Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь



Даже если ваш квилт сшит на швейной машинке, можно придать ему неповторимый вид, выполнив несколько элементов ручного декора. В данном случае речь пойдет о вышивальных швах. Подобное оформление верхней части лоскутного изделия довольно распространено. В пэчворке есть даже такое направление, которое практически не мыслимо без вышивки – крэйзи квилт .

Прежде чем начать, хочу обратить ваше внимание на то, что выполняя декоративные швы, а иначе говоря – вышивая, не следует делать закрепительных узлов. Для того чтоб начать какой-то декоративный шов, следует ввести в ушко иглы нить, сложенную вдвое. Проследите за тем, чтоб тот край, на котором есть петля, образованная сгибом нити, оказался длиннее. Первый прокол ткани всегда выполняйте с лица работы от себя во внутрь, как бы на изнанку. Тут же, не проталкивая иглу до конца, выведите ее кончик в этой же точке но уже на себя. Затем протяните иглу и попадите ею в петлю на конце нити. Протяните нить до конца – вы закрепили ее на ткани, но без узелка.

Если у вас заканчивается нить, то войдите кончиком иглы во внутрь, двигаясь в обратном направлении. Пройдитесь ее кончиком между предыдущими стежками, а затем выведите иглу на лицевую сторону, но так далеко, чтоб это расстояние превысило длину остатка нити на игле. Расправьте изделие и кончик нити уйдет во внутрь. Выполнять завершающий узел нет необходимости. Возможен и такой вариант завершения — сначало квилтузел , затем протянуть иглу как описано выше. Выводя иглу на поверхность квилта необходимо подтянуть не только изделие, но и саму нить, для того чтоб ваш узелок ушел вовнутрь.



Шов «фестончатый» — упоминался нами как соединительный, но используя некоторые вольности, мы можем украсить с его помощью наши изделия. Мы говорили, что этот шов выполняется по краю накладной детали и соединяет ее с фоном. Этот же шов можно делать не по краю и без присутствия аппликации. Вы можете выполнить им как прямые, так и волнистые линии. С его помощью можно вышить любые формы как геометрические, так и растительные, причем высота стежков может быть различной на протяжении выполняемой линии. Вы можете выполнить две линии рядом, но разного цвета.



Вариантов множество, возможен даже двойной или тройной фестончатый шов .

На фото видно исполнение двойного – обычный фестончатый, но на определенном этапе входим иглой два раза в одну и ту же точку ткани. Тройной – по той же системе, входя в определенную точку 3 раза и выполняя 2 наклонных стежка в разные стороны а между ними один по центру.

Фестончатым швом можно выполнить маленькие мотивы двигаясь по кругу и каждый раз возвращаясь в центр. Если вам нужны мотивы крупнее и со свободным центром, их можно выполнить обычным фестончатым, либо двойным, либо тройным.

Если выполнять только полкруга, а затем остальные полкруга, но со смещением, можно получить интересную волнообразную линию деккора. На первом фото о можно увидеть что-то подобное.


И еще один интересный вариант этого шва — фестончатый с перемычкой .

Его удобнее выполнять слева направо:

1.Вколоть иглу в т.1, несколько отступив в право и вверх, вкалываем ее в т.2 и выводим на себя в т.3 Игла строго вертикальна и направлена носиком вниз. Рабочая нить должна находиться под иглой. Протягиваем иглу и нить, следя за тем, чтоб нить плотно прилегала к ткани.

2.Отступить 1-2 мм вправо и входим в т.4, а выходим в т.5. Игла строго вертикально, но ее носик направлен уже вверх. Протянуть иглу, а затем и нить но настолько, чтоб попасть иглой в образовавшуюся внизу шва петлю-перемычку. Делать это надо направляя иглу сверху вниз.

И у этого шва тоже есть варианты. Он может выглядеть в виде треугольных зубчиков, если проколы в т.т. 2-3 выполнить не вертикально, а наклонно. Затем перемычку удлинить примерно до 5мм, а т.т. 2 и 5 остаются такими же «добрыми соседями». Впрочем это тот же двойной фестончатый шов , но выполненный несколько по другому.

Шов «Тамбурный» — выполняется достаточно просто, справа налево.

1.Закрепляем нить в т.1

2.Тут же рядом прокалываем ткань в т.2 и выводим иглу двигаясь вперед в т.3. Рабочая нить должна пройти под иглой. Протягиваем иглу, а за ней и нить.

2.Повторяем пункт 2 многократно, следя за тем, чтоб каждая т.2 попадала во внутрь петли образованной рабочей нитью.

Если увеличить расстояние между т.т. 1 и 2, то получим .Его гораздо удобнее выполнять сверху вниз. Игла все время направлена по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому. Важно следить за тем, чтоб каждый прокол в т.4 попадал во внутрь петли, образованной рабочей нитью. Если уменьшить расстояние между т.т. 1 и 3 до минимума, получим плотный объемный валик.

Если обычный тамбурный шов выполнять прокладывая иглу по наклонной линии, чередуя ее движения вверх и вниз, то получим «зигзагообразный тамбурный» шов. На картинке игла как бы входит в нить в т.4, но давайте вспомним, что у нас сдвоенная нить. Вкалывая иглу в т.4 нужно попасть между нитями. Этим мы закрепим положение шва на поворотах.

Некое подобие зигзага, но больше похожее на веточку с листиками, можно получить выполняя «Петельчатый» шов. Выполняется он либо сверху вниз, либо снизу вверх. Мне удобнее его выполнять снизу, но схема направлена иначе, поэтому согласно схеме выполняется он так:

1.Закрепить нить в т.1

2.Проколоть ткань от себя в т.2 и выйти обратно в т.3, но так чтоб рабочая нить прошла под иглой. Протянуть иглу и нить до конца. У вас образовался «листик».

3.Отступить по наклонной вниз и выполнить проколы в т.т. 4 и 5 направляя иглу по наклонной вверх. Протянуть иглу и нить до конца.

4.Теперь все движения повторяются от пункта 2, но в зеркальном отображении. Точки 5 и 6 соответствуют т.т.1и2. А т.т. 3 и 4 соответствуют т.т. 7 и 8.

5. Точный повтор пунктов 2-4. Важно помнить – движемся сверху вниз, значит работу надо держать в руках так, чтоб идти в нужном направлении.

Это тот же шов, но «Петельчатый по кругу» , может выглядеть как на картинке но, если выполнить только 3 лепестка, получим трилистник, а если 4 в виде перекрестия – цветочек, например сирени. Литерами «а» и «б» обозначен порядок действий. Под «в» показано как можно обыграть стандартный вариант, выполняя 3 прикрепа подряд в виде кисточки. И наконец «г» — усиление центра. Если сменить цвет нити – у цветка образуется эффектная серединка.

Шов «Ёлочка» — на самом деле является вариантом открытого тамбурного шва. Только в «елочке» одно крепление и оно по центру. Это дает возможность вышивая менять направление. Итак, по порядку:

1.Закрепить нить в т.1

2.Двигаясь но наклонной выполняем движение 2-3. Следим чтоб раб. нить прошла под иглой.Протягиваеи иглу, а за ней и нить.

3.Отступив вправо, но на уровне т.3 выполняем движение 4-5. Опять же нить под иглой. Все протянуть.

Вашу «елочку» можно сделать более пушистой, если расширить в каждом направлении. Для этого т.6 нужно сделать ни слева, а справа(как вы делали движение 3-4, но ниже на уровень). И для симметрии влево нужно сделать такое же количество повторов движения 5-6, описанного в пункте 3.

Швы: виды простых и декоративных стежков (картинки)

Швы: виды простых и декоративных стежков (картинки)


Во время шитья или вышивания для создания и оформления своей работы используют различные швы. Делать каждый из них - это искусство, которому стоит научиться.
Декоративные и отделочные швы призваны создать рисунок, украсить, особым образом соединить детали. Видео их выполнения кажутся невероятно сложными, но попробовать стоит, ведь результат неотразим.







Виды швов

Швы бывают:

  • простые;
  • петельчатые;
  • вышивальные.

Простые швы Подобные виды используются для соединения деталей и в тех случаях, когда они будут видны на готовом изделии.
Шов вперед иголку, самый простой, игла идет вперед, оставляя за собой ровную линию нити.
Шов назад иголку. Игла за работой проходит дальше точки выхода нити с изнанки. Стежок по наружной стороне идет в сторону, обратную направлению шва. В итоге получается выпуклый тонкий шов, двойной с изнаночной стороны.

Технология точно такая же, как в предыдущем, только выходит стежок на лицевую сторону примерно на середине высоты предыдущего. Лицевые стежки получаются длинными, словно лежащими друг на друге, изнаночные - тоже наклонные, но короткие.
Шов зигзаг осуществляется по технологии назад в иголку, однако вход на изнанку осуществляется поочередно на двух уровнях.
Шов уголки производится аналогично предыдущему, однако тут происходит повтор стежков дважды, за счет чего результат получается объемным. За счет прохождения по двум различным высотам формируются треугольники.
Подкладная восьмерка. Они формируются из двух параллельных линий стежков. Они выполняются вперед, но с переходом по высоте. С изнаночной стороны получаем схематические восьмерки.


Шов «вперед иголку»
Шов «назад иголку»

Стебельчатый шов

Шов «Зигзаг»
Шов «уголки»
«Восьмерка» Очень часто используются
как машинные так и ручные, они просто необходимы для сшивания частей, деталей и частей изделия.
Петельчатые

Тамбурный шовДекоративные швы этого типа формируются благодаря выпуклым петлям. Петли различными способами цепляются друг за друга, за рабочую нить или за основу, формируя различные рисунки.

Вышивается петля, концы которой расположены близко друг к другу. По задней стороне протягиваем нить к краю петли, выводим нить наружу и формируем следующую петлю. В итоге получаем широкие декоративные швы из выходящих друг из друга петель.

Шов «Петля»Для создания декоративных элементов, используются украшающие швы:

  • петля;
  • полупетля;
  • восьмерка по тамбуру;
  • всевозможные петельные швы.

Шов петля состоит из отдельно лежащих крупных петель. Точки входа и выхода нити располагаются рядом. Тело петли крепится на основании. Петли пустые и могут располагаться так, как это понадобится. При помощи таких петель можно сформировать различные рисунки.

Шов «Полупетля»Шов полупетля создается из полукруга от петли. Для этого точки входа и выхода разносятся на желаемую ширину. Остается половина петли, прикрепленная поперечным стежком.
Если
тамбур выполнить в виде замкнутого круга, то по центрам петель можно сформировать перекрестные восьмерки. Он проводится как подкладная восьмерка с той разницей, что восьмерки проходят по лицевой стороне.
Петельный шов палестрина. Сперва выполняется наклонный длинный стежок, после чего вокруг нижней части обвивается петелька. Вторая петелька обвивается вокруг верхней части. Нить уходить на изнанку и выполняется следующий наклонный стежок на той же высоте, что и предыдущий.


Шов «Палестрина»

Шов «Палестрина»

Шов «Палестрина»

Шов «Палестрина» Еще одним подвидом петельных швов является редкий петельный шов. Игла проходит сверху вниз, выходя на лицевую сторону чуть выше лежащей петли. Каждый следующий стежок придерживает предыдущий.
Аналогично предыдущему выполняется шов колючки. С той разницей, что игла вкалывается с различных сторон от уже созданной петли, создавая стежки в различных от нее направлениях. Такие колючки могут состоять из двух, трех и более стежков. Если их много, колючки становятся похожими на звездочки или снежинки. Если выполнять его в 4 стежка и соединять между собой стежки соседних колючек, получится рисунок в виде ряда ромбиков, такой шов называют ромбиком.
Шов узелки выполняется захлестыванием рабочей нити вокруг иглы. Игла выходит на лицевую сторону и уходит обратно практически в той же точке, оставляя за собой скрученный пучок нити. Такие их виды выглядят как последовательность узелков, отсюда и название.
Шов рококо. Игла делает небольшой стежок с изнаночной стороны, оставаясь в ткани. На кончик иглы накручивается несколько витков нити. Рабочая нить протягивается через эти витки. Второй проход нити через витки с проходом через изнанку закрепляет стежок.
Петельный шов с настилом выполняется в 2 этапа. Первым этапом вышивается 2 параллельные полосы основания. Вышивание происходит способом назад иголку. Между швами не должно быть промежутка. Вторым этапом проходит настилание петель перпендикулярно полосам. Игла проходит по изнанке, выходя наружу под линиями основания и закрепляя петлю предыдущих стежков. Получаем выпуклую полосу декоративной отделки.

Редкий петельный шов
Петельный шов «колючки»
Шов «Узелки»

Шов «Рококо»

Петельный шов с настилом

Счетные швы

При счетной вышивке виды швов не столь разнообразны. Основной вид вышивки при счете - крест, отсюда и виды швов:

  • крест по вертикали;
  • крест по диагонали;
  • крест по горизонтали.

Формирование этих вышивальных швов производится в процессе вышивки и зависит от направления движения крестиков.

Вертикальный шов крестом

Диагональный шов крестом
Горизонтальный шов крестом К этому же типу относят швы квадрат и роспись. Оба выполняются элементами вперед иголку, при этом рисунок формируется после двойного прохода по одному месту.

Гладь

Для глади декоративные швы наиболее характерны и многие петельчатые швы также могут считаться элементами
.
Простая двусторонняя гладь, когда игла постоянно выходит на лицевую сторону с одной стороны рисунка. При такой вышивке и с лицевой, и с изнаночной стороны формируется одинаковый рисунок.
При глади с настилом сперва вышивается контур, после этого он заполняется стежками и лишь потом по ним проходит заполнение контура. Нижний и верхний слои должны быть перпендикулярны.
Заполнение гладью вышивальных фигур может проходить длинными и короткими стежками, при этом они ложатся в одну и ту же сторону. Если в рядах менять длину стежков и вышить различные ряды разными цветами, получим шов с вливанием цветов.

могут служить для заполнения сформированной ими фигуры, сперва закрывается контур. Это выглядит как цельный, яркий элемент.
Фестоны и гладьевой валик выполняются так же, как и петельный шов с настилом. Для фестонов сперва вышивается основание прерывистым швом вперед иголку в виде полукругов. Для валика берутся 2 свободные нити, выкладывающиеся по рисунку. В обоих случаях верхний слой выполняется петлями, закрепляющимися друг за друга. Такие декоративные швы часто используют для оформления скатертей и салфеток.
Самый распространенный способ вышивания гладью - штопка. Выполняется ряд параллельных стежков, потом направление меняется на перпендикулярное и каждый из них вплетается между существующими, как в ткани.


Двусторонняя гладь

Гладь с настилом

Шов фестонами
Гладьевой валик
Шов «Штопка» Декоративные швы заполнения при вышивке гладью Сюда входят такие виды швов:

  • рыбья косточка;
  • критский;
  • полупетля.

Шов полупетля для глади отличается лишь частотой накладывания дуг. Если для вышивальных швов допускались довольно большие расстояния между ними, то при вышивке гладью этого расстояния не должно быть вовсе.
Рыбья косточка может быть двух видов. В первом случае это 2 части простой двусторонней глади, соединенные вместе. В каждой части гладь вышивается в свою сторону. На стыке стежков формируется зигзаг. Выполняются они поочередно - в одну и в другую сторону. Рельефный шов рыбная косточка выполняется аналогично, с той лишь разницей, что стежки разных сторон не соприкасаются, а настилаются друг на друга.
Критский шов выполняется так же, как и рыбная косточка, только в конце каждого стежка выполняется не просто вкалывание иглы, а закрепление петли. Сочетание двусторонней глади и петельчатого шва.

Шов полупетля гладью
Шов «Рыбья косточка»

Китайский шов Прорезная гладь
Прорезная гладьЭта гладь создает невероятно нежные и красивые узоры вышивания, используемые в качестве отделки для постелей, аксессуаров и одежды. Внутренняя часть узора вырезана, а края обработаны петлями. Английская прорезная гладь и более сложное выполнение замысловатых рисунков - ришелье выполняются гладиевым валиком и валиком с пико.
Желательно не делать прорезанный рисунок полностью до тех пор, пока не будет выполнена обработка отверстий. По краю будущей прорези прошивается методом вперед иголку. Потом поверх него накладывается петельный шов валиком.
Все швы требуют внимания, терпения и опыта. Чтоб все получилось, достаточно просто захотеть.

Видео: виды ручных швов

Comments

Related posts:


Петельный шов, шов назад иголку и виды ручных швов (картинки)

В этом посте речь пойдет о вышивальных швах. В пэчворке есть даже такое направление, которое практически не мыслимо без вышивки - крэйзи квилт .

Подобное оформление верхней части лоскутного изделия довольно распространено.

Даже если ваш квилт сшит на швейной машинке, можно придать ему неповторимый вид, выполнив несколько элементов ручного декора.

Прежде чем начать, хочу обратить ваше внимание на то, что выполняя декоративные швы, а иначе говоря - вышивая, не следует делать закрепительных узлов. Для того чтоб начать какой-то декоративный шов, следует ввести в ушко иглы нить, сложенную вдвое. Проследите за тем, чтоб тот край, на котором есть петля, образованная сгибом нити, оказался длиннее. Первый прокол ткани всегда выполняйте с лица работы от себя во внутрь, как бы на изнанку. Тут же, не проталкивая иглу до конца, выведите ее кончик в этой же точке но уже на себя. Затем протяните иглу и попадите ею в петлю на конце нити. Протяните нить до конца - вы закрепили ее на ткани, но без узелка.

Если у вас заканчивается нить, то войдите кончиком иглы во внутрь, двигаясь в обратном направлении. Пройдитесь ее кончиком между предыдущими стежками, а затем выведите иглу на лицевую сторону, но так далеко, чтоб это расстояние превысило длину остатка нити на игле. Расправьте изделие и кончик нити уйдет во внутрь. Выполнять завершающий узел нет необходимости. Возможен и такой вариант завершения - сначало выполнить квилтузел , затем протянуть иглу как описано выше. Выводя иглу на поверхность квилта необходимо подтянуть не только изделие, но и саму нить, для того чтоб ваш узелок ушел вовнутрь.

Шов «фестончатый» - соединительный, но используя некоторые вольности, мы можем украсить с его помощью наши изделия. Мы говорили, что этот шов выполняется по краю накладной детали и соединяет ее с фоном. Этот же шов можно делать не по краю и без присутствия аппликации. Вы можете выполнить им как прямые, так и волнистые линии. С его помощью можно вышить любые формы как геометрические, так и растительные, причем высота стежков может быть различной на протяжении выполняемой линии. Вы можете выполнить две линии рядом, но разного цвета.

Вариантов множество, возможен даже двойной или тройной фестончатый шов .

На фото видно исполнение двойного - обычный фестончатый, но на определенном этапе входим иглой два раза в одну и ту же точку ткани. Тройной - по той же системе, входя в определенную точку 3 раза и выполняя 2 наклонных стежка в разные стороны а между ними один по центру.

Фестончатым швом можно выполнить маленькие мотивы двигаясь по кругу и каждый раз возвращаясь в центр. Если вам нужны мотивы крупнее и со свободным центром, их можно выполнить обычным фестончатым, либо двойным, либо тройным.

Если выполнять только полкруга, а затем остальные полкруга, но со смещением, можно получить интересную волнообразную линию деккора. На первом фото о можно увидеть что-то подобное.

И еще один интересный вариант этого шва - фестончатый с перемычкой . Его удобнее выполнять слева направо:

1.Вколоть иглу в т.1, несколько отступив в право и вверх, вкалываем ее в т.2 и выводим на себя в т.3 Игла строго вертикальна и направлена носиком вниз. Рабочая нить должна находиться под иглой. Протягиваем иглу и нить, следя за тем, чтоб нить плотно прилегала к ткани.

2.Отступить 1-2 мм вправо и входим в т.4, а выходим в т.5. Игла строго вертикально, но ее носик направлен уже вверх. Протянуть иглу, а затем и нить но настолько, чтоб попасть иглой в образовавшуюся внизу шва петлю-перемычку. Делать это надо направляя иглу сверху вниз.

И у этого шва тоже есть варианты. Он может выглядеть в виде треугольных зубчиков, если проколы в т.т. 2-3 выполнить не вертикально, а наклонно. Затем перемычку удлинить примерно до 5мм, а т.т. 2 и 5 остаются такими же «добрыми соседями». Впрочем это тот же двойной фестончатый шов , но выполненный несколько по другому.

Шов «Тамбурный» - выполняется достаточно просто, справа налево.

1.Закрепляем нить в т.1

2.Тут же рядом прокалываем ткань в т.2 и выводим иглу двигаясь вперед в т.3. Рабочая нить должна пройти под иглой. Протягиваем иглу, а за ней и нить.

2.Повторяем пункт 2 многократно, следя за тем, чтоб каждая т.2 попадала во внутрь петли образованной рабочей нитью.

Если увеличить расстояние между т.т. 1 и 2, то получим тамбурный открытый шов .Его гораздо удобнее выполнять сверху вниз. Игла все время направлена по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому. Важно следить за тем, чтоб каждый прокол в т.4 попадал во внутрь петли, образованной рабочей нитью. Если уменьшить расстояние между т.т. 1 и 3 до минимума, получим плотный объемный валик.
Если обычный тамбурный шов выполнять прокладывая иглу по наклонной линии, чередуя ее движения вверх и вниз, то получим «зигзагообразный тамбурный» шов. На картинке игла как бы входит в нить в т.4, но давайте вспомним, что у нас сдвоенная нить. Вкалывая иглу в т.4 нужно попасть между нитями. Этим мы закрепим положение шва на поворотах.

Шов «Петельчатый». Некое подобие зигзага, но больше похожее на веточку с листиками, можно получить выполняя «Петельчатый» шов. Выполняется он либо сверху вниз, либо снизу вверх. Мне удобнее его выполнять снизу, но схема направлена иначе, поэтому согласно схеме выполняется он так:

1.Закрепить нить в т.1

2.Проколоть ткань от себя в т.2 и выйти обратно в т.3, но так чтоб рабочая нить прошла под иглой. Протянуть иглу и нить до конца. У вас образовался «листик».

3.Отступить по наклонной вниз и выполнить проколы в т.т. 4 и 5 направляя иглу по наклонной вверх. Протянуть иглу и нить до конца.

4.Теперь все движения повторяются от пункта 2, но в зеркальном отображении. Точки 5 и 6 соответствуют т.т.1и2. А т.т. 3 и 4 соответствуют т.т. 7 и 8.

5. Точный повтор пунктов 2-4. Важно помнить - движемся сверху вниз, значит работу надо держать в руках так, чтоб идти в нужном направлении.

Шов «Ёлочка» - на самом деле является вариантом открытого тамбурного шва. Только в «елочке» одно крепление и оно по центру. Это дает возможность вышивая менять направление. Итак, по порядку:

1.Закрепить нить в т.1

2.Двигаясь но наклонной выполняем движение 2-3. Следим чтоб раб. нить прошла под иглой.Протягиваеи иглу, а за ней и нить.

3.Отступив вправо, но на уровне т.3 выполняем движение 4-5. Опять же нить под иглой. Все протянуть.

Вашу «елочку» можно сделать более пушистой, если расширить в каждом направлении. Для этого т.6 нужно сделать ни слева, а справа(как вы делали движение 3-4, но ниже на уровень). И для симметрии влево нужно сделать такое же количество повторов движения 5-6, описанного в пункте 3.

Если в «елочке» выполнить одно крепление, но не по центру, а сбоку, то получим вот такую декоративную полосу, если будем соблюдать следующий порядок действий:

1.Закрепить нить в т. 1

2.Вколоть иглу в т.2 (напротив, но чуть выше) и вывести ее в т. 3. Раб. Нить под иглой. Вытащив иглу подтянуть нить.

3.Вернуться к т.1, выполнив движение 4-5, так, чтоб т. 5 оказалась несколько ниже чем уровень т.3. Вытащив иглу подтянуть нить.

4.Повторяем действия от пункта 2.

На схеме показано движение сверху вниз.Мне гораздо удобнее выполнять наоборот или же справа налево.

Если работать по той же схеме, но не совмещать т.4 с т.1, а оставить между ними определенное расстояние, то вышитая полоса будет выглядеть несколько иначе.

Вы можете и ее несколько изменить, если вышить другим цветом дополнительные элементы. У вас получится веточка с ягодами или свечи на елке. Вы можете назвать это как вам хочется:о)...
http://quiltstudio.ru/?p=187

Выше рассмотрены самые простейшие декоративные швы. Конечно же, их намного больше. Только посмотрите, какую красоту можно сделать, если приложить немного фантазии...

Детали одежды соединяются в одно целое при помощи швов. Для этого используется иголка. С ее помощью на ткани или ином материале делаются ниткой стежки, их законченная совокупность образует шов.

До изобретения швейных машин все работы производились вручную. В домашних условиях и в кустарном производстве такая практика существует и сейчас. Шов ручной незаменим и на начальном этапе создания моделей одежды. Различные техники шитья используются для декоративной отделки ткани.

Принципы шитья

Шовное соединение образуется за счет переплетения одной или нескольких нитей в определенной последовательности. Отдельные элементы выкроек целесообразно на начальном этапе крепить временно. Такое соединения обычно делается вручную. После примерки и окончательной доводки шов ручной заменяется машинной строчкой.

В зависимости от конечной цели, детали одежды могут соединяться различными способами. Швы при этом будут существенно отличаться по плотности стежков, крепости и т. п.

В отдельных случаях на первое место выходит не качество соединения, а декоративные свойства укладки нитей на лицевой поверхности. Такие швы называют декоративными и служат они для отделки готового изделия.

Законченное движение иглы с ниткой образует на материале стежок. Последовательность таких действий называют строчкой. Соединение участка материала, выполненное в одну или несколько строчек, образует шов.

Вне зависимости от техники выполнения, стежки на лицевой и изнаночной стороне должны быть положены ровно, на одинаковом расстоянии друг от друга, и иметь равномерное натяжение нити.

Виды ручных соединений

Для временного соединения деталей и пометок во время примерки применяют сметочный, прокладочный и переводной шов. Так называемые силки используют для переноса линий контура с одной симметрической части изделия на другую.

Края материала обрабатывают круглым швом. Его удобно использовать для подготовки оборок, воланов и прочих деталей. Ручной шов-строчка, напоминающий машинную, называют стачным. Он применяется для постоянного крепежа деталей одежды.

Разметочный шов выполняется, как и стачной, но не с такой плотностью. Расстояние между соседними стежками делают равное половине их длины. Для предотвращения «осыпания» краев ткани их обрабатывают обметочным швом. Он может быть косым, крестообразным или петельным по технике исполнения.

Подшивочный шов применяют для обработки подвернутых краев. По технике исполнения он может быть простым (открытым), потайным или фигурным.

Стачные соединения

До изобретения швейных машин шов ручной применялся для крепления деталей одежды. Отличие сметочного соединения от стачного заключается в том, что иголка продвигается не постоянно вперед, но с каждым новым уколом возвращается назад.

Стежки при этом образуются не поочередно, то на лицевой, то на изнаночной поверхности, а перекрещиваются. Этим достигается повышенная прочность и эластичность соединения.

С лицевой стороны стежки получаются короткие, на одинаковом расстоянии друг от друга. В то же время на изнанке они в три раза длиннее, заходят друг за друга, не имеют просветов и образуют сплошную линию.

Так называемый машинный ручной шов, или «строчка», отличается особой прочностью. При качественном исполнении возникает сомнения, что он выполнен вручную. Стежки на лицевой части одного размера без просветов, на изнанке они заходят друг за друга и вдвое длиннее.

Техника выполнения стачных соединений

Эти швы еще называют «назад иголку». И это оправдано, потому что с каждым выходом на лицевую часть она возвращается на шаг назад. Расстояние может быть равное половине изнаночного стежка или его одной трети. В зависимости от целей соединения промежуток может быть от 1 до 7 мм.

Выполняется шов справа налево. Иголка вводится сверху вниз, проводится под тканью и выводится на лицевую часть с образованием с изнанки стежка необходимой длины. Затем она возвращается на шаг назад. Укол производится снова в первое отверстие, после повторяется цикл и с изнанки, и на лицевой части. В этом случае образуется ручной шов «строчка».

Если после вывода нитки на лицевую часть повторный укол делается не в первое отверстие, а посередине между входом и выходом иглы, то такой ручной стачной шов называют «за иголку». Он не образует сплошную линию стежков на лицевой части, не такой крепкий, как «строчка», но выполняется быстрее.

Отделочные швы

В отдельных случаях при монтаже деталей одежды или закреплении отдельных ее частей на поверхности образуются приятный глазу узор. Такое соединение называют отделочным.

Для подшивки трикотажа и сшивания толстых несыпучих тканей применяют ручной декоративный шов «козлик», образующий простой крестообразный узор.

Соединением «монашка» отделывают края карманов, разрезы и складки. Такой крепеж выполняется в виде Петельные стежки в виде ветвей и цепочек характерны для и соединения «елочка». Их используют для подшивания краев материала.

Такие виды отделки могут применяться и для крепления деталей одежды, и использоваться отдельно, лишь для придания готовому изделию декоративных отличительных особенностей.

Вышивание

Массовое фабричное производство одежды отодвинуло ручное шитье на дальний план. Занимаются серьезно этим ремеслом только настоящие ценители оригинальной одежды или художественной вышивки. Иногда фантазия таких портных поражает, когда появляются просто уникальные вещи с отделанными декоративным шитьем лацканами, шлицами, петлями и карманами.

Монастырская сестра и ручной шов при отделке одеяний священнослужителей - это обязательная практика. Особая тщательность и аккуратность требуется при подготовке архиерейского облачения. Рукотворные вышитые иконы - это уникальная техника, требующая одновременно и усидчивости, и особых навыков, и чистоты помыслов.

Особое место занимает золотое и шелковое шитье, а также ковровая и объемная техники. Удивительные по красоте работы, отделанные пайетками, зеркалами, бисером и золотом. Вышивка крестом известна с древности, ею украшали и рукодельные картины, и предметы декора, и одежду.

Ручной декоративный шов гладью - это серия плоских стежков на ткани. В процессе работы они полностью заполняют контур нанесенного декоративного узора. В этой технике применяют различные по исполнению швы: «владимирский», «стебельчатый», «узелок», «узкий гладьевой валик», «петля вприкреп» и другие. Различают несколько видов глади: художественную цветную, белую, атласную, китайскую, японскую, русскую александровскую и мстерскую.

Он применяется для соединения частей меховых шкурок и при их мелком ремонте. Для шитья используют иглы и нити в соответствии с толщиной мездрового слоя шкурки. Чем он толще и длиннее мех, тем диаметр нити и величина иголки больше. Для соединения тонкомездровых шкурок частота стежков должна увеличиваться.

Шов выполняется справа налево. На конце нити узел не делается, крепится она несколькими стежками в одном месте. Перед началом работы ворс нужно уложить таким образом, чтобы он не мешал шитью. Для этого шкурки складываются мехом внутрь. Отдельные волоски заправляются иголкой на лицевую сторону.

Выполняется ручной скорняжный шов движением иголки от себя. Прокалываются сразу две шкурки, нить протягивается, перебрасывается через кромку и снова вводится в то же самое отверстие. После плотного натяжения нити петля затягивается. Иголка перебрасывается снова через кромку, и процесс повторяется со вторым отверстием.

Секреты мастерства

Шов ручной начинается с втягивания в ушко иголки нитки. Чтобы она в работе была послушной, не путалась и не скручивалась, ее следует обрезать с катушки уже после вдевания.

Откусывание нитки портит зубы и выглядит совсем не профессионально. Лучше сделать аккуратный рез острыми ножницами не поперек ее, а под углом, тогда легче будет попадать в ушко.

Узелок на конце нити лучше не вязать, а закрепиться несколькими обратными стежками. Опытная мастерица знает, что любое уплотнение на ткани при проглаживании может отпечататься на поверхности или будет просвечиваться.

Шить длинной нитью (более 70 см) неудобно. В старину о мастерицах, практикующих такой способ, говорили как о ленивых девках, не желающих сделать лишнего движения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь