Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Этого талантливого модельера часто сравнивали с персонажем из "Маленького принца" Экзюпери. Он не просто создавал уникальный фантазийный мир, отрываясь от обыденности, но и щедро делился им с окружающими. Когда ему было всего 25, он открыл модный бутик, став самым юным дизайнером История бренда Givenchy похожа на сказочную мечту со сложными перипетиями и закономерным взлетом в конце.

Рождение стиля

Родился Юбер де Живанши в 1927 году. Карьера его начинается с работы у маститого мэтра, оказавшего сильное влияние на модные тенденции Франции, - Жака Фата. Позже он сотрудничал с Робертом Пиге и Кстати, вместе с ним перенимал опыт никому не известный тогда Кристиан Диор.

Работая ассистентом у именитых модельеров, он понимает, что уже готов самостоятельно представлять собственные коллекции и основывает одноименный Дом моды. Испытывающий недостаток финансов Юбер работает поначалу с недорогими тканями. На его стиль, отличный от других дизайнеров, обращает внимание публика. Поначалу вся одежда шилась на заказ, но после прогремевшей на весь Париж коллекции, в показе которой приняла участие известная манекенщица Б. Грациани, стремящийся к совершенству Живанши получает всеобщее признание. А после знакомства с источником своего вдохновения, любимой музой творчества, верной клиенткой и хорошим другом, на протяжении сорока двух лет у него рождаются невероятные образы, которым и по сей день пытаются подражать.

Мэтр и его муза

Одри Хепберн в 1954 году снималась в фильме «Сабрина». Ей требовались новые идеи для костюмов, и в поисках нарядов она приезжает в парижскую студию Живанши. На то время кутюрье был занят показом новой коллекции, но изыскал время для встречи. Диктовавший моду Юбер де Живанши и Одри Хепберн являли собой уникальный творческий тандем, который многое дал обоим: коммерческий успех и новые идеи модельеру, а Одри после знакомства становится настоящей Актриса часто повторяла, что в одежде мэтра она чувствует себя сама собой. А модельер разглядел в ней врожденный вкус.

Героиня Хепберн - Сабрина - становится королевой бала, а наряды блиставшей в фильме Одри удостаиваются премии «Оскар». Зрителям особенно полюбилось платье из органзы с красивой вышивкой.

Вечерние платья бренда Givenchy становятся невероятно популярными. Одри со своим неподражаемым чувством стиля демонстрирует костюмы модельера не только в кино, но и в повседневной жизни.

Чувство стиля настоящей леди

Юбер де Живанши неоднократно признавался, что Хепберн идеально воплощает ту женщину, ради которой он создает свои коллекции. Он даже придумал для нее высокую шапку, позволявшую актрисе сохранить взбитую прическу под головным убором.

Можно сказать, что она была настоящей находкой для него, «подлинной леди», как ее называли партнеры по фильмам. Модельер, как никто, понимал Одри, чувствовал ее настроения, он был с ней рядом и в радостные моменты, и в горестные. Именно его поддержка помогла ей пережить расставание с мужем и смерть ребенка.

Вечернее черное платье и длинные перчатки из шелка, созданные специально для фильма «Завтрак у Тиффани», получили поистине мировую известность как особый статус шика. Потом модельер шутил, что бессмертным он стал именно из-за этого платья, а Одри назвала фильм одним из самых успешных в карьере. Юбер де Живанши одевал Хепберн до самой ее смерти, и через 2 года после кончины, в 1995 году, он передает бразды правления своего детища и уходит из мира моды.

Личная жизнь мэтра

Журналисты довольно часто приписывала актрисе и модельеру любовные отношения, но за пределы настоящей дружбы они никогда не выходили. У них была настоящая духовная общность, а не обычное сотрудничество. Юбер де Живанши, личная жизнь которого интересует многих, всегда ее тщательно скрывал. И лишь однажды признался, что в начале карьеры к нему в салон заглянула прелестная девушка с просьбой о работе. Когда модельер основал собственный бренд, он пригласил ее на должность своего секретаря. И признался, что наполненная общей привязанностью история отношений с ней очень долгая. Это был единственный раз, когда мэтр заговорил о личной жизни.

Одежда для народа

Именитый дом сделал много открытий в мире моды. Например, одежду для массового производства придумал именно Юбер де Живанши. Коллекции pret-a-porter появились на свет впервые и сразу стали популярными у покупателей. Несмотря на «массовость», модели "прет-а-порте" всегда шьются по эскизам дизайнера и отражают самые модные тенденции. Надо признаться, что именно такие коллекции стали главным источником дохода для всех модных домов.

Юбер де Живанши всегда хотел шить наряды для широкой аудитории. В 1968 году на свет появилась коллекция женских платьев, а через 5 лет он представил мужскую линию. Мэтр был счастлив одеть людей со средним достатком в аристократичные и элегантные модели. Он всегда подчеркивал, что любая роскошь имеет смысл только при будущей демократизации. Но и в области высокой моды, доступной лишь состоятельным клиентам, модный дом Givenchy создал немало интересных коллекций.

Юбер де Живанши: цитаты

Классик мировой моды часто ярко высказывался о ней и своих достижениях. Он признавался, что никакого секрета успеха нет. Он просто создавал свои коллекции, опираясь на опыт мэтров модной индустрии. И рушил при необходимости сложившиеся традиции стиля. Он с любовью и теплотой говорил о своих клиентах, признаваясь, что все они являлись послами его представлений о красоте.

Вспоминая свою у именитых мастеров, он признался, что ему был предоставлен уникальный шанс поработать с гениями своего дела, от которых он брал понемногу и учился стилю.

Год назад пожилой модельер в пух и прах раскритиковал современную моду. Он считает, что нынешние дизайнеры выпускают не самую качественную одежду, работая слишком быстро. По его мнению, мода обязана развиваться без всяких революций, постепенно, и только так создаются любимые наряды.

На вопрос, хотел бы кутюрье поменять что-нибудь в своей жизни, Юбер ответил: «Будь у меня возможность начать жизнь заново, я сделал бы то же самое».

10 марта умер Юбер де Живанши – легендарный французский дизайнер, основатель бренда Givenchy. Именно он стал автором именно того черного платья Одри Хепберн из фильма "Завтрак у Тиффани" и именно он повлиял на всю моду второй половины XX века.

Какой должна быть женщина, одетая от Живанши? Она должна быть такой, как Одри Хепберн. Грациозной, легкой и изящной. Ведь именно Одри Хепберн стала музой для Юбера Живанши на долгие годы. Идеалом, которому он был верен всю свою жизнь.

Мода - это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным,
- говорил Живанши.

Юбер де Живанши: биография

Юбер де Живанши родился 21 февраля 1927 года. Его отец Люсьен Таффин де Живанши был летчиком, с тех самых первых летчиков-романтиков, которые несмотря на всю опасность стремились к звездам. Он погиб, когда сыну было всего два года. Прадед Юбера Живанши со стороны матери - Пьер-Адольф Баден - известный французский живописец.

В 10 лет Юбер решил, что он будет модельером. Именно в этом возрасте он побывал на парижской выставке и посетил павильон Элегантности, в котором были представлены 30 моделей наиболее известных французских Домов мод.

Юбер Живанши создал свадебное платье для Одри Хепберн

Повзрослев Юбер Живанши переехал из родного города Бове в Париж, где работал и учился у таких известных модельеров того времени, как Люсьен Лелонг, Жак Фат, Роберт Пиге. Работал он и с Эльзой Скиапарелли, этой невозмутимой сюрреалисткой из мира моды.

В Париже он также ходил на учебу в школу изящных искусств. А в 1952 году осуществилась заветная мечта Юбера Живанши - он открыл собственный Дом моды, Дом моды "Givenchy". На тот момент Живанши тогда было всего 25 лет - он стал самым молодым кутюрье Парижа.

И первые его коллекции пользовалась невиданным успехом. Именно тогда им была создана и "блузка Беттина" - хлопчатобумажная белая блузка с черно-белыми воланами на рукавах. Названа она так в честь Беттины Грациани - модели и пресс-агента Дома моды "Givenchy". Его первой музы.

Блузка Беттина

В 1953 году Юбер познакомился с испанским модельером Кристобалем Баленсьягаром, который стал его кумиром, учителем и другом на долгие годы. Кристобаль в частности прославился и тем, что в 1957 году решил не допускать к своим новым коллекциям журналистов в течение первых восьми недель, чтобы они не могли повлиять на мнение покупателей.

Одри Хепберн

В 1954 году Живанши познакомился со своей музой, идеалом на всю жизнь - актрисой Одри Хепберн, для которой он должен был сшить платье к фильму "Сабрина". Именно за костюмы к фильму "Сабрина" Живанши получил свой первый "Оскар". Это событие произошло 4 февраля 1955 года.

Одри Хепберн в фильме "Сабрина"

Живанши шил костюмы ко всем фильмам с участием Одри Хепберн. Для Хепберн он создал и свои первые духи L"Interdit - "Запрещенные". Эти духи начали новое направление деятельности Дома моды "Givenchy" - Parfums Givenchy.

Еще одной женщиной, которая прославляла стиль Живанши, стала Жаклин Кеннеди. Даже на похороны мужа она заказала себе платье у Юбера Живанши.

В 1973 году Дом "Givenchy" начал заниматься мужской модой. В 1980 году "Givenchy" вошел в состав корпорации LVMH. Корпорация LVMH сегодня также владеет "Christian Dior", "Louis Vuitton", "Christian Lacroix" и "Celine". В 1990-е годы мода стала бунтаркой, дизайнеры все больше стали отходить от канонов, Живанши же по-прежнему предпочитал гармонию, оставался верен себе.

Одри Хепберн в фильме "Завтрак у Тиффани"

Возможно, он просто перестал устраивать руководство корпорации LVMH. Но Юбер де Живанши ушел сам - в 1995 году.

Главное - вовремя остановиться,
- так он прокомментировал свое увольнение.

Живанши прекратил заниматься модой, создавая эскизы для марок, занимался только ландшафтным дизайном. Юбер де Живанши, несомненно, перевернул мир моды и навсегда сделаем элегантность и изящество - модными.

Юбер Живанши и Одри Хепберн

Юбер Живанши: личная жизнь

Встреча с Одри Хепберн была судьбоносной для обоих, но, в первую очередь, для начинающего кутюрье. Он всегда выбирал для нее одежду, причем не только для кино, но и для повседневной жизни. Юбер был влюблен в актрису.

"Эта женщина является воплощением той, для кого я создаю все свои модели", - говорил он о ней.

Влюбленный мужчина, как известно, способен на многое, влюбленный француз - на все. Свои первые духи он создал именно для нее. Впоследствии на все женские ароматы компании, до самого ухода Юбера от дел, влияла Одри.

Юбер Живанши и Одри Хепберн

Хепберн, в свою очередь, говорила следующее: "Я нахожусь в такой же зависимости от Юбера Живанши, как американцы от своих психоаналитиков".

Трудно представить более плодотворный союз, чем актриса Одри Хепберн и кутюрье Юбер де Живанши. Одри стала символом модного дома Живанши на целых 40 лет.

Были ли связаны актриса и кутюрье более близкими отношениями, чем дружба и совместное творчество? История умалчивает об этом. Но с тем, что все созданное Юбером для Одри было просто пропитано любовью, не согласиться сложно.

Юбер Живанши и Одри Хепберн

Когда Одри умирала от рака, рядом с ней были ее любимые мужчины: любимый Роберт Уолдерс, оба ее сына и, конечно, маэстро - Юбер де Живанши. Через 2 года после смерти Хепберн Живанши отошел от дел. Каждому художнику необходима муза, а его музы не стало.

Легендарный дизайнерский стиль Живанши. Какими только эпитетами его не награждали - это и восхитительный, и роскошный, и искушающий, и доподлинно, без натяжек, аристократичный.

Великий модельер Живанши и его эксклюзивные работы, безусловно, останутся в истории моды как образец эталона гармонии, изящества и красоты...

Чистота образа и стиля работ Живанши - наглядный пример следования духу классических форм, безукоризненного изысканного вкуса и безупречного тона.

Последнее дефиле мастера от кутюр Юбера де Живанши.

Маститые парижские модельеры летом 1995 года собрались в Модном Доме Живанши, поучаствовать в чествовании великого кутюрье и основателя знаменитой марки Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy) по поводу последнего его дефиле. Прославленный модельер всенародно объявил о своей отставке и сказал, что посвятил последнюю коллекцию от-кутюр персоналу модного дома, разделившему его любовь к возвышенному, персоналу, который помог воплотить в жизнь его главное кредо.На фото ниже, инсталляция: Живанши и модель - вдохновение:

Своим жизненным кредо и главной идеей творчества он назвал платоновскую триаду - идею несущую красоту, добро и гармонию. К тому времени в модельном искусстве расцвел и возобладал над другими стилями новый стиль эклектика. Новая эра в мире моды - торжество и главенство эклектики, сопряженное с отходом от канонических устоев моделирования, с утратой вкуса и приличий, с засильем сочетаний не сочетаемого, вывело чистоту стиля в разряд анахронизма. Аристократ в мире моды, Юбер де Живанши перестал устраивать владетелей Модного дома компанию LVMH. Ей понадобились молодая струя с эпатажем и неожиданными экстравагантными решениями, и они сделали ставку на Джона Гальяно. Эпоха высокой моды Живанши закончилась, и ему, обладателю «Золотого напёрстка» осталось лишь сделать печальное заявление, что главное - это вовремя остановиться.

Знаменитые модели Живанши.

Прекрасный классический стиль мастера с его утонченной женственностью, чистотой и простотой линий, изяществом и чёткостью формы, безукоризненностью элементов отделки, аристократичностью аксессуаров вошел в историю моды как стиль Живанши. На фото элегантное пальто для аристократки:

Образы стиля Живанши ценили и воспевали в своих нарядах богатые и знаменитые женщины - иконы своего времени Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди-Онасис, баронесса Ротшильд. В своих моделях, знаменитых на весь мир женщинах Живанши видел, прежде всего, незаурядную личность, и одевал их соответственно, с особой элегантностью и обаянием, стараясь отразить благородство души и глубину чувств, подчеркнуть незаурядность и индивидуальность. Олицетворением такой незаурядной гармонии и аристократичности стала для кутюрье Одри Хепберн. голливудская знаменитость стала для модельера музой, освятившей, вышедшее за рамки простого моделирования и дизайна его творчество. Покидая модный дом, он заявил на пресс - конференции журналистам: «В каждой коллекции бьется её сердце, всё от эскизов до модели пронизано магией Одри, - и после паузы добавил, - мисс Хепберн и понятие "шик" неразделимы», вызвав овацию у присутствующей публики. Дружба между ними зародилась с фильма «Сабрина», для героини которого, Одри Хепберн, он шил костюмы. Платья для Одри в знаменитом, ставшим классикой, фильме «Завтрак у Тиффани», также создал мастер Живанши. На фото ниже - классика жанра от Живанши:

Его образы и идеи одежды стали заметным явлением и надолго задали ориентир в моде 60-х гг. Так или иначе они тиражируются и до настоящего времени.
Все фотографии, размещенные в этом материале, так или иначе, связаны с художником от моды Юбером де Живанши и его музой - Одри Хепберн.

История Модного Дома Живанши и классические истоки его стиля.

Все началось с того времени, когда в 17 лет от роду молодой Живанши приехал из провинциального городка Бове в столичный Париж для изучения изящных искусств. К 17-и годам юный Юбер уже был страстно увлечен искусством, живописью и скульптурой. Особенно он проникся искусством эпохи Возрождения. Образы Ренессанса, так или иначе, нашли свое отражение во всех дальнейших его дизайнерских изысках. Окунувшись в атмосферу Парижа, он попал и в блистательный мир парижской высокой моды. На фото ниже - Живанши с Одри:

Классические образцы моделей одежды Живанши изучал по полотнам великих мастеров Возрождения и французских романтиков. Он работал в модельных Домах Робера Пиге и Кристиана Диора, а затем на протяжении 4-х лет руководил бутиком Эльзы Скиапарелли, где научился выбору материалов, плавности и четкости линий кроя одежды, естественности и чистоте формы и поиску утонченного образа. К началу 1952 года Живанши смог открыть Модный Дом своего имени. Вскоре молодой модельер явил миру первую собственную коллекцию от кутюр. Специалистов в мире моды, коллег - модельеров, а главное искушенную парижскую публику первая коллекция от кутюрье Живанши поразила наповал. О нем заговорили. Дельцы от мира мод десятками выходили на него с предложениями пошива и продвижения его работ. Уже в следующем 1953-м году в мировых столицах Европы и Америки Риме, Цюрихе и Буэнос-Айресе стали появляться как грибы после дождя новые бутики «Givenchy». Живанши, как созидатель и великий мастер никогда не был сторонником новомодных метаний, революционных поветрий и авангардистских течений в мире моде. На протяжении 43-х лет со дня основания Модного Дома «Givenchy» кутюрье последовательно отдавал себя служению классике. Несмотря на соблюдение классических канонов модные коллекции в интерпретации кутюрье, как это ни парадоксально, отличались неподдельной современностью и притягательной новизной, неуловимым, свойственным только его моделям шармом. На фото ниже - кадр из фильма "Завтрак у Тиффани" с главной героиней в одежде от Живанши:

Изящные воздушные платья и элегантные юбки-тюльпанчики, тактичный, без излишеств декор стразами, пайетками, вышивкой, уместные тонкие детали, прелестные нежнейшие воротнички, слегка обнажающие утонченный изгиб шеи, по отдельности и в совокупности смогли придать обворожительный и восхитительный образ истинной леди любой носительнице его одежды. По таким ненавязчивым, всегда уместным деталям одежды, даже не специалист с легкостью и без ошибок может определить авторство аристократичного костюма от Живанши.

Парфюмерная империя Живанши - стильные ароматы.

Подвигнутый восхищением самых богатых и знаменитых женщин всего мира, Живанши решает сопроводить зрительные образы своих незабвенных моделей тонкими, присущими только им ароматами. Весь свой талант художника и великого мастера он решает положить на алтарь женщины, создать законченный образ великолепия во всех чувственных проявлениях красоты. Быть признанным королем в области зримой и осязательной моды ему кажется мало. Живанши решает покорить и обоняние женщины, доведя свои модели до идеала.

В 1957 году кутюрье образует фирму «Parfums Givenchy», и начинает создавать духи, туалетную воду и благородную косметику. Мир вновь поражен изысканностью и прекрасным вкусом великого маэстро. Его эксклюзивные, тонкие ароматы «Amarige», «Xeryus», «Ysatis», «Organza», а также весь спектр косметических изысков линий «Givenchy Beaute» и «Swisscare for» теснят на пьедестале более именитые парфюмерные фамилии Шанель, Кристиан Диор и становятся с ними в один ряд. Женщины по желанию маэстро, наконец, получают завершенный обворожительный образ во всем.

Что стало после отставки Живанши с его модным домом.

Владельцы дома мод имени Юбера Живанши пренебрегли просвещенным мнением самого прославленного кутюрье и заменили его на посту главного дизайнера дома на Джона Гальяно, очень перспективного и удачливого кутюрье. Но линия одежды «Givenchy Haute Couture», возглавляемая Гальяно не сумела сохранить дух моделей маэстро Живанши. Образы Гальяно отличались оригинальностью до маргинальности, носили флер не всегда уместной театральности и не сделали фирме ощутимого прорыва. Порвав с классикой и консервативностью Живанши, Джон Гальяно не смог завоевать новых высот для Дома. Буквально через год, сменивший Гальяно новый дизайнер Александр Мак-Куин, окончательно разрушил легендарные традиции искусства моделирования Живанши. С 2001 года Дом высокой моды имени Живанши возглавляет Джулиан Мак-Доналд. Он, кроме первой своей коллекции уже ничем не напомнил нам о традициях великого Дома и сделал ставку на авангардную моду британского толка последних лет. В основе её парадоксальность, кричащий эпатаж, броскость до вульгарности. Впрочем, мода меняется и кому-то это нужно. Справедливости ради стоит отметить, что хотя модели одежды Юбера де Живанши уже относятся к категории истории моды, его ароматы продолжают пользоваться популярностью и приносят Дому стабильный доход.

О мочекислом . Все о мочекислом диатезе почек у новорожденных и инфаркте почки у взрослых.


Живанши – элегантность, французский шарм, аристократичность, простота и утончённость. Какой должна быть женщина, одетая от Живанши? Она должна быть такой, как Одри Хепбёрн. Грациозной, как лань. Божественно прекрасной, будто бы спустившейся с небес. Настоящей феей. Ведь именно Одри Хепбёрн стала музой для Юбера Живанши на долгие годы. Идеалом, которому он был верен всю свою жизнь. Но и она не уступала ему в верности, с 1957 года эта великая актриса одевалась исключительно у не менее великого кутюрье, у Юбера де Живанши. Это «де» в его имени совсем не случайно. Его называли последним аристократом мира моды. Он и был аристократом.



"Мода - это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным" – говорил Юбер Живанши. Он никогда не был эпатажен, он не создавал немыслимых конструкций, не стремился в модерн и авангард. Он слишком любил классику и элегантную простоту. А ещё именно Живанши одним из первых поддержал идею прет - а - порте, готового платья.



Юбер де Живанши родился 21 февраля 1927 года. Его отец Люсьен Таффин де Живанши был лётчиком, из тех самых первых лётчиков-романтиков, которые не смотря на всю опасность стремились к звёздам. Он погиб, когда сыну было всего два года. Прадед Юбера Живанши со стороны матери – Пьер-Адольф Баден – известный французский живописец.


В 10 лет Юбер решил, что он будет модельером. Именно в этом возрасте он побывал на парижской выставке и посетил Павильон Элегантности, в котором были представлены 30 моделей наиболее известных французских Домов мод.



Повзрослев Юбер Живанши переезжает из родного города Бове в Париж, где работает и учится у таких известных модельеров того времени, как Люсьен Лелонг, Жак Фат, Роберт Пиге. Работал он и с , этой невозмутимой сюрреалисткой из мира моды.


В Париже он также поступает на учёбу в школу изящных искусств. А в 1952 году осуществляется мечта Юбера Живанши – он открывает собственный Дом моды, Дом моды «Givenchy», благо деньги у его семьи водились. Живанши тогда было всего 25 лет, он становится самым молодым кутюрье Парижа.


И первые его коллекции пользуются успехом. Именно тогда им была создана и «блузка Беттина» - хлопчатобумажная белая блузка с чёрно-белыми воланами на рукавах. Названа она так в честь Беттины Грациани – модели и пресс-агента Дома моды «Givenchy». Его первой музы.


В 1953 году Юбер знакомится с испанским модельером Кристобалем Баленсиага, который станет его кумиром, учителем и другом на долгие годы. Кристобаль Баленсиага в частности прославился и тем, что в 1957 году решил не допускать к свои новым коллекциям журналистов в течение первых восьми недель, чтобы они не могли влиять на мнение покупателей. Тогда Живанши его во всё поддержал.



В 1954 году Живанши познакомился со своей музой, идеалом на всю жизнь – , для которой он должен был пошить платья к фильму «Сабрина». Именно за костюмы к фильму «Сабрина» Живанши получит свой первый «Оскар». Это событие произойдёт 4 февраля 1955 года. Февраль всегда являлся для Живанши судьбоносным месяцем – в феврале он родился, в феврале открыл собственный Дом моды, в феврале получил свой первый «Оскар».


Живанши шил костюмы ко всем фильмам с участием Одри Хепбёрн, к примеру, фильмы «Завтрак у Тиффани», «Милая мордашка».


Для Хепбёр он создаст и свои первые духи L’Interdit – «Запрещённые». Эти духи положили начало новому направлению деятельности Дома моды «Givenchy» – парфюмерному, Parfums Givenchy.



Ещё одной женщиной, которая прославляла стиль Живанши, стала . Даже на похороны мужа она заказала себе платье у Юбера Живанши. Одевал он и .




В 1973 году Дом «Givenchy» начинает заниматься мужской модой.


В 1980 году «Givenchy» входит в состав корпорации LVMH. Корпорация LVMH сегодня также владеет "Christian Dior", "Louis Vuitton", "Christian Lacroix" и "Celine". В 1990-е мода становится бунтаркой, дизайнеры всё больше отходят от канонов, Живанши же по-прежнему предпочитал гармонию, оставался верен себе. Возможно, он просто перестал устраивать руководство корпорации LVMH. Но Юбер де Живанши ушёл сам. В 1995 году. "Главное – вовремя остановиться" – скажет он.


После его ухода в Доме моды «Givenchy» сменился не один дизайнер. Сначала это был выпускник Лондонской школы искусств . Затем , это «ужасное дитя» британской моды. «Шпана в благородном доме» - будут говорить о них. В 2001 году художественным директором отдела женской одежды становится Жюльен Макдоналд, заявивший в одном из интервью "Я люблю вульгарность. Мне нравится все броское, кричащее, на грани дурного вкуса". Вот уж точно то, что совершенно противоречит идеалам и идеям Юбера де Живанши. В 2004 году коллекцию для Дома «Givenchy» показал дизайнер Освальд Боатенг.



Сам же отошедший от дел Юбер Живанши в 2007 году занялся дизайном марок, так именно созданные им марки были выпущены во Франции ко Дню святого Валентина. Он также организовал выставку, посвященную Баленсиаге, помогал восстанавливать сады Версаля. А вот модной одеждой он больше не занимается.

Классик Высокой моды Юбер де Живанши родился в 1927 году во Франции. Отец будущего кутюрье был летчиком и состоял в числе первооткрывателей воздушных полетов. Мать была портнихой. Отец Юбера Люсьен де Живанши погиб во время одного из полетов, когда мальчику было три года и, не смотря на желание покорять небо, юноша отказался от мечты по просьбе матери, которая боялась потерять сына и мечтала, чтобы Юбер стал юристом.

В 17 лет Живанши начал интересоваться модой, это было неудивительно, ведь с детства молодой человек был мечтателен и обладал необычайным воображением. Как только Франция была освобождена от фашистов, Юбер поступил в парижскую Школу изящных искусств. Свое мастерство Живанши оттачивал будучи подмастерьем у самых известных французских кутюрье: Кристиан Диор, Робер Пьяже, Эльза Скьяпарелли, Жак Фат, Люсьен Лелонг.

Эльза Скьяпарелли увидела в Живанши гораздо больший потенциал, чем помощник дизайнера и доверила ему управление одним из бутиков.

Основание Givenchy и изобретения Живанши

В 1952 году, когда Живанши еще не было и 25 лет, он основал собственный бренд Givenchy. Не смотря на юный возраст и кажущуюся неопытность среди дизайнеров Высокой моды, Живанши стал очень популярным во Франции.

Одежда из хлопка? Сегодня никто не удивляется использованию этого материала, скорее наоборот: эта натуральная ткань в почете. Этот материал использовали только для создания выкроек ввиду его невысокой стоимости. У Живанши не было средств для покупки более дорогих тканей, поэтому одежда из хлопковой ткани была создана ввиду затруднительной ситуации и стала изобретением талантливого дизайнера.

«Роскошь будет жить только при условии, что она демократизируется»

Одежда, которая показывается на подиумах, а затем продается в магазинах относится к сегменту прет-а-порте (prêt-à-porter, фр.; «готовый, чтобы носить»). Живанши верил, что будущее имеет одежда, которую создают известные дизайнеры и которую можно купить в магазине. Считается, что сам термин «прет-а-порте» и это явление появились благодаря Юберу Живанши

С начала работы Живанши над собственным брендом его опорой, поддержкой, менеджером и моделью была Беттина Грациани. Он вдохновила Юбера на создание культовой блузки «Беттина» из хлопкового материала: белая блузка с крупными воланами на рукавах отделанных черной вышивкой.

Любовь к Balenciaga

В 1953 году Живанши познакомился с известным испанским дизайнером Кристобалем Баленсиагой. Живанши буквально поклонялся Кристобалю и достоверно известно, что их связывал не только интерес к моде, но и нежные чувства друг к другу. Живанши участвовал в создании всех новых коллекций Balenciaga и в 1959 году, когда Кристобаль отходил от дел, клиенты Balenciaga переходили к Givenchy.

Знакомство с Одри Хепберн

В 1953 году Живанши познакомился с Одри Хепберн, которая искала наряды для нового фильма. С выходом «Сабрины» на телеэкраны Одри Хепберн и Юбер де Живанши прославились. Так изящная актриса стала музой и любимой клиенткой Givenchy на последующие четыре десятилетия. В 1955 году Живанши был награжден Оскаром как лучший кинокостюмер.

Хепберн во всех фильмах появлялась в нарядах от Givenchy. В «Завтраке у Тиффани» на актрисе было маленькое черное платье, которое прославилось, как и изобретенная ранее модель от .

Благодаря Одри была запущена линия парфюмерии «Parfums Givenchy», ведь она вдохновила Юбера на создания аромата «L’Interdit», а позднее появились знаменитые ароматы Модного дома Givenchy: «Vetiver», «Le De» и «Monsieur de Givenchy».

Знаменитости в Givenchy

Наряды от Юбера де Живанши любили и носили знаменитости второй половины 20-го века, которые запомнились утонченным чувством стиля: Грейс Келли, Грета Гарбо, герцогиня Виндзорская, Жаклин Кеннеди, Марлен Дитрих, баронесса Ротшильд. Даже кукла Барби носила Givenchy.

Также Живанши не боялся экспериментов и запомнился не только созданием коллекций в присущем ему ситле, но и созданием молодежной одежды в спортивном стиле для «Glamour» и «Seventeen», костюмов для Большого театра, интерьеров автомобилей «Линкольн» и отелей «Хилтон».

«Необходимо знать, когда пора остановиться. В этом мудрость»

В 1973 году появилась мужская коллекция от Givenchy, а спустя год – первый мужской аромат «Givenchy Gentleman». В 1988 году Живанши решил продать свой бренд крупной корпорации LVMH, которая на сегодняшний день владеет , Hennessy, Moët & Chandon, Dom Pérignon, Christian Dior, Celine, Donna Karan, Christian Lacroix и другие известные бренды. Оставаясь ведущим дизайнером Givenchy, Юбер работал до 1995 года. Будучи аристократом, Живанши почувствовал момент, когда пора уйти и сделал это как и любой уважающий себя кутюрье: после завершающего модного показа.

После Живанши пост ведущего дизайнера занимали Джон Гальяно, Александр МакКуин, Жюльен Макдоналд, Освальд Ботенг, но никому не удалось даже повторить успех основателя.

Стиль Givenchy

Юбер де Живанши творил с верой в то, что в одежде главное – элегантность и простота: «Мода – это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь