Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Раннее развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста относится к тому периоду жизни малыша, когда мама тихо поет колыбельную перед сном. Первое знакомство с музыкой обычно происходит в семье.

Для чего нужна музыка?

О развитии музыкального слуха у детей дошкольного возраста написано множество книг. Исследования показали, что малыш способен воспринимать звуки, находясь в утробе матери. В дошкольном возрасте начинается осознанное отношение к музыке. В это же время должно начаться формирование музыкальной культуры.

Некоторые мамы начинают воспитывать будущего музыканта задолго до его появления на свет. Чтобы помочь ребенку услышать звуки, женщина прикладывает наушники прямо к своему животу. На самом деле делать это совсем необязательно. Будущей маме вполне достаточно просто слушать любимые мелодии. Малыш не только слышит звуки, но и получает от мамы те положительные эмоции, которые у нее вызывает прослушивание композиций. Чтобы в будущем не возникли проблемы музыкального воспитания, новорожденный должен постоянно слышать звуки любимых мелодий.

Изучение песен благоприятно сказывается на общем развитии детей. Изучая то или иное произведение, дошкольники тренируют память запоминанием слов. Интересные факты из биографии композиторов и поэтов-песенников привлекают внимание ребенка, заставляя его интересоваться искусством еще больше. Музыка делает человека более отзывчивым, развивает чувство эмпатии. Словарный запас ребят, знающих много песен, отличается богатством и разнообразием. С помощью песни запоминать незнакомые слова значительно проще.

Способности

Диагностика музыкальных способностей показывает, что детей, у которых не было бы того или иного таланта, просто не существует. Одним нравятся инструменты, другие предпочитают пение. Третьи охотно танцуют. Однако неправильный подход родителей приводит к тому, что ребенок перестает любить занятия. Мамой и папой должна поддерживаться самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Родителям следует обратить внимание на то, какой именно вид музыкальной деятельности больше всего нравится сыну или дочери. Не стоит заставлять детей петь или танцевать, если они этого не хотят.

Выделяют 3 типа способностей:

  1. Чувство ритма. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста происходит через движение (танец). Движения могут быть самыми простыми. Ритм подразумевает временные отношения в музыке. Детям, у которых он хорошо развит, подходят занятия танцами. Только через движение человек способен показать, насколько хорошо он различает длительность нот, улавливает наличие пауз.
  2. Слуховое представление. Оно необходимо для полноценного музыкального воспитания дошкольников. Дети, имеющие эту способность, могут стать хорошими певцами. Слуховое представление позволяет воспроизводить мелодию с помощью голоса.
  3. Ладовое чувство. Для развития ладового чувства нужны инструменты. Эта способность проявляется не только в узнавании мелодии. Ребенок, владеющий ладовым чувством, может безошибочно определить эмоциональную составляющую произведения.

Деятельность

В современных детских садах программы развития слуха у детей дошкольного возраста появились сравнительно недавно. Ранее занятия были скорее приятным досугом, чем методом воспитания гармоничной личности. Музыкальное образование, которое дети получают в дошкольном учреждении, должно включать:

  1. Исполнение. С его помощью происходит развитие певческих навыков у детей, а также навыков игры на музыкальных инструментах. Дошкольник учится воспроизводить знакомую мелодию тем или иным способом.
  2. Повышение уровня эмоционального восприятия. Музыкальное развитие дошкольников подразумевает не только умение узнавать мелодии и знание имен известных композиторов. Если произведение не вызывает никакого эмоционального отклика, музыкально-образовательная деятельность педагога теряет смысл. Чтобы добиться цели, необходимо создать особые условия для прослушивания произведений. Дошкольник должен знать обстоятельства создания той или иной композиции. Педагогу следует объяснить, кому посвящена мелодия.
  3. Повышение уровня музыкальной грамотности. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста требуют не просто заставлять ребенка учить наизусть песни. Его нужно знакомить с музыкой различных народов, инструментами, биографиями композиторов и т. д.

Развитие музыкальных способностей

  1. Ритм. Развить чувство ритма можно с помощью ударных музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста. Во время занятий необходимо использовать барабаны или литавры. Дети могут маршировать, танцевать и даже декламировать стихи. Таким способом они учатся на слух определять расстояние между двумя различными звуками. Дошкольники должны понять, что от ритма зависит и характер мелодии: бодрый марш, нежный вальс и т. д.
  2. Слуховое представление. Узнавание звуков различных инструментов способствует развитию музыкальных способностей дошкольников. От ритмических упражнений нужно перейти к слуховым. Кроме инструментов можно использовать голоса. Дети по очереди воспроизводят известные мелодии, а их товарищи угадывают произведение. Музыкальные способности детей развивает и обратный вариант: каждому ребенку предлагается воспроизвести ту или иную мелодию голосом.
  3. Ладовое чувство. Этот вид упражнений считается самым сложным. Его используют для формирования основ музыкальной культуры у дошкольников 5-6 лет. Для младшего возраста такие упражнения не рекомендованы. Особенности музыкального развития детей состоят в том, чтобы научить их «чтению» того настроения, которое передает музыка. Обучить «читать» музыкальное произведение помогут упражнения, направленные на передачу эмоциональной составляющей звуков. Можно предложить ребенку изобразить голосом гнев, радость, страх, обиду и другие эмоции, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной жизни. Если дети хорошо знакомы с инструментами, они уже способны понять, с помощью какого инструмента можно изобразить то или иное человеческое чувство. Такие методы и приемы музыкального воспитания оказывают положительное воздействие на формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Пение в детском саду

Специалисты уверены в том, что пение способно развить музыкальные способности у взрослых и детей в максимально короткие сроки. В задачи музыкального воспитания входит не только развитие чувства ритма у дошкольников, формирование умения узнавать мелодии и запоминание названий музыкальных инструментов. Развитие детей должно происходить на всех уровнях.

Занятия пением тренируют вокальные данные. Даже если ребенок не видит себя в будущем известным певцом, упражнения с голосом помогут ему выработать уверенную и грамотную речь. Пение рекомендовано детям, имеющим проблемы с дыханием. Кроме того, занятия вокалом объединяют все виды музыкальной деятельности дошкольников. Дети знакомятся с произведением и получают информацию о его авторе. Далее им можно предложить маленькую постановку. Желательно выбирать такие произведения, которые могут задействовать несколько человек одновременно. Таким образом дети смогут проявить свой актерский талант.

Во время исполнения песни ребенок максимально сосредоточен. Ему нужно не просто произносить заученные слова, но еще и воспроизводить определенные ноты. Не стоит забывать и об эмоциональной составляющей, выражении своего отношения к сюжету песни. Все эти компоненты и делают пение лучшим способом быстро развить музыкальные навыки.

Если мама и папа планируют отдать малыша в детский сад, первичные музыкальные навыки нужно выработать дома. Дошкольное воспитание в детском саду подразумевает музыкальные занятия, к которым дети должны быть готовы.

Малышу в возрасте до года рекомендуется слушать легкие произведения. Общее время прослушивания не должно превышать 3 минут. Если родители являются поклонниками тяжелого рока, не стоит навязывать свои вкусы новорожденному. Такие композиции способны напугать малыша. Сыну или дочери можно предложить классику. В продаже есть и специальная детская музыка.

В 2-3 года малыш может слушать композиции значительно дольше — от 5 до 10 минут. Родители должны следить за тем, какие эмоции вызывает произведение. При малейших признаках дискомфорта прослушивание нужно остановить. Музыка в этом возрасте может быть комфортной для прослушивания только тогда, когда в сознании ребенка присутствуют определенные ассоциации. Можно использовать детские пьесы.

В 3-4 года детям необходимо не только слышать, но и видеть. Для такого возраста подходят музыкальные мультфильмы. Вызвать интерес детей к мультфильму поможет присутствие взрослых, с которыми можно обсудить сюжет, главных героев и мелодии. Взрослые должны проявить заинтересованность в прослушивании.

Когда исполняется 5-6 лет, начинает формироваться собственный вкус, дети уже способны к критической оценке композиции, сравнениям. Они могут запоминать информацию о любимых исполнителях. Родителям следует проявить тактичность и не осуждать музыкальные вкусы своих детей. Предпочтения способны со временем меняться.

Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду продиктованы образовательными стандартами. Организация музыкального воспитания в домашних условиях более свободна и ориентирована на потребности ребенка. Родителям необязательно иметь педагогическое или музыкальное образование для того, чтобы заинтересовать своих детей великими шедеврами.


Музыка - не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. В период от рождения (включая внутриутробное развитие) до 4 лет малыш учится не только слышать, но и слушать музыкальные произведения, а в 5 - 6 лет возникает потребность воспроизводить. Возможно, новые Моцарты появятся не скоро, но гармоничные и целостные личности - запросто!

Музыка (размеренная, ритмичная, акапельные песни по типу колыбельных) на малышей влияет наилучшим образом:

  • Развивается нервная система.
  • Быстрее происходит адаптация к обществу.
  • Развивается эстетический вкус, мышление.

Музыка воспитывает, помогает социализации, лечит.

Музыкальное воспитание дошкольников

Малыши начинают воспринимать живую речь, музыкальные ритмы, еще находясь во внутриутробном состоянии. После появления на свет, дети знакомятся с мамиными колыбельными, удивляются ритмичным, разным по диапазону и длине звука погремушкам. Более взрослые малыши осваивают элементарные инструменты и начинают слушать музыкальные произведения, испытывая определенные чувства.

  • От 0 до 2 лет - этап «Здравствуй, звук!». Крохам интересно заниматься звуконаследованием. Повторение треска или шума погремушки, издаваемых домашними животными звуков становится их любимым занятием. Предлагая различную «базу», родители помогают ребенку развивать слух и логику. Нажимая пальчиком на клавишу или кнопку, дети слышат различные звуки.

Важно, что в этом возрасте на малышей уже влияет классика и мягкие джазовые композиции, мелодии в исполнении инструментальных ансамблей. «Лунная соната» Бетховена, «Элегия» Массне, «Пер Гюнт» Грига не только повысят интеллектуальный уровень взрослых, но и смогут стать музыкальным «началом начал» у будущих личностей.

  • 2 - 3 года - этап «Играй, гармонь!». Самые простые предметы могут сыграть роль элементарных инструментов. Здесь дети осваивают несложную технику, включаются в процесс воспроизведения.

Интересно, что в этом возрасте мальчикам и девочкам более по душе быстрые мелодии, они не просто поддерживают хорошее настроение, способствуют активности, но и влияют на развитие мышечной системы детей. Двигаясь в такт веселым детским песенкам («Антошка», из м/ф «Пластилиновая ворона» и др.), малыши развиваются физически, усваивают понятие ритма, которое им пригодится в школьные годы.

  • В 4 года дошкольники при помощи знакомства с новыми инструментами и дальнейшего изучения мира музыкальных стилей учатся проводить несложный анализ. Многие начинают различать «веселые» и «грустные» композиции. Понятия «минор» и «мажор» только появляются на слуху, но позволяют в будущем ассоциировать настроения мелодий и человека в данную минуту.

Полезным способом снимать перевозбуждение и успокаивать остается медитация под спокойную, умиротворяющую музыку. “Вечерняя серенада” Шуберта, “Спектральная сюита” Стива Халперна, прослушанные в комнате с приглушенным светом и рядом с родителями, способны развить в ребенке чувство самоидентификации. В период проигрывания мама может рассказать сказку о двух вымышленных персонажах, где один отделился от другого и пошел искать счастье. Пусть сын или дочь нарисуют это самое счастье или просто расскажут о нем. Так еще маленький человек научится формулировать мысли и озвучивать чувства. Не стоит кривить душой, родителей эта совместная процедура также научит освобождать свои мысли и быть ближе к ребенку.

Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качест...

  • 5 - 6 лет , этап «Музыка для всех!». Родителям и воспитателям придется обзавестись терпением, однако результаты порадуют каждого. Необходимо предложить дошкольникам самостоятельно «сыграть» произведение. Участие старшего наставника с внесением собственных музыкальных корректив приветствуется!

Настоящим помощником воспитателю станет «Утро» Грига при полной усталости ребенка. Поднять дух сможет «К радости» Бетховена. Снять гнев маленького человека под силу «Сентиментальному вальсу» Чайковского, а «Лунный свет» Дебюсси позволит сосредоточить внимание.

Главное, что музыкальное воспитание детей положительно сказывается и на взрослых.

Музыкальные игры для дошкольников

Погружаясь в мир звуков, ребенок учится в них разбираться, переживать новые эмоции, развивается его мозговая деятельность. Музыкальные игры, придуманные для дошкольников, можно распределить по категориям:

  • Для запоминания. Среди всего арсенала предлагаемых ребенку занятий наиболее простым и доступным можно назвать «Аплодисменты». Присаживаясь в круг, воспитатель прохлопывает несложный ритм, сопровождая его какой-нибудь спортивной «кричалкой» или небольшим стихотворением, пословицей. Каждый малыш повторяет по кругу. Если не выходит, взрослый предлагает из нескольких ритмичных прохлопываний узнать правильное. Важно, что такие игры способствуют не только запоминанию, но и развитию чувства ритма и внимания.
  • Для развития мыслительной функции, для улучшения голосовых данных. Нельзя поправлять и «обрывать» песню малыша, даже если не все ноты взяты идеально. Такое вмешательство может запросто отбить охоту к пению. Через такое проявление детского творчества ребенок учится проявлять эмоции. Отрывистые и ритмичные мелодии даже поднимают настроение, а лирические и протяжные способны передать грусть и задумчивость. Часто используют распевки. Они улучшают качество исполнения и развивают голосовые данные.

Как вариант, используют музыкальную игру «Восьмерка», когда на выдох дети считают до восьми. Можно сочетать это упражнение с поднятием ноги или рук. Это позволяет развивать диафрагму, брать дыхание, контролировать положение тела. А в игре «Зов», во время которой ребята и девочки становятся в круг, спиной к центру, начинают кричать какое-то слово. Можно чье-то имя. Когда воспитатель понимает, что громче дети уже не сделают звук, занятие прекращается. Это не только тренировка силовых характеристик звука, но и действенный способ «сбросить» негативные эмоции.

  • Для памяти. Во время игрового момента дошкольникам проще усвоить даже более сложные задания. Игра «Ритмический рисунок» проводится так: воспитатель (или родители) могут нарисовать на карточках различные музыкальные рисунки. Можно условно обозначить длинные звуки в виде палочек или черточек, короткие - кружочками или точками. Размер одну четвертую можно изобразить в виде цифры или разной длины черточки. Это легче, чем нотный стан даже для 5 - 6-летнего дошкольника. Похлопать ладошами, простучать карандашом или на каждый звук придумать взмах, кивок или движение ногой - выбор зависит от музыкального уровня подготовки дошкольника и мастерства воспитателя.
  • Для творчества. А кто сказал, что для музыкального воспитания и развития необходимо исключительно петь или «отбивать» ритмический рисунок? А как же танец? Ребятам и девочкам понравится музыкальная задача «Танцевальная угадайка».

Понадобятся 2 команды с активными капитанами и музыкальные нарезки (можно просто вовремя выключать магнитофон). Капитан под музыку придумывает мини-танец, а «противники» пытаются его повторить. Веселой забавой, развивающей слух, станет игра «В своей тарелке». В тарелочки взрослый выкладывает предметы, издающие интересные звуки. Пусть это буду деревянные и/или обычные ложки из нержавейки, губная гармошка, погремушка. Задача дошкольника с завязанными глазами прослушать звуки, потом повязка снимается, а ребенок на вид пытается угадать, из какой посуды были изданы «мелодии».

5 1

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и упражнения? На что родителям маленьких детей обратит...

Такие музыкальные забавы не только развивают память, но и являются отличным времяпрепровождением дошкольников. Эти задания помогут с интересом заниматься в помещении при дождливой погоде.

Музыкальные материалы для развития ребенка

С музыкой дети сталкиваются часто, начиная от колыбельных песен матери перед сном, прибаутками «Ладушки», песенным сопровождением хороводов «Каравай» и музыкальными заставками к любимым мультфильмам. Но в дошкольном возрасте возможность музыкально развивать и воспитывать сына или дочь имеют уже воспитатели детского сада. Здесь выбор «инструментария» не намного, но отличается. Многое зависит оттого, сколько лет воспитанникам.

Как правило, еще в более раннем возрасте дети знакомятся с музыкальными инструментами.

  1. В 2 - 3 года малыши впервые понимают, что такое барабан. Родители или старшие наставники демонстрируют спектр различных звуков, издаваемых этим инструментом. Стучать можно руками или палочками (при условии отсутствия травматизма, а также карапузов не стоит наедине оставлять с палочками). Бубенцы станут еще интереснее, поскольку их звучание отличается большей музыкальностью. С их помощью возможно отображать в детской песенке сильную долю и слабую. Ложки окажутся пригодными для отображения ритма любой песенки. Трещотка также завладеет вниманием. Почему бы не «сыграть» частушки? Металлофон, музыкальные детские пианино или труба, играющие после нажатия на клавишу или кнопку определенный звук (не мелодию!), привьют маленькому музыканту любовь к этому виду искусства.
  2. В 4 года более углубленно (и осознанно) дети подходят к изучению духовых и клавишных инструментов. Это уже не просто любознательность и восхищение от случайно издаваемых звуков. Можно демонстрировать не только флейту или габон, иногда достаточно показать изображение инструмента и подобрать музыку с его звучанием.
  3. 5 - 6 лет - время шумовых оркестров! Горох, гречка, вода в бутылках, металлофоны и детские инструменты, наконец, становятся доступными для воспроизведения звука. Пусть играет фантазия, воспитатель поможет.

Если у дошкольника проявляются возможности, стоит задуматься над посещением музыкальной школы. Если нет - не беда, музыкальное воспитание и развитие в любом случае благотворно влияют на становление будущей личности!

2 0

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования - использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.

К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения, наиболее распространенными являются: наглядный, словесный и практический методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях.

«Уроки» музыки не только знакомят детей с музыкальными инструментами, но и позволяют освоить основы вокального дыхания, развить голос и слух, расширить кругозор.

Ребята слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие детей раннего возраста побуждает малышей проявлять творческую активность, а родителям и педагогам помогает быстрее раскрыть таланты и стремления ребенка.

Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других ”

Б.Асафьев

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии творческого потенциала ваших детей. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей наканунеобучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет развития творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку.

3. Для этой цели очень подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей.

4. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «Видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

5. Для импровизации можно использовать атрибутику: ленточки, шарфики, звёздочки, платочки, веночки, цветы.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение) Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос-ответ.

При игре на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.

Вот как выглядит примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребенком.

1. Придумывается сказка (развивается мышление, речь, воображение)

2. При помощи музыкальных инструментов (использование самодельных шумелок, шуршалок и т.д.) озвучиваются герои (развивается при совместном изготовлении музыкальных инструментов мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов)

3. Изображение и изготовление декораций. (кто, где, когда. Например: колобок, в деревне, в лесу, летом).

4. Придумывается песня героя, танец. (в соответствии со временем года

« цветочков», или песенка колобка).

Областное бюджетное государственное профессиональное образовательное учреждение

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Контрольная работа

по предмету МДК 02.05 « Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

студентки 3 курса 1 группы

Бобровой Виктории Владимировны

Домашний адрес:

Смоленская обл.,

г. Смоленск,

ул. Юбилейная,

Боброва В.В.

ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»

РЕЦЕНЗИЯ

Преподаватель: ___________________________________________

Дисциплина: ______________________________________________

Дата рецензирования: ______________________________________

Оценка: ___________________________________________________

Вариант 2

ТЕМА : Развитие у детей музыкальных способностей.

План ответа:

Введение.

    Слушание – восприятие.

    Певческая деятельность.

    Приобщение к игре на музыкальных инструментах.

    Музыкально – ритмическая деятельность.

    Характеристика музыкальных способностей.

    Развитие музыкальных способностей.

    Пути развития музыкальных способностей.

Заключение.

Введение.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Она признается важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. А для этого необходимо осуществлять процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, который называется - музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей детей. Возможность и необходимость формирования у ребенка музыкальных способностей, так же как и памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста доказывают нам исследования известных ученых и педагогов. Например, великий педагог – музыкант, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране Метлов Н. А. в начале – середине 20 века стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально–ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Программы, разработанные им, явились основой для создания последующих программных документов. В частности в 60-70 гг. Ветлугиной Н. А. для дошкольников создана методика музыкального воспитания. Проблему музыкального воспитания так же рассматривали Радынова О. П., Катинене А. И., Метлов Н. А., Кенеман А. В., Бабаджан Т. С., Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Теплов Б. М. и др.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить ᴨȇдагог профессионально подготовленный, творческий в своих ᴨȇдагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные ᴨȇреживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт ᴨȇредовых ᴨȇдагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, ᴨȇдагогическое мастерство. Это - второе условие успешной реализации воспитательных задач.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет усᴨȇшно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.

1. Слушание – восприятие.

Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание - восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность ᴨȇреживать музыкальное содержание как сᴨȇцифи-ческую выразительную речь.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов ᴨȇдагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов...» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно-сти, веселых шутках, и... восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит.

Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теᴨȇрь расскажите, какую музыку вы услышали ». (Дети отвечают.)

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело-дия-«ᴨȇревертыш», постеᴨȇнное «раскручивание» мелодии, темповые характеристики).

Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее сᴨȇцифику и на интонационно-слуховой опыт детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:

сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений, ᴨȇредающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.

Музыкальный реᴨȇртуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей группы. Отдельные беседы допустимо проводить в вечерние часы, если у ᴨȇдагога возникают проблемы со временем на музыкальном занятии. По усмотрению музыканта-ᴨȇдагога возможна замена произведений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора -художественности и доступности для детского восприятия.

2.Певческая деятельность .

Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки - ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: высокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризуется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примарным диапазоном звучания.

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - ᴨȇсенное творчество.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и ᴨȇрежива-ние музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является ᴨȇсенное творчество.

Качество ᴨȇсенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из котоҏыҳ выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную ᴨȇсенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следующего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные вᴨȇчатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).

Одно из основных условий ᴨȇсенного творчества - умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владение ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (ᴨȇдагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов.

3.Приобщение к игре на музыкальных инструментах.

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассматривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музицирование ᴨȇдагога и ребенка поможет поддержать этот интерес.

4.Музыкально – ритмическая деятельность.

Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения с помощью котоҏыҳ совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

Упражнения без музыки помогают принимать правильное исходное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и ᴨȇрестроения.

Группы упражнений без музыки:

1. Упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать, изменять стеᴨȇнь напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упражнения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возможный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно ᴨȇреносить тяжесть тела вᴨȇред (назад) ᴨȇред началом ходьбы, бега.

2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

    на развитие мышц шеи;

    на развитие мышц плеча;

    на развитие кистей рук;

    на развитие мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений.

Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиᴨȇрактивностью, замкнутостью и т. д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психического развития, другими нервно-психическими расстройствами, так и практически здоровым детям.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого ᴨȇдагогом материала по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, в связи с этим ᴨȇдагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

5.Характеристика музыкальных способностей. Музыкальность.

Так как музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна, то, следовательно, и музыкальность включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых до высших творческих проявлений.

Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности. Он подчеркивает, так как каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных, и особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими, то музыкальность не сводится к одной способности: "Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей".

"Проблема музыкальности,- пишет Б. М. Теплов,- это проблема, прежде всего, качественная, а не количественная". У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, так как способности зависят от врожденных задатков, а развиваются они в процессе воспитания и обучения, то музыкальность необходимо развивать с раннего возраста.

Б. М. Теплов дает определение музыкальной одаренности , включая в него качественное сочетание самой музыкальности, т. е. комплекса специальных, именно музыкальных, способностей и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней): творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы.

Б. М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир, поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается ее содержание, а центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Понятие "музыкальность" включает в себя музыкальный слух и чувство ритма, неразрывно связанные с эмоциями, так как для более глубокого восприятия музыкального содержания, человек должен обладать: способностью дифференцировать движущиеся звуки, слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.

Итак, Теплов Б. М. определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Структура музыкальности.

Определение понятия музыкальности, которое дается в психологической и музыкально-педагогической литературе, подчеркивает ее комплексность и многосоставность. Существуют различные подходы к изучению этой комплексности. Например, Г. Ревеш, понимает музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. К. Сишор, наоборот, дает классификацию многочисленных отдельных музыкальных способностей.

Теплов Б. М. предметом своего исследования сделал специально-музыкальные способности, не рассматривая общие способности музыкально-эстетического восприятия, исполнительства, творчества. Он выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Оно является эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство - это различение как общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, так и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Они различаются по степени их произвольности.

Способность к слуховому представлению совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют "внутренним слухом". Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения".

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. Оно лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как "непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма".

ладовысотный слух и чувство ритма .

В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

В структуре музыкальности так же выделяют более общие музыкально-эстети ческие и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко вторым относятся названные основные музыкальные способности и сенсорная основа.

В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие исполнительство, - выразительность, непосредственность, искренность, и компоненты, отличающие продуктивное творчество, - индивидуальное своеобразие в замыслах и в поисках новых средств воплощения.

Структура музыкальности требует рассмотрения и тех способностей, которые характерны для успешного выполнения конкретной деятельности - слушательской, творческой или исполнительской. Так, по мнению профессора С. Савшинского, можно выделить: художественные качества (проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения); технические ( , точность игры и т. д.); эстетические (тембровое богатство звучания, их нюансировка)2.

Таким образом, понятие "музыкальность" включает в себя названные основные музыкальные способности и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.).

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы.

6.Развитие музыкальных способностей.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность-это значит «завести» механизм формирования способностей.

Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет.

Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – .

Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.

Таблица 1.

Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.

Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

7.Пути развития музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:

В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

В области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.

Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:

Воспитывать любовь и интерес к музыке;

Обогащать музыкальные впечатления детей;

Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;

Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.

Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.

Таблица 2.

Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.

Таблица 3.

Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.

Подвижные,

Хороводные.

Развитие музыкально-слуховых представлений

Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте

Настольные,

Хороводные.

Развитие чувства ритма

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.

Настольные,

Подвижные,

Хороводные,

Творческие.

Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.

Заключение.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность ". Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.

Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.

При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка.

Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.

Список литературы:

    Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская энциклопедия, 2003.

    Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Феникс, 2011.-352с.

    Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольног возраста: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия» ,2005.-320с.

    Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.

    Ростов-на-Дону: Феникс,2008.

Интернет -ресурсы:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь