Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Номинация: «Математика»

«Великий квадрат не знает пределов»

Японская народная пословица

Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с бабушкой складывали простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра - волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами - это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Я обратила внимание, что искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии. А на уроках в школе мне всегда больше всего нравилась математика… Мне стало интересно, насколько близко связано искусство оригами с математикой? Может быть, именно из-за этого мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками» и очень успешно.

Гипотеза: Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Цель: установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики.

Задачи:

  • Знакомство с основными этапами изучения оригами.
  • Анализ взаимосвязи основ оригами и математики.
  • Поиск исторических фактов.
  • Знакомство с понятием многогранник.
  • Изучение видов многогранников.
  • Исследование возможности техники оригами для создания правильных многоугольников и многогранников.

Объект исследования - связь искусства оригами и математики

Предмет исследования - лист бумаги.

Методы исследования : поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы); практическая работа.

Ход работы

Вот перед нами обычный лист бумаги, чаще всего прямоугольной формы (стандартный лист с размерами 21-29,6). Чтобы превратить лист бумаги в фигурку, можно обратиться к искусству оригами.

Сейчас в оригами существует три основных течения.

Первое течение -традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.

Второе течение -модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.

Третье течение - модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.

При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости.

Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела.

И я погрузилась в оригаметрию. Складывание многогранников - увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания.

Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд - 4 треугольника, октаэдр - 8 треугольников, икосаэдр - 20 треугольников, куб - 6 квадратов, додекаэдр - 12 пятиугольников).

Неоценимую помощь в изготовлении многогранников может принести оригами. Вы можете изготовить многогранник любого размера без всякой выкройки. Нужно только выбрать размер листа бумаги. Кроме того оригамный многогранник всегда можно разобрать, а его модули при этом не займут много места.

По результатам моего исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.

Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, я вышла за границы стандартной программы по математике в начальной школе и познакомилась на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

Проект «Оригами и математика»

Королева Даша, 11 лет, объединение «Оригами», МОУ ДОД СЮТ №2, город Красноярск. Даша несколько лет увлекается искусством оригами, неоднократно становилась победителем и призером районных, городских и краевых мероприятий. Всегда рада поделится своими знаниями и навыками, приобщая детей и взрослых к великому искусству, которое дает пищу для головы и радость для сердца. Руководитель: Тарасова Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей категории, стаж работы 29 лет, МОУ ДОД СЮТ №2, г. Красноярск.

Исследовательская работа

«Модульное оригами»

Предмет: Технология

Выполнила: Шаяхметова Карина,

учащаяся 7 класса

Руководитель: Козина Р.В.

Кружок «Чудеса из бумаги»

2010-2011 учебный год

§ 1. Открытие бумаги.
§ 2. Возникновение оригами.
§ 3. Первые книги по оригами.

§ 5. Композиции из бумаги.

ВВЕДЕНИЕ

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги- кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».

§ 2. Возникновение оригами.

Оригами – традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. “Ори” в переводе с японского означает “складывать”, “Ками” – бумага. Так оригами получило свое название. Тем не менее, это искусство зародилось не в Японии. Оно берет начало в Китае и распространилось в Японии намного позднее. Бумага в древности была очень ценным товаром, и позволить себе её могли только состоятельные люди. Так самураи заворачивали дары в специальный бумажный конверт “ноши”. Считалось, что это приносит удачу. Также во время празднования свадеб использовались бумажные фигуры бабочек, которые олицетворяли жениха и невесту.

С развитием методов получения бумаги, она становилась доступнее. Оригами стало популярным искусством для всех, независимо от того, беден ты или богат. Тем не менее, японцы всегда были бережливыми людьми и сохраняли даже маленькие кусочки бумаги, чтобы складывать из них фигурки оригами.

На протяжении веков не было никаких письменных руководств по складыванию оригами. Техника оригами передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Это искусство стало частью культурного наследия Японии. А в 1797 году была опубликована книга “Как сложить 1000 журавлей”. Она содержала первые инструкции о том, как сложить фигурку журавля. Журавль священная птица в Японии, даже существует легенда, что человеку, сложившему 1000 журавликов, будет даровано исполнение его желания. Почему журавля? Весь мир потрясла история больной японской девочки, которая была жертвой атомной бомбардировки Хиросимы. Её родители погибли, а девочка находилась между жизнью и смертью. Она думала, что если сделает 1000 журавликов-оригами, то это поможет исполниться её желанию скорее выздороветь. Она успела сделать только 644 фигурки и умерла. Это было в 1955 году. А потом дети со всего мира стали делать журавликов и посылать их в музей Хиросимы. Японцы верят, что если подарить больному человеку 1000 бумажных журавликов, то он выздоровеет. И сейчас в японских больницах рядом с кроватью больного висят связки журавликов, которые приносят туда сослуживцы и родственники. Я тоже верю, что такая поддержка помогает больному человеку быстрее выздороветь, потому что когда о человеке заботятся, он это чувствует и сил у него становится больше.

В 1845 году появилась другая книга, “Окно в середину зимы”, включавшая коллекцию из 150 моделей оригами. Схема лягушки из этой книги широко известна и сегодня. После публикации этих книг складывание оригами стало популярным видом отдыха в Японии

§ 3. Первые книги по оригами.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Семба-цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия «как сложить тысячу журавлей» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели – журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором «Сембадзуру ориката» считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу «Чашингура ориката», в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы «Чашингура».

В 1845 г. в Японии издается книга «Кан-но-мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в «Кан-но-мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами – превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намек на свет скромных знаний, которые можно из нее почерпнуть.

В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маеньких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.

§ 4. Распространение оригами по миру.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков (см. приложение 1) процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (букв. – птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки – «различные другие пахариты». Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде «Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо».

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Любителем оригами был Льюис Керрол – автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае.

§ 5. Композиции из бумаги.

Складывание цветов из бумаги – занятие увлекательное. А составление композиций из цветов – настоящее творчество, где все зависит от вкуса и фантазии художника. Цветы и листья к ним можно сложить по чертежам. В такой композиции передается настроение, восприятие мира, душа. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Диаграмм для китайского модульного оригами мало – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.
Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей(модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!».
Сейчас я предлагаю вам создать совместно один модуль. Для этого нам понадобится прямоугольный лист бумаги. Обычно используется бумага формата А4. Можно делать из цельного листа, например, как этот лебедь, можно – поделить его на 4 части – это сова. Из восьми частей у нас выполнены павлин, птенчик и так далее.


  1. Сгоните прямоугольный листочек бумаги пополам вдоль.

  2. Согните поперек, чтобы наметить линию середины и разогните. Положите углом вверх.

  3. Загните края к середине.

  4. Переверните.

  5. Загните нижнюю часть вверх.

  6. Сложите уголки, перегнув их через большой треугольник.

  7. Разогните уголки и нижнюю часть.

  8. Снова сложите уголки по намеченным линиям и поднимите нижнюю часть вверх.

  9. Согните пополам.
Получившийся модуль имеет два нижних уголка и два кармашка. Такие модули можно вставлять друг в друга различными способами.

Заключение

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Оно завоевало огромное количество поклонников в России, и не без причины:


  • В основе фигурок лежит простой модуль, его могут складывать дети, взрослые, пенсионеры;

  • Для модулей подходит практически любая бумага, имеющаяся под рукой, даже листы из старых журналов;

  • Модули можно складывать везде – дома, в транспорте, во время просмотра фильма;

  • Из модулей можно составить модели любой сложности и размера – от самых простых до сложных и трудоемких; (Наша задумка – собрать Собор Василия Блаженного, фото которого мы нашли по Интернету);

  • Помогает большему общению с друзьями, так как крупные поделки гораздо проще выполнять в коллективе;

  • Тот вид творчества замечательно сближает всю семью, поскольку каждый вносит свой вклад в создании прекрасного.
Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

1.Тема работы
2.Содержание
3.Актуальность темы
4.Цели и задачи
5.История модульного оригами
6. Материалы и инструменты
7.Технология изготовления «Лебедя»
8.Заключение
9.Приложение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Недавно я познакомилась с искусством ОРИГАМИ. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем: и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.
Наш календарь богат праздниками. А на праздники принято дарить подарки. Когда подходил праздник 8 марта, я долго думала, чтобы подарить своей маме. Сначала хотела купить в магазине цветы, но они через некоторое время завянут, и их придется выкинуть. А потом решила лучше сделать подарок своими руками. Ведь подарок сделанный своими руками, будет украшением и сохранится на долгую – долгую память. Исследовав все возможные варианты изделий из модульного оригами, я решила выбрать эскиз «Лебедя». Этот эскиз мне больше всего понравился. Еще с древних времен эта птица олицетворяла чистоту и непорочность. Поэтому ее легко встретить в большинстве мифов античности. Так же, лебедь считается птицей поэтов, в общем, всех творческих людей, которые по-другому смотрят на происходящие события и жизнь в целом.
Лебедь из бумаги – это красиво и удивительно. Такая поделка послужит отличным и уникальным подарком. Главное делать ее с душой.
Цели моей работы:
Обогатить свою коллекцию фигурок, сложенных в технике Оригами;
Развить свои творческие способности.
Задачи:
Изучить историю этого искусства;
Научиться работать с дополнительной литературой;
Изготовить птицу «Лебедь» в технике Оригами.

ИСТОРИЯ МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ

Оригами (яп. «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами, сложение фигур из бумаги – настоящее искусство, которое имеет свою тысячелетнюю историю. И это действительно очень радует и роднит всех нас, ведь 500 лет назад в Японии складывали такие же бумажные самолёты и игрушки. Но история возникновения оригами начинается гораздо раньше. В Древнем Китае, почти 2 тысячи лет назад появился первый станок по производству бумаги. Именно эту дату считает точкой и началом отсчета нового вида искусства. Стоит заметить, что лист бумаги, в то время был на вес золота и развитие оригами протекало очень медленно. Более широкое развитие оригами получило в Японии. В начале 8 века поделки из бумаги стали распространятся по монастырями.

Жрецы и настоятели храмов, делали специальные бумажные оригами коробочки санбо, в которых подавали дань богам. Слово «оригами» происходит из сочетания двух иероглифов, «ори» и «ками». Первый в переводе означает «бумага», а второй «складывать».
Спустя несколько лет, каждый уважающий себя аристократ знал, как сделать оригами из бумаги. А через 600 лет, когда бумага перестала быть ценным ресурсом, оригами стало главным развлечением для японского народа. Именно тогда зародились первые летучие самолётики, оригами животные и оригами цветы.
Сейчас, в современном мире, в 21 веке, оригами является состоявшимся видом искусства и различает в себе множество видов, например модульное оригами из бумаги или художественное оригами.
Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году.

Модульное оригами - техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются, путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья».
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

Клей,
- ножницы,
- белая офисная бумага,
- цветная бумага,
- стразы,
- линейка,
- простой карандаш,
- нитки.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ЛЕБЕДЯ»

Для того чтобы собрать лебедя мне понадобилось 382 белых модуля и 1 красный модуль.
Лист формата А4 разрезать на 16 прямоугольников.
Как сложить треугольный модуль оригами
1. Согни прямоугольник пополам
2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе
3. Согни края к середине 4. Переворачиваем и складываем внешние уголки.
5. Складываем верхний край с двумя сложенными уголками так, чтобы получился треугольник.
6. Теперь осталось только сложить полученный треугольник пополам слева на право. Модуль готов.

- Собираю три ряда каждый ряд состоит из 30 модулей, и замыкаю их в круг.
- Дальше, аналогично третьему ряду надеваю модули четвертого и пятого рядов.
- Беру двумя руками слева и справа полученную юбочку, большими пальцами аккуратно вдавливаю середину, выворачивая изделие
- Дальше надеваю шестой ряд модулей таким же образом, как и предыдущий
- С седьмого ряда начинаю делать крылья. С помощью нитки делю модули по середине.
С каждой стороны, получается, по 15 модулей. Уменьшая каждое крыло на один модуль.
- Поворачиваю лебедя и делаю хвостик. Для хвостика мне понадобилось три модуля.
-Начинаем складывать шею, модули нужно соединять другим способом. Возьмем красный модуль и вставим в два его кармашка два уголка белого модуля. На шею нам понадобится 30 белых модулей. Укрепить шею на двух уголках между крыльями.
- Приклеиваю стразы – будут глаза.
- Мой лебедь готов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достоинств оригами очень много. Это искусство позволило мне успокоиться, сосредоточиться. Так что если вы устали, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства. Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто потому, что это весело.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А мир оригамский подобен горам,
Оригамист - альпинисту подобен.
Осилив вершину, задашься не раз
Вопросом: "На что я способен?"
И на нелёгком пути к совершенству,
Истратив немало бумаги и сил,
Ты вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой
Становится та, что ещё не сложил…
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.

1 Научная работа "Сказочный мир Оригами"

Казахстан, город Талдыкорган

Средняя школа №9

Учитель начальных классов

Лаврентьева Татьяна Игорьевна

Тема исследования

"Сказочный мир оригами"

Отзывы

на работу учащегося 4 «В» класса Ли Артёма «Сказочный мир оригами».

Работа посвящена одной из интересных тем об оригами.

Оригами – это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук. Это дает непередаваемое ощущение приобщения к культуре и исскуству Японии, которым Артем увлекается второй год. Ему нравится сам медитативный процесс создания этих оригами, которыми можно заниматься как на переменах, так и в свободное Технология создания фигур погружает состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией. Это простая и в то же уникальная и трудная технология, помогает усовершенствоваться в своей профессиональной подготовке. Делая по образцу, потом хочется творить и придумывать самому. В процессе работы возникает множество вопросов, ответы на которые нужно находить, изучая это исскуство. Первые работы были простыми и незатейливыми - складывание из простых белых листов. Затем Артём приобрёл специальную цветную двустороннюю бумагу для оригами, креповую бумагу, салфетки. Оказывается можно воплотить свои идеи в быту: красивые белые лебеди украсят праздничный стол, цветы из салфеток, букеты цветов надолго порадуют глаз. Ну и это ещё не всё, есть модульное оригами. Для него нужна простая офисная бумага и терпение. Складывание маленьких деталей в большую фигуру вырабатывает терпение и усидчивость.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик. Это и увлекло Артёма.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются сказкой для детей. Артём видит в изготовляемых им поделках простор для творчества и фантазии. Как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь. Изготовление оригами для Артёма – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у него аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Тема исследования_________________________________________ 1

Рецензия________________________________________________­­­_ 2

Озывы___________________________________________________ 3

Цель и задачи исследования_________________________________ 6

Гипотеза_________________________________________________ 7

Актуальность, ожидаемый результат__________________________ 8

Заключение_______________________________________________ 15

Галерея работ______________________________________________ 16

Список используемой литературы_____________________________ 20

Тема исследования

Сказочный мир оригами

Исходя из темы «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой

Цель

- на основе собственных впечатлений и интереса к необычному занятию, заинтересовать одноклассников и родителей этим увлечением.

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. 1. Познакомить учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. 2. Составить демонстрационное пособие для всех.
  3. 3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. 4. Анализировать знания разных возрастов людей об оригами.

Гипотеза:

Мы часто встречаемся в жизни с разной бумагой, а знаем ли мы что из бумаги можно создать произведения искусства?

Предположим , что оригами развивает логику, мышление, память.

Допустим , что,выполняя мелкие детали мы развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Возможно , делая оригами, мы станем архитекторами, конструкторами, математиками.

Что, если , взять не белую, а цветную бумагу, соединить много мелких деталей?

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован учебными заведениями, в качестве учебного пособия для уроков и классных часов;

во-вторых, для саморазвития детей;

в-третьих, это интересно и актуально.

Актуальность

это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией.

Методы и приемы: частично-поисковый, научный, практический

Ожидаемый результат:

  • Использование материала данной работы на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению и на классных часах в школе
  • Заинтересовать детей и взрослых искусством оригами
  • Научить делать простые и сложные фигурки животных и птиц
  • Занять свободное полезным делом

Теоретическая часть

Что такое оригами?

  • Оригами-это японское искусство складывать животных, игрушки или людей.
  • Своё название оно получило от японских слов <<ори>>-складывать и <<гами>>-бумага
  • Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть – оригами.

– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

– Оригами не требует больших материальных затрат

– Для занятий оригами нет возрастных пределов

– Не требуется особых способностей – получается у всех!

– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

Какая бумага нужна для оригами?

Например: уоши (бумага ручной работы), двусторонняя бумага, тисненая бумага (её поверхность не гладкая, а шершавая), метализированнная бумага (фольга, целлофан, слюда), бумага с узором, подручные материалы.

В Японии выпускается специальная бумага различного формата и оттенков для занятий оригами. Она заранее нарезана на аккуратные квадратики и продается небольшими наборами. Работать с ней – одно удовольствие. Нам потребуется позаботиться о квадратах самим. Вы можете работать с обычной офисной бумагой. Ее толщина и качество вполне подходят для складывания, но, к сожалению, она белая. Показывать складывание фигурок с ее помощью неудобно. Цветная сторона позволяет лучше демонстрировать процесс складывания. По этой же причине не совсем хороша для демонстраций красочная цветная импортная бумага для ксероксов и факсов, хотя некоторые сложенные из нее изделия смотрятся чрезвычайно эффектно. Можно использовать цветную бумагу. Главное, чтобы она была не слишком толстой и не ломалась на сгибах.

Японские традиции оригами

Самураи изготавливали амулеты-оригами, которые назывались <<ноши>>. Амулет должен принести победу в битве.

Так выглядит <<ноши>>

А в чём лучше всего приподнестидары богу?

Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 – 1185 гг.). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых главным образом в религиозных церемониях.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах.

Модульное оригами

Сами занятия оригами, безусловно, очень полезны для любого возраста, поскольку прекрасно развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, внимание, точность и терпение. Отличие модульного оригами в том, что изделие собирается как конструктор из множества одинаковых деталей (модулей). Эта увлекательная техника была придумана в Китае. Работы, выполненные в этой технике очень эффектны, необычны. Они могут быть прекрасным эксклюзивным подарком ручной работы для друзей, замечательным украшением интерьера помещений, оформлением выставок, витрин и т. д. Сложность лишь в том, что для одного изделия может понадобиться от нескольких сотен до тысячи и более деталей. Поэтому эта техника очень хорошо подходит для коллективного выполнения и может использоваться на уроках и в семейном творчестве.

Кому обязан мир оригами?

Развитие оригами, как направления современного искусства, связано с именем Акиры Йошизава.

С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней школе. В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами.
В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует своё искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Только в 1989г. в Москве и в 1991г. в Санкт-Петербурге создаются общественные организации центров оригами.
Одно из первых упоминаний об оригами в российской отечественной литературе написано графом Львом Николаевичем Толстым. Он отметил самое важное, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.
конструкции распасться.

Символ мира -журавлик

Весь мир облетела история маленькой девочки СадакоСасаки, лишившейся родителей во Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме в доме своего дяди. Садако заболела раком крови (лейкемией), и с этим страшным диагнозом её положили в больницу.Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых, попадавшихся в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь ей в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своём выздоровлении, однако, когда поняла, что умирает, то стала просить у священного журавлика мира для всех детей планеты.Садако успела сложить 644 журавлика.

Оригами сегодня

На западе оригами долго не признавали искусством. В Америке и Европе мальчики и девочки складывали разные фигурки.

Но только недавно оригами признали искусством. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Оригами оказалось, кроме всего прочего, и идеальным конструктором, состоящим из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир!

Заключение

В ходе работы над темой «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой цель - на основе собственныхвпечатлений и интереса Артёма, заинтересовать детей и их родителей искусством оригами.

В ходе работы решили следующие задачи:

  1. Познакомили учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. Составили демонстрационное пособие для всех.
  3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. Анализировали знания разных возрастов людей об оригами.

Об оригами написаны множество книг, снято множество фильмов взрослыми людьми для взрослых, поэтому наше предположение, что работа, составленная ребёнком, заинтересует вас, подтвердилось.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован семьями и детьми;

во-вторых, может быть использован во и после учебных занятий;

в-третьих, на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству и трудовому обучению или на классных часах в школе.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что этопрежде всего развитие творчества, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, улучшает память, внимание, сосредоточенность и развитие мелкой моторики рук.Потому данная работа считается актуальной.

В ходе работы мы использовали методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, научный, практический.

Ожидаемый результат: данную работу предлагаем в качестве материала для развития творческих способностей учащихся в школе и хобби для всех возрастов.

Список используемой литературы:

  1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. – №1. – С. 25–27.
  2. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2–3.
  3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207 с. – Библиогр.: 206–207.: ил.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.
Волшебное искусство оригами

Исследовательская работа


2015
ОГЛАВЛЕНИЕ


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

Еще одним известным российским мастером является Татьяна Николаевна Проснякова (приложение 2, фото 11). Она автор идеи и руководитель сайта «Страна Мастеров», который популярен у детей и любителей поделок ручного творчества не только нашей страны. В этом можно убедиться, посетив её блог. Татьяна Николаевна является автором учебников и книг по художественному труду для начальной школы. Она проводит мастер-классы и интернет - курсы по предмету технология и изоискусство для детей и взрослых. На ее мастер-классах в аудитории всегда трудно найти свободное место.

Необычными работами славится семья Виктории и Владимира Серовых (приложение 2, фото 13) Они так же ведут свой сайт и издают книги по оригами. Виктория ведет кружок оригами при детской библиотеке. На её занятия приходят и мамы с детьми, и бабушки с внуками, и пенсионеры, и воспитатели детских садов, и преподаватели оригами из школ и детских домов. Она рада всем - и детям и взрослым, для всех находится интересное занятие. Сама впервые с оригами познакомилась еще в школе (кораблики, самолетики, хлопушки и т.д.), но слово "оригами" услышала в пятом классе, когда учительница математики дала ей схему японского журавлика. В 2000-м получила доступ в Интернет, и детское увлечение вспыхнуло с новой силой. Сначала складывала по чужим схемам, затем появились авторские фигурки, которые можно увидеть на сайте Серовых .

Викторию в её творческих начинаниях очень поддерживает муж, который и сам является автором прекрасных работ. Свою первую авторскую работу - летающий самолет - он придумал еще в начальных классах школы. Владимир подходит к проектированию и созданию строго математически, пытаясь выверить и обосновать каждую складку, а Виктория - больше импровизирует. Некоторые работы - результат их совместного творчества.

4. МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ НА КАРГОПОЛЬЕ

На выставках разных уровней все чаще можно видеть различные работы именно в технике модульное оригами. Как же модульное оригами появилось у нас в Каргопольском районе? По этому вопросу я обратилась к своему педагогу, руководителю объединения «Модульное оригами». Елена Николаевна рассказала, что первые работы у нас в городе появились 5-6 лет назад. Это были фигурки лебедей. Первую поделку в этой технике она увидела в детском саду «Снежинка» на выставке. На этикетке был указан автор этой работы – Елена Валерьевна Дедова.

Елена Николаевна считает, что модульное оригами развивает не только мелкую моторику рук, но и внимание, память, фантазию, пространственное мышление. А еще у моего педагога есть своя страница на сайте Татьяны Просняковой «Страна Мастеров», где она делится своими мастер-классами со всеми желающими.

В ходе исследования мне удалось встретиться и с Еленой Валерьевной Дедовой. Из разговора с Еленой Валерьевной я узнала, что она познакомилась с этой техникой в городе Северодвинске. Её буквально заворожили фигурки белоснежных лебедей, которые она увидела у знакомой. Первой работой Елены Валерьевны стала фигурка лебедя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что поставленной цели я достигла, так как узнала много нового и интересного об истории появления оригами. Чем ближе знакомилась с этой техникой, тем более таинственным и притягательным становился мир превращений бумажного листа в замысловатые фигурки.

В результате исследования я выяснила, что жители нашего маленького города Каргополя тоже собирают фигурки в этой технике. Многих с модульным оригами познакомила мой педагог Елена Николаевна.

Та информация, которой я теперь обладаю, обязательно пригодится мне в дальнейшем на уроках истории в школе, с ней я обязательно познакомлю своих одноклассников и друзей.

Я поняла, что модульное оригами завоевало огромное число поклонников в России не случайно:


  • в основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети, взрослые, пенсионеры.

  • модули можно складывать везде – дома, в машине, во время просмотра фильма.

  • из модулей можно составить модели любой сложности и размера – от самых простых до сложных и трудоёмких.

  • позитивно влияет на память, ведь чтобы сделать поделку, мы должны запомнить последовательность её изготовления, а также способы складывания.

  • этот вид творчества замечательно сближает всю семью, поскольку каждому позволяет внести свой вклад в создание прекрасного.
В результате исследования я своими руками сделала несколько поделок. Хотя они могут показаться еще примитивными, но все же останавливаться на достигнутом не собираюсь. Мне также хочется еще подробнее узнать о развитии и появлении этой техники на русской земле, а особенно на Каргополье.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь