Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное - выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма - половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма".

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», - вполне достаточно. Ваша работа - кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например, «Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим - вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя - хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие - и не без юмора - описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» - переворачивается страница - ": из кухни выходит лысый убийца". Переворот страницы - как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других - нет?

Главное - момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Как правильно написать сценарий?

Вопросы сценаристу

Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.

  • 1. Кто главный герой Вашей истории?
  • 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
  • 3. Какая у главного героя цель?
  • 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
  • 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
  • 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой ?
  • 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
  • 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
  • 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
  • 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
  • 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
  • 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
  • 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?

Главный герой

Главный герой - это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.

Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта - внешнего или внутреннего.

Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:

  • Его мотивы ;
  • Его цель ;
  • Препятствия , с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
  • Перемены , которые произойдут в его личности с развитием истории.

Мотивы героя

Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», - его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.

Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство - любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.

  • Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
  • Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).

Цель

Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное - антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.

  • Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
  • Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание - эффективный и популярный у сценаристов мотив.

Препятствия

На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории - ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.

Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».

  • От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер) ускользает опасный террорист.
  • Его жена Хелен заводит любовника.
  • Хелен и Гарри похищают террористы.
  • Герою удается вырваться, но жену увозят.
  • Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
  • В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.

Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды - это те, которые уже заложены в материале - обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.

  • Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» - пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев - обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
  • Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду - боязнь высоты.

Перемены

Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.

  • Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
  • Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).

Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития - заложить в него два сильных противоборствующих мотива.

Типы персонажей

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции , вспомогательные ,второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания - враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» - фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете - упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи , как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел - это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи - это герой и антигерой .

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов - одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма» ), и насекомые(«Москиты» ), и опасный вирус («Эпидемия» ), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Трехактная структура сценария

Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.

Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.

1 Акт

Экспозиция

(страницы 1 - 30)

Первый акт - это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.

Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.

В первом акте необходимо:

  • Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
  • Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
  • Описать провоцирующий инцидент - событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
  • Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
  • Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
  • Ввести в действие антигероя - главную преграду на пути главного героя.

В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт , который запускает второй акт.

2 Акт

Борьба героя с препятствиями на пути к цели

(30 - 90 страница)

Второй акт - это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.

Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть .

Герой начинает действовать

  • Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
  • Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
  • В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть

  • Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения - более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
  • Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть

Подготовка к Кульминации

  • Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
  • Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт

Главный герой выполняет свое предназначение

(90 - 120 страница)

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.

  • Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
  • Действие стремительно приближается к неминуемой развязке - окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
  • В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
  • В финальный момент кризиса наступает кульминация . Кульминация - это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.

Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

Итак, последнее слово дописано, точка поставлена - сценарий лежит перед вами. Конечно, вам хочется рассказать об успехе всему миру, вы уже готовитесь разослать подписанные копии всем из списка контактов, но позвольте дать вам короткий совет: не стоит. Все авторы знают, что писательский труд - это переписывание. Роберт Родат (Robert Rodat) создал 11 черновиков «Спасти рядового Райана», прежде чем показать его Paramount для первичного обсуждения. Известные авторы Джоан Дидион (Joan Didion) и Джонн Грегори Данн (John Gregory Dunne) 29 раз переписывали потрясающий «Близко к сердцу» с Мишель Пфайффер и Робертом Редфортом. М. Найт Шьямалан десять раз полностью переписал «Шестое чувство» (каждый раз начиная с чистого листа, вручную на листах блокнота). Даже романист Владимир Набоков утверждал: «Я переписал - может быть несколько раз - каждое слово из когда-либо опубликованных мной работ. Мои карандаши сильнее ластиков».

Для большинства профессионалов киноиндустрии самым серьезным поводом отказать в приеме сценария будут ваши слова: «Возможно, это еще стоит переписать, но что ты про это думаешь?». Конечно, чудеса случаются и история может быть спасена, изредка найдется действительно крепкая структура и живые персонажи, достигшие максимума своего драматического потенциала с первой попытки. Но это всего лишь исключение и еще одна причина для того, чтобы писатели развивали дисциплину, сглаживая углы и добиваясь совершенства.

Не имеет значения, сколько раз вы переписали каждую строчку в своем первом черновике. Неважно проводили ли вы чтения по ролям, удаляли ли лишнее, полируя все ваши диалоги. Кое на что вы закрыли глаза, приближаясь к завершению работы, не так ли? Не выброшены лишние сцены и не добавлены нужные, сюжетные «дыры» проигнорированы, диалоги оставлены неидеальными? Этот сценарий, которому потребовалось столько времени для рождения, все еще просто незаконченный первый черновик. Отправьте его сейчас и окажете величайшую медвежью услугу и себе, и своей истории. Второго шанса не будет.

Вместо этого отложите черновик на неделю - другую. Сходите в кино. Возьмите отпуск. Прочтите книгу. Влюбитесь. Займитесь всем тем, что вы отложили ради написания сценария. Вернитесь обновленным и проверьте: какие чувства текст вызывает у вас сейчас - с новой перспективы. Поставьте себя на позицию рецензентов. Их беспокоит только одно - будет сценарий замечательным или нет. Не хорошим. Не возможно хорошим, если его еще раз переписать. Это должен быть великий сценарий, или он не пройдет.

На самом деле, даже если это отличный сценарий, даже если его купят - ему все еще предстоит череда переписываний, часто еще и кем-то кроме вас. Но уже сейчас вы можете сделать так, чтобы количество правок было минимальным. Начните со структуры. Как хороший садовник, отбросьте сухие ростки и убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия. Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку.

Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами - очистить, действия - выразить точнее. Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги? Можно ли поместить сцены в более интересные локации? Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов? Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем? Будьте хладнокровны и расчетливы, устраняя лишние камеры, сцены или действия актеров. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.

Теперь, держа это напутствие в уме, прочтите наши 10 способов переписывания сценария.

1. Если конфликт персонажей кажется слабым…

Проследите за главным героем и его оппонентом. Посмотрите на их взаимодействие, реакции и разнящееся поведение. Проверьте, что повествование о них соответствует сюжетной линии, что каждый играет свою роль и находится в постоянном конфликте с другим. Всем ли ясны их ставки? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы? Насколько они правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?

2. Если главный герой кажется скучным…

Достаточно ли сильная у него мотивация? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?


3. Если история постоянно кажется плоской…

Слишком много повествования будет замедлять историю. Вырежьте все, что написано для создания настроения или описания окружения, если это может быть выражено в действии. Отбросьте диалог, если нужную информацию можно донести с помощью поступка, а не рассказать. При этом сильные диалоги могут спасти даже катастрофически слабые эпизоды. Динамика сцены должна быть такой, чтобы актеры могли импровизировать диалог, если вы его им не напишите. Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?

4. Если в сюжет невозможно поверить…

Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены? Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента - не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории? (Подсказка: если вам нужны подобные приемы для рассказа вашей истории, поищите «дырку» в своем сюжете).


5. Если диалоги звучат заезжено…

Проверьте, что у каждого персонажа свой голос. Не «застряли» ли герои, разглагольствуя об увиденном или собственной истории? Попробуйте передать переживания персонажей и их историю в действиях. Героя легче выразить через его поведение. Ну и, наконец, не придется ли зрителю «выпытывать» историю из ваших персонажей? Есть ли у них, что рассказать?

6. Если сцены и персонажи кажутся скучными…

Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Чем экономнее сцена, тем меньше déjà vu - «я это уже где-то видел или слышал» - будет в ней.

7. Если сценарий кажется переполненным разговорами…

Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами? (Подсказка: выбросьте так много, как сможете, не лишая сцену смысла). Реакция актера - например, приподнятая бровь - часто может заменить диалог. И потом, если героиня ставит на стол стакан воды, неужели ей действительно нужно говорить: «Вот твоя вода»?!

8. Если вы не устояли перед соблазном поруководить прямо на страницах…

Убедитесь, что указания камере необходимы, а описания сцен не включают точные описания гардероба и декораций (для этого есть настоящие профессионалы). Вы уверены, что все вводные указания для актеров необходимы? Если да, то ваша сцена написана недостаточно понятно.

9. Если сценарий слишком длинный…

Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории? Самые впечатляющие сценарии содержали по 100 - 130 страниц (что превратилось примерно в 1 минуту экранного времени на страницу). Ваш может быть длиннее или короче, если его размер может оправдать его качество.

10. Если сценарий слишком короткий…

Ваша история или ее герои, может быть, недостаточно проработаны? Поможет ли второстепенная история, например, рассказывающая больше подробностей о личных взаимоотношениях главного героя? Может быть, вы перестарались с переписыванием, выплеснув ребенка вместе с грязной водой? Убедитесь, что вы не пожертвовали сложностью персонажа, личными мотивами и яркими увлекательными сценами ради скорости развития сюжета.

Когда закончите с этим, соберите впечатления от пары близких друзей (друзей, а не коллег - писателей, которые могут быть ревнивы или хотеть стать соавторами). Выслушайте их. Это не означает, что вы должны с ними соглашаться. Если они полюбят вашу историю, если им не захочется поменять ни единого слова - отполируйте ее еще один раз, пока вы не сможете сказать: «Этот сценарий уже не будет лучше, он может стать только другим». И вот тогда остановитесь.

Как лучше закончить свадьбу? Каким должен быть финальный блок: нежным, романтичным, лиричным или веселым, драйвовым, заводным? Должны ли в нем быть какие-то обряды или лучше построить его на конкурсах? Нужны ли слова ведущего или пусть звучит только музыка? Все зависит от манеры ведения свадьбы, характера самого ведущего (ведь любой материал он "пропускает" через себя) и, конечно же, от заказчиков.

Но любой финал свадьбы, какой бы он ни был (веселый или лиричный), должен быть эффектным, эмоциональным и логически вписывающемся в общую канву всего торжества. Это не просто слова ведущего: "Вечер окончен, всем спасибо, вы держитесь здесь, всего вам доброго, хорошего настроения и здоровья". Нет, это целый блок, состоящий из нескольких сценарных элементов. Как правило, в финальный блок обязательно входит бросание букета и подвязки, снятие фаты, или посвящение невесты в молодую хозяйку, или же перевод молодых на "вольные хлеба", заключительный танец молодоженов и прощание молодых с гостями. На одних свадьбах молодожены попрощавшись с гостями и красиво помахав им садятся в машину и уезжают, а на других прощание делается на камеру, для фильма, а молодожены после этого остаются в зале и либо начинают собираться, либо еще продолжают веселиться и танцевать вместе с самыми стойкими. Это уж зависит от пожеланий заказчиков и от работы ресторана. Но если тамада ставит эффектную точку, то его работа на этой свадьбе заканчивается.

Если по плану свадьба еще будет продолжаться и заканчивается только работа тамады, то так и нужно сказать: "Я прощаюсь с вами, но ваш свадебный вечер продолжается!": - и поблагодарить молодоженов и их родителей за то, что они пригласили на свой праздник, а гостей за поддержку, помощь и участие.

Из чего состоит финальный блок?

Многие ведущие начинают финальный блок с танца невесты с папой. Музыку выбирают душевную, которая сама настраивает гостей на лиричный лад. После танца папа подводит невесту к жениху и вручает свою дочь в его надежные руки, подтверждая этим жестом свое доверие зятю. Затем для некоторых регионов обязателен обряд снятия фаты, прощание невесты с девичеством и только потом пришедшие к нам из Европы и США и прочно укоренившиеся на наших свадьбах бросания букета, подвязки и заключительный танец молодоженов. Ну а после этого - красивые слова о вечной любви, пожелания молодоженам и прощание с гостями. Некоторые ведущие в финальный блок вставляют зажжение семейного очага, некоторые - песочную церемонию. А кто-то, совмещая традиции и креативный подход, вместе с гостями собирает для молодоженов корзинку счастья для их первой брачной ночи, делают чашу изобилия или зажигают созвездие семьи. Да мало ли что можно придумать для эффектного финала.

Иногда на молодых в конце одевают общую ночную рубашку, на которой все гости могут оставить свои пожелания и подписи. Конечно такой эпизод вряд ли можно назвать романтичным, но для веселой свадьбы, где молодые категорически настроены против лирики, слез и всяких нежностей, он подойдет. Но если вам такая ночная рубашка больше напоминает смирительную, пожалуй, не стоит предлагать подобный вариант, придумайте что-то другое, например хомутание жениха и кольцевание невесты, недаром ведь говорят "окольцевал девушку", "захомутала парня". Пусть молодожены оденут друг на друга подготовленные широкие ленты с цветами. Также "хомутом" может быть огромный галстук, на котором будет написано "Ура! Меня захомутали!", а кольцом для невесты - красивый пояс с надписью "Я - окольцованная!". Ясно, что на свадьбах, где лирические, сентиментальные моменты не приветствуются, и финальный танец может быть не романтичным танцем молодоженов, а общим танцем всей свадьбы под песню близкую всей компании. Например, "Гуляй свадьба", или "Видели ночь, гуляли всю ночь до утра" в современной обработке, или любую другую веселую мелодию.

Какие моменты включать в финальный блок, решают молодожены. Задача ведущего рассказать о каждом варианте как можно подробнее и предложить по его мнению лучший, аргументируя свой выбор. Но не стоит настаивать на своем видении финала. Если невеста, к примеру, не желает снимать фату, то с этим придется смириться. Наверняка в программе тамады можно найти немало фрагментов сценария, которые безболезненно заменят этот обычай, и финал получится не менее интересным. Точно также и наоборот, если заказчик отдает предпочтение традициям или же просит провести окончание так, как принято на его родине, в его регионе, придется подсуетиться и найти необходимый материал, разумеется, тут стоит расспросить самих клиентов, может быть они или их родственники смогут помочь и расскажут какие-то интересные детали обычая.

Но часто критерием для молодоженов, по которому они выбирают фрагменты для финала (впрочем, как и для всей свадьбы) во время обсуждения, является одно: "У нас так не принято, мы не видели". Если для какой-то местности тот или иной обряд непривычен, это не значит, что от него обязательно нужно отказываться. Расскажите молодоженам о нем так, чтобы они увидели, представили всю красоту обряда. И не бойтесь предлагать что-то новое - таким образом красивая фишка, непривычная для вашего региона, будет только у вас.

Корзина счастья для царской жизни

В старину молодым, провожая их в опочивальню, давали с собой завернутую в скатерть вареную курицу. Сейчас не стоит, пожалуй, пачкать скатерть, и от обычая можно оставить только одно - "дать с собой еду", но со смыслом. Если раньше молодожены на свадьбе ничего не ели, поэтому курица была в самый раз, то сейчас молодые вряд ли испытывают голод, отправляясь на брачное ложе. Однако, если подсчет денег (а чем еще заниматься в первую брачную ночь) затянется, то собранная корзинка придется как раз кстати. А вот положить в красиво украшенную корзинку следует продукты, которые могут что-то символизировать. Например, кто-то из гостей может положить в корзину персик, который по фэн-шую символизирует здоровье и долголетие, гранат - символ семейного счастья, привлекающий удачу в зачатии детей, виноград - для привлечения богатства, яблоко - для гармонии, апельсины - для удачи. Можно добавить еще золотые яйца, как символ новой жизни и удачи, баночку с медом для сладкой жизни или кусочек тортика (тот самый верхний ярус, который молодожены сняли для себя), большой бутерброд с красной икрой как символ благополучия и сосуд с чистой водой, символизирующий начало новой жизни, благосостояние и удовольствие. Ну и курицу с хлебом - символ плодовитости и богатства. А почему бы и нет? Даже в романе "Пётр I" Алексея Толстого есть упоминание, как на царской свадьбе молодому царю Петру и его невесте Евдокии Лопухиной в опочивальню с собой дали курицу. А чем современные молодожены хуже царской четы? Ведь перед уходом на них можно даже надеть короны. И не страшно, что выбор продуктов основывается и на знаниях фэн-шуя, и на исконно русских обычаях - в нашей современной жизни уже давно переплелось множество культур и традиций, и свадьба не является исключением.

"75-летний юбилей совместной жизни называется коронной свадьбой. И тогда на супругов одевают короны. Те короны заслужены терпением и опытом, прожитыми вместе годами, они украшены алмазами верности и рубинами любви, пронесенной через года. Но в первый день семейной жизни мы тоже хотим увенчать вас коронами, украшенными нежными цветами, зелеными листьями и стеблями - ведь сегодня у вас зеленая свадьба. Сегодня мы коронуем вас, чтобы вы почувствовали всю ответственность и все величие своих новых статусов - мужа и жены, ведь отныне вам предстоит жить в царстве любви. А название вашего маленького царства-государства будет "Семья...". И пусть в нем вместе с любовью обязательно поселятся еще взаимопонимание, уважение, гармония и доверие. А символом гармонии и взаимопонимания являются яблоки. Пусть в вашем царстве живет всегда удача (апельсины), здоровье и долголетие (персики), счастье (гранаты), богатство (виноград). А еще мы дадим вам с собой сладкий торт, чтобы жизнь была сладкая. В старину, даже на царских свадьбах, для продолжения рода в первую брачную ночь молодоженам давали с собой курицу и хлеб, символы плодовитости и благополучия. Вот и мы не будем отступать от этой традиции и, собирая вас в долгую дорогу по семейной жизни, положим в вашу волшебную корзинку вареную курицу и бутерброд с икрой (хлеб). Все эти продукты в свою первую брачную ночь вы съесть не сможете, но хотя бы просто попробуйте, а вот то, что они символизируют: любовь, удачу, гармонию, богатство и счастье - обязательно постарайтесь сохранить, приумножить и пронести через всю свою семейную жизнь. Вам двоим придется долго и мудро управлять своим царством любви, чтобы не было в нем никаких войн, распрей, чтобы вам и маленьким жителям вашего семейного государства, которые обязательно появятся в скором времени, было всегда радостно, и чтобы ваше царство "Семья..." всегда процветало. И только от вас зависит, сможете ли вы на 75-летний юбилей вашей семьи получить заслуженные короны, украшенные самыми большими драгоценностями: любовью и верностью."

Распределить продукты среди гостей несложно, нужно просто спросить: "Кто желает молодым гармонии, кто желает любви и т.д.". Наверняка будет лес рук. Первому, кто поднимает руку после вопроса, и дайте держать соответствующий фрукт или иное яство для "Счастливой корзины".

Конечно, к концу вечера и молодожены, и все гости устали, "насытились" впечатлениями, конкурсами, играми, тостами и к тому же не всем удается дойти до конца трезвыми. А попав в плен к зеленому змию, они тем более не готовы воспринимать слишком длинные тексты и выполнять сложные задания (для некоторых даже выйти в круг на площадке - это уже подвиг). Оставьте таких гостей в покое, пусть посидят за столом, отдохнут. Работайте с теми, кто еще полон сил и готов сделать все, чтобы прощание с молодоженами получилось фееричным, сказочным и душевным.

Чаша изобилия

Еще один фрагмент, который можно включить в финальный блок - это чаша изобилия. По принципу "корзины счастья" молодожены наполняют чашу изобилия крупами, узнавая их символическое значение. Чашей может быть красивая банка, хрустальный рог (тогда это будет "рог изобилия") или любой сосуд, который выберут молодожены. А крупы стоит выбрать в таком количестве, чтобы сосуд получился наполненным полностью, не вызывая сомнений в достатке и благополучии молодой семьи. Насыпать можно гречку, рис - знак плодородия, семечки подсолнуха - символ здоровья, ягоды шиповника - для женской красоты, чеснок, чтобы отгонять злую силу, фасоль - символ зарождения новой жизни, горох - для богатства, розовые лепестки - для романтики. Потом попросите, если чаша позволяет, все перемешать, ведь в жизни тоже все перемешано, и продемонстрировать гостям, чтобы они были спокойны - у молодоженов дом будет "полной чашей" и жить им предстоит в любви, согласии и достатке. А чтобы крупы не портились и жучки в них разные не заводились, дайте молодоженам совет - использовать чашу в минуты ссор и обид (а такие ситуации, к сожалению, бывают в каждой семье, главное - научиться достойно из них выходить). Можно даже выдать им такую инструкцию:

"В минуты ссор и обид вместо того, чтобы надувать губы, метать искры из глаз и хмурить брови необходимо следовать инструкции:
1. При первых признаках ссоры возьми из чаши горсть зерна.
2. Насыпь зерно на тарелочку.
3. Разбери все зерно как Золушка на отдельные виды.
4. Пока будешь разбирать зерно, думай, что твоя половинка самая лучшая и что не стоит мелкими обидами портить ваши семейные отношения.
5. Разобрав зерно, ссыпь его назад в чашу, подойди и поцелуй свою половинку.
6. Все! Конфликт исчерпан!"

Бусы счастья

Некоторые ведущие перед финальным танцем или уже после него собирают для молодых бусы счастья. Купите разноцветные шарики - это могут быть стеклянные шарики для аквариума или же большие деревянные бусины. Подойдут и небольшие елочные игрушки-шары, зачастую они сейчас изготавливаются из пластмассы. Пластмассовые или деревянные шары можно раскрасить яркими цветами. Раздайте шарики гостям, а молодоженам вручите большой коньячный бокал или же бокал-вазу (такие можно купить в цветочных магазинах). Молодожены проходят вдоль круга гостей, а все говорят им по одному слову-пожеланию ("любви", "счастья", "удачи") и опускают бусину в вазу.

"Сегодня вы собрали волшебные бусины счастья, подаренные вам вашими гостями. Вы видите, какие они яркие, обязательно нанижите их на ленту и, если в вашей жизни наступят хмурые дни, оденьте на себя эти бусы и все проблемы сразу отступят. Пусть все дни в вашей семье будут расцвечены яркими красками, наполнены любовью и нежностью. Мы все желаем вам счастья."

Хорошо, если после этих слов включается песня "Мы желаем счастья вам". Кто-то скажет: старо. Может быть. Но зато красиво и символично. И хотя песня действительно старая, ее по праву можно считать гимном счастья.

Свадебный фильм

Если есть возможность показать на экране отснятые фотокадры и видео свадьбы, это можно сделать именно в финальном блоке. Но такой киносеанс возможен, только если тамада и видеооператор работают в одной команде и по общему сценарию. Конечно, показывать свадебный мини-фильм лучше в том случае, если финальная точка будет поставлена за столом, когда все гости после танцевальной программы остались еще пообщаться друг с другом и с молодоженами. На конкурсы и другие развлечения сил у них уже нет, а вот посмотреть на себя красивых сил вполне хватит. Понятно, что фильм будет еще не обработан, без каких-либо спецэффектов, но для всех присутствующих он будет от этого не менее интересным и послужит прекрасным способом рекламы для оператора - многие гости после такого просмотра захотят и себе заказать его услуги. Точно также и с фото. Выбрать нужно несколько небольших интересных фотографий, самых ярких, на которых присутствуют не только молодожены, но и гости.

Огоньки тепла, любви и страсти

Как и в блоке с первым танцем молодоженов, в финальном блоке существует немало способов усилить эмоциональное воздействие слов и действий на зрителей (гостей). Это и мыльные пузыри, и хлопушки, и фонтанчики с холодным огнем, и, конечно, свечи. Иногда можно услышать, что свечи на финальном блоке выглядят так, как будто молодых провожают в последний путь. Весьма неуместное сравнение. Огонь на свадьбе символизирует чистоту, жар сердец, тепло домашнего очага, торжество света над мраком, силу, мощь, страсть и энергию. Поэтому горящие огоньки в зале с приглушенным светом создают особую атмосферу торжественности момента, подчеркивают значимость последних слов ведущего. Обычно молодожены танцуют свой заключительный танец в светящемся сердце - его можно выложить на полу светодиодными фонариками, электронными свечами, дюралайтом, блестящим конфетти, нарезанным из фольги и упаковочной бумаги. От настоящих свечей все-таки лучше отказаться - уж слишком это небезопасно. Если пригласить гостей сделать вокруг танцующих молодоженов "круг друзей", то можно им тоже раздать электронные свечи или светящиеся воздушные шарики. На смену опасным бенгальским огням пришли светящиеся неоновые палочки, которые продаются на всех праздничных массовых мероприятиях и начинают светиться при сгибании.

Некоторые ведущие используют гелиевые шары, которыми был украшен зал. Они ведь уже сыграли свою роль, "отработали" украшением на свадьбе, поэтому их можно смело запустить в небо. Ведущий раздает эти шарики гостям, находящимся на танцевальной площадке в кругу друзей, а после финального танца приглашает всех выйти на улицу и запустить шары в небо, чтобы ангелы на небесах порадовались созданию новой семьи. Молодожены тоже получают гроздь из воздушных шаров и могут привязать к ней на тонкой ленте бумажное сердечко с пожеланиями - чтобы небеса исполнили их мечты. Ну а если в гелиевых шариках есть еще и светодиоды, то такой запуск воздушных шаров может быть достойной альтернативой китайским фонарикам. И главное - безопасной. Нередко китайские фонарики, падающие в соседские дворы, уносимые ветром на крыши домов и в кроны деревьев, становятся причиной если и не сердечного приступа у ведущих, то уж отмирания не одного миллиона нервных клеток как минимум.

Если удастся купить или сделать большой канделябр в форме сердца, то можно зажечь на нем 7 незадуваемых свечей (семь - число семьи), поручив молодоженам загадать желания. Скажите, что прощаясь в свадебный вечер с молодыми, все гости желают им исполнения желаний, причем не одного, двух или трех, а всех, которые есть у молодоженов. И так как вечер волшебный, то возможно произойдет чудо и молодым удастся загадать много желаний, потому что свечи гости будут зажигать своей любовью вновь и вновь. Пока вы будете говорить, свечи немного разгорятся и фокус удастся. Задув свечи, молодожены с удивлением обнаружат, что они вспыхивают вновь, а значит, можно загадывать новое желание. Когда эта игра надоест, скажите молодоженам, чтобы они оставили немного желаний на потом и взяли волшебные свечи с собой, затушив их просто пальцами. А зачем же нужен большой канделябр необычной формы? Просто молодожены очень эффектно смотрятся на фоне горящего сердца - такая финальная картинка будет красивой и на видео, и на фото. Но, если его нет, можно взять обычный подсвечник.

Ну и самый громкий финал - это фейерверк. Если молодожены купили фейерверки и настроены запустить их в конце праздника, вам предстоит попрощаться, сказать красивые финальные слова и пригласить всех гостей на улицу. Почему попрощаться стоит до фейерверка? Потому что на улице вы вряд ли сможете сказать слова в микрофон (колонки ведь останутся в зале), а без микрофона прощальные слова просто потеряются.

Нужно ли приглашать гостей на танцпол и как красиво это сделать?

Очень часто, сидя за столами, у гостей нет возможности смотреть на заключительный танец молодых, обряд снятия фаты и другие действия. Могут мешать колонны, или же застолье и танцы вообще проходят в разных залах. Тогда, естественно, гостей следует пригласить на танцплощадку. Но сделать это можно по-разному. Можно просто пригласить гостей выйти на площадку, раздать им свечи, светящиеся палочки, шарики (или ничего не раздавать) и попросить сделать большой круг, в котором и будут проходить все действия: обряды, бросание букета, подвязки, заключительный танец. А можно пригласить на площадку гостей, как бы представляя их.

"Сегодня наши молодожены слышали много добрых красивых слов, но главное - они весь вечер были в кругу своих родных и друзей, которые не просто пришли поздравить молодых, а сделали все, чтобы свадьба удалась: плясали, играли и дарили тепло своих сердец. Так давайте сейчас, завершая наш праздник, сделаем для молодоженов настоящий круг друзей. Я приглашаю выйти сюда самых веселых подружек невесты, которые весь вечер веселились, танцевали, пели и были яркими звездочками на нашем празднике (подруги невесты могут выйти под песню "Веселые подруги"). А друзья жениха? Они сражались во всех конкурсах, возвращали украденную невесту и готовы были поддерживать своего друга во всем (здесь можно включить детскую песенку "Если с другом вышел в путь", "Друг в беде не бросит" или песню Барбариков "Песня о дружбе", под которую на площадку выходят все друзья жениха). И у семьи Ивановых, и у семьи Петровых есть надежные и верные друзья, коллеги по работе, соседи, которые сегодня искренне радовались за молодых и старались сделать свадьбу неповторимой. Приглашаю друзей и знакомых родителей наших молодоженов встать в круг на нашей площадке (включите песню Пугачевой "Сто друзей"). Но среди гостей на свадьбе есть те, кто всегда готов подставить нашим молодым свое плечо, помочь им советом, делом, кто связан с ними кровными узами - это родственники молодых: тети и дяди, братья и сестры, бабушки и дедушки. Выходите на площадку! Без вас наш круг не получится (можно поставить припев песни ВИА "Веселые ребята" "Родня"). И, конечно же, я хочу пригласить в наш круг тех, кого можно назвать ангелами-хранителями молодоженов, кто готов всегда защищать их, оберегать, наставлять на путь истинный, кто никогда не устанет молиться о них, кто помогает нашим молодым вязать полотно жизни и готов ради этого, если понадобится, даже распустить свое собственное. Родители молодоженов выходите в наш круг. Ваши сердца сделают этот круг особенно теплым (песен о родителях можно найти немало, например, песня Шахнозы "Мама и папа")."

Все гости выходят, берут свечи, шарики или палочки и делают круг на площадке.

"Дорогие молодожены, выходите в наш круг (включается фонограмма "Стук сердца"). Слышите биение сердец? Все сердца стучат в унисон с любовью и нежностью к вам. Вы окружены заботой, вниманием и любовью. И с таким окружением не страшны никакие проблемы."

И вот здесь прекрасно подойдет песня композитора Александра Ермолова "Мы вместе". Но выбор музыкальных нарезок зависит от ведущего - можно найти множество песен, которые прекрасно проиллюстрируют всеобщий выход на площадку.

Гостей можно поставить сперва не в круг, а стеной, чтобы молодожены почувствовали, что за своими близкими и друзьями они как за каменной стеной. Дело не в названии или расстановке, а в символичности и в напоминании, что все гости, каждый по своему, очень важны и дороги для молодоженов.

Переходом от "круга друзей" к заключительному танцу молодоженов может быть танец "породнения", который танцуют все вместе.

Как красиво подойти к финальному танцу молодоженов?

Некоторые ведущие в финальном блоке зажигают созвездие молодой семьи. Эффектно смотрится, когда перед финальным танцем гости делают живой коридор, держа в руках мерцающие воздушные шарики со светодиодами или горящие электронные свечи (свечи могут быть и просто выставлены на полу), а молодожены стоят с двух сторон этого коридора и на фоне "летящей, космической" музыки звучат слова ведущего:

"Звезды - это маленькие искорки того яркого огня, который всегда горит в сердцах влюбленных. А когда влюбленные создают семью, звездочки на небе соединяются в созвездия. Сегодня на небосводе зажглось новое созвездие - созвездие вашей семьи. Это созвездие загорелось благодаря вашей любви. Пусть никогда не меркнет его свет и его сияние всегда озаряет вашу семейную жизнь, указывая правильный путь в решении любых проблем."

По центру живого коридора стоит положить большую звезду, вырезанную из блестящего серебряного или золотого оракала, наклеенного на плотную основу. По краю этой звезды можно прикрепить елочную гирлянду или светодиодную ленту, и на словах ведущего она должна загореться. Идеальный вариант - закрепить по краю звезды электронные свечи, которые включаются пультом, но этот вариант довольно дорогой. Молодожены начинают идти навстречу друг другу, а на фоне музыки пусть звучат их клятвы, записанные заранее в студии звукозаписи, или же просто несколько красивых слов, имитирующих мысли молодоженов. Например, можно предложить строчки переделанной песни "Звездный мост" из кинофильма "31 июня":

Она
Любимый, с тобой мы средь кутерьмы
В мире огромном друг друга нашли.
Он
Родная, пусть мост из мерцающих звезд
Будет нашей дорогой любви!

Он
Как ярко светятся, сегодня светятся
Невероятные глаза твои.
Я рад, что встретиться, однажды встретиться
В огромном мире мы с тобой смогли.
Она
Путь млечный стелется, пред нами стелется
Необозримою дорогой звезд.
Мне, знаешь, верится, мне точно верится,
Что он для нас с тобой, как звездный мост.

Не соглашайтесь, чтобы молодожены говорили слова клятвы или стихотворения вживую. Волнение, усталость могут сыграть злую шутку, слова будут забыты и вся красота момента потеряется. Только запись. Сейчас это сделать не сложно. Не обязательно искать крутую профессиональную студию - с записью может помочь ди-джей.

Когда молодожены встречаются на звезде, начинает звучать музыка, выбранная для финального танца.

Иногда ведущие предлагают молодоженам финальный танец исполнить в облаках - на белом или голубом полотне, которое несколько создающих волны гостей держат за край.

А бывает, что танец проходит под зонтиком. Скажите, что танцуя под волшебным зонтом, молодожены должны загадать желания, и они у них обязательно сбудутся.

Чтоб погода всегда была ясною,
И без туч был у вас горизонт,
Гости ленты растянут атласные,
Вы волшебный раскроете зонт.
Не страшны с ним вам ветры и дождики,
Только знайте, счастливые дни
Все зависят в семье не от зонтиков,
А от нежности и от любви.

Если вы по краю зонтика прикрепите светодиодную ленту, работающую на батарейках, молодожены, начав танцевать под зонтом, сами смогут ее включить, что наверняка произведет впечатление на всех присутствующих.

Но после танца обязательно нужно сказать что-то красивое. Идеально подходят слова одной христианской свадебной песни, немного переделанные, они подойдут для любой свадьбы, даже если молодожены будут атеистами.

Дайте руки друг другу - отныне вдвоем,
Озаренные счастьем, пойдете вы вместе.
Путь далек перед вами и будут на нем
И шипы, и цветы, и разлуки, и встречи.
Не теряйте тепло нежных, ласковых рук,
Вы отныне вдвоем, вас никто не разлучит.
Берегите любовь от страданий и мук
И семейная жизнь с каждым днем будет лучше.

Финальная точка за столом

Но бывают свадьбы, где музыка в зале выключается на несколько часов раньше, чем заканчивается само мероприятие. Поэтому заключительный танец молодых проходит, например, до сладкого стола, но никуда после него ни молодые, ни гости уезжать не собираются, играть прощание на камеру тоже так рано не хотят (а может, и оператора нет), да и тамаду не отпускают, оплатив его работу полностью за весь вечер. Как же быть в таком случае? Не проблема. После заключительного танца молодоженов, посвятите их в хозяева, вручите подходящие атрибуты (скалка, пульт от телевизора, передники) и попросите взять власть на свадьбе в свои руки, затем пригласить всех гостей к сладкому столу. Дальше будет торт, какие-то конкурсы, возможно, сборы на первенца, но потом все равно придется прощаться и ставить точку. Скажите, что у молодых начинается сегодня длинная дорога семейной жизни и, как положено перед дорогой, нужно присесть, поэтому хорошо, что все оказались за столом. Попросите молодых посмотреть на своих гостей, вспомнить все добрые слова, которые звучали в их адрес, и поблагодарить всех присутствующих за тепло сердец, подарки и праздник, который они им подарили (слова благодарности молодые могут сказать при любом варианте финального блока). Если вы внимательно наблюдали за всеми гостями во время свадьбы, то сможете напомнить им о том, как они вели себя в самые интересные и трепетные моменты торжества. Как блестели у родителей глаза от волнений и радостных слез, какой счастливой весь вечер была невеста, и каким гордым и радостным был жених, как веселились друзья молодых, стараясь создать атмосферу свадьбы, и какими чудесными были творческие подарки. Люди всегда ценят проявленное к ним внимание, поэтому им приятно будет услышать ваши слова. Подведите итог, что лучших гостей трудно найти, и попросите их всех громко крикнуть молодым: "В добрый путь!" - после чего молодожены, взявшись за руки, смогут уйти из зала под аплодисменты.

Свадебный день полон ярких впечатлений, трогательных моментов, памятных встреч. Хочется продлить этот праздник. Однако, каждое событие рано или поздно подходит к концу. И, чтобы красиво закончить этот прекрасный день, предлагаем рассмотреть все варианты эффектного завершения свадьбы:

В ресторане

К классическому завершению свадебного вечера в ресторане можно отнести такие традиции, как «Торт», «Семейный очаг»,»Танец невесты с отцом» и др. В ресторане закончить праздник можно сразу несколькими церемониями. «Семейный очаг» обычно проводят или до или после торта. Также «Семейный очаг» можно заменить на любую другую объединяющую церемонию. Сразу же после нее можно включить в сценарий танец невесты с отцом. И в завершение — благодарственные слова от молодоженов.

1. Торт Какая свадьба обходится без торта? Торт — это традиция, которой придерживаются на всех свадьбах. Обычно его подают к самому концу свадьбы. И все гости с нетерпением ждут этого момента, а после уже начинают расходятся. Традиция разрезать торт появилась еще в Древнем Риме, когда молодой муж разламывал кусок хлеба над головой у невесты и раздавал его гостям. На Руси же был каравай, который пекся по особому методу: замужней женщиной под песни «каравайниц» месилось тесто, мужчина должен был выпекать, а ребенок разрезать. Сейчас торт можно просто заказать, избежав целого ряда ритуалов. Однако, одно условие все же есть. Молодожены должны вместе, переплетенными руками, разрезать свадебный торт. Это их первая задача в роли супругов. Эта традиция чаще всего выполняется в конце вечера и вполне может стать достойным завершением.

2. Семейный очаг Семейная традиция, существующая в России более 500 лет. За такое большое количество времени она успела поменять свой первоначальный вариант проведения, поэтому существует несколько способов. Но суть остается одна. Когда рождается новая семья, необходимо разжечь огонь семейного очага, для благополучия, спокойствия, тепла и счастья в доме. Символом является огонь, который нужно передать от родителей к детям. Мамы как бы отпускают своих детей в семейную жизнь. Хранительницей очага всегда была женщина, хозяйка дома, поэтому огонь должны передавать обе мамы молодых. Одновременно. Передается огонь невесте, чтобы та хранила семейный очаг на протяжении всей совместной жизни. Вам потребуется одна свеча для матерей и одна большая,украшенная, для молодоженов. Также необходимо заготовить небольшую речь с пожеланиями, которые необходимо сказать молодым перед зажжением единой свечи новой семьи. Совет: Поставьте гостей так, чтобы получилось сердце. В самом начале должны стоять отцы. Раздайте всем свечи. Гости по очереди зажигают их, передавая огонь от свечи к свече. Огонь идет с двух сторон и доходит до мам. Так, эта церемония превратится еще и в красивое зрелище. Гости могут говорить пожелания и приятные слова, при передаче огня. Если будет какая-то возвышенность или стремянка, фотограф и оператор смогут снять уникальные кадры. Подготовьте свечи к церемонии. Если вы выбрали длинные свечи- не забудьте о подсвечниках, чтобы воск не капал на руки, обжигая их. Уточните у администрации ресторана, можно ли зажигать в их помещении свечи. Если вдруг окажется, что нельзя, подготовьте искусственные заменители.

3. Танец невесты с отцом Свадебная традиция, которая станет достойным завершением свадьбы. Это один из самых трогательных моментов всего вечера. Его можно исполнить сразу после обряда «Семейный очаг». Если захотите, можете немного видоизменить традицию. Вернее, чуть дополнить. После того, как невеста станцует с папой, пусть жених и мама также станцуют вместе. Это не менее трогательная часть вечера.

4. Благодарственные слова Все женихи и невесты всегда с нетерпением ждут дня свадьбы. Это только начало пути, по которому они пойдут, создавая собственную семью. Выразить благодарность родителям можно в любой день. Но сделать это публично удастся лишь на подобных больших семейных торжествах. Безумно трогательный момент. Напишите речь заранее, чтобы в самый волнительный момент слова не вылетели из головы и все прошло удачно. Также не забудьте поблагодарить команду, сделавшую праздник: организаторов, ди-джеев, ведущего. И конечно же гостей!

Коридор из гостей

Также завершить вечер можно и на улице. Конечно, если вход в ресторан выглядит прилично =) Каждому гостю раздайте реквизит: бенгальские огни, светящиеся палочки, свечи или световые мечи… И вам обеспечен еще один эффектный выход. Получатся потрясающие фотографии. После вы можете запустить в небо шарики, или, например, посмотреть огненное шоу.

5. Бенгальские огни Эти горящие палочки известны всем с самого детства. В нашей стране их принято зажигать на Новый год под бой курантов. Бенгальские огни, при всей их простоте, помогут вам эффектно завершить вечер. Раздайте всем гостям хотя бы по одной штуке. Попросите их встать напротив друг руга так, чтобы образовался проход, по которому новоиспеченные муж и жена пройдут, как по коридору. Фантастические фотографии вам обеспечены. Плюс ко всему, бенгальские огни стоят недорого, что делает их доступными практически для любого бюджета.

Жених уносит невесту на руках Под громкие аплодисменты, под любимую песню, через живой коридор новоиспеченный муж уносит свою жену прямиком в медовый месяц. Главное заранее подготовить вещи, билеты и паспорта.

6. Светящиеся палочки Неоновые палочки знакомы всем. Но мало кто знает, что с их помощью можно отлично завершить свадебный вечер. Они служат эквивалентом бенгальским огням. Они безопасны в использовании и не нуждаются в дополнительном обслуживании. Все что необходимо, это раздать их гостям, а фотографа попросить снимать с выдержкой. Тогда на кадрах вы увидите яркие светящиеся фигуры. Особенно приятно, что неоновые палочки стоят недорого: около 600 р за 100 шт

7. Световые мечи из «Звездных войн» Если невеста хочет классическую свадьбу, а жених ярый поклонник саги «Звездные войны», или праздник целиком оформлен в этом стиле, завершите свадебный банкет шествием под имперский марш через аллею из световых мечей. Достать их можно в любом детском магазине.

8. Свечи Свечи также могут быть красивым атрибутом завершения свадебного торжества. Свечи доступны для каждого бюджета. Свечи можно раздать гостям, а можно сделать из них «коридор». Однако, последний вариант будет смотреться эффектно в том случае, если свечей будет большое количество. Во избежание пожара, поместите свечи в стеклянные подсвечники.

Спецэффекты

9. Холодный фонтан, светящиеся инициалы и сердца Холодный фонтан на свадьбе способен поразить всех присутствующих, ведь испускаемые искры в высоту достигают более 2х метров. Температура горения не достигает 70 градусов, отсюда и название. Воспламеняемые частицы целиком сгорают в воздухе, поэтому они не обжигают присутствующих и не создают загрязнений. Однако, существуют и ограничения в использовании: не использовать фонтаны в помещении с потолками ниже 5 метров. Расстояние от наблюдающих также должно обязательно быть не менее 3х метров. Не забывайте, что это все-таки пиротехника и необходимо быть осторожными. Это один из самых эффектных способов закончить праздник. Любая невеста почувствует себя героиней романтичного и сказочного фильма. Установите холодные фонтаны вдоль дороги, по которой вы, уже в качестве мужа и жены, покинете торжество.

Таким же образом расставив фонтаны, на специально подготовленной площадке, можно станцевать завершающий танец.

Горящие сердца является, своего рода, символом пылающих влюбленных сердец молодоженов. Новоиспеченные муж и жена сами зажигают конструкцию под звуки любимой песни. Сопровождая все действо холодными фонтанами, вы усилите эффектность во много раз. Незабываемые кадры- память на всю жизнь. Цена стартует от 9000 р и растет в зависимости от времени горения, размера и конечно дополнительно используемой пиротехники. Также есть возможность заказать светящиеся сердца, сделанные с использованием лампочек. Плюс такой конструкции — время ее использования гораздо дольше, чем у пиротехнической.

11. Огненное шоу Говорят, что на пламя можно смотреть вечно. И правда, огонь завораживает. Укротить стихию могут только опытные профессионалы. Огненное (или «Файер») шоу станет удивительным сюрпризом для всех гостей. Масштабы шоу могут быть самыми разными. От пары людей, исполняющих номера, до большой труппы артистов, в сопровождении лучших пиротехнических спецэффектов. Цена соответственно варьируется. При всем этом, удовольствие не из дешевых. Закончить свадебный вечер огненным шоу будет стоить вам минимум 10 000 р. Максимум может доходить до 200 000+

12. Салют В нашей стране, как и в ряде других, салют стал классическим окончанием любого праздника. И свадьба не исключение. Все приглашенные, и малыши, и взрослые, все будут в восторге от ярких цветных взрывов в вечернем небе. Салют подбирается в зависимости от масштаба территории, количества гостей и бюджета. Длина программы также зависит от ваших средств. Если делить по видам, то фейерверк бывает наземным (высотой около 10 метров), комбинированный (шоу начинается на земле, в виде холодных фонтанов, и постепенно поднимается до высоты 50 метров, а затем на высоте 200 метров разрываются огромные шары салюта) и классический, который мы привыкли видеть на праздниках. Ценовой диапазон довольно широкий. Стартовая цена небольшого 2х-минутного салюта, подходящего для небольшой площадки- от 20 000 р. Максимальная цена может достигать более 600 000 р.

Запуск пожеланий

13. Фонарики Небесные фонарики в последние годы стали одним из самых популярных современных ритуалов. Люди загадывают желание, запускают фонарик в небо и наблюдают за его полетом. Первые фонарики были созданы в Китае, в качестве символа единения двух миров: внешнего и внутреннего. Слияние двух стихий: воздуха и огня. Если вы пригласили небольшое количество гостей, тем не менее красочным и запоминающимся будет завершение вечера. Не только сотня фонариков будет выглядеть эффектно. Даже 20 штук ненадолго околдуют всех присутствующих. Бюджет зависит не только от количества фонариков. но также и от размера и формы. Существуют фонарики шарообразные, конусообразные, в форме сердца и тд. Есть один минус — запускать их разрешено не везде. Например, рядом с домами. Совет: молодоженам лучше иметь запасной фонарик, на случай, если первый не загорится или будет случайно поврежден.

14. Светящиеся шарики Светодиодные воздушные шары, отличаются от обычных наличием led лампочки для подсветки внутри и тем, что в материал при изготовлении добавляется неон для свечения. Вы можете запустить шарики двумя способами: 1) Сделать массовый запуск из одной точки. Молодожены отрезают ленточку, сдерживающую шары, под красивую песню. (специалисты заранее прячут все шары под ткань/сетку и в нужный момент все шары одновременно взлетают в небо) 2) Раздать гостям по шарику. И все вместе с молодыми мужем и женой отпускают их. Шары могут быть разноцветные, однотонные цветные, а также классического белого цвета. Еще вы можете выбрать светящиеся шары в форме сердца. Цена такого зрелища составляет от 3 500 р за 30 штук

15. Кораблики Чтобы понять, что такого особенного в этом способе завершения свадебного вечера, давайте вспомним о возникновении самого бумажного кораблика. Они появились благодаря японскому искусству «оригами». В японии эта фигура зовется «курафуто», что переводится, как «суденышко». Пришло оно к нам в страну после окончания Русско-Японской войны. Это была преимущественно детская забава, складывать кораблики и пускать их по течению реки или ручья. Многие верят, что бумажный кораблик может унести ваше желание и исполнить его. Поэтому новая сложившаяся традиция, не только красивый акт. Идеально подойдет для свадьбы рядом с водоемом, а также для морской тематики. Когда стемнеет, вряд ли получится увидеть кораблики, поэтому поместите внутрь их свечи. Это добавит эффектности процессу.

Креативно

16. Бассейн Веселое окончание вечера для безбашенных молодоженов и их не менее отрывных гостей! Такое завершение не требует ничего, кроме наличии бассейна и теплой летней ночи.

17. Свадебный транспорт Еще один вариант красиво покинуть место торжества- уехать на необычном свадебном транспорте. Карета, велосипед, вертолет…Выбор огромный. На любой бюджет. Выберите подходящее музыкальное сопровождение и вперед, в счастливую супружескую жизнь!

Последний аккорд в любом произведении может, как сделать его фееричным, так и испортить всю идею на корню. Многие пары не придают особого значения окончанию свадебного вечера, а он как раз и важен, потому что является той самой вишенкой, которая дополняет картину. И от нее зависит общее впечатление, которое останется у гостей, после торжества.

Как же закончить свадьбу достойно? У нас есть интересные варианты!

Закончим свадьбу воздушно

Воздушные шары – это самый легкий, доступный, но в то же время красивый и эффектный способ завершить праздничный вечер. Если на улице темно, используем шарики со светодиоидами. Они красиво мерцают, и каждый гость сможет отпустить свое пожелание молодым в небо. Этот вариант совершенно безопасный, как для взрослых и детей, так и для окружающей среды.


Если же банкет проходит у открытой воды, и рядом нет домов и деревьев, то можно смело выбрать небесные фонарики в форме сердца. Они сказочно отражаются в воде и улетают довольно высоко.

Феерично — тоже вариант

Самый стандартный и уже несколько банальный способ — закончить праздник фейерверком . Но все будет зависеть от его продолжительности и качества. Удивить гостей можно только оригинальностью. И если в небе зажжется какая-нибудь надпись или вспыхнут сердца, то это будет поистине фантастическая точка.



Зимой подойдут бенгальские огни или специальные пушки, выставленные вдоль дороги. Искрящийся свет отлично будет смотреться на фото. По такой световой дорожке молодые направляются к своему автомобилю.

Нежно — для летней свадьбы

Конфетти из лепестков различных цветов – это чудесный вариант для летней свадьбы. Гостям раздаются конвертики с лепестками, и они ими обсыпают молодых и друг друга. Нежно, красиво, романтично.


Осенью можно то же самое проделать с листьями, устроить своеобразный листопад. В зимнее время воспользоваться стандартными бумажными или блестящими конфетти, которые можно пустить с потолка. Гости обычно бывают в восторге от подобных экспериментов.

Вкусно — режем торт

Традиционным способом показать гостям, что вечер подходит к концу считается торжественное разрезание торта. Разрезанию предшествует его яркое появление, под музыку, с использованием небольших фейерверков.

Жених и невеста символично делают первый надрез, всем остальным занимаются официанты. Они же угощают и раскладывают кусочки всем гостям, или же упаковывают их в специальные коробочки, чтобы можно было лакомство забрать с собой и попробовать его дома.




Традиционно подводим свадьбу к концу

Как можно еще поставить точку? Обратиться к традициям. Очень душевный обряд – снимание фаты невесте ее свекровью, покрывание головы платком, с последующим нежным танцем. Невеста танцует в кругу подруг и по очереди примеряет каждой фату.

Также можно в конце вечера зажечь семейный очаг. Родители жениха и невесты передают молодоженам горящие свечи, ими они зажигают свою большую свечу, символизирующую создание новой семьи.


Неожиданно — хороший способ

Удивить гостей можно интересным и неожиданным способом удалиться с собственной свадьбы. Если речь идет о зиме, то можно уехать на снегоходе или на санях, запряженных лошадьми.

Если свадьба проходит вблизи воды, то можно уплыть на лодке или катере. Всегда есть возможность арендовать оригинальную машину, которую не встретишь каждый день на улицах города. Это могут быть кадилаки, ретро-автомобили, или машины, щедро украшенные живыми цветами.


Музыкальное окончание вечера

Можно переодеться, давая тем самым понять, что торжественный вечер подходит к концу. Станцевать зажигательный постановочный танец, может даже при участии друзей – будет очень оригинальным решением.


Романтично — самобытно

Кто сказал, что пускать венки на воду можно только на праздник Ивана Купала? На свадьбе это смотрится самобытно, нежно и очень романтично. Естественно эту процедуру должна делать невеста со своими подругами, под красивое лирическое музыкальное сопровождение, а может даже и под живое пение.

Нужно заранее позаботиться о деревянных основаниях, сплетенных венках из полевых цветов и свечках.


Документально — снимаем фильм

Снять заранее небольшой фильм о молодых, или запустить слайд-шоу из фотографий, где жених и невеста предстанут во всей красе с самого детства – будет очень не избитой идеей, и обязательно придется по душе всем присутствующим. В самом конце можно выразить слова благодарности и попрощаться с гостями.


Душевно — в конце свадьбы одариваем гостей

Очень многие пары хотят не только получить подарки в этом важный день, но и самим одарить своих дорогих гостей. Заранее придумываются варианты для сюрпризов. Как правило, это или чашки с портретами молодых, или тематические календарики.


Большой популярностью пользуются бонбоньерки, наполненные сладостями, и украшенные живыми или искусственными цветами. В конце вечера жених с невестой говорят свое последнее слово и каждому вручают подарок.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь