Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Материнское грудное молоко для кормления ребенка в 4 месяца по-прежнему составляет основу рациона, но поскольку малыш активно растет, потребность организма в нутриентах увеличивается, для ее удовлетворения необходимо постепенно вводить новые продукты. В меню нормально развивающегося ребенка в 4 месяца должны входить свежеприготовленные соки из фруктов и овощей, отварное овощное пюре, творог, пюре из свежих фруктов, яичный желток.

Кормление ребенка в 4 месяца: овощное пюре

Рекомендуется в пяти-шести разовом кормлении 4 месячного ребенка грудным молоком третий прием пищи постепенно заменить овощным пюре. Овощи обеспечат малыша дополнительными витаминами, микроэлементами и клетчаткой. При нормальном развитии его органы пищеварения уже в состоянии удерживать и переваривать более сложную пищу, но в первый раз малышу следует дать одну чайную ложку овощного пюре и внимательно проследить за реакцией детского организма на новый продукт. Увеличивая порцию, в течение недели полностью заменить одно кормление грудью на кормление овощным пюре.

Овощное пюре для кормления ребенка в 4 месяца готовится следующим образом: овощи помыть теплой водой, очистить, обдать кипятком, затем отварить на слабом огне в небольшом количестве воды под крышкой или приготовить на пару. После того, как овощи остынут, следует измельчить их в блендере или протереть через мелкое ситечко. Полученное пюре до нужной консистенции разбавить овощным отваром или разбавленным кипяченым молоком, добавить подсолнечное, кукурузное, оливковое или размягченное сливочное масло, начиная с 1 г, увеличить постепенно до чайной ложки. Для приготовления овощного пюре используют разнообразные овощи, такие как картофель, морковь, капуста, тыква, кабачки, томаты, свекла. По возможности можно добавлять сладкий болгарский перец, цветную капусту, брокколи, шпинат. Картофеля в детском овощном пюре должно быть не больше половины от общего объема. Если у малыша излишний вес, лучше для приготовления пюре брать капусту, кабачки, тыкву, в них содержится меньшее количество углеводов.

Кормление ребенка в 4 месяца: творог

В возрасте 4 месяцев ребенку необходимо ежедневно давать свежий творог, который желательно готовить дома или брать на молочной кухне. Для приготовления детского творога берется специальный детский кефир, его необходимо налить в емкость, подойдет эмалированная кружка или небольшая кастрюля, посуду с кефиром поместить в кастрюлю с горячей водой и на медленном огне держать, пока из кефира не образуется плотный сгусток. Его следует выложить в марлю или густое сито и отцедить. Из 200 г кефира получается 2 чайных ложки творога, дневная порция, необходимая ребенку в 4 месяца.

Проконсультируйтесь с педиатром, возможно, он порекомендует готовить для вашего ребенка специальный кальцинированный творог. Обычно такой творожок нужен детям с недостатком кальция, например, если плохо закрывается родничок или рано прорезались первые зубы.

Технология приготовления кальцинированного творога такая, как и для обычного, только вместо детского кефира берется 300 г кипяченого молока, в него добавляется 3 мл 20% хлорида кальция (препарат приобретается в аптеке).

Для первого кормления ребенка в 4 месяца меньше половины чайной ложки творога растирается с грудным или кипяченым коровьим молоком и дается малышу перед едой утром и вечером. Если организм ребенка реагирует нормально, нет проблем с кишечником и аллергических проявлений, в следующий раз давайте 3/4 ложки в день и затем два раза в день по чайной ложке перед едой.

Кормление ребенка в 4 месяца: яичный желток

Желтки яиц богаты незаменимыми аминокислотами, содержат фолиевую кислоту, йод, железо, лецитин, витамины B2, B12, A, D. Все эти вещества необходимы малышу для роста и развития. Но следует учитывать, что яйца – продукт аллергенный. В процессе варки основная часть аллергенов в яйце уничтожается, поэтому продолжительность отваривания яиц должна быть не менее 20 минут.

Начиная с 4,5-5 месяцев при грудном вскармливании и с 4-4,5 при кормлении смесями ребенку вводят в меню желток вареных яиц. Первый раз достаточно растереть с молоком небольшой кусочек, размером со спичечную головку, чтобы проверить, как отреагирует организм на новую пищу. Если все нормально и аллергической реакции не наблюдается, то постепенно объем доводится до четверти желтка в день, давать желток лучше в одно из утренних кормлений.

Если есть возможность, предпочтение следует отдать перепелиным яйцам, они по составу более полезны, реже вызывают аллергическую реакцию. Варить перепелиные яйца нужно, как и куриные, не менее 20 минут.

4 месяца: режим кормления грудью, сон

В 4 месяца интервал дневного кормления малыша грудью может составлять 3-4 часа, ночной сон может длиться 6,5-8 часов. Но у многих детей при кормлении грудью сон ночью может быть непродолжительным и еще прерываться для ночного кормления. В этом нет ничего тревожного, значит, молоко матери не достаточно питательное и малыша просто нужно покормить. Обычно с введением достаточного количества прикорма к полугоду необходимость в ночных кормлениях отпадает, и ребенок спокойно спит до утра.

Кормление 4 месячного ребенка искусственными смесями

Когда материнского молока недостаточно или нет возможности кормить ребенка грудью, малыш переводится на искусственное вскармливание. Если это происходит с первых дней жизни ребенка, то введение различных прикормов следует начинать несколько раньше, потому что при всей продуманности и сбалансированности смеси не могут полноценно заменить материнское молоко, а введение прикорма обогатит рацион малыша. Да и желудок ребенка, адаптировавшись к искусственному кормлению, легче переносит новые продукты в рационе.

Примерное меню для ребенка 4 месяцев, на искусственном вскармливании:

  • 6:00-8:00 Детская смесь 180-200 г;
  • 10:00-11:30 Овощное пюре, половина яичного желтка, 50 г фруктового пюре;
  • 14:30-16:00 Детская смесь 170-180 г, чайная ложка творога, 5 чайных ложек (25 мл) фруктового сока;
  • 19:00-20:00 Детская смесь 170-180 г, 25 мл фруктового пюре;
  • 23:00-00:00 Кипяченое молоко, разбавленное водой 1:1, 1 ч ложка творога.

Искусственные смеси дольше перевариваются, поэтому между приемами пищи можно выдерживать большую паузу, чем при кормлении грудью. Сон очень важен для нормального роста малыша и в 4 месяца он засыпает еще практически после каждого кормления. Но время бодрствования уже увеличено, всего в этом возрасте ребенок спит от 14 до 17 часов, в зависимости от характера и темперамента.

Каждый малыш, исходя из потребностей своего организма, дает родителям понять, какой режим дня для него более подходящий. Задача родителей – постараться накормить ребенка и уложить его спать ежедневно в одно и то же время, выбранное им самим. Это необходимо для формирования здоровой пищеварительной и нервной системы.

Важно! Нельзя вводить детям прикорм при проявлении аллергических реакций, проблемах с кишечником, при подготовке ребенка к прививкам, сразу после них и когда малыш не здоров.

Видео с YouTube по теме статьи:

Основным питанием детей в 4 месяца остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь. Однако по мнению многих педиатров в этом возрасте уже можно начинать вводить прикорм и знакомить малыша с различными продуктами. С чего начинать прикорм для четырехмесячного ребенка? Давайте разбираться.

Базовый рацион

Согласно мировой практике грудного вскармливания, в 4 месяца малыш по-прежнему должен кушать грудное молоко. Суточная норма потребления составляет 1/6 часть его массы тела, это приблизительно 800-900 г. Ребенок должен прикладываться к груди 5-6 раз в день и съедать за одно кормление 120-140 г молока. Такого количества вполне достаточно для нормального развития и роста малыша.

Если по каким-то причинам грудного молока не хватает, малыш стал недобирать вес или врач диагностировал у него малокровие, стоит подумать о методах улучшения лактации или о прикорме.

Можно ли прикорм

  • прорезывание первых зубов;
  • интерес к пище, которую едят родители;
  • ребенок уверенно сидит, комфортно чувствует себя в таком положении;
  • малышу уже исполнилось 4 месяца;
  • угасание рефлекса выталкивания пищи языком.

Готовность к прикорму не гарантирует, что ребенок будет с удовольствием пробовать новую еду. Проявите терпение, не настаивайте. Со временем вы изучите вкусы малыша, и все наладится.

Чем можно прикармливать

Допустимыми продуктами, которые можно использовать в качестве прикорма в 4 месяца, считаются овощные пюре, фруктовые пюре и соки, творог, каши. Даже при таком разнообразии нельзя вводить несколько продуктов сразу. Предлагайте новую пищу по очереди и понемногу. Педиатры советуют первым дать попробовать ребенку пюре из брокколи, цветной капусты или кабачков. Несладкие пюре могут не понравиться крохе с первого раза, на адаптацию может уйти 5-7 дней.

После овощей можно вводить фруктовые пюре из яблок, персиков, груш или бананов. Начинайте с пюре только из одного фрукта, чтобы в случае аллергии, точно знать на что отреагировал организм.

Если ребенок страдает недостатком веса, в качестве первого прикорма можно использовать каши. Идеальным вариантом считаются растворимые безглютеновые каши: гречневая, рисовая, кукурузная. А вот с пшеничной и ячменной кашами лучше знакомить малыша уже в более старшем возрасте. В этих крупах содержится белок глютен, который может вызвать тяжесть и вздутие живота.

Первый фруктовый сок, который можно дать ребенку, – яблочный. Вначале разводите его кипяченой водой в пропорции 1:1 и давайте не больше чайной ложки.

Адаптированный творог лучше предлагать уже когда малыш начнет есть пюре или каши. Разводите сырковую массу грудным молоком или смесью, начинайте с 1 чайной ложки.

Количество прикорма и приблизительное меню

Овощное или фруктовое пюре, кашу необходимо начинать давать с 5 г, на второй день увеличьте порцию до 10 г, затем до 15 г, на пятый день можно дать 50 г, на шестой – 100 г, а на седьмой день – 120 г. Теперь вы можете полностью заменить одно кормление прикормом.

Сок также начинайте давать по чуть-чуть, начните с одной чайной ложки и за неделю постепенно увеличивая количество, доведите его до 40-50 мл. Прикорм лучше давать в первой половине дня и на обед.

Приблизительное меню и схема кормления могут выглядеть так:

  1. ранний завтрак в 6 утра – 130-170 мл грудного молока или адаптированной смеси;
  2. второй завтрак в 10 часов – овощное пюре 130 мл и фруктовое пюре 30 мл;
  3. обед в 14 часов – грудное молоко или смесь 130-170 мл, фруктовое пюре 40 мл;
  4. ужин в 18 часов – грудное молоко или смесь 130-170 мл;
  5. кормление перед сном в 22 часа – грудное молоко или смесь 130-170 мл;
  6. ночное кормление – грудное молоко или смесь 130-170 мл.

В перерывах между кормлениями ребенку можно давать фруктовый сок, его количество не должно превышать 40 мл в сутки.

Если вы увидите малейшие аллергические проявления или возникнут проблемы со стулом, отмените новый продукт и попробуйте что-то другое.

Давайте прикорм из ложки, чтобы малыш учился кушать правильно. Вам понадобится запас детского текстиля: маленьких полотенец и слюнявчиков, потому что большинство малышей поначалу выплевывают незнакомую еду. Будьте готовы к такой реакции.

Ваш малыш уже взрослый! Ему целых 4 месяца от рождения! Он гулит, тянет ручки к предметам и даже сознательно держит их! И, кажется, уже пора серьезно подумать над введением прикорма 4 — месячному малышу.

У педиатров есть одно важное правило в отношении питания грудничков: если малыш на грудном вскармливании, то ему прикорм вводят в 6 месяцев. Если на искусственном – чуть раньше.

Если кроха родился недоношенным, то с прикормом тоже можно немного ускориться, так как в организме малютки может оказаться недостаточно резервов для активного и полноценного развития.

Мнение педиатров в отношении видов и количества прикорма расходится. Есть четкая позиция, что до полугода или хотя бы до 5 месяцев ничего вводить из дополнительного питания не следует.

Однако существует и противоположное мнение, говорящее о том, что уже с 3-месячного рубежа можно добавлять к рациону крохи дополнительные продукты.

Из этой статьи вы узнаете:

По каким признакам определяют, что ребенку можно вводить прикорм в 4 месяца

  • Главный признак — ребенок не насыщается. Если при ГВ кроха кушает обе груди мамы в один прием, значит, молока у мамы все меньше. Если малыш на искусственном вскармливании, и одного положенного литра в день ему недостаточно, то тоже пора вводить прикорм.
  • Если кроха активно рассматривает стол взрослых, тянется к нему, проявляет интерес к пище. Детки первого года жизни могут с таким озабоченным лицом наблюдать за трапезой взрослых и провожать взглядом каждое движение ложки, что сердобольным родственникам сложно удержаться и не угостить кроху с общего стола.
  • Задержка в развитии, авитаминоз, признаки рахита могут указывать на недостаток определенных компонентов, поступающих с грудным молоком или смесью, и необходимость вводить дополнительные продукты в рацион крохи.
  • Если ребенок не добирает в весе , это может указывать на то, что ему не хватает питательных веществ в употребляемом виде питания. В норме малыш к 4 месяцам набирает вес, в 2 раза превышающий массу его тела при рождении. К недоношенным малышам это требование выражается в коэффициенте 2,5.

Требования к развитию малыша 4 месяцев, прикорм которому планируется вводить

Прикорм можно начинать вводить только здоровому ребенку!

Здоровье малыша оценивается как на текущий момент, так и учитывается общее состояние в течение всех 4 месяцев жизни (нарушение пищеварения, аллергические проявления, неврологическое состояние организма). Недобор веса не считается нарушением в состоянии здоровья.

Ребенок должен уже уметь реагировать на принимаемую пищу. Если она ему не по вкусу, он отодвигается назад, если пища понравилась, то он тянется за ложкой.

У новорожденных есть отталкивающий рефлекс языка. Если вы проведете эксперимент и предложите грудничку первых месяцев жизни лизнуть ложку, он ее оттолкнет. Физиологически его организм еще не готов к приему пищи без сосания. Если у малыша отсутствует отталкивающий рефлекс к 4 месяцам, то прикорм можно вводить.

Правила прикорма

  • Начинать следует только с 1 продукта. Никаких смесей из овощей или круп. Организм необходимо адаптировать постепенно, маленькими порциями, давая малышу распробовать вкус, а организму научиться перерабатывать новый продукт.
  • Прикорм дают до кормления грудью на голодный желудок. Начинать рекомендовано с овощей, чтобы приучить малыша к несладкой пище. Если начать с фруктового пюре, то от овощей кроха потом долго будет отказываться.
  • Первые разы прикорм следует давать в максимально сжиженном состоянии. Желудочек младенца еще не привык к твердой пище. Постепенно усиливая густоту новых блюд, вы приучите желудок и к твердой пище. Начинать чаще всего советуют с картофеля или кабачков, т.к. на эти продукты реже всего выражаются негативные реакции.
  • Кормить только ложкой. Это еще один воспитательный момент в развитии малыша. Ложка за ложкой, капля за каплей, и ваш кроха становится взрослым!
  • В среднем на адаптацию к 1 виду продуктов выделяется 21 день. Нецелесообразно давать одно блюдо крохе дважды в день. В течение первой недели наблюдают, как реагирует организм малыша на новое блюдо. Если нет никаких проблем с перевариванием, усваиванием, если кожные покровы чистые, а стул в норме, то можно добавлять другие виды продуктов уже через неделю. Если есть хоть одно из нарушений в состоянии здоровья грудничка, то следует либо убрать продукт на время, либо наблюдать в течение 21 дня (в зависимости от вида и выраженности реакции). Советы педиатра в данном случае – бесценны.
  • После основного кормления крошке можно дать сок. В период лето\осень\начало зимы целесообразно давать натуральные соки самостоятельного приготовления. В конце зимы и весной лучше приобретать готовые консервированные, т.к. во фруктах в такое время года не остается витаминов.

Что нельзя вводить в 4 месяца

В сети можно найти информацию из некомпетентных источников о том, что с 4 месяцев в прикорм можно вводить желток и творог. Педиатры категорически не советуют этого делать! То же касается и мяса, бульонов, рыбы.

Вот несколько примеров, как может среагировать чуткий организм 4-месячного крохи на чужеродные белки:

  • аллергия (атопический дерматит, нарушение работы дыхательных путей)
  • поражение функционально незрелых почек
  • метаболический ацидоз
  • дисметаболическая нефропатия.

Соль для неокрепшего организма грудничка является достаточно опасным продуктом , так как почки еще не способны выводить ее из организма так, как это делают почки взрослого человека. Слегка присаливать пищу не запрещено, малыша следует приучать к различным вкусам, но его блюдо должно быть слабосоленым.

Родители при апробировании блюда крохи должны чувствовать недостаток соли в нем.

Очень комично наблюдать, как малыш кривится, распробовав первую в своей жизни каплю нового прикорма. После сладкого маминого молочка или смеси овощное пюре кажется ему невыносимо невкусным. Не следует заставлять малыша есть насильно. Дожидайтесь, чтобы он проголодался, дайте ему понять вкус нового продукта. Каждый день по чайной ложке, и уже через неделю кроха будет лопать пюре за обе щеки!

Постарайтесь держать ребенка в вертикальном положении. Очень важно, чтобы малютка не подавился. Поскольку в таком возрасте сидеть еще нельзя, уложите малыша на подушки, приподняв, насколько это возможно, его торс.

Кроха будет активно тянуться к ложке и пытаться схватить ее руками. Если вы практикуете пеленание, то в этот момент лучше всего запеленать малыша. Если не хотите сковывать движения ребенка, дайте ему игрушку.

В этом возрасте они только научились держать предметы, и это занятие для них настолько увлекательно, что и ужасающий их несладкий вкус пюре в первые минуты не покажется столь гадким, так как все внимание будет приковано к игрушке, которую можно потрогать!

«За» и «против» в отношении введения прикорма

В наше время существует множество разногласий между врачами педиатрами, диетологами и другими специалистами в отношении возраста для начала ввода прикорма.

Одно ясно точно: лучшее время для ввода прикорма с 4 до 6 месяцев. Как было сказано выше в статье, начало введения новых продуктов в рацион зависит от многих индивидуальных факторов. И есть средняя величина, на которую можно опираться, вводя прикорм.

В возрасте от 21 до 26 недели следует уже начать. Если малышу не хватает маминого молока или смеси, за основу берется верхняя граница, а если кроха отлично развивается и на монопитании, то прикорм вводится в пределах нижней границы 26 недельного возраста.

Какие продукты и блюда начинать давать первыми

Если у крохи есть склонность к запорам, то первыми вводят овощные пюре. Причем, картофель также имеет скрепляющее свойство, поэтому лучше начать с кабачка.

При частом опорожнении предлагают начинать с монокаш, например, с рисовой, так как рис скрепляет стул. Кашку первое время варят на воде, слегка разбавляя грудным молоком или адаптированной смесью.

При отставании в развитии или недоборе веса рекомендована гречневая каша, как гиппоаллергенная и энергетически обогащенная.

Если у крохи бывают высыпания на коже, то красные и оранжевые продукты вводить не следует. Это касается даже банальных моркови и яблок. Привозные из зарубежья фрукты лучше не давать. Они проходят химическую обработку для транспортировки и хранения, и употребление их чревато возможным тяжелыми последствиями.

Фруктовое пюре можно готовить как из сырых, так и из вареных плодов. В сыром продукте сохраняются витамины, так необходимые крохе для развития. В отварном только клетчатка и часть микроэлементов.

В овощное пюре можно по капельке добавлять растительное масло. Любой ввод нового продукта, даже в капле, следует отслеживать на проявление реакций организма.

После каждого приема прикорма малыша следует докормить грудью или из бутылочки. Кроха не должен встревожиться, решив, что у него отнимают любимое успокоительное.

Со временем он полюбит все новые блюда и будет радоваться, видя на тарелке любимую кашку или пюре.

Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.

Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш

Главная линия развития ребенка в 4 месяца

Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.

Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.

Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?

В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).

Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.

К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.

К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).

Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.

Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.

Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.

Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.

Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).

Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.

Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.

На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).

Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.

Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.

Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
  • Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
  • Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
  • К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
  • Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).

В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.

Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.

Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.

Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.

Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.

  • Ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, их звучанию.

  • Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
  • Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
  • Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
  • Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
  • Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
  • Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.

Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.

К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.

  • Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
  • Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
  • В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).

Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.

  • Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
  • Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
  • Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.

Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?

Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца

Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца

  • лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
  • голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
  • не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
  • не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).

Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.

Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?

Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.

Или на обложку курса ниже для

С рождения рацион малышей не особо разнообразен – новорожденных кормят грудным молоком или адаптированной молочной смесью, или используют вторую в качестве докорма грудничков, если есть такая необходимость. Меню ребенка в 4 месяца не отличается изобилием блюд, и обычно малыши едят все то же самое, что и раньше. Но многие родители принимают решение пополнить рацион ребенка новыми продуктами именно в этом возрасте. Да и бабушки настаивают на введении натуральных соков, начиная еще с 2 месяцев. Но вот Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует не начинать прикорм до тех пор, пока ребенку не исполнится полгода.

По некоторым признакам можно определить, готов ребенок к прикорму или нет

Существует несколько ключевых моментов, которые дают понять маме, что ребенок готов к введению подкорма:

  1. Отсутствие рвотного рефлекса при кормлении из ложки . У детей до 4 — 6 месяцев повышенный рвотный рефлекс, т. е. приступ рвоты появляется, когда твердый предмет попадает на середину языка. Пока данный рефлекс не угаснет, введение новых продуктов бессмысленно.
  2. Пищевой интерес . У четырехмесячного малыша такой интерес вряд ли возникнет, но случаются редкие исключения. Под пищевым интересом подразумевается, что когда ребенок видит, как кушают родители, он тянется к еде, делает жевательные движения или открывает ротик.
  3. Недостаточный вес . Говоря попросту, ребенок не наедается прежним количеством грудного молока или смеси. Как правило, малыш будет беспокойным, часто просыпаться ночью, не набирать в весе.
  4. Склонность к запору, дефицит железа в крови (анемия) . Чтобы не мучить малыша лекарствами, газоотводными трубками и свечками, вводятся новые продукты питания, которые помогут побороть эти проблемы.

Однако если родители хотят так рано пополнять рацион ребенка новыми продуктами, да и грудным молоком малыш перестал наедаться, нужно посоветоваться с педиатром. Врач поможет подобрать смесь, которой можно будет докармливать ребенка. И тогда полноценный прикорм можно будет начать в рекомендованные ВОЗ 6 месяцев.

Независимо от того, на искусственном или грудном вскармливании находится ребенок, если нет особых причин для раннего пополнения рациона «взрослой» пищей, малыш хорошо набирает в весе, развивается по возрасту, то и не стоит торопиться со знакомством с новыми продуктами.

С чего начать?

Мнения педиатров на эту тему часто расходятся – одни утверждают, что начинать следует с каш, другие уверены, что нужно непременно с фруктов, а третьи говорят о том, что именно овощи идеально подходят для знакомства малыша со «взрослой» пищей. И верны абсолютно все эти суждения, к тому же их можно легко объяснить. Ведь педиатры рекомендуют определенный тип первого прикорма для отдельно взятого ребенка, основываясь на тех проблемах, которые должен решить ранний ввод новых продуктов.

Если ребенок находится на искусственном типе вскармливания, имея при этом проблемы с лишним весом, то ввести прикорм в 4 месяца будет даже полезно. Лучше начинать с овощей, так как они менее калорийны и не влияют на набор веса.

В случае отсутствия у искусственника проблем с весом начать подкорм можно или с овощей, или с каш, на усмотрение родителей. Когда у ребенка выраженный дефицит веса, малыш просыпается часто ночью от голода, то начать следует с каш.

Такие же принципы знакомства с новой пищей применимы к детям, которые находятся на грудном вскармливании. Если до 4 месяцев грудничок получал в качестве докорма смесь, по достижении этого возраста можно заменить ее кашей. Главное помнить, что прекращать кормить малыша грудью все равно нельзя.

Начинать прикорм с фруктов нужно только при склонности к образованию запоров. Особенно хорошо помогает чернослив, который можно включить в меню ребенка в этом возрасте. В других случаях введение в первую очередь фруктов может сыграть злую шутку с родителями – иногда ребенок не хочет после них есть пресные овощи.

Какие именно продукты можно давать?

Домашнее пюре из кабачка для первого прикорма малыша

Далеко не все овощи, фрукты и каши можно использовать в рационе малыша. Список таких овощей невелик:

  • кабачок;
  • цветная капуста;
  • брокколи.

Эти овощи менее аллергенны и проще усваиваются желудком, чем остальные. Что касается каш, то для первого прикорма используют безмолочные каши, не содержащие глютен:

  • гречневую;
  • рисовую;
  • кукурузную.

Питание 4-месячного ребенка можно разнообразить фруктами – первым обычно дают попробовать яблочное пюре, затем уже можно вводить чернослив, грушу или персик.

Пополняем рацион: что давать и сколько?

Если не знать главных правил введения новых продуктов в рацион четырехмесячного ребенка, можно спровоцировать появление аллергии, коликов или расстройства стула. В первую очередь следует запомнить, что малышу в 4 месяца нельзя есть мясо, рыбу, экзотические и цитрусовые фрукты, красные овощи, сладости и шоколад. Правда, это не означает, что остальные продукты можно давать малышу в неограниченных количествах.

  • Если пополнение рациона начинается с пюре, неважно, фруктовых или овощных, главное помнить, что они должны состоять из одного компонента.
  • Каши лучше выбирать безмолочные и не включающие в состав никаких добавок.
  • Многокомпонентные пюре и каши вводятся в рацион малыша после 6 месяцев.
  • Первый подкорм должен быть в полужидком виде и предлагаться малышу из ложечки.

Особое значение имеет и время ввода нового продукта. Лучше всего давать попробовать новое в обеденное время перед основной пищей, т. е. перед кормлением грудью или смесью. Причем в первый день правильно предложить малышу не более 1 чайной ложки. С каждым последующим днем порция увеличивается в 2 раза до тех пор, пока количество пищи, которое съедает малыш, не достигнет 100 — 120 граммов и не заменит одно полноценное кормление. Только после того, как был полностью введен один продукт, можно начинать вводить следующий, и такая схема подходит для каждого продукта. Так меню ребенка в 4 месяца будет становиться более разнообразным с каждой неделей.

Что лучше: купить или приготовить?

Детское пюре из яблок ФрутоНЯНЯ для прикорма ребенка с 4 месяцев

Приготовить пюре или кашу можно самостоятельно, а можно купить в специализированном отделе. Если родители принимают решение готовить еду для ребенка, то лучше использовать овощи и фрукты, выращенные самостоятельно. Покупные, особенно купленные в холодное время года, наверняка «начинены» химикатами. То же самое относится к покупным замороженным овощам и овощным смесям.

Детская пища должна быть не жирной, не острой, не соленой и не сладкой. Жарить и запекать блюда для детей тоже запрещено. При приготовлении пюре для четырехмесячного ребенка нельзя использовать растительное и тем более сливочное масло. Это можно сделать через пару месяцев, когда организм малыша привыкнет к «другой» пище.

Все овощные и фруктовые пюре готовятся по одному рецепту:

  • 100 г овоща в сыром виде;
  • 2 ст. л. воды, грудного молока или смеси.

Овощ или фрукт варится до готовности, не страшно даже переварить (так он легче будет измельчаться). Можно также готовить на пару, здесь уже как удобнее родителям. После этого к овощу или фрукту добавить жидкость и измельчить с помощью блендера (или размять вилкой) до однородного кашеобразного состояния.

Солить, перчить и добавлять сахар в блюда для четырехмесячных малышей нельзя. Вкусовые рецепторы у ребенка пока еще не такие, как у взрослых людей. Пренебрегая данным правилом, родители сами прививают малышу неверные пищевые привычки.

Режим питания

Питание грудничков и искусственников, как правило, сильно отличается. ВОЗ рекомендует до 4 месяцев кормить ребенка исключительно грудным молоком и только по требованию малыша. Хотя 20 лет назад женщин в роддомах учили, что кормление должно осуществляться обязательно по режиму, между кормлениями соблюдается перерыв в 3 часа. А искусственники кушают примерно с интервалом в 3,5 — 4 часа.

Примерная схема режима питания, бодрствования и сна малыша в 4 месяца:

6.00 первый или ранний завтрак;
6.30-8.00 период бодрствования
8.00-10.00 сон
10.00 второй завтрак
10.30-12.00 период бодрствования
12.00-14.00 сон (в идеале на свежем воздухе)
14.00 обед
14.30-16.00 период бодрствования
16.00-18.00 сон
18.00 ужин
18.30-21.00 период бодрствования
21.00-22.30 первый ночной сон
22.30 второй ужин
23.00-6.00 ночной сон

Так получается, что искусственник кушает 5 раз в день, а ребенок, который находится на грудном вскармливании, может прикладываться к груди до 10 раз. Одного кормления должно хватать ребенку на 3-4 часа. Но не стоит забывать, что грудь для малыша – это не только пища, но и способ общения с мамой и успокоения, главный помощник в засыпании. Поэтому детки на естественном вскармливании не всегда выдерживают необходимый интервал между кормлениями.

Примерное меню

Чем кормить ребенка в 4 месяца — вопрос несложный, ведь меню малыша сильно не меняется. В этом возрасте он только начинает знакомство со взрослой пищей. В сети много таблиц, в которых расписан подробный план питания ребенка. Но суть их одна – ввод нового продукта приходится на время обеда. Остальные приемы пищи остаются без изменений.

Единственное, что еще может измениться – через сколько будет следующее кормление после полной порции прикорма. Ведь полноценная порция «взрослой» еды помогает насытить организм и на больший период времени, чем 3 — 3,5 часа.

Некоторое источники сообщают, что рацион малыша нужно пополнять соками овощей и фруктов, но это не более чем пережитки прошлого. Раньше, лет 20 назад, педиатры считали, что витаминов, которые малыш получает из молока мамы, недостаточно для нормального роста и развития.

Со временем исследования показали, что ребенок может питаться исключительно грудным молоком более 6 месяцев, не испытывая дефицита питательных веществ. Соки и вовсе пагубно влияют на желудок малыша, поэтому в рацион их вводят не раньше 6 месяцев, а ВОЗ не рекомендует до 1 года.

Резюме

При введении первого прикорма важно не переусердствовать – если ребенок не готов к новой пище, то и не стоит его мучить. Можно попробовать предложить ему новый продукт через неделю, но не факт, что он снова не откажется от непривычной пищи. И если после нового продукта проявилась аллергическая реакция, нужно отменить подкорм на 7 — 10 дней и только потом пробовать снова, причем уже с другого продукта. Не все четырехмесячные малыши с радостью воспринимают инициативу родителей ввести в их рацион новые блюда, и родители всегда должны об этом помнить.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь