Касса закрыта, на двери большой замок и объявление.
В нём объясняется, что из-за ремонта помещения кассы билеты на мероприятие будут выдаваться там-то и там-то. Собравшиеся находят кассу. Она необычная: сделана в форме большого скворечника, находящегося под потолком (в парке он может быть устроен на дереве).
На скворечнике вывеска: «Касса». В ней сидит кассир в маскарадном костюме и приглашает желающих увидеть замечательное выступление, бесплатные билеты на которое только у него. Билет можно получить, поднявшись в кассу по висящему перед ней канату или шесту.
Но не всем рискнувшим влезть по канату удаётся получить билеты. Каждому поднявшемуся в кассу кассир, прежде чем выдать билеты, предлагает расписаться в их получении.
Для этого у кассы и прибита черная деревянная доска и висит на верёвочке мелок. Вот это и оказывается самым трудным, а для многих просто невыполнимым условием…
Для игры на улице нужна площадка размером 3×9 метров.
На середине поперёк площадки на высоте 1,5 метра натягивается верёвка или сетка, с каждой стороны её в начерченных на земле квадратах (3×3 метра) расстанавливается по 9 городков.
Играющие делятся на две равные команды по 3-5 человек.
Разыграв «города» и право первого удара, команды по очереди с центра своего квадрата кидают через верёвку (или сетку) фанерные кольца, стараясь на-кинуть их на городки, стоящие в квадрате соперников.
Каждый игрок команды кидает по два кольца. Когда на городок удаётся накинуть кольцо, он считается выбитым и снимается с поля. Побеждает та команда, которая выбьет все городки противника.
Это старинная русская игра в загадки.
Играть в неё ребята могут сами небольшими группами. Каждый играющий берет себе несколько городов, например десять. Чтобы не забыть свои города, можно записать каждый город на отдельном листке бумаги и держать эти листки перед собой. (Названия городов играющих не должны повторяться, иначе будет путаница, начнутся споры.)
Одного из играющих назначают загадчиком, он должен загадать десять загадок. Загадывает первую.
Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.
Кто не сумел отгадать, сдаёт загадчику один из своих городов.
Когда все участники игры дали ответ, загадывается новая загадка. После десятой загадки смотрят, у кого сколько осталось городов.
Бывает и так, что некоторые игроки сдают все свои города.
После десяти загадок второй загадчик предлагает свои загадки. Игра продолжается. Тот, кто отгадывает правильно, получает город, который он сдал. Затем выходит третий загадчик с новыми загадками, и все отгадывают их.
После этого считают, у кого сколько осталось городов. Побеждает тот, у кого их больше всех. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать что-нибудь смешное.
Эту игру проводят под музыку.
Участники игры становятся по кругу. Ведущий выходит на середину и уславливается с игроками, что все его движения они будут повторять за ним без промедления. Но одно движение, например «руки на поясе», повторять нельзя. Тот, кто нарушит правило, выходит из игры.
Начинается игра по общему сигналу. Ведущий делает под музыку различные гимнастические упражнения или танцевальные движения на месте или продвигаясь по кругу, но вместе с тем «штрафует» всех ошибающихся.
Игра проводится с гимнастическими деревянными кольцами.
Вызываются три человека, которые берутся за это кольцо правой рукой.
На расстоянии двух метров от каждого из играющих кладётся спичечная коробка. По сигналу играющие тянут кольцо в сторону своей коробки, стараясь её достать. Каждый будет тянуть в свою сторону, поэтому это будет сделать не очень просто. Кто первым достанет свою коробку, тот будет считаться выигравшим.
Поставьте двух играющих рядом спиной друг к другу, завяжите им глаза и предложите сделать 3-4 шага вперёд, а затем повернуться два раза на месте, сделать такое же количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.
Играющие и зрители должны соблюдать тишину.
Играющие разбиваются на две равные группы. Участники игры выстраиваются в шеренги на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу.
Перед шеренгой проводят черту. По команде руководителя игроки одной шеренги берутся за руки и идут вперёд, к другой шеренге, которая остаётся на месте.
Когда наступающая команда приблизится к другой на три-четыре шага, массовик даёт сигнал (два хлопка, свисток). Наступающие разъединяют руки, поворачиваются кругом и стремительно убегают за свою черту. Игроки другой команды ловят убегающих. За чертой преследовать противника не разрешается, запятнанных игроков подсчитывают, и они опять идут в свою команду.
После этого в наступление идёт вторая команда, а игроки первой команды по сигналу ловят их.
Игра повторяется четыре-шесть раз. Побеждает та команда, которой удастся запятнать больше игроков противоположной команды.
Клоун подходит к группе ребят, держа в руках обыкновенную палку.
Эта палка заколдована, - объявляет он. Понятно, все заинтересуются, в чём же заключаются чудесные свойства палки.
- Я могу держать её сколько мне угодно, а вот любой из вас бросит её раньше, чем я сосчитаю до трёх! - заявляет клоун.
Кто-либо непременно возьмётся попробовать подержать палку, пока клоун считает. Клоун соглашается дать палку, но ставит условие:
- Если ты продержишь палку, пока я считаю до трёх, то мне придётся скакать вокруг этой комнаты на одной ножке. А если не продержишь, то скакать придётся тебе.
Затем клоун передаёт палку тому, кто с ним спорит, и начинает считать:
- Раз! Два! А закончу я счёт завтра утром. Будешь держать палку до утра? Нет? Тогда прыгай!
Первый вариант.
Призы привяжите к бечёвкам и скройте за высокой глухой перегородкой или ширмой так, чтобы наружу выходили только концы бечёвок.
Участник лотереи может вытянуть за бечёвку приз.
Конечно, ему не разрешается пробовать тянуть то за одну, то за другую бечёвку. До какой дотронулся — ту и тяни.
Второй вариант.
Призы упакованы в пакеты разной величины, но так, что в большом пакете может оказаться миниатюрная безделушка, например игрушечный солдатик, а в небольшом - авторучка, флакон духов, красивая записная книжка.
Третий вариант.
Выбор лотереи по списку (не видя самих вещей).
Секрет списка: вещи названы так замысловато, что трудно догадаться, чем они являются на самом деле.
Допустим, в списке написано «Карманный пылесос», а за этим громким названием скрывается одёжная щётка; «пишущий аппарат» оказывается простым карандашом.
Первый этап эстафеты - движение на санках. Дистанция - 30-35 метров. Затем эстафету принимают лыжники, которые должны взобраться на горку. Тут эстафету принимают ребята на санках.
Их задача: спускаясь с горки, собрать на полном ходу как можно больше флажков, расставленных по обе-им сторонам склона. Затем эстафета переходит к конькобежцам. Им надо промчаться между городками, не задев их.
На следующем этапе требуется скатать четыре снежка и бросить их в круг так, чтобы получились глаза, нос, рот.
Новый этап: спуститься с горы, стоя вдвоём на одной паре лыж.
Эстафета снова переходит к ребятам, сидящим на санках. Теперь они должны передвигаться, отталкиваясь палками.
На заключительном этапе требуется как можно дальше проехать по льду на одном коньке, не потеряв равновесия.
Разумеется, задания на этапах могут чередоваться в ином порядке.
Ребята на лыжах с палками медленно продвигаются по кругу в колонне по одному, между ними - расстояние длины двух-трёх лыж.
Водящий (без палок), подъезжая то к одному, то к другому лыжнику, командует: «За мной!»
Вызванный, воткнув свои палки в снег, следует за водящим на расстоянии двух-трёх лыж.
Каждый следующий вызванный пристраивается в затылок игроку, вызванному ранее, и следует за ним.
Постепенно водящий уводит за собой всех лыжников на расстояние 50 метров в сторону от круга, отмеченного теперь палками.
При этом он может по пути подниматься и спускаться с горок, изменяя направление.
Внезапно водящий командует: «На места!»
Лыжники бегут к кругу и занимают любое место между палками, взявшись за них.
То же делает и водящий.
Кто опоздает и останется без места, становится водящим, и игра продолжается снова.
Две команды идут в две колонны по одному на расстоянии двух шагов друг от друга по обе стороны средней черты площадки, в двух метрах от неё.
Одна команда называется «День», другая - «Ночь». За 25 метров от средней черты с каждой стороны - площадки команд «День» и «Ночь». Площадки ограничиваются линиями, параллельными средней черте.
Ведущий называет одну из команд: «Ночь!» Вызванная команда делает поворот в сторону своей площадки и бежит за её линию. Игроки другой команды стараются их догнать. Тот, кого догнали, останавливается.
Ведущий подсчитывает остановленных, и они при-соединяются к своей команде.
После нескольких пробежек игра заканчивается.
Побеждает та команда, у которой окажется меньше количество остановленных игроков.
Участники игры образуют две команды и выстраиваются попарно в колонны. У каждой команды - салазки с верёвкой, установленной на линии старта. В 15-25 метрах от неё ставятся флажки или снеговики.
По сигналу ведущего один из игроков первой пары каждой команды быстро садится в салазки, а второй везёт его до флажка.
Здесь они меняются местами, и к старту салазки подвозит игрок, ранее сидевший в них.
Вернувшаяся пара становится последней в свою колонну, а салазки также быстро принимает вторая пара, ведёт их до флажка и обратно и передаёт третьей паре и т.д.
Побеждает команда, все игроки которой раньше закончат катание.
Игру лучше провести в тёплый зимний день на улице, когда хорошо лепится снег. В ней участвуют несколько звеньев, одинаковых по численности.
По первому сигналу ведущего каждое звено скатывает большие снежные, комья и лепит из них снеговика на линии мишеней, отстоящей от линии метания на расстоянии 10-15 шагов.
Головы снеговикам делают небольшими и к туловищу ничем не прикрепляют.
Затем каждое звено готовит запас снежков и укладывает их у линии метания.
По второму сигналу звенья начинают бросать снежки в своего снеговика, стараясь сбить ему голову. При этом они не переходят линию метания.
Побеждает звено, первым сбившее голову своему снеговику.
Две команды выстраиваются в колонны на расстоянии трёх метров одна от другой и лицом к судье.
В тридцати метрах сбоку от каждой колонны проводят прямую линию - «город».
По команде судьи «Первая, убегай!» игроки первой команды поворачиваются лицами к своему «городу» и бегут, стараясь как можно быстрее пересечь его черту. А игроки второй команды бегут за ними, стараясь догнать убегающих и дотронуться до них рукой.
Судья подсчитывает, сколько игроков удалось догнать и запятнать, прежде чем они перебежали черту своего «города».
Затем обе команды возвращаются на места и игра возобновляется.
Судья подаёт команду «Убегай!», чередуя её по своему усмотрению, поэтому игроки не знают заранее, какой команде предстоит убегать, а какой - догонять.
Выигрывает команда, которая в результате нескольких забегов сумеет запятнать большее число играющих из другой команды.
Разумеется, число забегов должно быть одинаковыми.
На одном конце площадки чертят или намечают флажками линию «города», на другом - линию кона.
Расстояние между ними - до 20 метров.
Сбоку между линиями также проводят черту.
Одна команда становится за линию «города», другая - за боковую линию.
Каждый участник этой команды лепит для себя три снежка (не больше).
Судья занимает место сбоку и подаёт сигнал начала игры.
По этому сигналу участники первой команды пытаются по одному перебежками, перебраться из «города» за линию кона.
А вторая команда, бросая снежки, старается вывести из строя как можно больше перебегающих.
Каждый играющий, в которого попали снежком, обязан сейчас же выйти в сторону - за пределы игровой площадки.
После того как первая команда закончит перебежку, судья подсчитывает число оставшихся в строю. Затем эта же команда по одному перебегает обратно в «город», увёртываясь от снежков.
Судья снова подсчитывает число «уцелевших».
Теперь команды меняются ролями и игра возобновляется.
Побеждает та команда, в которой к концу игры осталось больше играющих.
Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. В середине круга - водящий. Он подходит к кому-либо из играющих и спрашивает, свободно ли место.
Игрок называет два любых номера по своему усмотрению. Например, он может ответить: «Нет, место занято, но скоро освободятся третье и двенадцатое».
В это время ребята, чьи места названы, быстро меняются между собой местами.
Этим моментом пользуется водящий, стараясь быстрее занять одно из освободившихся мест. Если ему удастся это сделать, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. В противном случае водящий остаётся в центре круга и игра продолжается.
Эту игру можно проводить и в помещении.
Играющие с хоккейными клюшками в руках образуют большой круг.
Водящий с хоккейной шайбой или деревянным шаром становится в центр круга. Ударом по шайбе он старается вывести её за линию круга, а играющие отбивают шайбу, подставляя свои клюшки и стараясь направить её снова водящему.
Игрок, который пропустит шайбу за круг с правой стороны от себя, становится водящим и занимает место в центре круга, а водящий становится на его место в круге.
Игра продолжается.
Какая птица выводит своих птенцов зимой?
(Клёст. Клесты питаются еловыми и сосновыми шишками. Они выводят своих птенцов зимой, потому что корма вволю.)
Что в огне не горит и в воде не тонет? (Лёд.)
Чем больше верчусь, тем больше становлюсь? (Ком снега.)
Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз.)
Можно ли в решете воды принести? (Лёд и снег, так как это и есть вода, но только в твёрдом состоянии.)
Что вверх ногами растёт под крышей? (Ледяная сосулька.)
Приходит тихо, а уходит с шумом. (Снег.)
Какой год продолжается всего один день? (Новый год.)
Кто начинает веселиться в одном году, а заканчивает в другом? (Человек, встречающий новый год.)
Синий нос - всегда на мороз. (Стрелка компаса.)
При подготовке использовались сборники «Игры, развлечения, фокусы» (М. Советская Россия, 1961), «Новогодняя елка» (М. Советская Россия, 1966), журнал Cцeнapии и peпеpтyaр, региональные издания Магадана, Ульяновска, Северной Осетии-Алания.
Конкурсы и викторины для Новогоднего праздника.
Хоровод
Играющие встают в круг в порядке «парень — девушка», Дедушка Мороз (ведущий) — в центре. Дедушка Мороз говорит: «Хорошие у меня ручки?» Все отвечают: «Да», берут за руки соседей и ходят вокруг ведущего, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, Дедушка снова спрашивает: «Хороший у меня живот?». Играющие берутся за животы соседей и продолжают хоровод. Что еще хорошего у Дедушки Мороза и за что придется держаться, водя хоровод, зависит от настроения и степени опьянения.
Снежки
Для игры понадобятся «снежки» (можно скомкать салфетки или газеты, чем больше — тем лучше) и стулья по количеству игроков.
Участники разбиваются на две команды. Игроки одной команды выстраиваются на стульях в шеренгу. Задача противников — выбрать самого меткого, и тот должен как можно больше снарядов послать в стоящих на стульях с расстояния 10 метров. «Мишени», в свою очередь, могут уворачиваться. Потом команды меняются местами.
Побеждает команда, у которой больше снежков попало в цель.
Хоккей
Для игры понадобится следующий реквизит: детские пластмассовые клюшка и шайба. Участвуют несколько пар: женщина изображает ногами ворота, а мужчина должен метров с 3—4 загнать в «ворота» шайбу. Пары-победители выходят во второй тур, где мужчины с женщинами меняются местами. Самое смешное в этой игре — комментарии «хоккеистов» и болельщиков.
Круговорот
Игроки образуют 2 круга: внешний — мужчины, внутренний — женщины. Ведущий объявляет, что нужно сделать играющим, а те выполняют задания. Характер действий определяется только фантазией ведущего, например: поздороваться как жена и муж после долгой разлуки, обняться, придушить друг друга по-соседски, почесать друг у друга за ушком и прочее. После каждого действия внешний круг двигается по часовой стрелке.
Удивительные существа
Каждому гостю выдается по листку бумаги. Играющий должен нарисовать сверху голову — человека, животного, птицы. Затем лист загибается так, чтобы изображения не было видно, — остается только кончик шеи. Рисунок передается соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь можно развернуть все рисунки и посмотреть, какие на них изображены существа. Ведущий может объявить конкурс на лучшую историю об удивительных существах.
Приз в загадках
Какой-либо предмет, который может выступать в качестве приза, заворачивается в бумагу. На обертку приклеивается содержание любой загадки. Этот сверток вновь оборачивается, и снова приклеивается загадка. Эту операцию нужно повторить 10 раз. Играющие садятся в круг. Ведущий дает в руки одному завернутый в десять оберток приз. Играющий убирает одну обертку, видит загадку, читает про себя. Если отгадал — говорит отгадку, если нет — читает загадку вслух. Тот, кто ее отгадал, получает право далее развернуть приз, и все продолжается по этой же схеме.
Приз получает тот, кто угадает последнюю загадку.
Для этой игры можно использовать следующие юмористические загадки и вопросы:
Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)
Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый)
Встанет — до неба достанет. (Радуга)
Около 40 млн. человек занимаются этим по ночам. Что это такое? (Интернет)
В пустыне лежит мертвый мужчина. За плечами мешок, на поясе фляга с водой. На многие километры вокруг нет ни единой живой души. От чего умер человек и что в его мешке? (Человек умер от удара об землю, а в мешке — парашют, который не раскрылся)
В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (Независимо от распределения жильцов по этажам кнопка «1»)
Откуда родом снежная баба? (Из ЗИМБАБве)
Что это такое — цвета сирени, назад видит так же, как и вперед, и прыгает выше колокольни? (Белая слепая лошадь, т. к. сирень бывает белая, а колокольня вообще не прыгает)
Что такое: глаза боятся — руки делают? (Секс по телефону)
Что такое: самое доброе в мире приведение с моторчиком? (Запорожец)
Что такое: голова есть, головы нет, голова есть, головы нет? (Хромой за забором)
Как хорошо тебе и мне, я под тобой, а ты на мне. Что такое? (Ежик яблоко несет)
Что это такое: летит и блестит? (Комар с золотым зубом)
Что такое: 90/60/90? (Скорость при инспекторе ГИБДД)
Сережки для простаков. (Лапша)
Что у женщины на теле,
У еврея на уме,
Применяется в хоккее
И на шахматной доске? (Комбинация)
На какой вопрос никто никогда не ответит «да»? (Спящий на вопрос: «Вы спите?»)
Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
Он от дедушки ушел и от бабушки ушел... (Секс)
Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках? (Чукотский Дед Мороз)
Что такое: два брюшка, четыре ушка? (Кошачья свадьба)
Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Нехватка молодежи на селе)
С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Собака должна стоять. Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик отвечает, что ей нужно ежать со сверхзвуковой скоростью)
Идет ежик лысый — сколько ему лет? (18 — его в армию забирают)
Что ты смотришь на меня, раздевайся, я твоя. (Кровать. Вариант: вешалка)
То висячий, то стоячий, то холодный, то горячий. (Душ)
Ты помни его немножко, будет твердый, как картошка. (Снежок)
Маленький, серенький, на слона похож. (Слоненок)
Сто одежек, и все без застежек. (Бомж)
Шел охотник мимо башни с часами. Достал ружье и выстрелил. Куда он попал? (В милицию)
Осенью питает, зимой согревает, весной веселит, летом холодит. (Водка)
Что общего между деньгами и гробом? (И то и другое сначала заколачивают, а потом спускают)
Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек? (Всего одну, т. к. вторая у него уже сломана)
Четыре братца под одной крышей стоят. (Бригада)
Какое слово всегда звучит неверно? (Слово «неверно»)
Какое колесо не крутится при правом развороте? (Запасное)
Посох Дедушки Мороза
Стулья устанавливаются в ряд, сиденьями поочередно в разные стороны, и на них рассаживаются игроки. Дед Мороз (водящий) берет в руки свой посох (швабру) и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет посохом об пол, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так Дедушка ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целый хоровод «снежинок» и стадо «зайчиков». Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют все движения за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, Дед Мороз дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А это теперь не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось стула.
Доползи до елочки
Цветным мелом на полу рисуется несколько пересекающихся, переплетающихся «тропинок» разного цвета, которые заканчиваются у елочки. Под елочкой, естественно, находится приз. В начале каждой тропинки кладется карточка с описанием способа передвижения: ползком, гусиным шагом, спиной вперед, прыгая на левой ноге, без помощи ног и т. д. Игроки, выбрав свою «тропинку», стараются как можно быстрее дойти, добраться до конца пути описанным в карточке способом. Кто первым окажется у цели, тот победитель.
Новогодний костюм
Ведущий вызывает две пары и предлагает изготовить новогодний костюм, используя только газеты, булавки, прищепки и ножницы. Победителей определяют другие гости.
Фанты из бутылки
На вечеринке всем раздаются по два- три листка бумаги, и все пишут на них свои желания. Например: «Изобразить снежную бабу, которая начала таять», или «Поцеловать Деда Мороза», или «Исполнить стриптиз у елки». Далее эти бумажки сворачивают в трубочки и засовывают в бутылку из-под минеральной воды или колы. Все желающие садятся в круг и играют в бутылочку, но правила следующие: на кого покажет горлышко, тот достает одну записку, читает желание и выполняет его. Изюминка игры в том, что игроку может выпасть его же собственный фант, поэтому разумная доля садизма и мазохизма в придумывании желаний приветствуется.
Тесный круг друзей
Приготовьте бумажки с названиями частей тела, сверните их так, чтобы нельзя было прочитать, и сложите в шапку. Первые два игрока вытягивают по бумажке и прижимаются теми частями тела, которые в них указаны. Затем третий участник вытягивает бумажку, где написано, к какому месту он должен прикоснуться, и так далее по цепочке. Затем все начинается по второму кругу. При этом цепочка не должна разрываться. Первый хватается за последнего, второй за первого, и так, пока не закончатся бумажки или пока будет хватать гибкости.
Дед Мороз и Снегурочка
В комнате перед елкой остаются все присутствующие девушки и ведущий. Каждая выбирает себе елочный шарик и запоминает его. Затем по одному заходят мужчины. Вошедший мужчина выбирает на елке любой шарик и, если угадал какую-нибудь девушку, пьет с ней на брудершафт или снимает с нее один предмет одежды. После того как все мужчины по разу выбрали, они снова удаляются за дверь, а девушки меняют загаданные шарики. Выигрывает тот, кто два (три, четыре) раза попадет на одну и ту же девушку. Победитель становится Дедом Морозом, а она, естественно, Снегурочкой-ню.
Скоро зима, а это означает, что пора подумать о том, чтобы как следует подготовиться к встрече года Свиньи 2019. И важно, кроме меню и нарядов, продумать конкурсы на новый год, новогодние игры и развлечения, ведь именно они оживят компанию, не дадут заскучать, наполнят праздник радостью и смехом.
В каждом доме скоро начнется суета, кто – то поспешит выбирать любимым людям подарки, кто–то отправится за лесной красавицей, чтобы потом украсить ее всевозможными лентами, шарами, бантами, хлопушками и гирляндами, а кто–то будет составлять меню новогоднего стола. Также нужно заранее купитьдля близких и друзей.
Все это важно, ведь праздники не обходятся:
Но, что ещё необходимо для того, чтобы атмосфера была веселой, задорной, чтобы у всех приглашенных и членов семьи было приподнятое настроение? Все просто — это конкурсы, развлечения, шутки, прибаутки, загадки, песни и прочие атрибуты хорошего настроения.
Расскажем читателю, как можно создать праздник дома, какие организовать эстафеты, игры, викторины и прочие развлекалочки, которые, непременно понравятся как взрослым, так и детям.
Посмотрите с пошаговыми фотографиями.
Раскроем небольшой секрет. В сказочную зимнюю ночь любой взрослый, даже самый строгий и суровый, мечтает вернуться в детство, хоть не на долго, и почувствовать себя ребенком. А раз ночь волшебная, то и мечта эта может осуществиться. Предлагаем вашему вниманию прикольные развлечения для взрослых. Прежде, чем начать развлекаться нам понадобится заготовить несколько полезных вещей.
Атрибуты, которые пригодятся для праздничных конкурсов и игр
— Воздушные шарики (много).
— Гирлянды, хлопушки, фейерверки, бенгальские огни.
— Белые листы бумаги и маленькие стикеры.
— Карандаши, фломастеры, маркеры, ручки.
— Чертеж снежного замка (для детского конкурса).
— Пластиковые стаканчики.
— Большие валенки.
— Конфеты, фрукты, сладости.
— Маленькие подарочки и сувениры, желательно с символом года Петухом.
— Заготовленные стихи, загадки, скороговорки, песни и танцы.
— Хорошее настроение.
Когда все собрано и подготовлено, можно начинать играть и выигрывать.
В предложенных играх могут участвовать как дети, так и взрослые разных возрастов и поколений.
Когда на Новый год уже все поели, расслабились. Выпили, самое время начинать игры и развлечения, дабы гости не заскучали. Вызываем два желающих поучаствовать в игре. Каждый становится на табурет и пытается изобразить елочку. Еще два добровольца начинают украшать деревце, но не игрушками, а тем, что попадется первое на глаза. Побеждает тот, кто красивее и оригинальнее нарядит. Кстати, разрешено брать атрибуты и у гостей, это может быть все что угодно – галстуки, клипсы, часы, заколки, запонки, косынки, шарфики и прочее.
Здесь могут участвовать все возрасты. Двум героям, которым предварительно завязали руки, стоя спиной к стенду с листом бумаги, предлагают нарисовать символ следующего года – Собаку. Можно использовать карандаши, фломастеры. Участники имеют право подсказывать – левее, правее и прочее.
Смешная и озорная игра для новогоднего застолья. Все участники выстраиваются паровозиком, то есть каждый хватается за талию впереди стоящего. Главный ведущий начинает рассказывать, что гусеница у него дрессированная и выполняет любые команды. Если ей нужно станцевать, она прекрасно танцует, если надо спеть – поет, а если гусеница хочет спать, то она падает набок, лапки поджимает и храпит. И вот, ведущий начинает ставить дискотечную музыку, под которую все начинают, не отпуская талию соседа – танцевать, после можно попеть в караоке или даже под телевизор, а потом и поспать. Игра смешная до слез, где каждый проявляет себя во всех своих талантах. Шум и гам обеспечен.
Когда гости устанут бегать и прыгать, сядут передохнуть, то предложим им поиграть не вставая.
Выбираем ведущего. Он находит баночку, ну или любую пустующую емкость. Пускает ее по кругу, куда каждый кладет монетку или крупную денежку. После ведущий тайно подсчитывает, какая сумма находится в баночке и предлагает поугадывать, сколько денег в копилочке. Угадавший, содержимое получает в свое распоряжение.
Кстати, ведь в сказочный вечерок можно и погадать. Поэтому следующее развлечение у нас для взрослых:
Для этого заблаговременно приготовим много воздушных, разноцветных шариков и закладываем в них различные шутливые пророчества. Например, «Ваше созвездие находится под влиянием царицы Клеопатры, поэтому весь годы вы будете обворожительно красивы» или «В гости к вам приедет президент Новой Гвинеи» и прочее. Каждый участник выбирает себе шарик, лопает его и читает присутствующим свою шутливую записку. Всем весело, Новый год 2018 встречаем с играми и развлечениями, он запомнится всем.
Здесь ведущий называет всем участникам заранее им подготовленные прилагательные, или выписывает на лист бумаги, чтобы всем было видно. А после слова, в той последовательности, в которой их называют сидящие за столом, помещает в специально заготовленный текст. Слова добавляются в той очередности, в которой произносились. Вот образец.
Прилагательные – чудной, пылкий, ненужный, скупой, пьяный, влажный, вкусный, громкий, банановый, богатырский, скользкий, вредный.
Текст: «Доброй ночи, самые (чудные) друзья. В этот (пылкий) день, я и моя (ненужная) внученька Снегурка посылаем вам (скупой) приветик и поздравления с годом Петуха. Год, который остался за плечами был (пьяный) и (влажный), но вот следующий непременно окажется (вкусным) и (громким). Хочу пожелать всем (бананового) здоровьица и (богатырского) счастьица, (скользкие) подарочки отдам при нашей встрече. Всегда ваш (вредный) Дедушка Мороз». Примерно вот так. У слегка подвыпившей компании игра будет иметь успех, поверьте!
Игра будет носить название «Гонщик»
Отличное развлечение на Новый год 2018. Итак, берем взаймы у малышни игрушечные машинки. На каждую из них ставим бокал, доверху наполненный игристым шипучим вином. Машинки необходимо аккуратно тянуть за веревочку, стараясь ни капли не пролить. К кому первому приедет машинка, и кто первый осушит бокал до дна, тот и победитель.
Праздник в полном разгаре и можно попробовать перейти к смелым играм для самых не закомплексованных участников.
Поели, попили, пора и подвигаться. Зажигаем и играем.
Вызываем к елке двух участников. Им завязываем руки за спиной, а на блюдо кладем какой–нибудь фрукт, допустим мандарин или яблоко, банан. Задача — очистить фрукт и скушать его, не касаясь руками. Кто это сделал быстрее, то и выиграл. Победителю вручаем сувенир на память.
Здесь необходимы две прекрасные участницы. Барышням завязываем глаза и под музыку заставляем снять с Деда Мороза все прищепки, которые предварительно были на него надеты. Хором считаем снятые прищепки, у кого их больше, та и выиграла. Прищепки можно крепить в самые неожиданные места. Но учтите, это игра не для скромниц.
Участвовать могут все. В чем суть игры: передавать шапочку друг другу, без рук, а тот, кто уронит, пробует надеть ее соседу на голову, также не пользуясь руками.
Продолжаем список новогодних конкурсов и развлечений и на очереди смешная игра. Два участника должны поднять спичечную коробочку спичками, которые зажаты у них в руках. Или еще один тест. Вручаем каждому листик, с написанной на нем скороговоркой. Выигрывает тот, кто быстрее и четче произнесет стих. Поощрительный сувенир обязателен.
Посмотрите еще , которые позабавят ваших друзей и маленьких гостей.
Детки бывают разных возрастов, поэтому мы специально приготовили развлечения, как для малышей, так и для деток и постарше, школьного возраста, чтобы все было увлекательно и интересно в эту волшебную новогоднюю ночь. Кстати, можно нарядить детей в костюмы сказочных персонажей и провести конкурс на лучший костюм или конкурс «Угадайки». Если детей много, пускай каждый участник угадывает костюм предыдущего. Всем раздать сладости и фрукты.
Детки постарше обожают веселиться, а еще им нравится получать подарки и вкусные конфетки. Поиграйте с ними в эти забавные игры, наградите каждого памятным призом.
— не пропустите возможность своими руками сделать что-то необычное и оригинальное, порадуйте своих близких!
Конкурс «Чей шар больше»
Данный конкурс будет интересен и взрослым, и детям. Гостям нужно раздать воздушный шарик и как только подадут сигнал, все должны начать его надувать. У кого вперед лопнет, тот игрок выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в итоге будет шарик больше всех.
Частушки
Данный конкурс придется по душе и старшему поколению. Для организованного конкурса нужен ведущий, который будет по кругу пускать палочку. Это нужно делать под музыку, на ком она закончится тот и исполняет частушку. Кто исполнит самую интересную и смешную частушку ожидает приз.
Люблю — не люблю
Это развлечение принесет вам смех и радость. Все участники должны сказать, что они любят и не любят у своего соседа за столом. Например: я люблю у своего соседа слева щеки, и не люблю его руки. И данный участник должен поцеловать то, что любит и укусить то, что не любит.
Шар желаний
Заранее пишем на листочках желания и задания. Во время застолья каждый выбирает себе шар, и должен его лопнуть без помощи рук. То, что попало участнику, то и должен выполнить. От фантазии зависит и веселье.
Веселое и радостное настроение зависит от жизнерадостных, веселых людей. Также в новогоднюю ночь будет веселым и гадание.
Погадаем на бумаге
Берем полоски бумаги, записываем вопросы, которые интересуют, свои желания. Все укладываем в широкую посуду и наливаем воду. Та бумажка, которая всплывет наверх и будет положительным ответом или исполнением желания.
Придумывайте, играйте, веселитесь – и ваш праздник останется в памяти на долгое время, а новый год 2019, год Земляной Свиньи, принесет вам удачу!
Вы уже начали готовить конкурсы на новый год 2019? Я вчера решила подыскать различные игры и конкурсы на новый год, и нашла много интересных, которые помогут нам войти в год Свиньи весело и радостно.
Как готовиться к конкурсам и играм: веселые и интересные конкурсы на новый год помогут спасти даже традиционные новогодние семейные посиделки в компании с телевизором, не говоря уже о вечеринке для веселой компании. Однако, лучше всего немного подготовиться.
Итак, ведущий раздает гостям маленькие листочки бумаги и ручки, и предлагает записать любимое число (или любое другое число, которое приходит на ум). При желании можно записать некоторую последовательность, и сыграть несколько кругов. Когда все гости справились с заданием, ведущий говорит, что сейчас все присутствующие смогут узнать побольше друг о друге - он будет задавать вопросы, а гости отвечать на них, поднимая листочек с записанными циферками, и громко оглашая ответ.
Вопросы лучше всего подобрать простые - сколько лет тому или иному гостю, сколько раз в день он кушает, сколько весит, сколько раз оставался на второй год и так далее.
Тот, кто ошибается и отвечает правдиво, по результатам игры может читать стихи, петь песенку или выполнять разнообразные желания - можно использовать желания для игры в фанты, например, проигравшему нужно засунуть за обе щеки по несколько долек мандарина, и произнести что-то вроде «Я хомяк и ем зерно, его не трожь - оно моё, а кто возьмет - тому конец!» . Взрывы хохота обеспечены - и в процессе игры, и в ходе «наказания» проигравшего участника.
Я решила усовершенствовать эту игру на вечеринку в честь нового года 2019 для взрослых и в качестве «цели» использовать детские баскетбольные кольца - попасть в них мягким комочком ваты сложнее даже, чем в ведро.
Кстати, небольшой лайфхак - в каждой компании бывают люди, которые не слишком активно участвуют в конкурсах и пытаются просто отсидеться, из-за чего довольно много времени тратится на уговоры. Так вот, назначайте их жюри - можно заранее сделать им карточки с оценками, предложить сказать небольшую речь в импровизированный микрофон. Так они одновременно будут вовлечены во всеобщее веселье, и в то же время их не придется уговаривать и вытягивать из-за стола.
Ну и конечно вид родной мамы, которая проникновенно говорит в бокал шампанского вместо микрофона о том, как она благодарна Михалкову и киноакадемии за возможность увидеть ледовое побоище в собственной гостиной - бесценен. :))
«Оленю» нужно завязать глаза и сделать упряжку - не стоит мудрить, сойдет простая бельевая веревочка или шнурок, которые оборачиваются вокруг пояса. Вожжи отдают Санте, который стоит позади своего «оленя». Из кеглей выстраивается трасса, ведущий подает сигнал и соревнование начинается. Побеждают те участники, которые пришли к финишу раньше других и не сбили кегли. Вместо кеглей можно использовать пустые бутылки, картонные стаканчики для напитков или бумажные конусы (мы делали в виде елочек, было очень мило).
Ведущий предлагает гостям поздравить друг друга и сказать большой и красивый тост - и помахивает открыткой, на которую он уже записал поздравление. Только вот прилагательных ему не хватило, и гости должны их подсказать. Все вразнобой предлагают прилагательные, связанные с зимой, новым годом и праздником, а ведущий их записывает и после этого зачитывает результат - текст получается очень смешной!
Главный прикол сего действа заключается в том, что абсолютно у всех игроков второй зверь - зайчик. Поэтому после того, как люди поочередно поприседали на названия других животных, ведущий произносит «Зайчик!», и весь круг резко пытается присесть (пытаясь преодолеть возможное сопротивление соседей, как это было с другими животными).
Естественно, начинается всеобщий смех, а на полу собирается куча мала!
Ну, например, из последнего приведенного мною примера можно соорудить нечто вроде того: «В московском зоопарке во время зимней стирки в удаве был обнаружен коврик». Будет повод и удивиться, и посмеяться, и выпить за то, чтоб все новости в новом 2019 году были такими же позитивными.
А чтоб все желания исполнились, надо их нарисовать. На большом листе все рисуют свои желания - кто-то успевает нарисовать несколько миниатюр, кому-то достаточно схематично нарисовать желаемое. К речи президента обычно рисунок уже закончен или остаются последние штрихи. После речи президента ведущий предлагает всем взяться за руки, хором отсчитать бой курантов, и торжественно впрыгнуть в новый год и в сбычу своих собственных желаний!
Кстати, мы с мамой обычно сохраняем лист, и на будущий год проверяем, у кого что сбылось - тоже тема для застольной беседы, между прочим.
Что писать на ярлыках:
Мы в новый 2019 год в кругу семьи сыграем в популярную вариацию этой игры с песенками. В шляпу нужно набросать записочек с зимними и новогодними словами, каждый гость вслепую достает записочку из шляпы и поет песенку, в которой встречается это слово.
Кстати, повеселиться удастся и в том случае, если в ходе застолья вы позабудете все песни - скорее всего, у ваших домашних, как и у моих родственников, возникнет шикарная идея сочинить маленькую песню на ходу на самый популярный мотив, или как-то переделать одну из известных новогодних песен прошлых лет.
Кстати, эта игра подходит и для небольшой компании любого возраста - конечно, школьник вряд ли узнает советские песни, но зато результат будет забавный, а разные возрастные группы смогут сблизиться в процессе игры - ведь прикольные новогодние конкурсы объединяют!
Кстати, мои друзья, которые любят различные новогодние конкурсы для подростков и молодежи, хотели сделать этот конкурс наоборот - освобождая девушек из рубашек, однако, были вынуждены дисквалифицировать участника - оказывается, даже в варежках удобно дернуть за полу рубашки и оторвать разом все пуговицы. Поэтому лучше именно застегивать, в варежках сделать это непросто.
На работе можно разделить коллектив на мужскую и женскую команды, и дать задание одним изобразить снегурочек, а другим - дедушку Мороза. Победителем назначается та команда, у которой результат больше всего похож на сказочного персонажа.
Кстати, если подбираете конкурсы на новогодний корпоратив, не забудьте подыскать и веселую музыку - я использую под новогодние конкурсы 2019 нарезку из детских советских мультфильмов, это обычно вызывает самые теплые эмоции.
Все присутствующие должны вытянуть свою роль. Это могут быть снежинки, зайчики, белочки, дед мороз и снегурка, снежная королева, заморский гость - Санта Клаус и его олени. Раздайте небольшие атрибуты всем гостям, которые будут соответствовать их роли в эту ночь - например, снежной королеве подойдет корона, дед мороз может громко стучать нарядным посохом, а компания великовозрастных мальчиков-зайчиков с беленькими ушками украсит любое новогоднее фото.
Поверьте, новогодние застольные игры приобретут новый окрас как только тост возьмется говорить бабушка Зима или специально проснувшийся для конкурсов на новый год 2019 и новогодних танцев Михайло Потапыч.
Каждый раз удивляет, с каким трепетом гости ждут эти подарочки… Не только детки, но даже взрослые:-)
Ну, и напоследок, побудьте добрым магом и предсказателем, еще одно новогоднее развлечение от сайт:
Вот теперь вы знаете, как пройдет мой праздник, а какие у вас будут игры для новогоднего корпоратива или домашней вечеринки? Делитесь идеями, ведь застольные игры на новый год и интересные конкурсы лучше готовить заранее, а 2019 год уже не за горами!
Новогодние игры и конкурсы для развлечения гостей
Участники конкурса разбиваются на пары, одному из участников завязывают глаза полотенцем или шарфом.
Второй игрок от пары готовит в глубоком бокале коктейль из ингредиентов, имеющихся на праздничном столе. В коктейле можно мешать все, главное, не перестараться, поскольку второму участнику этот коктейль придется употреблять внутрь...
Участник, у которого завязаны глаза, пробует «ядерную смесь», его задача — отгадать составляющие коктейля. Пара, в которой будут угаданы все или большинство компонентов, побеждает.
Этот конкурс для тех, кто любит танцевать буквально до упаду. Участникам предлагается вспомнить главных персонажей фильма «Титаник» и в полной мере испытать на себе остроту переживаний двух влюбленных, что оказались на краю гибели. Ведущий рассказывает прекрасную и трагическую романтическую историю: она и он после крушения корабля оказываются затерявшимися в океане на огромной, непотопляемой льдине. Влюбленные не питают никаких надежд на спасение и сознают, что это последние мгновения их жизни. Трагическая развязка неминуема...
Итак, после прослушанной печальной истории участники делятся на пары. На полу укладывается «ледяная глыба» — расстилается газета и включается лирическая музыка (можно в исполнении Селин Дион). Участники начинают свой последний танец. Задача игроков — в процессе танца не сходить с газеты ни на шаг. Затем «льдина» начинает таять — газету сворачивают вдвое. И темп музыки тоже меняется на более динамичный. Однако вода продолжает подмывать льдину, она тает... Газету снова сворачивают вдвое. Музыка становится еще динамичнее. В итоге побеждает пара, которая, продолжая танцевать, сможет удержаться на маленьком кусочке «льдинки».
Для данного конкурса ведущему необходимо приготовить несколько небольших кусочков ваты (по количеству играющих) и раздать их участникам. По команде «Метель началась!» все игроки одновременно подбрасывают свои «снежинки» и начинают поддувать их снизу. Задача участников — не дать вате упасть на землю. Побеждает участник, который дольше всех продержит свои «снежинки» в свободном полете.
В этой игре могут принимать участие все собравшиеся, причем не вставая из-за столов. Ведущему необходимо написать на отдельных листках вопрос и ответ. Карточки с ответами раздаются всем присутствующим. Ведущий перемешивает оставшиеся у него карточки с вопросами и задает по одному вопросу каждому из игроков, а те зачитывают доставшийся им вариант ответа.
Возможные варианты вопросов
♦ Вы любите ходить в театр?
♦ Способны ли вы влюбиться с первого взгляда?
♦ У вас есть проблемы в личной жизни?
♦ У вас есть чувство юмора?
♦ Вы умеете веселиться один (одна)?
♦ Вы часто бреете ноги?
♦ Вы пробовали прыгать с балкона с парашютом?
♦ Вам нравятся женские ножки?
♦ Вы любите свою вторую половинку?
♦ Вы часто моетесь?
♦ Вы хорошо запоминаете дорогу?
♦ Вы часто красите губы?
♦ Вы часто целуете женщинам руки?
♦ Вы моете ноги перед сном?
♦ У вас есть выдержка?
♦ Можете ли вы устоять перед красивой женщиной (красивым мужчиной)?
♦ Вы улыбаетесь прохожим на улицах?
♦ Вы посещали общественные бани?
♦ Вы доверяете самому себе?
♦ Вы смогли бы назначить свидание сразу двум представителям противоположного пола?
♦ Вы довольны своей внешностью?
♦ Испытываете ли вы удовольствие во время еды?
♦ Вы часто кадрите незнакомых женщин (мужчин)?
♦ У вас много свободного времени?
♦ Вы уделяете достаточно внимания своей второй половинке?
♦ Вы делаете ночью набеги на холодильник?
♦ Вам говорили, что у вас красивые глаза?
♦ Вам говорили, что вы чертовски привлекательны?
♦ Вы влюбчивый человек?
♦ Вы часто разговариваете сами с собой?
♦ Вы умеете хорошо отдыхать?
♦ Часто ли вы попадаете в экстремальные ситуации?
♦ Вы надежный человек?
♦ Вы бегаете за автобусами?
♦ Вы часто предаетесь воспоминаниям?
♦ Мы с вами нигде не встречались?
♦ Вы случайно не прыгаете по утрам на батуте?
♦ Вы умеете контролировать свои эмоции?
♦ Вас часто «колбасит» с похмелья?
♦ Вы бы хотели стать членом партии «Любители пива»?
♦ Вы хотите изменить свой пол?
♦ Вы хорошо разбираетесь в людях?
♦ Вы пользуетесь общественным транспортом?
♦ Часто ли вы моетесь в бане?
♦ Вы любите помечтать на досуге?
♦ Вы любите поспать на свежем воздухе?
♦ Вы ходите в турпоходы?
♦ Вы ходите с друзьями на рыбалку?
♦ Вы занимаетесь сексом с незнакомцами?
♦ Вы любите приключения?
Возможные варианты ответов
Я к этому с детства привык.
У меня с этим большие проблемы.
Точно не здесь!
Да это моя стихия!
Я делаю это лучше всех.
Только если вы согласитесь составить мне компанию.
Да. И не только...
Только по понедельникам.
Я так провожу все свое свободное время.
Было бы только желание...
Я мечтаю об этом с детства.
А разве этим не каждый занимается?
Конечно! Ведь именно этим люди и отличаются от животных.
Только в бане.
Сразу после первой рюмки.
Да. Только это еще не все...
За кого вы меня принимаете?!
А разве это не приятно?
О! Отличная идея!
Давайте займемся этим вместе!
Если только я в одном нижнем белье.
Да, когда снимаю носки.
Конечно! Но сегодня я от этого отдыхаю.
Если мы останемся наедине, вы узнаете обо мне гораздо больше.
Я это часто практикую.
Да! И в этом я вам пригожусь.
Увы, но это грустная правда...
Вам не кажется, что вы слишком увлеклись?
Ну и что. Я не один (одна) такой (такая). Нас много!
Приходилось два-три раза.
Да. И это доставляет мне массу удовольствия.
Да. Это один из моих талантов.
Ну, раз на раз не приходится.
Обычно по ночам.
Особенно на приеме у зубного врача.
Да, и даже по телефону.
Ну, есть много разных способов.
В переполненном общественном транспорте.
Я уверен, что вам это тоже нравится.
Пару раз приходилось.
Это мое хобби.
Меня заставили!
Особенно в электричках.
Вы что, с ума сошли?
Только в гамаке поддеревом.
У меня с головой вроде все в порядке.
А как вы угадали?
Говорите потише. Я не хочу, чтобы все об этом узнали.
К чему это скрывать. Да! Но это происходит помимо моей воли.
Ничто человеческое мне не чуждо.
Ведущий расставляет по кругу стулья. На них усаживаются участники — мужчины и женщины вперемешку. Водящему завязываются глаза. Под музыку он начинает идти по кругу. Как только музыка останавливается, водящий должен сесть на колени к тому участнику, рядом с которым он остановился. Тот, кому «посчастливилось» в этом, должен не выдавать себя. Остальные участники спрашивают водящего: «Чьи коленки?» Если водящий угадывает, к кому на колени он «приземлился», то «счастливчик» становится водящим. Важное условие конкурса: водящий не имеет права использовать руки при угадывании.
Участники разбиваются по парам — мужчина и женщина. Ведущий выдает участникам по шоколадной конфете. Задача каждой пары — развернуть без помощи рук конфетку и съесть ее. Пара, справившаяся с заданием первая, побеждает.