Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

by Записки Дикой Хозяйки

Катрин Денев: биография красавицы

Родилась Катрин 22 октября 1943 года в семье актеров и была третьей дочкой (всего в семье было четыре дочери). Катрин была самой застенчивой из сестер, но вместе с ними с детства играла в спектаклях. Отец считал, что с такой внешностью Катрин обязательно станет знаменитой актрисой. В кино девочка дебютировала довольно рано - в 14 лет, это был фильм "Гимназистки". Через два года актриса встречает режиссера Роже Вадиме, ставшего ее учителем и отцом ее сына. Ради любви она уходит из дома и они плодотворно работают вместе.

Всемирная известность пришла к Катрин Денев в 1964 после выхода шедеврального фильма Жака Деми "Шербургские зонтики", где она сыграла главную роль. После этого предложения от режиссеров посыпались одно за одним. "Отвращение" Романа Полански, "Любовная карусель", "Песнь мира", а комедийный талант проявился в полной мере в картине "Жизнь в замке" Поля Раппно.

Вершиной карьеры стала "Дневная красавица" Луиса Бунюэля и дуэт с Жан-Полем Бельмодно в "Сирене Миссисипи". Эти роли принесли Денев множество поклонников-мужчин, в их число попал и режиссер "Сирены" Франсуа Трюффо, но их роман был непродолжительным. А после фильма "Это случается только с другими" у актрисы разгорелся пылкий роман с Марчелло Мастроянни, от которого родила второго ребенка.

В 1983 году после выхода картины "Голод" Катрин Денев стали называть радикальной феминисткой и мужененавистницей. Но она не обращала внимание на сплетни и продолжала успешную звездную карьеру. Катрин Денев сейчас, в ХХI веке, по-прежнему популярна и узнаваема, часто снимается в телешоу.

Секреты красоты

Фигура Катрин Денев

В этом году великой актрисе исполняется 73 года, но ее форме могут позавидовать многие молодые девушки. При росте 177 см весит Катрин всего 51 кг. В чем же секрет ее стройности?

Сама Катрин Денев утверждает, что своей худобе обязана по большей части природным данным, никогда не сидела на строгих диетах и любит готовить вкусные блюда. Но здоровый образ жизни вести старается. Она практически исключила из рациона сахар и десерты, пьет много воды, делает массажи и любит долгие пешие продукты. Важным достижением считает то, что смогла бросить курить, хоть это и привело к набору веса.

Лицо Катрин Денев

На вопрос о пластических операциях актриса предпочитает не отвечать. Но утверждает, что не боится старости, и считает, что красивой женщина может быть независимо от возраста. Если Катрин Денев в молодости обладала фантастической красотой от природы, то сейчас поддерживать кожу в тонусе требует серьезных усилий.

Денев избегает солнечных лучей, пользуется специальными кремами с коллагеном, делает массаж лица и специальные ухаживающие процедуры у косметолога. В макияже предпочитает минимализм: блеск для губ, слегка подчеркнуть глаза и брови. Чем меньше грима будет на лице - тем сложнее определить возраст, считает актриса.

Волосы Катрин Денев

Уже много лет Катрин красится в блондинку, но несмотря на это ей удается сохранить волосы в шикарном состоянии. Она пользуется очищающим скрабом для кожи головы, делает лимонные маски и всегда носит с собой увлажняющий бальзам для непослушных волос.

Стиль Катрин Денев

Стиль Катрин Денев - изысканный и узнаваемый: это элегантная сдержанная одежда, без вычурности и излишней экстравагантности. Не одежда украшает женщину, а женщина одежду - вот принцип актрисы. Она является давней поклонницей Ив Сен-Лорана и Прада. Особенно трепетно Катрин относится к обуви: в ее гардеробе десятки пар туфель на все случаи жизни.

Катрин Денев, которой скоро исполняется 51 год, по-прежнему остается для большинства французов — и не только для них — одной из самых красивых женщин в мире.

Секреты красоты Катрин Денев раскрыла на страницах журнала «Elle»:

«Я никогда не скрывала своего возраста — для меня это вопрос гордости... Но это не значит, что я должна сообщать о нем каждому встречному поперечному. Преимущество женщины заключается в том, что она в 50 лет выглядит так же, как в 40.

Это объясняется многим: стилем жизни, тем, что женщины работают, модой и уходом за собой.

Они располагают сейчас большей свободой, чем раньше, — живут с мужчинами, которые их моложе, носят короткие юбки, даже если у них не самые красивые в мире коленки.

Они научились лучше следить за своей внешностью, лучше пользоваться макияжем.

Я всегда с исключительным вниманием относилась к косметике, а в последнее время стала использовать ее новинки, которые более эффективны. Заключила контракт с фирмой «Ив Сен-Лоран», с которой долгие годы меня связывают дружеские отношения. И была уверена в том, что се косметика меня не разочарует.

Недостаточно иметь хорошую кожу — надо уметь ее сохранять. Самое важное, что я сделала для этого, — 10 лет назад в Соединенных Штатах бросила курить с помощью гипноза.

Постоянно слежу за кожей и никогда не подставляю лицо солнцу. То, что у меня оно кажется загорелым, это обман!

Врач-дерматолог оказал мне: «Лучше обманывать, нежели идти на то, чтобы из-за двух месяцев загара чаша кожа потеряла два года жизни. За кожей надо следить «изнутри».

Все женщины, утверждающие, что им наплевать на свой возраст, лгут. К старению нельзя относиться равнодушно. С возрастом надо вести не войну, а борьбу...

Моему организму не хватает былой выносливости. У меня уже нет прежней энергии. Мне надо больше времени, чтобы восстановить свои силы. И я не могу делать без оглядки все, что попало — работать, веселиться, не спать.

Как мать и актриса, я с огромным вниманием отношусь к внешности моей дочери Кьяры. У нее потрясающе белоснежная кожа — какой славились красавицы в прошлом столетии. И я всегда старалась опять-таки предохранить ее от солнца.

В сущности, не мать учит свою дочь тому, как за собой ухаживать, а сама дочь перенимает ее жесты. В этом мы — сообщницы.

Нет, я не хотела бы, чтобы она была похожа на меня. Быть ребенком известных родителей и без того тяжелое бремя. Но я рада, что Кьяра похожа на отца, имя которого она носит.

На улице я стараюсь быть как можно незаметнее. Я всегда ощущала на себе пристальные взгляды других людей. Порой они льстят самолюбию, порой бывают тягостными. Но когда находишься в плохой форме, не хочется, что бы люди на тебя смотрели.

Мой отец обожал свои дочерей — их у него четверо. У нас была красива мама, но родители не пытались внушить нам мысль о том, что красота — какое-то особое достоинство.

В детстве у меня был свой комплекс — казалась себе ужасно худой, похожей на тощую кошку, и поэтому стеснялась появляться в купальнике.

Красота, разумеется, важный козырь в карьере артистки, но ни к чему так быстро не привыкаешь как к красоте. Поэтому огромное значение имеют обаяние, умение нравиться...

Мне самой кажется, что я всегда была блондинкой, но это не так. От природы я шатенка. Но когда в 19 лет у меня родился сын, я уже два года была блондинкой. Я ею стала не для того, чтобы сниматься в кино, — просто мне так нравилось.

Я всегда любила духи и отдаю предпочтение «Герлену», сохраняя верность Ив Сен-Лорану. Часто душусь и его последним созданием — «Парижем».

Люблю цветы, особенно розы и запах ириса. В Соединенных Штатах я создала свои собственные духи, которых, к сожалению, больше не выпускают.

Существует макияж для кино, для фотографий и для повседневной жизни. Я пользуюсь им умеренно. Главное в этом деле — брови и рот, которые и определяют выражение всего лица. Не крашу веки — разве что золотисто-бежевым цветом.

Я не столько занимаюсь спортом, сколько стремлюсь вести здоровый и активный образ жизни. Люблю ходить пешком. Вместе с группой женщин занимаюсь гимнастикой.

Уикенды провожу за городом, где хожу в сауну, которая помогает очищению организма, в частности кожи. Этот нордический ритуал вошел у меня в привычку.

Кроме того, стараюсь спать не менее 8 часов в сутки. Сон — незаменимая вещь для сохранения красоты.

В Институте красоты Ив Сен-Лорана мне делают массаж, маникюр и педикюр. Время прежде всего оставляет свои следы на лице, но, к сожалению, именно тело требует от меня наибольшего внимания и усилий.

С тех пор как прекратила курить, я вынуждена бороться с весом. Мне легко потерять несколько килограммов, но трудно не набрать их снова.

После отпуска всегда приходится садиться на диету. Я, конечно, никогда не ем десерты — хотя их обожаю — и обхожусь без сахара.

В промежутке между приемами пищи пью много воды, но за столом предпочитаю выпить рюмку вина.

Перед началом очередных съемок устраиваю себе разгрузочный день — пью только овощной бульон или фруктовые соки. Мало ем мяса, отдаю предпочтение фруктам.

Что я ношу с собой в сумочке? Флакон духов, пудреницу, губную помаду и капли для глаз.

Мою новую короткую стрижку — я подстриглась к фильму «Индокитай» — в прессе обсуждали на все лады. Без конца меня фотографировали — кстати, позировать не люблю. Теперь я снова отпускаю волосы.

Сегодня важно — и модно — выглядеть естественно, а не украшать себя всякими искусственными штучками. Но такой естественный вид не приходит сам по себе, а требует массу времени и трудов.

Взрослея — это слово я предпочитаю слову «старея», — надо, не прекращая, ухаживать за кожей и мало пользоваться макияжем.

Скажу откровенно: быть красивой и находиться в хорошей форме требует огромных усилий.




Каково это, быть легендой при жизни, причем с весьма счастливой судьбой? Французская актриса Катрин Денев знает ответ на этот вопрос не понаслышке, ведь речь идет о ней. Легенда мирового кинематографа покорила сердца поклонников не только своим талантом, но и той манерой, с которой она преподносит себя. Сегодняшний рассказ – об этой удивительной женщине.

Пара слов о великой актрисе и личности в мире моды

Имя 71-летней актрисы Катрин Денев не знает лишь тот, кто никогда не сталкивался с европейским кино, а сама она гордо носит титул самой восхитительной и элегантной актрисы с мировым именем. И дело тут не только в безупречных природных данных: помимо броской внешности, стройной фигуры и правильных черт лица, которыми обладает женщина, Катрин – глубокая драматическая актриса, наделенная прекрасным чувством стиля, который сегодня скорее редкость, чем данность.

К тому же она близка и понятна многим женщинам, и олицетворяет собой идеальную представительницу слабого пола, не лишенную недостатков и сумевшую соблюсти баланс между работой и личной жизнью. Судите сами: до сих пор окруженная толпами поклонников, она воспитала двух замечательных детей от любимых мужчин, обожает своих внуков, не мыслит жизни без работы в саду и готовки, и это все наряду с головокружительной карьерой, о которой мечтает каждая.

Кроме того, она напрочь лишена «звездных» замашек! Словом, не женщина, а мечта. Подобное мнение разделял и маэстро Ив Сен-Лоран, возведя Денев в ранг своей музы и друживший с ней до самого ухода из жизни. Не остался в стороне и другой модный дом, который сделал француженку лицом своего легендарного аромата №5. Сегодня Катрин Денев активно сотрудничает с брендом L’Or’eal Paris’ Elvive и является вдохновительницей визажиста Франсуа Нарса.

Стиль Катрин Денев

Элегантность, утонченность, шикарная простота – вот, пожалуй, те ключевые эпитеты, которыми характеризуется манера знаменитой француженки одеваться. Никто не может обвинить ее в использовании излишне ярких, крикливых или вызывающих нарядов.

Модные критики буквально по «полочкам» разложили все образы Денев и отметили одну закономерность: математическая точность в составлении любого облика, даже если речь заходит о таких мелочах, как шарф, сумочка или серьги. Знаменитость всегда придерживалась только классического стиля, отдавая предпочтение скромным, но роскошным нарядам. Она считает, что женщина должна быть украшением одежды, а не наоборот.















Ее фирменным «почерком» являются юбки-миди, элегантные платья концепции брендов Yves Saint-Laurent, и , строгие и лаконичные пальто, пиджаки и жакеты, блузки, не подразумевающие глубокий вырез, шляпки и солнцезащитные очки.








Что касается цветовой гаммы нарядов, то достояние европейского кинематографа также тяготеет к классике, выбирая приглушенные оттенки и отметая яркие цвета. Причем и здесь она опирается на строгое правило: в любом образе стоит использовать не более трех цветовых нюансов.


Вопреки расхожему мнению, что любая женщина должна быть без ума от шопинга, Денев отзывается о покупке одежды как о необходимом мероприятии. По ее словам жизнь актрисы подразумевает закрепление привычки всегда наряжаться, а поход по магазинам лишь удовлетворяет эту потребность, превращая ее в механическую обязанность. Зато приобретение обуви – та страсть, которой она отдается с головой. Катрин уверена, что это именно тот акцент, который способен задать тон всему образу, поэтому с особой тщательностью подбирает пару с подходящим каблуком, формой и цветом. А ее любимыми брендами являются

К атрин Денев (родилась в 1943). Собственная фамилия — Дорлеак. Драматическая актриса. Дочь драматического актера Мориса Дорлеака и Рене Денев. Закончила парижский лицей "Да Фонтэн ". В первом браке ее мужем был Дэвид Бейли, модный фотограф. Имеет двоих детей: Кристиана — от брака с кинорежиссером Роже Вадимом, и Кьяру-Шарлотту — от брака с актером Марчело Мастроянни.

Получила признание, снявшись в фильмах "Отвращение"(1965), "Шербурские зонтики"(1964), "Дневная красавица" (1967), "Последнее метро"(1980), "Глод" (1983), "Индокитай " (1993) и др.

Молчание — это ее излюбленная манера защищаться. Она так же искусно владеет молчанием, как, например, веером или, когда нужно, кинжалом. Катрин никогда не станет разговаривать с первым встречным, она строго отбирает тех, кому может доверить свои признания.

Вот некоторые из них: "Конечно, я боюсь, как и все женщины, постареть, даже немножко больше, чем остальные, потому что для актрисы это очень важно. Было бы ложью уверять в обратном".

О своей склонности к тайнам она говорит: "Я люблю все хранить в секрете. На мой взгляд, личное должно личным и оставаться. Бывает, что во время какого-нибудь интервью я иногда проговорюсь, скажу что-то сугубо личное. Редко случается, чтобы я потом не пожалела об этом".

Об Иве Сен-Лоране: "Я не часто встречаюсь с Ивом, но он знает обо мне все, как, впрочем, и я о нем. Он считает меня женщиной, которой можно довериться. Я им восхищаюсь и, как и все в его доме моделей, искренне его люблю. Я хотела бы быть обнаженной под его нарядами, всем телом ощущая шелковистость их подкладок. Платья Сен-Лорана доставляют мне прежде всего физическое удовольствие".

Подмечено, что в каждом новом интервью Катрин Денев не лишает себя удовольствия воспеть хвалу добродетельному молчанию, приводя себя в качестве примера. Многие вопросы просто выводят ее из себя: она считает их нескромными.

Почему же красавица Катрин Денев столь скрытная? Потому что французская кинозвезда отказывается подчиняться условностям. На кинематографическом горизонте она видна как на ладони. Но ее совсем незаметно, когда говорят о другой Денев, той, которая возвела сокрытие своей частной жизни в искусство, в котором ей нет равных. Дети актрисы, Кристиан и Кьяра-Шарлотта, уже выросли и живут самостоятельно. Но об их отношениях с матерью так никто никогда толком ничего и не узнал. Так же мало известно о ее любовных делах. Кроме Дэвида Бейли, Роже Вадима и Марчело Мастроянни, были и другие мужчины, оставшиеся публике неизвестными.

Катрин Денев любит, не выставляя толпе напоказ свое чувство. Она имеет на это право. Ей нравится крепко запирать на засовы все двери. Она задергивает все занавески, чтобы лучше рассмотреть собственную внутреннюю жизнь.

Катрин Денев, возможно, была бы сиреной во времена Одиссея или нимфой Эхо, оберегавшей чуткий сон Нарцисса. Лучший способ исчезнуть — это погрузиться в мужские взгляды. Она ныряет туда, теряется в них и тут же возрождается.

Неуловимая, молчаливая Денев. Внешне она выглядит недоступно и гордится этим. Она подражает тем, с кем ей не сравниться, — Дитрих или Гарбо. Как Дитрих или Гарбо, она появляется, потом исчезает, близкие друзья утверждают, будто она путешествует на облаке духа. Вздор, Денев путешествует на машине, на поезде и на самолете.

Правда, ежедневно она повторяет, точно молитву, слова Поля Валери: "У женщины, не пользующейся духами, нет будущего". Катрин обливает себя духами. Они говорят за нее. Актриса создала собственные духи, но они, впрочем, не имели успеха. Она берет пример с Мэрилин Монро, утверждавшей когда-то, что спит лишь с капелькой "Шанели № 5"...

Пылкая Мэрилин восхищала скромную Катрин, которая отказалась от обычного молчания ради того, чтобы прокомментировать по телевидению фильм "Норма Джин, или Мэрилин Монро". Редко одна обольстительница говорит о другой, пусть даже умершей. Но очарование Денев носит особый характер, и она знает: в этом соперниц у нее нет. У нее, можно сказать, автоматическое обольщение, или обольщение вечное. Она очаровывает постоянно и непрерывно.

В такие моменты Катрин Денев олицетворяет собой торжествующую женственность, напоминая о словах, сказанных Мюссе вскоре после окончательного разрыва с Жорж Санд: "И все же она самая женственная из всех женщин, которых я когда-либо знал".

50 лет — возраст подведения итогов. У Катрин Денев они и не такие уж положительные, как это может показаться. Она заставила восхищаться своей внешностью, но не отметила ею ни одну из своих ролей. Например, при имени Вивьен Ли в памяти сразу же всплывает лучистый образ Скарлетт О"Хары. Когда говорят об Изабель Аджани — образ Камиллы Клодель.

Скрытная Денев сбрасывает свою маску лишь в царстве цветов своего сада под Парижем. Сад, в свою очередь, таинственный и тихий, как и его хозяйка...

Сорок восемь процентов мужчин Франции считают, что Катрин Денев олицетворяет вечную женственность идеальнее, чем Мэрилин Монро и Софи Лорен, и готовы следовать за ней в огонь и воду. В то же время они утверждают, что ее очарование кажется волшебным, потому что Катрин Денев не обладает ни самыми красивыми глазами, ни самой красивой грудью, ни самым красивым ртом...

Соотечественники о Катрин Денев говорят: "чародейка", "соблазнительница", "нежная и отчаянная", "роковая женщина", "бесчувственная и невозмутимая"...

Утверждают, что у этой "краснеющей и бледнеющей" от скромности женщины не самый мягкий характер, а порой он даже слишком твердый и жесткий. Если она что-то решила, ее почти невозможно переубедить.

Катрин Денев родилась под знаком Весов. У женщин этого знака эротические стремления заложены в подсознании. Время от времени они с удивлением обнаруживают себя в новой постели и не могут понять, как это произошло...

Ее сын Кристиан Жак родился 18 июля 1963 года от известного французского кинорежиссера Роже Вадима, любителя отыскивать молоденьких девушек и создавать из них звезд кино.

Сам Роже Вадим признавался: "Во время съемок очень часто возникают временные связи. И в этом смысле я не единственный... Правда, мои отношения с Бардо, Денев, Фонда начались еще до того, как я стал их снимать. Мне свойственно думать о человеке и об актере как о двух разных личностях и держать обоих на расстоянии. Но иногда знание человека и доверие, которое я к нему испытываю, помогают преодолеть некоторые проблемы актерской игры. И я чувствовал, что с Брижит и Фонда это шло на пользу дела. Но в случае же с Денев это могло создать некоторые проблемы, правда, у меня она снималась всего раз..."

Когда два человека работают в одной съемочной группе и состоят в интимных отношениях, существуют две опасные ловушки. Во-первых, режиссер может утратить требовательность. Во-вторых, человек использует эти отношение как оружие, чтобы добиться своего...

Ни для кого не было секретом, что Роже Вадим страстно и нежно любил Катрин Денев. Познакомились они, когда ей было семнадцать лет, а ему тридцать два. Она была в том же возрасте, что и Брижит Бардо...

Роже Вадим ввел ее в мир "сладкой жизни", о котором Катрин Денев ничего не знала, несмотря на то что жила в известной актерской семье. С детства она была кроткой и замкнутой.

"Очень долго меня считали не то чтобы робкой, а просто-напросто недалекой, — рассказывала Катрин. — Представьте хорошенькую девушку, которая ничего не в состоянии сказать, — очень быстро за ней закрепляется соответствующая этикетка. Я не любила игр. Рано сама научилась читать. Больше всего любила патетичных героинь Эмилии Бронте и вздрагивала от женщин Франсуа Мориака..."

В светских и кинематографических кругах Парижа появилось, как многие тогда утверждали, "клише" Брижит Бардо. Но если Б.Б. сразу же включилась в богемную жизнь и при этом не ощущала неловкости, то Катрин Денев вела себя тихо, вызывая у присутствующих только уважение и восхищение. Мужчины считали за честь поближе познакомиться с очаровательной особой, никак не вписывающейся в "гнездо", которое должно было стать частью ее повседневной жизни.

Роже Вадим, порой злясь, давал ей "советы": "Верь мне, женская красота сама по себе нуль. Она ничего не значит, если обладательница не будет ее демонстрировать как флаг, как оружие и как меч..."

В 1962 году он поручил ей сыграть главную роль в фильме "Порок и добродетель". Фильм имел успех. Однако от знакомых друзей и коллег Катрин Денев услышала о том, что Роже Вадим разочарован своей новой партнершей, прежде всего, как актрисой.

А любовь? Неистовая любовь продолжалась. Но неожиданно ее как "ножом срезало"... Что же произошло?

Стеснительная Катрин случайно майским днем познакомилась в Париже с Дэвидом Бейли — молодым, красивым мужчиной, который оказался знаменитым английским фотографом, работавшим в журнале "Плейбой". Это он "запустил" на орбиту мировой моды Джейн Шримптон, ставшую лучшей манекенщицей Европы, своей элегантностью и чувственностью сводившую с ума миллионы поклонников.

Дэвид не знал французского, мог сказать всего лишь два-три предложения. Катрин же в то время еще не могла говорить по-английски. Но для обостренных весной чувств незнание языка не имело никакого значения. Влюбленные интуитивно ощутили, что нужны друг другу.

Катрин и Роже, несмотря на прерванный роман, остались друзьями. Более того, новый друг Катрин стал приятелем Роже Вадима. А когда Дэвид и Катрин решили обручиться, Роже Вадим прислал поздравление: "Прости, что не понимал, как дорога ты мне. Твой Роже".

Но по причинам, известным только ей одной, Катрин Денев ушла от Дэвида и осталась с сыном, занялась его воспитанием. Вадим часто звонит ей по телефону, считая, что во многом виноват он. "Катрин — мой единственный грех", — сказал он журналистам. Катрин разговаривала с ним как с братом.

"Когда прошла страсть, любовь между нами стала естественной. Любовь для меня важнее славы, а счастье важнее успеха. Передо мной отчетливо встала дилемма, — вспоминала Катрин Денев. — Когда я приняла решение родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело никакого значения, как и разлука с Марчелло... Мне важен был Вадим не как муж, а как отец будущего ребенка. После долгих раздумий я решилась. И могу сказать, что счастлива. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Материнство приносит радость. Правда, оно есть некоторый вид взвешенного жертвования собой.

Освободившись от опекунства Роже, я смогла ощутить в себе внутренние силы. Знаете почему? Потому что стала сама зарабатывать..."

Красивые женщины — гордые женщины. Наверное, потому, что отмечены магической силой свыше. Не каждая женщина в двадцать три года с ребенком на руках откажется от предложения о браке.

Более того, аналогичная ситуация произошла у Катрин Денев с Марчелло Мастроянни. Возникший между ними любовный роман стоил обоим много сил и нервов. Несколько лет Марчелло метался между Римом и Парижем, пока не решился осесть во французской столице. Катрин любила его, но не желала уничтожать семью Марчелло. Она решительно отказывала ему в браке. Но Марчелло не падал духом, он искал любую возможность, чтобы Катрин стала его женой. Узнав, что она беременна, он немного успокоился. Однако и рождение дочери (Кья-ра-Шарлотта родилась 28 мая 1972 года) не смогло изменить решение Катрин Денев.

Страстный Марчелло Мастроянни "первый любовник Европы" получил такой удар ниже пояса, что еще долго не мог прийти в себя. Он был вынужден возвратиться к своей семье. Нужно отдать должное Катрин и Марчелло: несмотря на прессу, на желание журналистов "вывалять" их в грязи, они смогли найти в себе силы пройти через все вставшие перед ними трудности, воспитать Кья-ру-Шарлотту и остаться друзьями.

Дети Катрин Денев продолжают семейную традицию — они актеры, а Кьяра-Шарлотта Мастроянни даже снялась вместе со своей прекрасной мамой в фильме не менее известного кинорежиссера Клода Лелуша "Только вдвоем".

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

ПРАВИЛЬНЫЙ ЦВЕТ ВОЛОС

Катрин Денев в молодости: брюнетка

Безусловно, Денев и брюнеткой была чудо как хорошо, но стоило ей в 1962 году, уже после знакомства с Роже Вадимом, во время съемок картины "Сатана там правит бал", перекраситься в блондинку...

Катрин Денев в молодости: блондинка

Сияющий, благородный, жемчужно-пшеничный оттенок сделал из просто привлекательной девушки удивительной красоты актрису. Правильно подобранный цвет волос подчеркнул в Денев главное: внешнюю холодность, сочетающуюся с пылкой душой.

УМЕРЕННОСТЬ


Умеренность - главная добродетель элегантности. Денев и в жизни, и на экране всегда предстает в сдержанных и лаконичных образах, в которых нет места лишним аксессуарам, броскому макияжу, кричащим деталям и чрезмерно ярким цветам. Самым известным и одним из самых элегантных стал образ главной героини в черном платье с белым школьным воротничком в ленте "Дневная красавица". Все наряды для картины создавал , но именно это платье стало прототипом для множества похожих моделей, которые носят и в наши дни.

Но первым безусловным успехом Денев стала роль Женевьевы в мюзикле "шербурские зонтики", где она предстала юной, наивной, но сильной и несломленной молодой женщиной. В первой половине картины Денев появляется в лаконичных - как в раз в духе господствовавшей молодежной моды 60-х - нарядах голубого, розового и других пастельных оттенков.

Катрин Денев: кадр из х/ф "Шербурские зонтики" (1964)

Каноническим стал лимонно-желтый плащ, в котором Женевьева заглядывала в витрину магазина зонтиков. Но и тут, несмотря на ленты в волосах, ребяческие цвета и скромные украшения, образ Денев предельно аккуратен и сдержан: перчатки, клатч, "гвоздики" в ушах.

ИЗЫСКАННОЕ БЕЛЬЕ


Катрин Денев: кадр из х/ф "Дневная красавица" (1967)

В той же "Дневной красавице" Денев не раз появляется в нижнем белье, но в каком! Казалось бы, роль роковой и расчетливой соблазнительницы требует более смелых цветов и моделей, но на актрисе мы видим невинный белый комплект, украшенный скромным кружевом.

Катрин Денев: кадр из х/ф "Дневная красавица" (1967). Дома героиня Денев ложилась спать в ночной сорочке с розочками, что подчеркивало ее противоречивую натуру - холодность и страстность одновременно

Пояс для чулков был в то время обычным и незаменимым атрибутом. В общем, не слишком перегруженное кружевом лаконичное нижнее белье - первый шаг на пути к элегантности в стиле Катрин Денев.

ЧЕРНЫЙ


Катрин Денев: кадр из х/ф "Тристана" (1970)

Для фильма "Тристана" Денев пришлось не только перекраситься в шатенку и отказаться от амплуа благородной аристократки, но и облачиться во все черное. Хотя что может быть благороднее черного цвета? Единственное "но": черный выглядит стильно и элегантно только в дорогих тканях.

Катрин Денев: в черном

Выбирай черную одежду из максимально дорогого (в рамках доступного для тебя) сегмента и соблюдай режим сна - тогда черный будет на тебе смотреться так же роскошно, как на Катрин Денев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь