Часто от родителей детей в возрасте 1-3 года можно услышать: «Ребенок меня не слышит и вообще на меня не реагирует». Почему дети ведут себя подобным образом?
В своей статье детский психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Могилева Вера Николаевна рассказывает об особенностях восприятия окружающего мира детьми до 3 лет.
Тоддлеры — это удивительные Люди
Сегодня я хочу рассказать о тоддлерах - детях от 12 до 36 месяцев. Этот возраст часто недооценен родителями. Им кажется, что они столь малы, что еще ничего не понимают. Поэтому взрослые относятся к ним весьма пренебрежительно: обсуждают их с другими людьми в их же присутствии, игнорируют высказывания, рассматривают все желания ребенка исключительно через призму своих собственных, приписывая им стремления и потребности, которых у них по большей части нет.
На самом деле тоддлеры — это удивительные Люди. Пока они воспринимают мир исключительно через свои чувства. И эти чувства сильны и непосредственны. Дети еще не умеют их скрывать, они не умеют лгать, а мир для них полон сюрпризов. Они готовы делать так, как им показывает взрослый. Именно ПОКАЗЫВАЕТ, т.к. дети этого возраста пока плохо воспринимают слова, больше они ориентируются на действия.
Поэтому, если ваш ребенок что-то делает, что Вы не можете принять, подумайте, может тоже самое делаете Вы сами.
Тоддлеры в мире взрослых как бы погружены сами в себя. Часто они смотрят сквозь Вас, как-будто видя что-то вдали, чего не видите Вы. Многие родители говорят про детей этого возраста: «Он меня не слышит». Это и так и не так. С тоддлерами нужно уметь разговаривать. Для этого важно присесть рядом, взять малыша за руку и спокойно ему проговорить то, что Вы хотите до него донести.
Мир тоддлера находится на уровне травы и цветов, а не на уровне прилавков магазинов. При этом, именно тоддлер, идя по улице, скорее всего запрокинет голову, чтобы увидеть облака на небе или качающуюся листву. Увидит и замрет на время. Так поразителен и нов будет для него открывшийся вид. Именно тоддлер присядет на корточки прямо посреди дороги, если увидит ползущего муравья. И оторвать его от данного зрелища будет весьма проблематично.
Часто взрослые, описывая действия маленьких детей. говорят: «он это делает мне на зло».
Эта интерпретация возникает в голове родителя в опоре на свое собственное поведение. Пока у ребенка нет цели Вас довести. Но если взрослый сам начинает противостоять ребенку, давить на него, то малыш может «отзеркалить» Вас, делая тоже самое. При этом взрослый вполне позволяет такие действия себе (он же взрослый и умный), не позволяя подобное ребенку.
Дети легко могут отдать самое дорогое
В отечественных книгах по психологии мы тоже найдем весьма пренебрежительное отношение к тоддлерам. «Им не требуется коллектив, они не умеют дружить, восприятие примитивно и т.д и т.п.» Видимо, эти тексты пишут те, кто никогда не наблюдал за детьми возраста 1-3 года.
Тоддлеры умеют дружить! Но не так, как это делают взрослые. Их симпатии столь открыты и сильны, столь яркие и непосредственные, что сродни переживаниям только тех взрослых, кто, действительно, умеет любить искренне и открыто.
В нашем детском саду, если кто-то из детей заболел, уехал или по какой-то причине не ходит, дети его ждут, спрашивают о нем, переживая его отсутствие, как потерю.
Дети легко могут отдать самое дорогое тому, кто им искренне нравится, и категорически откажутся делиться с тем, кто им неприятен.
И родители должны уважать данный выбор, не называя ребенка жадиной или вынуждая его делиться.
Если тоддлер не видел Вас час, он может соскучится и встретить Вас объятиями и поцелуями, как будто вы не виделись вечность. Потому, что малыш воспринимает время иначе, нежели мы взрослые.
Каждый час насыщен для него массой событий. Эмоции меняются от бурной радости, до глубокого неподдельного горя в доли секунды. Если бы так себя вел взрослый, мы бы точно подумали, что он сошел с ума. Столь сильная эмоциональность приводит к тому, что ребенок 2 лет в отличие от взрослого, в одном дне, как минимум, переживает два дня: до дневного сна и после. У взрослых такие периоды бывают, но довольно редко, например, когда они находятся в захватывающем путешествии, и события сменяются одно другим.
Таким образом, мир малышей огромен, удивителен и насыщен, а их чувства сложно сравнить с чувствами взрослых. Весь тот опыт, который они получат до 3-х лет ляжет в основу их моделей поведения, принципов и интересов. Он будет неосознанным, но именно он чаще всего руководит нами во взрослости.
Полезные статьи
В жизни каждых родителей наступает период, когда их ребенок перестает слушаться. Совсем недавно маленький беспомощный комочек уже научился разговаривать, ходить и капризничать.
Сначала кажется, что этот возраст является самым сложным, у вас с мужем порой сдают нервы, вы недоумеваете, что делать, почему ребенок в 1 год не слушается?
Почему, несмотря на родительские запреты, он все равно лезет на подоконник или включает плиту?
Но на самом деле все не так страшно. Во многих случая стоит изменить лишь подход к проблеме, как ситуация сразу перестает ею быть.
Дети в возрасте 1 года очень любознательны, они не понимают отказов или запретов. Им тяжело понять, почему разрешено играть со своей игрушкой, а с телефоном нет.
Даже в 1 год он может сообразить, что брокколи невкусные, их можно выплюнуть; без мамы скучно – можно заплакать и она придет.
Если ребенок не слушается, капризничает и устраивает истерики, можно сказать, что у него кризис 1 года.
В 1 год дети минимально самостоятельны:
Помните! Освоение новых навыков порой приводит к изменению поведения. Ребенок может начать демонстрировать упрямство, отказываясь от выполнения просьб родителей.
Например, отодвигать тарелку с супом, не ходить купаться. Настойчивость родителей в этот момент может спровоцировать у ребенка топанье ногами, крик или плач и катание по полу.
Отчасти можно такое поведение объяснить кризисом 1 года, но есть и другие причины.
Есть несколько причин, почему ребенок в 1 год не слушается, часто устраивает истерики и капризничает:
Знайте! Запреты считаются самой частой причиной изменения поведения ребенка в 1 год.
Он не реагирует на слово «нельзя» и продолжает лезть на подоконник, кусаться и трепать кого-нибудь за волосы.
Ребенок просто не способен понять смысл запрета и защищается от них проявлением истерики и непослушания. Он нарушает запреты не из-за вредности, а из-за повышенного стремления познать мир.
На непоследовательные действия родителей ребенок в 1 год так же отреагирует истерикой.
Он не сможет понять, почему вчера можно было порвать книгу, а сегодня уже нельзя. То же самое касается разногласий родителей, когда папа разрешает взять телефон, а мама нет.
Кризис – это своего рода развитие. Через возрастные кризисы проходят все и полностью избавиться от их негативных проявлений невозможно. Но можно снизить количество капризов, придерживаясь основных правил воспитания:
Кстати! Стоит попробовать отвлечь ребенка от запретного места или вещи чем-то более интересным.
Если отвлечь не получается, вы можете физически ограничить доступ ребенка к нежелательному месту или предмету. Главное, делать это спокойно и не нервничать.
Ребенок в 1 год активно исследует окружающий мир, ему все интересно, он все хочет потрогать и рассмотреть, понять, к чему приведет то или иное действие.
Его желание совершать самостоятельные действия лучше не пресекать. Необходимо лишь быть рядом и на всякий случай подстраховывать ребенка.
Крайне сложная ситуация в тех семьях, где бабушки и дедушки все разрешают, а мама с папой запрещают.
Ребенок в таком случае родителей не слушается. Он может с ними драться, кидаться игрушками, мешать разговаривать по телефону или со знакомыми на улице, а также громко плакать и кричать.
Ему нужно, чтобы все было именно так, как он хочет.
Первое время ребенок не будет слушаться, но, если родители не будут идти на его провокации и оставаться спокойными, он накричится и успокоится.
Ребенок в 1 год повторяет действия родителей.
Такое отношение к ребенку и его участие в домашних делах позволяет малышу почувствовать себя значимым и важным. У него не будет потребности вступать с вами в конфликты и отстаивать свое место в семье.
Важно! Но домой его вести нужно не для того, чтобы устроить ему наказание, а успокоить и попробовать договориться.
Родителям важно показывать свою любовь и сохранять спокойствие. Ребенок быстрее успокоится, если мама и папа будут нежны и терпеливы.
Ведь постепенно он научится спокойно реагировать на запреты, понимать, что можно делать, а что нет и слушаться родителей.
Если вам трудно сохранять спокойствие, то вам помогут приемы из курса Мама, не кричи!>>> . Курс о том как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается.
Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.
Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.
Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.
Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.
Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?
А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.
Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.
Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.
Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.
Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.
Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.
А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.
Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.
Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:
Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.
Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.
Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.
Первый день рождения - важное событие. Незаметно пролетели 12 месяцев, и вот уже ребёнку 1 год. Из хрупкого маленького комочка вырос активный и весёлый малыш, который с каждой минутой становится более самостоятельным. Ему предстоит многому научиться. Чтобы его развитие приносило родителям удовлетворение и радость, с ним нужно много заниматься и обеспечить крохе безопасность в доме.
Ребёнок в 1 год быстро и уверенно растёт. У большинства малышей в этом возрасте появилось 8, а иногда и 12 зубов. Если этого не случилось, не переживайте. В течение последующих трёх месяцев они обязательно проклюнутся. Задача мамы - обеспечить кроху витамином Д, кальцием и фосфором.
Эти вещества попадают в организм ребёнка с пищей. Очень много их в материнском молоке, поэтому до 2 лет не желательно прекращать грудное вскармливание, совмещая его с обычным питанием.
Если вы регулярно меряете рост, то заметили, как изменилось физическое развитие ребёнка в 1 год. За 12 месяцев он подрос на 20-25 см. Вес его увеличился в три раза. У мальчиков он колеблется от 9 до 11.5 кг, а у девочек от 8.5 до 10.5 кг. Эти цифры приблизительные и могут несколько отличаться в большую или меньшую сторону. Ведь каждый малыш индивидуален и имеет свои физиологические особенности.
За развитием малыша интересно наблюдать. Давайте проанализируем, что умеет ребёнок в 1 год, какие навыки успел приобрести?
Нет более эмоционального и нежного создания, чем ребёнок, 1 год - время, когда его чувствительность проявляется в том, что он постоянно обнимает и целует родителей, бабушек, дедушек, любимые игрушки.
Для ребёнка 1 года интересно всё, что его окружает. Ведомый любопытством, он часто карабкается вверх по лестнице, забирается в другие опасные места. Поэтому его ни на минуту нельзя оставлять в одиночестве, если в комнате есть острые углы, опасные предметы, открытые окна.
Любимое занятие крохи - помогать маме на кухне. Он перебирает тарелки, стучит ложкой по кастрюлям, исследует шкафчики. Там не всегда безопасно, поэтому лучше поставить на кухне манеж и сажать туда ребёнка. Тогда он не сможет случайно дотянуться до горячей кружки, плиты и в тоже время будет видеть маму, слышать её голос.
В комнатах шалун моментально открывает дверцы шкафа, выдвигает ящики, вытаскивает вещи из комода. Надо подготовить игровую зону, убрать из неё опасные предметы и мелкие детали, например, пуговицы. Карапуз легко захватывает их пальцами, крепко держит и может положить в рот.
Ребёнок в год всегда подражает взрослым. Он запоминает их действия и пытается повторять. Если к нему в ручки попадает расчёска, кроха причёсывает волосы, маминой помадой он разрисовывает лицо, увлечённо «разговаривает по телефону».
Первые невнятные слова большинство детей начинает произносить после 9 месяцев. В год многие из них отчётливо проговаривают простые фразы, такие как «мама», «папа», «дай», «баба».
В этом возрасте речевой запас с каждым днём увеличивается. Не стоит тревожиться, если малыш мало говорит.
Годовалые дети хорошо запоминают слова и понимают их смысл, но часто используют всего несколько словосочетаний, которые взрослые считают детским лепетом.
Чтобы «разговорить» кроху, родителям нужно больше уделять ему внимания, рассматривать с ним интересные картинки, читать стихи и сказки. Хорошо помогает улучшить речь специальное занятие. Насыпьте в миску гречку и попросите малыша переложить её в кастрюлю. Такие действия обязательно заинтересуют его и разработают мелкую моторику ручек, которая важна для освоения речи.
Делайте с карапузом пальчиковую гимнастику, сжимая и разжимая руки. Показывая предметы, давайте ему дотронуться до них и пощупать.
Развитие малыша в 1 годик происходит стремительными темпами. В этом возрасте он хочет самостоятельно решать, какую игрушку лучше взять, и часто поступает наперекор родителям. Простые требования мамы вымыть руки, садиться обедать или идти спать нередко вызывают у карапуза негативную реакцию. Он начинает топать ногами, плакать и кричать.
Педиатры называют такое состояние «кризисом первого года» и считают это явление абсолютно нормальным. Малыш, научившийся ходить, стремится познавать мир, старается привлечь к себе внимание, но у него не всегда получается. Не удаётся дотянуться до игрушки, которая находится слишком высоко, пробежаться по детской площадке без помощи родителей, самостоятельно натянуть штанишки, выразить словами свои потребности. Неудивительно, что, столкнувшись с такими трудностями, ребёнок капризничает, и у него портится характер.
Мамочке надо запастись терпением. Малышу в 1 годик трудно самостоятельно успокоиться, когда он плачет. Его нужно приласкать, покачать на руках, сказать ласковые слова. Немного повзрослев, он научится хорошо говорить, освоит новую форму поведения и станет более послушным.
Как развивать ребенку в 1 год разные способности? Главное – делать это как можно естественней. Ему должны быть интересны игры, которые вы предлагаете. Приобретайте простые игрушки. Робот на электронном управлении, огромный набор фломастеров и большая интерактивная кукла понадобятся позже, когда малыш станет старше.
Для гармоничного развития малыша в 1 год важна музыка. Включите детскую мелодию и потанцуйте с крохой. Чередуя быстрые и медленные песни, попросите изобразить, как топает слон, подняться на цыпочки, поводить с вами хоровод. Занятие улучшает чувство ритма, делает ножки более устойчивыми.
У ребёнка в год появляется пристрастие к водным процедурам. В этом возрасте их легко совместить с увлекательной игрой. Наберите в ванночку тёплой воды, посадите туда кроху и дайте ему игрушки. Это могут быть пластмассовые чашки, ложки, леечка, вёдра. Покажите ему, как при помощи ложки наполнить чашку водой, как перелить воду из большего в меньшее ведёрко. Он с интересом будет повторять это и радостно смеяться.
Наконец-то пришёл тот возраст, когда кроху можно приобщать к творчеству. Если ему наскучат игрушки, достаньте мягкий пластилин, созданный специально для маленьких детей. Научите карапуза отщипывать небольшие кусочки, скатывать из них шарики и колбаски. Помимо мелкой моторики, лепка развивает усидчивость и внимание. Они пригодятся в будущем.
Когда прошёл в жизни ребёнка 1 год, хороший развивающий эффект даёт рисование. Для занятий покупайте специальные пальчиковые краски или карандаши. Разложите на полу большой лист белой бумаги, пусть малыш, стоя на четвереньках, выводит свои каракули.
Чтобы избежать в будущем посещения логопеда, карапуза к году важно научить дуть. Этот навык улучшает работу лёгких и делает речь более чистой. Приобретите малышу дудочку и покажите, как выдувать звуки. Можно купить мыльные пузыри, он будет с удовольствием их дуть и ловить.
В перерывах между лепкой, рисованием или чтением книжек, поиграйте с крохой в подвижные игры. Ему обязательно понравятся ладушки, поиски спрятанной игрушки, прятки.
Каждый день приносит малышу яркие впечатления. Он постоянно учится чему-то новому. Для него важно, чтобы родители помогали ему в этом и постоянно показывали любовь и заботу. Надо помнить: каждый ребенок 1 года развитие демонстрирует своё: Петя умеет больше, чем Маша, Маша знает больше, чем Юля…. Дети индивидуальны, бояться этого не надо. Постепенно малыши сравняются в своём развитии.
Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?
Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.
Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:
В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:
Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.
Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.
И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать в cтатье А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится. Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми — я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!
Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того, в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.
Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:
Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.
Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д . Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.
Пятое. В последнее время в печати появились статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься с малышом речевыми играми бесполезно.
Что на это можно возразить:
1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало, проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!
2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.
Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.
Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.
Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад. Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были заговорить!
Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!
Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.
Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост — создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?
Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:
«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»
Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно
«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».
Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.
Советы по проведению игры:
Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:
Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик- мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки: «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»