Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Жадность – это естественная защита собственных «ценностей», борьба за право обладать чем-то. Невозможно научить делиться, если лишить ребенка права выбора – делиться или нет. Малыш наблюдает за родителями, у которых вещи поделены – есть мамины, есть папины, следовательно, есть и его собственные.

Кадр из мультфильма «Ледниковый период 3: Эра динозавров» | 20th Century Fox

Жадность. Возрастные этапы

1-2 года. Понятие «жадности» в этом возрасте отсутствует как таковое, именно в 1-2 года у ребенка формируется умение говорить «нет». Люди, которым не дали научиться говорить «нет», очень страдают, став взрослыми. Их мамы очень боялись, что дети вырастут жадными, а они выросли безотказными.

2 года. К двум годам малыш уже осознанно произносит слово «мое» – вещи являются продолжением его личности. Малышу важно знать, что он сам, а также его вещи неприкосновенны без его согласия. Сейчас он формирует представление о себе самом и начинает устанавливать границы, разделяющие «свое» и «чужое».

3 года. К трем годам малыш приобретает способность говорить «нет». Неумение говорить «нет» ведет к потаканию капризам окружающих людей в ущерб себе. Также важно и научить ребенка четко отслеживать грани: где именно естественная реакция на действия окружающих переходит в жадность.

4 года. Начинается новый этап социализации. На передний план выходит общение. Игрушки и личные вещи становятся инструментами, обеспечивающими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться – это располагать к себе людей.

5-7 лет. Когда у Ксюши родилась сестренка, ей было 6 лет. Когда сестренка подросла, Ксюша стала яростно защищать свое «богатство» – могла вырвать из рук сестрички куклу и даже ударить. Конечно, такое поведение очень огорчало маму, которая внушала Ксюше, что жадничать – плохо.

В возрасте 5-7 лет жадность – это внутренняя дисгармония малыша, свидетельствующая о внутренних проблемах.

Основные причины жадности у детей: почему ребенок - жадина?

Чтобы «вылечить» жадность после пяти лет, нужно понять, откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:

– ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Тогда малыш воспринимает эти вещи как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным следствием ситуации;

– ревность к братьям и сестрам. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессии по отношению к нему. В данном случае не надо настаивать, чтобы старший ребенок во чтобы то ни стало поделился своими игрушками;

– избыток внимания и родительской любви. Часто дети, которым всегда и все можно, становятся настоящими тиранами для своей семьи, такие малыши считают, что они – центр вселенной, а все люди должны исполнять любые их прихоти. Здесь поможет обозначение границ, мера во всем;

– застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет;

– излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда ребенок настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.

Lori

«Моему Васе почти 2 года. Когда мы выходим на площадку, он расставляет свои игрушки в линеечку, а сам играет чужими. Если кто-то возьмет его машинку, то тут же отнимает, да и ударить может. Даже неудобно перед другими мамами, ведь Вася может обидеть их малышей. Боюсь, что он вырастет жадиной…» – рассказывает Елена.

Как «лечить» детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями.

Как общаться?

– Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки: разговаривайте, обсуждайте прошедший день, гуляйте, играйте. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.

– Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться маленьким тираном.

– Читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости (например, «Мы делили апельсин»).

– Учите щедрости в семье – именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в приютах.

– Не стыдите ребенка при окружающих: «Все будут думать, что ты – жадина!» Так вы воспитаете неуверенного человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Если ему внушить, что он жадный, то потом от этого порока не избавить.

– Рассказывайте малышу о радостях обмена игрушками: «Другому человеку приятно, он начинает лучше к тебе относиться». Если карапуз свои игрушки прячет за пазухой, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не является честным.

– Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками. Сто случаев жадности оставим без внимания и осуждения, а вот один случай щедрости превратим в событие.

Как вести себя на детской площадке?

3. Можно предложить «обиженному» ребенку другую игрушку вместо спорной, но обязательно спросив согласия маленького владельца.

4. Если мама «обиженного» ребенка смотрит на вас осуждающе, то у нее или еще совсем маленький малыш, или она придерживается стратегии «он должен делиться». В любом случае не вступайте в полемику.

5. Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее другому против воли своего ребенка – им это приравнивается к предательству. «Если сильная мама отнимает у меня, слабого, игрушку, то отчего же и мне, подражая маме, нельзя отнять игрушку у того, кто слабее меня?» – подумает ребенок.

6. Когда разгорается нешуточный спор за обладание игрушкой сразу несколькими детьми, взрослому человеку разумнее всего самому урегулировать конфликт, для этого достаточно будет организовать совместную игру малышей.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от своей щедрости, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно. Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Если раньше малыш запросто отдавал игрушки и не обращал никакого внимания на то, кто ими играет, то к двум годам все меняется, а нежелание малыша делиться «своим» и активное отстаивание собственности начинает пугать. С чем же связаны подобные проявления? Стоит ли их пресекать? Как справиться со своими эмоциями и аккуратно скорректировать поведение ребенка, не усугубив ситуацию?

Не жадность, а познание границ «Я»

«Моему Дане почти 2 года. Когда мы выходим на площадку, он расставляет свои игрушки покрасивее, а сам чужими играет. Но если кто-то возьмет его машинку или ведерко, то тут же отнимает, да и ударить может. Даже неудобно перед остальными мамами, ведь Даня может обидеть и маленького. Боюсь, что он вырастет жадиной…» - рассказывает Катя. К двум годам наступает совершенно новый этап в психологическом развитии ребенка , когда он начинает произносить слова «я» и «мое». Помните, как раньше малыш говорил? «Ваня кушает, Ваня играет», т.е. о себе в третьем лице. Теперь же у него начинает формироваться целостная картина самого себя и проявляется это в том числе и в появлении слова «я» в речи ребенка . Вместе со словом «я» возникает и слово «мое»: «Это моя игрушка, моя мама, мой стул». Все, что ребенок обозначает словом «мое» является продолжением его личности . Все эти люди и предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому ребенок так эмоционально относится к тому, что кто-то сядет на его стул, поиграет с его игрушкой» или подойдет к его маме. В этом возрасте о жадности как черте личности не может быть и речи. Ребенку важно знать, что он сам, а также его вещи неприкосновенны без его согласия. Очень важно, что в это же время наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина юбка, это бабушкины тапочки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка , что всегда нужно спрашивать перед тем, как взять чужое.

Должен или может?

Как типично развивается ситуация во время прогулки? Ребенок выносит свои игрушки, некоторое время играет, а потом отвлекается на что-то другое: горку, лесенку или чужую игрушку. Но вот малыш видит, что кто-то взял его вещь, и тут же бросается в бой! Может закричать, затопать ногами, начать вырывать, даже ударить. С его точки зрения чужак покусился вовсе не на совочек (как думает мама), а на него самого. Дальше мама испытывает массу противоречивых чувств: от желания полностью оправдать действия малыша до стыда за свое «жадное» чадо. Ей кажется, что все на площадке смотрят на нее осуждающими взглядами, и она испытывает чувство вины перед «обществом». Собственно, проявления такой «жадности» у ребенка – это проблема не малыша, а его мамы. Именно ей неудобно, стыдно и хочется оправдаться перед окружающими. И именно потому, что это проблема мамы, ей надо задуматься над тем, как она ведет себя в этой ситуации.

В возрасте 1,5-2,5 лет формируется еще очень важное умение говорить слово «нет». Люди, которым не дали научиться говорить «нет», очень страдают, став взрослыми. Вам наверняка известны примеры, когда мужчина всем без отказа дает деньги в долг, который потом ему частенько не возвращают. Или женщина, которая дает платье коллеге по работе «на вечер» и потом стесняется попросить его обратно. Истинная ли это щедрость? Нет! Это последствия той самой «песочницы», где их заставляли делиться. Их мамы очень боялись, что они вырастут жадными, а они выросли безотказными. И вот уже взрослых людей психологи учат говорить слово «нет», чтобы те смогли, наконец, научиться отстаивать свои интересы.

«Мой Кирилл, как правило, делится игрушками. Но иногда и на него находит: может грубо вырвать свою вещь, закричать. Конечно, в такие моменты мне немного стыдно. Но я понимаю, что это ЕГО собственностьи он имеет право ее не давать. Поэтому я говорю несколько добрых слов другому малышу о том, что Кирюша, возможно, потом даст поиграть. А дома мы вместе смотрим и обсуждаем мультик "Мы делили апельсин"» , - рассказывает Лариса.

Человек, родители которого придерживались такой стратегии, сможет в будущем отстоять свои права, интересы, честь, собственность. Воспитывать уважение к предметам, принадлежащим тебе, – это тоже важно. Так уж заложено, что у ребенка сначала (в 1,5-3 года ) формируется стремление отстаивать себя, свои вещи и желания, и только потом (в период с 3 до5 лет ) уровень развития ребенка позволяет воспитывать в нем умение делиться.

«Моя дочка всегда берет в садик своих кукол. И я знаю, что они с подружками, Катей и Дашей, играют в «дочки-матери». Но вот другим девочкам она своих кукол брать не разрешает. Может это жадность - спрашивает Наталья, мама 4-летней дочки Насти.

5-7 лет: жадность – это только симптом

Но вот ребенку уже 5-7 лет, а он не показывает своих игрушек, тихо в уголочке съедает конфеты, забывает о том, что его родные тоже любят фрукты и сладости, и любимыми словами являются «я» и «мое». Дети в саду (школе) откровенно говорят ему «жадина», да и многие взрослые с ними согласны. Скорее всего, другие дети отказывают ему в общении, ведь невозможно выстроить общение с тем, кто только «берет», но ничего не «дает». Однако не поздно все исправить. Правда, исправлять теперь, скорее всего, придется с помощью психолога. Каждая ситуация с «жадным» ребенком своеобразна. Очень часто жадность – это только яркий симптом, за которым прячутся гораздо более глубокие психологические проблемы. И невозможно «вылечить» жадность , не решив их.

Ситуация первая: «Маша – дочь занятых родителей» Шестилетняя Маша ни с кем не хотела делиться игрушками. Принося в свой садик дорогих кукол, она красиво рассаживала их на стульчики и следила, чтобы никто к ним не подошел. А если кто-то из детей делал попытку посмотреть, бросалась с кулаками, могла и укусить. Воспитатели забили тревогу. Психолог садика выяснила, что девочку с 6 месяцев фактически воспитывает няня, а родители все время проводят на работе. Мама так и не смогла вспомнить, когда же она с дочкой ходила в кино или цирк. «Да, я прихожу, когда она спит! Мы же деньги на ее же будущее зарабатываем!» - говорила мама.

Состояние ребенка , когда ему не хватает тепла от значимых людей, называется депривацией . Часто это беда детей из приютов и детских домов. Им не хватает поддержки близких, ободряющих ласковых слов. Но сегодня и многие дети, имеющие родителей, страдают от этого. Родители слишком заняты, они «устраивают» будущее детей, не задумываясь, что калечат их настоящее. Такие дети часто очень любят сладкое (заедают проблему), восполняя таким образом эмоциональный недостаток. Родители часто дарят им дорогие игрушки, но никогда не играют с ними вместе. Вещи, подаренные родителями, становятся для ребенка «суррогатом» любви, единственным доказательством не безразличия родителей. Именно поэтому таким детям трудно делиться и сладким, и игрушками. «Лечить» в этом случае жадность не имеет смысла. Нужно «лечить» всю систему отношений внутри семьи, обучая родителей общаться с ребенком: разговаривать, обсуждать его проблемы, интересоваться его мнением, вместе играть и проводить досуг. Тогда «суррогаты» любви уже будут не нужны и жадность уйдет.

Ситуация вторая: «Андрюша – старший брат» Когда у Андрюши родилась сестренка, ему было 6 лет. «Взрослый парень, помощником будет», - думали родители. И правда, поначалу Андрюша развлекал малышку, мог попоить из бутылочки, выбросить памперс. Иногда он спрашивал маму: «А кого ты больше любишь?» Мама терялась. Но вот сестренка подросла, начала ходить и стала «посягать» на Андрюшкины игрушки. И Андрюша стал яростно защищать свое «богатство»: мог вырвать из рук сестрички машинку, закричать и даже шлепнуть по попке. Конечно, такое поведение очень огорчало маму, которая внушала Андрюше, что жадничать стыдно.

В семьях, где несколько детей, «жадность » может быть проявлением более глубокой проблемы – ревности. С появлением маленького старший ребенок начинает задумываться: любит ли его мама так же сильно, как малыша, ведь она теперь почти все время рядом с маленьким? Стыдить ребенка за проявления «жадности» - значит закреплять проблему. Надо гасить ревность. Готовьте старшего к рождению малыша: рассказывайте о том, как вы вместе будете ухаживать за ним, как малыш будет любить своего братика и гордиться им. Почитайте вместе прекрасные стихи А. Барто «Младший брат», «Настенька». Когда малыш появится, старайтесь уделять время старшему. Иногда выбирайтесь куда-то только с ним. И научите, что, если он опасается того, что малыш сломает игрушку, надо показать ее самому, контролируя, чтобы кроха ее не бросил, или забрать, отвлекая его другой игрушкой. Впоследствии дети научатся делиться друг с другом, а если они близки по возрасту, то и играть вместе.

Ситуация третья: «Денис, который хотел быть главным» Папа с шестилетним Денисом летом на даче мастерили вместе разное оружие: луки, ножи, ружья. Денис гордился, что у него получается работать ножом. Возвращаясья в Москву, он с гордостью рассказывал всем, кто готов был слушать, как он сам делал этот лук, а папа ему только помогал. Дети собирались вокруг него и его «арсенала», начинали предлагать игру в «войнушку» и просили дать им оружие. Денис, в общем-то, был не против, но ему очень хотелось, чтобы его уговаривали. В этот момент он чувствовал себя по-настоящему значимым и главным. Вот только почему-то дети вскоре перестали с ним играть…

Иногда за жадностью скрывается жажда лидерства. Детям кажется, что главный – это тот, вокруг которого все «прыгают». Перед такими детьми слишком много «прыгают» родители, бабушки и дедушки. Это так называемая позиция «маленького тирана» в семье. Ребенок с самого юного возраста привыкает, что именно его желания самые главные. Если что-то не так, они пользуются такими средствами, как безудержный рев, кидание на пол, порча вещей. Самая большая ошибка взрослых – реагировать на все это удовлетворением потребности ребенка . «Нельзя конфету перед обедом!» - говорит мама. Далее следует рев, валяние на полу и разбрасывание вещей. «Ну ладно, на тебе конфету, только прекрати!» - восклицает мама. Все, дело сделано, средство воздействия на маму найдено. Конечно, здесь также надо «лечить» саму систему взаимоотношений внутри семьи. Жадность у ребенка , стремящегося к лидерству, вполне можно направить в «мирное» русло. Пусть это будет «жадность » к знаниям, когда ребенка мотивируют быть интеллектуальным лидером, т.е. тем, кто много знает. А самое главное – это грамотно направить саму жажду лидерства, научить ребенка , как общаться со сверстниками, чтобы завоевать настоящий авторитет.

Ситуация четвертая: «Стеснительная Мила» Пятилетняя Мила – очень стеснительный ребенок . Она пришла в садик всего несколько месяцев назад. Часто ее день проходит в одиночестве, в уголке, где она сидит в обнимку с плюшевым медвежонком. Другие дети поначалу подходили к ней, просили посмотреть симпатичного мишку, но Мила только крепче прижимала его к себе. «Жадина!» - обозначили ее дети. Психолог решила разобраться в ситуации. «Почему вы не играете с Милой?» - спросила она «вожака» группы Димку. «Да мы пытались, а она молчит и молчит. Сама играть не хочет!» - ответил он. Поговорив с мамой Милы, психолог выяснила, что девочка до 4 лет много болела и почти все время находилась дома или гуляла в отдалении от детских площадок («чтоб не заразиться»). Куда бы они ни пошли, Мила в буквальном смысле «держалась за юбку» мамы. «Она не жадная! - говорила мама. - Всегда со мной и бабушкой конфетой поделится, подарки нам к праздникам готовит. Что с ней, почему ее «жадиной» зовут?»

Ситуация пятая: «Ростовщик Даня» Даня – «продвинутый» ребенок . С четырех лет он неплохо считает. Особенно деньги. Он всегда знает, сколько стоит игрушка, которую ему хочется, и сколько на нее надо копить с учетом «зарплаты», которую платят ему родители. Но однажды бабушка попросила в долг деньги из его копилки. Даня готов был дать, он гордился, что может быть полезным. «Не забудь про проценты!» - полушутливо-полувсерьез напомнил папа. «А что за проценты?» - спросил мальчик. И папа с воодушевлением объяснил ребенку азы банковской системы. Но через месяц деньги из Даниной копилки понадобились папе. «Помнишь, ты говорил, что надо брать проценты? Когда отдашь и сколько «сверху»?» - спросил Даня. Надо ли говорить, что такой подход совсем не понравился папе?

Жадность ли это? Конечно, нет. Многие родители гордятся «продвинутостью» своих чад. Но здесь надо быть осторожными в объяснениях денежных отношений. Дети не понимают многих тонкостей, «схватывая» только то, что лежит на поверхности. То, что в 7 лет кажется финансовой смекалкой, в четырнадцать – уже карикатура, причем прочно укоренившаяся в сознании.

Ситуация шестая: «Педант Степа, или "Врожденная жадность Степа всегда радовал родителей и воспитателей своей аккуратностью и дисциплинированностью. Он мальчик, которого ставят в пример. Но есть в нем кое-что, тревожащее маму. Степа никогда по своей воле не поделится ни игрушкой, ни конфетой. Мама это заметила еще тогда, когда Степе было 2 года. Чтобы искоренить жадность , она заставляла его делиться. Степа покорно делился. Но и сейчас, когда мальчику уже почти 7 лет, он по своей воле не умеет делиться.. На вопрос почему отвечает: «Мне эта конфета нужна, я фантик из нее в коллекцию положу. А в игрушки дети неаккуратно играют, сломают мою машину, у меня уже гараж будет неполный». И что делать с таким «жадиной»?

Жадность - явление социальное, потому что она проявляется только в отношениях с другими людьми. Однако предпосылки для ее развития есть и в структуре личности. Люди педантичного типа весьма склонны к накопительству. Маленького педанта можно узнать уже в первые годы жизни. Это очень аккуратные (иногда сверхаккуратные) дети, что так радует их мам. Порученные им дела они выполняют долго, но добросовестно. В садике радуют воспитателей своей дисциплинированностью. Беспечность, легкомысленность, свойственные детскому возрасту, у них проявляются крайне редко. «Ведет себя, как взрослый», - с гордостью говорят родители о 5-7- летнем ребенке. Педанты склонны к накопительству. Став взрослым, такой человек может стать скрягой, а может вырастии разумноэкономным. Часто педанты - страстные коллекционеры. В детстве они собирают наклейки, марки (причем альбомы у них оформлены самым аккуратным образом), а повзрослев могут коллекционировать что угодно в пределах своего дохода. Почему же Степа стал жадничать? Думаю, не последнюю роль в этом сыграло то, что мама заставляла его делиться. От детей-педантов не надо требовать невозможного, это не те люди, которые «отдадут последнюю рубашку» (зато и сами без нее не останутся). Таких детей можно вполне научить разумной экономности и без перегибов.

Щедрость – это душевная потребность

  • Пока ребенку 1,5-2,5 года позвольте ему защищать свои игрушки от других детей. Помните, что в этом возрасте у ребенка формируется умение постоять за себя и свою собственность. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет».
  • Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться «маленьким тираном».
  • Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.
  • Применяйте игротерапию, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости. Именно так, а не назидательно можно дать ребенку модель адекватного поведения.
  • Поощряйте совместные игры детей, особенно начиная с 3 лет. Взаимодействуя с друзьями, ребенок сам научится делиться, ведь это залог интересного общения.
  • Учите щедрости в семье. Именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает.
  • Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Одним детям свойственно делиться со всеми своим «имуществом» — они с радостью дадут откусить шоколадку, разрешат другу взять машинку, позовут с собой играть детей в конструктор. Другие же, наоборот, вцепятся ручонками в свою игрушку и не готовы будут с ней расстаться ни за что в жизни. В таком случае у ребенка родители наблюдают первую жадность. Является ли это она плохим или хорошим качеством? С одной стороны, нехорошо раздавать игрушки направо и налево, забывая о себе. С другой же стороны, нужно приучать ребенка делиться, чтобы не развилась жадность и во взрослой жизни.

В каждом возрасте у ребенка жадность проявляется по-разному. Если вы заметили первые звоночки, не стоит пугаться. Природа все задумала, как полагается, поэтому жадность – ничто иное как механизм защиты своего имущества от других посягателей. Корни этого механизма лежат еще со времен наших предков. На самом деле не бывает на свете нежадных людей. И порой жадность полностью оправдана. Это качество иногда может помогать, иногда же вредить. Ваша задача как родителей – суметь отличить нормальную жадность от переходящей в патологическую форму.

Дети от годика до двух лет . Жадность, которая проявляется в этом возрасте у ребенка абсолютно приемлема. Ее и жадностью назвать на самом деле трудно, потому что ребенок ведет себя спонтанно, не задумываясь о том, что такое хорошо и что такое плохо. Жадность вашего ребенка — не более, чем бессознательный рефлекс. Бутылочка в руках – хорошо, бутылочку забрали – плохо. Играет мишкой – это хорошо, а забрали игрушку, чтобы покормить – уже крик. Помните, что сейчас возраст первых отказов. До двух лет понятия «ребенок-жадина» попросту не существует. Вы просите шоколадку, но малыш может отказать. За это ругать его не стоит, иначе в будущем ваш кроха вырастет безотказным.

С двух до трех лет . В этом возрасте двухлетка может связывать свою индивидуальность с любимой игрушкой. Это продолжение его «я» во внешнем мире. Часто вы можете слышать слово «мое» и начинаете подозревать у ребенка жадность. Сейчас идет понимание своего и чужого. Именно поэтому дети двухлетнего возраста так трясутся за своими игрушками и неохотно делятся ими.

Чтобы у ребенка не воспитать жадность, нужно уметь подстраиваться под своего малыша. С одной стороны вам надо уважать его право на неприкосновенность любимых вещей, с другой стороны учите ребенка делиться. Хотите взять что-то, принадлежащее ему? Спросите разрешение как у взрослого. Этим вы научите кроху вести себя также в случае ваших вещей. Но и сами не будьте жадиной, чтобы кроха не воспринял эту модель поведения. Учите его спрашивать у вас разрешения и смело вознаграждайте.

С трех до четырех лет . Возраст детского сада и первой жадности у ребенка. Дети могут просить игрушку, а могут забирать ее без разрешения. Малыш должен учиться отказывать, если он действительно не хочет отдавать свое. Скажите, что если ребенка назовут жадиной другие дети, ему не стоит расстраиваться, потому что защищать свои вещи – это нормально. Пусть он смело говорит «нет» , если ему что-то не нравится. Но ни в коем случае не разрешайте так делать из вредности, чтобы его поупрашивали. Иначе жадность вашего ребенка станет качеством его характера.

С четырех до пяти лет . Ребенок становится все старше и начинает понимать социальные нормы, поэтому вы можете заметить первые проявления жадности у него. Кроха уже знает, что есть дети доброжелательные, а есть наглые. Поэтому воспитатели детских садов нередко замечают, что каждый малыш проявляет жадность. Сейчас дети видят ясно причины и следствия. Если делится игрушкой – другой ребенок улыбается и так завязывается дружба. Если взял сам без спроса – видит агрессию и понимает, что так себя вести не следует, если не хочешь поссориться. Научите вашего малыша дружить с себе подобным не потому что у того новый паровозик из мультика, а потому что с этим мальчиком весело и интересно.

С пяти до семи лет . Жадность в этом возрасте у ребенка указывает на более глубокие психологические причины. Это может ревность к младшему братишке или сестренке, желание привлечь к себе внимание или обида на того, кто просит. Дошкольники проявляют детскую жадность очень часто, потому что хотят чувствовать превосходство в чем-то: у меня это есть, а у тебя нет, следовательно, я лучше.

Детская жадность: как дети смотрят на мир

У ребенка вы подозреваете жадность, когда на все ваши наставления он отвечает явным протестом. Вы говорите ему «дай пасочку» , а он прячет ее глубже в песок. Просите не быть жадиной, он вообще закрывается от всех в своей психологической раковине. Сейчас кроха пытается обрести волевой характер и защищать свое от посторонних. Существуют различные причины детской жадности. Из-за того, что психика только развивается, малыш может не понимать, чем стоит делиться, а что не следует отдавать. И лишь с возрастом он научится осознавать эту грань.

Вы можете подозревать детскую жадность, если кроха насобирает много ракушек на море и по приезду не захочет их выбрасывать. Он искренне не понимает, почему должен расставаться со своими любимыми предметами. Это для взрослых кажется мусором, для детей же камушки, ракушки и прочее являются важными. Он считает это своей личной собственностью. Поэтому не требуйте выбросить или отдать то, что ему дорого. Подумайте, как бы вам было неприятно отдавать дорогие сердцу вещи по первому же требованию окружающих.

Вам может казаться, что развивается жадность у ребенка, когда он не хочет отдавать в детский дом свою старую игрушку или дарить новорожденной сестричке поломанную куклу. Дети привязывается к тем вещам, которыми долго играют, поэтому прислушивайтесь к ним, а не требуйте отдать во что бы то ни стало.

Вы воспитываете жадину сами

Можно ли как-нибудь понять, что детская жадность начинает усугубляться? На самом деле это легко объясняется. Такое качество может развиваться, если в семье ребенка воспитывают при помощи чувства страха. Например, вы грозитесь игрушку выкинуть в случае плохого поведения или подарить соседскому мальчику. В таком случае кроха будет защищать свои вещи сильнее обычного.

Помните, что жадину вы растите сами. Дети верят нам на слово, поэтому в глубине души очень переживают, что их любимый медвежонок попадет в чужие руки. Если хотите заставить убирать игрушки, грозитесь их забрать на время, но не говорите слова «навсегда» . Если не хотите вырастить жадину, никогда не называйте так своего малыша. Вообще нежелательно навешивать на него подобные негативные ярлыки. Улавливайте те моменты, когда ребенок сам становится зачинщиком ссоры и вовремя пресекайте подобное поведение.

Откуда берется жадность — причины детской жадности

Если ваш кроха еще не дорос до пятилетнего возраста, с его детской жадностью бороться не надо. Он перерастет ее сам. Далее по мере взросления вы сможете принять меры корректировки воспитания, если выявите корень зла – причины жадности.

Свои и чужие . Малыш делит детей и взрослых на своих и чужих. Первым он может предоставить что-то в пользование, ко второй же категории будет относиться настороженно. Жадность у ребенка проявляется, если его родители сами заставляют отдавать свое тому, кому он не хочет отдавать.

Охрана своего . Ребенок боится, что другой человек испортит его имущество и это абсолютно нормальное качество. Такая жадность у ребенка предостережет его в будущем и научит отстаивать свои вещи и интересы.

Привязанность . Дети могут настолько быть привязаны к своим вещам, что просто им будет грустно отдавать их другому ребенку. Причины такой детской жадности указывают на психологическую особенность. Его игрушка – это он сам.

Замкнутость . К частым причинам детской жадности можно отнести стеснительность. Застенчивые дети любят игрушки больше, чем своих друзей. Точнее они заменяют их, поэтому кроха не захочет делиться с кем-либо своим «другом» .

Много заботы . Если ребенок знает, что родители сделают ради него все, он начинает свысока смотреть на окружающих. Так вырастают жадные дети, которые не делятся своим имуществом из банальной вредности, чтобы показать себя лучше кого-то.

Братик или сестричка . Ребенок не захочет делиться игрушками, если в семье появился новый член семьи. Причина – в обиде. Не стоит этого требовать от своего малыша.

Мало внимания . Дети могут вырасти жадными, если им не хватало в детстве заботы и родительской ласки. Когда привязанность выражается в виде подарков, дети держатся за них из последних сил и ни за что не отдадут посторонним.

Способы устранения жадности

Могут ли дети не быть жадными? Если в семье кроху правильно воспитывают, вопрос жадности не возникает. Но что делать, когда все признаки скупости налицо? Есть несколько способов перевоспитать жадных детей.

  1. Не запрещайте крохе выражать слезы, гнев, злость. Скажите, что вы понимаете его чувства и все равно любите такого.
  1. Будьте сами щедрыми. Пусть кроха воспитывается на вашем примере и перенимает на себя адекватное поведение. Купите погремушку новорожденному ребенку подруги, при походе в гости захватите конфет и пряников. Рассказывайте, что щедрые люди всегда имеют много друзей.
  1. Просите малыша делиться конфетами и предложите привезти бабушке красивую ракушку с моря.
  1. Показывайте всегда, что вы малыша любите и будете на его стороне, что бы ни случилось. Поэтому защищайте его перед посторонними и учите постоять за себя. Не обзывайте сами и не давайте обзывать другим.
  1. Не требуйте делиться чем-либо, если кроха этого категорически не хочет.
  1. Встречая жадных детей, объясняйте малышу, почему именно в той или иной ситуации жадность – излишнее качество.
  1. Если кроха не хочет делиться чем-нибудь, предложите устроить обмен на время игры.
  1. Научите малыша доверять другим детям, расскажите, что игрушка непременно вернется в руки к своему обладателю – то есть вашему ребенку.
  1. Не ругайте кроху, когда постоянно слышите от него слово «мое» . Просто переждите, пока этот возраст пройдет.
  1. Выясните, что могло послужить причиной детской жадности и постарайтесь понять ее.
  1. Когда идете на прогулку, предлагайте крохе брать машинки или пасочки, которые он готов дать поиграть другим.

Почему ребенок не хочет делиться игрушками?

Каждая мамочка не хотела бы, чтобы ее ребенка называли жадиной. Но вам надо учиться вести себя в конфликтах, пока малыш не научится делать это самостоятельно. Вот вы заметили, что ребенок не хочет делиться игрушками, не бросайте на самотек упреки окружающих и встаньте на защиту малыша. Далее по приходу домой вам нужно будет узнать о причинах, спросив их у крохи. Помните, что это его собственность и главная причина жадности. Учите разделять игрушки по принципу: этим делимся, а это не отдаем.

Проявление жадности на прогулке

Постарайтесь на прогулке не отсиживаться в сторонке на лавочке, а принимать активное участие. Даже если кроха играет в песочнице, хорошо было бы присоединиться к другим детям. Вы видите, что другой ребенок – жадина? Не настаивайте, чтобы он отдал пасочку или солдатика вашему малышу. Если же ваш ребенок никак не хочет делиться игрушками, дайте ему время на адаптацию. Пусть он сначала познакомиться с детьми из песочницы, подружится с ними, а после этого сам решит – стоит ли доверять мишку новым приятелям или нет.

Если ваш ребенок совсем не хочет делиться игрушками, учите его на прогулке щедрости. И необязательно для этого играть с другими детьми. Кроха поймет, что дарить что-то весело, когда будет кормить голубей хлебом или он вынесет косточки от ужина собачке. Можете подарить палочку кошке, чтобы не нести ее в дом. Такие поступки постепенно развивают отдачу.

Поведение в конфликтных ситуациях


Кроха отнимает игрушку? Будьте предельно спокойны и не спешите обозвать ребенка жадиной. Просто возьмите за руку и скажите, что так лучше не делать. Если же отбирает чужой ребенок – вы имеет право вмешаться и попросить его вернуть игрушку своему чаду.

Не хочет делиться? Не отнимайте игрушку сами, чтобы дать другим. Иначе разовьете жадность у ребенка и недоверие к вам.

Игрушки лишние? Вы наводите порядок, но кроха устроил истерику и не хочет ничего выбрасывать? Скажите, что позже купите другую, а эти предложите отдать в детский дом. Ребенок не захочет делиться игрушками, если не будет альтернативы.

Дети все переругались между собой? Отвлеките их веселой игрой.

Относитесь к жадности философски и не забывайте хвалить за щедрость. Тогда ребенок поймет, что щедрым быть – верный способ обрести друзей и благосклонность мамы.

К двум годам у ребенка в обиходе появляются новые слова — «мое», » не дам». У него все чаще вспыхивают ссоры с другими детьми по поводу игрушек, а у родителей появляются новые вопросы. Ребенок жадничает, что делать? Требует ли подобная ситуация исправления? Если да, то в какой мере?

Толковые словари определяют жадность, как алчное стремление удовлетворить свои непомерные, ненасытные желания, скупость.

Существует два вида детской жадности:

1. Нежелание делиться своим.

2. Желание обладать чужим.

Жадные люди осуждаются обществом. Жадность считается пороком. Библия определяет жадность, как смертный грех. Когда мы говорим, что ребенок — жадина, имеем ли мы ввиду, что он так испорчен? Очевидно, что нет. Что же такое детская жадность, и почему нас тревожат ее проявления?

Почему ребенок жадничает — мнение психологов

Малыш развивается и начинает осознавать свою значимость, ощущать собственное «Я». Такие понятия как «дружба», «щедрость» придут позже, а пока ребенок воспринимает, как личность, только себя, а родителей, вещи, игрушки — как свою неотъемлемую часть. Это его мир. Малыш еще не умеет пользоваться разумом, он думает чувствами и эмоциями. Когда кто-то пытается разрушить его мир и посягнуть на целостность, кроха начинает истерить.

Значит у ребенка проявление жадности не порок, а ступень развития, связанная со становлением личности. Это не означает, что можно все пускать на самотек. Если не исправлять проявления скупости у малыша, она укоренится и плавно перейдет в черту характера, свойственную эгоистам. Бороться с жадностью нужно.

А некоторые говорят, что не нужно

И приводят примеры вроде этого:

«Стали бы вы давать соседке губную помаду?»

Пример некорректный, ведь существует такое понятие как «вещи для индивидуального пользования». Ребенка нужно учить различать, что можно давать другим, а что нельзя.

Наши бабушки не были знакомы с психологией, как наукой, но старались искоренять проявления жадности обучая детей противоположному качеству — щедрости. Как результат: соседи хорошо знали друг друга, не стеснялись одалживать друг у друга предметы хозяйственной необходимости, были дружны и готовы прийти на помощь.

Современных детей тоже нужно учить щедрости, но возникает следующий вопрос: «Как правильно это делать?»

Как отучить ребенка жадничать?

Можно увидеть, как взрослые люди пытаются разрешить конфликтные ситуации между детьми. Если ребенок не отдает игрушку, его настойчиво уговаривают это сделать. А если уговоры не помогают, насильно выдирают игрушку из рук маленького хозяина, чтобы отдать ее чужому малышу. Такое обращение с ребенком недопустимо!

Чего еще делать нельзя?

Нельзя отчитывать малыша, особенно в присутствии других, называя его плохим ребенком. Достоинство маленького человечка нужно уважать.

Не допускайте, чтобы окружающие ставили клеймо на вашем ребенке, называя его жадиной. Кроха обучается правилам поведения и постигает основы общения с себе подобными. Ему нужны ваша поддержка и понимание. Когда родители позволяют чужим тетям и дядям обзывать малыша, ему больно и одиноко.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, подчеркивая, как отвратительно он выглядит на их фоне. Такие сопоставления могут вызвать у малыша комплекс неполноценности.
Травматические методы не подходят. На исправление нежелательной черты требуется время и терпение. Нужно постепенно обучать малыша щедрости и бескорыстию, пониманию того, какие ценности важнее — вещи или люди.

Искореняем проявления детской жадности правильно

Отправляясь на прогулку, возьмите с собой не одно ведерко, а два. Не один совочек, и не один мячик. Есть вероятность, что малыш охотно поделится игрушками с другими ребятами.

Когда дети начинают спорить из-за игрушки, предложите им сделать обмен. Пусть Таня, чтобы покатать кукольную коляску, даст Кате поиграть своим плюшевым мишкой. Если хотя бы один из малышей возражает, не настаивайте.

Играя в песочнице со своим ребенком, подключайте других детей. Если они одним совком, по очереди, выроют ямку, это научит их передавать вещь из рук в руки — делиться.

Назревает конфликт? Постарайтесь переключить внимание малыша. Предложите покачаться на качелях, скатиться с горки, покормить голубей.

Придумывайте дома игры, в которых куклы или животные проявляют щедрость друг к другу.

Выбирайте для чтения книги, а для просмотра мультфильмы, в которых готовность делиться рассматривается как положительное качество, а жадность — как отрицательное.

Подавайте хороший пример щедрости, когда проявляете гостеприимство или делаете подарки родным и друзьям. Речь не идет о примере в денежном эквиваленте. Ребенку важно понять, что оказывать внимание другим, делиться, дарить — это приятно.

И еще о детской жадности

Вспомним, что существует два вида детской жадности:

1. Нежелание делиться своим.

2. Желание обладать чужим.

Парадоксально, но внимание взрослых обычно направлено на малыша, не дающего свои игрушки другому. Именно о нем говорят, что ребенок жадничает. Малыш, который плачет от того, что не смог заполучить чужую вещь, остается в тени и считается стороной обиженной.

Ребенку нужно объяснять, что есть чужая собственность и нельзя брать вещи другого человека без спроса. Когда малыш это уяснит, он перестанет обижаться, не получив приглянувшуюся игрушку своего соседа по песочнице. А значит сможет избавиться от второго вида жадности.

Психология отношений — самая сложная область в жизни человека. С помощью взрослых кроха обязательно освоит эту науку, только нужно дать ему время.

Напоследок предлагаю вам улыбнуться, просмотрев видеоролик, как маленькая Маша утверждает, что она — жадина!

К тому времени, как ребенок начинает знакомство с понятием частной собственности (2-4 года), он мысленно разделяет мир на «мое»-«чужое». Примерно через 2-3 года ребенок перерастет это чувство, главная задача родителей в это время – не навредить.

Если отнестись неправильно к детской жадности, то можно вырастить скрягу или наоборот человека, который ничего не ценит, раздает все направо и налево. Для того чтобы справиться с детской жадностью, нужно понять, что это случается очень часто тогда, когда сами родители не любят делиться и приучают ребенка не отдавать никому свои игрушки. В трехлетнем возрасте для ребенка главный авторитет - это его родители. Жадничают дети, у которых родители не уважают их частную территорию. Вы можете сильно ударить по самолюбию ребенка если без его ведома подарите его игрушку соседскому мальчику. Если мать не считает мнение ребенка важным, значит, ему приходится отстаивать его самому. Ребенок таким образом начинает ругаться за каждую мелочь, пытаясь доказать свое право на собственность.

Если у ребенка очень много игрушек и часть из них вы хотите отдать более нуждающимся, то лучше предложить ребенку самостоятельно отобрать игрушки, которые он захочет отдать. Объясните малышу, что у некоторых детей совсем нет игрушек, и они будут очень счастливы, если получат хотя бы маленькую часть. А можно торжественно собрать и отнести игрушки в детский дом или в приют, а после этого устроить небольшой праздник. Тогда ребенок почувствует всю значимость дарения и будет воспринимать этот процесс как что-то радостное.

Если возникает конфликтная ситуация на игровой площадке, нельзя отбирать игрушку у своего ребенка и отдавать ее сопернику. Для ребенка вы выступаете в роли защитника, если в споре вы встанете на сторону противника, то он будет глубоко расстроен. Объясните ребенку, что он может дать поиграть игрушку другому, и что эту игрушку ему обязательно вернут. Если ребенок все равно не соглашается, не стоит настаивать. Если конфликт между детьми перерастает в драку, надо немедленно отвлечь внимание обоих: предложить заняться чем-то другим, например, покататься на качелях. Будьте всегда на стороне вашего ребенка, даже если вам придется столкнуться с негативом от других мам.

Обязательно объясните ребенку то, как себя нужно вести, а как себя лучше вести не стоит. Практически невозможно научить ребенка делиться своими любимыми игрушками, ведь даже у вас есть какие-то вещи, которые вы не хотите никому отдавать. Не надо ругать ребенка за жадность, лучше воспитывать в нем щедрость. Предложите специально купить сладости, чтобы угостить друзей, читайте добрые книжки о том, как зверята делятся со всеми, и получают в два раза больше. Важно дать понять ребенку, что нужно уважать чужие вещи.

Если дать ему правильное осознание своей и чужой собственности, то это поможет ребенку воспитать в себе адекватное восприятие денег и вещей. Небольшая жадность присуща любому человеку, поэтому важно в ребенке правильно сбалансировать эти два понятия.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь