Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Психологи Пэг Доусон и Ричард Гуар уже более 30 лет работают с детьми. Они выяснили, что некоторым умным и способным детям для успешной учебы и бесконфликтного общения не хватает определенных организационных навыков - например, умения быть собранным, достигать цели, планировать свое время или контролировать эмоции. В этой книге авторы обобщают свой практический опыт и предлагают пошаговые инструкции по определению и формированию тех навыков, которых не хватает вашему ребенку.Книга предназначена для родителей детей от дошкольного до среднего школьного возраста, а также для педагогов, психологов и специалистов по детскому развитию.

Определение сильных и слабых сторон ребенка.
Если вы не привыкли рассматривать развитие своего ребенка с точки зрения организационных навыков, возможно, вы не до конца осознаете, сколько взрослые делают для того, чтобы помочь детям научиться принимать решения и использовать постепенно формирующиеся организационные навыки. Если вы будете знать, что именно школа и учителя делают для развития ребенка, вам проще будет понять, как изменяются организационные навыки во времени.

Поговорим о дошкольниках. Хорошая дошкольная программа предполагает ритм учебного дня, в котором есть место и для организованных групповых занятий, и для игр. Групповые занятия коротки: дети в этом возрасте могут сосредоточиться только на непродолжительное время, а указания даются по одному (максимум по два), поскольку способность детей держать в уме сложные инструкции или многоходовые схемы не развита. Материалы выдаются; самоорганизации не предполагается. Хорошие учителя хотят, чтобы дети убирали за собой, но понимают, что должны быть рядом, чтобы подсказать или напомнить им об этом.

Оглавление
Введение
Часть I. Способный, но рассеянный
Глава 1. Почему способный ребенок - такой рассеянный?
Глава 2. Определение сильных и слабых сторон ребенка
Глава 3. Важность организационных навыков, сильных и слабых сторон
Глава 4. Задачи ребенка и его окружение
Часть II. Закладываем прочный фундамент
Глава 5. Десять принципов работы над развитием организационных навыков ребенка
Глава 6. Предпосылка. Изменение окружающей обстановки
Глава 7. Поведение. Обучение организационным навыкам напрямую
Глава 8. Последствия. Мотивация ребенка к обучению и использованию организационных навыков
Часть III. Соединяем все вместе
Глава 9. Планирование наступления
Глава 10. Готовые планы для обучения вашего ребенка выполнению ежедневных задач
Глава 11. Выработка навыка задержки реакции
Глава 12. Улучшение рабочей памяти
Глава 13. Управление эмоциями
Глава 14. Укрепление устойчивого внимания
Глава 15. Начало выполнения задания
Глава 16. Развитие навыка планирования и определения приоритетов
Глава 17. Воспитание организованности
Глава 18. Приучение к планированию времени
Глава 19. Развитие гибкости
Глава 20. Повышение настойчивости в достижении цели
Глава 21. Развитие метапознания
Глава 22. Если ваших усилий недостаточно
Глава 23. Взаимодействие со школой
Глава 24. Что дальше?
Об авторах
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Ваш ребенок может все, Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал, Доусон П., Гуар Р., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Психодидактика современного учебника, Преемственность традиций и векторы развития, Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В., 2019
  • Как выйти из депрессии и начать новую жизнь, Мастер-класс, Николаева Е., 2019
  • Как легким движением пальцев прокачать свой мозг, Уникальная японская методика тренировки мышления, памяти, внимания и логики, позволяющая предотвратить старение мозга, Хасэгава Ёсия, 2019

Недавно обещала вам рассказать о своих впечатлениях от прочтения книги Пэг Доусон и Ричарда Гуара «Ваш ребенок может все». Прочитала – делюсь. Честно признаюсь, в целом книга не оправдала моих ожиданий. От «книги, ставшей бестселлером на Западе», книги с таким многообещающим названием, книги, обложка которой сулит решение вопроса развития организационных навыков ребенка и раскрытия его потенциала, я ожидала более высокого коэффициента полезности (о том, как издательство «Манн, Иванов и Фербер» предлагает рассчитывать коэффициент полезности чтения я писала ).

Начну с того, что мне в книге не понравилось, а затем расскажу о 3–х полезных идеях, которые все-таки попали на странички для записей, которые так заботливо располагает издательство в конце книг.

Что не понравилось

— Думаю, вы практически ничего не потеряете, если начнете читать книгу примерно с 11 главы. Практически 150 страниц по сути являются введением с постоянными отсылками к далее идущим главам, где «вы найдете подробное разъяснение этого вопроса».

— Когда дело, наконец, доходит до конкретного изложения сути метода, в книге последовательно разбираются 11 организационных навыков. Разбираются они по одной схеме и довольно сухо. Вначале идет описание навыка, тест, предложения по развитию данного навыка в повседневной жизни. Также приводятся 2 конкретных примера из практики авторов, в которых решаются те или иные проблемы с организованностью у детей. Предполагается, что данной информации достаточно для того, чтобы смоделировать подобные приемы в вашей конкретной ситуации, хотя лично мне это кажется не совсем обоснованным. Но конкретные приемы, которые описаны в примерах, конечно, можно применить. И ниже я расскажу о тех, которые меня заинтересовали.

— Отдельно хочется сказать о тестах. Их, действительно, много, недаром обложка обещает читателю «упражнения и тесты». Есть тесты в первых главах, есть и тесты на определение выраженности каждого навыка. Но тесты довольно упрощенные. Так, выраженность отдельных навыков оценивается на основании всего 3-х вопросов. Безусловно, если у ребенка есть проблема с определением приоритетов, или он не приступает к , пока не услышит десяток напоминаний, родителя без теста могут понять, что данные навыки слабо развиты у ребенка. Но тогда непонятно, к чему эти тесты. Мне кажется, было бы более логично заменить их чек-листами, в которых было бы больше критериев и вариантов проявления того или иного навыка.

— Рекомендации по развитию организационных навыков в повседневной жизни очень подробно прописаны во всех 11 главах, посвященных развитию каждого навыка. Но примерно к 4-му навыку у меня сложилось впечатление, что все эти рекомендации достаточно было описать один раз, поскольку они общеизвестны и работают одновременно в направлении развития нескольких организационных навыков – например, похвала и использование системы наград, организация пространства, сокращение отвлекающих факторов и т.п.

— Пару раз в тексте встречались предложения отправиться за подробностями в Google. Это, конечно, мелочь, но мне показалось странным, что в книге с тестами и упражнениями не нашлось места для релаксационной гимнастики для ребенка хотя бы в каком-нибудь приложении. Авторы просто советуют читателю отправиться в поисковую систему, правда объясняют, какое именно словосочетание следует использовать в качестве запроса:)

Что понравилось

Несмотря на все вышеизложенное и манеру изложения, которую после мне было очень нелегко воспринимать, я все-таки дочитала книгу до конца, и вот, что мне понравилось:

— Интересная и очень правильная мысль авторов – выделить 11 навыков, составляющих организованность. По сути она означает, что нет неорганизованных людей — у каждого ребенка (и взрослого) есть хотя бы 1 организационный навык, который достаточно хорошо развит, а значит может быть основой для создания ситуаций успеха и для развития других навыков. Выделение и подробное описание проявлений 11 навыков поможет родителям более внимательно присмотреться к своим детям, выявить их сильные и слабые стороны и действовать более направленно.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

— Описывается становление каждого организационного навыка буквально с рождения ребенка. Для кого-то это может стать дополнительным мотивирующим фактором к регулярным занятиям и играм с ребенком, поддержанию режима, организации развивающей среды и т.п. Удобно, что есть таблицы и тесты, которые помогают хотя бы приблизительно определить, как развивается тот или иной организационный навык у ребенка в раннем и дошкольном возрасте, ведь проблемы зачастую становятся очевидными уже в школьном возрасте, а помочь ребенку можно гораздо раньше. Авторы приводят конкретные примеры работы с организационными навыками детей пятилетнего возраста.

— Выделены и подробно описаны 3 пути воздействия на навыки: изменение ситуации, окружения; изменение путем прямого обучения и обучение через последствия (похвала, системы поощрения). И хотя успешное обучение предполагает комплексное использование всех 3 путей, приятно осознавать, что мы можем воздействовать на развитие организационных навыков с разных сторон, маленькими шажками, и это тоже обязательно будет иметь эффект.

— Наиболее интересной мне показалась идея о разной выраженности организационных навыков у детей и родителей. Хотя это вроде бы очевидно, ведь все люди разные, я об этом никогда раньше не задумывалась. Пройдя тест в начале книги я выяснила, что у меня и у сына, а также у меня и у мужа очень разный набор сильно и слабо развитых организационных навыков. В первую очередь, это помогает проявлять терпимость (кто бы знал, как меня раздражает доходящая до абсурда рассеянность кое-кого из близких!), во вторую – помогает понять, как мы можем помочь своему ребенку и друг другу (иногда мы можем поучиться организованности у собственных детей).

Кому подойдет книга

Кому же стоит прочитать книгу или даже иметь ее в своей библиотечке в качестве практического пособия? Конечно родителям, которые видят явные проблемы с организованностью у своих детей или хотят предотвратить их появление. Особенно эти книга будет полезна тем, кто сам имеет выраженные трудности с планированием, организацией и откладыванием дел на потом.

3 «фишки» из книги

Ну а теперь 3 конкретных приема, о которых я упомянула в самом начале6

  1. Развитие навыка организованности (умения создавать и поддерживать систему планирования и выполнения важных дел). Мама троих детей в начале недели клала в банку 100 монет. Если по приходу с работы она обнаруживала разбросанные вещи, то забирала по одной монете за каждую вещь, а саму вещь изымала на 24 часа. Если вещь ребенку была необходима, он мог выкупить ее за свои карманные деньги. В конце недели дети вместе решали, как потратить деньги, оставшиеся в банке.
  2. Развития навыка настойчивости. Мама мальчика, у которого никак не получалось накопить деньги на покупку игровой приставки, заламинировала изображение приставки и сделала из него паззл (и кусочек = 5$) – хороший пример визуализации цели.
  3. Развитие рабочей памяти. Папа с сыном придумали вешать спортивную экипировку на «манекен» (силуэт мальчика) с ярлычками-напоминалками – это решило проблему сборов на тренировку четырнадцатилетнего мальчика.

В заключение напишу, что книга заставила меня задуматься о тех вещах, которые раньше мне даже в голову не приходили. В школе я была отличницей, никогда никуда не опаздывала, всегда вовремя и без напоминаний делала уроки и убиралась в комнате, а свой новогодний шоколадный набор «растягивала» аккурат до следующего праздника (если мой «неорганизованный» брат не решал иначе). У меня не укладывалось (и до сих пор не очень укладывается) в голове, что ребенок может просто забывать делать домашнее задание – то есть сделать это не специально, а просто в силу своих индивидуальных особенностей, не развитости того или иного организационного навыка. За то, что эта мысль теперь живет в моей голове – спасибо книге «Ваш ребенок может все».


Пэг Доусон, Ричард Гуар

Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал

Эту книгу хорошо дополняют:

Правила счастливых семей

Джон и Карен Миллер

Сделайте ваших детей успешными

Джим Роджерс

Не набрасывайтесь на мармелад

Хоаким де Посада, Эллен Зингер

Введение

Тяжело изо дня в день наблюдать, как способный ребенок с трудом справляется с простыми задачами и обязанностями. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы записать задание по математике, не забыть учебник в школе и сделать уроки до вечера. Почему же ваша дочь не может с этим справиться? Ведь она разбирается в математике, и учитель это подтверждает. Большинство детсадовцев способны высидеть несколько занятий по 10 минут, не нарушая порядка. Ваш сын умеет читать с пеленок, но почему же на уроке не может сосредоточиться даже на 10 секунд? Ваш восьмилетка убирает комнату без особых пререканий, а двенадцатилетний сын каждую неделю устраивает из-за уборки настоящую войну. Дети ваших друзей не забывают просьбы родителей, не теряют дорогую одежду и прилично ведут себя на людях. Почему же с вашим ребенком все не так?

Вы знаете, что он достаточно развит и интеллектуально, и эмоционально, чтобы добиться успеха. Однако учителя, друзья, ваши родители, а может, и сварливый внутренний голос говорят, что с ним что-то не так. Вы перепробовали все: умоляли, кричали, упрашивали, подкупали, объясняли, даже угрожали или наказывали, чтобы он вас слушался. Ничто не помогло.

Возможно, причина в отсутствии у ребенка определенных навыков . Нельзя же уговорить его пользоваться тем, чего у него нет, как нельзя скатиться с высокой горы, если вы с трудом стоите на лыжах. Вероятно, ребенок очень хочет (и даже может) справиться с задачей, но просто не знает как . Специалисты по детскому развитию обнаружили, что большинство таких детей - способных, но рассеянных - не обладают рядом организационных навыков . Эти фундаментальные умения помогают ребенку быть собранным, планировать свое время, усердно работать, сосредоточиваться на деле и не отвлекаться, управлять эмоциями, легко приспосабливаться к переменам и не унывать.

Основы организационных навыков закладываются в человеке до рождения и развиваются постепенно в первые двадцать лет жизни. Пока навыки формируются, вы можете на них повлиять. Используя предложенные в нашей книге стратегии, вы поможете ребенку справиться с тысячей больших и маленьких проблем, которые являются неотъемлемой частью детской жизни.

Что эта книга даст вам и вашему ребенку?

Множество детей испытывают сложности с самоорганизацией, самоконтролем и общением. Вряд ли найдется подросток, который выполняет всю работу по дому регулярно и безупречно. Однако некоторым детям нужен постоянный надзор и помощь даже в тех делах, с которыми их сверстники справляются самостоятельно. Возможно, вас мучает вопрос: когда же вы сможете отойти в сторону, как другие родители? Когда ваш ребенок научится успокаиваться сам, без вашей помощи? Наступит ли время, когда вам не нужно будет режиссировать каждое событие его жизни?

Возможно, ждать придется очень долго, если вы рассчитываете, что все изменится само собой. Тем временем ребенок будет страдать от заниженной самооценки, а вы - испытывать разочарование и беспокойство. В ваших силах помочь ему развить недостающие навыки и стать самостоятельным.

В последнее время развитые организационные навыки считаются основой, необходимой каждому ребенку для успешной учебы в школе. Но они необходимы и в дальнейшем, ведь чем меньше родители контролируют ребенка, тем нужнее эти умения. Помочь ребенку развить организационные навыки сейчас - значит избавить его от многих сложностей в будущем.

Если у вашего пятилетки недостаточно развиты организационные навыки, возможно, он не умеет проигрывать, держать себя в руках - и другие дети в дальнейшем не захотят с ним играть. Если ваш девятилетний сын не может спланировать работу и следовать графику, возможно, долгосрочные школьные проекты - непосильная для него задача. Если тринадцатилетний подросток постоянно отвлекается, можно ли быть уверенным, что он не оставит сестренку одну дома ради прогулки с друзьями только потому, что вы не напомнили ему об обязанностях? Будет ли бдительной ваша дочь-подросток, катаясь на машине в компании друзей? Станет ли ваш сын ходить на подготовительные курсы или предпочтет чаты и видеоигры? Сможет ли ребенок освоить нужные навыки настолько, чтобы в будущем вовремя приходить на работу и не выходить из себя, общаясь с надоедливым клиентом или руководителем? Став взрослым, сможет ли жить отдельно, вести независимую жизнь?

От «книги, ставшей бестселлером на Западе», книги с таким многообещающим названием, книги, обложка которой сулит решение вопроса развития организационных навыков ребенка и раскрытия его потенциала, я ожидала более высокого коэффициента полезности.

Что не понравилось
- Практически 150 страниц по сути являются введением с постоянными отсылками к далее идущим главам, где «вы найдете подробное разъяснение этого вопроса».
- Когда дело, наконец, доходит до конкретного изложения сути метода, в книге последовательно разбираются 11 организационных навыков -по одной схеме и довольно сухо. Вначале идет описание навыка, тест, предложения по развитию данного навыка в повседневной жизни. Также приводятся 2 конкретных примера из практики авторов, в которых решаются те или иные проблемы с организованностью у детей. Предполагается, что данной информации достаточно для того, чтобы смоделировать подобные приемы в вашей конкретной ситуации, хотя лично мне это кажется необоснованным.
- Тестов много, но они очень упрощенные. Так, выраженность отдельных навыков оценивается на основании всего 3-х вопросов. Мне кажется, было бы более логично заменить их чек-листами, в которых было бы больше критериев и вариантов проявления того или иного навыка.
- Рекомендации по развитию организационных навыков в повседневной жизни очень подробно прописаны во всех 11 главах, посвященных развитию каждого навыка. Но примерно к 4-му навыку у меня сложилось впечатление, что все эти рекомендации достаточно было описать один раз, поскольку они общеизвестны и работают одновременно в направлении развития нескольких организационных навыков – например, похвала и использование системы наград, организация пространства, сокращение отвлекающих факторов и т.п.
- Пару раз в тексте встречались предложения отправиться за подробностями в Google. Это, конечно, мелочь, но мне показалось странным, что в книге с тестами и упражнениями не нашлось места для релаксационной гимнастики для ребенка хотя бы в каком-нибудь приложении. Авторы просто советуют читателю отправиться в поисковую систему, правда объясняют, какое именно словосочетание следует использовать в качестве запроса:)

Что понравилось
Несмотря на все вышеизложенное и манеру изложения, которую после книги «Ребенок-оптимист» мне было очень нелегко воспринимать, я все-таки дочитала книгу до конца, и вот, что мне понравилось:
- Выделение 11 навыков, составляющих организованность. По сути она означает, что нет неорганизованных людей - у каждого ребенка (и взрослого) есть хотя бы 1 организационный навык, который достаточно хорошо развит, а значит может быть основой для создания ситуаций успеха и для развития других навыков.
- Описывается становление каждого организационного навыка буквально с рождения ребенка. Для кого-то это может стать дополнительным мотивирующим фактором к регулярным занятиям и играм с ребенком, поддержанию режима, организации развивающей среды и т.п. Удобно, что есть таблицы и тесты, которые помогают хотя бы приблизительно определить, как развивается тот или иной организационный навык у ребенка, ведь проблемы зачастую становятся очевидными уже в школьном возрасте, а помочь ребенку можно гораздо раньше.
- Авторы убеждены, что не стоит ждать, когда навыки разовьются у ребенка сами собой, нужно действовать, то есть обучать ребенка этим навыкам. Мне эта мысль очень близка.
- Описаны 3 пути воздействия на навыки: изменение ситуации, окружения; изменение путем прямого обучения и обучение через последствия (похвала, системы поощрения).
- Идея о разной выраженности организационных навыков у детей и родителей. Хотя это вроде бы очевидно. Пройдя тест в начале книги я выяснила, что у меня и у сына, а также у меня и у мужа очень разный набор сильно и слабо развитых организационных навыков. Это помогает проявлять терпимость и понимать, как мы можем помочь своему ребенку и друг другу (иногда мы можем поучиться организованности у собственных детей).

3 «фишки» из книги
Развитие навыка организованности (умения создавать и поддерживать систему планирования и выполнения важных дел). Мама троих детей в начале недели клала в банку 100 монет. Если по приходу с работы она обнаруживала разбросанные вещи, то забирала по одной монете за каждую вещь, а саму вещь изымала на 24 часа. Если вещь ребенку была необходима, он мог выкупить ее за свои карманные деньги. В конце недели дети вместе решали, как потратить деньги, оставшиеся в банке.
Развития навыка настойчивости. Мама мальчика, у которого никак не получалось накопить деньги на покупку игровой приставки, заламинировала изображение приставки и сделала из него паззл (и кусочек = 5$) – хороший пример визуализации цели.
Развитие рабочей памяти. Папа с сыном придумали вешать спортивную экипировку на «манекен» (силуэт мальчика) с ярлычками-напоминалками – это решило проблему сборов на тренировку четырнадцатилетнего мальчика.
В заключение напишу, что книга заставила меня задуматься о тех вещах, которые раньше мне даже в голову не приходили. В школе я была отличницей, никогда никуда не опаздывала, всегда вовремя и без напоминаний делала уроки и убиралась в комнате, а свой новогодний шоколадный набор «растягивала» аккурат до следующего праздника. У меня не укладывалось в голове, что ребенок может просто забывать делать домашнее задание – то есть сделать это не специально, а просто в силу своих индивидуальных особенностей, не развитости того или иного организационного навыка. За то, что эта мысль теперь живет в моей голове – спасибо книге «Ваш ребенок может все».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь