игнорируйте .

Этот аспект часто упускается из виду западными «коллегами» Масару Ибука, но японец считает его крайне важным для полноценного формирования личности. Ведь счастье — это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, и чувство удовлетворенности собой и своей жизнью. Поэтому Ибука советует родителям почаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте; хвалить его достижения и поощрять его интересы. Да, и не забывайте вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек — чем шире круг его общения, тем лучше!

Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него.

Еще один стереотип западного воспитания — учить ребенка «от простого к сложному», чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Опираясь на исследования японских психологов, он утверждает, что «взрослые» критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы. Если до чего-то он еще «не дорос», значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить. Поэтому господин Ибука настоятельно рекомендует родителям не ограничивать познавательную активность ребенка просмотром мультиков и играми в кубики. Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо «Чунга-Чанги».

Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации.

В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью и может быть весьма неплохо монетизировано). Тем не менее родители часто делают все возможное, чтобы «впихнуть» разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. «Дом не может быть треугольным, а яблоко синим» — поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.

Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы.

Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки — в куклы — вот еще одна родительская «программа», которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Если для вас так важно ребенка, занимайтесь им после того, как малышу или малышке исполнится три года. До этого дайте ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но помогут именно вашему чаду раскрыть свой потенциал.

Стимулируйте интерес к искусству.

Исключительно трепетное отношение к — это, видимо, еще одна национальная типично японская черта. Недаром даже наши современники, живущие в Японии, восхищаются обитателями Страны восходящего солнца, одинаково виртуозно умеющими рисовать, играть на нескольких музыкальных инструментах и писать компьютерные программы. Впрочем, дело не только в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые господин Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

Контролируйте собственную мотивацию.

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции — так считает выдающийся японский инженер. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами — это, с точки зрения господина Ибука, неверная мотивация. Просто помогите раскрыть ребенку собственный потенциал.

  1. Чем меньше у ребенка игрушек — тем лучше. Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их «нецелевое» использование, например, создание кукольного домика из ботинка).
  2. можно с помощью теле- и радиопередач. Если малыш постоянно смотрит телевизор (видимо, в 70-е годы это не считалось вселенским злом), можно выработать у него некоторые представления о времени с помощью его любимых передач. Он очень быстро усвоит, что «то, что до мультиков — это утро, после мультиков мы идем гулять, затем обед и сон (это день), после сна — развивающая программа, после нее уже вечер».
  3. Колыбельные или могут быть полезны с точки зрения развития у малыша памяти. Масару Ибука одним из первых попытался реабилитировать практику совместного сна, которая в 60-70-е годы прошлого века считалась неприемлемой на Западе. Не удаляясь особенно в ее эмоциональные преимущества, он делает акцент на другой стороне вопроса: оказывается, если родитель, укладывая ребенка спать, рассказывает полусонному малышу сказку или поет песенку, то карапуз усваивает эту информацию намного быстрее, чем если был бы в состоянии бодрствования. Такова специфика работы головного мозга.
  4. Ссоры помогают развитию коммуникативных навыков ребенка. Если вы видите, что ваш карапуз с кем-то ссорится — не драматизируйте этот факт, призывает господин Ибука. И здесь, видимо, играет роль даже не столько его «японскость», сколько характерное для всех буддийских культур стремление видеть в явлении разные его стороны — и негативные, и позитивные. Без столкновений со сверстниками ребенок не научится сотрудничеству и не усвоит навыки поведения в коллективе, поэтому дайте ему возможности набивать свои шишки и учиться на ошибках. Родителям Масаду Ибука предлагает роль наблюдателей или в крайнем случае — комментаторов конфликта, которые бы разъяснили ребенку его причины и мотивы поведения других участников.

Критика методики Масару Ибука

Конечно, и в этой педагогической системе, если поискать, можно найти к чему придраться. К примеру, совет с помощью телепрограмм у большинства современных российских родителей вызовет лишь ироничную улыбку. Странным выглядит и постоянное противопоставление игры и обучения, причем игра воспринимается г-ном Ибукой как бесполезная трата времени (это противоречит многим современным педагогическим подходам, в которых обучение построено в игровой форме). Тем не менее на сегодняшний день методика Ибука, без сомнения, может считаться самой разносторонней и универсальной.

Один из самых влиятельных японских предпринимателей, со-основатель корпорации Sony, Масару Ибука, вдруг в один прекрасный день написал книгу о том, как воспитывать ребенка. Причем воспитывать так, чтобы в будущем малыш превратился в самодостаточного, уверенного в себе, счастливого взрослого, способного самостоятельно реализовать свои таланты и потенциал. Эта книга - «После трех уже поздно» - стала визитной карточкой методики Ибука во всем мире.

Масару Ибука: путь от инженера – к воспитателю

Автор методики Ибука, Масару Ибука, родился в Японии в 1908 году, в семье инженера. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета. Однокурсники называли Масару «гениальным», его дипломная работа выиграла высокую награду в Париже. После окончания учебы Масару стал работать в лаборатории по обработке фильмов. И только после войны, в 1945 году в Токио он начал собственное дело по радио-ремонту, а спустя год вместе со своим товарищем он основал скромную фирму - Sony. Которая в будущем стала одним из самых успешных коммерческих проектов в истории бизнеса.

Но не только электроника и коммерция занимали ум Масару Ибука. Он так же серьезно изучал педагогику и мечтал создать свою методику раннего развития детей, позволяющую раскрывать талант и способности человека в раннем возрасте.

В конце 70-х годов прошлого века Масару Ибука основал «Японскую ассоциацию раннего развития». Он был уверен, что когнитивные способности человека развиваются только до первых 3-х лет его жизни. Именно в эти годы мозг ребенка лучше всего воспринимает и запоминает информацию, именно в эти годы ребенка легче всего научить говорить на нескольких языках, научить плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Потом, в более позднем возрасте, все это будет даваться значительно труднее. Изучая теоретические и практические работы на эту тему, Ибука написал несколько книг о проблеме раскрытия возможностей человеческого мозга. Самая популярная его книга, которую он написал в 1971 году и на которой, собственно, и основана методика Ибука, «После трех уже поздно». , так отзывался об этой книге: «Я думаю, что эта работа – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я уверен, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители».

В книге Масару Ибука «После трех уже поздно» нет практических советов в традиционном понимании, которые бы объясняли чем и как следует заниматься с ребенком. Но в ней живо и доступно раскрыты фундаментальные вопросы, разобравшись в которых, можно лучше понять суть и задачи . Чтобы лучше понять, в чем состоит методика Ибука, конечно, лучше прочесть его книгу целиком. И не раз!

Основные тезисы методики Ибука просты и понятны:

Обеспечьте младенцу наблюдательный пост!

Задумайтесь, что обычно видит младенец в период, как он бодрствует? Да практически ничего! Белый потолок, сетка от комаров или дождевик на коляске, и лишь изредка – улыбающееся или взволнованное лицо своих родных. Согласитесь – это не слишком-то благоприятные условия для раннего развития.

Поскольку младенец на самом начальном этапе своей жизни имеет возможность пока что только лишь наблюдать за окружающим миром – глупо лишать его этой драгоценной возможности получения информации. Наоборот: старайтесь расположить малыша, который еще даже переворачиваться не способен, таким образом, чтобы он мог видеть не только один белый потолок, но и предметы, людей, обстановку вокруг себя.

Даже банальные бытовые картинки – носители новой информации для ребенка, в том числе и новорожденного! Они удовлетворяют сенсорные потребности крохи, с которыми он уже рождается на свет. Дайте ему полный обзор с первых дней жизни – и в будущем вы получите любознательного, открытого к новым знаниям, общительного ребенка, а затем и взрослого.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

По мнению Ибука, ни в коем случае не нужно стремиться воспитать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются одинаковыми. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит исключительно от воспитания и от той среды, в которой растет малыш. Любой ребенок, воспитанный в благоприятных условиях, вырастет сообразительным, уверенным в себе и достойным человеком.

Согласно методики Ибука, главная задача раннего развития – растить не гениев, а искренних и счастливых детей.

Структуры мозга формируются к трем годам

В человеческом мозгу примерно 1,4 миллиарда клеток. Конечно, у новорожденного ребенка большинство из этого количества клеток не используется. Период, на который приходится активное формирование связей между клетками мозга – время от рождения ребенка до трех лет. В этот период появляется около 80% таких соединений. И чем их больше, тем больше возможности мозга. Уже в первые полгода после рождения мозг ребенка обладает 50% взрослого потенциала. К трем годам эта пропорция составляет 80%.

Согласно Методике Ибука, у ребенка уже в раннем возрасте есть музыкальный слух, достаточные физические способности (правильная координация движений), а также базовое эстетическое восприятие.

Не путайте ребенка, не меняйте тактику

Многие родители к воспитанию подходят чересчур креативно: в первые десять-двенадцать месяцев, когда ребенок еще не способен выражать свои желания вербально, они балуют малыша. Зато потом, примерно к полуторагодовалому возрасту ребенка, вдруг полностью меняют стратегию и делаются строгими в общении с ним. Это вызывает у ребенка естественный протест. Чтобы у ребенка сразу сформировались правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы должны как можно раньше установить ему границы дозволенного. Это делается просто – нужно вызывать у ребенка чувство комфорта и приятные эмоции, когда он делает что-то, что вы считаете правильным и благоприятным. И наоборот – вызывать неприятные эмоции, когда он делает что-то плохое.

Однако и похвалу, и наказание нужно использовать аккуратно, деликатно и в меру. В некоторых случаях наказание вызывает у детей противоположную реакцию – открытого неповиновения. Особенно это касается физических наказаний. У ребенка 2-3 лет уже вполне развитое чувство собственного достоинства, и он сильно рассердится, если родители попытаются его отшлепать. Ибука считает, что применять физические наказания в отношении детей можно, только до тех пор, пока они не в состоянии воспринимать их как оскорбление. Это значит, что период, пока ребенка можно шлепать по попе за провинность, очень мал – примерно до года.

Родительское влияние на личность ребенка должно оказываться только в период до детского сада. Дальше – только поддержка и забота о его здоровье. Обратная ситуация – невмешательство в раннем возрасте и давления на ребенка в более позднем - может только погубить его талант и вызвать сопротивление к развитию заложенного потенциала.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» совершенно не подходят для ребенка

Довольно часто – почти всегда – взрослые берутся судить, что какая-либо книга, или игра, или классическая музыка, окажется для ребенка недоступна в силу ее сложности. Но почему мы в этом так уверены? У ребенка еще не сформированы представлений о том, что такое «трудно» и «легко». И любой иностранный язык, и музыка Вивальди, и детские книжки-раскраски для него одинаково не изучены. А значит, нельзя говорить о том, что они для него «сложны». Этот вывод мы, взрослые, делаем исключительно на основании своих собственных эмоций и опыта.

Потенциально четырехлетний ребенок способен легко обыграть вас, взрослого, в карты. Потому что вам сознательно приходится всякий раз запоминать какую-либо картинку, сюжет, место или число, тогда как дети всегда пользуются замечательной и весьма эффективной образной памятью.

Читайте книги!

В рамках короткой статьи крайне трудно раскрыть все тонкости и нюансы того или иного подхода к воспитанию ребенка, но перечисленные тезисы дадут вам некоторое представление о методике Ибука, которую многие педагоги и психологи называют одновременно и простой и революционной. Более подробные инструкции по раннему развитию своего малыша в рамках методики Ибука вы сможете найти в книге ее автора – «После трех уже поздно», которая уже давно переведена на русский язык и выдержала несколько переизданий.

Рассмотрим принципы и постулаты воспитания детей с раннего детства - методика Масара Ибуку.

Масару Ибука: «После трех уже поздно»

Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее порой слишком мало, чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если они не усвоены в детстве. (М. Ибука)

Богатство раннего опыта

Методика Масару Ибуки отнюдь не является каким-то революционным открытием в области педагогики. Ее автор, используя свой собственный, кстати, отнюдь не профессиональный опыт, однажды пришел к удивительному выводу: маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Более того, то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не поддается усвоению.

В отличие от взрослых, которые иногда ленятся овладевать новыми знаниями, дети готовы учиться всегда. Этот свой постулат педагог отстаивает ненавязчиво и тактично, благодаря чему его единственная, однако невероятно популярная книга «После трех уже поздно» проста и кристально ясна, как и все японские сентенции.

Чтобы понять направление педагогики Масару Ибуки, необходимо иметь хотя бы общее представление о жизни этого талантливого японца.

Начав свою деятельность в 1947 году, молодой инженер Масару с тремя компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму «Сони», а затем стал президентом этой всемирно известной компании.

Обратиться к методике раннего воспитания Ибуку заставили непростые жизненные обстоятельства. Его маленький сын серьезно заболел, в результате чего стал резко отставать в развитии. Обеспокоенный отец применил собственную систему обучения, которая удивительным образом помогла восстановить умственные и физические силы малыша. Методика оказалась настолько эффективной, что вскоре привлекла к себе внимание многих японских педагогов и родителей.

В 1969 году Масару Ибука создал уникальную организацию под названием «Японская ассоциация раннего развития». Под руководством крупнейших ученых в экспериментальных классах изучалось, анализировалось и расширялось применение известного метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, привлекшее тогда внимание всего мира.

На посту директора организации «Обучение талантов» в Мацумото Ибука дал возможность тысячам японских детей учиться по программе, которая предложила изменить не содержание, а способ обучения. Так крупнейший японский предприниматель стал автором новаторских концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте.

Известно, что специалисты по обучению относят к наиболее сложным образовательным программам иностранные языки, чтение, игру на скрипке или фортепиано. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти не осознанное усилие. Как считает Ибука, «чтобы дети, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком уровне, — надо, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить».

Нетрудно представить себе, говорит Масару Ибука, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи.

Основная цель теории — дать детям больше знаний и свободной информации . При этом ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы он стал выдающимся музыкантом; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное — развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, сделать его жизнь счастливой и полноценной.

Ибука считает, что главное — введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может уловить этот момент: «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Поэтому необходимо вырабатывать собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута. (Г. Доман о книге «После трех уже поздно»)

Тезисы Масару Ибуки

♦ Способности и характер не присущи человеку от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток.

♦ Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно» . Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, ласковым, а когда он начинает развиваться сам, важно постепенно научиться уважать его волю, его Я. Строгое родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

♦ Понятия «трудно» и «легко» не подходят для детей. Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский язык, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него все одинаково внове.

♦ Главное — окружение, а не гены. В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям.

♦ Дети — не собственность родителей . Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного. Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено и является причиной того, что волю самого ребенка игнорируют.

Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее ребенка, лучше повнимательнее присмотреться к нему. Долг родителей — предоставлять ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего.

♦ Пусть дети будут лучше нас. «Ученик превзошел учителя» — это должно быть основной целью воспитания. Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять как аксиому, что способности человека на 100 % врожденные, это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если родителям не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел их хоть немного, значит, они были ленивы.

Ученик должен превосходить учителя — иначе прогресс невозможен. Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок был лучше, успешнее их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в любой области человеческой деятельности.

В 70-х годах прошлого столетия Масару Ибука создал уникальную книгу «После трех уже поздно» . Смысл и содержание данной книги вызвало большое количество различных откликов в педагогических кругах всего мира. Многие пункты, изложенные Масару Ибука, отличались нестандартностью и разнились с традиционными убеждениями воспитателей Японии.

Сегодня эффективная и гуманная система воспитания Масару Ибука актуальна не только на территории Японии, но и за ее пределами. Малыши, воспитанные по данной системе, рано овладевают навыками чтения, отлично плавают, свободно общаются на иностранных языках, а также владеют искусством игры на многих музыкальных инструментах. При этом они прекрасно адаптируются к меняющейся социальной среде, а также остаются позитивными и озорными малышами.

На страницах авторской книги Масару Ибука не предлагает для родителей конкретных указаний по воспитанию счастливых детей . Все изложенные японским новатором принципы являются обычной практикой любящих и заботливых родителей . С данной книгой и Масару Ибука будет полезно ознакомиться всем родителям, даже если ваш ребенок в данную возрастную категорию уже давно не входит.

Об авторе методики

Масару Ибука не являлся знаменитым психологом и не имел педагогического образования. Ибука известен в Японии как успешный бизнесмен и прогрессивный инженер.

Японский гений родился в прошлом веке в трудный для его страны период. После кончины отца мать оставила его на полное попечение дедушки и бабушки. Ибука унаследовал от своего отца познавательную активность, интерес к новому и инженерный склад ума. Дедушка старался воспитывать малыша «по-японски », позволяя ему делать все, что не повредит его здоровью. Он предоставлял возможность ребенку осуществлять различные технические эксперименты и выполнять сложные исследования. Дед Ибука поощрял деятельность внука и никогда не критиковал его в случае неудачи. Поступил Масару Ибука в университет на факультет электротехники. Будучи еще студентом, был награжден специальной премией на промышленной выставке мирового уровня, которая проходила в Париже. Японский новатор стал автором многих изобретений технического характера, также Масару Ибука является одним из основателей и главным инженером известной корпорации Sony, которая ассоциируется с высоким качеством и новейшими технологиями.

Интерес к методикам раннего развития и основам возрастной психологии у Ибука возник не случайно . Единственный сын Масару отставал в развитии после перенесенного тяжелого заболевания. Заботливый отец начал интересоваться вопросами педагогики, консультироваться о принципах раннего развития с педагогами-новаторами и известными практикующими психологами. На основании полученной бесценной информации родилась авторская эффективная методика раннего воспитания и развития детей . Масару Ибука часто цитировал японского скрипача Шинити Судзуки, который утверждал, что не бывает отсталых детей, так как развитие ребенка зависит от рационального метода обучения.

Малыши, посещающие уроки данного педагога, в трехлетнем возрасте исполняли скрипичные произведения высокого уровня сложности, а самое главное, что делали это с радостью и большим желанием.

Масару Ибука основал организацию «Обучение талантов» и создал действующую на сегодняшний день в Японии Ассоциацию раннего развития , которая использует в работе инновационные педагогические .

Суть методики Масару Ибука

Масару Ибука авторской методикой в очередной раз доказал безграничные возможности и способности детей раннего возраста . Ее главные принципы изложены в книге «После трех уже поздно». Японский новатор уверен, что именно в возрасте до трех лет осуществляется самый важный этап в развитии малыша , который влияет на его будущий интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Научно доказано, что у ребенка с момента рождения до шести месяцев формируется уже 50% нейронных связей, а к трехлетнему возрасту в клетках мозга образуется до 80% подобных связей. Таким образом, малыш после трех лет имеет отличную базу для последующего обучения и развития. Но, если родители не уделяют внимания ребенку до трех лет, то им не следует ожидать от него блестящих результатов в будущем.

Масару Ибука в собственной методике предлагает родителям и педагогам изменить не содержание материала для обучения, а усовершенствовать способы обучения крохи. Обязательно акцентируется внимание на индивидуальных особенностях малышей . Автор также уверен, что степень одаренности и гениальность полностью не предопределены природой, а ее можно удачно формировать в трехлетнем возрасте. Родители, которые знают своего малыша лучше любого воспитателя, должны почувствовать, когда именно необходимо дать крохе новые знания и навыки.

Масару Ибука писал, что раннее развитие ребенка необходимо не для того, чтобы воспитать вундеркиндов.

Каждый малыш имеет право вырасти здоровым, добрым, любознательным и обязательно счастливым!

Что умеет маленький ребенок?

Взрослые часто ограничивают поступление новой информации для малыша.

Мы берем на себя ответственность решать, что для ребенка сейчас трудно воспринимается, а что наоборот легко и быстро. На самом деле, у крохи не существует ни каких стереотипов и представлений о том, что «легко» или «трудно». Если ему интересно, то занятие поглощает его полностью, независимо от сложности информации.

Дети в трехлетнем возрасте обладают прекрасной образной памятью.

Малыши с легкостью запоминают новые слова, обозначающие различные предметы. Например, слова енот, бегемот или любой сложный китайский иероглиф откладывается в их памяти мгновенно. А вот слова с абстрактной информацией малыши запоминают гораздо сложнее.

Младенцы в пятимесячном возрасте способны оценить сложные музыкальные произведения.

В японской семье был проведен интересный эксперимент. Родители одного младенца являлись большими поклонниками классической музыки, поэтому систематически включали для него различные всемирно известные музыкальные композиции. Когда малыш немного повзрослел, то начал проявлять двигательную активность в ритм музыки. Если темп мелодии ускорялся, то и движения крохи также активизировались. Классическая музыка помогала малышу успокоиться и улучшала его настроение. Когда родители однажды включили джазовую музыку, то младенец просто расплакался. Таким образом, дети с рождения наделены музыкальным вкусом и способны по достоинству оценить даже самую сложную симфонию.

Мозг малыша способен воспринимать безграничный объем информации.

Малыши могут «впитывать» различную информацию. Родители не должны бояться давать ребенку много новой информации. Ведь мозг крохи быстро воспринимает новую информацию, но когда чувствует ее переизбыток, то просто «отключается» на некоторое время. Масару Ибука утверждает, что родители должны переживать только о том, что часто предлагают малышу мало информации для его полноценного развития.

Ребенок в трехлетнем возрасте запоминает только интересную для него информацию.

В данном возрасте малыш приобретает способность самостоятельно принимать какие-либо решения. Ребенок активно запоминает интересную для него информацию. Например, когда мама читает постоянно крохе сказки, то он постепенно запоминает их содержание. И если вы поменяете сюжетную линию одной сказки, то малыш сразу укажет вам на ошибку. Далее ребенок отдает предпочтение какой-нибудь одной сказке и стремится прочитать ее самостоятельно. Он не знает еще букв, но с помощью картинок воспроизводит любимую сказку. Потом он интересуется значением различных букв. Эта познавательная цепочка свидетельствует об огромном интересе ребенка к познанию.

Иностранным языком может овладеть любой малыш.

К мастеру Сузуки в скрипичный класс родители привозят на летние каникулы своих детей, которые не знают ни одного слова по-японски . Первыми на японском языке начинают говорить самые маленькие ученики. Потом ребята из младших и средних классов. Родители детей признаны самыми безнадежными учениками. Им потребуются годы, чтобы овладеть японским языком. В роли переводчиков часто выступают их дети.

Главное для крохи - это окружение, а не гены

Масару Ибука в авторской указывает всегда на то, что именно среда имеет важное значения для развития способностей маленького гения. По его мнению, наследственность не может претендовать на главную роль в данном вопросе.

В Японии осуществили ряд экспериментов, чтобы определить какая именно среда позитивно влияет на развитие врожденных способностей ребенка. Масару Ибука написал в авторской книге о результатах данных исследований.

Мы часто слышим в повседневной жизни следующие фразы: «Мой муж прекрасный писатель, поэтому и наша дочь пишет интересные сочинения» или «Наш сын обязательно станет врачом, как его дед и отец». Действительно, иногда сын педагога становится также педагогом, а дочь предпринимателя - предпринимателем. Но, данная ситуация не означает, что эти профессиональные способности передались их детям на генетическом уровне. Просто с момента рождения малыши оказались в такой среде, которая располагала их к продолжению дела своих родителей. Окружающая обстановка способствовала развитию познавательного интереса к этой специальности. Все дети одинаковые после рождения, но вырастают с различными способностями только благодаря влиянию окружающей среды и жизненному опыту.

Масару Ибука предупреждает родителей о том, что современные малыши развиваются интеллектуально и физически очень интенсивно. В связи с этим, важно правильно стимулировать каждую стадию их развития. Родители должны тонко чувствовать , что именно в данный момент необходимо малышу . Например, они должны выбрать правильное время для прививания ему основ иностранного языка или приобретения навыков катания на роликах.

Также необходимо учитывать, что детская комната без каких-либо стимуляторов тормозит развитие ребенка. Экспериментально доказано, что внешние факторы позитивно влияют на будущие интеллектуальные и эмоциональные способности крохи.

Масару Ибука считает, что оставлять малышей на попечение незнакомых людей является достаточно рисованным мероприятием. Ведь положительные и отрицательные впечатления раннего детства способны определить будущий ход мыслей и действий крохи.

Он призывает родителей делать фундамент всегда крепким, так как нельзя будет потом повторно соорудить фундамент, когда здание уже полностью готово.

Основные принципы воспитания Масару Ибука

  1. Интерес к чему-либо необходимо у малыша побуждать . Ибука предлагает родителям вызывать интерес к обучению у собственных детей. Например, чтобы научить малыша считать, заинтересуйте его цифрами. Вместо того чтобы заставлять ребенка писать, необходимо просто пробудить у него интерес к процессу написания букв и цифр. Для развития интереса рекомендуется взрослым создать благоприятные условия. Ведь ребенок не научится рисовать, если вокруг него отсутствует бумага и карандаши.
  2. Малыши любят все ритмичное . В США педагоги достигли больших результатов в изучении английского языка с маленькими детьми благодаря разработке специального текста, изложенного в стихотворной форме и сопровождающегося ритмичной музыкой. Малыши с радостью напевали английские слова, которые прекрасно запоминались под ритмичную мелодию. Масару Ибука данным примером направляет родителей и воспитателей сочетать обучение с удовольствием, помогающее малышу достигнуть положительных результатов.
  3. Повторение помогает ребенку развивать его интерес . Все малыши любят, когда им повторяют много раз в день одну интересную для них сказку или рассказ. В результате повторения у ребенка в головном мозге формируются правильные схемы, которые помогут развить его интеллект в будущем. Так ребенок в трехмесячном возрасте способен запомнить сложную музыкальную композицию, если ее систематически повторять малышу. Запомните, что дети до трехлетнего возраста могут усвоить большой объем информации.
  4. Детские фантазии развивают творческое начало . Воображение и фантазии ребенка являются «зародышами» его творческих способностей. Родители должны поощрять нестандартные решения и яркие фантазии собственных детей. Например, когда взрослый рисует чайник, то малыш может увидеть на листе морскую рыбку с раскрытым ртом. Не говорите ребенку, что он не прав и это действительно чайник. Просто фантазируйте вместе с ним, развивая его творческие способности и абстрактное воображение.
  5. Говорите ребенку только честную информацию на половые вопросы . Масару Ибука в собственной методике советует родителям общаться с малышом на интимные темы и всегда правдиво отвечать на поставленные вопросы. Дети в трехлетнем возрасте начинают интересоваться половыми вопросами. Они замечают, что мальчики и девочки устроены не одинаково, а также им интересно как они появились на свет. На все вопросы малыш должен получать четкий и правдивый ответ. Половые темы нужно обсуждать с крохой в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился к данной теме естественно. Масару Ибука в авторской книге пишет, что родители, считающие тему секса запретной, просто получили неадекватное воспитание в детстве.
  6. Неправильное питание формирует плохие привычки . Вкусовые особенности ребенка формируются до трех лет. В связи с этим, предлагайте своему малышу пробовать блюда, отличающиеся различными вкусовыми свойствами. Не следует кормить кроху только полезной пищей. Она должна быть еще вкусной и красиво оформленной. Так малыш сможет развить свои вкусы и выработать правильное отношение к процессу питания.
  7. Игра на скрипке способствует концентрации внимания и развивает качества лидера . Родители, чьи дети посещали уроки доктора Сузуки, утверждали, что малыши выполняли домашнее задание с радостью, быстро готовились к экзаменам, а также успевали отлично учиться. При этом у них оставалось свободное время, которое тратилось на какие-либо увлечения или игру со сверстниками во дворе. Музыкальные занятия способствуют правильному формированию характера, а также вырабатывают ценный навык - концентрацию внимания. Это объясняется тем, что дети систематически тренируются и находятся в «гармонии с музыкой».
  8. Заучивание стихотворений развивает память . Научно доказано, что мозг ребенка способен запомнить около 200 небольших стихотворений, при условии постоянной тренировки памяти. Предлагайте ребенку заучивать стихи краткие и ритмичные. Содержания стихотворения должно быть понятным малышу и вызывать у него только положительную реакцию. Масару Ибука рекомендует родителям сначала прочитать стих вместе с ребенком. Далее повторяйте его несколько раз с крохой, чтобы он смог его запомнить. На следующий день воспроизведите еще раз выученное произведение и приступайте к запоминанию следующего стихотворения. Если ребенок забыл строчку, попросите его повторить с самого начала весь стих. С каждым разом вашему малышу понадобится меньше времени для запоминания. Используя данную методику, ваш ребенок будет тренировать память, а также развивать интеллектуальные и творческие способности.
  9. Окружайте своего малыша лучшим, что у вас есть . В процессе воспитания детей важно окружить их прекрасными произведениями искусства и великолепной живописью. Масару Ибука считает живопись и музыку главными составляющими эстетического фундамента малыша.
  10. Малыши являются великими имитаторами . Дети в первый год жизни способны подражать малышам своего возраста и поведению взрослых. В трехлетнем возрасте крохи превращаются в настоящих имитаторов. Они подражают манере говорить, повторяют жесты и мимику взрослых. В связи с этим, Масару Ибука рекомендует родителям в присутствии детей контролировать собственные эмоции и поведение. Японский новатор считает процесс подражание актом творчества. Поэтому призывает родителей относиться к данной возрастной особенности не слишком строго и способствовать ее развитию.

Как развивать творческие способности и физические навыки у малышей

Методика Масару Ибука предполагает раннее развитие творческих способностей у малышей. Японский новатор считает, что данные качества необходимо развивать у ребенка с самого его рождения. В авторской книге «После трех уже поздно» Ибука рекомендует взрослым воспользоваться следующими советами:

  1. Как можно раньше давайте малышу карандаши . Кроха в восьмимесячном возрасте способен удержать карандаш. Данный период для малыша характеризуется его самоутверждением, которое проявляется в приобретенном умении рвать книжки, ломать игрушки и рисовать в неподходящих для этого местах. Эти поступки приводят многих родителей в полное отчаяние. Масару Ибука предлагает родителям грамотно направить активность малыша. Например, дать ему цветные карандаши и лист бумаги. Как правило, малыш проведет пару кривых линей на листе и скорее всего, разорвет собственное произведение. Для ребенка данные действия являются проявлением самовыражения. Ибука призывает родителей не критиковать действия малышей, а наоборот способствовать развитию их интеллекта и творческих способностей. Любые запреты негативно отразятся на будущем потенциале ребенка.
  2. Стандартный лист для рисования способствует развитию стандартного человека . Масару Ибука советует родителям предоставлять ребенку право выбора. Например, мы часто ограничиваем возможности ребенка, предлагая ему для рисования, лист бумаги стандартных размеров или считаем, что для малыша подходят именно эти сказки. Таким действиями взрослые тормозят развитие воображения и возможностей собственных малышей. Пусть кроха начнет рисовать свои первые шедевры на большом листе бумаги, по которому можно в процессе творчества даже ползать.
  3. Большое количество игрушек рассеивает внимание малыша . Для развития у ребенка нестандартного мышления и изобретательной находчивости Ибука призывает родителей не покупать ему большого количества бесполезных игрушек. Доказано, что малыш прекрасно играет с одной игрушкой, придумывая различные с ней интересные игры.
  4. Не прячьте предметы, которые могут быть опасны для малыша . Очень заботливые родители иногда создают полный вакуум вокруг своего малыша. Они убирают все, по их мнению, опасные для ребенка предметы. Масару Ибука рекомендует взрослым не забывать о важности тактильных ощущений для органичного развития ребенка. Крохе важно познавать предметы различной фактуры, а также ему интересно изучать их свойства.
  5. Игрушки для ребенка должны быть приятными на ощупь . Масару Ибука предлагает родителям приобретать многофункциональные игрушки, отличающиеся высоким качеством. Особенно японский новатор приветствует игрушки, которые малыш может сложить самостоятельно. Данная категория игровых пособий способствуют возникновению у ребенка положительных эмоций и радости достижения. При этом важно, чтобы игрушка соответствовала возрастным особенностям крохи.
  6. Лепка, аппликация и оригами развивает у малыша творческий потенциал . Глина, цветная бумага, пластилин не имеют определенного назначения и им можно придать любую форму. В связи с этим данный материал является многофункциональным игровым пособием для ребенка. Чем раньше предложить малышу слепить кораблик или вырезать цветок, тем активнее будут развиваться его творческие и интеллектуальные способности.
  7. Физические упражнения способствуют развитию интеллекта . Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» пишет о важности развития у малышей двигательной активности. Он призывает родителей физические навыки начинать тренировать еще в младенческом возрасте, так как они не только сохраняют здоровья малыша, но и прекрасно развивают его интеллектуальные способности. Как правило, ребенок, который начал ходить рано, намного смышленей еще «ползающих» сверстников.
  8. Ходьба очень полезна для детей . Клинические исследования доказали, что в процессе ходьбы задействовано около 400 мышц нашего тела. При этом происходит ритмичное чередование фаз расслабления и напряжения мышц без потери энергии. Ходьба способна стимулировать мыслительные процессы. Ведь не случайно писатели совершают много пеших прогулок, в результате которых появляются новые идеи для творчества.
  9. Двигательные способности детей нуждаются в систематической тренировке . Масару Ибука считает, что двигательные способности малышей зависят не только от наследственности, но и от регулярных физических тренировок. Можно обладать прекрасными задатками к плаванью или легкой атлетике, но без специальных тренировок данные способности не смогут развиться. Так, супруги Икеда являются профессиональными гимнастами, которые тренировали собственного ребенка по специальной системе. В итоге их малыш добился отличных результатов в данном виде спорта. Когда в семье спортсменов появился второй ребенок, то родители приняли решение с ребенком не заниматься, считая, что он унаследует их спортивные навыки без тренировок. В результате малыш не достиг положительных результатов в спорте.
  10. Ребенок превращает любую работу в игру . Масару Ибука призывает родителей запомнить, что для малыша любая его деятельность направлена не на достижение результата, а сконцентрирована на самом процессе. Взрослые должны показать крохе, как выполняются различные виды работ. Для развития двигательной активности и умственных способностей ребенку можно предлагать выполнять различную работу по дому.

Японский новатор Масару Ибука не разработал инновационных развивающих игр или , как многие знаменитые методисты. Ибука предоставил заботливым родителям бесценные советы для органичного развития, воспитания собственных малышей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок гармонично развивается только благодаря любви родителей.
  2. Главная цель родителей заключается в гармоничном воспитании собственных детей.
  3. Начинайте воспитание детей с личного самообразования и воспитания.
  4. Взрослым запрещается насиловать волю малышей.
  5. Дети не являются собственностью взрослых.
  6. Неуверенность родителей может навредить малышу.
  7. Постарайтесь, чтобы кроха в будущем был лучше вас.

В методике Масару Ибука нет четких правил и закономерностей. Развитие, воспитание малыша осуществляется только во взаимосвязи с родителями. Малыши, развивающиеся по авторской системе, выросли всесторонне развитыми личностями. Маленькие гении до трехлетнего возраста умели великолепно рисовать, играли на музыкальных инструментах, владели иностранными языками и отличались двигательной активностью. При этом система задач для ребенка разрабатывалась индивидуально, с учетом его психологических и эмоциональных особенностей.

Методика Масару Ибука позволяет сформировать гармоничную личность с момента рождения.

Методика Масару Ибука видео

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь