Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.
Организация и проведение прогулки - сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.
Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей
Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:
Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.
Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.
Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром
Подвижные игры на прогулке - одно из любимых развлечений детей
Творческие задания привлекают детей своей необычностью
Зимняя прогулка - время расчистки дорожек и площадки
Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:
В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:
Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.
Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года
Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей
Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам
Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда
Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей
Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.
Варианты выносного материала:
Игры в песочнице - один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников
Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят
Вертушка - лучший инструмент для наблюдения за силой ветра
Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории
Игры с водой - любимая летняя забава для детей всех возрастов
Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки
Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:
Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки
Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).
Тематика прогулок | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Знакомство с явлениями природы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение за жизнью людей, общественной жизнью |
|
|
|
|
Изучение представителей растительного и животного мира |
|
|
|
|
Правила взаимодействия человека с природой | «Прогулка-поход по кольцевому маршруту на территории детского сада». | «Прогулка в зимний лес». | «Наблюдение за цветником/аптекарским огородом». | «Наблюдение за грибами и ягодами на экологической тропе». |
Правила безопасности на дороге | «Наблюдение за движением автомобилей и пешеходов». | «Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы». |
|
|
Развлекательные прогулки с персонажем | «Изучаем с Чебурашкой цветы». | «Играем с пасхальным кроликом». | «Повторяем особенности перелётных и зимующих птиц с Серой шейкой». | «Повторяем дорожные знаки с Весёлым светофором». |
Воспитание любви к родному городу | «Двор, в котором мы живём». | «Улица нашего детства». | «Наш район». | «Любимый город/посёлок». |
Трудовые акции | «Уборка участка осенью». | «Засаживаем цветник/клумбу». | «Сгребаем снег и строим горку для всех». | «Помогаем заливать каток». |
Здоровье: создание мотивации для поддержания здорового образа жизни | «На зарядку становись!». | «Прогулка на пластиковых лыжах». | «Как и зачем закаливать организм». | «Наблюдение за тренировкой спортсменов на стадионе». |
В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада), подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.
Авторы | Фёдорова Л. П. и Францева Е. И., воспитатели ГБДОУ №71 Калининского района |
Название | «Осеннее путешествие» |
Задачи прогулки |
|
Выносной материал и оборудование |
|
Ход прогулки | В.: Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку:
В.: Сегодня мы отправимся в лес.
В.: Вот мы и пришли на нашу полянку. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Какой воздух? Чем он пахнет? (Ответы детей).
В.: А почему осень называют золотой? (Ответы детей).
В.: Ребята, смотрите сколько листиков на земле. Давайте походим по сухим листочкам и послушаем, как они шуршат.
В.: Ветер-шалунишка всю листву с деревьев перемешал. (Подходят к иве). Кто знает, как называется это дерево? (Ива). На какую геометрическую фигуру похожи листья ивы? (Овал). Какого они цвета? (Коричневые). Какой длины: короткие или длинные? (Длинные). Как называются листья ивы?(Ивовые).
В.: Пока он ещё не уснул, закутавшись в листву, давайте с ним поиграем! |
Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке - 10–15 минут для любого возраста воспитанников.
В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается
Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Физическое развитие: упражнения на ходьбу, прыжки и бег | Дидактические игры «Найди и покажи», «Угадай, что у меня в руке», «Назови птицу или животное по описанию» | Трудовая деятельность: посильная помощь в уборке листьев с закреплённой за группой территории | Речевое развитие: беседы о сборе урожая, о верхней одежде и обуви осенью, о любимых мультфильмах на тему осени | Самостоятельная игровая деятельность | |
Время проведения | 8–10 минут | 6–10 минут | 7–8 минут | 10–12 минут | 10–15 минут | 30 минут |
Структурный компонент прогулки | Наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, регулярное измерение температуры воздуха, занесение наблюдений в дневник погоды | Физическое развитие: подвижные игры (снежки, марафон катания с корки), создание снежных построек | Дидактические и сюжетные игры зимней тематики | Трудовая деятельность: помощь в расчистке дорожек, заливке катка | Речевое развитие: разучивание и объяснение поговорок о январе, проведение бесед о народном календаре, зимовке животных и растений | Самостоятельная деятельность |
Время проведения | 10–15 минут | 7–10 минут | 10–12 минут | 7–10 минут | 10–12 минут | 35 минут |
Структурный компонент прогулки | Наблюдение за первыми насекомыми, растениями, распускающимися почками на деревьях, вернувшимися с юга птицами | Физическое развитие: упражнения на ловкость и меткость | Дидактические игры: «Узнай, чей голос» (пение птиц), «Кто больше?»; подвижная игра в горелки | Трудовая деятельность: уборка площадки от камешков, веток, щепок. | Речевое развитие: чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» | Самостоятельная деятельность |
Время проведения | 8–10 минут | 6–8 минут | 8–10 минут | 5–7 минут | 10 минут | 40 минут |
Конспект прогулки с детьми старшей группы № 8
МБДОУ № 154 г. Невинномысск
Провела воспитатель Остапенко Людмила Тастанбаевна
Приоритетная область по ФГОС . Познавательное развитие.
Интегрируемые области. Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально –коммуникативное развитие.
Цель. Организовать практическую деятельность детей в природе.
Познавательное развитие
Углублять и конкретизировать знания детей о деревьях и кустарниках на территории
детского сада;
Учить сравнивать общие и различные признаки;
Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе,
желание изучать и охранять природу;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, умением любоваться красотой
березы, сосны, кустами сирени, калины;
Познакомить детей с приметой, развивать речь детей, игру, общение;
Физическое развитие.
Обеспечивать двигательную активность детей;
Сохранять и укреплять здоровье детей.
Художественное – эстетическое развитие.
Продолжать учить детей делать цветы из бросового материала (ячейки для яйца).
Выносной материал: таз с водой, шишки для опыта, лейки для полива цветов на клумбах,
пособия для игры « украсим клумбу» (цветы из бросового материала, кисти, гуашь, трубочки
для коктейля), мячи, скакалки, выносные игрушки для самостоятельных игр.
Рассматривание деревьев и кустарников (береза, сосна, куст сирени, калины).
Загадывание загадок.
Опыт с шишками (примета – перед дождем шишки закрываются). Опустить шишки в таз
Труд в природе (благоустройство клумб, полить цветы, подрыхлить землю, убрать сорняки,
в конце прогулки поручение для мальчиков – сделать горку в песочнице).
Массаж рук шишками.
Творческая деятельность. » Украсим клумбу».
Подвижные игры: « Скворец», « Мышеловка», Хороводная игра « Карусель»,
« Меткий стрелок», « Жонглёры».(шапочка скворца, колокольчик, шапочки мышей).
Игры с выносными игрушками. Самостоятельная деятельность детей.
Ход прогулки.
Опыт с шишками. Познакомить детей с приметой. Шишки перед дождем закрываются.
Вместе с детьми положить шишки в таз с водой, через 25 минут посмотреть результат.
П/ игра « Мышеловка». (повторить 2 -3 раза).
2. Рассматривание деревьев.
Загадки: Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ни чего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (сосна, ель).
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос (Береза).
Вопрос: - Что общего у березы и сосны? (Ответы детей).
Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
Какие семена у березы (сосны)?
Береза, какое дерево (лиственное).
Как называется лес из лиственных деревьев? (лиственный лес).
Сосна, какое дерево? (хвойное).
Как называется лес из хвойных деревьев? (хвойный лес).
Рассматривание куста сирени, калины.
1 -ребенок загадывает загадку: Ветки белы и лиловы,
Аромат весь день!
Назовите, одним словом;
Так цветет (СИРЕНЬ).
2 – ребенок загадывает загадку: Кто же ягодки не знает;
От простуды помогают,
На кустах они висят
И как маков цвет горят:
Только это не малина,
Что за ягодка (калина).
Вопрос: - Чем отличаются сирень и калина от березы и сосны?
Что общего у деревьев и кустарников?.
П/игра « Скворцы».
Водящего выбирают считалкой. Водящий с колокольчиком бегает по кругу.
Дети говорят: « В небе скворушка запел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине.
Спрятал песенку в траве
Тот, кто песенку найдет
Будет весел целый год».
Дети закрывают глаза. «Скворушка « кладет колокольчик между двумя детьми.
Они бегут наперегонки в разные стороны. Кто первым возьмет колокольчик,
Становиться « Скворцом». Игра повторяется 2 – 3 раза.
3. Труд на участке. Предложить детям рыхлить землю на клумбах, вырвать сорную траву, полить цветы.
(В конце прогулки собрать игрушки, сделать горку в песочнице).
Хороводная игра « Карусель» Повторить 2- 3 раза.
Посмотреть,что стало с шишками. (они закрылись, достать шишки из воды, сделать
массаж рук шишками).
4. Творческая деятельность на тему « Украсим клумбу».
Дети раскрашивают заготовки цветов гуашью, вставляют трубочки в отверстие,
и украшают клумбу цветами. (использовать готовые цветы сделанные детьми заранее).
Изготавливать цветы можно в течении прогулки подгруппами.
П/игра « Меткий стрелок» (делим детей на две команды, чья команда больше перебросить
шишек в корзину, та и победила).
М/ П игра « Жонглеры» (возьмите по одной шишке и попробуйте ее перебросить из одной руки в другую. Сейчас мы узнаем, кто самый ловкий.
5. Игры с выносными игрушками.
6. Инд. Раб. Вынести карандаши и задания на логическое мышление.
Цель: способствовать повышению двигательной активности детей в ходе туристической прогулки, с использованием подвижных игр и спортивных упражнений.
Физическое развитие.
Активизировать фантазию и воображение детей в процессе двигательной деятельности;
Развивать координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость, целеустремленность, умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на смену движений;
Формировать умение соблюдать правила подвижных игр;
Побуждать детей к сотрудничеству и инициативе, участию в играх;
Формировать положительную самооценку каждого ребенка;
Добиваться у ребят положительных эмоций, используя нетрадиционный материал и методики на занятии;
Способствовать общему укреплению здоровья детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
Углублять знания детей о природе, о времени года, его приметах;
Способствовать расширению кругозора детей (ориентировка в пространстве, во времени);
Развивать умение детей сравнивать предметы (шишки);
Способствовать формированию знаний детей о сходствах и различиях хвойных деревьев (ель, сосна).
Речевое развитие:
Активизировать самостоятельную связную речь детей путем импровизации диалогов, высказываний;
Способствовать обогащению словарного запаса детей, введение нового понятия: хвоя, хвойное дерево;
Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, учитывать мнение других детей, высказывать собственное мнение;
Закреплять навыки безопасного поведения во время туристических прогулок (правила поведения в пути);
Развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественно-эстетическое развитие:
Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
Способствовать поднятию эмоционального настроения и мотивации к последующим действиям посредством художественного слова (стихотворение).
План прогулки:
1. Общий сбор. Беседа приметы весны.
2. Напомнить о правилах поведения в пути.
3. Путь на стадион школы.
4. Первая остановка – стадион.
5. Возвращение в детский сад (другой дорогой).
6. Вторая остановка лес (середина пути).
7. Третья остановка - сосновый молодняк.
8. Возвращение в детский сад.
Инвентарь: мяч футбольный (1 шт.), скакалки (8 шт.), маска волка, бубен, рюкзак, пиктограмма, стрелка-указатель, карточки настроения, обруч, рулетка, корзинка.
Ход всего мероприятия:
Выход из детского сада. Небольшая беседа с детьми.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день. Солнце светит ласково, хорошо обогревает землю, птицы поют свои веселые песни, появляются первые цветы. Вот послушайте пожалуйста стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…..
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвой!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
О каком времени года говорится в стихотворении?
О каких приметах весны идет речь? Расскажите, пожалуйста, о приметах весны. Дети в свободной беседе рассказывают о приметах весны.
Воспитатель: - Прежде, чем отправиться, надо вспомнить правила поведения в пути.
Правила поведения
Инструктор: (выходит инструктор) - Здравствуйте, ребята. А куда это вы собрались? Вы идете на «Веселый стадион»? А возьмите меня с собой, у меня как раз собран волшебный рюкзак, который нам поможет на стадионе. Вы согласны?
Путь на стадион лежит вдоль жилого дома, сбербанка, центральный вход школы, ворота на стадион.
Первая остановка - стадион.
Инструктор: - Вот мы и добрались. Что же изменилось? (Обобщает ответы детей.)
На лыжах мы уже не покатаемся, но зато у нас много в запасе других игр. Очистилась от снега баскетбольная площадка, и мы можем спокойно поиграть в разные игры. Вот сейчас пришло время заглянуть в мой рюкзак.
(Достает из рюкзака пиктограмму.) Как вы думаете что это? А в какой игре можно использовать эту пиктограмму? (Ответы детей.)
Игра «Ровным кругом» - 6 – 8 фигур
Дети идут друг за другом по кругу, один ребенок в середине круга. Произносят слова: « Ровным кругом, друг за другом. Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе, сделаем вот так». Ребенок в середине круга показывает фигуру, а все остальные дети повторяют фигуру.
Инструктор: - Впереди у нас полоса препятствий.
Полоса препятствий (1 раза):
Ходьба по трубам, с опорой руками о большую трубу.
Обруч – подлезание в обруч.
Сбор на баскетбольной площадке. Выполнение упражнений на дыхание.
Инструктор : - Молодцы, ребята. Сейчас мы посмотрим, что еще лежит в рюкзаке. (Достает из рюкзака два флажка синий и красный.) Флажки, а как их можно использовать? (Ответы детей, обобщая ответы детей, инструктор подводит их к игре вагончики.)
Игра «Вагончики» - 3 – 4 раза
Дети выстраиваются друг за другом двумя командами – вагончики. Девочки за воспитателем с красным флажком, а мальчики за инструктором с синим флажком. После команды воспитателя: «Из вагончиков вышли медведи», дети врассыпную двигаются по площадке на внешней стороне стопы. По команде: «Вагончики», дети собираются в две колонны. Команды на свободное движение должны быть разные.
Инструктор: (достает из рюкзака стрелку – указатель с инвентарем мяч и скакалка) - А теперь паровозик с мальчиками двигается до станции «Футбол» - синяя стрелка, а девочки до станции «Скакалка» - красная стрелка.
Упражнения выполняются подгруппами, каждая подгруппа работает с одним предметом 2 – 3 мин.
Воспитатель выдает скакалки девочкам и следит за выполнением прыжков через скакалку.
Инструктор делает подачу мяча каждому мальчику поочередно. Ребенок должен остановить мяч и сделать обратную подачу.
Инструктор: - Молодцы, ребята. Мы хорошо с вами поиграли. А теперь пора заглянуть опять в рюкзак. (Достает из рюкзака маску волка.) Как можно использовать этот предмет? (Ответы детей.)
ИГРА «Зайчики уснули сладко» 2 - 3 раза
Дети делают круг, закрывают глаза. За кругом ходит воспитатель с маской волка и говорит слова: «Зайчики уснули сладко. Лес шумит, лес поет». Останавливается возле одного из детей, надевает ему маску волка, говорит слова: «Убегайте без оглядки. Волк идет». Дети разбегаются врассыпную, а ребенок – волк ловит детей. до кого дотронулся «волк». Выходит из игры. Через некоторое время воспитатель говорит: «Зайчики уснули сладко…», забирает маску волка. Дети все собираются в круг, выбирается другой «волк». Игра продолжается.
На последнем сборе детей в круг, выполняют упражнение на дыхание.
Инструктор: - Зайчики просыпаются, лапки потянули вверх, делаем глубокий вход носом, выдох через рот.
Ребята, вам понравился наш «Веселый стадион»? Мне хотелось бы увидеть, с каким настроением вы его покидаете. У меня в рюкзаке коробка с карточками, надо выбрать себе карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Карточки настроения.
Небольшой опрос детей по выбранным ими карточек.
Путь в детский сад, вторая остановка
Дети выстраиваются парами друг за другом. Выходят через школьные ворота, вдоль школы (школа с левой стороны). Во время пути наблюдение за изменениями в природе. Делается остановка посередине пути, проводится в форме беседы сравнение сосны и ели. Чем похожи? Чем отличаются?
Третья остановка.
Подходят к сосновой поляне (молодняк), здороваются, наблюдают, рассказывают, что это маленькие сосны, можно их посчитать, измерить.
Детском саду.
Самостоятельные игры детей на своей игрой площадке.
Программное содержание:
●Продолжать учить детей воспринимать происходящие вокруг явления природы и события;
●Вспоминать и воспроизводить соответствующие стихотворные строчки;
●Продолжать учить детей трудиться на участке осенью;
●Закреплять умение работать в группах;
●Совершенствовать навыки работы с нужными орудиями труда.
●Обеспечить двигательную активность детей на прогулке,
●Развивать ловкость, быстроту, выносливость.
●Воспитывать бережное отношение детей к природе.
●Формировать самостоятельность, трудолюбие, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками в различных видах деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»
г. Ртищево Саратовской области
Конспект прогулки
«Золотая осень»
Подготовила и провела:
Никитина И.С.
Конспект прогулки «Золотая осень»
Программное содержание:
●Продолжать учить детей воспринимать происходящие вокруг явления природы и события;
●Вспоминать и воспроизводить соответствующие стихотворные строчки;
●Продолжать учить детей трудиться на участке осенью;
●Закреплять умение работать в группах;
●Совершенствовать навыки работы с нужными орудиями труда.
●Обеспечить двигательную активность детей на прогулке,
●Развивать ловкость, быстроту, выносливость.
●Воспитывать бережное отношение детей к природе.
●Формировать самостоятельность, трудолюбие, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками в различных видах деятельности.
Материал: коробка с листочками, 6 веников, 3 ведра, 3 совка, 2 граблей, 4 лопаты,
2 щётки, ящик для сбора мусора, 2 скакалки.
Ход прогулки.
I. Наблюдения.
(Идём с детьми на участок и замечаем коробку).
Воспитатель: Как вы думаете, что там? Откроем?
Посмотрите, какие красивые листочки! Разные!..
С какого дерева лист?
А почему листочки стали такими красивыми?
Дети: Потому что осень наступила.
Воспитатель: Давайте вспомним стихи об осени!
Воспитатель: Ребята, мы гуляем с вами по территории
Нашего детского сада. На нашем пути встречаются разные деревья.
Интересно, а вы знаете, какие деревья растут в детском саду?
(Дети называют). А на нашем участке? (Дети называют).
Молодцы! Вы очень наблюдательны!
Ребята, а вы – дружные ребята?
Дети: Да!
II. Игровая деятельность.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру « Мы весёлые ребята »
Вспомним, какие слова нужно говорить?
Дети: « Мы весёлые ребята! Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать?! Раз, два, три – лови!».
Воспитатель: Что делают дети после произнесения этих слов?
Дети: Все убегают.
Воспитатель: А ловишка?
Дети: А ловишка ловит.
Воспитатель: Как нужно ловить? (дотронуться).
Воспитатель: Вставайте в круг, выберем ловишку считалкой.
(играем один раз).
Воспитатель: Чтобы было интересней, давайте выберем двух ловишек.
(играем ещё раз).
Воспитатель: Молодцы! Ловкие ребята!
III. Трудовая деятельность.
Воспитатель: Пошли на свой участок!
(На участке подготовлена соответствующая обстановка)
Воспитатель: У-у-х, как грязно?! Что делать?
Дети: Надо навести порядок.
Воспитатель: Приступайте! /орудия труда готовы заранее /.
(Дети убирают мусор (опавшие листья), наводят порядок. Воспитатель
старается вовремя прийти на помощь).
Воспитатель: Хорошо поработали! Как стало чисто! Убирайте инструменты на место! Давайте поиграем в игру « Осень спросим ».
(Надеть шапочки «Осени» и «Дождя»). – играем 2 раза.
IV. Самостоятельная свободная деятельность.
Воспитатель: Можно поиграть. (игрушки на столе).
1. Скакалки;
2. « Городки»;
3. Классики.
Индивидуальная работа : с Никой П, Черняевым Я, Кондрашовым Св.
Предложить порисовать на земле палочкой, выложить узор из листочков, сюжетные игры в домике, в беседке, если возникнут.
(За 10 – 15 минут до конца прогулки собрать детей)
Воспитатель: Убираем игрушки. Поиграем в игру
« Море волнуется»
В это время появляется на столе осенний букет из ягод калины и чёрной рябины.
Воспитатель: Щедрая осень! Всех одарила и про нас не забыла – смотрите,
какой красивый букет из ягод калины и чёрной рябины! – Это лекарственные
растения! Давайте угостим ими наших гостей.