Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Что такое добрые дела? Это поступки, которые человек совершил не ради своей выгоды, а для того, чтобы помочь кому-то или сделать приятное. О добрых делах народ сочинил множество пословиц и поговорок: "Жизнь дана на добрые дела", "Доброе дело песней звенело", "Доброе дело два века живет" и много других. Какие же добрые дела по силам ребенку? Да очень многие!

Иногда в школе, как правило это 1, 2, 3, 4 классы, по русскому языку или литературе задают домашнее задание написать список добрых дел на какой-либо день или неделю. Задание не сложное, но нужно подумать, а мы вам с этим поможем. И чур, все добрые дела из списка выполнить по честному!

Примеры добрых дел: снять кошку с дерева, помочь знакомой пожилой женщине донести сумку до дома, покормить бездомное животное, убрать в мусорный бак брошенную кем-то бумажку, посадить цветы во дворе, стереть со стены нецензурную надпись, помочь кому-то выйти из транспорта (или войти). Будьте внимательны к людям. Пропустите кого-то без очереди (старика; мамочку с ребенком; кого-то, кто очень спешит…) Всегда помогайте мамочке, которой трудно спустить по ступенькам коляску; деду старому, который читает состав продукта и ничего не видит. Но добрые дела - это не только те, которые совершаются ради незнакомых людей или животных. Дома ребенок тоже может сделать массу добрых дел.

Список добрых дел на день

  1. Помыл пол в коридоре.
  2. Сделал уборку в зале.
  3. Помог маме вымыть посуду.
  4. Полил цветы.
  5. Вынес мусор.
  6. Сходил в магазин за молоком.
  7. Помог бабушке на даче.
  8. Участвовал с родителями в субботнике во дворе.
  9. Покормил бездомных кошек.
  10. Собрал мусор на улице везде, где шел.

Список добрых дел на неделю

  1. Помочь маме с генеральной уборкой в квартире.
  2. Сделать кормушку для птиц.
  3. Покормить бездомных кошек.
  4. Отдать свои старые игрушки детям в детский дом.
  5. Помочь соседке-старушке вынести мусор.
  6. Помыть во дворе испачканные скамейки и качели. (Зимой - сделать горку из снега для малышей.)
  7. Посадить цветы во дворе перед домом (полить, прополоть).

А еще могут быть небольшие и вроде не заметные на первый взгляд добрые дела, которые кому-то могут поднять настроение:

  • Рассмешить кого-то
  • Позвонить знакомому или родственнику, с которым давно не общался
  • Сделать за кого-то в семье работу по дому
  • Сделать сюрприз своими руками (открытку, закладку)
  • Написать кому-то записочку с добрыми словами
  • Улыбаться всем, кого встречаешь
  • Здороваться со всеми, даже незнакомыми
  • Сказать родным, как сильно их любишь
  • Быть добрее к тем, кто не очень нравится
  • Предложить помощь тому, кто в ней нуждается
  • Сделать кому-то комплимент

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.



Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.


Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.


Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).



Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?



Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

(13 голосов : 4.2 из 5 )

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова

Хотите привить ребенку навыки самоорганизации? Помочь маленькому человечку стать более самостоятельным? Хотите узнать, как эффективно поощрять инициативу помощи родителям по дому? Все это можно легко организовать с помощью наглядного списка ежедневных дел, который можно применять с детьми от 2-х лет.
Мы стали использовать списки несколько месяцев назад и могу сказать, что сын стал с большим удовольствием делать зарядку (раньше трудно было уговорить) и выполнять другие пункты списка. Но об этом позже, а пока:


В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенок начинает активно копировать действия родителей и пытается помогать в домашних делах. Он с удовольствием возит тряпочкой по полу, месит тесто и режет кусочки фруктов. Маленький помощник пытается отобрать пылесос или тряпку для пыли, с восторгом жужжит блендером и помогает варить кашу.

Если родители активно поощряют такую помощь по хозяйству, подбадривают и хвалят малыша за его достижения и при этом всем проявляют стойкость и терпение, малыш с удовольствием продолжает свои занятия.

Но со временем помощь по хозяйству перестает быть только лишь развивающей игрой и приятным времяпрепровождением на одной волне с мамой. Мы ожидаем от ребенка регулярной помощи и ответственности за свои действия. А ребенку в свою очередь требуется дополнительная мотивация и наглядный результат от своих действий.

И тут нам на помощь приходят наглядные списки дел и домашних обязанностей. Кроме помощи по хозяйству списки дел могут содержать и режимные моменты, такие как - почистить зубы, принять душ, сделать зарядку, а также занятия не связанные с помощью по дому, такие как - занятия творчеством, подготовка к школе, посещение секций. С помощью списков можно даже день за днем отрабатывать нужные навыки.

Ежедневный список может включать такие дела:

Помочь маме застелить постель;

Отнести свою тарелку в раковину;

Помочь загрузить стиральную машинку;

Собрать игрушки;

Вытереть пыль;

Помочь маме помыть пол;

Полить вазоны;

Помочь маме приготовить еду;

Покормить кошку.

Списки дел для детей должны быть наглядные настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в нем разобраться. Для дошкольников лучше всего использовать списки дел с картинками.

Сделать таблицу списка дел очень просто и есть несколько вариантов:

Распечатать готовую из интернета (введите в Google images словосочетание " kids chore chart") ;

Нарисовать (или написать) задания от руки ;

Сделать собственную заготовку и распечатать.

Не стоит пытаться втиснуть в таблицу сразу много дел. 5-7 - вполне достаточно. Выберите самые важные, которые действительно требуют регулярного выполнения и контроля.

Как использовать списки дел для детей

Многие маленькие дети очень не любят выполнять дела, когда родители заняты чем-то другим. Поэтому составляя список ежедневных рутин, синхронизируйте его со своим. Малышу будет намного интересней вытирать пыль в комнате, в которой находится занятая уборкой мама. Работайте в команде, но разделяйте обязанности. Вы также можете заниматься и одним делом, но в этом случае поделить территорию на зоны, например, доверьте малышу вытереть невысокую тумбочку. А мама в это время может протереть полочки шкафчика, до которых не дотягивается ребенок. В этом случае вам будет легче отслеживать результат малыша, а значит, найдется и за что похвалить.

Поощрения

Ребенку очень важно чувствовать одобрение родителей. И работа со списком - не исключение.

Можно поощрять деньгами или подарками, но лучше всего - дополнительным временем и вниманием.

Личный опыт:

Список дел моего сына на данный момент содержит следующие пункты:

  • Почистить зубы (утром и вечером)
  • Сделать зарядку
  • Творческое занятие (рисование, лепка, аппликация)
  • Подготовка к школе

За время использования списка я заметила, что сын стал сам утром бежать чистить зубы, делает зарядку, без лишних споров помогает собирать игрушки.

За выполнения каждого задания сын наклеивает в таблицу наклейку. Я купила много разных, и он каждый раз с удовольствием выбирает ту, которая ему нравится. К моему удивлению, он не ждет никаких дополнительных поощрений в виде игрушек или ещё чего-то. Возможно, в будущем, когда задания будут усложняться, мотивацию нужно будет усиливать. Но пока, ребенок готов делать все по списку, чтобы заклеить все пустые ячейки за день.

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Растем уверенными!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь